Содержание
- 1 Мастер и Маргарита читать онлайн
- 2 Оглавление
- 3 Краткое содержание
- 4 Ваши комментарии
- 5 История создания
- 6 Характеристика персонажей
- 7 Мастер и Маргарита — краткое содержание. Часть 1
- 8 Часть 2
- 9 Эпилог
- 10 Тест для закрепления материала
- 11 Еще тесты
- 12 Читайте также
- 13 Книгу Мастер и Маргарита — Булгаков Михаил читать онлайн бесплатно — страница 1
Мастер и Маргарита читать онлайн
Роман М.А. Булгакова — Мастер и Маргарита
Оглавление
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ </li> Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными </li> Глава 2. Понтий Пилат </li> Глава 3. Седьмое доказательство </li> Глава 4. Погоня </li> Глава 5. Было дело в Грибоедове </li> Глава 6. Шизофрения, как и было сказано </li> Глава 7. Нехорошая квартирка </li> Глава 8. Поединок между профессором и поэтом </li> Глава 9. Коровьевские штуки </li> Глава 10. Вести из Ялты </li> Глава 11. Раздвоение Ивана </li> Глава 12. Черная магия и ее разоблачение </li> Глава 13. Явление героя </li> Глава 14. Слава петуху! </li> Глава 15. Сон Никанора Ивановича </li> Глава 16. Казнь </li> Глава 17. Беспокойный день </li> Глава 18. Неудачливые визитеры</li>ЧАСТЬ ВТОРАЯ </li> Глава 19. Маргарита </li> Глава 20. Крем Азазелло </li> Глава 21. Полет </li> Глава 22. При свечах </li> Глава 23. Великий бал у сатаны </li> Глава 24. Извлечение мастера </li> Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду </li> Глава 26. Погребение </li> Глава 27. Конец квартиры N 50 </li> Глава 28. Последние похождения Коровьева и Бегемота </li> Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена </li> Глава 30. Пора! Пора! </li> Глава 31. На Воробьевых горах </li> Глава 32. Прощение и вечный приют </li> Эпилог </li>
Краткое содержание
Краткое содержание романа. (Читается за 15 мин.) Краткое содержание романа. (Читается за 1 час) Скачать Книгу Мастер и Маргарита в формате fb2, doc, rtf, html, txtДалее —>
Ваши комментарии
Комментарии для сайта CackleСодержание:i>
История создания
Булгаков в момент написания руководствовался книгой “Фауст” Гете. Источники сообщают, что в ранних версиях романа Мастером был именно сам Фауст. Интересно, что при жизни Михаила Афанасьевича рукопись не была дописана до конца, и так и не была издана.
Важно! Изначально Булгаков хотел назвать роман “Князь тьмы” или “Гастроли Воланда”. Но перед смертью писатель все-таки дал книге правильное и точное название — “Мастер и Маргарита”.
Характеристика персонажей
- Воланд — сатана, превращающийся в обычного человека, фокусника.
- Мастер — писатель. Написал произведение о прокураторе.
- Маргарита — возлюбленная Мастера, любившая книгу о Понтие Пилате больше, чем самого Мастера.
- Бегемот — черный говорящий кот.
- Иешуа — философ, чистый и праведный человек. Распят на кресте.
- Понтий Пилат — прокуратор, пытающийся спасти Иешуа.
- Коровьев — человек в пиджаке в клетку.
- Азазелло — рыжий персонаж с ярко выделенным клыком.
- Каифа — ученик Иешуа, любивший своего учителя больше всего на свете.
- Иван Бездомный — поэт, член МАССОЛИТа (объединения литераторов). Попал в психушку.
- Берлиоз — член МАССОЛИТа.
- Гелла — нагая вампирша.
Встреча на Патриарших прудах, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Мастер и Маргарита — краткое содержание. Часть 1
Книга имеет две сюжетные линии, кардинально отличающиеся друг от друга. Первая линия показывает сюжет в Москве, а во второй — нам рассказывают о Ершалаиме, затрагивая тематику веры и Бога.
Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными
Автор переносит нас к беседе двух литераторов — Ивану Бездомному и Михаилу Берлиозу. Они разговаривают об Иисусе Христе, и вдруг к ним в спор вклинивается иностранец Воланд. Он предрекает скорую смерть главе МАССОЛИТа Берлиозу: вы лишитесь головы, а сделает это “русская женщина, комсомолка”.
Глава 2. Понтий Пилат
К Понтию Пилату заводят бедного заключенного. Он имел имя Иешуа Га-Ноцри, он обвинялся в помыслах о разрушении храма. У прокуратора болела голова, и Иешуа, как рукой, избавил того от болезни, чем начал симпатизировать Понтию Пилату.Прокуратор просит подчиненного Марка Крысобоя вывести парня и объяснить ему, как нужно общаться с прокуратором. Понтий Пилат пытается спасти Иешуа, но молодой парень подтверждает все подозрения. Понтий Пилат предпринимает методы по спасению целителя, обращаясь за этим к Каифу, чтобы из 3 осужденных освободили именно Иешуа, но тот оставляет в живых вора и убийцу — Вар-раввана. Понтий Пилат и Иешуа, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Глава 3. Седьмое доказательство
Михаил Берлиоз начинает думать, что иностранец — сумасшедший, ведь он хочет поселиться в имении Михаила. Глава МАССОЛИТа оставляет Бездомного и незнакомца, решив сходить к автомату и позвонить в консульство. Ему вслед кричит иностранец и рекомендует уверовать в дьявола.Михаил идет сквозь трамвайные пути, но поскальзывается на разлитом подсолнечном масле от Аннушки, и он лишается головы. Седьмое доказательство, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Глава 4. Погоня
Иван Бездомный услышал о трагедии и увидел здесь нечистое. Он догоняет иностранца, который уже успел отойти, но парень якобы не понимает русский. К ним подходит мужчина в клетчатом пиджаке и защищает иностранца. Поэт заметил вдруг что-то странное рядом с ними. Это был огромный черный кот, названный Берлиозом, который шел позади.Бездомный зачем-то забежал в чужую квартиру, украл оттуда свечку и образок и продолжил охоту. Он почему-то хочет искупаться в Москве-реке. У поэта украли все вещи. Поэт отправляется в ресторан МОССАЛИТа.
Глава 5. Дело было в Грибоедове
Забежав в ресторан, Иван продолжает поиски злобного Воланда, попутно говоря о произошедшем представителям ассоциации. Говорит он смутно, невнятно, пытается драться. Его привозят в психиатрическую больницу.
Глава 6. Шизофрения, как и было сказано
Поэт рассказывает все доктору, тот его полностью выслушивает, но тоже принимает слова за бред. Он пытается сбежать, но безрезультатно. Его определяют с шизофренией. Шизофрения как и было сказано, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Глава 7. Нехорошая квартирка
Лиходеев, который проживал вместе с Берлиозом, видит незнакомого мужчину в черном в своем доме. Обернувшись, Степа видит, что парень не один, с ним большой кот, пьющий водку, и мужчина в пиджаке. Вдруг из зеркала вылазит Азазелло и рекомендует вышвырнуть директора из квартиры.Через мгновение Степа Лиходеев очутится непонятный образом в Ялте.
Глава 8. Поединок между профессором и поэтом
В психушку наведывается доктор Стравинский во время написания поэтом письма следователю.
Глава 9. Коровьевские штуки
Никанор Босой, являвшийся председателем, заходит в квартиру №50 и застает Коровьева — переводчика Воланда. Он предлагает Никанору сдать квартиру черному магу, сразу же давая задаток и взятку.Босой прячет деньги у себя дома, а на следующий день его арестовывают за хранение валюты, ведь рубли странным образом превратились в валюту. Коровьев, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Глава 10. Вести из Ялты
В Варьете Римскому присылают телеграмму, дабы подтвердить личность Лиходеева, находящегося в Ялте. Директор думает, что это шутка, и появляется версия, что Степан напился и с издевкой шутит над ним.Директор посылает администратора Варенуху в милицию, разобраться с телеграммами. По пути его избивают двое персонажей, один — похож на кота, а второй — клыкастого человека. Они относят Варенуху в квартиру №50, где парня целует нагая Гелла, и администратор падает в беспамятстве.
Глава 11. Раздвоение Ивана
Поэту Ивану Бездомному вкололи успокаивающее, и ему сложно составить текст для милиции. Он начинает слышать внутренние голоса, один из которых продолжает тревожить мужчину по поводу Берлиоза, а другой — упрекает в том, что Иван не разузнал у незнакомца больше о Понтией Пилате.
Глава 12. Черная магия и ее разоблачение
Действие переносится в Варьете, где Римский рвет и мечет, потому как Варенуха не возвращается, хотя уже поздний час. Вдруг к директору наведываются Воланд с котом и Коровьевым.Бенгальский дает Воланду пространство на публике, и тот принимается показывать фокусы с Коровьевым, который теперь называется Фаготом.Вдруг с потолка падает куча рублевых бумажек, а Бенгальский все кричит, что это ненастоящие деньги. Воланд слушается зрителей, которые кричат, что Бенгальскому следует отрубить голову, и разрезает ему шею. Публика жалеет конферансье, и Фагот приделывает тому голову обратно. Пострадавшего увозят на скорой, а сеанс заканчивается тем, что на сцене появляется дамская комната, где можно выбрать любой наряд абсолютно бесплатно. Женщины переодеваются, но вдруг вся одежда исчезает и зрители массово выбегают на улицу полностью нагие.
Глава 13. Явление героя
Сюжет разворачивается в лечебнице, где к Ивану заходит незнакомый человек, имевший в руках связку ключей. Они разговорились и осознали, что обоих заслал в психушку сатана.Новый знакомый поэта оказался Мастером. Дабы это подтвердить, он показал Бездомному шляпу с вышитой на ней буквой “М”. Ему эту шляпу сшила Маргарита. Мужчины разговорились. Мастер рассказал, как он встретил Маргариту, говорившую, что в его романах вся ее душа. Мастер сжег почти весь роман, а любимой удалось сохранить несколько страниц произведения. Мастер познакомился с Магарычем, который не нравился Маргарите.В лечебницу доставляют человека, утверждающего что у него отрублена голова. Мастер, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Глава 14. Слава Петуху!
Римский из Варьете норовит по телефону сообщить о случившемся, но голос подозрительной дамы в трубке запрещает ему это сделать.Неожиданно возвращается Варенуха, заявляя что Степа Лиходеев и вправду был пьян, а сейчас и вовсе находится в вытрезвителе. Но финдиректор замечает, что от администратора не отходит тень, да и одет он странно, имеет теплый шарф, хоть на дворе лето.Внезапно появляется рыжая девушка, а вампир запирается изнутри, но тронуть директора те не успевают. Раздается петушиный крик, и ощущается, что день для директора закончился. Римский поспешно собирает вещи и убегает в Ленинград.
Глава 15. Сон Никанора Ивановича
Правоохранительные власти пытают Босого, но тот только и заявляет о дьявольской силе.Никанора Ивановича привезли в больницу.
Глава 16. Казнь
Иешуа вместе с другими заключенными везут на Лысую гору, чтобы убить.Всех казнили, действующие лица казни покинули холм. Остался лишь ученик Га-Ноцри — Левий Матвей, который хотел убить Иешуа первым, дабы облегчить ему смерть, но не успел.Ученик снял всех убитых и похитил труп учителя.
Глава 17. Беспокойный день
Все афиши о Воланде в Варьете пропали. В контору зашла милиция, дабы выяснить причины пропажи директора.Бухгалтер Ласточкин поехал к Прохору Петровичу сдать выручку за спектакль, но в рюкзаке обнаруживает валюту. Следует арест.
Глава 18. Неудачливые визитеры
В наследство дяде Берлиозу досталась квартира и он прилетел на нее посмотреть.Азазелло выгнал дядю, а кот забрал у него паспорт.В помещение вошел буфетчик Соков из Варьете и пожаловался Воланду на то, что деньги оказались ненастоящими. Воланд предрекает смерть буфетчика через 9 месяце от цирроза печени. Тот бежит к врачу и кричит о болезни.
Часть 2
В следующей части события развиваются еще более стремительно и невероятно.
Глава 19. Маргарита
Маргарита просыпается и вспоминает о Мастере, только что ей приснившемся.Девушка шагает по Москве и замечает похороны литератора. С ней заговорил человечек с клыком и посоветовал пойти за ней, дав в подарок целебный крем.
Глава 20. Крем Азазелло
Попробовав крем, Маргарита научилась летать. Возлюбленная пишет Мастеру письмо о необходимости расстаться, ведь она стала ведьмой. Сев на половую швабру, девушка полетела к Азазелло. Крем Азазелло, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Глава 21. Полет
Пока Маргарита летит, она всячески развлекается, пугая прохожих. Вдруг девушка замечает Латунского, того самого критика, погубившего роман. Маргарита залетает туда и громит все на своем ходу.
Главы 22-23. При свечах. Великий бал у сатаны
Маргарита летит в жилище Берлиоза.Девушку прихорашивают и красиво одевают. Она руководит балом.Бал заканчивается, все снова становится на круги своя, а огромный зал для танцев превращается в обычную гостиную. При свечах, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Главы 24-25-26. Извлечение Мастера. Как прокуратор пытался спасти Иуду. Погребение
Воланд норовит исполнить любое желание королевы бала, и та желает, чтобы перед ней появился ее Мастер. Злодей держит в руках абсолютно целую и невредимую книгу Мастера. Влюбленные уходят и живут теперь в каком-то странном подвале.Прокуратор приказывает всех казненных предать погребению.Иуду убивают возле Ершалаима и забирают все деньги, а позже подбрасывают Каифе.Левий Матвей идет по улице и ведет беседы будто бы с живым Иешуа. Говорят о разном — о смысле жизни, о предательстве, трусости и сути мира.
Главы 27-28-29. Конец квартиры №50. Последние похождения Коровьева и Бегемота. Судьба Мастера и Маргариты определена
Воланд велит покидать столицу. Кот напоследок поджигает помещение. Они направляются в магазин, где торгуют валютой, и он тоже загорается.
Важно! Воланд приказывает Азазелло, чтобы он подарил Мастеру и Маргарите вечный покой.
Глава 30. Пора! Пора!
Азазелло прилетает в подвал к Мастеру и Маргарите, и поджигает его. Все трое уносятся ввысь, на небо. Мастер называет поэта Бездомного своим учеником и велит дописать рассказ.
Главы 31-32. На Воробьевых горах. Прощание и вечный приют
Начинается самая настоящая Вальпургиева ночь. Именно в эту дату, в этот день сводятся все счеты.Читателю показывают Понтия Пилата. Ему ежедневно снится одинаковый сон, где перед ним стоит дорога, но пройти по ней он не может. И, наконец, Мастер кричит ему: “Свободен!”. Лунная дорога, художник Александра Федорова, 1979 год</figcaption>
Эпилог
Римский уволился, Бенгальский последовал за ним, Иван Бездомный вылечился, теперь преподает философию, а Варенуха перестал врать и грубить. Все странности в милиции объяснили проделками иллюзионистов и мошенников, а само дело так и не было раскрыто. Предлагаем посмотреть краткое содержание романа «Мастер и Маргарита» в видеоролике:
Еще статьи по роману «Мастер и Маргарита»:
- Характеристика Воланда в романе
- Понтий Пилат — характеристика прокуратора Иудеи в романе
- Гелла — характеристика персонажа романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Азазелло — характеристика героя из романа
- Кот Бегемот — характеристика персонажа в романе
- Григорий Данилович Римский — образ и характеристика героя в романе «Мастер и Маргарита»
- Никанор Иванович Босой — характеристика героя в романе
- Латунский — характеристика критика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Маргарита — характеристика и образ героини
- Левий Матвей — характеристика персонажа
- Мечта и реальность в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Коровьев — характеристика персонажа
Тест для закрепления материала
- 1Как звали подчиненного Понтия Пилата?
- <label>Андрей Крысолов</label>
- <label>Марк Крысобой</label>
- <label>Захар Мухобой</label>
Вопрос 1 из 10
- 2Что пил кот, когда Степан Лиходеев впервые его увидел?
- <label>Воду</label>
- <label>Водку</label>
- <label>Чай</label>
Вопрос 2 из 10
- 3Кто разлил подсолнечное масло на трамвайные пути?
- <label>Аленушка</label>
- <label>Аннушка</label>
- <label>Ольга</label>
Вопрос 3 из 10
- 4Какой номер у квартиры, где жил Берлиоз?
- <label>№40</label>
- <label>№28</label>
- <label>№50</label>
Вопрос 4 из 10
- 5На каком морском курорте внезапно очутился Лиходеев?
- <label>В Алуште</label>
- <label>В Керчи</label>
- <label>В Ялте</label>
Вопрос 5 из 10
- 6На чем полетела Маргарита к Азазелло?
- <label>На венике</label>
- <label>На швабре</label>
- <label>На совке</label>
Вопрос 6 из 10
- 7Куда уехал Римский после случившегося?
- <label>В Москву</label>
- <label>В Киев</label>
- <label>В Ленинград</label>
Вопрос 7 из 10
- 8Что случилось с деньгами Босого?
- <label>Исчезли</label>
- <label>Превратились в валюту</label>
- <label>Превратились в обычные бумажки</label>
Вопрос 8 из 10
- 9Чем стал заниматься Иван Бездомный после лечения?
- <label>Стал побираться</label>
- <label>Стал продавцом</label>
- <label>Стал преподавателем</label>
Вопрос 9 из 10
- 10Кому отрубили голову на сцене?
- <label>Бенгальскому</label>
- <label>Магарычу</label>
- <label>Варенухе</label>
Вопрос 10 из 10
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Книга Мастер и Маргарита — Булгаков Михаил читать онлайн Проза / Классическая проза бесплатно и без регистрации.
Роман «Мастер и Маргарита» – визитная карточка Михаила Афанасьевича Булгакова. Более десяти лет Булгаков работал над книгой, которая стала его романом-судьбой, романом-завещанием.
В «Мастере и Маргарите» есть все: веселое озорство и щемящая печаль, романтическая любовь и колдовское наваждение, магическая тайна и безрассудная игра с нечистой силой.
04 май 2019Жанр:Проза / Классическая прозаНазвание:Мастер и МаргаритаГод :2006Страниц :168
Глава | Стр. |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ | 1 |
Глава 1 Никогда не разговаривайте с неизвестными | 1 |
Глава 2 Понтий Пилат | 6 |
Глава 3 Седьмое доказательство | 16 |
Глава 4 Погоня | 18 |
Глава 5 Было дело в Грибоедове | 21 |
Глава 6 Шизофрения, как и было сказано | 26 |
Глава 7 Нехорошая квартирка | 30 |
Глава 8 Поединок между профессором и поэтом | 34 |
Глава 9 Коровьевские штуки | 38 |
Глава 10 Вести из Ялты | 42 |
Глава 11 Раздвоение Ивана | 47 |
Глава 12 Черная магия и ее разоблачение | 48 |
Глава 13 Явление героя | 55 |
Глава 14 Слава петуху! | 63 |
Глава 15 Сон Никанора Ивановича | 67 |
Глава 16 Казнь | 72 |
Глава 17 Беспокойный день | 77 |
Глава 18 Неудачливые визитеры | 82 |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ | 90 |
Глава 19 Маргарита | 90 |
Глава 20 Крем Азазелло | 96 |
Глава 21 Полет | 98 |
Глава 22 При свечах | 104 |
Глава 23 Великий бал у сатаны | 110 |
Глава 24 Извлечение мастера | 116 |
Глава 25 Как прокуратор пытался спасти Иуду | 126 |
Глава 26 Погребение | 131 |
Глава 27 Конец квартиры № 50 | 140 |
Глава 28 Последние похождения Коровьева и Бегемота | 147 |
Глава 29 Судьба мастера и Маргариты определена | 152 |
Глава 30 Пора! Пора! | 154 |
Глава 31 На Воробьевых горах | 159 |
Глава 32 Прощение и вечный приют | 160 |
Эпилог | 163 |
</ul>
Книгу Мастер и Маргарита — Булгаков Михаил читать онлайн бесплатно — страница 1
12345678910…168
Михаил Булгаков
Мастер и Маргарита
Москва 1984
Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- …Так кто ж ты, наконец?
- – Я – часть той силы,
- что вечно хочет
- зла и вечно совершает благо.
Гете. «Фауст»
Глава 1
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.
– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.
– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.
– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.
– А что есть? – спросил Берлиоз.
– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.
– Ну, давайте, давайте, давайте!..
Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.
Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце шалит… я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…»
И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.
Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть!..»
Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.
Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.
– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.
Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак…» – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.
Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.
12345678910…168Теория страсти — Мэй СандраСовременные любовные романыМайстер і Маргарита — Булгаков МихаилКлассическая прозаТеатральный роман — Булгаков МихаилКлассическая проза / ДраматургияБелая гвардия — Булгаков МихаилКлассическая прозаБег — Булгаков МихаилДраматургияИспользуемые источники:
- https://masterimargo.ru/book.htm
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/master-i-margarita-m-a-bulgakov-korotko-syuzhet-po-glavam-sut-romana.html
- https://knigov.ru/proza/klassicheskaya-proza/3218-bulgakov-mihail-master-i-margarita/