Сочинение Интерьер дома Собакевича в поэме Мертвые души Гоголя

Описание и характеристика дома Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» способствуют более полному раскрытию характера героя.

Цель Гоголя была показать одну из сторон российской действительности, которая представлена провинциальными землевладельцами. Главный герой поэмы Н. В. Гоголя Павел Иванович Чичиков озаботился нажить состояние скупкой мертвых душ. С этой целью он отправляется в провинциальные деревни, где встречается с помещиками. Внешность, жилище и характер героев читатель видит глазами автора, Чичикова и самих помещиков.

Собакевич – один из тех помещиков, к кому Чичиков обратился с просьбой продать ему мертвых крестьян. Сама фамилия персонажа уже предполагает связь с животным миром. Продолжая в этом направлении, Гоголь обращается к внешности героя, которая также является не совсем обычной. Собакевич крупный и неповоротливый человек. Павел Иванович обнаружил в нем удивительное сходство с медведем. Помещика зовут Михаил Семенович, имя персонажа выбрано неслучайно. В русских народных сказках медведя обычно называют Миша, Михаил. Одежда его состояла из коричневого фрака и длинных панталон, что довершало сходство с медведем. Весь он был крепким, основательным. Говоря о внешности персонажа, Гоголь также замечает, что природа недолго трудилась, создавая его. Она словно сделала все необходимое для жизни, не заботясь о красоте и изяществе.

Прежде чем приступить к разговору о мертвых душах, Чичиков всегда осматривал хозяйство помещика, чтобы понять, с кем имеет дело. Он и в этот раз не отступил от своей привычки. Говорят, что дом похож на своего хозяина. Случай с Собакевичем подтверждает эту теорию. Все хозяйство Собакевича, начиная с господского дома, было таким же крепким и основательным, как и сам помещик. Господский дом имел мезонин в своей конструкции. Крыша дома была красного, а стены серого «дикого» цвета. Здание напоминало те, что строят для военных поселений. Подъезжая, Чичиков заметил в окне два лица: узкое женское и круглое, как тыква, мужское. Далее Гоголь немного уходит от темы, рассказывая, что из таких тыкв делают балалайки, которые в руках подмигивающего и посвистывающего музыканта несут радость людям. Эта небольшая зарисовка вступает в контраст с угрюмой внешностью дома и его хозяина.

 Было похоже, что архитектор и хозяин никак не могли прийти к согласию. Зодчий стремился внести в постройку симметрию, изящество и красоту, хозяин отдавал предпочтение удобству. Окна с одной стороны дома отсутствовали, на их месте осталось одно небольшое отверстие. Вместо четырех колонн, которые были в проекте, осталось только три, что лишало дом симметрии, дом словно припадал на бок. Это создавало ощущение той же неуклюжести, что отличало самого Собакевича. Становится понятно, что для хозяина красота не имеет значения. Для него важно удобство, прочность постройки. О доме так же, как о самом Собакевиче, можно сказать, что в нем было все необходимое для жизни, точнее сказать для физического существования.

Внутреннее убранство дома отражало характер и интересы помещика. В интерьере все было прочно и в высочайшей степени неуклюже. Пузатое бюро стояло на нелепых ножках, стол, стулья были тяжеловесными, громоздкими, беспокойными, не имеющими даже намека на изящество, совершенные медведи. Все предметы мебели словно кричали: «Я Собакевич!». Они словно мешали движению так же, как Собакевич непрестанно наступал всем на ноги. У окна висела клетка, в которой сидел дрозд, темный в крапинку, также напоминающий внешне хозяина.

Стены были украшены картинами, на которых были изображены сильные, крепкие люди, греческие полководцы во весь рост. В их фигурах обращали на себя толстые ляжки, под носом красовались неслыханные усы. Греческая богиня Бобелина также отличалась крупными формами. Среди греков как-то затесался тощий, маленький Багратион. Видимо, помещик где-то прослышал о военных подвигах генерала, и это добавило ему веса. Хозяин словно специально украсил комнату крепкими и пышущими здоровьем людьми под стать себе. Это подтверждает мысль о том, что эстетический вкус Собакевича оставляет желать лучшего. Картины подбирались также не с точки зрения красоты или их искусствоведческой ценности. Собакевич чужд искусства, но к портретам Гоголь еще вернется в сцене торга. Помещик обратит к ним взгляд, как бы призывая в свидетели.

Жилище Собакевича отражает внутреннюю сущность владельца. Есть версия, что каждый из помещиков символизирует очередной круг ада. Порок Собакевича состоит в его привязанности к деньгам, к материальной стороне жизни. Привязанность к материальному ведет к омертвению души помещика. Гоголь так и говорит, что у Собакевича совсем не было души, а если и была, то где-то очень далеко, как у Кощея.

Добротный дом говорит о том, что помещик знает цену деньгам. Собакевичу нельзя отказать в уме, но, почти безвыездно находясь в своей берлоге, он превратился в туповатого, косного человека. Деньги ему нужны для утоления потребностей его богатырского тела. Без духовной пищи человек утрачивает человеческий облик. Это происходит и с Собакевичем.

Угрюмый, тяжеловесный, закосневший характер Собакевича нашел отражение в его доме. Описание здания подчеркивает мысль о мертвой душе помещика.

Dom-Sobakevicha-Hudozhnik-A-Laptev-Mertvye-dushi.jpg

Господский дом помещика Собакевича представляет собой важную деталь в характеристике этого персонажа. Как известно, дом и обстановка в нем могут многое рассказать о человеке. В этой статье представлено цитатная описание господского дома Собакевича: описание внешнего вида и интерьера дома.Смотрите:— Все материалы о Собакевиче— Все материалы по поэме «Мертвые души» 

Господский дом Собакевича в поэме «Мертвые души», описание интерьера

Помещик Собакевич — хороший хозяин своей усадьбы. Он предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей. Все это отражается на внешнем виде его дома и на интерьере комнат. Грубый деревянный дом Собакевича является отражением его грубого характера:

«… Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке…»

Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения — простой и совсем не нарядный: 

«… посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов…»

Архитектор хотел сделать этот дом аккуратным, изящным и красивым. Но для Собакевича удобство — это самое главное, поэтому он «переделал» дом на свой вкус:

«… Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана…»

Вместо четырех колонн архитектор оставил только три — тоже по желанию Собакевича:

«… Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три…»

Дом Собакевича: описание интерьера

Жилище Собакевича оформлено внутри все в том же «медвежьем», грубом стиле. Интерьер дома выглядит так же масштабно и неуклюже, как и сам хозяин.Гостиная Собакевича В гостиной Собакевича даже мебель выглядит как-то «по-медвежьи»:

«… Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; 

в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. 

Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»…» 

В гостиной висят огромные картины с полководцами во весь рост:

«…Вошед в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины. На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.  

Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. 

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые…»

Собакевич держит дома дрозда, который тоже чем-то похож на хозяина:

«… Возле Бобелины, у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича…»

«…Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зернышки…» 

Столовая Собакевича О столовой известно лишь то, что стол у Собакевича — небольшой:

«… Небольшой стол был накрыт на четыре прибора…» 

Но на обеде у Собакевича на этом небольшом столе подаются очень большие блюда, огромные ватрушки и т.д. Это было описание господского дома Собакевича в поэме «Мертвые души» Гоголя, описание интерьера комнат в цитатах.Смотрите:Все материалы о СобакевичеВсе материалы по поэме «Мертвые души» Содержание:

Внешность Собакевича

Внешность Михаила Семеновича соответствует его имени — это был крепкий, большой, как медведь, мужчина в самом расцвете сил. Сколько лет исполнилось герою на момент рассказа — точно неизвестно. Можно предположить, что Собакевичу от 40-ка до 50-ти лет. Сам Михаил Семенович очень гордится своим крепким здоровьем, хвастаясь, что ни разу не болел. Недюжинный организм достался ему от отца, который также был весьма выносливым и сильным.Несмотря на аристократические корни, этот помещик не отличается утонченным чертами. Гоголь описывает его как неуклюжего, неповоротливого, с широкой спиной и огромными ногами. Автор отмечает, что лицо его похоже на тыкву и имеет красноватый оттенок. Ничего обаятельного и харизматичного в этом герое нет. Одет Собакевич неплохо, его наряд чистый и опрятный, но коричневый цвет фрака еще больше роднит его с образом медведя. Рис. 1. Михаил Семенович Собакевич. автор А. Агин.</figcaption>

Семейные отношения

Этот аспект жизни помещика описан фрагментарно, автор почти не упоминает о его ближайшем окружении. Известно лишь, что отец Михаила Семеновича был таким же, как сын — большим, сильным и здоровым. Собакевич женат и брак его благополучен. Про супругу говорится, что она высока, очень худа и степенна. Характер Феодулии Ивановны (так зовут жену героя) был простым и понятным, близким к крестьянскому духу. Про детей Гоголь не упоминает — возможно, их не было вообще, а, возможно, они уже выросли и живут самостоятельно.

Важно! Несмотря на сложный характер Собакевича, в семье его царит спокойная и доброжелательная атмосфера.

Поместье героя

Во многом характер героя раскрывается в описании его усадьбы. Гоголь резко противопоставляет Собакевича другим героям поэмы, указывая на то, что он был образцовым помещиком. Все в его имении сделано хорошо и находится в порядке, создавая благоприятное впечатление. Постройки не очень красивы, но сделаны надежно и крепко из толстых бревен. Дома его крестьян выглядят очень привлекательно, не хуже хозяйской усадьбы. В отличие от Манилова и Плюшкина, он уделяет очень много внимания заботам о хозяйстве в деревне.Интерьер дома Собакевича соответствует его характеру — все грубо, просто и без изящества. Попав в гостиную, Чичиков отмечает, что мебель прочна и удобна, а стены украшают картины с изображенными полководцами, своим видом напоминающих хозяина дома. Рис. 2. Господский дом Собакевича</figcaption>

Характер

Собакевич — человек грубый и прямой. Гоголь отмечает, что он постоянно всех критикует и все время чем-то недоволен. Собакевич не стесняется в выражениях, называя губернатора разбойником, а полицмейстера — мошенником. Чувство страха этому герою неведомо. Он является интересным собеседником, хотя и довольно упрямым. Манера поведения и речь его больше похожи на крестьянские, чем на аристократические.

Важно! Собакевич — не мечтательная и поэтическая личность, в нем нет эмоциональных порывов или философствования. Он крайне неприязненно относится ко всему новому, что не укладывается в его системе ценностей. Все идеи просвещения он называет “вредными выдумками”.

Михаил Семенович часто работает вместе со своими крепостными, но делает это только для того, чтобы контролировать процесс и убедиться, что все будет сделано хорошо. Рис. 3. Чичиков и Собакевич</figcaption>Уровень достатка других людей Собакевич оценивает по количеству припасов. Любимая его еда очень проста, он предпочитает калорийное мясо.  

Важно! Образ этого героя сразу же связывается с деньгами — он расчетливый и хозяйственным. Приступая к торгам, он тотчас же называет очень высокую цену — 100 рублей.

Собакевич умен — он, в отличие от Коробочки, сразу понял, зачем его гостю мертвые души, и сам предложил продать ему документы, чем изрядно удивил Чичикова.Его жизненные цели и интересы ограничиваются увеличением заработка и вкусным угощениями. Вот почему во время сделки Собакевич рьяно торгуется, даже продает Чичикову женскую карточку. О том, как Собакевич относится к крестьянам — неизвестно, но со своей женой он в меру обходителен и любезен, хотя и напрочь лишен романтики. О себе герой говорит, как о собаке: “не могу не доставить удовольствия ближнему”. В ряду остальных персонажей поэмы, Собакевич выгодно выделяется положительными качествами: он хозяйственный и умный, прямолинейный и достаточно интересный человек. Он даже способен оценить свои недостатки, хотя и не собирается их исправлять. Гоголь ставит его в первых рядах иерархии героев, считая, что у Собакевича есть потенциал и силы для развития. Черты характера этого персонажа нашли отражение в героях других произведений русской литературы, например, в Иудушке Салтыкова-Щедрина. Для закрепления материала предлагаем также ознакомиться с видео, в котором идет анализ образа Собакевича из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя.

Еще материалы по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

Тест для закрепления материала

  1. 1Собакевича зовут:
    • <label>Михаил Семенович</label>
    • <label>Семен Михайлович</label>
    • <label>Павел Михайлович</label>

    Вопрос 1 из 7

  2. 2Каким по счету продавцом был Собакевич?
    • <label>Вторым</label>
    • <label>Четвертым</label>
    • <label>Пятым</label>

    Вопрос 2 из 7

  3. 3Сколько Собакевич запросил у Чичикова за одну мертвую душу?
    • <label>20 рублей</label>
    • <label>100 рублей</label>
    • <label>50 рублей</label>

    Вопрос 3 из 7

  4. 4В каком состоянии находилась усадьба Собакевича?
    • <label>Ухоженная</label>
    • <label>Заброшенная</label>
    • <label>Полуразваленная</label>

    Вопрос 4 из 7

  5. 5Собакевич был внешне похож на:
    • <label>Большого пса</label>
    • <label>Медведя</label>
    • <label>Зубра</label>

    Вопрос 5 из 7

  6. 6К другим людям Собакевич относился:
    • <label>Хорошо</label>
    • <label>Всех критиковал и считал мошенниками</label>
    • <label>Ненавидел</label>

    Вопрос 6 из 7

  7. 7Семейное положение Собакевича:
    • <label>Женат</label>
    • <label>Холостяк</label>
    • <label>Вдовец</label>

    Вопрос 7 из 7

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Автор: · 26.04.2019

(339 слов) Внутреннее убранство помещения играет важную роль в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Обстановка, в которой обитают помещики, предметы интерьера помогают раскрыть характер героев произведения. Поэтому автор неслучайно обращает внимание на каждую деталь в доме помещика. Вместе с Чичиковым мы путешествуем по имениям героев, четвертый по счету – Собакевич.

Все предметы в доме Собакевича указывают на натуру персонажа. Автор уподобляет его животному – он был внешне похож на «средней величины медведя». Все предметы были «грузными», отражали его грубость, прямолинейность. Так, стены в комнате Собакевича были завешаны картинами полководцев с «толстыми ляжками», которые были похожи на самого помещика. Всё в комнате напоминало Собакевича, даже дрозд. А стулья, стол, кресла были самого «тяжелого и беспокойного свойства» (ореховое бюро, стоявшее в углу гостиной на «пренелепых» ногах, было «совершенным медведем»).

Особая черта героя – бережливое отношение к своему хозяйству. В отличие от имений других помещиков, в усадьбе Собакевича всё отличалось своей прочностью. Например, колодец в имении был сделан из крепкого дуба, из которого сооружали обычно корабли. Даже в комнате его стояла мебель грубая, но прочная, долговечная, практичная.

Прямолинейность героя также отражается в предметах интерьера. Так, в доме Собакевича всегда «симметрия» боролась с «удобством», поэтому некоторые детали обстановки отличаются своей «неуклюжестью», странностью. Персонаж распорядился, чтобы лишние окна были забиты, поэтому в помещении всегда было мало света. По его мнению, во всем следует придерживаться простоты, стремиться к высшему удобству. Ачетвертая колонна, как ни бился архитектор, была снесена, так как хозяин посчитал, что она будет лишняя.

Во время обеда также проявился характер героя. В еде Собакевич предпочитает излишествам простоту и обильность. В столовой у персонажа стоял небольшой стол, однако он всегда был заставлен большими, тяжелыми блюдами. На обеде Чичиков был угощён огромными ватрушками, вареньем из редьки, бараньим желудком и другими яствами. Собакевич, будучи здоровым и крепким, ест всегда много и сытно.

Собакевич – неуклюжий, прямолинейный, грубый персонаж. Н.В.Гоголь уподобляет его животному – медведю. Чтобы лучше раскрыть этот образ, следует обратить особое внимание на детали интерьера его огромного, нелепого дома. Все предметы словно кричат: «И я тоже Собакевич!». Мебель отличается своей прочностью, тяжестью, а детали обстановки показывают стремление героя к простоте и удобству.

Автор: Анастасия Сметанова

Медвежий характер сказался на внутреннем убранстве дома помещика. Интерьер Собакевича выглядит схоже с владельцем. Все в доме по-медвежьи неуклюжее, грубое и крупное.

+

План

  1. Гостиная Собакевича
  2. Картины для украшения
  3. Столовая дома
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Гостиная Собакевича

Интерьер внутреннего убранства дома помещика описан глазами Чичикова. Павел Иванович с интересом рассматривает оформление дома. Он не может с первого взгляда охватить всю комнату: очень крупное, не умещающееся в одном образе. Все в комнатах имело «странное сходство с самим хозяином». В гостиной мебель была прочной и по-особенному неуклюжей. Каждый предмет интерьера как будто гордо произносил: «И я тоже Собакевич!». Спорить с этим было бессмысленно. Описание интерьера Собакевича в поэме «Мертвые души» нельзя назвать полным. Классик описывает только отдельные предметы мебели, те, которые привлекли внимание гостя:

  • Бюро. Письменный стол с полками и ящиками – украшение гостиной. Форма стола – пузатое на четырех ногах изделие. Ножки были, по мнению Чичикова, пренелепые. Такое описание напоминает о порядке, с которым ведет хозяйство помещик.

В гостиной стоит клетка с дроздом. Птица не была исключением в интерьере комнаты. Она тоже напоминала внешне Собакевича. Темное оперение, белые крапины и постоянное постукивание клювом. Дрозд собирал хлебные зерна на днище деревянного домика. Его стук прерывает молчание, которое воцаряется в доме после плотных приемов пищи. От птицы никто не ждет пения, только тупой монотонный стук.

Картины для украшения

Стены комнаты для гостей украшены картинами. На них изображены исторические личности – полководцы. Богатыри возвышаются во весь рост:

  • Маврокордато;
  • Миаули;
  • Канари;
  • Багратион.

Имена полководцев во времена Чичикова не требовали объяснений. Это были герои освободительных восстаний и войн греческого народа. Маврокордато руководил восстанием, Колокотронис – движение партизан, Миаулис – адмирал, Канари – министр. Среди греческих героев расположился один русский полководец Багратион – участник суворовских походов, герой войны 1812 года.

Греческие военные были крепкими фигурой, статные и мощные, выгравированные четкими правильными линиями. Яркими красками были выделены толстые ляжки, огромные усы. От картин гость чувствовал дрожь во всем теле. Удивительным было изображение Багратиона. Он среди исполинов был маленьким, тощим. Рядом с ним и пушки, и знамена тоже терялись, стояли в зауженных рамках.

За Багратионом следовала картина с женским образом. Это была греческая героиня. У Бобелины только одна нога по размерам была больше туловища живых щеголей, гуляющих по балам. Понятно, каким мизерным чувствовал себя гость на фоне таких гигантов.

Собакевичу нравились картины. Он как будто хотел показать гостям: я здоров, и украшают мою комнату крепкие люди.

Выдающиеся персонажи прошлого, отдавшие жизнь за свободу и независимость, украшали стены гостиной человека, который мог заботиться только о себе. Его не интересовали интересы страны. Он мошенник и обманщик. На фоне картин низменность души хозяина становится ярче и отвратительнее.

Столовая дома

Время, которое семья Собакевича проводит за едой, занимает большую часть дня. Поэтому нельзя было не описать столовую. Но здесь автор почему-то выбирает прием контраста. Стол для любителей поесть небольшой по размерам, на нем умещается посуда на четыре персоны. Для чего выбран такой размер мебели? Возможно, чтобы подчеркнуть огромные блюда для трапезы семьи, сменяемые быстро и незаметно. Еда исчезает в животах, а небольшой стол остается прочно стоять в столовой.

Ограниченные духовные интересы Собакевича видны на фоне созданного им интерьера. Он приближен к материальной сути вещей. Написать сочинение «Интерьер Собакевича», используя предложенный материал, станет гораздо проще.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    К какому жанру относится произведение «Мертвые души»?</h3>

    • <label>Роман в стихах;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Поэма;</label>
    • <label>Новелла.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/opisanie-i-xarakteristika-doma-sobakevicha-v-poeme-myortvye-dushi-n-v-gogol.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/06/gospodskij-dom-sobakevicha-interer-mertvye-dushi.html
  • https://nauka.club/literatura/sobakevich-kratkaya-xarakteristika-geroya-poemy-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/opisanie-i-harakteristika-doma-sobakevicha-v-poeme-myortvye-dushi-n-v-gogol/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/mertvye-dushi/interer-sobakevicha.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт