Характеристика и образ Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ и характеристика Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина

Эраст – один из главных героев повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Эраст – молодой богатый дворянин. Он обладает привлекательной внешностью, изрядным умом, хорошими манерами. Эраст ведет светский образ жизни: посещает приемы, балы, увлекается азартными играми. Жизнь молодого дворянина наполнена развлечениями и удовольствиями. Однако Эраст, несмотря на все удовольствия, яркую, насыщенную жизнь, начинает скучать в светском обществе, частью которого является.

Однажды герой знакомится с крестьянской девушкой Лизой. Эраст влюбляется в девушку, стремиться проводить с ней как можно больше времени. Частые встречи героев остаются тайными для окружающих: Эраст – дворянин, он не может жениться на крестьянской девушке. Не смотря на разность положений в обществе, герой обещает Лизе, что когда-нибудь они вместе уедут в деревню, и там будут жить счастливо.

Образ Эраста сложен и противоречив. Наряду с положительными чертами героя, преобладают и отрицательные качества. Можно сказать, что характер Эраста, его поступки и действия определяют весь сюжетный ход повести. Молодой дворянин является добрым, но слабохарактерным человеком. Его действия безрассудны, легкомысленны. Герой не задумывается о последствиях своих слов, поступков, порывов.

Потеряв интерес к Лизе, Эраст не находит в себе душевных сил, смелости объясниться с девушкой. Под предлогом ухода на службу молодой дворянин оставляет Лизу. Он понимает, что прощается с ней навсегда, однако оставляет девушке надежду на их скорую встречу.

Читайте также:  Биография Пушкина. Краткое содержание главных событий

Во время службы в полку герой ведет праздный образ жизни, часто играет в азартные игры. В один из дней он проигрывает все свое состояние. Герой боится бедности, боится остаться ни с чем. Чтобы поправить свое материальное положение он жениться на пожилой богатой вдове, которая давно ему симпатизировала.

Узнав о предательстве любимого человека, Лиза кончает жизнь самоубийством. Эта трагедия глубоко ранит Эраста. Богатство, к которому он стремился, не приносит ему счастья. Герой винит себя в смерти девушки, которая так искренне и нежно любила его. До конца своей жизни Эраст несчастен.

В образе Эраста автором показано как «большой город», праздная, наполненная пустыми удовольствиями жизнь убивает в человеке все «естественное». Эраст живет по законам светского общества, где материальное ценится гораздо больше духовного, возвышенного, искреннего. Любовь Лизы герой меняет на удовольствия светской жизни, на богатство. Эраст не обладает злым сердцем, его поступки продиктованы слабостью, безволием натуры. Слишком поздно герой осознает всю неправильность, «неестественность» своего выбора.

Характеристика образа Эраста

Для персонажа неслучайно выбрано имя Эраст: оно имеет значение «прекрасный», «возлюбленный». Это говорит о том, что юная Лиза была очарована им и любила его всем сердцем. А также можно провести ассоциацию его имени с богом греческой мифологии Эротом, золотые стрелы которого зароняют в сердце человека чувство любви, приносящее не только счастье, но страдание и даже гибель.

Автор описывает портрет героя, рисуя его как молодого, хорошо одетого человека приятного вида. В основном об описании его внешности можно судить по представлениям о нём Лизы и её матери. В произведении делается ударение на то, что обе считают его добрым: само слово «добрый» повторяется неоднократно:

fullsize147.jpg

  1. «…У него такое доброе лицо, такой голос…».
  2. «…добрый, ласковый барин…».
  3. «…Ах, Лиза! Как он хорош и добр!..».
  4. «…ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну…».

Эраст — богатый дворянин, владелец собственного имения, с изрядным разумом и добрым от природы сердцем, но при этом его можно охарактеризовать как слабого и ветреного. Он ведёт рассеянную светскую жизнь, проводя время только в развлечениях, но часто не находит их, скучает и жалуется на свою судьбу, пресыщенный прелестями света. Герой — очень образованный молодой человек, увлекающийся чтением романов и идиллий, обладает довольно живым воображением, позволяющим ему мысленно переноситься во времена романтических сочинений, которые он читает. Книги сформировывают его идеал любви.

Сердце Эраста находится в поиске чистого и светлого романтического развлечения, поэтому ему кажется, что в Лизе он нашёл нечто необычное. Её красота и непорочность поражают его воображение. Он настолько восхищается ею, что даже решается оставить большой свет и обратиться к чистым жизненным радостям.

Профессия

Мужчина, носящий имя Эраст, значение которого влияет на профессиональную деятельность, может обладать качествами профессионального психолога. Поэтому при выборе профессии стоит задуматься о карьерном росте в этом направлении.

smysl-imeni-erast.jpg Несмотря на отсутствие бесцеремонности при построении собственной карьеры, этот человек способен достичь высот в любой профессиональной сфере. Благодаря организаторским способностям он может стать руководителем. В основном Эрасту близки такие отрасли, как медицина, криминалистика, инженерно-конструкторская деятельность, торговля и юриспруденция.

Характер персонажа

Эраст — неоднозначный персонаж: его нельзя назвать исключительно отрицательным героем. Он совмещает в себе хорошее и плохое, что максимально приближает его образ к реалистичности.

Положительные качества характера Эраста:

  • вежливость;
  • щедрость;
  • умение любить;
  • искренность, восторженность;
  • способность сочувствовать и переживать.

Автор произведения пишет, что Эраст имел по природе доброе сердце. Молодой человек искренне влюбляется в Лизу и хочет быть с ней. Он изображён совсем не вероломным соблазнителем, изначально имевшим подлый план обольстить невинную девушку. Наоборот, он не пытается обмануть Лизу, когда клянётся ей в вечной любви: он действительно думает, что они могут быть вместе. Его не пугает их разница в сословиях и социальном положении: он утверждает, что после смерти матушки заберёт её к себе, они будут жить неразлучно.

К матери Лизы Эраст тоже очень добр: он учтив, вежлив, с непритворным вниманием слушает рассказы старушки о покойном муже Иване и о днях её молодости. Он также не жалеет для Лизы и её матушки денег, покупая у них работу, и даже, будучи очень щедрым, хочет платить в десять раз дороже назначенной цены, хотя они никогда не берут лишнего.

Эраст причиняет боль своей возлюбленной неосознанно. Узнав, что с Лизой случилось после его предательства, герой остаётся до конца своих дней несчастлив, сожалеет о случившемся, винит себя и чувствует себя причастным к гибели Лизы.

Читайте также:  Главные герои «Кот в сапогах» характеристика персонажей сказки Шарля Перро

Отрицательные черты героя:

  • ветреность;
  • легкомысленность и слабохарактерность;
  • избалованность;
  • неумение распоряжаться деньгами;
  • страсть к азартным играм;
  • неспособность брать ответственность за свои слова и поступки.

Пресыщенный светскими развлечениями, Эраст восхищается непорочностью Лизы. Он также эгоистично не хочет расставаться с ней, когда выясняется, что к ней сватается крестьянский сын из соседней деревни. Но когда она отдаёт Эрасту всю себя, запретный плод сорван, его жажда постепенно сходит на нет. Он испытывает пресыщение, а наскучившая связь тяготит его. Кроме того, его мечты разбиваются о суровую реальность.

Оказавшись же в армии, вместо того чтобы участвовать в сражениях с неприятелем, он играл в карты и проиграл всё своё состояние. В Москву вернулся с долгами. Эрасту пришлось избрать единственный путь избежать нищеты, женившись на пожилой богатой вдове.

Образ героя в произведении

В произведении Карамзина Эраст становится воплощением сразу двух важнейших тем, заложенных автором в сам сюжет и в его скрытый смысл. В первую очередь через действия романтического героя выражается противоречие между естественными чувствами и искусственно созданными законами, в том числе социальными. Эраст практически полностью создан из этих противоречий, и его судьба становится демонстрацией того, почему чаще всего побеждают законы человека, а не законы природы. Над Эрастом берет верх жажда финансового благополучия и социального признания, естественные порывы собственной души ему приходится отодвинуть на второй план. Как результат — глубокие душевные страдания, которые происходят из неестественности подобных отношений между людьми.

Что немаловажно, через образ Эраста Карамзин выражает собственную позицию к подобным представителям дворянства. С одной стороны, он осуждает их морально, обрекает на муки совести и не позволяет спокойно примириться с собственными слабостями. С другой стороны, эстетически автор оправдывает героя, показывая, что он не является виновником сложившихся обстоятельств, а скорее их заложником. Такая позиция была отмечена не только литературоведами, но и соотечественниками. Сразу после публикации повести имя Эраст стало максимально популярным среди людей высшего сословия.

Очень важна роль Эраста и в истории русского романтизма в целом. Он стал первым центральным персонажем, который воплотил в себе образ так называемого «лишнего человека». После этого подобные персонажи появлялись у большинства авторов, однако основоположником такого направления считается именно Кармазин.

Мотив денег

Если лейтмотивом Лизы являются чистота, белизна и непорочность, то лейтмотив Эраста — деньги. Практически каждое его появление в произведении связано с деньгами:

  1. При первой встрече, узнав, сколько стоят ландыши, он хочет заплатить ей больше.
  2. Придя к Лизе и её матушке домой, герой хочет покупать у них работу и всегда платить дороже назначенной цены.
  3. Перед уходом на войну Эраст принуждает девушку взять у него деньги.
  4. В армии он проигрывает в карты все свои сбережения, явно не умея распоряжаться ими.
  5. Женясь на богатой вдове, пытается откупиться от Лизы, на прощание положив ей в карман сто рублей.

Для Эраста деньги очень важны, он измеряет всё ими. Деньги стали символом неискренних отношений. Однако он не может представить своё существование без денежных средств, поэтому вместо искренней любви выбирает женитьбу на богатой пожилой вдове.

Лиза же совершенно не корыстна: она отказывается от лишних денег, когда Эраст пытается заплатить за цветы и за работу намного больше положенной цены. А также она не собирается выходить замуж за сына богатого крестьянина, что к ней сватается, отказывается от этой перспективы во имя любви. В этом основная разница между ней и Эрастом.

Поступки и трагедия судьбы

Характеристика Эраста из «Бедной Лизы» показывает, что по отношению к возлюбленной он совершает много плохих поступков. Его предательство — главная причина, почему она совершила самоубийство, не выдержав боли, которую он Эраст причинил.

Если взглянуть на психологический портрет героя, можно увидеть, что он, избалованный деньгами и радостями высшего света, не умеет брать на себя ответственность и не может подумать, как от его действий может сильно пострадать другой человек. Он изначально не хочет, чтобы Лиза говорила об их романтической связи матери, словно не желая накладывать на себя дополнительные обязательства. А также он не имеет смелости прийти и честно рассказать Лизе о том, что женится на другой женщине. Лиза, ждавшая его из армии, случайно видит Эраста в городе сидящим в богатой карете.

Затем он, дав Лизе сто рублей, чтобы откупиться, сухо и кратко объясняет ей, что обстоятельства изменились, советует оставить его в покое и забыть. Он не может предположить, какой урон нанесёт душе девушки и что тем самым фактически убьёт и её, и старушку-матушку, не сумевшую вынести самоубийства дочери.

Но на чужом несчастье счастья не построишь. Эраст, успевший за довольно краткий период проиграть всё своё состояние и по расчёту женившийся на богатой пожилой женщине, всё-таки узнаёт о дальнейшей судьбе Лизы, о том, что по его вине она бросилась в пруд. Эта новость меняет его: до конца своих дней герой остаётся преследуемым воспоминаниями и сожалениями. Он хочет попросить прощения у Лизы, но если это и возможно, то только в другом мире после смерти. Надеждой на это и заканчивается произведение.

История создания повести

Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок – с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале. «Бедная Лиза» — не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате – таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

Читайте также:  Сочинение на тему экологические проблемы нашего края

Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна – читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

Отношение автора к герою

Рассказчик пишет, что познакомился с Эрастом за год до его смерти. Он и рассказал эту историю, не мог утешиться, считал себя убийцей и сам привёл автора к Лизиной могиле.

В начале произведения Карамзин описывает Эраста с симпатией, отмечая его доброе сердце, воображение, тонко чувствующую натуру. А также он одобряет желание героя оставить высший свет ради Лизы, хотя и понимает, что это чувство вряд ли искренне, позволяя догадаться об этом и читателю. Затем он пишет о его действиях довольно бесстрастно, хотя иногда и обращается к нему с порицанием: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения?»

Но когда Эраст приказывает вывести Лизу со двора, откупившись от неё деньгами, и вскрывается вся правда и выясняется, каков он на самом деле, автор пишет: «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его». Таким образом, отношение писателя к герою меняется от положительного к резко отрицательному.

Хоть Эраст и дворянин, а Лиза всего лишь простая крестьянка, по сравнению с ним её душа отличается богатством и глубиной, а её чувства — постоянством и силой. Героиню автор от начала до конца произведения описывает с любовью и нежностью, вкладывая в её образ посыл, отражённый в цитате: «И крестьянки любить умеют».

Цитаты

«Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…». Лиза.

«Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет» Эраст.

«Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне» Лиза.

«Теперь, может быть, они уже примирились!» Автор

Подробнее: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: цитаты героев и автора повести

Эраст является одним из центральных героев знаменитой повести «Бедная Лиза» Карамзина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Эраста в повести «Бедная Лиза» Карамзина: описание внешности, личности и характера героя.Смотрите: Все материалы по повести «Бедная Лиза» 

Образ и характеристика Эраста в повести «Бедная Лиза», описание в цитатах

Эраст является богатым дворянином:

«…Эраст был довольно богатый дворянин…»

Эраст — молодой человек, хорошо одетый и приятный на вид:

«…Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»

У него доброе лицо и нежные, приятные глаза:

«У него такое доброе лицо, такой голос…»

Эраст — добрый, ласковый человек:

«…добрый, ласковый барин…» 

«…добрым сердцем, добрым от природы…»

«Ах, Лиза! Как он хорош и добр!..»

«…ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну…»

Судя по всему, он является щедрым человеком. Покупая ландыши у бедной Лизы, он предлагает ей взять рубль вместо пяти копеек:

«Это слишком дешево. Вот тебе рубль…» (хочет дать Лизе рубль за цветы) 

«…хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены…» (за Лизину работу)

Эраст является воспитанным, учтивым молодым человеком:

«…Молодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом…»

Он обладает изрядным умом:

«…с изрядным разумом…»

На досуге Эраст читает книги:

«Он читывал романы, идиллии…»

Эраст обладает живым воображением:

«…имел довольно живое воображение…»

Будучи богатым дворянином, Эраст ведет светскую жизнь, полную удовольствий и развлечений:

«…Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил..» 

«…Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными…» (когда он встретил Лизу)

Жизнь героя наполнена «презрительным сладострастием» (до встречи с Лизой):

«…С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства…»

Несмотря на все развлечения, Эраст скучает в высшем свете (до знакомства с Лизой):

«…скучал и жаловался на судьбу свою…»

Эраст является ветреным и слабохарактерным человеком:

«…с… добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным…»

Эраст — легкомысленный, безрассудный молодой человек:

«…Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?..»

Однажды Эраст влюбляется в крестьянскую девушку Лизу. Они тайно встречаются, потому что дворянин Эраст не может жениться на крестьянке. Но он обещает Лизе когда-нибудь уехать с ней в деревню и жить там счастливо:

«…говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю…»

Внезапно легкомысленный Эраст проигрывает в карты почти все свое имение:

«…он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение…» 

Чтобы не остаться в нищете, он ради денег женится на пожилой богатой вдове:

«…Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом…»

Лиза понимает, что Эраст предал ее и что ее честь безвозвратно потеряна. В отчаянии девушка лишает себя жизни (бросается в пруд). Узнав о ее смерти, Эраст до конца жизни чувствует свою вину и мучается из-за этого:

«…Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею…»

Это был цитатный образ и характеристика Эраста в повести «Бедная Лиза» Карамзина: описание внешности и характера героя.Смотрите: Все материалы по повести «Бедная Лиза»

Центральный персонаж повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст – образ неоднозначный. Его краткая характеристика позволяет говорить о сочетании отрицательных и положительных черт. Основной характеристикой является то, что Эраст имеет доброе, но в то же время ветреное сердце.

Неоднозначность образа

Центрального персонажа повести «Бедная Лиза» нельзя оценить однозначно. Эраст имеет как положительные, так и отрицательные черты характера, позволяющие говорить о реалистичности описания образа. Чтобы написать сочинение «Характеристика Эраста», нужно рассмотреть и темную, и светлую сторону персонажа.

Отрицательные черты

«Ветреное» сердце – одна из самых главных характеристик Эраста. Его образ жизни был построен так, что он стремился к различным увлечениям и удовольствиям. Встретив Лизу, Эраст поступает с девушкой жестоко, обманывая ее ради собственных целей. Эраст несправедлив по отношению к Лизе, которой он причиняет боль. Переменчивое настроение и неспособность ценить то, что есть, говорят о том, что любовь между Эрастом и Лизой с самого начала была обречена на трагедию. У возлюбленных были разные взгляды на жизнь, поэтому Эрасту Лиза слишком быстро наскучила. Являясь дворянином по происхождению, Эраст строит отношения с простой крестьянкой. Герой думает о том, что сможет взять ответственность за свой выбор, однако он ошибается. Ветреность и неспособность взять на себя ответственность – основные отрицательные черты Эраста. Н. М. Карамзин демонстрирует, что желание добиться высокого положения в обществе побеждает искреннее чувство любви. Ради материального благополучия Эраст обманывает Лизу, причиняя ей боль.

Положительные черты

Эраст способен к возрождению. Именно это происходит с ним, когда он встречает на своем жизненном пути Лизу. Рассказчик, лично знакомый с Эрастом, отмечает, что тот по природе своей имел доброе сердце. Эраст искренне влюбляется в девушку и стремится быть с нею рядом везде и всегда. Его даже не пугает то, что они принадлежат к разным сословиям. Герой причиняет боль возлюбленной неосознанно. Эраст не виноват в том, что его чувства к Лизе остыли. Герой стал понимать, что их взаимоотношения ни к чему не приведут. Поэтому рассказчик не винит Эраста в том, что он разлюбил Лизу. Повествователь не может сказать, что в трагических отношениях между героями виноват Эраст, его нельзя проклинать за случившееся.

Эраст – не отрицательный персонаж, так как он имеет способность чувствовать и переживать. Когда Эраст узнает о самоубийстве Лизы, он чувствует свою вину. До конца своей жизни он ощущает себя причастным к гибели прекрасной девушки.

Все поступки героя мотивированы окружающим обществом, а не особенностями характера отдельной личности. Эраст является заложником той среды, в которой он рос и жил, поэтому его нельзя назвать виновным в том, что произошло с бедной Лизой.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Эраст (Бедная Лиза)», рассмотрит положительные и отрицательные черты центрального персонажа повести Н. М. Карамзина.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Карамзина «Бедная Лиза»?</h3>

    • <label>1783;</label>
    • <label>1786;</label>
    • <label>1792;</label>
    • <label>1793.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Портрет главного персонажа

В своем творчестве Карамзин одним из первых взглянул внутрь человека, осветил его тонкий внутренний мир. Идея повести была прогрессивной для своего времени. В новелле затронута довольно глубокая и до сих пор актуальная тема — любовь и достоинство, низшие качества души и высшие устремления. Эта история полна психологизма. В ней идет речь о трагедии молодости и красоты.

Эраст — персонаж неоднозначный. Он ветреный, интересный, своенравный. Он не циник, не лицедей. Его дурной нрав — это влияние окружения, в котором он вырос. Главная проблема персонажа — его круг. Портрет главного героя описан Карамзиным так:

  • приятный молодой человек;
  • хорошо одетый;
  • улыбчивый и с добрыми глазами.

В плане душевных качеств Эраст неоднозначен и сложен. Он ведом своими чувствами, желанием получить больше удовольствий и развлечений. Его порывистый и неоднозначный нрав в конце концов приводит к трагедии. Его избранница — богатая светская вдова, а та, кого он действительно любил, страдает и погибает.

Однако автор не относится отрицательно к своему герою. Писатель просто находится в стороне от всего происходящего, ведь история произошла много лет назад – ее поведал постаревший главный персонаж новеллы. Автор говорит с легким оттенком печали и грусти, вспоминая о судьбе этих людей.

Молодой дворянин, выходец из высшего света, привык получать все, что хочет, без труда. Однако то, что легко добыто, теряет для него свою прелесть, волшебную привлекательность. То же происходит и в любви.

Описание Эраста из повести «Бедная Лиза»:

  • Герой не имеет четких целей. Его ведут по жизни чувства. От скуки он бросает свет и назначает тайные свидания крестьянке. От ответственности за судьбу соблазненной девушки бежит на войну, а от тягот суровой походной жизни с головой уходит в карточные игры.
  • С уверенностью можно сказать об Эрасте, что он малодушен и капризен.
  • В нем нет настоящих мужских качеств. Он хорошо выглядит, хорошо одевается и говорит. Но за слова свои и поступки отвечать не привык.
  • Эраст наверняка сам не понимает, что с ним происходит. Читает идиллическую прозу, ищет что-то настоящее, непреходящее. Хотя он разумен и прекрасно осознает ничтожность своих повседневных дел.
  • Его положительные качества — доброта и щедрость. Внешность и слова — все выражает в нем дворянина, то есть человека высшей культуры и хорошего ума.

Скорее всего, юноша осознает, что в окружающем его светском мире нет искренности, настоящих добродетелей и чистых отношений. И это его тяготит, поэтому его манит Лиза — девушка совершенно наивная, необразованная, но добрая и стыдливая.

Сравнительная характеристика героев

В своем произведении Николай Карамзин дает краткие, но исчерпывающее описания характеров Эраста и Лизы. Проанализировать психологические характеристики главных героев лучше всего через сравнение.

Оба влюбленных добры, молоды, любят жизнь, чистую природу. Но выросли они в разной среде, отсюда разница в отношении к браку, причинах поступков и стремлениях. Им не суждено быть вместе, несмотря на искренние чувства, и в глубине души оба это понимают. Но их все равно влечет друг к другу.

Таблица 1. Сравнение характеров.

  Эраст Лиза
Общественное положение Дворянин. Обедневшая крестьянка.
Образование Образованный. Читает идиллические романы. Умеет только ткать и заниматься домашними делами.
Характер Слабый, безвольный, мечтающий. Берет на себя заботу о стареющей матери и все домашние хлопоты. Волевая девушка, но в любви безрассудна.
Развитие душевных качеств Поверхностность чувств, ветренность. Способность сильно любить, преданность.
Отношение к деньгам Готов дать за ландыши больше, чем они стоят. Он не считает денег. Тратит, проигрывает. Девушка бережет деньги. Работает с утра до ночи, чтобы получить копейки за свой труд.

Какие качества характера Эраста привлекли Лизу? При первой встрече он был добр с ней, предложил заплатить больше, чтобы вознаградить девушку за труд. Он никогда не говорил с ней свысока, как барин, не унижал за ее безграмотность.

Роль Эраста в сюжетной линии

Некоторые черты характера героя уже предполагают развитие сюжета в определенном направлении. Например, молодой человек не думает о последствиях, не переживает о своем будущем.

Основные черты характера молодого влюбленного, влияющие на развитие сюжетной линии:

  • Безрассудность. Эраст не мог жениться на крестьянке. Круг отвергнул бы такую супругу.
  • Персонаж откровенно эгоистичен. Его не волнуют Лизины тревоги. Он говорит ей не выходить замуж за другого, но и сам замуж не берет.
  • Автор утверждает — герой слаб душой, то есть безволен. И поступки его отражают наблюдения писателя. Разрыв неизбежен. Оба героя понимают итог еще в начале отношений. Если для 17-летней еще глупой девочки такая неосмотрительность простительна, то он, как мужчина, должен был понимать последствия такого союза, ведь в те времена судьба незамужних девушек была незавидна.

Когда у Эраста заканчиваются средства к существованию и наследственное имение проиграно, герой сокрушен. Он должен найти выход. Тогда после похода он женится на богатой вдове. А чистая и совсем еще наивная девушка погибает от неверности главного героя. И к такому финалу приводят именно поступки Эраста. Это основной сюжет сочинения Карамзина

Его образ и значение имени

Характеристика Эраста из «Бедной Лизы» заключена уже в самом имени героя. Это не антигерой, не злодей, он не плетет интриги, не злорадствует. Он просто так воспитан — в богатстве и праздности, ни за что не нес ответственности. В целом, это даже положительный герой, и об этом автор упоминает в тексте. Он видит дворянина порядочным и добрым в глубине души. Есть цитата, где Карамзин прямо описывает его, как человека «…добрым сердцем, добрым от природы…»

Встречаясь с крестьянской девушкой, молодой человек не обманывал ее. Но его имя означает «влюбчивость», «легкость натуры». В герое нет глубины и силы чувств. Таким образом, значение имени Эраст в «Бедной Лизе» просто понять — это человек, влекомый чувственными мотивами, выгодой. Герой просто избрал легкий путь в жизни, на котором нет множества проблем.

Не считаясь с чувствами девушки, он выставил бедную крестьянку с порога своего дома, приказав не возвращаться. Возможно, Эраст и не предполагал, что ее чувства настолько глубоки, но она отказывается жить без него и бросается в воду.

Лиза – цельная и самодостаточная натура. Но, полюбив, становится зависимой от барина. Она потеряла себя в любви, что это говорит о ее возвышенности, но жизнь она не ценит.

Эраст, напротив, не настолько целостен душой. Он может говорить одно, но поступать совсем иначе – в соответствии с сиюминутной выгодой. Он эгоистичен. И предательство его непреднамеренное — решение бросить девушку исходит от малодушия. Его душа пыталась потянуться за чистотой и преданностью девушки, но он слаб, и порыв его быстро угас.

Когда девушка находит Эраста в городе после пропажи, он предлагает ей деньги. Он знает, что это низко, но все же не может предложить ей ничего другого для смягчения удара. И хотя его душа страдает, поступить иначе барин не решается. В нем нет той силы характера, твердости духа и смелости, чтобы избрать правильный путь.

Предав Лизу, юноша остается в своем привычном скучном мире. Но, оставшись в высших кругах общества, теряет навеки душевный покой. И хоть он в порыве любви говорил, что сможет жить с любимой даже в лесу, в действительности это оказалось ложью.

Изменения в душе героя

Вспомним, к какому сословию принадлежит Эраст — из высшего света. В таком обществе деньги и социальный статус играют более важную роль, чем искренняя любовь. Последняя воспринимается скорее как развлечение, идиллическая сказка, но жертв, которых требует настоящая любовь, эгоистическое сознание не может принять.

В таком обществе, таком средоточии нравов и привычек и вырос герой, такие моральные категории он и усвоил с детства. Поэтому автор и не обвиняет Эраста, а сочувствует ему.

Юношеская душа не научилась преодолевать препятствия ради любви. И при первых вызовах судьбы герой сдался. Эраст женился на богатой вдове не с тем, чтобы сделать девушке больно — его вынудили финансовые обстоятельства.

После трагического самоубийства Лизы Эраст получает глубокую душевную рану. Это говорит о том, что его душа умеет действительно любить, но она неразвита. Раскаяние и чувство вины сопровождают героя до последних дней жизни.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

1540806773_hello_html_6d848383.jpgХарактеристика Эраста из повести Бедная Лиза по плану

В 

1. Общая характеристика. Эраст — главный мужской персонаж повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Это богатый молодой дворянин, сыгравший роковую роль в судьбе простой крестьянской девушки.

Главные отличительные качества Эраста — беспечность и ветреность. Все удовольствия и развлечения высшего общества ему давно наскучили. Стремление Эраста унестись в мечтах от грешного мира свидетельствует о его живом воображении и добром сердце, но эта чрезмерная мечтательность оборачивается крупными неприятностями.

В 

2. Внешность. Эраст — «хорошо одетый человек, приятного вида» с «добрым лицом». Привлекательная внешность в сочетании с молодостью создают о нем самое выгодное впечатление.

В 

3. Двойственность Эраста. До известного момента отношение Эраста к Лизе было очень целомудренным. Молодой человек задолго до встречи с девушкой создал в своем воображении прекрасный образ милой и наивной «пастушки», выгодно отличавшийся от окружавших его женщин. Романтическая мечта воплотилась в Лизе.

Частые встречи, невинные объятия и поцелуи поначалу для Эраста не выходили из границ созданной мечты. Он искренне думает: «Я буду жить с Лизой, как брат с сестрой». Удовольствие от простого общения с наивной и доверчивой девушкой действительно пробудило в молодом человеке самые лучшие душевные качества.

По свойственной ему беспечности Эраст даже не задумывается, к чему приведет этот «святой» роман. Очень показательно, что мысль о невозможности взаимного счастья первой приходит к Лизе: «…тебе нельзя быть моим мужем!. Я крестьянка». Эраст предпочитает не заглядывать в будущее. Начитавшись романов, он пребывает в уверенности, что сама судьба найдет для них счастливый выход.

Идиллия моментально прекратилась после потери Лизой невинности. Эраст пробудился от грез и «внезапно» понял, что продолжение близких отношений не имеет перспективы. Встречи между влюбленными происходят все реже и становятся для дворянина обузой. Призыв на службу становится для Эраста реальным, а не иллюзорным выходом из щекотливой ситуации. Возможно, молодой человек еще не помышлял о полном разрыве с Лизой, но разлука давала ему возможность трезво оценить положение.

Негативная сторона Эраста ярко раскрывается в «походе». Вместо того чтобы проливать кровь за страну, возлюбленный Лизы проматывает свое состояние в карты. Угроза полного разорения заставляет его окончательно распрощаться с прежними иллюзиями. Бывший мечтатель вынужден подчиниться суровым законам жизни и во избежание позора жениться на богатой вдове своего круга. Выясняется, что Эраст вдобавок ко всему еще и трус.

Вернувшись домой, он избегает встречаться с Лизой, хотя мог бы попытаться объяснить ей свое безвыходное положение. Случайная встреча с продолжавшей верить и ждать девушкой заставляет его побледнеть. Прежнее ласковое отношение сменяется откровенной грубостью, когда Эраст сует Лизе в карман деньги и выпроваживает ее из дома.

В 

4. Раскаяние. Автор существенно смягчает образ кованого обольстителя, обрекая его на страдания от чувства вины за смерть Лизы. На протяжении всей оставшейся жизни Эраст был несчастлив. Эти муки становятся для него заслуженным наказанием. Рассказчик надеется, что заслужить прощения у Лизы Эрасту удалось в загробном мире.

Используемые источники:

  • https://memblog.ru/biografii-avtorov/harakteristika-bednoj-lizy.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/06/jerast-harakteristika-bednaja-liza-karamzin.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bednaya-liza/erast-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-erasta.html
  • https://ote4estvo.ru/sochineniya/176867-harakteristika-erasta.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт