Содержание
Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя и драматурга Максима Горького. В этой статье представлена история создания пьесы «На дне» Горького: этапы работы, интересные факты о произведении.Смотрите:— Краткое содержание пьесы— Все материалы по пьесе «На дне»
История создания пьесы «На дне» Горького: этапы работы, интересные факты
Замысел пьесы Творческий замысел пьесы «На дне» появился у Горького в начале 1900 г. Весной этого же года он рассказывал К. С. Станиславскому о задуманной пьесе. Вот что об этом писал Станиславский:
«В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берег воротничок от фрачной рубашки — единственное, что связывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом’ ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу.» (К. С. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1941 г.)
В середине октября 1901 г. Горький писал К. П. Пятницкому о задуманной им новой пьесе:
«…Босяки, Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу — лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий — ясны, все ясно!..»
Работа над текстом М. Горький начал писать пьесу «На дне» в конце 1901 г. в Крыму. 5 мая 1902 г. писатель прибыл в Арзамас, где напряженно работал над произведением. 15 июня 1902 г. пьеса была завершена. 25 июля 1902 г. Горький отправил экземпляр пьесы в Петербург в издательство «Знание» для последующей публикации. После этого текст драмы больше не подвергался авторской правке.Поиски заглавияИнтересно, что в процессе работы Горький не раз менял заглавие пьесы. В рукописи произведение называлось «Без солнца», «Ночлежка», «Дно, «На дне жизни». Окончательное название «На дне» впервые появилось на афишах накануне премьерного спектакля в Москве.Публикация отдельного изданияПервая постановка Театральная цензура сначала категорически запрещала пьесу «На дне» к постановке. В конце концов Горькому удалось добиться постановки на единственной площадке — в Московском Художественном театре. При этом театральные цензоры внесли значительные изменения в текст, чтобы ослабить революционную направленность драмы. Впервые пьеса была поставлена на сцене 18 (31) декабря 1902 г. в Московском Художественном театре. Вот что писал Станиславский об этой премьере:
«Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и… самого Горького» (К. С. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1941 г.)
Постановки в других театрах Начиная с 1903 г., пьеса с огромным успехом была поставлена во всех крупных театрах мира. По соображениям цензуры в России пьеса находилась под неофициальным запретом до апреля 1905 г. Такова история создания пьесы «На дне» Горького: этапы работы, интересные факты о произведении.Смотрите:— Все материалы по пьесе «На дне»— Все материалы по творчеству Горького
В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.
Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.
История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца 19 века, глубокий экономический кризис, безработицу, бедность, разорение, крах человеческих судеб.
Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.
Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.
Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.
Направление – критический реализм (соцреализм).
История создания
Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900 -1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.
В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс, во многом благодаря гениальности автора, а также спорности озвученных проблем. В любом случае – о пьесе говорили, с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.
Тема
В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.
Вместе с тем, любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно, оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.
Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают – она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.
Композиция
Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит – обречены на гибель.
Жанр
В пьесе “На дне” анализ позволяет сделать вывод об уникальности горьковского жанра – пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В каком году было написано произведение Максима Горького «На дне»?</h3>
- <label>1900;</label>
- <label>1902;</label>
- <label>1905;</label>
- <label>1908.</label>
(новая вкладка)
Для того, чтобы глубже оценить её идейный замысел, необходимо оглянуться на ситуацию — экономическую и социальную — в России в то время. В последние годы XIX века в стране начался кризис — были закрыты более трёх тысяч предприятий легкой промышленности, множество людей потеряли рабочие места и, как следствие этого, уровень материального благополучия населения стремительно падал. Что делает с человеком нищета? Унижает, ломает, убивает надежды и мечты.
Лишь небольшой процент людей в такой патовой ситуации способен бороться. Остальные опускают руки и плывут на волне голода, бедности и безысходности, погрязнув в мелочных склоках и все больше теряя человеческий облик. Такова реальная картина тех лет — и в своём произведении М. Горький откровенно и пугающе описал тот быт русского народа, находящегося на самом дне существования.
Горький начал непосредственную работу над пьесой в 1901 году, будучи в Крыму, тогда как задумка и первые черты персонажей появились в его воображении в 1900 году, как следует из воспоминаний К.С. Станиславского, с которым Горький поделился задуманным. В октябре 1901 года пьеса обретает более четкие очертания, в своём письме К.П. Пятницкому он говорит о том, что всё яснее видит и слышит будущих персонажей, их характеры и фразы.
В последние месяцы 1901 — начале 1902 уже были готовы несколько актов «На дне», Горький зачитывал фрагменты произведения Л.Н. Толстому и В.И. Немировичу-Данченко. Окончательный же вариант пьесы был выслан Горьким 1 июня 1902 года Пятницкому, после чего в текст самим автором были внесены некоторые существенные правки. Такой, какой мы знаем «На дне» сегодня, пьеса стала 25 июля того же года — один её экземпляр М. Горький отправил А. П. Чехову, чьё влияние на его литературную мысль тогда было решающим. В тот период своей жизни он был увлечён пьесами Чехова, их постановками на театральной сцене, игрой актёров и работой режиссёров, что помогло ему во время работы в новом для него жанре. Вторая чистовая рукопись, с рабочим названием «На дне жизни», была передана в издательство. Название «На дне» впервые увидело свет только на афишах Московского художественного театра, когда произведение прошло тернистый путь сквозь критику и цензуру, от издания до постановки.
Однако, её ставили неоднократно в театрах столицы и провинций и даже за рубежом — произведение переведено на множество языков и было поставлено во многих крупных театрах мира, где неизменно имело успех у зрителя. В 1910-е годы в Венгрии вышла первая экранизация пьесы, которая стала лишь первой из десяти. Стоит отметить, что первая советская экранизация появилась лишь в 1952 году… Самая поздняя экранизация дебютировала в 2014 году, в современной адаптации (режиссёр В. Котт). Текст пьесы остаётся неизменным до сегодняшнего дня, машинописный оригинал хранится в Народной библиотеке Горького с последними правками автора.
«На дне» раскрывает одновременную силу и немощь человеческой души, тот факт, что каждый сам решает, какого волка кормить. Как и любое гениальное произведение, пьеса не устарела, она применима к реалиям жизни и спустя почти сто двадцать лет своего существования. Разве не заставят сегодня задуматься слова Луки: «Человек — все может…лишь бы захотел…»? О том, кто виноват в наших бедах — общество, государство или мы сами?
«На дне» — драма в четырех действиях Максима Горького. Несмотря на то что жанр пьесы автором так и не был определен по классической классификации он ближе всего к жанру трагедии. Пьеса написана в импрессионистическом стиле,[1] что отразилось в наличии разреженной фабулы и в отсутствии главного героя и острого столкновения характеров и идеологий, герои лишены так называемого амплуа и переживают конфликт не друг с другом, а с жизнью.
Вслед за Чеховым Горький стремился передать ситуацию жизни, создать атмосферу течения жизни, обыденности благополучия-неблагополучия. Чтобы в этой на первый взгляд «бессобытийности» выделились внутренние побуждения героев. Только в отличии от чеховских пьес утонченных настроений-переживаний, он создавал пьесу сосуществования неоднородных мироощущений. Динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения.
Название «На дне» говорит об общественном статусе её героев, оказавшихся на дне жизни, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.
Сюжет
Герои находятся в тёмном подвале и периодически высказывают разные мнения на такие темы как устройство общества и христианский гуманизм.
Описание
Пропавшая грамотаРаздел этой статьи не завершён или находится в стадии написания.Вы можете помочь проекту и дополнить раздел этой статьи полезной информацией. |
Проблематика
Судьбы людей, опустившихся на дно жизни, явились для автора материалом для философских размышлений на темы нравственного и социального бытия, а также о вере и о возможностях человеческого индивида.
Самыми животрепещущими диалогами стали речи героев о спасительной лжи и суровой правде. Носителями двух противоборствующих идей выступают Лука и Сатин. Первый говорит о необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, второй — о необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. И в то время как Лука рисует для Анны посмертную встречу с Богом, Сатин утверждает: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга». Чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автор заставляет Луку «безответственно» исчезнуть в тот момент когда окружающие возложили на него свои сокровенные надежды и тем самым словно бы обмануть их. А после устами Сатина провозгласить достоинство человека, веру в его разум и творческие силы.
Это можно воспринять как обличение «утешительной лжи», которая якобы заставляет человека отказаться от всякой борьбы. Однако, обманчивое освобождение от обстоятельств в мыслях героев ощущается и раньше, в тех репликах в которых они утверждают, что что им больше некуда пойти и совсем некуда деться. Поэтому главное обвинение выдвигается скорее не Луке, а героям, которые не способны найти в себе силы противопоставить свою волю суровой действительности. Таким образом, он вскрывает одну из важнейших черт нашего национального характера – неудовлетворенность действительностью, критическое к ней отношение, но при этом неспособность к тому, чтобы эту реальность хоть как-то изменить в лучшую сторону.[2]
Будто продолжая разговор со стариком, Сатин произносит свой знаменитый монолог, в котором самой известной становится фраза: «Человек – это звучит гордо!». И фраза это действительно звучит оптимистично, но по-прежнему люди оказываются на «дне» жизни не только в силу внешних обстоятельств, но и по своей слабости и безверию. Поэтом пьеса Максима Горького «На дне» даже через сто с лишним лет все так же актуальна.
Действующие лица
- Михаил Иванов Костылев (54 года) — содержатель ночлежки, также промышляющий скупкой
- Василиса Карповна (26 лет) — жена Костылева, жестокая и властная женщина
- Наташа (20 лет) — сестра Василисы, с которой часто ссорится.
- Медведев (50 лет) — дядя Василисы и Наташи, полицейский
- Васька Пепел (28 лет) — любовник Василисы, промышляющий воровством.
- Клещ, Андрей Митрич (40 лет) — слесарь, потерявший работу, но не отчаявшийся
- Анна (30 лет) — больная жена Клеща
- Настя (24 года) — девица, поклонница любовных романов. Возможно девушка по вызову. Имеет связь с Бароном.
- Квашня (под 40) — торговка пельменями. Отзывчивая женщина
- Бубнов (45 лет) — картузник, шулер, ранее владевший меховой мастерской.
- Барон (33 года) — разорившийся дворянин.
- Сатин (под 40) — сидевший, в молодости бывший телеграфистом. Жульничает, этим и зарабатывает себе на жизнь.
- Актер (под 40) — спившийся актёр, остро это переживающий
- Лука (60 лет) — бродяга. Умный, знающий старик
- Алешка (20 лет) — сапожник,
- Кривой Зоб — крючник, т.е. грузчик с крюком
- Татарин — крючник.
Судьба героев
Пропавшая грамотаРаздел этой статьи не завершён или находится в стадии написания.Вы можете помочь проекту и дополнить раздел этой статьи полезной информацией. |
Имя | до пьесы | во время пьесы | в конце пьесы |
---|---|---|---|
Михаил Иванов Костылев | убит в ссоре с Васькой | ||
Василиса Карповна | Заводит отношения с Васькой | Становится полновластной хозяйкой ночлежки | |
Наташа | пропадает без вести из больницы | ||
Медведев | |||
Васька Пепел | готовится идти на катаргу | ||
Андрей Клещ | |||
Анна | умирает | ||
Настя | |||
Квашня | Заводит открытые отношения с Медведевым | ||
Бубнов | |||
Барон | |||
Сатин | |||
Актер | Вешается. | ||
Лука | Неожиданно покидает ночлежку | ||
Алешка | |||
Татарин | |||
Кривой Зоб |
Критика
- «На дне» подвергалась критике за пессимизм и неоднозначное этическое послание.
- Попытки Горького уравнять мятежного человека с Богом не могли быть приняты религиозно мыслящей частью российского общества. Так например З. Н. Гиппиус назвала поэму произведением «безмысленным и бессмысленным», т. к. правда не в «Человеке», а в Боге.[3] Д. В. Философов писал: «Горький, испугавшись временного отчаяния, стал притуплять сознание, одурманивал его своей детской религией без Бога. И в этом его провал». [4]
Интересные факты
- Прототипом для ночлежного дома послужил Бугровская ночлежка, приют для бездомных в Нижнем Новгороде.
Сноски
- ↑Импрессиони́зм (от impression (фр.) — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать своими произведениями мимолётные впечатления.
- ↑Анализ пьесы «На дне» Горького М.Ю. // LibAid.Ru
- ↑Журнал «Новый путь» 1904. № 7. С. 250-251
- ↑Слова и жизнь. СПб., 1909. С. 87
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA , если не указано иное.
На дне | |
---|---|
Титульный лист первого издания пьесы (1903) | |
Жанр | драма |
Автор | Максим Горький |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1901—1902 |
Дата первой публикации | 1903 |
Электронная версия | |
Текст произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике | |
Медиафайлы на Викискладе |
«На дне́. Картины» — пьесаМаксима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»[1]. Окончательный вариант предложил Леонид Андреев[2]. Начиная с триумфальной премьеры в МХТ (декабрь 1902 года) обошла театральные сцены всего мира.
Персонажи
- Михаил Иванович Костылёв — 54 года, содержатель ночлежки
- Василиса Карповна — его жена, 26 лет
- Наташа — её сестра, 20 лет
- Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет
- Васька Пепел — 28 лет
- Клещ, Андрей Митрич – слесарь, 40 лет
- Анна — его жена, 30 лет
- Настя — девица, 24 года
- Квашня — торговка пельменями, под 40 лет
- Бубнов — картузник, 45 лет
- Барон — 33 года
- Сатин, Актёр — приблизительно одного возраста: лет под 40
- Лука — странник, 60 лет
- Алёшка — сапожник, 20 лет
- Кривой Зоб, Татарин — крючники
- несколько босяков без имён и речей
Сюжет
Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки, ссоры. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла, подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблён в младшую сестру Василисы — Наталью. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картёжник и шулер) и Актёр (бывший театральный актёр), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ ждёт смерти своей больной жены, чтобы развязать себе руки.
В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирение с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наталье уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревавший конфликт заканчивается дракой постояльцев, во время которой Пепел случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряжённый момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает, но тот остаётся без денег и без надежд. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав от Барона о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»
Постановки в театрах
Первые постановки
Афиша первой постановки
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз[1].
Данные о первой постановке: режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, худ. Симов; в ролях: Костылёв — Бурджалов, Василиса — Муратова, Наташа — Андреева, Медведев — Грибунин, Пепел — Харламов, Клещ — Загаров, Анна — Савицкая, Настя — Книппер, Квашня — Самарова, Бубнов — Лужский, Сатин — Станиславский, Актёр — Громов, Барон — Качалов, Лука — Москвин, Алешка — Адашев, Кривой Зоб — Баранов, Татарин — Вишневский).
Среди последующих дореволюционных и советских исполнителей во МХАТе (в хронологическом порядке): Хмелёв, Раевский (Костылёв), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артём, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (актёр), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука).
Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена, но с участием петербургских актёров прошло два чтения пьесы «в лицах»: в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса — Стрепетова, Наташа — Музиль-Бороздина, Пепел — Аполлонский, Настя — Потоцкая, Бубнов — Санин, Сатин — Дальский, Барон — Далматов, Лука — Давыдов).
До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Тем не менее, прошли постановки в 1903 году: Вятский городский театр; киевские театры Соловцова (реж. Ивановский, Сатин — Неделин, Лука — Борисовский) и Бородая (реж. Соколовский, Пепел — Муромцев, Барон — Людвигов); нижегородский театр (антреприза Басманова), петербургские театры: Василеостровский театр, театр Некрасовой-Колчицкой, Новый театр Неметти (Актёр — Орленев); театр Ростова-на-Дону (Пепел — Орлов-Чужбинин); труппа под руководством Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (режиссёр и исполнитель роли Актёра — Мейерхольд).
В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры, среди них: екатеринодарский и харьковский театры (1910, режиссёр Синельников), Общедоступный театр, Петроград (1912, режиссёр Гайдебуров).
Постановки в советское время
- Театр Союза драматических актёров, Петроград (1917)
- Московский Военный театр (1918)
- Народный театр драмы в Петрозаводске (1918)
- Московский Дмитровский театр (1919)
- 14 октября 1919 года, к 50-летию М. Горького — театр Госдрамы, впоследствии ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Евт. Карпов, художник Бобышов, на спектакле присутствовал Горький, вступительное слово произнёс М. И. Калинин).
- Харьковский театр русской драмы (1936, режиссёр Синельников)
- Московский драматический театр (1939)
- Ленинградский Новый театр (премьера в Хабаровске, 1941)
- Ленинградский театр драмы им. Пушкина (1956, режиссёр Вивьен, Эренберг; Сатин — Н. Симонов, Лука — Скоробогатов).
Постановки за рубежом
Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под назв. «Ночлежка»), Финский национальный театр, Гельсингфорс, Краковский театр, Париж (1905, 1922 — исполнитель роли Барона Ж. Питоев), Токио (1924, 1925), Нью-Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и мн. др.
Экранизации
- 1910-е годы — Венгрия.[уточнить]
- 1921 год — Япония — «Rojo no Reikon» («Духи на дороге», реж. Минору Мурата).
- 1936 год — Франция — «Les bas-fonds» (реж. Жан Ренуар; в ролях — Луи Жуве, Жан Габен), сценарий написали Евгений Замятин и Жак Компанеец.
- 1947 год — Китай — «Yè Diǎn» («Ночлежка», реж. Хуан Цзолинь, с участием Чжоу Сюань).
- 1952 год — СССР — фильм-спектакль «На дне» в постановке МХАТ им. Горького (режиссёры: Андрей Фролов, Василий Орлов, Иосиф Раевский; Мосфильм).
- 1956 год — Япония — «Donzoko» («Самое дно», реж. Акира Куросава), с заменой реалий царской России на реалии феодальной Японии.
- 1972 год — СССР — экранизация спектакля «На дне» в постановке Московского театра «Современник» (режиссёры: Галина Волчек, Леонид Пчёлкин; производство ТО «Экран»).
- 1987 год — СССР — «Без солнца» (реж. Юлий Карасик).
- 1987 год — СССР — «На дне» (реж. Армен Петросян), студия т/ф «Ереван».
- 2014 год — Россия — «На дне» (реж. Владимир Котт), в современной адаптации.
Примечания
- ↑ 12Театральная энциклопедия. — (Автор статьи — A. Шн.)
- ↑Бунин И. А.Заметки: О современниках.
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 9 ноября 2020 в 14:27. Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2018/01/istorija-sozdanija-na-dne-gorkij-interesnye-fakty.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/na-dne/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
- https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaya-istoriya-sozdaniya-pesy-na-dne-gorkogo/
- https://russianliterature.fandom.com/ru/wiki/на_дне
- https://wiki2.org/ru/на_дне