Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой

Женские образы в пьесах Н. Островского – это собирательный портрет русских женщин, их судеб в контексте времени и положения в обществе. В статье мы проанализируем, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову – героинь из пьес Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза”. Обе героини несчастны, их судьбы завершаются трагически, а чистые души остаются непонятыми и не востребованными.

Любовь в судьбах героинь

Прежде всего стоит отметить, что автор подчёркивает внешние данные обеих героинь: они красивы, стройны – этот факт ни раз упоминается в художественных текстах. Кроме того девушки умны, духовно богаты, требовательны и строги к себе.

На долю Екатерины выпала случайное чувство, оно осветило её тёмную, безрадостную жизнь, в которой кроме веры в Бога не было ничего стоящего. Избранник Катерины, как и Паратов из “Бесприданницы” – не в состоянии стать частью будущего той, кто преданно любит его. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов лгун и подлец, а Борис бездействует тогда, когда решается судьба любимой женщины.

Несчастная любовь – вот то, что объединяет два образа из различных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своём пути достойного человека, который мог стать равным по своим моральным и духовным качествам.

Семья и окружение

Лариса испытывает гнёт родни, которая пытается её “продать” как можно выгоднее. Ни заботы, ни понимания не получает героиня от своей родной матери, её взгляды на жизнь и брак – причина, по которой Лариса стыдится её.

Катерина же вовсе одинока, даже родной муж – пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия. Бесприданница также одинока среди своего окружения, как и жертва самодурства – Катерина. Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправие женщины, на зависимость судьбы женщины от своего социального статуса.

Отношение к жизни

Лариса Огудалова в некотором смысле более свободна и независима, в отличие от Катерины. Но ограниченность, обусловленная обществом и временем, давит на неё не меньше. Героини живут в разные временные отрезки, но тяга к свободному выбору, к поиску себя, к верности своему внутреннему миру – сильна у обеих девушек.

И Екатерину и Ларису объединяет безвыходность положения: любовь – оказалась не спасением, а проклятием. Будущее превратилось в тупик, а чувственная натура пришла к пониманию бессмысленности дальнейшего существования. В обоих случаях смерть – спасение и, по-видимому, единственно возможный достойный выход из ситуации в рамках мировосприятия героинь.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой”.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каких годах была создана пьеса Островского «Бесприданница»?</h3>

    • <label>1872 – 1876;</label>
    • <label>1874 – 1876;</label>
    • <label>1874 – 1878;</label>
    • <label>1876 – 1880.</label>

(новая вкладка)

Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?» по творчеству А. Н. Островского, которое представляет собой сравнительную характеристику главных персонажей пьес «Гроза» и «Бесприданница».

 Пьесы А. Н. Островского поднимают вечные проблемы и по-прежнему современны, пережив столетие. Его герои остаются людьми своей эпохи и в то же время близки и понятны современному читателю. Произведения драматурга вывели на сцену купцов, их детей, слуг. Каждое действующее лицо имеет свой характер, язык, несет в себе черты эпохи. Из ста сорока семи пьес Островского всего две относятся к драме.  В обеих представлены яркие женские характеры.

Героиня пьесы «Гроза» Катерина – молодая женщина, жена купца Тихона Кабанова. Ее выдали замуж за него родители, когда она повзрослела. Катерина вместе с мужем живет в доме свекрови. За годы жизни с мужем она так и не смогла его полюбить, он остался ей чужим человеком. Свекровь, Марфа Игнатьевна, ревнует сына к молодой невестке. Она всегда найдет повод, за что ее отчитать. В доме свекровь требует соблюдения всех старых домостроевских порядков. Она старается в глазах людей выглядеть благопристойно, за высоким забором своего дома Марфа Игнатьевна домашних «ест поедом».  Тихон так и норовит улизнуть из дома, подальше от маменьки. Катерина не привыкла таиться, лицемерить, лгать. По ее словам, в доме Кабановых все как будто из-под неволи делается. Она задыхается от такой жизни.

Лариса Огудалова, героиня пьесы «Бесприданница», девушка на выданье, живет с матерью Харитой Игнатьевной. В доме ее матери собирается высокое общество, богатые люди. Им нравится обхождение и непринужденная обстановка. Обеспеченные мужчины оказывают за это Харите Игнатьевне материальную поддержку. В начале драмы читатель узнает, что Лариса собирается выйти замуж за чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. Она не от хорошей жизни выходит замуж за Карандышева, к которому не испытывает любви. Харита Игнатьевна не смогла найти ей богатую партию, как другим дочерям. Ларисе надоело, что мать предлагает ее, словно товар, «а любезничать надо, маменька приказывает». К тому же случилась скандальная история с кассиром, который сорил деньгами, а потом в доме Огудаловых его и арестовали. После этого Лариса поклялась выйти замуж за первого, кто посватается. Повезло Карандышеву.

У этих двух героинь, Катерины и Ларисы, много общего. Они обе молоды, красивы, искренни в своих чувствах и обе несчастны. Героини подвергаются искушению, и эта тема объединяет «Грозу» и «Бесприданницу». Замужняя Катерина влюбляется в племянника Дикого Бориса, красивого внешне, но совершенно безвольного человека. Несмотря на свою религиозность, она не может справиться со своим чувством.

Катерина изменяет мужу, пока он в отъезде. Она надеется, что Борис ее тоже любит, и готова идти за ним на край света. К сожалению, героиня жестоко ошибается в своих ожиданиях. Борис оказался еще более зависимым человеком, чем Тихон. Его бабушка оставила им с сестрой наследство, но при условии, что они будут почтительны с дядей. Борис понимает, что наследства ему не видать. И все же он во всем подчиняется Савелу Прокофьевичу. Всего скорее он не хочет быть самостоятельным. Гораздо легче жить чужой волей, когда за тебя все решают, а ты не несешь никакой ответственности. Катерина слишком поздно поняла свою ошибку. В самоубийстве она видит единственный выход.

Лариса так же, как и Катерина, собирается выйти замуж без любви. У нее была любовная история, которая разбила ей сердце. Она очень любила Сергея Сергеевича Паратова, но он наобещал ей золотые горы, «разогнал» всех женихов и исчез. Лариса тогда «чуть не умерла с горя». Ее нынешний жених – чиновник среднего звена. Ему льстит, что такая девушка, как Лариса, согласилась стать его женой. Он хочет порисоваться перед богатыми друзьями невесты и собирается дать для них обед. Лариса уговаривает его не делать этого, но тщеславного Карандышева распирает от гордости за себя. Он не хочет считаться с чувствами невесты. В это время приезжает Паратов. Он узнает о том, что Лариса выходит замуж, и решает продемонстрировать свою власть над ней. У него это получается. Лариса так же, как Катерина, поддается искушению. Примечательно, что по просьбе Паратова она исполняет романс «Не искушай». Девушка обращается к нему с этой музыкальной просьбой, но Паратов не слышит ее. Он, вообще, склонен думать больше о себе, чем о других. В этом он похож на Бориса. Они оба не думают о последствиях своих желаний.

Лариса едет с Паратовым на пароходе, после чего узнает, что он обручен. Она понимает, что обратной дороги нет. Два богача, Кнуров и Вожеватов, разыгрывают, кому она теперь достанется, кто станет ее «спасителем». Лариса с горечью произносит: «Они правы, я вещь, а не человек».

Таким образом, у Катерины и Ларисы обнаруживается еще одна точка соприкосновения. Их обеих предали люди, которых они любят, ради которых они пошли на грех.

Их жизни трагически обрываются. Катерина, поговорив с Борисом, решает покончить жизнь самоубийством и бросается с обрыва. Лариса отвергает одумавшегося Карандышева, тот вне себя от огорчения. Он понимает, что теряет Ларису навсегда. С криком «Так не доставайся ж ты никому!» он стреляет в нее. Героиня воспринимает его поступок как избавление и благодарит его.

Катерину и Ларису объединяет эмоциональность, непосредственность. Им тяжело жить в мире, где все построено на лжи, на придуманных условностях. Обе женщины, гордые, волевые, одухотворенные, оказываются запертыми в тесном мире, где правят деньги. Островский наделяет героинь таким качеством характера, как неумение мириться с обстоятельствами. Катерина говорит о том, что если ей станет невыносимо жить в доме Кабановых, то ее не удержат «никакой силой». Она лучше умрет, но не смириться. Лариса готова совершать безумства ради любви. Они обе искали любви, но не получили взаимности. Женщины способны на большое чувство, они любят глубоко и самозабвенно и остаются верны себе, своему чувству.

Несмотря на схожесть образов, реакция героинь на происходящее выражается по-разному. Катерина реагирует более эмоционально. Это объясняется тем, что она уродилась такой горячей. Ее поступки импульсивны, в том числе и самоубийство. Лариса раздавлена предательством Паратова. Если бы Карандышев не убил ее, она стала бы любовницей Кнурова. На самоубийство у нее сил бы не хватило.

Внутренний конфликт героинь превращается в своеобразный протест. Катерина выступает против неволи, тирании, домашнего гнета и ханжества. Жизнь Ларисы – это иллюстрация торговли человеческими чувствами, отношениями. Ее смерть – результат безысходности.

В пьесах Островского образы девушек являются собирательным образом русских женщин. Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой поможет написать сочинение. Любой человек, который прочитал пьесы, согласится, что героини до конца остаются непонятыми и одинокими в мировоззрениях, а их души не находят покоя в мире, как бы они к нему не тянулись.

Содержание

Роль любви в жизни героинь

Катерина — главная героиня пьесы «Гроза», а Лариса — «Бесприданницы». В них автор рисует жизнь двух разных слоев общества — купечества и дворянства. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы доказывает это.

По внешности женские персонажи близки: они обе хороши собой, требовательны и строги, до определенного момента придерживаются строгой морали, не позволяют чувствам завладеть разумом. Это поначалу уберегает их до судьбоносной ошибки.

Обе девушки вынуждены выйти замуж за нелюбимого человека. Если Катерине приходится это делать по настоянию родителей, то Лариса все-таки избегает этой участи, но в силу серьезных обстоятельств, которые приводят к трагическому итогу. В этом различие в судьбах девушек.

neschastnaya_lyubov_kateriny.jpg

Сравнение Катерины и Ларисы дает понять, что поворотным моментом в жизнях становится несчастная любовь. Они отдаются не тем людям, а те предают их чувства. Борис оказывается мягкотелым и не встает на защиту любимой, а Паратов — просто подлец, который использовал привязанность Ларисы для собственной выгоды. Родители ничего не делают для дочерей, хотя обе героини косвенно погибают от их рук — непредусмотрительности и невнимательности.

Тихон, муж Катерины, после ее самоубийства кается, что не постоял за жену, а Карандышев оказывается слабовольным, он понимает, что никак не удержит Ларису и убивает ее. События символичны, потому что, если бы мужчины были сильнее обстоятельств, обе женщины оказались живы.

Семья и окружение

То, в какой обстановке росли героини, тоже немаловажно при сравнении Катерины и Ларисы. Островский намеренно показывает, каким было детство девушек, и почему характеры сложились таким образом.

Становится понятно, почему Лариса так отчаянно тянется к подлецу Паратову, ведь он всем поведением показывает, как девушка ему дорога. Мужчина намекает на свои чувства и влюбленность, чтобы овладеть ей. Героиня, с рождения не знавшая материнской любви, тянется к этой фальшивке, уверенная, что чувства Паратова настоящие.

larisa_tyanetsya_paratovu.jpg

Лариса находится под гнетом семьи, ее пытаются «продать», основываясь на внешних данных. Мать преподносит дочь как товар на витрине и забывает, что у девушки тоже есть достоинство. Ей даже не приходит в голову, что Лариса чувствует, поэтому бедная девушка тянется к Паратову, а он показывает ей другую, свободную жизнь.

Катерина рождается в семье любящей, относящейся к ней с трепетом. Но это не мешает выдать ее замуж за нелюбимого человека. Девушка попадает в семью, прочно скованную древними законами и предрассудками. Катерина с раннего детства была свободна в поступках, а в доме мужа она чувствует себя, как в темнице, потому вся ее воля теперь под надзором свекрови. Помогает почувствовать состояние героини цитата из пьесы: «…Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…».

При всей разнице судеб обе литературные героини являются близкими друг другу душами. Д

ве судьбы похожи между собой гораздо больше, чем кажется: Лариса и Катерина остаются непонятыми окружением, обе оказываются в ситуациях, из которых нет выхода, потому что они опозорили поступками себя и семью, обе доверились не тем мужчинам.

Отношение к жизни

Несмотря на то что живут обе девушки в разное время, их взгляды на жизнь во многом схожи. Они стремятся к внутренней свободе, не любят, когда волю ограничивают.

Катерина, до замужества делавшая все, что хотела, теперь чувствует себя пленницей. Она обязана всему семье нелюбимого мужа. Об этом ей напоминают каждый день. Девушка через силу прислуживает свекрови и Тихону, хотя в душе рвется из оков навстречу светлым чувствам в лице Бориса. Катерина свободолюбива: «Отчего люди не летают, как птицы?..».

Лариса еще не успела выйти замуж. Может показаться, что у нее больше свободы, но она скована общественными предрассудками, на нее давит мать, отчаянно желавшая выдать дочь замуж. Девушка стремится вырваться из-под гнета, но все ее попытки так же заканчиваются трагедией.

До самого конца героини остаются верны себе, своей внутренней силе, что в результате губит их и оставляет непонятыми для окружения.

Сравнение героинь

Удобно сравнивать главные женские образы островских пьес, наглядно сопоставляя их между собой, поэтому целесообразно использовать для сравнительной характеристики Ларисы и Катерины таблицу:

Катерина Лариса
Время 60-е годы 19 века 70-е годы 19 века
Место действия Калинов, берег Волги Бряхимов, берег Волги
Спутники жизни Кабанов, слабовольный человек Карандышев, похож во многом на Кабанова
Детство, мечты «Я жила, точно птичка на воле» «…надо бежать из дому, и даже из городу»
Любовь Как наивысшее выражение ее свободолюбивого характера: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» «Я делю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя»

Можно выделить общие сходства героинь пьес. Они состоят в следующем:

  1. Давление общества на жизнь.
  2. Внутреннее стремление к свободе, нравственно чистые души.
  3. Жертвенность.
  4. Удел — несчастливая любовь.
  5. Одиночество.
  6. Островский описывает их как «не от мира сего».
  7. Жизнь, окончившаяся трагедией.

Кажется, что у Ларисы и Катерины нет никаких различий, они похожи на сестер, которые родились в разное время, но с одинаковой судьбой. Однако при достоверном противопоставлении возникает ряд их отличий:

  1. По разным причинам не обретают счастье и лишены надежды на него. Екатерина из-за непохожести на остальных, Лариса из-за социального статуса.
  2. Героиня «Грозы» сама лишает себя жизни, проиграв в борьбе с «жестокими нравами», а героиня «Бесприданницы» погибает от рук жениха, как символа общества, в котором она не может быть счастливой.
  3. Если говорить об итоге смерти, финал пьес тоже различается. Лариса остается поверженной, а Тихон, муж Катерины, обрушивается на мать и все население Калинова с обвинениями, что они погубили его жену.

Непонятость главных героинь семьей и обществом делает их судьбы несчастными. У них обеих нет выхода, им не дают никакого выбора и свободы решать собственную жизнь. Это делает островских героинь похожими друг на друга.

Сочинения по литературе: Катерина и лариса кто сильнее

Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» — жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотичной матери. Лариса в «Бесприданнице» — красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной и к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она сама его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина, в чьей смерти Тихон обвиняет мать, и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы. Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова — жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870-х годов. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» — вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть художественные способности — Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в возможности выгодной партии и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она — человек иной эпохи и среды (в отличие от Катерины). Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня «Грозы». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. И, попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают по-разному. Катерина видит в смерти возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой. Лариса, после того как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьется насмерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе, и без греха самоубийства.

Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство — это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы, и освобождение из земной могилы — дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь.

Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, — кто вольно или невольно способствовал ее гибели.

Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна.

Героиня «Грозы» — на мой взгляд, женщина более волевая. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине «Бесприданницы» покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого жениха Карандышева, своим нелепым выстрелом оборвавшего опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где для рефлексии нет места. Лариса же — дитя большого города, где жизнь более сложная и не столь цельная, как в деревне или недалеко ушедшем от деревни Калинове. Ее психология тоньше, чем у Катерины, но вместе с этим слабее волевое начало.

»crosslinked«

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bespridannica/chto-sblizhaet-larisu-ogudalovu-i-katerinu-kabanovu-sravnitelnaya-harakteristika.html
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/sochinenie-chto-sblizhaet-larisu-ogudalovu-i-katerinu-kabanovu.html
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/groza/sravnitelnaya-harakteristika-larisy-ogudalovoj-i-kateriny-kabanovoj.html
  • http://ruslit.biz/katerina-i-larisa-kto-silnee/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт