Содержание
- 1 История создания
- 2 Направление, жанр, композиция
- 3 Смысл названия
- 4 Суть
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Вывод
- 10 Критика
- 11 Время создания романа
- 12 Тема и идея романа
- 13 Роль композиции в понимании идеи романа
- 14 Печорин – герой своей эпохи.
- 15 Вариант 2
- 16 Сочинение Суть романа Герой нашего времени
- 17 Идея, суть и смысл романа Герой нашего времени
- 18 Несколько интересных сочинений
- 19 Главная мысль
- 20 Роль композиции в понимании идеи романа
- 21 Герой своего времени
Автор: · 30.04.2019
Личность и творчество М. Ю. Лермонтова стали знаковыми для всей русской литературы. Вклад поэта не только в русскую, но во всю мировую культуру трудно переоценить. Многие смело ставят его в один ряд с легендарным А. С. Пушкиным. «Герой нашего времени» Лермонтова считается образцовым произведением литературы первой половины девятнадцатого века, открывшим новую творческую нишу для писателей.
История создания
История романа покрыта тайной. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило Лермонтова на создание книги. Однако доподлинно известно, что у многих персонажей и ситуаций в произведении имели свои реальные прототипы:
- Так, Лермонтову самому пришлось испытать то, что произошло сего героем в главе «Тамань».
- Образ доктора Вернера был вдохновлён доктором Н. В. Майером, имевшим дружбу с сосланными на Кавказ декабристами.
- А юнкер Грушницкий стал отражением никого иного, как Николая Мартынова, которому было суждено стать убийцей Лермонтова.
Замысел «Героя нашего времени» во многом перекликается с «Евгением Онегиным» Пушкина. Даже фамилию главного героя Лермонтов выбрал по подобию пушкинского героя — Онегин от названия реки «Онега», а Печорин от названия реки «Печора». Так, задумка Лермонтова продолжает творческие поиски Пушкина. Перед нами новая версия Онегина — более циничный и глубокий лишний человек, раскрытый со всех сторон.
Направление, жанр, композиция
Несмотря на наличие некоторых романтических черт, вроде южной экзотики и яркого индивида, противопоставляемого остальному обществу, «Герой нашего времени» принято относить к направлению реализма. Лермонтов стремится к натуральному изображению всех аспектов жизни, а персонажи полностью соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим ей закономерностям. Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени» кратко обозначены тут.
«Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом в русской литературе. Поэт сочетает глубокий психологизм с чёткой сюжетной канвой и активными действиями персонажа.
При работе над романом писатель использовал нелинейную композицию. События в романе расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с авторской задумкой раскрытия образа главного героя. Смысл расположения глав, хронология и особенности композиции отражены в кратком сочинении.
Смысл названия
Многие литературоведы выдвигали различные теории происхождения названия. Краеугольный камень всех дискуссий заключается в отношении самого Лермонтова к своему персонажу.
- Одни полагают, что слово «герой» подразумевается в своём прямом значении, и главный герой, для Лермонтова, является настоящим образцом для подражания в дворянском обществе девятнадцатого века. В подтверждение этой теории Многомудрый Литрекон написал эссе, где доказал ее состоятельность.
- Другие высказывают мысли о том, что слово «герой» используется в значении литературного персонажа, что подчёркивает типичность происходящего в романе.
Суть
В предисловии лирический герой автора, путешествуя по Кавказу, встречается со старым офицером Максимом Максимовичем. В разговоре офицер вспоминает о том, как он служил вместе с молодым дворянином Григорием Печориным, и том, как тот стал причиной несчастья знатной грузинской семьи.
Чуть позже лирический герой и Максим Максимович встречаются с самим Печориным, который уезжает в путешествие на Восток.
Потом мы узнаём о смерти Печорина, и том, что его дневник попал в руки героя лирического героя.
В последующих главах раскрывается внутренний конфликт Печорина. Поднимаются проблемы его одиночества и его потребности в вечном антагонизме. Если в начале романа Печорин воспринимается как бездушное чудовище, ближе к концу образ героя становится более неоднозначным и человечным. Вот подробное краткое содержание романа по главам для более глубокого погружения в сюжет.
Главные герои и их характеристика
Кратко о системе образов и каждом значимом персонаже Многомудрый Литрекон написал в эссе.
- Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя. Образ Печорина раскрыт в этом сочинении.
- Мери — молодая княжна. Образованная светская красавица, еще сохранившая естественность и живость манер. Наивно поддаётся чарам окружающих мужчин. Становится жертвой жестокого эксперимента Печорина, который разбил ей сердце.
- Бэла — красивая и гордая грузинская княжна. Была похищена Печориным. Поддалась на его манипуляции и влюбилась в него. После того, как Печорин охладел к ней, замкнулась в себе, грустила, а потом стала жертвой мести горца Казбича её семье. Подробнее о женских образах Многомудрый Литрекон написал здесь.
- Грушницкий — молодой юнкер. Выполняет роль кривого зеркала Григория. Пытается подать себя таким же отверженным жизнью страдальцем, как и Печорин, вызывая у того раздражение. На деле же прагматичен, мелочен и подл. Проигрывает схватку за сердце Мери и погибает на дуэли от руки Григория.
- Вернер — пожилой доктор. Двойник Печорина. Циничен и умён, но в то же время сострадателен и человечен. Так же, как и главный герой, презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимного отдаления. Вот сочинение на эту тему, посвященное двойникам «Героя нашего времени».
- Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатая личность. Несмотря на уже второе замужество, любит только Григория, прекрасно осознавая, какие страдание он ей принёс. В конце концов, она также оставляет Печорина, повергая его в отчаяние.
- Максим Максимович — дослужившийся до офицера простой крестьянин. Опытный военный. Исполнителен и трудолюбив. Обладает высокой нравственностью. Осуждает поведение Печорина, но не может не испытывать симпатии к нему.
Темы
Тематика романа «Герой нашего времени» весьма богата различными вопросами, которыми мы задаемся довольно часто.
- Любовь в романе Лермонтова приносит одни несчастья. Печорин пытается искренне полюбить, но только лишь вредит окружающим и себе. Любовь сделала несчастной Веру. Она же разбила сердце Мери и разрушила жизнь Бэлы. Любовь — не благо, а труднейшее испытание.
- Дружба. Скептически Лермонтов относится и к такому понятию, как дружба. Максим Максимыч считал себя другом Печорина, но так и не смог понять его. Тёплые отношения с Вернером также были разрушены. По мнению Лермонтова, человек всегда одинок в этом мире.
- Судьба. Лермонтов верит в то, что все предопределено. Печорин обречён прожить несчастную жизнь, страдая и заставляя страдать других. Однако Лермонтов призывает не смиряться с судьбой, а бороться с ней, ведь именно это и делает человека человеком.
- Пейзаж. Окружающая природа очень важна для повествования. Она отражает развитие отношений между персонажами и показывает нам внутренний мир героя. Подробнее (с примерами из текста) пейзаж и его роль в романе «Герой нашего времени» раскрываются в мини-сочинении.
- Кавказ. Кавказ предстаёт перед нами экзотическим и прекрасным краем с цветущей первобытной природой, населённым благородными дикарями со своими особенными традициями.
Проблемы
Проблематика романа тоже заслуживает отдельного внимания:
- Общество. Лермонтов осуждает легкомысленное и лицемерное дворянское общество, которое порождает таких людей, как Печорин или Грушницкий. От него исходят все остальные проблемы и пороки, упомянутые в произведении «Герой нашего времени». Сам Печорин в исповеди княжне говорит, что он стал эгоистом и циником лишь потому, что ступал на тропу, навязанную окружением. В нем видели того, кем он ни был, и он стал им, удовлетворяя спрос.
- Лишние люди. Лермонтов поднимает проблему молодого поколения дворянского общества. Поэт видел, как эти лишённые забот и уставшие от жизни люди могут стать страшной проблемой для страны в будущем. Они только слоняются по гостиным и проживают деньги, нажитые крестьянским трудом. Такие граждане не способствовали процветанию страны, а губили ее. Кроме того, автор затронул личный аспект общественной проблемы: какого самому «лишнему человеку» осознавать свою неприкаянность? В этом и заключается смысл трагедии Печорина, и о ней Многомудрый Литрекон подробно написал в кратком сочинении.
Основная идея
Лермонтов показал непростую судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь, которая разъедала дворянское общество девятнадцатого века. Он метко подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его романа состоит именно в диагностике и изучении общественного феномена — инфантильного, циничного и надломленного поколения после декабристов.
Главная мысль автора состоит в том, что герой нашего времени — следствие политических и социальных проблем, которые многие люди предпочитали замалчивать. Так, бессмысленность жизни молодого и богатого дворянина объясняется лишь одним обстоятельством — он не видит достойного применения для своих сил. Он умен и видит, что за стоящую инициативу (декабристское восстание) государство отвечает дворянам каторгой, поэтому разочаровывается в своей роли опоры государства и прожигает жизнь впустую. Он не нужен своей стране, безнадежно далек от других сословий и подсознательно винит себя в удручающем неравенстве между трудовым народом и аристократией. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи оппозиционером, винил свое поколение в инфантильности и обличал разъедающий душу цинизм. В укор ему и себе (как его части) он изобразил трагический путь Печорина.
Вывод
Чему учит роман «Герой нашего времени»? Наверное, тому, что жизнь несправедлива и жестока. Человек ничтожен, слаб и может лишь повиноваться судьбе. Однако в то же время Лермонтов призывает нас продолжать жить и пытаться бороться с несправедливостью жизни, несмотря даже на то, что борьба эта обречена на поражение.
Мораль Лермонтова свойственна романтическому мировоззрению: бунт не имеет практического смысла, но он красив и приближает нас к идеалу. Этого достаточно, чтобы, подобно Печорину, играть с судьбой.
Но более приземленному читателю будут понятнее и ближе нравственные уроки произведения: необходимость труда и моральных основ в жизни человека. Праздность и леность развращают нас, и, какими бы умными мы ни были, все дарование пропадет зря, если его не применять. Также нельзя жить только ради себя, ведь такое существование действительно не имеет смысла и проходит напрасно.
Критика
Разумеется, критики не могли обойти стороной это произведение. Так, именно Белинский сформировал ныне господствующий взгляд на роман. Он выделил особенности книги «Герой нашего времени» — дуализм натуры Печорина, подчеркнув его рефлексирующую и глубокую натуру, которая, однако творит зло, страдая от этого.
«…Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова…»
Кое-кто из читателей и писателей ставил прозаическое мастерство Лермонтова выше его стихотворных заслуг, подчеркнув своеобразие его «поэтической» прозы:
«…Я прочел Лермонтова «Героя нашего времени» в связи и нахожу в нем большое достоинство. Живо помню слова Ваши, что Лермонтов-прозаик будет выше Лермонтова-стихотворца…» (из письма С. Т. Аксакова к Н. В. Гоголю, 1840 г.)
«…Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта…» (Н. В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями», 1846 г.)
«…Может быть, я и не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка», не говоря уж о прозе других поэтов, прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой…» (Письмо А. П. Чехова к Я. П. Полонскому от 18 января 1888 г.)
Не остался в стороне даже император Николай I, который увидел в романе человеконенавистнический посыл и резко осудил его, назвав автора испорченным человеком. Хотя, образ Максима Максимыча император оценил очень высоко, посчитав именно его главным героем романа.
Некоторые рецензенты и вовсе опровергли причастность Печорина к русским и заявили, что его проблема для России чужда. Впрочем, так говорили и о «Ревизоре», и об «Истории одного города»…
«Где причина того, что Печорин переживает томительную скуку и непомерную грусть духа, где причина его апатии?… в западном воспитании, чуждом чувству веры. …Печорин не герой нашего времени… если явления, подобные Печорину, типичны для Западной Европы и выражены в произведениях Гете и Байрона, то в России этой болезни нет. Печорин только герой фантазии Лермонтова, в нем нет ничего русского…» (С. П. Шевырев, журнал «Москвитянин», 1841, № 2. «О герое нашего времени»)
И.А. Гончаров (автор «Обломова») горячо упрекал Печорина в глупости и дон-жуанстве. В пример ему он ставил Чацкого («Горе от ума»), который был деятельным и активным гражданином, а не «паразитом».
В советской критике к творчеству Лермонтова отнеслись благосклонно, ведь в его романе сквозило недовольство монархическим строем. А.Н. Толстой писал:
«…Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы…
Значение романа «Герой нашего времени» лучше всего подчеркнул А. Чехов. По воспоминаниям И. Бунина, он говорил, что можно было написать одну главу «Тамань» и умереть, ведь для литературы и так сделано очень много. Он очень высоко ценил прозу Лермонтова и восхищался ею.
Автор: Михаил Щепин
Время создания романа
Знание об историческом своеобразии времени, когда задумывалось и создавалось художественное произведение, позволяет нам, читателям, понять его глубже увидеть аналогии с современностью. Так, знакомство с последекабристским периодом истории России дает возможность осознать суть романа «Герой нашего времени» Лермонтова.
Миропонимание поэта формировалось в «эпоху безвременья», когда не осталось и следа от идеалов, целей, смысла жизни прогрессивных идей пушкинского времени.
Действие стало невозможным – идею любой революции Николай І отвергал безоговорочно, – ведь благородные порывы несли за собой не только желание справедливого устройства мира, но и путь насильственного изменения государственной власти, сопровождаемый кровопролитием, в условиях наступившей реакции любое инакомыслие подлежало уничтожению.
Невозможность деятельности имело и субъективный характер: идейный кризис, отсутствие ответа на вопрос о новых идеалах и способах действия на благо людей, и это рождало скепсис и сеяло сомнения в умах мыслящих людей. Старые идеи ушли, новые еще не родились, ясности целей не было. Именно в это время и появился роман, проблема личности в котором была главенствующей.
Тема и идея романа
Какова же основная мысль романа «Герой нашего времени»? Если тему автор обозначил уже в названии и более полно описал ее в предисловии как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», то идею постичь удается не сразу. Прочтя первые главы, мы, читатели, не проникаемся симпатией к главному герою, более того, склонны, как и многие современники поэта, осудить и отвернуться от Печорина.
Однако, двигаясь дальше, понимаем, что все в романе – и композиция, и несколько рассказчиков, знакомящих нас с главным героем, и отношения его с разными действующими лицами – часть замысла автора. Он стремится подвести нас к собственным выводам, где мы сможем глубже и вернее постичь суть произведения «Герой нашего времени».
Роль композиции в понимании идеи романа
Читая роман, уже во второй главе замечаем необычность композиции, где хронология событий нарушена. Да и сам Лермонтов не называет свое произведение романам – а говорит о нем так: то «длинная цепь повестей», то «записки», или просто «сочинения».
Чтобы мы, читатели, могли глубже понять суть «Героя нашего времени», и меняет поэт хронологию, давая понять, что дело вовсе не в событиях, а во внутреннем мире человека, в многогранности его характера, который нельзя определить штампом «плохой-хороший», «добрый-злой», «жестокий-мягкосердечный».
Благодаря событиям жизни Печорина, расположенным не в хронологическом порядке, мы сначала слышим рассказ о нем («Бэла»), потом видим («Максим Максимыч»), и, наконец, знакомимся с ним самим, читая дневник. И так, идя вслед за замыслом автора, шаг за шагом двигаемся к познанию «истории души человеческой».
Печорин – герой своей эпохи.
Мы узнаем о Печорине из уст бесхитростного Максим Максимыча, нам рассказывает о встрече с ним повествователь-офицер, по отдельным фразам Веры, Вернера, понимаем, как относятся к герою разные люди, встречающиеся на жизненном пути. Но главное – мы видим Печорина глазами самого пристрастного повествователя – самого героя. Благодаря тому, что рассказчики сменяют друг друга, внутренний мир главного героя разворачивается перед нами разными гранями. Становится яснее суть и смысл произведения «Герой нашего времени».
История Печорина – судьба целого поколения, в котором поиски каждым смысла жизни и ее цели были порой так мучительны и неопределенны. «… Спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни…» Эти слова произносит Печорин, исканиями, страданиями , сомнениями абсолютно принадлежащий своему времени. Эти слова мог бы произнести и сам Лермонтов, и его современники.
«В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все», – так считал В.Белинский, и вопрос это остается актуальным вот уже полтора столетия.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каких годах был написан роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?</h3>
- <label>1837 – 1841;</label>
- <label>1838 – 1840;</label>
- <label>1839 – 1842;</label>
- <label>1839 – 1843.</label>
(новая вкладка)
Роман «Герой нашего времени» является одним из самых известных произведений М. Ю. Лермонтова. В этой статье представлен анализ идеи, сути и смысла романа «Герой нашего времени» (темы, проблемы и главная мысль произведения).Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»
Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль)
«…в «Герое нашего времени» писатель ставит перед собой задачу дать портрет типического представителя эпохи, обнаружить общественную болезнь, отражающую исторические особенности времени («была бы болезнь указана», — пишет он в «Предисловии»). Этим прежде всего и определяется содержание наиболее замечательного прозаического произведения Лермонтова. В романе, состоящем из пяти повестей, связанных между собой одним героем, всё — идейный замысел, и композиция, и сюжет — подчинено единой художественной задаче: глубокого и многостороннего изображения судьбы и характера «героя времени», его конфликта с окружающей средой. Лермонтовым создан обобщенный образ «младшего брата Онегина», представителя того поколения, которое формировалось в эпоху реакции, когда, по слову Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, — реакции, наступившей после 1825 года. В судьбе «героя нашего времени» отразилась духовная драма людей, обреченных на общественное бездействие при «жажде действия и избытке чувств». Сложность эпохи нашла свое выражение в сложности и противоречивости духовного облика Печорина. Все, с кем судьба сталкивает Печорина, страдают, находятся на краю гибели или гибнут, но гибнет и сам Печорин, не найдя счастья и гармонии в жизни и никому не дав счастья. Обличая эгоистический индивидуализм своего героя, сформировавшегося в условиях русской крепостнической действительности, писатель вместе с тем утверждал его превосходство над окружающей средой. «История души человеческой», представленная в романе Лермонтова, звучит как приговор всему общественному строю николаевской России. «Герой нашего времени» — первое произведение русской прозы, в котором получила конкретно-историческое воплощение центральная тема реалистического романа XIX века, проблема взаимоотношения личности и современного общества, сложность ее формирования и интеллектуального развития. В этом романе Лермонтов выступает как продолжатель пушкинской традиции и как великолепный мастер психологического анализа.»(В. А. Мануйлов, примечания к роману «Герой нашего времени», «Собрание сочинений Лермонтова в 4 томах», том 4, 1958 г.) Это был анализ идеи, сути и смысла романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы и главная мысль произведения). Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Идея, суть и смысл романа Герой нашего времени
Михаил Юрьевич Лермонтов создал одно из важнейших произведений в русской литературе – «Герой нашего времени». Роман сочетает в себе не только лирические композиционные мотивы, но и позволяет взглянуть на литературу через призму психологии.
В зависимости от точки зрения, может меняться и смысловое назначение романа. Михаил Юрьевич пытается донести до читателя мысль о том, что каждый человек является сложной личностью. При этом из текста становится понятно, что в руках этого человека судьба целого поколения и эпохи.
Михаил Юрьевич в своем произведении постарался дать портрет типичного представителя своего времени. Он обозначил основные пороки юношей и девушек той эпохи, позволив современному читателю не совершать ошибок предков. Лермонтов собрал свой роман из пяти повестей, которые связаны одним лирическим героем – Г.А.Печориным. Автор показывает характер юноши под разными «углами», читатель видит, как поведение Григория меняется в зависимости от обстоятельств.
Глубокий анализ романа позволяет сделать выводы о том, что Лермонтов, на страницах произведения, передает читателю историю жизни и смерти одной человеческой души. Сам Печорин рассказывает о том, что часть его души умерла еще в юности. Именно это стало причиной холодного отношения к окружающим его людям. Григорий переживал за вторую половину своей души, он боялся впустить в свою жизнь любовь. При этом главный персонаж отличался от общества умением свободно мыслить, не зависеть от чужого мнения и всегда оставался самим собой. Печорин презирал людскую глупость, его вдохновляли ум и хитрость.
Еще одна мысль, которая затронута в произведении, это неоправданный риск. Печорин не жалел собственную жизнь, не боялся погибнуть молодым, поддавался экстремальным ситуациям. Сегодня многие молодые люди тоже страдают подобным «недугам», не ценят собственные жизни и специально идут на различный риск.
Вариант 2
Роман «Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в середине девятнадцатого века, однако, действия перенесены именно на начало века. Уже спустя лет читатель видит подобные рефлексии в известных книгах таких писателей, как Ремарка или Хэмингуэя, которые так же пережили войны и пытались понять суть своего времени.
Можно сказать, что название произведения весьма самоуверенное, ведь не каждый автор решится на такой смелый поступок – дать именно такое название. Это произведение, в какой-то степени, можно назвать автобиографией Лермонтова, ведь он, как ни странно бы это звучало, считал себя, в какой – то степени, героем своего времени. В романе огромное количество эпизодов, которые так или иначе пересекаются с жизнью известного и легендарного автора. Очень много схожестей.
По общей структуре произведение «Герой нашего времени» состоит из двух частей и пяти глав. Именно отсюда читатель и узнает жизненный путь главного героя – Печорина. Для того, чтобы описать героя, автор использует довольно интересные художественные приемы. К примеру, он описывает Печорина через других персонажей романа или использует дневник героя. Именно благодаря этому, можно сказать, что книга обретает лирическо-психологических аспект.
Весь роман главный герой – Печорин, проводит в поисках себя. Он достиг пика этого поиска в диалоге с Вуличем и поимкой казака. Вулич на собственном примере доказал теорию, по которой следовал Печорин. Он рискует собой для того, чтобы понять смысл существования и вообще, смысл этого мира.
Возможно, именно в таком поиске и заключался смысл всего произведения. Здесь автор описал человека, который не был погружен в бытовую суету. Этот человек был создан для того, чтобы понять мир и самого себя. От сюда и логично название романа – Герой нашего времени. Печорин – герой своего времени, который понял эпоху.
В своем романе « Герой нашего времени» Лермонтов затронул тему героического начало человека, рост личности и трансформация с обычного человека, в личность. Печорин на протяжении всего романа менялся, по мере того, как узнавал себя и понимал смысл своего существования. Самое интересное то, что скорее всего Печорин – прототип самого Лермонтова. Скорее всего, авторский замысел был в том, чтобы описать становление личности самого автора на примере главного героя Печорина.
Весь роман очень интересный и увлекательный. Наблюдение за главным героем очень захватывающее, хочется читать и зачитываться. Лермонтов, как ни крути, действительно герой своего времени. Его талант достоин уважения и любви последующих поколений и людей.
Сочинение Суть романа Герой нашего времени
Произведение под названием «Герой нашего времени» написано русским писателем Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Смысл и основная суть данного романа представлены в этой статье.
Произведение Лермонтова пользуется популярностью и актуальностью даже в сегодняшний век. И не просто так. Ведь Михаил Юрьевич вложил в свою работу огромный смысл.
Михаил Лермонтов стал тем самым новатором, который ввел в русскую литературу жанр социально-психологического романа. Он стремился нарисовать образ молодого человека своего времени, который вмещал бы в себе все пороки и показывал их развитие в полной степени.
Главным героем произведения является молодой человек Григорий Печорин. Он является отражением всего общества 19 века и собранием молодежи того времени.
Главный герой живет в то время, когда правительство в лице Николая Первого боится бунтов, восстаний, потому закономерен запрет на развитие свободомыслия и какого-то своего мнения. Правитель подавил восстание декабристов, чем самым доказал, что они лишены права распоряжаться политической жизнью государства. Поэтому большое количество умных, амбициозных, инициативных, креативных людей почувствовали себя лишними и ненужными в этом обществе. К числу таких относится и главный герой романа. Печорин умен, образован, начитан, но не находит применения всем своим положительным качествам. Он ищет свое собственное счастье в этом мире, пытается как-то реализоваться, но только разочаровывается. Поэтому противостояние внутреннего Печорина внешнему миру покалечило его душевно и сделало эгоистичным и жестоким. Так было со всей умной и образованной молодежью начала 19-го века. Поэтому борьбу умной личности и всего общества можно наблюдать даже в истории России.
Основной сутью романа Лермонтова является стремление показать душевную и психологическую трагедию молодого поколения 19 века, которое не смогло найти себе предназначения и реализоваться, из-за чего они стали несчастными и эгоистичными. Михаил Лермонтов, который на момент написания романа сам не далеко ушел от молодежи, показывает на причины этого общественного «несчастья»: ограничение политической воли, невозможность что-то делать, которые породили праздность и безделье, а они, в свою очередь, несчастье.
Необходимо учитывать грехи прошлого ради счастливого настоящего.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова↑ ЛермонтовЖанр, направление, стиль и композиция романа Герой нашего времени →
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Почему я люблю лето
Лето – чудесное время года, не правда ли? Природа показывает свои чудеса в полную силу, одевая всё вокруг в зелёные (и многие другие) наряды. Животные вовсю хозяйничают на улицах, выполняя свои роли и задачи.
- Сочинение на тему Мой папа
Я горжусь своим папой. Он мудрый и умный, высокий и красивый, очень сильный, трогательный и вежливый. Папа очень сильно любит меня и маму.
- Сочинение Всепобеждающая сила любви в романе Мастер и Маргарита
В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается множество тем и проблем, которые взаимосвязаны друг с другом. Основной темой является роль всепобеждающей силы любви в жизни человек
- Как раньше проходили народные праздники и гулянья сочинение
Наши бабушки и дедушки прекрасно умели веселиться на народных гуляниях.Самые крупные и масштабные праздники устраивали на Рождество, Масленицу
- Описание природы в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл очерков «Записки охотника». Все произведения, образующие цикл, связаны одной темой — природой. Действительно, большую роль в творчестве Тургенева является пейзаж
Чтобы понять суть романа “Герой нашего времени”, надо вспомнить, в какую эпоху это произведение было написано. Незадолго до этого момента состоялось знаменитое восстание декабристов, которое было подавлено, но, несмотря на это, оно изрядно напугало только-только пришедшего к власти Николая I, и без того не слишком популярного. Опасаясь повторения этого инцидента, император фактически отказался от любых реформ, направив все усилия на поддержание стабильности, что привело к застою в обществе. По сути, “Герой нашего времени” Лермонтова является возможностью взглянуть на результаты этого застоя. Печорин – типичный продукт дворянского общества тех лет, он несовершенен, полон пороков, он чувствует себя ненужным, и в его лице Лермонтов показывает нам, что стало с российским дворянством. Какое время – такие и герои…
Читайте также:Главные герои романа «Герой нашего времени»Краткое содержание «Героя нашего времени»Анализ образа Печорина35 интересных фактов о Лермонтове
Главная мысль
Пожалуй, самой важной мыслью “Героя нашего времени” является проблема личности. Умные люди той эпохи были лишены возможности действовать из-за царской политики, направленной на подавление любого инакомыслия, что привело к кризису идей и осознанию того факта, что старые идеи уже ушли за невостребованностью, а новые им на смену так и не пришли. Так, по задумке Лермонтова, и появляются ненужные люди вроде Печорина, главная беда которых – отсутствие ясной цели в жизни. Собственно, идею и суть “Героя нашего времени” писатель сам назвал ещё в предисловии к нему: “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. При этом Лермонтов воздерживается от прямых суждений, и, раскрывая нам личность Печорина, он предлагает читателям самим судить о том, чего он достоин больше – ненависти или сочувствия, презрения или понимания.
Роль композиции в понимании идеи романа
20 интересных фактов о Церере
20 интересных фактов о Ермаке Тимофеевиче
На первый взгляд, роман этот написан довольно сумбурно. По сути, “Герой нашего времени” представляет собой набор историй из жизни Печорина, которые к тому же подаются не в хронологическом порядке, а сам автор ещё во второй части сообщает о смерти главного героя. Но все эти разрозненные, казалось бы, истории связаны единой композицией. Читая её, мы можем рассмотреть Печорина с разных сторон, чтобы сделать свои выводы. Знаменитый литературный критик Белинский, один из немногих, кто правильно понял замысел Лермонтова и основную идею “Героя нашего времени”, метко сказал, что читать книгу нужно именно по порядке, как задумал автор. В противном случае вы прочтёте лишь несколько отдельных историй, но они не сложатся в единый роман.
Герой своего времени
Знакомство с Печориным начинается с рассказов Максим Максимыча о нём. Многое кроется в деталях, которые важно не упустить – даже брошенные вскользь фразы второстепенных героев отлично раскрывают их мысли о Печорине, формируя целостный образ. Для понимания сути и смысла “Героя нашего времени” важно и то, что рассказчики сменяют друг друга, открывая нам новые грани Печорина, на которого мы можем посмотреть с разных сторон. Одна из идей романа заключается в том, чтобы подвести читателя к выводу о невозможности судить о ком-то в рамках понятий чёрного и белого, добра и зла. Печорин – яркий тому пример, в нём сочетаются положительные и отрицательные черты, и он хорошо демонстрирует, что в мире нет абсолютного зла и абсолютного добра, нет чёрного и белого. Главный герой – воплощение своего поколения, для которого поиски смысла и цели жизни были неопределённы и мучительны.
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/geroj-nashego-vremeni-lermontov/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/sut-romana.html
- https://www.literaturus.ru/2016/10/ideja-sut-smysl-geroj-nashego-vremeni-temy-problemy-glavnaja-mysl.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/ideya-sut-i-smysl-romana-geroj-nashego-vremeni
- https://faktrus.ru/герой-нашего-времени-суть/