Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

tretjakov-bednaja-liza-illjustracija-3.jpg

Повесть «Бедная Лиза» — это романтическая печальная история двух влюбленных, Лизы и Эраста. В этой статье представлен тест по повести «Бедная Лиза» Карамзина в вопросах и ответах (материалы для викторины).  Правильные ответы на вопросы приведены в конце теста.Смотрите: Все материалы по повести «Бедная Лиза»

Тест по повести «Бедная Лиза» Карамзина в вопросах и ответах, викторина

1. К какому сословию принадлежит Эраст?

  1. купцы 
  2. дворяне 
  3. мещане 
  4. крестьяне 

2. Какие изделия умеет вязать Лиза?

  1. чулки
  2. ковры
  3. сумки
  4. лапти

3. В каком городе Лиза встречает Эраста?

  1. Москва
  2. Петербург
  3. Ярославль
  4. Киев

4. Что продает Лиза, когда впервые встречает Эраста?

  1. розы
  2. тюльпаны
  3. ромашки
  4. ландыши

5. Какого цвет глаза у бедной Лизы?

  1. голубые
  2. серые
  3. карие
  4. зеленые

6. К какому сословию принадлежит Лиза?

  1. дворяне
  2. купцы
  3. мещане
  4. крестьяне

7. На ком женится Эраст в конце повести?

  1. на бедной Лизе
  2. на молодой аристократке
  3. на старой вдове
  4. на французской актрисе

8. Какие книги читает Эраст?

  1. книги по истории
  2. медицинский словарь
  3. романы
  4. книги по философии

9. Где живет бедная Лиза?

  1. в каменном доме
  2. в хижине
  3. в землянке
  4. в подвале

10. С кем живет бедная Лиза?

  1. с отцом и матерью
  2. с отцом
  3. с теткой
  4. с матерью

11. Куда уезжает Эраст на несколько месяцев?

  1. на учебу
  2. на войну
  3. в путешествие 
  4. в деревню

12. Что происходит с Эрастом на войне? Он:

  1. попадает в плен
  2. служит в штабе
  3. играет в карты
  4. пьянствует

Правильные ответы на вопросы теста

  1. ответ 2 (дворяне)
  2. ответ 1 (чулки)
  3. ответ 1 (Москва)
  4. ответ 4 (ландыши)
  5. ответ 1 (голубые)
  6. ответ 4 (крестьяне)
  7. ответ 3 (на старой вдове)
  8. ответ 3 (романы)
  9. ответ 2 (в хижине)
  10. ответ 4 (с матерью)
  11. ответ 2 (на войну)
  12. ответ 3 (играет в карты)

Это был тест по повести «Бедная Лиза» Карамзина в вопросах и ответах (материалы для викторины).Смотрите: Все материалы по повести «Бедная Лиза» Опубликовано 23.10.2014 — 0:50 —

Вопросы,тесты,практическая работа для работы над повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Скачать:

Вложение Размер
package-x-generic.pngkaramzin.bednaya_lizadidakticheskiy_material.zip 36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Часть 1.

  1. Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.
  2. От какого лица ведётся повествование?
  3. Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?
  4. Дайте краткую характеристику  героям произведения.
  5. Как развивались их отношения?
  6. Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
  7. Как разрешается конфликт в повести?
  8. Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?
  9. Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?
  10. В чем смелость, новизна позиции автора?

Часть 2.

  1. Город, в котором происходят описываемые события?
  2. Главные герои повести.
  3. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве?
  4. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери?
  5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город?
  6. Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы?
  7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?
  8. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого  отсутствия?
  9. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день?
  10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?
  11. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст?
  12. Как сложилась жизнь Эраста?

Тест

I уровень:

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

II уровень:

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине?

8. Чему научили отец и мать Лизу?

9. Найдите фразу, в которой заключена главная черта сентиментализма?

III уровень

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.

2. Жанр «Бедной Лизы»

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:

А) осветить события, не выражая своей позиции;

Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.

5 Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

Б) отношение автора к герою;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и Эраста:

А) описывая их внешность;

Б) рассказывая об их отношении к труду;

В) повествуя об их родителях.

7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» — пишет Карамзин о Лизе:

А) как о человеке чистом душой;

Б) с иронией;

В) как о легкомысленной девушке.

8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

9. Человек, духовно близкий Лизе:

А) мать;

Б) Эраст;

В) повествователь.

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

11. картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования;

Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;

Б) «И крестьянки любить умеют»;

В) «Смерть за отечество не страшна…».

13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

А) нищая;

Б) обездоленная;

В) несчастная.

14. Новаторство Карамзина проявилось:

  А) в обличении социального неравенства героев;

  Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;

  В) в детальном изображении внутреннего мира героини.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

  1. К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»?

3. Укажите главную тему произведения. 

4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении? 

5. О ком идёт речь? 

6. О ком идёт речь? 

7. Как встретились герои произведения?

8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

9. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе? 

10. Каково отношение автора к своей героине?

11. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?

12. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?

13. Какова роль природы в произведении?

14. Эпитет «бедная» в названии произведения означает: 

15. «Ибо и крестьянки любить умеют» — эти слова произносит:

16. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу? 

КЛЮЧ

1.2

2.3

3.1

4.2

5.1

6.3

7.3

8.2

9.4

10.1

11.3

12.4

13.3

14.1

15.4

16.2

Тест по повести Карамзина «Бедная Лиза»

1.Карамзин-писатель:

а) XVIII века;

б) XIX века;

в) XX века.

2. В «Бедной Лизе» действие происходит:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в окрестностях Москвы.

3. Вступительный пейзаж — это:

а) просто экспозиция;

б) пейзаж-созвучие, настрой на определенное состояние;

в) пейзаж-контраст.

4. Отец Лизы —

а) дворянин;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) военный.

5. «Ибо и крестьянки любить умеют» — эти слова произносит:

а) мать Лизы;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) повествователь.

6. Лизе было:

а) 25 лет;

б) 15 лет;

в) 17 лет.

7. Лиза продавала:

а) фиалки;

б) ромашки;

в)ландыши.

8. Эраст:

а) положительный герой;

б) отрицательный герой;

в) имеет в характере определённые противоречия.

9. Эраст:

а) богатый дворянин;

б) разорившийся дворянин;

в)  богатый купец.

10. Он:

а) умный и добрый от природы;

б) расчётливый и хитрый;

в) ветреный и слабый.

11. Его привлекало в Лизе:

а) бедность;

б) естественная красота;

в) чистота и аккуратность.

12. Лиза:

а) сразу поделилась с матерью, что влюблена;

б) постеснялась ей сказать;

в) сознательно скрыла, боясь, что мать будет её ругать.

13. Эраст:

а) сразу предложил Лизе выйти за него замуж;

б) сказал, что по смерти матери возьмет её к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

в) ничего не говорил о будущем.

14. Гроза – это:

а) знак беды;

б) внутренние противоречия Лизы;

в) сетование природы о потерянной Лизиной невинности.

15. Влюбленные расстались, потому что:

а) Эраст ушёл в поход;

б) Лиза ему надоела;

в) отец принудил его заняться всерьёз хозяйством,

16. Женившись на другой, Эраст:

а) и не вспомнил о Лизе;

б) очень горевал о ней;

в) посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.

17. Эраст дал откуп Лизе:

а) 10 рублей;

б) одну тысячу;

в) просто велел прогнать её со двора.

18. Лиза:

а) грешница в христианском  понимании;

б) прекрасная душой и телом;

в) раскаялась перед смертью и поэтому прощена богом.

19. «Когда там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза» — это:

а) слова Эраста;

б) повествователя

 в) матери.

20. Где это «там»:

а) в Москве;

б) в раю;

в) в аду.

21. «Эраст был до конца жизни несчастлив» — это характеризует его как:

а) безусловно положительного героя;

в) отрицательного;

в)положительного.

Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

ВАРИАНТ №1

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именнотакая?Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

ВАРИАНТ №2

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?

Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть «чистым»? Ваша версия смысла названия повести?

3. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картинаМосквы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

ВАРИАНТ №3

1. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

2. Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к произведению сентиментализма? Докажите.

3. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Почему повесть называется «Бедная Лиза»? Какой смысл автор вкладывает в эпитет «бедная»?
  2. Какова роль описания природы в начале повести? Почему автор так часто бывает на месте гибели Лизы?
  3. Опишите характер Лизы. Что вам показалось особенным в её поведении, характере?
  4. Опишите характер Эраста. Почему для своего героя автор выбирает иностранное имя?
  5. Почему все свидания Лизы и Эраста происходят на фоне природы?
  6. Почему Лиза, так любя природу, цветы, солнце, добровольно уходит из жизни?
  7. Как сложилась жизнь близких Лизы: матери, Эраста. Любила ли Лиза Эраста?
  8. Сделайте вывод: почему повесть Карамзина называют сентиментальной? Как сам писатель относится к Лизе?
  9. Рассмотрите внимательно картину О.Кипренского «Бедная Лиза». Отметьте мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.
  10. Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести?
  11. Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже?
  12. Что означает слово «бедная» в названии произведения?
  13. Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  14.  Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?
  15. Дайте характеристику образу рассказчика.
  16. Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
  17. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

Практическая работа по повести Н.М.карамзина «Бедная Лиза»

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Лиза

Эраст

2.Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев.

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

3.Образ Лизы.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

2.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

3.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

4.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

5.Чем занималась Лиза целыми днями?

6.А почему Лизе пришлось работать?

7.Что можете сказать о матери Лизы?

8.Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

9.С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

4.Образ Эраста.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы?

На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

5.Взаимоотношения героев.

Вопрос

Ответ

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких  встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

4.О чем предупреждает автор Эраста?

5.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

6.Каково отношение автора к Лизе?

7.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем закончились отношения героев?

9.Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью….

Система вопросов и заданий к уроку по повести А.И.Герцена «Сорока-воровка»( 9-10 класс)

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Герцена «Сорока-воровка». С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрол…

Вопросы и задания для анализа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Вопросы и задания для анализа повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Вопросы рассортированы по главам. Материал можно использовать на уроках, в качестве домашнего задания, при обучении выр…

Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»: система вопросов и заданий ( 5 класс )

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Погорельского  «Чёрная курица, или Подземные жители». С его помощью можно составить конспект урока…

вопросы и задания по повести Пушкина

вопросы…

Подготовка к выпускному сочинению по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной (По повести В.В. Быков «Сотников»)

Задачи урока:Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе; совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источн…

Таблица вопросов и заданий к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Материал по произведению Н.В. Горголя «Тарас Бульба»  Предложены вопросы и задания, созданные по методике конструирования компетентностно-ориентированных заданий. Задания расположены  на осн…

  • Мне нравится

  —>

  1. Какая фраза, по-вашему, определяет идею по­вести «Бедная Лиза»? Ответ обоснуйте.

Фраза — «и крестьянки любить уме­ют». Сентименталисты, в отличие от клас­сицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума. При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные каче­ства. Эта ключевая фраза у Карамзина да­ет новый взгляд на проблему социального неравенства. Различия в социальном и имущественном положении еще не свиде­тельствуют о превосходстве одного сосло­вия над другим. Высокими нравственны­ми ценностями обладали отец и мать Лизы, сама она много трудилась. Автор подробно описывает развитие ее любовно­го чувства от зарождения до отчаяния. Для Лизы потеря любви равносильна по­тере жизни. Идея повести сосредоточена в приведенной нами фразе, которая стала формулой сентиментальной литературы.

Немаловажна для понимания автор­ской позиции и манера изъяснения чувств, которая свойственна главной героине по­вести: по своей лексике, по понятиям и представлениям она ничем не отличается от выражения чувств образованной ба­рышни. В. И. Коровин объясняет это тем, что «художественное задание Карамзина отчасти и состояло в том, чтобы прибли­зить чувства крестьянки к чувствам обра­зованной барышни и тем самым стереть различия в содержании и формах душев­ных переживаний».

Охарактеризуйте главную героиню повести. Какие художественные средства выбраны автором для создания ее внешнего и внутреннего облика? Как выражено отношение к ней писателя?</li>

Образ Лизы обрисован автором подроб­но. Героиня унаследовала от родителей вы­сокие моральные качества и убеждения: трудолюбие, честность, искренность, до­бросердечие. Она чиста, наивна, беско­рыстна и потому плохо защищена от пороков, господствующих вокруг нее. Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждени­ям, после которых наступает трагическое прозрение. Автор относится к своей героине с нежным чувством, любуется, глубо­ко переживает ее радости и трагедию, по­стоянно тревожится за ее судьбу. Вос­поминания о плачевной судьбе Лизы заставляют его «проливать слезы нежной скорби». И в самом заголовке повести вы­ражено сочувственно-сентиментальное от­ношение Карамзина к Лизе.

Характеристика внешнего и внутренне­го облика Лизы складывается из автор­ских описаний и комментариев ее поступ­ков, а также через косвенную передачу от­зывов матери или любовные излияния самого Эраста. Карамзин замечает, что Лиза работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости». О ее красоте говорит и то впечатление, ко­торое она «сделала в его сердце». Добрая старушка мать называла Лизу Божескою милостью кормилицей, отрадой старости своей, молилась, чтобы Господь наградил ее за то, что та делает для матери. Из это­го мы узнаем, что Лиза добродетельна, что она не только почитает матушку, но и освобождает ее от всех непосильных для ее слабого здоровья забот.

Какими словесными деталями передается движение чувства Лизы к Эрасту — от робкой привя­занности до пылкой страсти?</li>

Существенной деталью, с которой нача­лось знакомство Лизы и Эраста, были цве­ты, которыми торговала Лиза. Обронен­ная им просьба рвать цветы только для него заронила первое чувство в душе де­вушки. Она оказалась для нее более зна­чимой, чем для Эраста, и потому на сле­дующий день, когда он не пришел, она никому не продала ландыши и бросила их в Москву-реку. Другая деталь — робкие взоры, которые она бросала на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности — «щеки ее пылали, как заря в ясный летний ве­чер» — по мере их нарастания. Поцелуй Эраста и его первое признание в любви отозвались в ее душе восхитительной музыкой. Как видим, важное значение в передаче движения чувств от робкой привязанности до пылкой страсти имеют цвето-звуковые детали. Достижение апо­гея любви, приведшего, по словам писате­ля, к погибели непорочности героини, также сопровождается рядом важных словесных деталей. Появляется новое сло­во бросается (в его объятия). До этого на свиданиях они обнимались, их объятия были чисты и непорочны. Теперь измене­ния происходят вокруг них и в природе, и в цвето-звуковом ряду: поцелуи стали пламенны, мрак вечера (в отличие от тихой луны, светлого месяца) питал же­лания; «ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить за­блуждения». После свершившегося «блес­нула молния и грянул гром. Лиза задро­жала». «Грозно шумела буря, дождь лил­ся из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». После столь переломного момента в отношениях Лизы и Эраста Ка­рамзин стал более подробно передавать внутреннее состояния молодого человека, становившегося все более равнодушным к своей любимой. С этого времени в по­вествовании практически исчезают при­родные символы. Лишь дважды упомина­ются древние дубы, бывшие свидетелями их любви. Эпитет мрачный теперь при­надлежит дубу над могилой бедной Лизы.

Обратите внимание на роль жеста в раскры­тии внутреннего состояния героев. Проанализируй­те этот прием автора.</li>

Жест в литературе — один из важных приемов в передаче внутреннего состоя­ния персонажа. Широко пользуется им и Карамзин. Проанализируем сцену встре­чи Лизы и Эраста в городе, когда она уви­дела его в карете, подъезжающим к дому. Ее чувство радости от встречи выразилось в жестах: бросилась, он почувствовал себя в объятиях. Хотя сказано, что он почувствовал себя в объятиях, автор тем самым подчеркивает стремительность ее радостного действия. Стремительность ее движений — это стремительность в вы­ражении чувств. Далее стремительными становятся его жесты — он хочет скорее освободиться от Лизы, чтобы никто не увидел его в объятии простой крестьянки накануне выгодной женитьбы: взял за ру­ку, привел в кабинет, запер дверь, поло­жил деньги ей в карман, вывел из кабине­та и велел слуге проводить девушку со двора. И все это настолько быстро, что Ли­за не смогла опомниться.

Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка­рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане­рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе­ний.</li>

Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В. И. Коровин).

В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

Каким вам представляется образ повествова­теля?</li>

Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас­том, который и рассказывает ему эту го­рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро­енный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь — человек об­разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю­дям правильные характеристики. Повест­вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш­ком, чтобы любоваться пейзажными кра­сотами.

Каково назначение лирических отступлений в повести?</li>

Лирических отступлений в повести не­много. Больше у автора развернутых суж­дений, сопутствующих изображению люб­ви героев, которые, правда, можно отнес­ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». По­вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе­вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз­ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен­ных?</li>

Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен­ных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите­атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно­жия зеленые цветущие луга и убогая, ра­зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бро­сает взгляд на Симонов монастырь, вспо­минает в связи с ним историю бедной Ли­зы, обозначает характер своего настро­ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На­строение автора («нежной скорби») посте­пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

На фоне прекрасных пейзажных зари­совок зарождается и развивается любов­ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча­ще всего под тению столетних дубов <…> — дубов, осеняющих глубокий чис­тый пруд, еще в древние времена ископан­ный». Тихая луна гармонирует с волоса­ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слия­нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при­знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха­ния ветерок мне неприятен». Наблюдае­мые нами литературные приемы харак­терны для сентиментализма.

</ol>Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ —> Об­зор сай­тов

Образование

Книги

Василий Крутов — Возвращение к себе

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/06/bednaja-liza-test-otvety-voprosy-karamzin.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/23/voprosy-i-zadaniya-dlya-raboty-nad-povestyu-nmkaramzina-bednaya
  • http://iessay.ru/ru/writers/native/k/karamzin/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/bednaya-liza/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-povesti-n.-m.-karamzina-bednaya-liza

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт