Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница», описание в цитатах

illjustracija-bespridannica-ostrovskij-hudozhnik-a-a-paramonov-2.jpg

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы «Бесприданница» А. Островского. Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Бесприданница»— Все материалы по пьесе «Бесприданница»

Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского: описание в цитатах

Полное имя главной героини пьесы «Бесприданница» — Лариса Дмитриевна Огудалова. Лариса — молодая девушка, «девица» на выданье:

«…ее дочь, девица…» 

«…я еще молода, не знаю людей…»

Лариса выросла в порядочной, но бедной семье:

«Огудаловы все‑таки фамилия порядочная, и вдруг за какого‑то Карандышева!» 

«Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь.»

Лариса живет с матерью, Харитой Игнатьевной. Отец Ларисы умер, а две ее сестры уже вышли замуж:

«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет…»

Две сестры Ларисы из-за бедности вышли замуж неудачно и живут несчастливо. Возможно, одна из сестер погибла от рук своего мужа:

«…надо их спросить, сладко ли им жить‑то. Старшую увез какой‑то горец, кавказский князек. Вот потеха‑то была… Как увидал, затрясся, заплакал даже – так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа‑то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого‑то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.»

Лариса одевается богато, но скромно:

«…одета богато, но скромно.»

Лариса — бесприданница, то есть девушка из бедной семьи, за которой не дают приданого:

«…состояние небольшое, давать приданое не из чего…» 

«А средства у нее так невелики…» 

«Да что ж делать‑то, где взять женихов‑то? Ведь она бесприданница.»

От отчаяния Лариса собирается замуж за господина Карандышева, которого она не любит и который ей не пара:

«…я решилась наконец выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней.» 

«Ну, что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч!» 

Лариса дала согласие выйти замуж за Карандышев, только чтобы не жить вместе с матерью:

«Но что меня заставило?.. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?»

Лариса — красивая и образованная девушка. Она умеет играть на музыкальных инструментах и прекрасно поет:

«…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…»

«Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.»

«Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве.»

Лариса — очаровательная девушка:

«Очаровательное создание! Повелительница моя!»

Лариса — талантливая, одаренная девушка. У нее всегда было много поклонников: 

«Господа, вы сейчас восхищались талантом Ларисы Дмитриевны. Ваши похвалы – для нее не новость; с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае. Да‑с, талантов у нее действительно много.»

«Много блестящих молодых людей окружали ее…»

Лариса — простая, открытая, нехитрая девушка. Она не любит лгать и любит говорить правду:

«…да ведь она простовата. <…> Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо. <…> Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает.» 

«Опять притворяться, опять лгать!» (слова Ларисы)

Лариса — чувствительная натура. Ей нужны сочувствие, нежность и ласка со стороны мужчины:

«Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!»

Лариса — чуткая и впечатлительная девушка:

«…со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна.»

Лариса страдает оттого, что никто из мужчин не любит ее по-настоящему:

«Вы только о себе! Все себя любят! Когда же меня‑то будет любить кто‑нибудь? Доведете вы меня до погибели?!» 

«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите.»

Год назад Лариса влюбилась в господина Паратова, но через 2 месяца знакомства он сбежал. Несмотря ни на что Лариса по-прежнему любит его:

«Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда.»

Внезапно Паратов приезжает в город. Лариса бросает своего жениха и едет вместе с Паратовым на ночную прогулку

«…Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него жениха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей!»

«…должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!»

После этой прогулки Лариса надеется, что Паратов женится на ней:

«У меня один жених: это вы.» (Лариса — Паратову)

Но подлец Паратов бросает Ларису после веселой ночи на пароходе. Паратов признается, что помолвлен с другой:

«Я обручен.»

После этой ночи Лариса объявляет Карандышеву, что больше не хочет выходить за него замуж:

«…как могу я уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует.»

Теперь Лариса понимет, что ее честь безвозвратно потеряна и ей больше никогда не выйти замуж после этой ночи с Паратовым. Теперь Ларисе остается лишь стать любовницей старика Кнурова. Она решает ехать с ним в Париж:

«Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.»

Услышав о планах Ларисы, ослепленный ревностью Карандышев убивает ее:

«Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)»

Умирая, Лариса берет в руки пистолет Карандышева, чтобы все считали это самоубийством:

«Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама… Ах, какое благодеяние!.. (Поднимает пистолет и кладет на стол.)»

Это был цитатный образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского: описание характера, личности и истории жизни героини в цитатах.Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница»Содержание:

Происхождение Ларисы Огудаловой

Лариса Дмитриевна Огудалова происходит из порядочной, но обедневшей семьи. Её отец умер. Она живёт с матерью Харитой Игнатьевной, которой уже удалось выдать замуж двух старших сестёр Ларисы, однако их брак нельзя назвать удачным. Из-за бедности каждая из них столкнулась с несчастьем: одна вышла замуж за иностранца, который на самом деле оказался шулером, вторую увёз какой-то горец, который, возможно, даже не довёз её до Кавказа, зарезав по дороге от ревности.

Лариса не хочет для себя такой же трагической судьбы. Она мечтает о настоящей любви, но пока она вынуждена участвовать в частых приёмах, которые в их доме проводит её мать ради счастья дочери. Их посещают потенциальные женихи, которых девушка должна развлекать своими романсами, любезностями, улыбками, шутками и танцами. Однако Ларису крайне тяготит общество людей, которые видят в ней только красивую игрушку и развлечение. Никто не задерживается в их доме с серьёзными намерениями.

В произведениях Островского многие имена, фамилии и отчества персонажей являются говорящими. Много таких имён и в «Бесприданнице»:

  • Имя Ларисы с греческого — «чайка».
  • Значение фамилии Огудалова связано со словом «огудать» — обмануть, обольстить, надуть. Сама Лариса жестоко обманывается в своих мечтах и надеждах.
  • Имя и отчество матери Ларисы связано с цыганским колоритом: Харитами в давние времена называли красивых изящных цыганок из хора, а Игнатами именовали в Москве каждого цыгана. Дом Огудаловых в пьесе как раз сравнивают с цыганским табором за счёт того, что там постоянно устраиваются приёмы с большим количеством людей.

Образ и характеристика героини

Образ Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» очень яркий и запоминающийся. Это утончённая, нежная, обворожительная молодая девушка с тонкой душевной организацией и богатым внутренним миром. В пьесе о её внешности говорится мало: «одета богато, но скромно», в основном её описание складывается по реакции остальных героев. К примеру, цитатный образ можно составить с помощью следующих высказываний:

  • «…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт…»;
  • «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».
  • «К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

Её основные отличительные качества — уникальная способность глубоко чувствовать и по-настоящему сильно любить. Однако именно они в итоге сыграли с ней злую шутку. Другие присущие ей черты характера:

  • честность, открытость, искренность;
  • неумение быть с человеком не по любви;
  • скромность и порядочность;
  • романтичность и умение мечтать, уходить от жестокого реального мира в мир фантазий;
  • талант, начитанность, музыкальность.

Огудалова умеет танцевать, петь романсы, обладает хорошим голосом, чем привлекает публику. Но все видят только оболочку, никто не пытается интересоваться её внутренним миром. Её не понимает даже собственная матушка, которая считает, что важнее всего — поскорее выдать дочь замуж за богатого, а для этого можно притворяться и лгать, причём чувства дочери совершенно её не волнуют. Мать и дочь очень разные, они имеют различные жизненные ценности.

Лариса не принимает позицию матери о выгодном замужестве, но, имея превосходное воспитание, не смеет перечить и ослушаться, поэтому улыбается гостям и развлекает их своим обществом. При этом в душе она мятежница, но её эмоции и помыслы не находят выхода, она не вольна выбирать собственную судьбу. Она — крайне противоречивая фигура в литературе, но именно этим и привлекает.

Отношения Ларисы с другими персонажами

За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:

Сергей Сергеич Паратов Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована.
Юлий Капитоныч Карандышев Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым.
Мокий Пармёныч Кнуров Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах.
Василий Данилыч Вожеватов Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен.

Трагедия судьбы Огудаловой

Вскружив голову Ларисе Дмитриевне и отбив потенциальных женихов, Паратов уезжает из их уездного городка, оставив её с болью в сердце и пустыми надеждами. Она уже «отравлена» им и не может излечиться от этой любви. Но ей ничего не остаётся, кроме как выйти замуж практически за первого встречного, предложившего ей руку и сердце — Карандышева, хотя она и осознаёт, что он не ровня ей. Он кажется ей жалким и ничтожным, а брак с ним — унизительным.

Она чувствует, что приговорена к печальной жизни с мелким чиновником, тянущей её на самое дно всё дальше от той романтики и красоты, к которой так тянется её душа. Для неё это невыносимо.

Кроме того, героиню раздражает то, что Карандышев пытается сравниться с Паратовым. Она говорит ему: «С кем вы равняетесь!», не хочет участвовать в его честолюбивых идеях вроде претенциозного обеда, а также наедине открыто говорит ему, что пока не любит его, он намного ниже Паратова, а за Сергеем Сергеичем она пошла бы по первому зову.

Разумеется, когда Паратов опять приезжает в город, Лариса стремится снова его увидеть, ведь её чувства к нему никуда не исчезли. Она хочет сама решить свою судьбу и примкнуть к красивому романтичному миру, из которого, как ей кажется, происходит её возлюбленный. Она полагает, что путь к этому миру лежит через столь же романтичный, безрассудный и эффектный поступок, который она опрометчиво совершает, отправившись с о своим любимым на ночную прогулку по Волге в мужской компании. В этот момент она счастлива и вновь очарована, снова строит планы на будущее и надеется на счастье.

Однако на самом деле её возлюбленный оказывается таким же жестоким, подлым и бессердечным человеком, совершающим поступки в личных интересах и ради своей выгоды. Он сообщает ей, что обручён: в этот страшный момент судьба Ларисы Огудаловой трагическим образом решается.

Героиня не понимает, почему Паратов не сказал ей об этом раньше. Но она знает, что теперь, после ночи с ним, её девичья честь утрачена навсегда. Согласно нравам того времени, её больше не возьмёт замуж ни один достойный господин.

Между тем Вожеватов и Кнуров мечут жребий, кому она достанется в качестве содержанки. Но ей уже всё равно, она становится абсолютно равнодушной к собственной судьбе и вскоре заявляет Карандышеву, что выберет кого угодно, пусть даже Кнурова, но не его. Тогда тот стреляет в неё из-за ревности, воскликнув фразу, ставшую довольно известной цитатой: «Так не доставайся же ты никому!».

Перед смертью героиня благодарит его за свою гибель, ведь жизнь в мире холодных расчётливых дельцов была для неё мучением. Она не решилась бы на самоубийство, о котором, возможно, подумывала, а выпущенная в неё пуля стала для неё спасением.

Драма Ларисы Огудаловой заключается в том, что она, будучи чувственной, тонкой и романтичной натурой, оказывается в жестоком и примитивном мире, где материальное вытесняет духовное. Люди думают только о деньгах, положении в обществе и развлечениях, а тех, кто по-настоящему умеет любить, мечтать и чувствовать, остаётся всё меньше, да и они чаще всего несчастны. В произведении автор затрагивает тему соотношения человеческих чувств и холодного расчёта, показывая, что существование чувственных и душевных людей, столкнувшихся с жестокостью и бесчеловечностью, может окончиться трагедией.

Перед смертью Огудалова понимает, что в мире, где деньги и вещи ценятся выше чувств, она и сама стала красивой вещью, за которую борются мужчины как за ценный приз. Об этом она говорит в своём монологе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец, слово для меня найдено», «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».

Если бы Лариса имела более жёсткий характер, то она, возможно, приспособилась жить в таком мире, прогнулась под него. Но она является человеком высоких моральных качеств, а её душа намного чище, чем у всех остальных персонажей пьесы. Поэтому она с благодарностью принимает смерть как избавление, погибая под шумное цыганское пение. В смерти она видит освобождение от мира, в котором для неё нет и не будет счастья.

В последних строчках произведения, умирая, героиня подбирает пистолет, чтобы всё выглядело как самоубийство, напоследок говорит, что ни на кого не жалуется и не обижается, а всех подоспевших на место действия называет хорошими людьми. В этом, опять же, можно увидеть настоящую чистоту и красоту её души.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать:

Лариса Огудалова – персонаж пьесы Островского. В ее судьбе соединились разные варранты жизни бесприданниц на Руси. Яркий образ и характеристика Ларисы в пьесе «Бесприданница» — помогают проникнуться тяготами существования умных впечатлительных натур в обществе денег.

Лариса и семья

Лариса – красивая умная девушка, в возрасте «на выданье». Фамилия семьи Огудаловы говорит о хорошем положении в обществе:

«Огудаловы все-таки фамилия порядочная…». Семья бедная, порядочность заставляет унижаться, искать покровительства богатых и состоятельных. У Ларисы две сестры. Их судьбы пугают читателя. Что ждет Ларису? Одна из сестер стала женой горца, кавказского князя, который не довез девушку до дома, зарезал от ревности. Вторая вышла замуж за иностранца, оказавшегося шулером. Судьба Ларисы тоже плачевна. Над ней сначала посмеялись, обманули, затем выбросили и предложили стать содержанкой богатого купца. Смерть от руки ревнивого жениха Карандышева стала избавлением от мук, хотя девушка очень хочет жить.

Внешность и характер бесприданницы

Девушка красива, по словам гостей дома матери, она очаровательна.

«…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…» так, что хочется ее слушать мужчинам разных возрастов и характеров. Голос уносит купцов в мир грез и мечтаний: «…забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве». Чаще под блаженством мужчины понимают красавицу. У талантливой девушки много поклонников, «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае». Музыка сделала Ларису чувствительной натурой. Ей сложно притворяться, лгать. Не выдержав, бесприданница говорит не то, что от нее ждут: «…вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Так вести себя могут богатые наследницы, Лариса должна уметь сдерживать свои чувства. Простота привела девушку к гибели. Она доверилась развратнику Паратову и стала игрушкой в его руках. « К кому расположена, нисколько этого не скрывает». Паратов сбежал из города, не объяснив причину отъезда. Лариса прощает любимого, не видит обмана в его словах и поступках, «…значит, она надежду имеет на Сергея Сергеевича; иначе зачем он ей!». Итог страшен: бесприданница вынуждена соглашаться стать приживалкой у Кнурова, гибнет от рук Карандышева.

Лариса и Вожеватов

Вожеватов знаком с Ларисой с детства. Он посылает ей подарки, оказывает тайные знаки. Лариса считает его другом, но обманывается в чувствах. Василий холоден, практичен и хитер. Молодой купец ведет себя несколько пошло:

«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». Лариса доверяет Василию, юношеская привязанность разбивается о камень черствости и безнравственности. Вожеватов предлагает сыграть в орел – решку и определить, кому достанется Лариса после ночи с Паратовым.

Лариса и Кнуров

Богатый делец имеет огромное состояние, жену, наверное, и детей. Чего не хватает купцу? Красивой содержанки. Лариса – цель, которая, то удаляется от него, то приближается. Почтенный возраст купца – основная причина, по которой он не пытается действовать открыто. Лариса ведет себя по отношению к другу семьи уважительно, с чувством почтения. Она строго выполняет поручения матери, шепчет на ушко слова благодарности за помощь. Девушка – хороший собеседник. Если с другими Кнуров молчит, то про Ларису он говорит нежно:

«Приятно с ней одной почаще видеться – без помехи».

Лариса и Паратов

Для бесприданницы Паратов стал идеальным мужчиной. Он сумел покорить ее сердце, девушка прощает ему побег. Когда-то он уже пропал из ее жизни, разогнав всех женихов. Очарование строится на внешних поступках мужчины. Это показывает наивность девушки и ее сильную веру в честность человека. Любовь ослепляет Ларису, но автор подчеркивает, что вряд ли любая другая женщина смогла бы устоять против его чар. Отдавшись всецело чувству, Лариса остается полностью опустошенной. Слова любимого больно бьют девушку:

«В любви приходится иногда и плакать». Паратов говорит красиво: «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать…». Верить лживому купцу сложно, но оценка Ларисе дана правильная. Она богатство, которое могло бы принести счастье. В руках безнравственного развратника становится вещью, которую разыгрывают в жеребьевке.

Лариса и Карандышев

Лариса решается на выход замуж за того, кто предложит ей руку и сердце, когда жить в доме матери становится совсем невыносимо. Выбор падает на Карандышева. Девушка противоречит сама себе. Ей хочется верить, что юноша любит ее. Это единственное достоинство, которое она выделяет, когда ее спрашивает Паратов. В тоже время, Лариса видит, что она кукла в руках завистливого, кичливого гордеца:

«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите». Карандышев выгуливает Огудалову по бульвару, гордиться тем, что стал ее женихом. Красавица терпеливо выносит его попреки и ревность. Для Ларисы ревность – это пошлость. Дом матери – цыганский табор, но не Лариса в нем хозяйка. Она помеха, от которой нужно побыстрее избавиться. Матери хочется отдать дочь в другую семью и жить для себя. Постоянные упреки Юлия обидны и жестоки.Добавить в избранное

Героиня пьесы Н. Островского «Бесприданница» Огудалова Лариса – яркий, уникальный образ в русской литературе. Женщина, загнанная в безвыходную ситуацию, вынужденная мириться с реальностью, которая отвратительна её тонкой ранимой душе. Высокое чувство, которое зародилось в её душе, излилось на человека, который оказался подлым и недостойным.

Характеристика Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова – новый тип персонажа, такой женский образ появился в произведении Н.Островского в связи со стремительной сменой эпох, техническим прогрессом, изменением общества, его ценностей и мировоззрения. Имя героини означает «чайка», она действительно парит гораздо выше, чем ограниченные, хищные торговцы и предприниматели, которые привыкли, что за деньги можно купить всё. Для таких, как Паратов, душа и тело, красота и наивность – тоже товар, его можно продать, проиграть, отдать даром.

Лариса не только красива, но и умна: понимание собственного бессилия перед ситуацией, высокие моральные принципы, тщеславие и амбициозность, которые не чужды главной героине – всё это делает её существование невыносимым. Душа девушки ищет родственной натуры, тепла, понимания, любви, но она не находит желаемого. Реальность проста, груба и пошла – товарно-денежные отношения сместили главные человеческие ценности: любовь проиграла деньгам.

Душа и характер главной героини

Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру. Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки. Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.

Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся. Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг. Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.

Судьба Ларисы Огудаловой

Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту, сделал ей огромное одолжение, ведь дальнейшая жизнь в роли содержанки едва ли сделала бы героиню счастливой. Несчастная женщина, не потеряла себя и в последние минуты жизни: поступила благородно, забрав у Карандышева пистолет. Она оказалась выше всех окружающих её людей даже на пороге смерти. Последние слова героини – свидетельство её безграничной натуры, чистой души: “Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю».

В статье представлен материал для подготовки к сочинению на тему “Лариса Огудалова” по пьесе Н. Островского “Бесприданница”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каких годах была создана пьеса Островского «Бесприданница»?</h3>

    • <label>1872 – 1876;</label>
    • <label>1874 – 1876;</label>
    • <label>1874 – 1878;</label>
    • <label>1876 – 1880.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 11.05.2020 · Обновлено 11.05.2020

(573 слова) Островский уделяет особое внимание явлению женского несчастья внутри патриархальной системы, сложившейся в современной ему России. Особенно остро данная проблема отражена и в бесприданнице — трагедии о женщине, социальный статус которой вынуждает ее быть комедийным персонажем на тщеславном маскараде светского общества.

Лариса Дмитриевна Огудалова — главная красавица светского (по своей сути, псевдосветского) общества Волжского города Бряхимов. Казалось бы, судьба такой очаровательной девушки, как она, имеющей, к тому же способности к музыке и выдающийся по нежности голос, должна устраиваться сама собой: самые привлекательные руки и сердца, самые роскошные ткани и кисеи, из которых шьются многочисленные наряды. Так, на самом деле, и было. Но Лариса пребывала в ужасном для своего времени положении — не имела за душой приданного, что было сродни клейму для дворянки, желающей счастливого брака с достойным человеком. Статус “бесприданницы” обрекал Ларису быть марионеткой в руках множества кавалеров, бравирующих между собой статусами, званием и, конечно же, состоянием. Мужчин, желающих связаться с “бесприданницами”, было отнюдь не мало: все понимали, что бедные девушки, не имеющие средств, чтобы быть самодостаточными, не так строптивы и своенравны и вынуждены терпеть любые невзгоды в отношениях, ведь одиночество для такой девушки означало нищету, потерю лоска и роскоши, от которых легко стать зависимой, пребывая долгое время в кутерьме балов и богатых женихов.

Так и Лариса своим блеском привлекала в дом Огудаловых множество богатых женихов, для которых главным препятствием на пути к её сердцу были вовсе не девичьи нравы и сердечные расположенности, а капиталы конкурентов, так же желающих брака с завидной красавицей. Так, пока велись алчные и пошлые торги за сердце Ларисы, она и ее мать — Харита Игнатьевна, могли не беспокоиться о своем материальном положении, однако чем дольше лот по имени Лариса Огудалова не сходил с аукциона, насквозь пропитанного мужланством и хищничеством, тем больше он воспринимался как реальный лот, потенциально антикварное украшение чьего-то безразмерного дома, купленного на состояние, нежели живая женщина, имеющая чувства и желания о соответствии не чьей-то хозяйской воле, а собственному представлению о девичьем благоденствии.

Нам не может быть не жаль нашу героиню. Так, в финале трагедии сочувствие зрителя к Ларисе достигает своего апофеоза: она, окончательно униженная и обесцененная, умирает и благодарит убийцу. Теперь уже она торжествует над крахом амбиций окружающих: они суетятся, сожалеют, плачут, а она смеется в лицо их чувствам, абсолютно ничего не стоящим в момент, когда ничего уже нельзя исправить, и отрицает то, что всем вдруг стало ясным как день — ее несчастье. Несчастье, от которого она так внезапно и так сладостно для себя избавилась.

Лариса всегда жила в окружении людей, не умеющих быть счастливыми: они разбрасывались деньгами, лгали, подхалимствовали — не хотели сберечь в себе человека. Всю свою жизнь она видела, как глупые мужчины пребывают в перманентной погоне за лучшим, жертвуют последним, чтобы получить излишнее; эта модель поведения была единственной известной ей. Именно по этой причине она так легко и отреклась от всего того, что могла иметь с Карандышевым, променяв его и материнское спокойствие на неоднозначные перспективы с Паратовым — беспринципным донжуаном, человеком с большими усами и маленьким сердцем. И именно по этой причине она обречена на безучастное наблюдение за своей жизнью, которую алчные люди будут стараться украсить или подпортить, что будет ей, правда, абсолютно безразлично. Получая пулю в грудь, Лариса, как-то не парадоксально, исцеляется от боли, которой она была подвержена всю жизнь: наконец-то что-то сложилось именно так, как она хотела.

Таким образом, судьба Ларисы служит подтверждением того, что женское несчастье начинается там, где заканчивается мужская честь. Та честь, которая понимает чужое “нет” и не доверяется слепо и спешно неуверенному “да”. Та честь, которая допускает возможность быть бедным, лишь бы не быть дешёвым.

Автор: Иван Шарков

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/09/obraz-harakteristika-larisy-ogudalovoj-bespridannica.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-larisy-ogudalovoy.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2168-harakteristika-larisy-bespridannica.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/harakteristika-larisy-ogudalovoy.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-larisy-v-pese-bespridannitsa-a-n-ostrovskij/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт