Содержание
- 1 Краткий пересказ
- 2 Главные герои
- 3 Анализ и проблематика
- 4 Еще тесты
- 5 Читайте также
- 6 История создания
- 7 Литературное направление и жанр
- 8 Герои рассказа
- 9 Тема и проблематика
- 10 Сюжет и композиция
- 11 Художественное своеобразие
- 12 История создания, направление и жанр
- 13 Характеристика героев
- 14 Тема и проблематика
- 15 Сюжет и композиция
- 16 Художественное своеобразие
Содержание:
Краткий пересказ
Повествование литературного произведения «Старый повар» начинается в ветхой деревянной сторожке, расположенной на окраине Вены в ухоженном саду графини Тун. Недалеко от развалившейся хибары построена будка, в которой доживает свой век такой же старый пес. Его хозяин всю жизнь проработал поваром в графском доме, но к старости он совсем ослеп. Всему виной был жар печей, именно из-за них потерял зрение старик.
Владельцы имения пожалели слугу, разрешили ему оставаться в хижине и даже платили ему небольшие деньги на содержание. Вместе с поваром жила его дочь Мария, которой едва исполнилось 18 лет. Внутреннее убранство сторожки было бедным, скромная обстановка состояла из:
- деревянной кровати;
- грубого стола;
- потертой посуды из фаянса;
- хромой скамейки.
Главным богатством этой небольшой семьи был клавесин, но и он был невероятно стар, поэтому при каждом звуке инструмент начинал издавать дрожащий гул. Старик шутливо называл его сторожем дома. Именно клавесин, а не пес, который от старости не мог даже лаять, оповещал хозяев, что кто-то пришел. Как только кто-то ступал на крыльцо, инструмент начинал играть свои заунывные трели.
Старик чувствует, что его дни сочтены, он мечтает исповедоваться, чтобы замолить прошлые грехи. Отец просит любимую дочку привести в дом первого встречного. Священнослужителям повар не доверял, поэтому не желал изливать перед ними душу. Мария отправляется на поиски, хотя понимает, что в их глухой местности найти кого-нибудь будет довольно сложно.
Но удача улыбнулась девушке. Вскоре Мария увидела, что по улице идет незнакомый молодой человек. Правда, вид у него был растерянный и слегка потрепанный. Она просит его о помощи, тот соглашается.
Юноша выслушал исповедь и отпустил грехи старого человека. После этого в качестве утешения он предложил сыграть повару мелодию собственного сочинения. Старик с радостью соглашается и даже предлагает воспользоваться старинным клавесином, который уже много лет пылился в углу.
Композиция, на которую молодого музыканта вдохновили слепой старик и его трогательная история, позднее стала известна на весь мир. Шедевр великого музыканта и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, а именно им был юноша, покорил множество сердец.
Доиграв музыку, юноша понял, что старик отошел в мир иной. На этом и заканчивается рассказ Паустовского «Старый повар».
Анализируя художественное произведение, можно понять, что истинное искусство бескорыстно. Юноша не преследовал какой-либо определенной цели, он просто всей душой желал облегчить муки старого человека, подарить ему радость и частичку счастья — чувства, которых тот не испытывал при жизни. Эти простые желания и помогли музыканту сочинить музыкальную композицию, которая позднее стала увековечена. Этой мелодией наслаждается не одно поколение.
Главные герои
«Старый повар» — одно из самых известных сочинений Константина Паустовского. В нем всего три действующих лица, поэтому автор подробно описал черты характера каждого персонажа:
- Слепой старик. Повар, который всю свою жизнь проработал в графском доме. У него есть дочь, которую он пытался воспитывать честно. Это человек с большой буквы с добрым и благородным характером. Он долгие годы мучается от мысли, что уподобился ворам и украл у хозяйки поднос. Старик продал его, чтобы помочь любимой жене, которая сильно болела. Но это ее не спасло, поэтому воровство оказалось напрасным. Он мечтает исповедоваться и вскоре ему выпадает такая возможность.
- Мария — восемнадцатилетняя девушка, она само совершенство. Героиня очень порядочная, она любит своего отца, и он отвечает ей взаимностью. Девушка привела в дом музыканта, который и смог отпустить старому человеку грехи. Кроме того, ему удалось скрасить последние часы жизни слепого повара.
- Юноша — очень талантливый, добрый и простой молодой человек, который смог порадовать умирающего человека и его дочку дивной музыкой. Старик и девушка были настолько тронуты чарующей мелодией, что начали плакать.
Что касается образа композитора, то автор раскрывает его постепенно. Вначале это просто добрый прохожий, который соглашается помочь незнакомой девушке. Затем он беседует со стариком, показывая:
- участие;
- сострадание;
- внимание.
В результате совесть старого повара успокаивается. При первых нотах его душа наполняется счастьем и радостью.
Литературное произведение учит читателя тому, что каждый должен обладать чувством сострадания и сопереживания. Проявлять их нужно не только к близким, но и к незнакомым людям.
Также писатель наглядно показывает, что истинное счастье можно испытать, находясь даже на смертном одре. Музыка, которая лилась из старого клавесина, помогла старику покинуть мир легко, безболезненно и с улыбкой на устах.
Анализ и проблематика
Паустовский намеренно разделил повесть на две части. Сначала он показывает тоску и уныние, в качестве аргумента указывает на то, что в доме прощается с жизнью не только повар, но и его старый верный пес, который, как и хозяин, уже не покидает своего жилища. Минорное настроение возникает после следующих слов в тексте:
- ветхая сторожка;
- гнилые ветки;
- простенькая потрескавшаяся посуда.
Автор специально выбрал такой стиль и жанр, чтобы показать единственную гордость и ценность дома — клавесин, которым особенно гордится Мария Мейер. Отец тоже бережно и с любовью относится к инструменту, но любит посмеиваться над ним.
Настоящее чудо происходит, когда в избе появляется незнакомец. Писатель отзывается о нем, как о молодом и быстром юноше. В землянке сразу меняется настроение. Автор специально использует эпитеты «по-мальчишески» и «весело», чтобы текст заиграл более яркими красками. Он старался придать живости и бодрости жанру.
Старый повар чувствует внимание и доброжелательность музыканта, от этого ему становится легче. Моцарт обещает, что поможет ему, но сделает это с помощью музыки, которой служит. После исповеди он заявляет, что это вовсе не грех, а настоящий «подвиг любви».
Воплощает незнакомец и мечту старика: тот давно желал увидеть покойную супругу, но такой, какой она была при первой встрече, — молодой, красивой и счастливой.
После первых нот слепой старик увидел картину, которую нарисовал невидимый художник: свою Марту, гуляющую по саду. Она смеялась, он даже слышал ее задорный смех. Музыкант в это время продолжал сидеть и играть. Мелодия вызывала все новые и новые видения. Старик видел, как вспыхнула молния, ушла ночь и начал разгораться день, яблони покрылись белыми цветками.
Паустовский в своем литературном произведении «Старый повар» акцентирует внимание на двух важных проблемах. Он рассуждает о муках совести и совершенных грехах, а затем рассказывает о том, как можно с помощью музыки справиться со всеми трудностями, забыть о переживаниях, неприятных случаях, которые происходили в жизни и оставили после себя глубокий след.
Стоит обязательно прочитать известное произведение, поскольку оно заставляет задуматься над многими важными вопросами. Рассказ заставляет провести собственное рассуждение о роли музыки в жизни человека.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
История создания
Рассказ написан в 1940 году. Вместе с рассказом «Ручьи, где плещется форель» составлял дилогию «Зимние рассказы». Как вторая часть этой дилогии был впервые опубликован в сборнике «Михайловские рощи» (Библиотека «Огонька», изд-во «Правда», 1941). Оба рассказа связаны с неосуществлённым замыслом повести о музыкантах.
Литературное направление и жанр
Все жанровые признаки романтической новеллы, которыми обладает этот рассказ советского писателя, заставляют отнести его к неоромантизму. Романтические и даже сентиментальные нотки – отнюдь не редкость для литературы соцреализма сталинской эпохи. Однако Паустовский часто позволяет себе ускользнуть от эпохи в иной, лучший мир традиционного европейского гуманизма. В лучшем случае читатель увидит «дверь», через которую автор ускользнул от своей эпохи.
В данном случае эта надпись на «двери» – название рассказа и его экспозиция. В центре искусства соцреализма должны находиться человек труда и историческая действительность в её революционном развитии? Нет ничего проще. Действие происходит за три года до Великой французской революции. А «человек труда» –старый повар (в начале рассказа у него нет даже имени), который всю жизнь работал на некую графиню Тун, «ослеп от жара печей» и живёт в предоставленной ему ветхой сторожке в графском саду (и всё-таки – крыша над головой!) на предоставленное управляющим графини жалкое (но всё-таки!) денежное пособие…
Герои рассказа
«Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати» и старый цепной пёс в своей будке: «Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять». Итак, повар, который не варит, пёс, который не лает, и юная Мария, чьим единственным богатством был клавесин – «такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки»… Кажется, что юность Марии навсегда окружена этим тройным кольцом старости. Но так не бывает, круг должен быть разорван, и разорвёт его смерть повара.
Как истинный человек XVIII века, распропагандированный Вольтером, не любившим церковь («раздавите гадину»), повар «всегда не любил священников и монахов». Его нелюбовь к церкви никак не связана с его совестью, на которой лежит тяжкий грех, требующий исповеди. Повар просит Марию выйти на улицу и попросить первого встречного принять исповедь умирающего.
Марии удаётся привести к отцу «худого маленького человека». Как сразу догадывается опытный читатель, этому-то «ещё очень молодому незнакомцу» и предстоит стать главным героем рассказа. Он сразу пообещал повару «снять тяжесть» с его души властью, «данной не от бога, а от искусства». И он его в этом не обманул. А раз так, то по закону «малого жанра» читатель должен просто поверить, что этот идеальный романтический герой не обманет умирающего и в обещании исполнить его последнюю волю – «позаботиться о Марии» (видимо, путём устройства музыкальной карьеры девушки, чьим единственным богатством был клавесин).
Тема и проблематика
Тема новеллы – великая сила великой музыки, способной снять тяжесть с человеческой души. Однако, вопреки и в противоборстве с этой темой – темой эстетики, – специфическую нравственную проблематику новеллы создаёт одна из главных и – в советском атеистическом контексте – неожиданных проблем этики, а именно проблема греха. Ведь несмотря на атеизм и «классовую» гордость повара («кто работает, у того нет времени грешить») совесть этого «человека труда» неспокойна. Всего один раз в жизни, пытаясь спасти жену от чахотки, он украл из сервиза хозяйки маленькое золотое блюдо. И прежде чем «отпустить» повару этот грех и приступить к дальнейшему «снятию тяжести» с его души, случайный прохожий строго спрашивает, не пострадал ли из-за этого проступка повара кто-то из неповинных в краже слуг графини. И лишь получив клятвенное заверение умирающего, что никто не пострадал, удивительный незнакомец «отпускает» повару этот грех. В эпоху массовых посадок и расстрелов по политическим доносам, также ставшим массовым явлением, такой, мягко говоря, традиционный гуманизм Паустовского мог бы считаться дерзким вызовом. И лишь прозрачная, весьма условная ширма историзма (ведь действие происходит в 1786 году!) защищает автора «Старого повара» от подобных обвинений.
Сюжет и композиция
Три старика – повар, пёс и клавесин – вот-вот должны бессмысленно умереть, обрекая следующее поколение (Марию) на повторение этих жизней и смертей, бессмысленных в своём извечном повторении. Таковы исходные условия этого сюжета. Как же может сдвинуться с места этот типичный жизненный сюжет под пером советского писателя в 1940 году? Писатель обязан показать его в его «революционном развитии». Но указав, что действие происходит за три года до большой европейской революции, Паустовский этим и ограничился. Фактически «фигура умолчания» о «революционном развитии» есть знак неприятия такого развития типичного жизненного сюжета и неверия в такое развитие. Прожив полвека, писатель видел на своём веку много революций, и все они делали бессмысленную жизнь и смерть простых людей лишь ещё более бессмысленными. В экспозиции рассказа рядом стоят 1786 год и слово «умирал». Как бы то ни было, старый повар даже и не доживёт до «революционного развития»…
И всё же у автора есть надежда и для стариков (повара, пса и клавесина), и особенно для юной Марии. Эта надежда не привязана к капризам всемирной истории, но крепко связана с совестью, данной человеку как образ вечности. И вот завязка: неспокойная совесть повара выгоняет Марию на улицу. Мария приводит в дом незнакомца, и с этого собственно и начинается развитие действия. Грех исповедан и прощён. Повар обретает имя Иоганн Мейер и получает право на предсмертные желания: «чтобы кто-нибудь позаботился о Марии» и «ещё раз увидеть Марту». И вот кульминация: незнакомец заиграл, и Иоганн увидел всё что хотел увидеть и даже более того… Теперь он, Иоганн Мейер, обрёл искомый смысл своего уходящего бытия и получил право по собственному усмотрению завершить свой жизненный сюжет и тоже узнать имя незнакомца. Оно даётся в конце как развязка всей этой истории 1786 года, о которой просвещённый читатель, знающий даты жизни В.А. Моцарта (1756 – 1791), давно уж догадался…
Художественное своеобразие
Объём короткого рассказа вмещает содержание целого романа, жизнь старого венского повара Иоганна Мейера развёрнута перед читателем как длинный свиток – и всё это благодаря повышенному символизму и реминисцентности текста, причём то и другое развивается как бы в двух уровнях.
Более внешний, поверхностный уровень, так сказать, реализма: «типический характер в типических обстоятельствах». Классовая гордыня Иоганна, нелюбовь к монахам и священникам в сочетании с почти кристально чистой совестью честного труженика, у которого «нет времени грешить», – всё это на поверхности. Но вот имена его жены и дочери – Марта (в славянском произношении Марфа) и Мария – в Евангелии от Луки (10: 38 – 42) противопоставлены как символы бытовой приземлённости (Марфа) и чистой духовности, не обременённой делами житейскими (Мария).
Когда заиграл Моцарт, Иоганн увидел Марту с кувшином молока, который, впрочем, она при их первой встрече «от смущения разбила». Так вспыхнувшая любовь указала Марте верный путь, но бедная девушка не увидела подсказки и до смерти замучилась в борьбе с житейскими неурядицами. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10: 42) – но это не церковь, а музыка; не Иисус, пред которым преклонилась евангельская Мария, а Моцарт, пред которым преклонилась Мария Мейер в финале рассказа «Старый повар».
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Жанр: рассказ Читайте краткое содержание других рассказов Константина Паустовского:»Корзина с еловыми шишками»»Желтый свет»Главные герои рассказа «Старый повар» и их характеристика
- Моцарт. Великий музыкант и композитор. Отзывчивый и добрый человек. Гений.
- Иоганн Мейер. Старый больной повар. Получил утешение в последние минуты жизни.
- Мария. 18 лет. Его красавица дочь. Добрая и почтительная.
План пересказа рассказа «Старый повар»
- Умирающий старик
- Клавесин
- Последняя просьба
- Первый встречный
- Отпущение грехов
- Волшебная музыка
- Расцветший сад
- Гений
- Смерть старика
Краткое содержание рассказа «Старый повар» для читательского дневника в 6 предложений
- Старый повар умирал в своей сторожке.
- Мария по просьбе отца, позвала первого встречного.
- Незнакомец отпустил грехи старика.
- Он стал играть на клавесина и старик увидел молодую жену.
- Сад за окном расцвел, а незнакомец представился — Моцарт.
- Старик умер, за окном стоял заснеженный сад.
Главная мысль рассказа «Старый повар» Талант способен оживить даже мертвое.Чему учит рассказ «Старый повар» Рассказ учит стремиться к совершенству. Учит почтительности и благонравию. Учит любить музыку. Учит преклоняться перед талантом. Учит верить в лучшее.Отзыв на рассказ «Старый повар» Мне очень понравилась эта история и благородный поступок Моцарта. Музыкант не мог спасти старика, не мог оживить его жену, но он мог заставить старика все это пережить заново, лишь силой своего таланта. И старик умер счастливым, видя свою жену среди цветущего сада. А за окном стояла зима.Пословицы к рассказу «Старый повар» Где талант, там и надежда. Служенье муз не терпит суеты. Под хорошую музыку и медведи пляшут. Хорошая музыка мертвого поднимет. Помирать, так с музыкой.Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Старый повар» Зимним вечером 1786 года на окраине Вены в своей убогой сторожке умирал старый графский повар. Он был стар и слеп, а за стеной сторожки умирал старый пес, который уже не мог лаять от старости. Повар жил бедно. С ним жила его дочь Мария, красивая восемнадцатилетняя девушка, все богатство которой составлял старый клавесин. Инструмент был столь стар, что отзывался на любой звук и никто не мог войти в сторожку не потревожив клавесина. В ту ночь Мария умыла и переодела отца, и старик попросил позвать с улицы первого встречного прохожего, чтобы исповедоваться. Он не любил священников и не хотел исповедоваться им. Мария вышла под струи дождя и долго ждала прохожего. Наконец показался путник. Девушка попросила его помочь отцу и тот не отказал. Он вошел в сторожку и оказался совсем молодым человеком, одетым изящно и красиво. Старик рассказал, что однажды украл золотое блюдо у графа, чтобы вылечить больную жену. И человек простил старику этот грех, сказав, что он был сделан во имя любви. Потом старик попросил незнакомца позаботиться о его дочери и тот обещал это. Потом старик улыбнулся и сказал, что хотел бы увидеть свою жену молодой. Тогда незнакомец сел за клавесин и заиграл. Музыка была великолепна и даже старый пес вылез из будки, прислушиваясь. А старик вскричал, что видит жену в тот день, когда они с ней познакомились. Незнакомец сказал, что сад расцветает, и что цветы яблонь похожи на тюльпаны и старику показалось, что он видит все это. Мария сказала, что сад действительно расцвел, а старик попросил открыть окно. Он спросил имя незнакомца, подарившего ему это чудо, и тот скромно представился — Вольфганг Амадей Моцарт. Мария опустилась на колени перед великим музыкантом. Когда она поднялась, ее отец был мертв, а за окном стоял сад, засыпанный снегом.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Старый повар»
Искусство и ремесло. Эти два понятия могут восприниматься и как противоположные по содержанию, и как близкие. Если создание произведений авторы рассматривают лишь как способ прославиться, добиться материального успеха, то их деятельность – это обычное ремесло, причём низкого качества, утратившее признаки настоящего искусства. А если авторы с годами оттачивают свой талант, доводят его до совершенства, то можно говорить, что своё ремесло, дело, которому они посвятили жизнь, стало истинным искусством.
Об огромном воздействии удивительной музыки известного композитора XVIII века В.А. Моцарта написан рассказ писателя К.Г. Паустовского «Старый повар». Талантливое произведение мастера способно совершать чудеса, освещать жизнь радостью.
Рассказ словно делится на две части. В первой читатель видит умирающего старого повара, ослепшего когда-то от жара печей. Его тяготит грех, совершённый когда-то – кража золотого блюда у хозяев (ему нужны были деньги на лечение больной жены).Он просит дочь пригласить первого встречного, чтобы исповедоваться, облегчить свои душевные муки перед смертью, так как не любил священников. Автор сумел передать душевное состояние старика, боль, которую он столько лет носил в своём сердце.
Незнакомец оказался великим композитором. Это был В.А. Моцарт. Его доброта, сочувствие больному не могут не вызвать уважение. Он успокоил старика, назвав его поступок «подвигом любви», пообещал позаботиться о дочери. А главное – он выполнил последнюю волю умирающего. Он стал играть, и музыка помогла старому повару увидеть самые счастливые дни его жизни: их встречу с женой Мартой, цветение яблонь, голубое небо, летящих с юга птиц. Настоящее искусство способно на многое, даже может воплотить в реальность несбыточную мечту.
Истинное искусство подвластно нравственно богатым людям, добрым, сострадающим. Они могут и сами переживать глубокие чувства, и понимать состояние других, а потом отражать это в своих творениях. Настоящие произведения переживают свою эпоху. И сегодня мы восхищаемся музыкой В.А. Моцарта, полной любви к жизни, оптимизма, веры во всё лучшее. Она помогает многое увидеть, услышать и почувствовать в жизни, как это сделал в последние минуты старый повар из рассказа К.Г. Паустовского.
Пересказ содержания рассказа с цитатами из текста можно найти здесь.
(Материал авторский, публикация на других сайтах и в социальных сетях запрещена по закону РФ 2014года.)
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Современники называли Константина Георгиевича поэтом печали и романтиком. Его рассказы проникнуты любовью, но не той, что вспыхивает и угасает, а глубокой и вечной. Автору под силу осуществить самые невероятные мечты героев, воскресить прошлое и сделать так, что зимой наступит весна. Одно из ярких произведений К. Паустовского — «Старый повар». Анализ текста и составление презентации входят в программу внеклассного чтения для 6 класса.
Содержание
История создания, направление и жанр
Новелла Паустовского «Старый повар» входит в дилогию «Зимние рассказы». Автор написал это произведение в 1940 г., а в 1941 г. оно вошло в сборник «Михайловские рощи». Первая часть «Зимних рассказов» — «Ручьи». Работа над обоими произведениями велась в рамках подготовки к написанию повести о музыкантах, но масштабный замысел писателю не удалось осуществить.
Анализ рассказа Паустовского «Старый повар» позволяет определить, что его жанр — романтическая новелла. Характерные признаки, позволяющие это определить:
- нейтральный стиль изложения;
- отсутствие психологизма;
- острый сюжет;
- лаконичность.
В произведении есть нотки сентиментальности, которые можно заметить в рассказах многих авторов, творивших в сталинскую эпоху. Но Паустовский идёт дальше и применяет приёмы, характерные для европейского гуманизма. В рассказе «Старый повар» на это указывают необычная экспозиция и простое название.
Автор сделал главным героем простого человека, что сразу создаёт ощущение, будто в произведении говорится о представителе рабочего класса. Но это впечатление обманчиво: на самом деле этот персонаж работал не на благо социализма, а на престарелую графиню. Так хитро Паустовский обошёл условности, не нарушая их. Авторы рецензий отмечают, что это было сделано намеренно.
Другая черта, присущая произведениям, созданным в духе соцреализма, заключается в том, что события должны вписываться в историческую действительность. И здесь автор ничего не нарушил: действие происходит незадолго до Великой французской революции, которая началась в 1789 году.
Характеристика героев
В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:
- Повар. Этот человек живёт в каморке, которую выделила ему графиня. Автор оставил героя без имени — читатели не знают, как его зовут. Управляющий графини выплачивает старику скромное жалованье, которого едва хватает на жизнь. Такова награда за многолетний добросовестный труд.
- Мария. Юная дочь повара. Девушке около 18 лет, всё её богатство — старенький клавесин. Мария живёт в тройном окружении старости, которое составляют её отец, пёс и музыкальный инструмент.
- Маленький человек. Худощавый господин — тот, кто по сюжету принимает у повара исповедь. По просьбе отца его привела с улицы Мария.
В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.
Мария выходит на улицу, останавливает человека и просит пройти в дом. Прохожий обещает умирающему, что избавит его от тяжести грехов, причём такой властью он наделён «не от Бога, а от искусства». И человек не обманул, он действительно принял исповедь умирающего, сняв тяжесть с его души.
Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.
По классике жанра, по мере развития сюжета главным героем становится идеализированный человек. В этом произведении центральный образ — незнакомец, который, конечно, исполнит обещание, данное старику.
Тема и проблематика
Основная тема произведения — музыка. Она настолько сильна, что способна снять с души огромную тяжесть. В центре повествования — эстетика, но ей противоречит другая тема — греховность. Учитывая советский атеистический контекст, грех не вписывается в мировоззрение труженика. Таким образом, можно выделить несколько тем:
- противоречие между этикой и религией;
- классовая гордость;
- сила музыки.
Поскольку повар постоянно занят работой, у него нет времени думать о совершении поступков, идущих вразрез с совестью. Однако есть то, что его мучает. Когда жена этого честного работника была больна чахоткой, он решил её спасти. На лечение были нужны деньги, и повар украл из хозяйского сервиза золотое блюдце.
Прохожий сделал всё, чтобы старик поверил, что его грехи действительно будут отпущены. Он великолепно сыграл свою роль, спросив у старика, не пострадал ли кто из невинных графских слуг. Умирающий клятвенно заверил, что его поступок не причинил другим зла. Только тогда человек согласился отпустить ему этот грех.
Этот эпизод отражает то, что происходило в сталинскую эпоху. Невинные люди страдали из-за массовых доносов. Того, кто не совершал ничего дурного, могли отправить за решётку, в лагерь или расстрелять. Рассказ Паустовского — своего рода вызов существующему политическому строю. С другой стороны, сюжетная канва и особенности повествования укладываются в рамки традиционного гуманизма.
Автор донёс мысль, но сделал это настолько завуалированно, что цензура не пожелала придираться. Скорее всего, лица, наделённые особыми полномочиями, могли бы увидеть вызов, ведь историческая ширма, прикрывающая истинную картинку, в «Старом поваре» очень тонкая. Тем не менее у Константина Паустовского не было неприятностей из-за этого произведения.
Чтобы сформулировать аргументы для ЕГЭ и написать сочинение-рассуждение, стоит детально изучить следующие темы:
- влияние искусства на человека;
- любовь;
- проступок, чувство вины и раскаяние;
- сила таланта.
Сюжет и композиция
В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:
- уныние;
- тоску;
- беспросветность;
- беспощадность бытия.
Если бы произведение было создано французским новеллистом, сюжет мог развиваться иначе. Но «Старый повар» вышел из-под пера советского писателя, а значит, должно присутствовать ощущение «революционного развития».
Экспозиция и завязка
В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.
За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.
В экспозиции рассказа слово «умирал» стоит рядом с обозначением года, в который происходит действие. Тем самым Константин Паустовский показывает, что если перемены и произойдут, это случится слишком поздно: старик умрёт раньше, чем свершится революция.
Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.
Момент, когда юная Мария приводит прохожего в дом, можно считать началом развития в композиции сюжета. Происходит недолгая беседа, после чего незнакомец прощает повару его грех. Умирающий старик называет своё имя: теперь читатели знают, что его зовут Иоганн Мейер. У героя есть 2 предсмертных пожелания. Первое — чтобы кто-то взял на себя заботу о будущем его дочери. Незнакомец сказал, что сделает это, и спросил, в чём заключается второе желание. Старик ответил, что ему хочется увидеть Марту такой, как в молодости. «Но это невозможно, сударь», — добавил повар.
Кульминация рассказа
Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:
- прозрачное, «как синее стекло», небо;
- цветы, распускающиеся на деревьях;
- стаи птиц, летящие на север над Веной;
- пар, поднимающийся от ограды, освещённой солнцем.
Незнакомец играл, и клавесин пел так торжественно, как будто ликовал. Потом умирающий попросил, чтобы Мария открыла окно. Комната заполнилась холодным воздухом. Старый повар «жадно дышал», а потом из последних сил попросил, чтобы незнакомец сказал своё имя. Музыкант ответил, что его зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Этот момент — развязка рассказа, и внимательный читатель уже давно догадался, кем был таинственный незнакомец.
Художественное своеобразие
Своеобразие новеллы заключается в том, что при внешней лаконичности она вмещает события, которых хватило бы на целый роман. Здесь показаны и чистая совесть, и классовая гордость, и нелюбовь к священникам, но это только внешний уровень. Глубинный смысл открывается, если учесть, что имена Марта и Мария в религии символизируют возвышенность, духовность, оторванность от мирской суеты. Старый повар на рисунках выглядит как евангельский персонаж, с благообразными чертами и смиренным выражением лица.
Отсылка к библейским историям прослеживается в воспоминаниях старика: при первой встрече девушка была так смущена, что разбила кувшин с молоком. В Евангелии от Луки Марфа (аналог имени Марта) выбрала мирскую жизнь, а Мария последовала за Иисусом. В произведении «Старый повар» Моцарт олицетворяет Христа, а место церкви занимает музыка. Искусство вечно, оно выше мирских забот и мелочных страданий. В этом и заключается глубокая мысль произведения.
Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/staryy-povar.html
- https://goldlit.ru/paustovsky/1458-staryi-povar-analiz
- http://coolchtivo.blogspot.com/2020/08/blog-post25.html
- http://literatura-ege.ru/егэ-2019-сочинение-по-литературе-в-декабр-2/
- https://na5.club/literatura/sochineniya/analiz-i-geroi-proizvedeniya-paustovskogo-staryj-povar.html