Кто такой Владимир Дубровский?

Dubrovskij-Hudozhnik-D-Shmarinov.jpg

Владимир Дубровский — главный герой разбойничьего романа «Дубровский» А. С. Пушкина. В этой статье представлено описание истории жизни Владимира Дубровского в романе «Дубровский»: судьба героя, его воспитание и образование и т.д.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский».

История жизни Владимира Дубровского в романе «Дубровский» Пушкина: судьба героя

1. Детство и воспитание  Владимир Дубровский остается без матери в раннем детстве: мать умирает вскоре после его рождения. В 8 лет отец отправляет Владимира в Петербург на учебу в Кадетский корпус, где Владимир получает воспитание и образование.2. Служба в гвардии Окончив Кадетский корпус, Владимир Дубровский поступает на службу в гвардейский полк. Юный Дубровский живет «на широкую ногу», роскошно и беззаботно. Отец ничего не жалеет для сына и посылает ему достаточно денег. Все эти годы сын и отец мало общаются друг с другом, но все равно любят друг друга.  3. Дубровский — лесной разбойникВнезапно сосед Дубровских, господин Троекуров, отбирает у них их имение. Старик Дубровский заболевает и сходит с ума. 23-летний Владимир Дубровский оказывается на улице и становится разбойником. Он и его шайка крестьян грабят богатых помещиков. Чтобы отомстить Троекурову, разбойник Дубровский с помощью хитрого плана поселяется в доме Троекуровых под видом учителя-француза Дефоржа.  4. Дубровский — учитель ДефоржОколо 3 недель Дубровский живет в доме Троекурова под видом француза Дефоржа. Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Машу, которую знал еще в детстве. Дубровский счастлив быть рядом с Марией. Еще недавно одержимый местью, теперь Дубровский не хочет мстить Троекурову, чтобы не делать несчастной Марию. При этом девушка не догадывается, кто на самом деле учитель Дефорж. Наконец Дубровский признается Марии, что он не француз, а разбойник. Он также признается ей в любви. В тот же день Дубровский бежит из дома Троекуровых, потому что его уже разыскивают местные власти.5. Свадьба Марии, исчезновение ДубровскогоВскоре Троекуров насильно выдает Марию замуж за старого князя Верейского. Дубровский предлагает Марии бежать с ним, но девушка отказывается бросать уже законного, хотя и нелюбимого мужа. После этого Дубровский оставляет свою разбойничью жизнь и уезжает, судя по всему, за границу. Это было описание истории жизни Владимира Дубровского в романе «Дубровский» Пушкина: описание основных этапов из жизни героя, его воспитание и образование, судьба Дубровского и т.д.Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»22-1eda1771948eebfcc3967781007c9c08c3d198e8569e3c6729cefbb7cfa5b6e1.pngНоскова Алла

Дубровский вырос в семье небогатых помещиков. Он хорошо воспитан, образован, манерен, серьезен. Из недостатков молодого человека можно выделить его любовь к азартным играм и излишнюю расточительность. В молодости он вел праздный образ жизни и не задумываясь тратил отцовские деньги. Узнав причину болезни и скорейшей смерти родителя, Дубровский решается на месть. Став разбойником, он грабит только богатых людей, за что его называют правильным бандитом. Умный и мудрый Владимир без труда освоил французский язык и преподавал его Марии, выдавая себя за учителя-француза. Только любовь заставила его отказаться от своего плана и покинуть Родину.

ПожаловатьсяСодержание:

Краткое содержание повествования

О таком серьёзном произведении сложно говорить, не обозначив хотя бы кратко его сути. Не вдаваясь в подробности и не составляя цитатного подробного плана, стоит назвать отражённые в повести следующие события:

  1. Два старых друга-помещика, бывшие сослуживцы, бедный Дубровский и зажиточный Троекуров, у которых двое взрослых детей — Володя и Маша — ссорятся из-за мелочи. Троекуров исполняется злобы и решает отомстить соседу. Он поднимает связи, благодаря которым находятся сведения, формально свидетельствующие о том, что поместье не принадлежит старшему Дубровскому, и Троекуров отписывает его себе. Узнав об этом, Дубровский-старший внезапно трогается умом. Владимиру посылают печальное сообщение из дому, и тот вынужден бросить всё и в срочном порядке ехать в родовое гнездо.
  2. Похоронив отца, болезнь которого быстро отобрала остаток жизненных сил, и вникнув в суть происходящего, молодой дворянин придумывает план мести соседу, ставшему причиной безвременного ухода его единственного родителя и поместья, где прошло его счастливое детство. На сторону младшего Дубровского переходят все отцовские крепостные, отказывающиеся подчиняться убийце.
  3. Владимир переодевается учителем и, скрывая своё происхождение, внедряется в дом Троекурова в качестве преподавателя его детей. Больше всего времени он посвящает Маше, к которой у него появляются самые горячие чувства. По ходу событий молодой человек приходит к тому, что любовь сильнее мести и отменяет все планы возмездия будущему, как он надеется, тестю.
  4. Однако Машу отец решает выдать за богатого князя против воли дочери, которая ответно полюбила своего учителя, и планы молодого барина на счастье в личной жизни рушатся. Он, собрав своих людей, предпринимает неудачную попытку выкрасть девушку на пути к храму, куда её везут для венчания, но не успевает этого сделать, ловит пулю от князя, после чего его люди увозят своего лидера.

На этом канву можно считать обозначенной. В заключительных строках автор упоминает, что Дубровский, оставшийся без имения и с разбитым от горя сердцем, решает уехать из России. И на прощание просит своих людей бросить разбой и встать на честный путь. О дальнейшей судьбе героя автор не упоминает.

Главный персонаж романа

Владимир Дубровский — центральный персонаж произведения, основное его действующее лицо.

Характеристика Владимира Дубровского, с биографией которого Пушкин начинает знакомить читателя лишь в третьей главе, направляет к мысли, что в дальнейшем он станет эгоистом и гулякой, бестолково прожигающим свою жизнь. Главный герой мало выделяется среди остальных своих сверстников: проживает на деньги батюшки и нимало не беспокоится о том, откуда они у отца появляются. Он молод и имеет возможность разрешить себе излишествовать, поскольку он:

  • играет в карты на деньги;
  • влезает в долги;
  • позволяет себе развлечения.

Он практически не заинтересован в своём будущем, поскольку, как и его приятели, предаётся мечтам о состоятельной невесте, супружество с которой разрешит все его трудности. Можно сказать, что главная черта того молодого повесы, какой был показан читателю в самом начале рассказа о нём, — это беззаботность и легкомыслие. Но очень скоро станет ясно, что это всего лишь дань молодости и что в характере дворянина есть своего рода золотая жила.

Историческая основа произведения

Описание Дубровского из романа «Дубровский» свидетельствует о том, что образ главного героя взят из подлинных исторических событий.

В 30-е годы, ко времени написания романа, стартует новый этап в творчестве Пушкина. Отворачиваясь от чисто романтических героев и сюжетов, автор переносит свое внимание на реальность. Он пробует себя в реалистических сюжетах и героях. Теперь его цель — изобразить действительность такой, какая она есть. Пушкина начинают беспокоить проблемы современного ему общества. Именно им он адресует свой самый знаменитый роман.

Кстати оказалась и история, рассказанная Александру Сергеевичу его приятелем Нащокиным. Речь шла о бедном белорусском дворянине Павле Островском, владельце небольшого села под Минском. Из-за войны с Бонапартом все документы на его родовое гнездо сгорели. Состоятельный сосед юного Островского решил воспользоваться сложившейся ситуацией и отнял у Павла имение. Крепостные Островского взбунтовались и отказались повиноваться новому владельцу. Вместе со своим прежним хозяином они предпочли стать разбойниками. Судьба Островского, как и Дубровского, неизвестна.

Важно, что фабула всего романа базируется именно на его образе. Это и отражено в наименовании. Впрочем, согласно желанию писателя, сам герой возникает лишь в третьей главе, а её предваряют все те драматичные происшествия, которые и создают завязку этой увлекательной, своего рода бандитской истории.

Несмотря на то что в стиле написания романа часто перемешиваются старинные слова и выражения, этот приём автора помогает создать у читателя чувство реальности описываемого, окунуть его в происходящее того времени целиком. Непосредственно Владимир Дубровский же высказывает свои мысли и эмоции языком абсолютно правильным с точки зрения нынешней оценки, а это формирует у читателя образ интеллигентного и образованного, умного человека.

Характеристика Дубровского

В начале произведения автор рисует образ сына старого помещика. Это молодой гвардеец, офицер, который, как и многие его современники и однокашники, беспечно прожигает свою молодость. Но по ходу сюжета образ повесы постепенно рассеивается.

Получив известие о болезни батюшки, Владимир открывается читателю уже абсолютно с иной стороны. Перед читателем обнаруживаются такие прекрасные явления человеческих отношений, как сыновья любовь, нежность к отцу, ответственность за своё наследие (поместье, люди). Печальная весть тут же принуждает его изменить свой образ жизни, отказаться от своих обыденных занятий. Несмотря на то что подобные перемены и пугают его неизвестностью, Владимир без сомнений пишет рапорт на временное увольнение и даже выказывает решимость покинуть службу окончательно.

Когда молодой дворянин прибывает в поместье своего батюшки, которое включает в себя дом с крепостными людьми, раскрываются его самые прекрасные качества. Автор показывает это через описание уважительного отношения Владимира к крепостным и их ответного отношения к своему юному хозяину, совершенного доверия к нему.

Конечно, такое искреннее признание нельзя объяснить только лишь невольнической привычкой подчиняться. Автор показывает, что оно вызвано почтением к образованности юного офицера. Располагает сельчан также и та смелость, с которой дворянин начинает улаживать дела и встаёт на охрану не только собственных интересов, но и всех жителей поместья, всей деревни. Люд понимает, что пришёл настоящий помощник и заступник. Это выражается в словах старого кучера, где он просит не выдавать их и обещает: «Мы уж за тебя встанем!».

С интересной и весьма располагающей стороны раскрывается нрав молодого Дубровского и во время его пребывания в имении Троекурова, где он принял вид учителя-француза. Мужество и смелость, которые он обнаружил при встрече с медведем в комнате для забав, самообладание и интеллигентность за ужином, благоприятно выделяющие его среди всех приглашённых. Умение свободно вальсировать лишь прибавляет шарма к его образу.

Наряду с этим, обнаруживается благородство в действиях не только в рядовых разбойничьих набегах, но и в отношении к заклятым врагам, хотя им он, как это могло показаться, мог бы без сожаления воздавать за причинённое зло.

Образ Дубровского, который создан гением Пушкина, цельный и содержательный. При этом внешность Владимира весьма банальна. Согласно словесному портрету Троекурова, он среднего роста, глаза карие, нос непрямой. То есть ничем не выделяющаяся внешность. Тем не менее плавно по ходу повествования описание главного героя дополняется и внутренними, и внешними особенностями, а они исподволь создают полноту образа Владимира Дубровского.

Вероятно, этот образ впоследствии окажется реализацией других благородных персонажей. К таковым можно причислить:

  • Пугачёва в романе «Капитанская дочка»;
  • Сильвио в рассказе «Выстрел»;
  • царя Гвидона в поэтической «Сказке о царе Салтане…» и других героев известных творений классика.

В течение повествования романа, с ходом всё более ускоряющегося действия, у читателя формируется завершённый портрет главного героя-разбойника: отважного, твёрдого, справедливого и при этом страдающего от своего положения обедневшего помещика и от несостоявшейся любви, которая волею случая была разрушена из-за случайных событий. В результате перед читателем предстаёт романтический персонаж, которого автор-гений сотворил по образцу наиболее ярких персонажей европейских романтических произведений, наделив его при этом глубоко национальными особенностями.

Испытание в горниле любви

Перед своим героем автор ставит, кроме ситуации с поместьем и врагом Троекуровым, еще одну, не менее сложную задачу. Владимиру теперь предстоит выбрать между личной местью и любовью к Маше, дочери врага. Через этот выбор и его решение читатель также имеет возможность полюбоваться красотой души молодого когда-то повесы, имевшего меркантильные намерения в отношении женского пола. Дубровский отвергает личную месть и выбирает нежные чувства, любовь к Машеньке. Он отказывается от мщения «как от безумства», о чем и говорит своей избраннице.

Искренне любящий, он готов на все ради благополучия Маши, однако ему не хватает времени и возможностей для того, чтобы оградить девушку от ненавистного ею и им самим замужества. Отказавшись от отмщения соседу, потеряв свое имение, любимую девушку и надежду на спокойное будущее, Владимир получает, по замыслу автора, нечто большее — раскрытие и развитие своей огромной и благородной души, закрепление ее качеств в горниле испытаний.

Финал, открытый для читателя

Образ молодого разбойника в произведении выглядит очень ярко, реалистично и в полном соответствии с реальной историей Островского. Владимир воплощает собой личность, изначально никоим образом не склонную к какой-либо преступной деятельности. Однако Владимир вступает на эту дорогу под гнетом обстоятельств, оказавшихся выше его возможностей.

Несмотря на то что поступки главного персонажа обусловлены и понятны, Пушкин не останавливается на одном лишь раскрытии характера Владимира Дубровского, злободневного сюжета и обычном следовании человеческой природе в описании действий пострадавшего героя.

Пуститься в амбиции, строить планы отмщения и воплощать их изощренными способами — это все естественно имеется в природе человека и не требует какой-то особой внутренней работы, превозмогания самого себя. Но для Пушкина это было бы слишком мелко и неинтересно, это не несло пользы для развития читателя. А именно эту задачу в числе прочих ставили в литературе писатели и поэты того времени.

Финал остается открытым. Пушкин не ограничивает отношение читателя к этой истории конкретной концовкой. Нам неизвестна судьба ни самого Дубровского, ни его возлюбленной. Однако вектор дальнейшей жизни главного героя можно просмотреть по тому, сколько раз он уговаривает своих людей прекратить разбой. В одном из финальных обращений к соучастникам-разбойникам он просит их раскаяться и отказаться от этого дела, проведя «остальную жизнь в добросовестных трудах и изобилии».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

История персонажа

Главный герой романа Александра Пушкина «Дубровский». В этом неоконченном произведении речь идет о двух враждующих дворянских семействах и о любви между их потомками: Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой.

История создания

В основе сюжета лежит реальная история, которую Пушкину рассказал приятель. Один небогатый дворянин судился за землю с соседом и в результате оказался вытеснен из собственного имения. Оставшись без земли, зато с крестьянами, организовал банду и принялся грабить. Пушкин использовал этот материал практически целиком, изменив только фамилию главного героя.

Александр Пушкин

Название разбойничий роман получил в 1841 году, при первой публикации, и дал его не автор, а издатель. Работа над произведением была начата в 1832 году, а последняя глава написана в феврале 1833 года. Закончить произведение и подготовить его к печати автор уже не успел. Литературоведы отмечают, что в этом романе Пушкина много моментов и ситуаций, схожих с теми, что можно найти в работах Вальтера Скотта и прочих западноевропейских произведениях подобного жанра, написанных в то время.

Сюжет

Краткое описание сюжета романа таково: отец главного героя, небогатый отставной поручик Андрей Гаврилович, живет по соседству с бывшим сослуживцем, богатым генералом в отставке Троекуровым. В начале произведения отношения между соседями изображаются дружескими. Троекуров, правда, показан человеком жестоким и своенравным, с прихотями, самодуром, перед которым заискивают чиновники и соседи. Достаточно сказать, что Троекуров имеет обыкновение неожиданно запирать собственных гостей в одной комнате с голодным медведем и подает это как шутку.

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский — дворянин и независимый человек, хозяин имения, однако большими средствами не располагает. Однажды соседи ссорятся. Началом размолвки становится дерзкое поведение троекуровского слуги, а заканчивается все тем, что Троекуров, подкупив суд, безнаказанно отнимает у Дубровского имение. Прямо в зале суда Андрей Гаврилович сходит с ума, а его сын Владимир, который служит в гвардии в чине корнета и живет в это время в Петербурге, вынужден теперь вернуться домой.

Дома герой находит отца в тяжелом состоянии. Вскоре тот умирает, а благородный герой, исполнившись жаждой мщения, поджигает собственное имение, теперь перешедшее в руки соседа-негодяя. В огне погибают и судебные чиновники, которые прибыли в бывшее имение Дубровских, чтобы оформить передачу собственности. Это ответ на вопрос, почему стал разбойником Дубровский. У героя после того, как он порвал с законом таким образом, не остается иного выбора.

Владимир Дубровский с крестьянами

Дубровский превращается в местного Робина Гуда, и окрестные помещики в ужасе трепещут перед ним. Поместье злодея Троекурова герой, однако, обходит стороной. Однажды герою попадается учитель-француз, который едет к Троекурову, чтобы поступить к тому на службу. Дубровский подкупает этого человека и под его именем попадает в дом недруга, где начинает играть роль гувернера. Троекуров пытается провернуть с Дубровским любимую шутку с медведем, но герой убивает зверя, выстрелив тому в ухо.

К Дубровскому проникается любовью Маша, семнадцатилетняя дочь Троекурова. Отец же собирается против воли выдать девушку замуж за некоего князя Верейского, старика пятидесяти лет. Герой пытается предотвратить нежеланный брак возлюбленной, но опаздывает. Вооруженные разбойники во главе с Дубровским нагоняют свадебный кортеж, когда тот едет из церкви и следует в поместье Верейского, то есть уже после того, как брак заключен. Маша отказывается считать себя свободной и принимать помощь Дубровского, потому что с ее точки зрения уже поздно, свадьба состоялась, судьба предрешена.

Маша Троекурова

Верейский наносит Дубровскому рану и оказывается в руках разбойников, однако герой велит не трогать того. Банда во главе с Дубровским уходит обратно в леса и там сталкивается с солдатами, которые прочесывают местность. Разбойники выходят из этого сражения победителями, однако правительство продолжает охоту за ними, и герой распускает шайку, а сам убегает за границу.

Пушкин сделал несколько набросков к завершающему, третьему тому романа, но это произведение так и не было создано. По предположению исследователей, Дубровский должен был вернуться в Россию после смерти мужа Маши, князя Верейского, вероятно, под личиной англичанина. Однако кто-то пишет на героя донос, и планы воссоединения с возлюбленной оказываются под угрозой.

Образ и характер

Пушкин дает яркий портрет Дубровского. Это молодой мужчина двадцати трех лет, среднего роста, безбородый, кареглазый, русоволосый, с прямым носом и бледной кожей, со звучным голосом. Умеет произвести величественное впечатление. Мать героя рано умирает, и воспитанием Владимира в детстве занимается отец. Позже герой отправляется в Петербург, где учится в Кадетском корпусе, а после выпуска зачисляется в гвардию в чине корнета. Служит в пехотном полку, расквартированном в Петербурге.

Дубровский демонстрирует такие качества, как смелость, щедрость, доброта, ум, отвага, великодушие. Живя в Петербурге, герой, несмотря на ограниченные средства семьи, мало задумывается о будущем и ведет расточительный образ жизни, играет в карты и влезает в долги. Ловко танцует вальс, умеет играть на фортепиано и проворен на охоте.

Владимир Дубровский

Отца герой знал мало, поскольку с юности жил в Петербурге и мало общался с родителем. Тем не менее Дубровский сердечно к нему привязан и тяжело переживает трагическую болезнь, а позже и смерть отца. Ради отца герой уходит со службы. Крестьяне относятся к молодому хозяину с уважением и присоединяются к нему, когда Владимир решает стать разбойником.

Встав на кривую дорожку, герой продолжает демонстрировать благородство: грабит не всех подряд, а только известных в округе богатеев, и никого не лишает жизни.

Любовь

История любви Маши и Дубровского проста. Юная героиня, выросшая на французских романах, живет мечтами о «красивой» любви. Среди людей, вхожих в дом Троекуровых, нет ни одного подходящего кандидата на роль пылкого возлюбленного, с которым Маше захотелось бы связать жизнь. Окружающих героиню мужчин интересуют в основном охота, деньги, выпивка — вещи приземленные и неромантичные. Молодой гувернер-француз, под личиной которого скрывается Дубровский, не похож на тех, кого девушке приходилось знать раньше.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова

Маша влюбляется в него после эпизода с медведем. Дубровский выглядит в глазах героини отважным и гордым героем, который «не намерен терпеть обиду», — нетипичное поведение для гувернера, то есть человека того рода, к которому в семье Троекуровых принято относиться с пренебрежением.

Сам Дубровский ради любви к Маше отказывается от планов мести, которые лелеял прежде, поступая к Троекурову на службу под чужой личиной. Позже Дубровский раскрывается перед Машей и сообщает, кто же он на самом деле такой. Это открытие пугает девушку. Маше известно о ненависти Дубровского к Троекурову, отцу героини. Дубровский, несмотря на неприязнь к родителю Маши, питает к ней нежные чувства и убеждает девушку в собственной искренности. Герой собирается бежать с возлюбленной, когда узнает о планах Троекурова насчет свадьбы, но случай ломает их планы.

Экранизации

Первой экранизацией романа «Дубровский» стал черно-белый американский фильм под названием «Орел». Это немое кино 1925 года с сильно переделанным относительно книги сюжетом. Роль Дубровского исполняет знаменитый актер и секс-символ эпохи немого кино Рудольф Валентино. В фильме корнет Дубровский, красавец-офицер императорской гвардии, отвергает любовные притязания самой императрицы Екатерины II, которая пытается соблазнить гордого молодого человека. 

Рудольф Валентино в роли Дубровского

После этого герой становится изгоем, уходит из армии и возвращается домой, где находит отца при смерти, а фамильное имущество и землю — в руках негодяя Кирилла Троекурова. Отец героя умирает у него на руках, а сам Владимир, загоревшись жаждой мести, собирает шайку конных бандитов и под именем Черный орел принимается защищать угнетенных и бедняков, словно Робин Гуд. В финале герой с попустительства любвеобильной императрицы сбегает за границу вместе с Машей, избежав смертного приговора.

Борис Ливанов в роли Дубровского

Следующая экранизация вышла в 1936 году в СССР. Это все еще черно-белый фильм, но на этот раз сценарист строго следует сюжету романа. Роль Дубровского исполнил Борис Ливанов.

Россано Брацци в роли Дубровского

В 1946 году вышла итальянская экранизация с Россано Брацци в роли Дубровского («Черный орел», или «Aquila Nera»). Сюжет снова заметно изменен. В этой версии Дубровский вместе с шайкой разбойников верхом врываются в поместье Троекурова прямо перед свадьбой, когда Машу должны были против ее воли выдать замуж. Дубровский убивает жениха-конкурента, который в фильме зовется «князь Сергей». Карета Троекурова, в которой тот пытается удрать от Дубровского вместе с дочерью, срывается в овраг, Троекуров гибнет, а Маша и Дубровский счастливо воссоединяются.

Михаил Ефремов в роли Дубровского

Первая цветная экранизация романа вышла в 1988 году под названием «Благородный разбойник Владимир Дубровский». Это четырехсерийная мелодрама российского производства, где в роли Дубровского выступил Михаил Ефремов. Никаких фортелей с сюжетом здесь нет, действие развивается в соответствии с пушкинским каноном.

Данила Козловский в роли Дубровского

Не так давно, в 2014 году, вышел полнометражный фильм и его пятисерийная версия для телевидения под названием «Дубровский» с Данилой Козловским в главной роли. Действие разворачивается в современной России. Дубровский превращается в московского юриста-карьериста, который зависает по модным клубам. Отец героя — отставной полковник, а Маша Троекурова — выпускница английского колледжа и дочь бизнесмена.

Цитаты

«Мы должны жить в праве народа».

«Спокойно, Маша. Я Дубровский. Можешь не бояться».

   Помните, как начинается повесть Пушкина «Дубровский»?    «Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирилла Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское».    И только старый мелкопоместный дворянин Андрей Гаврилович Дубровский проявил гордость и на требование Троекурова приехать к нему прислал письмо, в котором сообщал, что до тех лор, пока перед ним не извинятся за обидную, шутку, ноги Дубровского у соседа не будет. Вспыхнувшая ссора кончилась судебным процессом. Троекуров добился того, что старика Дубровского лишили его имения Кистенёвки. Андрей Гаврилович после суда слёг и уже не вставал. Решили позвать сына, молодого Владимира Дубровского. Потеряв после смерти отца родовое поместье, Дубровский ушёл с крестьянами в лес и стал чинить расправу над помещиками и царскими чиновниками. 1611.jpg    …В основу этого сюжета Пушкин взял действительное событие. Московский друг поэта Павел Войнович Нащокин рассказал Пушкину о мелкопоместном белорусском дворянине Островском, который был вытеснен богатым соседом-помещиком из своего имения и стал грабить на дорогах вместе со своими крестьянами. Бунтарей поймали. Нащокин видел Островского уже в остроге. Пушкина поразил рассказ друга. Вскоре после их разговора, в 1832 году, поэт решает писать роман и первоначально даёт ему название «Островский». Потом, видимо не желая лишний раз оглашать имя сосланного и пострадавшего дворянина, Пушкин заменил Островского на Дубровского.    Имя разорителя Островского, его богатого соседа-помещика, нам неизвестно. Но, чем больше читаешь о Кирилле Петровиче Троекурове, о его выходках, о его сумасбродном и жестоком нраве, о его властолюбии, тем больше убеждаешься, что Пушкин видел и знал такого вот барина.    Известный пушкинист Борис Львович Модзалевский составил удивительную картотеку. Она насчитывает тысячи имён людей, окружавших Пушкина. Здесь собраны не только те, кто по многу раз встречались Пушкину, были его друзьями или врагами. Здесь, в этой удивительной картотеке, есть имена людей, чьи черты запечатлел поэт в своём творчестве. Это прототипы литературных героев Пушкина. Если прийти в Институт русской литературы (Пушкинский дом) и в хранящейся здесь картотеке Модзалевского отыскать карточку с фамилией Измайлов, можно прочесть следующее: «Л. Д. Измайлов, рязанский помещик, выведен Пушкиным в «Дубровском» под именем Троекурова».    Кто же он такой, этот рязанский помещик Лев Дмитриевич Измайлов? Что общего между ним и Кириллой Петровичем Троекуровым?    …В Тульской губернии, неподалёку от Куликова поля, жил в своём поместье генерал Измайлов, крутой и вспыльчивый барии, прав которого был известен далеко за пределами его имения.    Однажды Измайлов подарил исправнику тройку лошадей с экипажем. А потом велел исправнику отпрячь лошадей и отвезти экипаж в каретный сарай. При этом Измайлов размахивал арапником, подгоняя оторопевшего исправника. Тот повиновался молча. Потехи ради приказал Измайлов одного мелкого дворянина привязать к крылу ветряной мельницы, а другого вымазать дёгтем, вывалять в пуху и в таком виде водить по окрестным деревням. 1612.jpg    Около тысячи собак разных пород содержалось в образцовом порядке на псарнях Измайлова. Он обожал псовую охоту не меньше пушкинского Троекурова. Сотня крепостных и наёмных псарей была приставлена к собакам. И горе было тому, кто не проявлял расторопности, забывал вовремя накормить собак. Барин ценил собак куда больше, чем своих дворовых. Тут его сходство с Троекуровым было почти полным.    «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гои чих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своём собачьем языке».    И так же, как и Троекуров, держал Измайлов у себя диких зверей – волков и медведей. Медведей сажали на цепь, стравливали со щенятами, иногда впрягали в сани и сажали в них гостей. Под свист и хохот пускали медведей скакать вместо лошадей. Гости кричали, Лев Дмитриевич, довольный, усмехался в усы. Но больше всего он любил другое развлечение – впускать новичка в комнату, где был на верёвке привязан к стене медведь. Так поступил и Троекуров, решив поиздеваться над молодым французом Дефоржем. Но неожиданно для всех, Дефорж (Дубровский) застрелил медведя. Ожидали страшного барского гнева. Но Кирилла Петрович, как и Измайлов, уважал тех, кто умел за себя постоять. Узнав о случившемся, Троекуров похвалил Дефоржа и с той минуты полюбил его. 1613.jpg    На одной из пирушек Измайлова перед ним в чём-то провинился бедный дворянин Голишев. Хозяин велел поднести Голишеву чашу с крепким напитком и насильно влить ему в горло. Голишев вырвался из рук слуг и на глазах у них стал душить Измайлова. Лев Дмитриевич успокоил гостя и даже попросил у него прощения. Да, самодур ценил и уважал храбрость. Впрочем, это, пожалуй, была единственная благородная черта его характера.    В Москве у Измайлова был свой дом. С многочисленной прислугой на нескольких десятках запряжённых цугом лошадей въезжал он в Москву. Здесь, в своём доме, Измайлов устраивал шумные пиршества.    Гнев и злобу обычно барин вымещал на спинах своих крепостных. Он мог заковать их в рогатки, нарушая при этом предписание, запрещавшее помещикам применять железные вещи для наказания. Четырёх дворовых, служивших ему 30 лет, он однажды променял на четырёх борзых собак. Не об этом ли случае рассказал Грибоедов в своей комедии «Горе от ума»? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг, Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали; вдруг На них он выменял борзые три собаки!    Доведённые до отчаянья крепостные послали в Москву жалобу на Измайлова. Приехали царские чиновники расследовать жалобу. Измайлов подкупил их. В результате дворовые оказались в смирительном доме в Туле, куда их доставили закованными в кандалы. Рязанский суд оправдал Измайлова.    Вся Москва живо обсуждала это происшествие. Много говорили о нём и в домах княгини Зинаиды Волконской и прокурора Жихарева, хорошо знакомых Пушкину. В 1820 году Пушкин дважды побывал в Москве в то время, когда там находился вызванный на суд Измайлов. Возможно, Пушкину даже удалось познакомиться с материалами судебного дела. Вот почему мог быть известен поэту образ жизни и характер бывшего губернского предводителя. 1614.jpg    И ещё одно любопытное совпадение. У Измайлова тоже была непокорная дочь. Она вела переписку с любимым. Посредниками в этой переписке были няня и четырнадцатилетний мальчик. Посланцем Дубровского стал, если помните, тринадцатилетний мальчик.    Все эти неслучайные совпадения говорят о том, что Измайлова можно назвать прототипом известного пушкинского литературного героя. Островский – Дубровский. Похожесть имён лишний раз говорит о сходстве жизненных судеб реального человека и литературного персонажа. Но что общего в именах Измайлов и Троекуров? Они звучат так непохоже. Однако в истории литературы есть немало случаев, когда имя своё литературный герой получает по названию какого-либо места, где бывал писатель, или жил прототип его героя. Так родилось имя героя знаменитой драмы Виктора Гюго – Эрнани и, наверное, хорошо вам известное имя графа Монте-Кристо, героя романа А. Дюма.    И сегодня существует ранее относившееся к Рязанской области, где некогда жил помещик Измайлов, село Троекурово, принадлежавшее старинному роду Троекуровых. Можно предположить, что имя Троекуров возникло у Пушкина не случайно.    Нетрудно догадаться, на чьей стороне были симпатии автора. Пушкин ненавидел Троекуровых–Измайловых, спесивых бар, угнетавших и притеснявших крепостных. Своего «Дубровского» Пушкин не закончил. Напечатан роман был только после его смерти.    Читая «Дубровского», мы узнаем о той ужасающей обстановке, в которой жили крепостные, о бунтаре-дворянине, за которым пошли не раздумывая крестьяне, чтобы чинить свой суд над самодурством и несправедливостью. Иллюстрации Д. Шмаринова. Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/07/istorija-zhizni-vladimira-dubrovskogo-plan-pushkin.html
  • https://vashurok.ru/questions/chem-zanimalsya-dubrovskiy-i-chto-lyubil-delat-iz-romana-dubrovskiy
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-dubrovskogo.html
  • https://24smi.org/person/1400-vladimir-dubrovskii.html
  • http://chto-chitat-detyam.ru/dubrovskyi-prototip.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт