Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова

«Могучий русским духом» М.В. Ломоносов

В 

Обратимся к анализу одной из лучших од Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года». Термин «ода» (от греческогоВ ‘П‰ОґО·МЃ, что значит песня) утвердился в русской поэзии, благодаря Тредиаковскому, который, в свою очередь, заимствовал его из трактата Буало. В статье «Рассуждение об оде» Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: «В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных». Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Именно такова ломоносовская ода. Она обращена тематически к «материи благородной и важной»: миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.

Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; «пышный» поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, «гармония стиха»: выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Начнем анализ текста с первой строфы:

Царей и царств земных отрада,  Возлюбленная тишина,  Блаженство сел, градов ограда,  Коль ты полезна и красна!  Вокруг тебя цветы пестреют  И класы на полях желтеют;  Сокровищ полны корабли  Дерзают в море за тобою;  Ты сыплешь щедрою рукою  Свое богатство по земли.  

Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены «блаженной тишиной» вЂ“ в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины («Душа ее зефира тише»). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра («краше Елисаветы» ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.

Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это – тезис. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой.

Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты. Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:

Сия Тебе единой слава,  Монархиня, принадлежит,  Пространная Твоя держава,  О, как Тебя благодарит!  Воззри на горы превысоки,  Воззри в поля свои широки,  Где Волга, Днепр, где Обь течет;  Богатство в оных потаенно  Наукой будет откровенно,  Что щедростью Твоей цветет.  

Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства «прекрасной Елисаветы» постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам»:

Там влажный флота путь белеет,  И море тщится уступить:  Колумб Российский через воды  Спешит в неведомы народы  Твои щедроты возвестить.  

Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело:

И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:

О вы, которых ожидает  Отечество от недр своих,  И видеть таковых желает,  Каких зовет от стран чужих,  О, ваши дни благословенны!  Дерзайте, ныне ободренны,  Раченьем вашим показать,  Что может собственных Платонов  И быстрых разумом Невтонов  Российская земля рождать.  Науки юношей питают,  Отраду старым подают,  В счастливой жизни украшают,  В несчастный случай берегут;  В домашних трудностях утеха  И в дальних странствах не помеха,  Науки пользуют везде:  Среди народов и в пустыне,  В градском саду и наедиВґне,  В покое сладком и в труде.  

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.

Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Скучное слово «беспреткновенну» поэт с натугой рифмует с эпитетом «благословенну»:

Тебе, о милости Источник,  О Ангел мирных наших лет!  Всевышний на того помощник,  Кто гордостью своей дерзнет,  Завидя нашему покою,  Против тебя восстать войною;  Тебя Зиждитель сохранит  Во всех путях беспреткновенну  И жизнь Твою благословенну  С числом щедрот Твоих сравнит.  

Явно не лучшая строфа! Попробуем поставить вопрос следующим образом: если жанр классицистической оды есть выражение определенных политических и государственных взглядов, то в ломоносовской оде чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:

Когда на трон Она вступила,  Как Вышний подал ей венец,  Тебя в Россию возвратила,  Войне поставила конец;  Тебя прияв, облобызала:  – Мне полно тех побед, – сказала, –  Для коих крови льется ток.  Я Россов счастьем услаждаюсь,  Я их спокойством не меняюсь  На целый Запад и Восток.  

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми и великолепными по обилию выразительных средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы «пламенные», то есть военные, звуки умолкли:

Молчите, пламенные звуки,  И колебать престаньте свет:  Здесь в мире расширять науки  Изволила Елисавет.  Вы, наглы вихри, не дерзайте  Реветь, но кротко разглашайте  Прекрасны наши имена.  В безмолвии внимай, вселенна:  Се хощет Лира восхищенна  Гласить велики имена.  

Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Метафора (по-гречески metaphoraВґ означает перенос) – это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. «Метафорой, – отмечал он в своей «Риторике» (1748), – идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто». Художественное мышление Ломоносова было по сути своей, как сказали бы сейчас, синтезирующим.

Вот один из примеров ломоносовской метафоры. Пятая строфа из оды «На день восшествия…»:

Чтоб слову с оными сравняться,  Достаток силы нашей мал;  Но мы не можем удержаться  От пения Твоих похвал;  Твои щедроты ободряют  Наш дух и к бегу устремляют,  Как в понт пловца способный ветр  Чрез яры волны порывает,  Он брег с весельем оставляет;  Летит корма меж водных недр.  

БоВґльшую часть пространства этой строфы занимает сложная и витиеватая метафора. Чаще метафоры бывают в несколько слов или в одно предложение. Здесь же поражаешься масштабности метафорического образа. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст. Перед нами – изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку «чрез яры волны» переплыть «понт» (то есть Черное море). Пловца направляет и поддерживает в пути «способный», то есть попутный, ветер. Подобным образом поэтический дух автора воспламеняется и направляется замечательными деяниями Елизаветы, ее «щедротами».

Чтобы сообщить оде величие и размах мысли, Ломоносову приходилось прибегать к непростым оборотам речи. В своей «Риторике» он теоретически обосновал правомерность «украшения» поэтического слога. Каждая фраза, подчиняясь высокому одическому стилю, должна рождать ощущение пышности и великолепия. И здесь похвальны, по его мысли, даже изобретения: например, такие «предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное и приятное». Г.А. Гуковский образно и точно сказал об этом стремлении поэта одновременно и к красочной пышности, и к гармонической стройности: «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса. Симметрически расположенные в них группы слов и предложений как бы подчиняют человеческой мысли и человеческому плану необъятную стихию настоящего и будущего».

Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже:

Там кони бурными ногами  Взвевают к небу прах густой,  Там Смерть меж готфскими полками  Бежит, ярясь, из строя в строй,  И алчну челюсть отверзает,  И хладны руки простирает,  Их гордый исторгая дух.  

А что за чуВґдные кони с «бурными ногами»! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической – можно. Больше того, «бурные ноги» коней, взвевающие к небу густой прах, – почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.

Через полвека поэт-новатор, основоположник русского романтизма В.А. Жуковский, описывая особое состояние души, навеянное спускающимися в сельской тишине сумерками, напишет: «Душа полна прохладной тишиной». Он поразит современников небывало смелым сочетанием слов. «Может ли тишина быть прохладной!» – станут укорять поэта строгие критики. Но ведь первым в русской поэзии прибегал к смелым соединениям слов и понятий в своем метафорическом слоге уже Ломоносов!

В 

в–єВ Читайте также другие темы главы III:

в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века

Опубликовано 12.12.2015 — 6:41 —

Анализ оды М.В.Ломоносва «На день вошествия»

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnganaliz_ody_lomonosova.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

М. В. Ломоносова. Произведение, написанное методом «классицизм». Анализ текста

Тема: “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г”.

1. Что описывается в оде?

То, что интересно абсолютной власти, одно из важнейших событий политической власти: восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны. Итоги первых лет правления.

2. Какая главная тема?

Россия, ее процветание. Главное условие — мир.

3. Кто главный герой?

Императрица Елисавета Петровна.

4. Что возможно сказать о  жанре и стиле?

Сохраняется строгая классификация.

Ода, высокий стиль. Ода, т.к. восхваляется деятельность царей Петра I и Елисаветы Петровны.

Признаки высокого стиля:

ст./слав. слова и выражения + слова общеупотребительные русского литературного  языка.

Например: “градов отрада”, “порфира”, Елисавета, “дух ее зефира”, “зрак”, “вышний”, “прияв облобызала”, “для коих крови”, “божественным устам”, “сей кроткий глас”, “твое богатство по земли” и другие.

Множество тропов литературного русского языка:

а) эпитеты: возлюбленная тишина, блаженство сел, градов отрада;

б) риторические вопросы, восклицания. (“Какая светлость окружает в толикой гордости  Парнас?”)

в) метафоры (“щедроты ободряют”, “стоят глубокие леса”);

г) сравнение (“зрак приятнее рая”, “наука щедростью цветет”);

д) образы античной мифологии: Зефир, Понт, Марс, Нептун, Парнасс, Музы.

е) олицетворения (“молчите, пламенные звуки”, “Нева рекла”);

ж) гиперболы (“Я Россов счастьем не меняюсь

                            На целый Запад и Восток”

                           “До звезд плескание и клик!”.

5. Как изобра-жается герой?

Условно. У императрицы автор видит лишь положительные черты: “кроткий глас”, “доброт твоих прекрасный лик”, “твои щедроты ободряют”, “ангел мирных наших дней”.

6. Как изобра-жается  природа.

Есть, но она дана с целью показать бескрайность, могущество России, которой правит императрица, т.е. это риторические условно — поэтические описания носят вспомогательную роль. Кроме этого, в основе классицизма лежит рационализм, который предполагает, что в мире людей нужно “подражать природе”, т.к. в природе все ясно, правильно, все подчинено правилам.

7.Какой  основной конфликт?

Долг <——> чувство. Автор говорит только об исполнении долга императрицы:

1) “войне поставила конец”

2) “в мире расширять науки изволила”

3) “Довольство Муз усугубляет”

4) “Тобой восставленных наук”

5) “С числом щедрот твоих сравнит!”

8. Какова роль автора.

Выражает мнение не свое, а общественное: “Мы не можем удержаться от пения твоих похвал”. Главное — выразить чувства, вызванные грандиозным событием. Государственные интересы совпадают с личными, поэтому от восхваления императрицы легко автор переходит к обращению к юношам (гимн науке ) — “науки юношей питают”…)

9. Что можно сказать о компо-зиции и  пафосе оды?

Экспозиция: картины мирной жизни.

Рассуждение, восхваление.

а) восхваление Елисаветы;

б) гимн Петру;

в) описание безграничных пространств России;

г) обращение к молодежи. Пафос  патриотический восторг, призыв.

10. Каким раз-мером написана ода ?

Четырехстопный ямб, по мнению Ломоносова, усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

11. Вывод.

Да, это произведение написано методом классицизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-197484-1360170751.jpg Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников,  как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание….

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове…

Художественно-педагогический анализ произведений: Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»

В предложенном материале  анализируются два известных произведения искусства с культурологической стороны…

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. …

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)…

Урок по литературе: «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день…» (9 класс)

Подробный конспект урока по литературе в 9 классе на тему:  «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа  стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день…»…

Разработка урока по теме «Анализ рассказа А.И. Солженицына » Один день Ивана Денисовича»

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»Конспект  открытого урока  в …

  • Мне нравится

 

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Ода восшествие Елизаветы на престол» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

+

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Стих написан в 1747 году.

Тема стихотворения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности
  • Тест по стихотворению

История создания

«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Тема

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Жанр

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы чрез горы, реки и моря»), славянизмы град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры подать…ума плоды»).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году М. В. Ломоносов написал стихотворение «Ода на день восшествия…»?</h3>

    • <label>1747 г.</label>
    • <label>1749 г.</label>
    • <label>1750 г.</label>
    • <label>1752 г.</label>

(новая вкладка)Содержание:

История создания

Обычно оды заказывались правительством, и их чтение было включено в праздничную церемонию. Торжественное стихотворение, посвящённое годовщине царствования Елизаветы, также было написано по заказу правящей особы. Поэту нужно было красиво рассказать о заслугах императрицы перед Отечеством, причём найти такие слова, которые могли усладить слух собравшихся. Работу над подобными творениями нередко поручали Ломоносову — признанному мастеру жанра.

В действительности за время правления Елизавета сделала много хорошего. Она продолжила начинания Петра Великого и всячески способствовала развитию просвещения. Кроме того, императрица увеличила объём финансирования Академии наук и обновила штат. На нужды учёных направлялись значительные суммы из казны.

Правительнице приходилось думать и о том, как укрепить обороноспособность России. Австрия, Голландия и Англия хотели развязать войну против Франции и Германии, и Елизавета не хотела, чтобы Отечество оказалось втянутым в этот конфликт.

Ломоносов в своём произведении говорит, что монархиня правила мудро и избрала верный путь для страны. Россия должна отказаться от вступления в коалицию, её путь исключительно мирный.

Краткий анализ текста

Ода Ломоносова Елизавете Петровне написана в 1747 году в честь годовщины знаменательного события — начала правления государыни. Она взошла на престол в 1741 г. Создание оды приурочено к шестилетию царствования. Стих посвящён заслугам монаршей особы. Структура произведения включает 3 части:

  1. Поэт прославляет тишину и мудрую правительницу, щедро осыпая обеих комплиментами.
  2. Рассказывается о щедротах и просторах отчизны, перечисляются земные богатства.
  3. Снова превозносятся хвалебные речи в адрес монархини и подчёркивается её роль в развитии просвещения.

Анализ особенностей произведения позволяет определить, что его литературный жанр — ода. Такой выбор Ломоносов сделал по двум причинам. Во-первых, это направление было излюбленным у поэта. Во-вторых, ода лучше всего подходит для случаев, когда нужно в торжественной форме рассказать о заслугах монарха. Текст написан четырёхстопным ямбом — типичным размером для оды. Михаил Васильевич часто применял его в своём творчестве. Виды рифмовки:

  • перекрёстная;
  • опоясывающая;
  • смежная.

Михаил Васильевич мастерски использует средства выразительности, которые равномерно распределены по тексту. Примеры тропов:

  • метафора — «ума плоды»;
  • эпитеты: «щедрая», «великая», «земные», «глубокие», «жестокая»;
  • олицетворение: «наглы вихри, не дерзайте», «внимай, вселенна», «хощет лира восхищена», «Марс страшился»;
  • гипербола — «чрез горы, реки и моря»;
  • сравнение — «зрак прекраснее рая»;
  • славянизмы: «град», «дщерь», «выя», «узреть».

Композиция и содержание

Для оды характерна логическая связь всех частей. Такова особенность жанра. В ломоносовском произведении первая часть посвящена достоинствам императрицы, но начинается она с того, что рассказчик воздаёт хвалу тишине, называя её «возлюбленной». Природные и рукотворные чудеса, которыми восторгается автор:

  • «блаженство сёл, градов ограда»;
  • «цветы»;
  • «класы на полях»;
  • «сокровищ полны корабли»;
  • «бисер»;
  • «злато»;
  • «порфира».

Затем поэт плавно переходит к описанию достоинств императрицы и перечислению её заслуг. Обращаясь к тишине, он пишет: «Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя». Этот короткий отрывок показывает степень торжественности стиха. Согласно правилам написания оды, часть, посвящённая важной персоне, самая большая по объёму, ведь в ней говорится о достоинствах и славных деяниях той, кому посвящено произведение. В рамках стихотворного творения охарактеризовать заслуги государыни можно лишь кратко. Ломоносов сделал это, упомянув самые важные достижения:

  • «расширять науки изволила Елисавет»;
  • «тебя в Россию возвратила» (поэт обращается к тишине, подразумевая под ней мир);
  • «войне поставила конец»;
  • «на престол взвела с собою доброт… прекрасный лик».

Третья часть творения — наиболее пафосная и торжественная. В ней автор обращается к природе, призывая её «разглашать» мудрые деяния монархини и рассказывать о славных временах. Потом поэт беседует с потомками, призывая их учиться и прославлять образованностью страну.

Центральная тема

Ключевая тема оды — похвалы в адрес царицы. Но Михаил Васильевич не ограничивается хвалебной песнью. Он затрагивает ещё одну тему, актуальную во все времена — важность просвещения и науки. Для развития государства нужны два фактора: мирная обстановка и образованное население. Это понимали не только государи, но и обычные образованные граждане, к которым относился и Ломоносов.

Послание адресовано каждому, кто заботится о благе государства и считает честью служить для него. Автор обращается и к современникам, и к потомкам, убеждая их в важности культуры, образования и нравственного развития. В первой части поэмы он перечисляет природные красоты и богатства, а во второй подчёркивает, что не менее важны духовные ценности

. Главная мысль заключается в том, что каждый должен стремиться к знаниям и поддерживать государыню.

Многие славные деяния императрицы нашли отражение в торжественной оде «На день восшествия на престол Елизаветы». Текст хорошо передаёт атмосферу времени, в которое он был написан, и даёт представление о заслугах правящей особы.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Оды Ломоносова – анализ

Как поэт, Михаил Васильевич Ломоносов создал себе славу одами, которые можно разделить на похвальные, или торжественные, и на духовные оды. К первым (похвальным, торжественным) относятся те, которые он писал на разные случаи жизни: есть оды, посвященные императрице Елизавете Петровне, Петру III-му, Екатерине II-й. Лучшая из этих од написана «На день восшествия на престол Императрицы Елизаветы» (см. на нашем сайте её полный текст и краткое содержание). В этой оде Ломоносов воспевает «тишину», которую Елизавета принесла с собой России, прекратив войны, установив надолго мир.

В эпоху Ломоносова очень часто писали оды, восхвалявшие какие-нибудь военные подвиги, завоевания: Ломоносов, наоборот, воспевает прекращение войны, мир, тишину. Затем, обращаясь к своей любимой теме, Ломоносов превозносит Елизавету за то, что она покровительствовала наукам.

Ломоносов, краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига

Но кто же в России открыл дверь наукам? – Петр Великий. Ему принадлежит эта честь; он открыл ее путем войны и завоеваний Балтийских берегов.

Дочь Петра Великого, Елизавета, пользуясь завоеваниями отца, идя его путем, водворила мир и в «возлюбленной тишине» покровительствует распространению наук.

Только распространение образования может возвысить благосостояние страны, в которой кроется такой богатый запас собственных сил и талантов; русские люди, окрыленные наукой, смогут показать:

«Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Кончает Ломоносов свою оду хвалой наукам – цитатой из древнеримского оратора Цицерона:

Эта ода, как и другие похвальные оды Ломоносова, построена по всем правилам классических од, как того требовала ложно-классическая школа. В подражание древним классикам, певшим свои оды в честь какого-нибудь героя, употребляется слово «пою». Часто упоминаются мифологические божества, – Марс, Нептун; для большего эффекта, для выражения восторга употребляется прием «лирического беспорядка» мыслей, быстрый переход с одного предмета на другой.

Теория трёх штилей Ломоносова

Почти во всех своих похвальных одах Ломоносов говорит о Петре Великом, который был всегда его любимым героем. Ломоносов преклонялся перед Петром и его реформами, он видел в них все только хорошее; он преклонялся перед той могучей энергией, с которой Петр «победил варварство» и возвысил Россию. «Зиждитель, говорит Ломоносов,

Образ Петра Великого, созданный Ломоносовым, образ «чудотворца-исполина», отразился в последовавшей за ним литературе и несомненно имел влияние и на Пушкина.

Духовные оды Ломоносова относятся к его лучшим поэтическим произведениям. Прекрасна «Ода, выбранная из Иова»; это – переложение библейского текста на стихи. Глубокая религиозность поэта чувствуется в его двух одах: «Утреннее размышление о Божием Величестве» и «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Замечательно поэтично описание вечера и звездного неба:

Затем следует описание северного сияния, неожиданно загорающегося на небе среди темной ночи:

Ломоносов дает яркое, красочное описание северного сияния и, обращаясь к «премудрым» (ученым), спрашивает: что же это за чудное явление природы? Никто из ученых не мог еще его окончательно объяснить!

«Сомнений полон ваш ответ»,

заканчивает Ломоносов:

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературеarrow.png
  • Оды Ломоносова – анализ

Ещё по теме…

Используемые источники:

  • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/67-russkaya_poeziya_xviii_veka/stages/2986-analiz_ody_na_den_vosshestviya_na_vserossiiskii_prestol_ee_velichestva_gosudaryni_imperatric
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/12/12/analiz-ody-m-v-lomonosva-na-den-voshestviya
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lomonosov/oda-vosshestvie-elizavety-na-prestol.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/na-den-vosshestviya-na-prestol-elizavety.html
  • http://rushist.com/index.php/literary-articles/4378-ody-lomonosova-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт