«Мальчики», анализ рассказа Чехова

Автор: · 20.07.2018

Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. Свою медицинскую практику он вполне успешно совмещал с писательской деятельностью, однако, не смог помочь самому себе преодолеть тяжелейший недуг, мучивший его с юности.

История создания

Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.

Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.

Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.

Жанр, направление

«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.

Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.

Суть: о чем говорится в рассказе?

В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.

Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.

Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.

Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.

Володя охарактеризован внешне кратко, в то время как господин Чечевицын имеет более детальное описание вплоть до структуры волос. Даже говорящая фамилия Королев, что в целом свойственно творчеству Чехова, идет вразрез с его действиями. Лидером в общении мальчиков является Чечевицын, несмотря на его угрюмость и неразговорчивость. И Володю, некогда весельчака и болтуна, домашние не узнают, настолько тот изменился и стал подобием приятеля, неприветливым и сердитым. Чечевицын подчинил своему влиянию Володю и внушил ему мысль о необходимости побега в Америку, куда они будут добираться, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими зверями на своем пути, но зато их будет ждать награда в виде трофеев с индейских резерваций. Под влиянием убеждений друга и увлеченно прочитанных книг Володя соглашается на авантюру. Но позже, оказавшись под кровом уютного дома с родными людьми, мальчик начинает сомневаться в этой затее. Он колеблется и сообщает об этом Чечевицыну. Страх огорчить маму и заставить ее волноваться останавливает Володю, подсказывает отказаться от побега. Но в то же время в нем жива моральная сторона вопроса, ведь он дал честное слово другу поддержать затею, и должен это слово сдержать.

Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.

Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.

Темы и проблемы

Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.

В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.

Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.

Главная мысль

Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.

Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.

Чему учит?

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.

Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.

Автор: Нелли Зиновьева

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа. Все его произведения лаконичны и сюжетно просты. Интересными их делает удивительная точность, тонкий психологизм. Рассказ «Мальчики» относится к относительно большим рассказам Чехова и раскрывает непростую тему противостояния отрочества и взрослого мира, детских мечтаний и жесткой, приземленной реальности.

Содержание

Сюжет рассказа «Мальчики»

Мальчик Володя — ученик гимназии. Его семья живет в собственной усадьбе в деревне, поэтому учится одиннадцатилетний ребенок довольно далеко от дома. На зимние каникулы он приезжает домой, чтобы отметить с семьей рождество. Приезжает маленький гимназист не один, а со своим другом Чечевицыным.

Мальчики описываются как противоположности. Володя пухлый и белокожий ребенок, а Чечевицын жилистый и смуглый. Володя разговорчив и открыт (хоть и старается в присутствии нового друга казаться серьезнее), а Чечевицын подчеркнуто отстранен. Сестры Володи даже принимают его за очень сурового и умного человека.

Семья Володи хорошо принимает его друга. Они стараются развлечь детей украшением елки, но мальчики больше внимания уделяют лошадям и картам.

Ребят увлекают приключенческие истории про индейцев и золотодобычу в Америке. Они планируют совершить побег, основываясь на информации из развлекательных книжек. Чечевицын пламенно увлечен этой тематикой и очень верит в то, что у них все получиться, стоит только дерзнуть. Володя же просто напросто мягкий и ведомый ребенок, легко поддающийся чужому влиянию.

Утром сочельника ребята сбегают. Родители, естественно, бросаются их искать, заполняют какую-то бумагу у урядника.

Мальчишки убежали не далеко. Их задержали в городе на гостином дворе.

За Чечевицыным приехала его мать на следующий же день и забрала его. Мальчик не раскаялся, даже подписал в тетрадке Володиной сестры, Кати, взятое им индейское имя «Монтигомо Ястребиный Коготь».

В чем смысл рассказа «Мальчики»

Рассказ «Мальчики», если бы не был рассказом, мог бы быть романом воспитания или романом взросления. В нем мы видим извечную оппозицию мира взрослого и мира детского. Чехов не был бы великим русским классиком, если бы остановился на простом моралистическом посыле. Да, мораль для детей тут определенно присутствует, не зря произведение есть в школьной программе по литературе для младшего и среднего звена.

Если рассматривать произведение с точки зрения морали для детей, то посыл следующий: маленькие дети совершают глупости, не задумываясь о том, какую боль могут причинить своими действиями родителям, которые очень их любят и беспокоятся о них. Но этого действительно мало, чтобы описать «Мальчиков» Чехова.

Чехов смотрит на мир не только глазами обеспокоенных взрослых, но и детей, с их неуемным воображением и стремлением познать этот мир.

Взрослая версия рассказа такова (ее мы видим глазами родителей Володи). Маленькие дети, начитавшись глупых книжек, решили сбежать неизвестно куда. Слабохарактерного Володю сбивает с пути истинного более сильный, но невоспитанный мальчик. Володя не подумал о родителях, когда сбегал, чем разбил им сердце. Более того, для родителей очевидно, что в Америку дети не сбегут, но неприятностей достаточно и куда ближе.

Эта история глазами детей выглядит так: они живут скучную и однообразную жизнь, пока в Америке идут войны колонизаторов с индейцами, а золото лежит буквально на поверхности земли, достаточно только пожелать его добыть. У них есть опыт того, как вести себя в подобных условиях, почерпнутый из приключенческих книг (для детей каждое слово в них — истина).

Обе стороны в чем-то правы. Жизнь взрослых людей действительно однообразна, а мечты детей зачастую несбыточны. Но у Чехова в этом и очарование. Каждому достается свое.

В чем смысл названия

Рассказ называется очень просто — «Мальчики». Но указывает это название не только на главных героев, двух мальчишек 11-12 лет, но и на целый период жизни. Мальчики — это незрелые люди, мечтатели и фантазеры, грезящие о побеге в дальние страны. Возможно когда-нибудь они станут мужчинами, но это определенно не вопрос прожитых лет, а выбранной модели поведения.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Анализ рассказа Чехова Мальчики

Написанный в 1887 году, опубликованный в «Петербургской газете», рассказ А.П. Чехова «Мальчики», является продолжением знаменитого цикла рождественских рассказов. Как и многие произведения того периода он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте.

Автор рассказывает о двух мальчиках – одноклассниках, приехавших из гимназии на каникулы. Чехов так характеризует главных героев. Сын хозяев – Володя Королев, пухлый, общительный и веселый мальчуган. Он воспитан в большой дружной семье, очень любит родных и близких.

Его друг и гость – Чечевицын худощав, лицо смуглое, украшено веснушками, с глаза узкие, губы толстые, щетинистые волосы, мальчик, не блещущий красотой. Характер категоричный, решительный, всеми силами стремящийся к лидерству. Всецело поглощен идеей побега в Америку, даже представляясь сестрам Володи, он называет себя не по имени, а Монтегомой Ястребиным Когтем. За утренним чаепитием он был задумчив и не сразу отвечал на вопросы, а только вздыхал и надувал щеки. Обращаясь к Володе, он называет его Бледнолицым другом. Для воплощения своей мечты Чечевицын готов на убеждения, уговоры, и даже шантаж.

Очень разных по характеру их связывает общая идея. Под влиянием прочитанных романов о Диком Западе они мечтают о побеге в Америку, добычи золота, приключениях, которые они там встретят. Для этого они приготовили немного денег, сухари, карты, пистолет, увеличительное стекло и два ножа.

Сестры Володи заметили, что всегда веселый и общительный в этот приезд он задумчив, не принимает участия в приготовлениях украшений для рождественской елки, его явно что-то волнует. Девочки решают подслушать разговор приятелей. Так они узнают о намечавшемся побеге. Мальчики не выходят на обед, и встревоженная семья предпринимает поиски. Через сутки беглецов возвращают домой. Задержаны они были в Гостином Дворе, там они пытались приобрести порох для пистолета.

Анализ рассказа Мальчики

«Володя приехал, Володя приехал!» замечательный рассказ Антона Павловича Чехова этой фразой начинается и ей же, по сути, и заканчивается. А между ними целая история полная романтики, тайн, подвига и разочарования.

Герои находятся в ситуации выбора и, если для Чечевицына выбор прост и ясен, то Володя Королев до последнего момента сомневается в выборе. На одной чаше весов манящие, но непредсказуемые события в воображаемой стране приключенческих романов. На другой родной уютный дом, любимые родители по которым соскучился, сестренки пес Милорд. Выбор непростой. Именно с таких моментов начинается становление человека, как личности. Стремление пойти за своей Мечтой.

Володя, пережив массу душевных терзаний, этот выбор делает в пользу Мечты. Это — поступок! Маленький человек готов пожертвовать ради Мечты самым дорогим, что у него есть на данный момент — семьёй. Через колебания, через страхом перед неизвестным, через физические лишения, но идти вперед! Не только ради мечты Володя делает этот шаг! Еще и ради Дружбы, и данного другу слова. Нравственно это характеризует его с самой лучшей стороны! Легко сидеть дома и рассуждать о подвигах — одно, а вот выйти на морозную улицу и отправиться в поход — это совсем другая история.

Простой на первый взгляд рассказ Чехова на самом деле наполнен очень глубоким смыслом и заставляет задуматься о многих вопросах, которые постоянно ставит перед нами Жизнь.

4, 5, 7 класс

<glav>Другие сочинения:</glav>← Анализ рассказа Чехова Черный монах↑ Чехов А.П.Анализ рассказа Чехова Пари →

Анализ рассказа Чехова Мальчики

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Звездное небо

    Звёздное небо всегда таила в себе множество загадок и необъяснимых явлений и притягивало к себе взгляд. С древности, да и сейчас звёздное небо несёт в себе что, то таинственное и необъяснимое.

  • Образ и характеристика Василисы в пьесе На дне Горького

    В своей пьесе «На дне», Максим Горький описывает жизнь людей низшего социального общества. Пьяницы, бродяги, босяки населяют ночлежку, которую содержит Михаил Иванович Костылев

  • Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

    Столкновение разных поколений, разных взглядов-проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Самым ярким примером является роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В данном произведении И. С. Тургенев мастерски раскрывает

  • Сочинение Очумелов в рассказе Хамелеон (характеристика и образ героя)

    В произведении А. П. Чехова Хамелеон есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть хамелеона.

  • Сочинение на тему Чудная изба 8 класс

    Вспоминая старый бабушкин дом в селе, невольно приходит на ум слово изба. Почему? Он небольшой, по современным меркам, но до жути уютный

Один из лучших рассказов молодого Чехова «Мальчики», написанный им 1887 году, впервые был опубликован в «Петербургской газете».

Тематика и проблематика рассказа

Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.

Чехов не осуждает грандиозные планы «миниатюрных людей», справедливо полагая, что это – болезнь роста беспокойного мальчишеского возраста. Понимая естественность увлечения детей, он писал в статье, посвященной Н. М. Пржевальскому: «Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги — это шалость, но не простая… Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига».

Писатель поднимает в рассказе проблему настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров.

Сюжетно-композиционные особенности рассказа

Экспозиция рассказа – представление главных героев (Володи Королева и господина Чечевицына) и их приезд домой. Завязкой служит сцена семейного чаепития, где обращает на себя внимание странное поведение мальчиков. Вечером Чечевицын, красочно описывая предстоящие приключения, уговаривает Володю бежать «куда-то в Америку», чтобы там добывать золото. Кульминация наступает, когда мальчики не являются на обед. Обеспокоенная семья Володи начинает их поиски. Развязка событий наступает спустя сутки, когда мальчиков привозят домой. Их задержали в Гостином Дворе, куда они попали в поисках пороха для пистолета. В отличие от невозмутимого друга Володя сильно раскаивается в своем поступке. В эпилоге, в момент отъезда, Чечевицын написал в Катиной тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Художественное пространство рассказа сжато, ограничено рамками дома Королевых. Художественное время длительное (действие происходит несколько дней), конечное (рассказ завершается отъездом Чечевицына), замкнутое в пределах сюжета.

Образы главных героев

Главными действующими лицами рассказа являются одноклассники Володя Королев и господин Чечевицын. В ходе повествования через портретные и речевые характеристики Чехов постоянно противопоставляет этих героев.

В отличие от краткого описания внешности Володи («пухл и бел», «пухлый, как укушенный пчелой»), Чечевицын описан более подробно: «…худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив…». Если Володя – «всегда веселый и разговорчивый», то Чечевицын был «… угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся…». Писатель в этом противопоставлении показывает различие характеров мальчиков: Володя – добросердечный ребенок, очень привязанный к своей дружной семье, Чечевицын – «герой, решительный, неустрашимый человек», лидер по натуре, стремящийся быть первым. Не зря он называет себя взятым из приключенческого романа именем Монтигомо Ястребиный Коготь. Он стремится добиться своих целей любыми способами: убеждением, уговорами, шантажом.

Речевая характеристика Чечевицына соответствует портретным: он « сурово кашлянул», «сердито спрашивал», «гордо отвечал». Володя же ведет себя не так, как обычно: за некой маской соответствия своему другу он прячет свою привязанность к родителям и мягкую, добрую душу. Поэтому Володя в свой приезд «вовсе не улыбался», «говорил мало», «расплакался». Мальчик не желает причинить боль другим, сомневаясь в своем решении («Мне хочется дома пожить»); ему трудно расстаться с родными, которых он очень любит.

Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей.

Чехов призывает взрослых бережно и внимательно относиться к своим детям, помогая им разбираться в людях, не слепо поддаваться чужому влиянию, а отстаивать собственную точку зрения.

По писателю: Чехов Антон Павлович

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-chehova-malchiki/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-chexova-malchiki/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/analiz-rasskaza-chekhova-malchiki-4-5-7-klass
  • https://goldlit.ru/chehov/351-malchiki-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт