Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы-символы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Grinev-300x169.jpgПетр Андреевич Гринев – главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Емельян Пугачев – исторически реальная личность, сыгравшая определенную роль в истории России второй половины XVIII века.

Первая встреча Гринева с Пугачевым определила их дальнейшие отношения. Молодой дворянин Петр Андреевич Гринев вместе с крепостным своего отца Савельичем ехал к месту службы в Оренбургскую губернию, и в пути их застал ураган. Стемнело, и лошади, не видя дороги, сбились с пути и стали. В этот момент они увидели местного мужика. Тот по направлению ветра и запаху дыма сумел определить местонахождение жилья и привел путников к постоялому двору. Гринев обратил внимание на черную бороду мужика и острые пронзительные глаза.

Молодой человек хотел отблагодарить мужика за то, что тот привел их в тепло и уют, пригласил выпить вместе с ним чаю, на что мужик попросил поставить ему стакан вина. Уезжая на следующий день с постоялого двора, Гринев хотел дать мужику полтинник на водку, но верный Савельич отказался выдать деньги. Тогда Петр распорядился выдать провожатому заячий тулуп, и проявил в своем требовании настойчивость. Никто из присутствующих даже не подозревал, что подаренный тулупчик, оказавшийся не по размеру широкоплечему казаку, вскоре спасет Гриневу жизнь.

Вторая встреча состоялась в Белогорской крепости год спустя, когда бунтовщики, возглавляемые Емелькой Пугачевым, захватили крепость. Гринев отказался присягать самозванцу, и мужики уже накинули ему на шею петлю, как верный Савельич бухнулся в ноги лже-императору с мольбой пощадить барское дитя. Он готов был отдать жизнь за молодого барина. Но Пугачев узнал стремянного и распорядился отпустить Гринева. Молодого человека подвели к Пугачеву. Тот потребовал, чтобы дворянин поцеловал у него руку. Гринев признался, что скорее был готов подвергнуться самой лютой казни, чем терпеть подобное унижение. И вероятно, атаман это почувствовал. Но из благодарности за тулуп не хотел предавать казни Петра Андреевича. «И делу чтоб придать разумный вид и толк», объявил, что «его благородие, знать, одурел от радости».

Надо заметить, что Пугачев был далеко не дурак. Он ложь и фальшь чувствовал за версту, как охотничья собака – добычу. И конечно, в молодом Гриневе ему импонировали его прямодушие и честность. Пугачев на следующий день попытался склонить Гринева на свою сторону, и то, как Гринев отказался, насколько искренним был ответ молодого человека, породили в душе Пугачева уважение к нему.

Когда Гринев обратился к Пугачеву с просьбой защитить от Швабрина бедную сироту Машу Миронову, Швабрин заявил, что она уже его жена. Простодушный Петр Андреевич поверил ему на слово, но не Пугачев. Он заставил Швабрина открыть комнату, чтобы от самой девушки услышать, что она вышла замуж, Но Маша ответила: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

В свое время Пушкин ездил в Оренбургскую губернию, чтобы своими глазами увидеть места, где развивались события, он разговаривал со стариками, помнившими его. Для простых людей Пугачев не был злодеем. И эту мысль Пушкин хотел передать в своей повести отношениями Гринева с Пугачевым.

Гринев искренне сочувствовал человеку, которого все считали злодеем, видел в Пугачеве человека, способного на добросердечие и благодарность.

Последняя встреча Гринева с предводителем народного бунта произошла при весьма печальных обстоятельствах — во время казни Пугачева. Увидев молодого человека в толпе, Пугачев кивнул ему головой.

05-38-360x226.jpg

анонс:

Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв – два наиболее характерных образа романа Александра Пушкина «Капитанская дочка». Они – две противоположности, притягивающиеся друг к другу. Отношение Гринёва к Пугачеву постепенно меняется: из страшного разбойника он превращается в человека трагической судьбы, во многом симпатичного Гринёву, но его действий и взглядов Гринёв не может разделять.

сочинение:

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» двумя главными персонажами выступают Петр Гринёв и Емельян Пугачёв. Два в чём-то похожих, но во многом совершенно разных человека по ходу развития действия находят между собой взаимные точки соприкосновения, но всё равно остаются по разные стороны баррикад.

Роман написан от имени молодого офицера Петра Андреевича Гринёва, именно его глазами мы можем проследить те далекие и страшные события пугачевского бунта. Все герои произведения, с которыми приходится встречаться Гринёву, тоже пропускаются через его молодой, незамутненный, искренний взгляд на вещи. Таким человеком, встречающимся молодому дворянину фактически на протяжении всего его пребывания в окрестностях Оренбурга, выступает Емельян Пугачёв, предводитель крестьянского восстания, славящийся своей дикостью и жестокостью.

Однако в самом начале их знакомства Пугачёв вовсе не мог произвести на Гринёва впечатления жестокого и свирепого разбойника. Емельян знакомится с молодым человеком, тогда отправлявшимся к месту службы и попавшим в страшную бурю в степи. Как настоящий знаток окрестностей Пугачёв помогает Гринёву и Савельичу выбраться из бури и привозит их на постоялый двор. Гринёв не остается в долгу и благодарит вожатого за спасение, преподнося ему свой старый заячий тулупчик. Этому тулупчику еще предстоит спасти из беды Гринёва, когда Пугачёв помилует его, вспомнив об этом тулупчике и узнав своего благодетеля. Оба героя не забывают услуг, оказанных друг другу, при всей своей непохожести друг на друга, у каждого из них есть своё представление о чести, от которого они не отступаются.

Но именно это представление не даёт Гринёву перейти на сторону Емельяна. Гринёв чётко даёт понять бунтовщику, что он «природный дворянин» и не сможет нарушить свою присягу императрице. Гринёв не может принять жестокости Пугачёва, его бессмысленных зверств. Для Гринёва «жить убийством и разбоем значит… клевать мертвечину», для Пугачёва – это не так, он считает, что такой образ жизни и есть избавление от мертвой рабской жизни. Этого Гринёв не может разделять.

Но всё же гринёвское представление о Пугачёве сильно меняется, в конце концов Гринёву становится жалко Пугачёва, он переживает за его судьбу. «Емеля, Емеля!… Зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучшего ничего не мог бы ты придумать», – Гринёв рассуждает, что такая участь была бы для Пугачёва несравненно лучше позорной казни. Пугачёв – знаток стихий, этим он наиболее важен для Гринёва. «Емеля» знает не только, как выбраться из степной бури, он очень хорошо ориентируется в буре крестьянской. Война Пугачёва – это буря, в которой он выступает вожатым, но с которой не может до конца совладать.

Ещё больше сочинений на тему: «Отношение Гринёва к Пугачёву»

На уроке литературы мы познакомились с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этой повести описываются события одного из самых больших восстаний России-Пугачевского восстания. Главный герой произведения- русский солдат Петр Гринев.

На протяжении повести Гринев и Пугачев встречались четыре раза. Перед тем как отправить Петрушу на фронт отец сказал ему: «Береги честь смолоду». Именно эти слова стали его жизненным кредо. Первая встреча Гринева и Пугачева была во время метели. Пугачев предстал перед ним как вожатый. Хотя Петя воспитывался в дворянской семье, для него никогда не было расслоения общества на бедных и богатых.

Гринев согрел вожатого и даже отдал ему свой заячий тулуп, что очень удивило Пугачева. Уже после этой встречи Пугачев начал понимать его приоритеты. Во всех последующих встречах Пугачев проверяет Гринева на смелость, он наблюдает как поведет себя Гринев в разных ситуациях. Несмотря то что Пугачев считался тираном, для Гринева он становится другом.

В их беседах всегда есть прямолинейность, Гринев не боялся смерти, он всегда ставил себя как слугу императрицы. Пугачеву всегда хотелось иметь у себя в войске такого человека, ведь каждый из восставших был предателем и в любой момент могли предать его.

Пугачев уважает Гринева за что, что он никогда не изменяет своим принципам. Даже на казни Гринев оказал ту поддержу Пугачеву, которая была ему необходима в такой не легкий момент. Мне очень нравится образ Гринева, он настоящий мужчина! Хотелось бы, чтобы таких людей было по-больше.

Источник: 5urokov.ru

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — это историческое произведение, отражающее события того времени. Оно полно глубокого смысла и, несмотря на небольшой объем, полностью раскрывает значение таких понятий, как «честь» и «долг».

Одними из главных персонажей являются Петр Гринев и Емельян Пугачев. В чем же заключается основное сходство и различие характеров этих героев? Образцом порядочности выступает Петр Андреевич. Он при любых обстоятельствах остается человеком долга. Юноша верен своему Отечеству, готов предпочесть «самую лютую казнь такому подлому унижению», как присяга самозванцу. Он не видит для себя возможным изменить нравственным убеждениям и принципам. Характер героя отличается прямотой т искренностью, что всегда выручало его в сложных ситуациях. Благородством проникнуто поведение Гринева по отношению к Маше. Сначала он, рискуя жизнью, готов защищать честь возлюбленной на дуэли. Далее он даже возвращается из Оренбурга в стан пугачевцев для ее спасения. На допросе в суде, не пытаясь обелить себя, Петр Андреевич старается не впутывать в разбирательства Машу Миронову, чтобы не запятнать ее светлый образ.

Создавая психологический портрет Пугачева, автор наделил его глубокими человеческими качествами. Для Емельяна понятия «честь» и «долг» так же важны, как и для Гринева. Он помнит добро и в ответ на подарок Петра жалует ему лошадь и шубу, а потом отпускает с миром. Емельян Пугачев, как человек, умеющий ценить прямоту и искренность характера Гринева, совершает благородные поступки: спасает Машу Миронову от ненавистного ей Швабрина и наказывает обидчика девушки. Это свидетельствует о его незаурядной натуре с самой лучшей стороны. Он умеет щадить не только друзей, но и врагов. Это гуманное поведение заслуживает искреннего уважения.

Честность и благородство сближают Гринева и Пугачева, но при подробном рассмотрении художественных образов героев можно заметить различные черты. В первую очередь стоит обратить внимание на социальное неравенство персонажей и на большую разницу в возрасте. Петр Гринев – молодой дворянин, только вступивший на путь военной службы. За его плечами еще не достаточно опыта, в то же время он юн и полон сил. Емельян Пугачев – беглый казак, он много испытал за свою тяжелую жизнь, это человек сметливый и умный.

Также различны взгляды героев на предназначение человека. Питча об орле и вороне раскрывает отношение Пугачева к жизни: по его мнению, лучше жить мало, но ярко, чем долго и скучно в спокойствии. Он не понимает аморальности того, на что указывает ему Гринев,- «жить убийством и разбоем», по суждению Петра Андреевича, и значит «клевать мертвечину». Емельян не считает себя «кровопийцей», но у Петра другое мнение.

Гринев и Пугачев… Такие разные герои, совершенно не похожие друг на друга. Но автору удалось показать, что для русского человека главное в жизни честь и достоинство, не зависимо от того, где он рос и воспитывался: в барских палатах или в крестьянской избе.

Источник: school-essay.ru

«Капитанская дочка» стала последней крупной работой А.С.Пушкина. Повесть написана в 1836 году, незадолго до гибели писателя. Изучение исторических материалов позволило автору создать максимально приближенный к достоверности образ бунтовщика Пугачева.

В произведении Пушкина предводитель крестьянского восстания наделен обычными человеческими качествами, в числе которых и непостоянство.

Переменчивый характер Пугачева объясняет причины неоднозначного отношения к нему самого Гринева. В эпизоде с описанием казни автор подтверждает особую жестокость бунтовщика, который отправляет людей на виселицу легким взмахом платка. Безжалостность Пугачева вызывает ненависть в душе Гринева. Петр Андреевич предпочитает смерть переходу на сторону врага. Однако происходит невероятное – самозванец милует офицера и отпускает из захваченной крепости. Остается непонятным, что именно подействовало на его решение: то ли заступничество слуги Савельича, то ли воспоминание о некогда подаренном молодым барином тулупе, то ли честность и прямота дворянина.

Отношение героя к Пугачеву постепенно меняется. При следующей встрече Гринев видит в самозванце благородство, тот помогает обиженным и карает зло. Отношение «вора и разбойника» к несправедливости искренне удивляет Петра. Он видит, что тот порой человечнее некоторых генералов. Даже когда раскрылась правда о происхождении Маши Мироновой Пугачев не изменил решения помочь молодым людям. Непостоянство и переменчивость настроений удивляют Гринева: «Что заставляет этого человека совершить тот или иной поступок?». Этот вопрос не единожды вставал перед Петром Алексеевичем, старавшемся понять сущность Пугачева, определиться с отношением к нему.

Слишком большая разница в характерах не позволяла Гриневу дать однозначную оценку натуре Пугачева. Дворянин руководствовался в жизни наставлением отца — «берег честь смолоду», всегда был искренен и последователен в поступках. Пугачев же действовал по велению сердца: крайняя жестокость сменялась честными и милосердными поступками. Противоположность взглядов бунтаря и офицера ярко выражена в диалоге, когда Пугачев сравнил собственную жизнь с орлиной: ему по сердцу живая кровь, нежели мертвечина. У Гринева иная точка зрения: с мертвечиной он как раз ассоциирует разбои и убийства.

Можно сделать вывод, что противоречивость Пугачева, необъяснимость его замыслов и мотивов не позволили Гриневу определиться с отношением к нему. Однако общение с бунтарем изменило самого Петра Алексеевича, который постиг жизненные истины.

Источник: kritika24.ru

Пушкин — это один из русских авторов, произведения которого остаются актуальными и сейчас. Пушкина не зря признали русским гением, его произведения полны глубокого смыла, имеют богатое содержание и удивительные метафоры.

С поэзией Пушкина каждый из нас знакомится ещё в раннем детстве. Его стихотворения наполнены добрейшими эмоциями автора, а его поэтические сказки остаются любимыми для каждого из нас и на сегодняшний день. Но стоит должное внимание уделить и прозе великого русского гения. Его произведение “Капитанская дочка” произвело на меня огромное впечатление, а образы героев никак не выходят из памяти.

Произведение “Капитанская дочка” стало для меня символом чести и благородства. Именно с этим и связан эпиграф повести: береги честь смолоду. В произведении описываются характеры и поступки героев, который достойны уважения и признания.

Понравился мне в повести образ Гринёва. Замечается, что автор неизменно симпатизирует своему герою. Сначала он вызывает на дуэль своего друга, который посмел запятнать честь девушки Маши Мироновой. Удивительно, что за это герой готов пожертвовать свой жизнью. Позднее Гринёв рискнёт и своей свободой, защищая честь Маши.

Особого внимания заслуживает отношение Гринёва к Пугачёву. Несмотря на то, что Швабрин оказался предателем и изменил присяге, Гринёв остался при своей твёрдой позиции.

Очень интересно, что бродяга, которому когда-то Гринёв подарил свой детский заячий тулуп, оказался тем самым Пугачёвым, возглавившим организованное движение бунтарей. Именно этот тулуп и спас Гринёва от петли. Опять же, автор не упустил возможности упомянуть, насколько значимым может быть даже самый мелкий поступок.

Должного уважения заслуживает смелость Гринёва. Он не стал присягать Пугачёву, как Швабрин, несмотря на то, что находился во власти бунтаря. Но именно честность Гринёва сыграла особенную роль. За неё Пугачёв отпустил Гринёва, а позже спас Машу от рук Швабрина. Впечатляет умение героя сочувствовать даже врагу. Некоторые поступки Пугачёва действительно заслуживают уважения.

И, наконец, стоит отметить, что главная мораль произведения — всегда оставаться человеком. Заметьте, насколько в нашем современном обществе не хватает людей с качествами характера героев Капитанской дочки. Согласна, Пушкин слегка идеализирует своих героев, но всё же хотелось бы, чтобы судьбы, с которыми пришлось столкнуться в произведении, постоянно служили каждому из нас хорошим примером.

Дата обновления: 12.01.2019 г. Поделиться:

  • Шаламова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Разделы:Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова:анализ эпизода, А.С.Пушкин, «Капитанская дочка», мятеж, Петруша Гринев, образы-символы, Емельян Пугачев

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,4 МБ)

Цели урока:

  • развитие сотрудничества, взаимопомощи (научиться работать в группе, распределять обязанности, помогать друг другу и бороться за общий успех);
  • увидеть многозначные образы произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «расшифровать» их, дать объяснение;
  • развитие речи учащихся, развитие аналитических способностей, умения сопоставлять разные факты, умения мыслить, делать выводы.

Предварительное задание.

Домашнее задание было в каждой группе свое:

  • 1-я группа — первая встреча Гринёва с Пугачёвым, во время метели. Образы – символы (метель, дорога, вожатый, сон) и их роль.
  • 2-я группа – встреча Гринёва с Пугачёвым в Белогорской крепости. Образы – символы (красный цвет, тулуп, виселица) и их роль.
  • 3-я группа – встреча Гринёва с Пугачёвым в Бердской слободе. Образы – символы и их роль (орёл и ворон, «царский дворец»).

Ход урока

1. Организационный. Вступительное слово учителя

Учитель. Тема сегодняшнего урока – «Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы – символы в романе».

Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 встречи Гринёва с Пугачёвым, поразмышляем над авторской мыслью, попробуем понять особенности мастерства писателя. А вы расскажете, к каким выводам пришли.

Итак, удачи всем в работе! Запишите в тетради число, тему урока.

2. Ревизия знаний

Произведениям Пушкина свойственны символические образы. И роман «Капитанская дочка» не исключение.

Презентация. Слайд 1.

Учитель. Что же такое символ? С этим термином мы уже сталкивались, вспомните, в каких произведениях?

Презентация. Слайд 2.

Ученики. В рассказах А.П. Чехова. Например, шинель Червякова. Он умер прямо в ней, шинель – символ его пресмыкательства, его страха. 

Ученики. Шинель — символ деления людей на низших и высших, шинель на Червякове мёртвом означает, что человек в нём давно умер, остался только чин.

Учитель. Какие чеховские символы вы ещё можете привести в качестве примера?

Ученики. В рассказе «Хамелеон» решето с конфискованным крыжовником, шинель Очумелова, палец Хрюкина.

Учитель. Итак, символ — многозначный образ.

3. Выдвижение гипотезы

Учитель. Итак, символ — многозначный образ. Наша задача — выяснить, для чего А.С. Пушкин использовал символы в произведении «Капитанская дочка»?

Ваше предположение?

Ученики. Пушкин вводит их для того, чтобы ярче показать характеры героев.

Учитель. Да, видимо, это так, ведь главная задача писателя – раскрыть характеры персонажей, показать их мысли, чувства. Будем записывать выводы в наших тетрадях по двум героям: Гринёву и Пугачёву.

4. Групповая работа (домашнее задание)

Учитель. Итак, давайте вспомним 3 встречи Петра Гринёва с Пугачёвым, расшифруем образы-символы романа, как они выявляют черты характера персонажей.

Рассмотрим первую встречу Гринёва с Пугачёвым.

Посмотрим, к каким выводам пришли участники 1 группы.

Что подчёркивает метель? Как характеризует Гринёва, Пугачёва?

Ответы участников 1 группы:

Пётр Гринёв настаивает на поездке, несмотря на уговоры ямщика и Савельича, и вдруг “облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». Метель подчёркивает «блуждания» Гринёва, он перед этим проиграл деньги, сбился с дороги в прямом и переносном смысле.

Метель — образ-символ романа, он связан не только с Гринёвым, заблудившемся в непогоду, но и с Пугачёвым, ведь впервые на страницах произведения он появляется во время снежного бурана, чуть не погубившего Петра Гринёва. Автор так твёрдо связывает вождя народа с этой снежной стихией, вихрем, что даже пренебрегает хронологией: метель случилась в начале сентября, что не совсем правдоподобно.

Метель – стихия природы, этот образ — символ перемен, бунта, крушения чего-то, символ протеста, когда человек может погибнуть, восстание Пугачёва – стихийный протест народа, грозное событие.

Мы думаем, что герои проявили такие качества (записываем в таблицу):

Гринёв

Пугачёв

Ребячество, самонадеянность

сметливость, природный ум, уверенность.

Учитель. Кстати, речь в произведении ведётся и о дворянах. А дворяне связаны с образом осени. Помните, генерал подвязывает яблони в саду, когда Пугачёв уже в Белогорской крепости, в ней снег, а в 40 км – угасает осень.  Что символизирует осень?

Ученики. Видимо, слабость, угасание дворянства.

Ученики 1 группы. Следующий образ – дорога: «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе». Кто говорит? – Пугачёв. А что такое дорога? А вспомните еще: заблудился в пути, сбился с пути, найти верный путь…

Дорога – это путь человека, какой он выбирает, поэтому и говорится, что сбился с пути, ведь Гринёв проиграл деньги Зурину, накричал на Савельича, вёл себя не лучшим образом.

Ученики 1 группы. Есть ещё один образ-символ. Выводит Гринёва и Савельича к постоялому двору не просто мужик, а Вожатый. Он, будущий вождь восстания Пугачёв, уже проявляет лидерские качества: умение убеждать, внушать доверие, вести за собой.

Что отмечаем в Пугачёве? — Задатки вождя, лидера, отвагу, решительность.

В Гринёве? — Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Лишён сословных предрассудков. Милосерден к вожатому, благодарен за помощь.

Ученики 1 группы. А дальше Гринёв видит «сорокалетнего мужика… Сон Гринёва – символический, пророческий. Он наполнен символами.

Кровь, топор в руках чернобородого мужика, мёртвые тела – символы насилия, кровопролития, гибели людей.

Ласка его по отношению к Гринёву – это его особое, милосердное отношение к молодому дворянину, он даже будет участвовать в любовных делах дворянина, поможет соединиться с Машей.

Учитель. Как развиваются их отношения?

Ученики. Вывод. Гринёв милосерден, добр к людям, а милосердие, доброта Гринёва и благодарность за оказанную услугу мужика вернётся к нему позже. Он, этот мужик, выведет Гринёва из труднейшей ситуации, став его вожаком, затем посажёным отцом.

Гринёв

Пугачёв

Нуждается в поддержке, сбился с дороги. Милосердный. Благодарный. Лишён сословных предрассудков.

Растерянный, на распутье

Задатки вождя, лидера, отвага, решительность; сметливость.

Жестокий, кровожадный, а также ласковый, добрый посажёный отец

Учитель. А теперь слово 2 группе. Вторая встреча Гринёва с Пугачёвым. Они опять встретились зимой. Пугачёв свалился как снег на голову защитникам Белогорской крепости.

Ученики 2 группы. Образ-символ — красный кафтан на Пугачёве, захватившем Белогорскую крепость. Красный — красивый, нарядный, видим его тщеславие. Пугачёв проливает кровь, поэтому красный цвет — это ещё и символ боли, страдания людей, кровопролития, символ жестокости самозванца. Но он понятен простому народу, разбрасывает деньги, умеет убеждать.

Ученики 2 группы. Образ-символ и виселица.

Виселица – наказание за сопротивление, неповиновение, угроза жизни. Виселица – символ жестокости Пугачёва.

А ещё виселица — рок, судьба. Когда Пугачёв приглашает к себе на пирушку Гринёва в Белогорской крепости, то молодой дворянин слышит, как эти разбойники во главе с вожаком поют песню про виселицу, предвидя свою судьбу.

Ученики. Образ-символ и тулуп. Это был подарок от чистого сердца, между Гринёвым и Пугачёвым протянулась ниточка добра, милосердия. Автор через эту символическую деталь показывает положительные качества Пугачёва: доброту, чувство благодарности, некое чувство справедливости.

Учитель. Как Гринёву удалось избежать наказания, когда он не обещал Пугачёву не выступать против него?

Ученики. Гринёв говорил искренно, честно, это и подкупило Пугачёва, он почувствовал отсутствие фальши в словах молодого дворянина. И гринёв проявил находчивость, сказав, что он лицо подневольное, на службе.

Гринёв

Пугачёв

Ученики 3 группы. Третья встреча Гринёва и Пугачёва.

Где встречаются герои снова? В Бердской слободе. Гринёв видит Пугачёва во «дворце». Это изба, где стены оклеены золотой бумагой. Это образ-символ, образ-пародия. Приближённые Пугачёва «неласково» встретили его, даже предлагали казнить, лишь снисходительность Пугачёва и находчивость Гринёва спасли ситуацию.

Учитель. Какие качества героев здесь видим?

Гринёв

Пугачёв

Тщеславие, самозванство, притворная важность; горделивый, затем простой и благородный, снисходительный

Ученики. Еще Пугачёв пытается по дороге в Белогорскую крепость «душевно» поговорить с Гринёвым, рассказывает ему калмыцкую сказку про орла и ворона. Себя он, конечно, приравнивает к орлу — птице свободолюбивой и светлой, приравниваемой даже к солнцу. Гринёв же в силу своих сословных представлений относит вождя к символическому образу ворона, который, хотя и мудрый, но питается падалью, то есть сеет смерть, несёт кровопролитие, войну.

Ученики. Мы предлагаем записать такие качества героев:

Гринёв

Пугачёв

Ограниченный сословными предрассудками, не понимающий свободолюбие Пугачёва

Свободолюбивый, мечтает о дикой вольнице, авантюрный характер

Учитель. Какое желание возникает у Гринёва по отношению к Пугачёву, когда он увидел его в обществе Хлопуши и Белобородова?

Ученики. Он хотел вырвать его из среды злодеев.

Учитель. Получается, что, обвиняя Пугачёва в кровопролитии, он всё-таки ему симпатизирует? Или его отношение к герою более сложное?

Ученики. Конечно, Гринёв не принимает насилие и жестокость Пугачёва, но он спасает его от смерти, помогает спасти Машу и соединяет влюбленных.

Учитель. Посмотрите на следующие слайды. Действительно, отношение Гринева к Пугачёву двойственное.

Презентация. Слайды 16-17.

Пушкин в самом начале произведения показывает нам Пугачёва глазами Гринёва, а он отмечает «живые» глаза», выражение лица «довольно приятное, но плутовское».

Интересно об этом сказала М. Цветаева в книге «Мой Пушкин»: От Пугачёва на Пушкина – следовательно и на меня – шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой… такого любить – никакая благодарность не заставит…»

5. Размышление, расширение темы

И здесь мы понимаем, что Пушкина вообще волновала тема восстания против правительства.

Интересно, что роман был закончен к известной всем дате, Пушкин её торжественно написал — 19 октября 1836 года. Что это за дата?

Ученики. День открытия Царскосельского лицея.

Учитель. А теперь посмотрите на рисунки Пушкина, которые встречаются в его черновиках в 30-е годы. Виселица и пять повешенных. Что тревожило поэта?

Ученики. Судьба декабристов, многих он знал. Пять из них были казнены. Учитель. Как Пушкин относился теперь восстанию? А может, ответ в романе «Капитанская дочка»? В 1834 был написан исторический труд «История Пугачёвского бунта», а потом вдруг художественное произведение — «Капитанская дочка».

Посмотрите на отношение Гринёва на бунт Пугачёва в 5 главе и в 13 главе.

?  ?  ?

Ученики. С одной стороны, он говорит, что события эти «дали душе сильное и благое потрясение», а с другой стороны, говорит о «бессмысленном и беспощадном» бунте. Очевидно, и Пушкин, думая о восстании против правительства, и сочувствовал восставшим, и осуждал насилие.

Учитель. Сделаем вывод. Что ещё помогают понять образы-символы?

Ученики. Не только про героя, злодей Пугачёв или милосердный человек, но и как автор относился к народному восстанию, бунту, что его тревожило. И получается, что Александр Сергеевич Пушкин, рассказывая.

Учитель. Да, А.С.Пушкин переживал за судьбы восставших против правительства, но он предлагал иной путь – путь милосердия, путь понимания, умения договариваться.

И закончить урок хочется словами Д.Самойлова: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу».

6. Итоги урока

Что вам понравилось? Как работали группы, чью группу вы хотели бы назвать лучшей?

7. Отметки и домашнее задание (слайд-презентации – сочинение-миниатюра)

Использованная литература

1. Символические образы в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» http://lit-helper.com/p_Simvolicheskie_obrazi_v_povesti_A__S__Pushkina_Kapitanskaya_dochka

2. Символ в литературе. http://www.bukinistu.ru/simvol.html

3. М.Гладилин. Образ метели в повести А.С.Пушкина Метель. https://www.proza.ru/2016/03/23/2021

4. М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» http://homlib.com/cvetaeva-mi-1/moy-pushkin

6.05.2019

В произведение «Капитанская дочь» А.С. Пушкина главным героем является Гринев Петр Андреевич. Это молодой офицер, который очень сильно полюбил дочь капитана Миронова. А вот легендарной личностью в данном произведении считается Емельян Пугачев, сыгравший значимую роль для большинства людей, в том числе и Петра Гринева.

Когда Гринев отправлялся на военную службу, он был еще совсем мальчик. В дороге он повстречал Пугачева, спавшего мальчика от неминуемой смерти. Петр не знал, как отблагодарить своего спасителя. Деньги были у слуги, которого приставили к молодому офицеру. Единственное, что он мог предложить — напоить его чаем, но тот вместо него, попросил бокал вина.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

На следующий день у Петра снова не получилось забрать свои деньги у Савельевича. Он все равно хотел быть взрослым и самостоятельным, поэтому решает отдать Пугачеву свой тулуп. То ли тулуп, то ли наивность самого молодого офицера, но разбойник зауважал Гринева. На тот момент никто из них не мог подумать, что как раз подаренный тулуп сможет спасти жизнь нескольких людей.

Вторая встреча двух персонажей произошла в крепости, где Гринев служил. Пугачев сразу узнал молодого офицера и хорошо запомнил его не из-за подаренного тулупа, а как раз из-за честности и верности своему делу. Петр Андреевич и Емельян Пугачев были сильными личностями, которые с легкостью могли отстоять свою точку зрения и не поддавались влиянию со стороны. Единственной разницей между ними было то, что Петр, в связи со своей молодостью, был неопытным и наивным в некоторых моментах, а вот Пугачев — опытным, как в военных вопросах, так и в жизненных. Как раз с помощью Емельяна получилось спасти возлюбленную Петра.

В свою очередь, сам Петр Гринев совершенно не боялся Пугачева и старался его как-то зацепить, а, наоборот, относился к нему с уважением. Оба персонажа понимали, что для друг друга они как бы враги, но не смотря на это, все равно старались сохранять человеческие чувства по отношению друг к другу. Некоторым такое их поведение было совершенно непонятно. У Пугачева есть много достижений, за которые его можно уважать. Благодаря нему организовался и восстал трудовой народ. Гринев прекрасно понимал заслуги Емельяна и с самого детства в семье Петра приучали ценить своих слуг и уважительно к ним относится. Каждый из данных героев был бойцом на своем фронте.

Повествование ведётся от лица Петра Андреевича Гринёва – молодого офицера, благодаря которому мы имеем возможность погрузиться в годы пугачёвского восстания. Для Петра Гринёва самое важное в жизни – сохранение своей офицерской чести; его убеждением стало наставление отца: «Береги честь смолоду». Емельян Пугачев – лидер крестьянского восстания. Разбойник, грабитель, убийца – именно этими словами характеризуют Пугачёва исторические хроники, но Александр Сергеевич смог продемонстрировать нам Емельяна совсем с другой стороны, подчеркнуть незамеченные его качества. Идеология Пугачёва заключалась в избавлении крепостных от власти помещиков и дворян, даже если те относились к крестьянам по-доброму.

Первая и судьбоносная встреча двух героев происходит во время пурги, сбившей Гринёва и Савелия с дороги. Емельян указывает тропу путникам; Пётр в свою же очередь принимает решение отблагодарить крестьянина заячьим тулупом, сыгравшим в будущем ключевую роль во взаимоотношениях рядового офицера и лидера восстания. «Век не забуду ваших милостей» – даёт клятву Пугачёв. Поступок Гринёва затронул Емельяна, он воспринял его как жест милосердия и в дальнейшем отплачивает офицеру той же монетой.

Емельян Пугачёв и Пётр Гринёв помогают друг другу раскрыть в себе самые главные черты характера. Для Петра это непоколебимость, верность, отвага и милосердие к врагу. Эпизоды их встреч наглядно показывают, что даже такому разбойнику и убийце, как Пугачёв, доступны самые ценные качества человека, которые есть далеко не у всех людей: доброта, великодушие, человечность. Роман Пушкина переворачивает исторический образ предводителя крестьянского восстания.

Сочинение на тему Петр Гринев и Емельян Пугачев

В образах этих двух героев автор показал свое видение русского человека, разных, порой несовместимых сторон его сущности, как он ее понимал.

Петр Гринев – молодой дворянин. Он является одним из лучших представителей своего сословия, на что указывает вызов им на дуэль Швабрина, защищая честь Маши, а также безукоризненное с точки зрения дворянской чести, поведение во время поединка. Гринев, кроме того, неплохой человек и с точки зрения моральных качеств. Он помогает замерзающему неизвестному казаку, оказавшемуся впоследствии Пугачевым, чем неожиданно спасает себе жизнь.

Пугачев в данном произведении – это яркий представитель простого народа. В нем воплощена бунтарская сущность, которая десятилетиями и даже веками дремлет в русском крестьяне или, как в случае с предводителем восстания, казаке. Он, безусловно, является для Пушкина, отрицательным героем. Автор описывает жестокость Пугачева и его приверженцев, которая в ряде случаев, бессмысленна и несправедлива с точки зрения вины конкретных людей перед простым народом (как в случае с комендантом крепости).

При этом, несмотря на жестокость и хвастливость в облике Пугачева, Пушкин наделяет его и рядом положительных качеств, говоря о его смелости, хладнокровии, любви к свободе, а также благодарности за давно забытую услугу.

Попав в плен к восставшим Гринев сохраняет чувство собственного достоинства. Он и не думает нарушать присягу и отказывается унижением купить себе жизнь, поцеловав руку Пугачеву, показывая себя даже в таких обстоятельствах человеком чести.

Показательно, что автор не делает молодого офицера интеллектуально выше Пугачева. Пушкин довольно подробно говорит о весьма посредственном образовании, которое получил Гринев и не приписывает ему очень остроумных фраз или решения проблем за счет развитого ума. При этом автор произведения подчеркнул хитрость и смышленость Пугачева.

Вероятно, дело не только в том, что плохо учили в то время многих дворян, подобных герою произведения, но и в нежелании автора демонстрировать свое социальное превосходство над простыми людьми. Пушкин желал описать именно трагедию восстания, а не бунт неразвитой и дикой «черни». Гринев и Пугачев беседуют, объясняют свою точку зрения один другому. В их лице изображен диалог очень разных, но русских людей, хотя, конечно, в образе Пугачева отображены, в основном, отрицательные качества.

<glav>Другие темы:</glav>← Маша Миронова – воплощение русского национального характера↑ ПушкинОбраз Евгения Онегина → `

Гринев и Пугачев

grinev-i-pugachev-dlya-8-klassa.jpg

Популярные сочинения

  • Отношения Ольги и Обломова в романе Обломов

    Одной из основных сюжетных линий романа «Обломов» есть отношения между главным героем и Ольгой Ильинской. Читая роман, мы стремимся понять, могут ли чувства изменить человека и приходим к выводу

  • Сочинение-описание картины Казахский вальс Исмаиловой

    Такая красивая картина! Столько тут энергии, движения, красоты… Мне очень-очень она нравится. Здесь и позитивно так всё, будто слышна веселая музыка. Такие цвета потрясающие! Особенно розовое «облако»

  • Красота человека — сочинение

    Если осмотреться вокруг, то не сложно сделать вывод, что в мире не найти двух одинаковых людей. Возможно, вы не согласитесь и скажите, что близнецы имеют абсолютно одинаковое лицо, но это не так

Используемые источники:

  • https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/otnosheniya-grineva-i-pugacheva.html
  • http://5klassnik.ru/po-avtoram/pushkin/1600-sochinenie-otnoshenie-grinyova-k-pugachyovu.html
  • https://urok.1sept.ru/articles/674314
  • https://sochinyalka.ru/2020/01/otnoshenie-grinyova-k-pugachyovu.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/pushkin/grinev-i-pugachev-dlya-8-klassa

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт