Содержание
Маша Троекурова (Марья Кирилловна Троекурова) является одной из центральных героинь романа «Дубровский» Пушкина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Маши Троекуровой в романе «Дубровский»: описание внешности и характера героини.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»
Характеристика Маши Троекуровой в романе «Дубровский»: образ, описание, внешность, характер
Марья Кирилловная Троекурова является дочерью богатого помещика Кирилы Троекурова.Возраст Маши Троекуровой — 17 лет:
«…ей было семнадцать лет…» (том 1 глава VIII)
17-летняя Маша Троекурова является красивой, стройной девушкой:
«…красота ее была в полном цвете…» (том 1 глава VIII)
«Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд…» (том 2 глава IX)
«…старый волокита был поражен ее красотой…» (о Верейском и Маше, том 2 глава XIII)
«– Обещаюсь, – прошептала бедная красавица.» (автор о Маше, том 2 глава XII)
«Он тихо обнял стройный ее стан…» (Дубровский и Маша, том 2 глава XV)
Маша рано осталась без матери. Мать умерла вскоре после ее рождения:
«…оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку…» (об отце Маши, том 1 глава I)
В детстве Машу воспитывала гувернантка-француженка, мадемуазель (мамзель) Мими:
«Таким образом совершила она свое воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими…» (том 1 глава VIII)
Маша всю жизнь живет в деревне, «в глазах родителя» (в отличие от Владимира Дубровского, который воспитывался в Петербурге):
«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя…» (том 1 глава I)
Девушка выросла в уединении, у нее нет подруг, так как в гостях у Троекуровых обычно бывают только мужчины, приятели самого Кирилы Петровича. Женщины же редко приезжают в гости к Троекуровым:
«Она не имела подруг и выросла в уединении. Жены и дочери соседей редко езжали к Кирилу Петровичу…» (том 1 глава VIII)
Марья Кириловна не любит застолья и пиры, которые устраивает ее отец, и редко участвует в них:
«Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича…» (том 1 глава VIII)
На досуге Маша любит читать книги, заниматься музыкой и гулять:
«…чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки…» (том 2 глава XII)
«Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение…» (том 1 глава VIII)
Судя по всему, девушка особенно любит читать романы:
«…Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах…» (том 1 глава VIII)
Также на досуге она вышивает на пяльцах:
«Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком… <…> Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко…» (том 2 глава XIV)
Маша хорошо говорит по-французски, как все образованные дворянки. В отличие от Маши ее отец не владеет французским языком:
«…Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком…» (Маша переводит отцу с французского на русский, когда необходимо, том 1 глава VIII)
Маша Троекурова обладает прекрасным голосом и большими музыкальными способностями.:
«…Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки…» (том 1 глава VIII)
«Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот…» (том 2 глава XII)
Маша очень привязана к своему отцу, но при этом Кирила Петрович никогда не может добиться ее доверенности:
«Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности…» (том 1 глава VIII)
Девушка привыкла скрывать от отца свои чувства и мысли, так как она никогда не может предугадать его реакцию:
«Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты…» (о Маше и ее отце, том 1 глава VIII)
Маша, как и ее отец Кирила Троекуров, делит людей на сословия и считает домашних учителей (как например, учитель Дефорж) людьми низшего сословия:
«…воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового…» (том 1 глава VIII)
У Маши есть 10-летний единокровный брат Саша, который появился на свет в результате отношений господина Троекурова и гувернантки, мадемуазель Мими:
Маша Троекурова и Владимир Дубровский
Маша Троекурова с детства знакома с главным героем романа Владимиром Дубровским, который является ее соседом по имению:
«…на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой, которая была двумя годами его моложе и тогда уже обещала быть красавицей…» (том 1 глава III)
Однажды господин Троекуров нанимает в дом домашнего учителя Дефоржа, который обучает разным наукам юного Сашу Троекурова. 17-летняя Маша влюбляется в Дефоржа, хотя и понимает, что не сможет стать его женой из-за разницы в их социальном положении. Спустя три недели Дефорж признается Маше в том, что на самом деле он является разбойником Владимиром Дубровским:
«…Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь…» (о Маше и Дефорже-Дубровском, том 1 глава VIII)
«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза…» (о влюбленной Маше, том 2 глава XII)
Владимир рассказывает Марье свою историю о том, как ранее он хотел отомстить ее отцу, господину Троекурову, за то зло, которое тот причинил ему. Однако, увидев однажды Машу в саду, «как небесное видение», Дубровский влюбился в нее, простил ее отца и отказался от мести. Чтобы быть ближе к ней, молодой человек поселился в ее доме под видом учителя Дефоржа:
«Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства.» (Дубровский о своих планах отомстить, том 2 глава XII)
По словам Дубровского, эти три недели рядом с Машей были для него днями счастья. Теперь же он вынужден покинуть дом Троекуровых, чтобы его не поймали:
«Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни…» (Дубровский о себе и Маше, том 2 глава XII)
Дубровский признается Маше в любви и просит ее обращаться к нему за помощью, если будет необходимо:
«…если когда нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего – для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?» (Дубровский — Маше, том 2 глава XII)
Тем временем отец Маши, господин Троекуров, решает выдать дочь замуж за старого богатого князя Верейского. Этот брак пугает бедную девушку. Маша надеется, что Владимир Дубровский спасет ее от ненавистного брака со стариком Верейским. Марья даже готова стать женой разбойника Дубровского, только чтобы не выходить замуж за старика:
«Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным.» (том 2 глава XVI)
«Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».» (том 2 глава XIV)
«Папенька, – закричала она жалобным голосом, – папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…» (том 2 глава XVI)
Марья пытается сообщить Дубровскому о том, что отец хочет срочно сыграть ее свадьбу с Верейским. Несчастная Маша до последнего надеется, что вот-вот появится Дубровский и спасет ее, но этого не происходит, так как молодой человек узнает об их свадьбе с опозданием. В результате господину Троекурову удается насильно выдать дочь замуж за Верейского. Бедная Маша понимает, что ее жизнь теперь навсегда связана с нелюбимым мужчиной:
«Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.
Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее. Князь обратился к ней с ласковыми словами, она их не поняла, они вышли из церкви, на паперти толпились крестьяне из Покровского. Взор ее быстро их обежал и снова оказал прежнюю бесчувственность.» (венчание Маши и Верейского, том 2 глава XVIII)
По пути из церкви молодожены сталкиваются на дороге с Дубровским и его бандой. Владимир предлагает Марье оставить нелюбимого мужа, несмотря на то что она уже обвенчана с ним, и бежать с ним. Однако Марья предпочитает остаться с Верейским, так как теперь он ее муж. Девушка просит Дубровского отпустить ее и ее мужа. Несчастный Владимир тяжело переживает этот удар. После этого случая он прекращает разбойничать и, судя по всему, уезжает за границу:
«– Вы свободны, – продолжал Дубровский, обращаясь к бледной княгине.
– Нет, – отвечала она. – Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского.
– Что вы говорите, – закричал с отчаяния Дубровский, – нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…
– Я согласилась, я дала клятву, – возразила она с твердостию, – князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.
Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы.» (том 2 глава XVIII)
Это был цитатный образ и характеристика Марьи Троекуровой в романе «Дубровский» Пушкина: описание внешности и характера героини, ее отношений с Владимиром Дубровским и князем Верейским.Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»Содержание:
Краткое содержание романа
Чтобы составить информативное и глубокое описание образа пушкинской героини, не помешает еще раз ознакомиться с сюжетом романа «Дубровский», ключевой фигурой которого и стала юная дворянка. Большое значение имеют и реальные прототипы, которые вдохновили Пушкина на написание этого произведения.
Немного истории
Критики называют роман первым разбойничьим произведением, напечатанным на русском языке. Несмотря на это, «Дубровский» — это прежде всего история о несчастной любви.
Стоит отметить, что идея написания этой захватывающей дух повести пришли к классику отнюдь не случайно.
Известно, что Александра Сергеевича вдохновила реальная история небогатого русского помещика Островского, записанного им со слов близкого друга — известного мецената и коллекционера Павла Нащокина. Согласно рассказу этого знатного господина, дворянин был вынужден судиться с некогда близким товарищем за свое же имение. Он в итоге проиграл это дело и скончался в полной нищете.
Что касается образа помещичьей дочери, то до сих пор неизвестно, с кого именно Пушкин решил списать образ этой идеальной и не по годам мудрой девушки.
Написание романа, события которого растянулись на полтора года, пришлось на 1832 год. Но последняя глава была закончена автором только в феврале следующего года.
Одно можно сказать точно. Поступки Маши Троекуровой в конце повести практически полностью повторяют онегинскую Татьяну, для которой честь и достоинство оказались более значимыми, чем пылкие чувства к главному герою. Это и заставило ее проявить жесткую непреклонность в тот момент, когда на горизонте замаячила надежда на долгожданную взаимность.
Главные события
История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского из одноименного романа очень тесно переплетаются с линиями других персонажей. Основные события романа происходят в небольшом поместье Покровское. В нем заправлял состоятельный самодур Троекуров, испортивший отношения со всеми соседями, кроме небогатого, но никогда не пасовавшего перед своевольным помещиком Дубровского. Далее история разворачивается в следующем ключе:
- По нелепой случайности старые друзья ссорятся, и гордый Дубровский не спешит идти на поклон к богатому соседу, из-за чего последний приходит в ярость. Имеющий опыт в отсуживании чужих поместий Троекуров подговаривает начать дело против Дубровского.
- Итог плачевен: у и без того небогатого помещика отбирают последнее — его имение. Естественно, эта новость лишает Дубровского рассудка: он оказывается прикованным к постели. Ухаживающая за стариком крепостная, видя, что дела плохи, вызывает его сына, студента Петербургского университета Владимира Дубровского, в родное имение.
- К моменту приезда Дубровского-младшего в гости к бывшему другу прибывает Троекуров. Однако умирающего помещика при виде обидчика разбивает удар, свидетелем которого становится его срочно приехавший сын. Естественно, последний приказывает Троекурову убираться восвояси.
- Озлобленный помещик решает довести дело до конца, посылая приставов для освобождения имения от осиротевшего хозяина и его прислуги. Крестьяне оказывают исполнительной власти сопротивление, хотя Дубровский всячески отговаривает их. Мотив Владимира прост: он собрался сжечь отчий дом дотла, чтобы не оставлять его врагу. Однако кузнец Архип ослушивается барина, запирая приставов в доме. В результате те сгорают заживо вместе со всем фамильным добром.
- Без вины виноватый Дубровский вынужден бежать и скрываться в лесу. Вскоре становится известно, что в этих местах орудует банда разбойников, которые поражают своей жестокостью и безнаказанностью. Их предварителем является не кто иной, как Владимир. Он желает только одного — отомстить тому, кто погубил его отца.
- Ничего не подозревающий Троекуров приглашает в свой дом французского гувернера по фамилии Дефорж, чтобы тот мог обучать его внебрачного сына Александра. Этим гувернером оказывается блестяще знающий язык Дубровский. Вредный старик не узнает его.
- План мести Владимир выстраивает по ходу событий. Начинается все с того, что он встречает в доме обидчика его дочь — Машу Троекурову, и проникается ее утонченной внешностью, грацией и изысканными манерами. Однако барышня не обращает на приставленного к младшему брату гувернера внимания. Так было до тех пор, пока старик Троекуров не решил испытать так называемого Дефоржа на прочность, заперев его вместе с разъяренным медведем. Отважный Владимир убил зверя, представ героем в глазах Маши.
- Со временем молодые люди поняли, что испытывают друг к другу глубокие чувства, которые усиливались с каждым днем. Внезапная любовь вызывает у девушки большую досаду, ведь в глубине души она понимает, что отец не допустит ее союза с Дубровским. Но все меняется после того, как Владимир приглашает ее на тайное свидание, открывая свои чувства и истинное лицо. Кроме того, он говорит, что вынужден уехать, прося положить подаренное колечко в дупло старого дерева в случае несчастья.
- Несчастье не заставило себя долго ждать, ведь в скором времени к девушке посватался вернувшийся из долгих странствий князь Верейский. Несмотря на явное отчаяние Маши, Кирилл Петрович намеревается во что бы то ни стало отдать ее замуж, покусившись на высокий социальный статус жениха.
- После того как Троекуров узнает о тайной связи дочери с сыном покойного врага, он велит запереть ее в комнате, перенося свадьбу на следующий день. Девушке приходится звать на помощь сводного брата, чтобы он бросил в дупло кольцо. Однако мальчика перехватывают, допрашивают и не дают ему доделать задуманное.
- До самого последнего мига девушка надеется на спасение, но чуда не происходит. Уже после венчания Дубровский со своей бандой останавливает карету с новобрачными, говоря любимой, что она свободна. Выпущенная из пистолета Верейского пуля ранит Владимира, но он повторяет слова, адресованные Маше. Однако последняя отвечает, что уже поздно: теперь она жена князя Верейского.
Составление портрета героини
Несмотря на захватывающий сюжет и глубину чувств главных героев, которую сумел передать писатель, в тексте нет конкретных оценочных суждений. Тем не менее, из некоторых обрывков фраз можно провести не только сравнительный анализ пушкинской героини, но и кратко составить ее портрет.
Характеристика по тексту
Чтобы прочувствовать героиню и понять, почему она решила отказаться от побега с Дубровским, стоит свести своеобразную таблицу из цитат, по которым можно будет восстановить некоторые важные факты из биографии персонажа. Отталкиваясь от них, можно проанализировать основные черты характера Маши Троекуровой.
Характеристика | Цитата из текста | Составление портрета |
Возраст | «…ей было семнадцать лет…» | Как видно, героине было всего 17, но в те времена зрелость наступала гораздо раньше, поэтому рассудительность и мудрость Маши совсем не удивительны. |
Внешность | «…старый волокита был поражен ее красотой…», «…красота ее была в самом цвете…», «…первые удивлялись ее красоте…» | Из перечисленных цитат становится очевидно, что Маша была очень хороша собой и нравилась мужчинам. |
Воспитание | «…оба скоро овдовели, у обоих осталось по ребенку…», «…воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими…» | Мать девушки умерла практически сразу после ее рождения, поэтому ее воспитанием на первых порах занималась французская гувернантка. Отец был очень строг с девочкой, но, несмотря на это, она не чаяла в нем души. Однако эта болезненная привязанность не имела ничего общего с доверительными взаимоотношениями. |
Образование | «…чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кирилловну…», «…огромная библиотека… была отдана в ее распоряжение…», «…по-французски не говорил и она служила ему переводчиком…» | С самого детства единственным развлечением девочки было чтение романов. Помимо этого, Маша занималась музыкой, демонстрируя прекрасные способности. Воспитание французской гувернанткой сыграло свою роль. Барышня прекрасно владела языком, переводила тексты и обращения для своего отца. |
Место жительства | «…росла в глазах родителя…» | Получается, что все годы, начиная с рождения, девушка провела в Покровском, фактически являясь деревенской жительницей. |
Увлечения и кругозор | «…вышивая в пяльцах, перед открытым окошком…», «…Маша имела прекрасный голос…» | Героиня увлекалась вполне характерными для той эпохи занятиями — вышиванием и вокалом. |
Социализация | «…не имела подруг…», «…выросла в уединении…», «…редко наша красавица являлась посреди гостей…», «…она привыкла скрывать от него все свои чувства…» | Дочь Троекурова слыла натурой асоциальной: она не имела подруг и не принимала участия в застольях. Кроме того, она была очень скрытной, старалась никому не показывать своих истинных чувств. Единственным исключением стала история с вынужденным замужеством за князем Верейским. Накануне Маша молила отца, чтобы он не губил ее, откровенно признаваясь ему в своей нелюбви к жениху. |
Троекурова имела не только светлые, но и темные стороны. В качестве примера можно привести как минимум три отрывка из романа, характеризующие ее не самым лучшим образом:
- «…учитель был для нее род слуги…», «…который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку…». Социальные и материальные предрассудки, свойственные знати тех лет, не были чужды и Марии.
- «…с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия…». Несмотря на всю свою скромность и замкнутость, Маша обожала льстивые комплименты в свой адрес.
- «…лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского…». Как видно, вариант побега с любимым девушка расценивает после таких радикальных способов выхода из неблагоприятной ситуации, как суицид и помазание, что также говорит о ее гордыне и снобизме.
В то же время стоит сделать скидку на возраст Троекуровой, а также ее моральную зависимость от властного отца. Примечательно, что в этом вопросе мнение критиков разделилось. Одни утверждают, будто виной всему — банальный страх. Другие видят в поступке девушки огромную любовь к собственному отцу, невзирая на все его недостатки.
Своими словами
Изучение всех перечисленных отрывков и их краткий анализ позволяет самостоятельно составить характеристику Маши Троекуровой из романа «Дубровский». Она может выглядеть следующим образом:
- Молодая и красивая знатная особа с прекрасным образованием, пусть и выросшая в глуши.
- Любящая своего отца дочь, неспособная пойти наперекор его воле, невзирая на собственные чувства.
- Скромная, не избалованная вниманием и не ищущая его отшельница, которая сильно зависит от чужого мнения и от сложившихся в обществе устроев.
- Противоречивая в своих чувствах: Маша воспринимала Владимира не только как свою единственную любовь, но и как потенциального спасителя от брака, которого она боялась сильнее смерти. Однако она предпочла побегу вместе с пришедшим к ней на помощь Дубровским спокойную сытую жизнь со своим законным супругом — князем Верейским.
К фигуре Маши Троекуровой можно относиться по-разному. Для одних она пример стойкости, мужества и благоразумия, тогда как другие усматривают в ней не самые лучшие человеческие качества. Сам Пушкин воспринимал свою героиню как безусловный идеал, считая ее олицетворением благородства, порядочности и добродетели.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Пример 1
Маша Троекурова является одной из главных героинь произведения А.С.Пушкина “Дубровский”. Она потеряла мать, когда была ребенком, поэтому росла под опекой отца и очень уважает Кирилу Петровича. Она старается ему не перечить и выполнять все поручения, чтобы не расстраивать его. Маша не особо близка с ним, потому что он редко проводил с ней время. Всю свою жизнь девушка провела в деревне, подруг у нее не было. Она общалась только с гувернанткой мамзель Мими, редко посещала светские мероприятия. Маша больше любила одиночество и прогулки на природе. Девушке очень нравилось читать, именно из книг она поняла, что такое настоящая любовь. Ее спасением стала библиотека, в которой было огромное количество французских книг, которые ей очень нравились. Маша – очень красивая девушка, даже прожжённый жизнью князь Верейский это увидел. А вот Владимир Дубровский разглядел в девушке не только внешнюю привлекательность. Он видел в ней уникальность и непохожесть на тех девушек, которые думали только о светской жизни. А Владимир теперь ненавидел всю ту общественную систему, против которой теперь и сражался, поэтому девушка была ему близка по духу. Однако Маша поначалу не восприняла Дубровского, он претворялся в то время учителем Дефоржем. Девушка непроизвольно делила людей на сословия, поэтому на простого человека не обратила никакого внимание. Но все поменялось в тот момент, когда Владимир победил в схватке медведя. После этого случая девушка зауважала Дубровского и поменяла о нем мнение в лучшую сторону. С виду Маша очень скромная, одна мы видим ее внутреннюю силу и стойкость. Она решает сбежать с Дубровским, чтобы отец не отдал ее замуж за нелюбимого человека. Она не хочет, чтобы ее брак строился лишь на принципах современного общества, однако желанию девушки не суждено сбыться. Хотя девушка была всегда покорна, она готова пойти против воли отца, лишь бы не попасть в эту золотую клетку. Однако Владимир не успевает вовремя и Машу венчают с Верейским. Здесь девушка выказывает смирение, она поклялась перед алтарем, а значит эти слова священны. Она отказывается бежать с Дубровским.
Маша – олицетворение чистоты и доброты. Девушка поступается собственным счастьем ради нравственных убеждений. Она верна долгу перед мужем. А Дубровский беден, ему нечего предложить девушке. Так общественная система и принципы мешают счастью двух любящих людей.
Пример 2
В своих романах Александр Сергеевич Пушкин очень часто воплощал свои женские идеалы в героинях. Маша Троекурова в романе «Дубровский» – не исключение. Ее характер мне напоминает Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» и Машу Миронову из «Капитанской дочки».
Маша – единственная дочь Кирилы Троекурова. Разбогатев и став известным, он изменился в худшую сторону, стал очень чувствителен к своим прихотям, его настроение могло меняться каждую минуту, был достаточно вспыльчив и невоздержан. Попросту сказать, Кирила Троекуров был самодуром. Это повлияло на становление характера его дочери. Маша достаточно скрытная, редко показывает свои настоящие эмоции, не имеет подруг и находит утешение в книгах, особенно в французских романах. Онегинская Татьяна была такой же. Более того, их объединяет поступок в финалах обеих книг. Татьяна не перестала любить Евгения Онегина из одноименного романа в стихах, однако поставила долг и совесть выше любви. Маша поступила точно также, когда отказалась уехать вместе с Дубровским после церемонии венчания. Она осознавала, что уже стала женой, и пути назад нет. Обе девушки очень благородны, в них развито чувство долга, которое ставят превыше всего, несмотря на это, они умеют искренне и преданно горячо любить. Совокупность таких душевных качеств и обрекает их не несчастливую судьбу.
Более того, Маша достаточно смелая. Она до последнего была готова сбежать с главным героем, практически его не зная, не боялась ни гнева отца, ни неизвестного будущего. Без боязни Маша писала письмо князю Верейскому, без страха попасться просила Сашу помочь положить кольцо. Подобная смелость роднит её со своей тёзкой из другого романа Александра Сергеевича – Машей Мироновой. Та девушка не испугалась просить заступничества за своего любимого у, как она думала, фрейлины самой Государыни, была готова сделать все для его спасения.
Интересно то, как противопоставляется отношение Маши и Владимира Дубровского к крестьянам. Если главный герой относился к крепостным практически как к равным себе, то девушка долгое время не замечала и не воспринимала Дефоржа всерьез, потому что он был просто учителем, никем, по сути.
Таким образом, Маша – добрая и благородная девушка, с чистым и отзывчивым сердцем и развитым чувством долга. Она сочетает в себе лучшие качества, которые может иметь женщина по мнению Александра Сергеевича Пушкина.
Образ Маши из «Дубровского» А. С. Пушкина занимает особое место. Это сильная и в то же время смиренная девушка, судьба которой приобретает трагичный характер. Данный материал поможет при подготовке к урокам литературы.
Внешнее описание
Марья Кирилловна Троекурова – семнадцатилетняя девушка, дочь Кирилы Петровича Троекурова. Героиня обладала внешней красотой: она была в «полном цвете». Мужчины обращали внимание на красоту Маши, удивлялись ей. Дубровский видит внешнее совершенство Троекуровой, даже князь Верейский, будучи «старым волокитой», был поражен внешностью Маши.
Образ жизни
Маша Троекурова рано потеряла свою мать, для нее единственным близким человеком был отец, которого она уважала. Девушка не хотела перечить Кириле Петровичу, поэтому всегда выполняла его поручения и наказы. Несмотря на искреннюю любовь к отцу, Маша Троекурова не особо была близка с ним, потому что она привыкла проводить все свое время в одиночестве.
Маша Троекурова всю свою жизнь провела в деревне. Кроме отца и гувернантки мамзель Мими, у героини никого не было. Троекурова не имела подруг, почти не общалась с противоположным полом. Героиня редко посещала светские мероприятия, которые любил организовывать ее отец.
Внутренние качества
Образ Маши Троекуровой изображается А. С. Пушкиным с любовью и уважением.
Героиня непохожа на других девушек, которых интересовали только светские мероприятия. Маша не интересовалась тем, чем интересуются все дворяне. Она ценила природу, любила гулять в уединении. Героиня увлекалась устным народным творчеством. Маша Троекурова – любительница книг, из которых она поняла, какова истинная любовь.
Маша понравилась Владимиру Дубровскому не столь внешне, сколько внутренне. Ее непохожесть на светских девушек, для которых материальные ценности и положение в обществе были важнее всего на свете, влекла Дубровского, который фактически встал против современной ему общественной системы, отличающейся несправедливостью.
Несмотря на внешнюю робость и скромность, Маша Троекурова – сильная девушка. Она готова сбежать с Дубровским, который хотел отомстить ее отцу, чтобы не связывать свою жизнь с нелюбимым человеком. Брак, в понимании героини, должен строиться не на принципах светского и знатного общества, а в соответствии с настоящей любовью.
Маша Троекурова мечтает об искренней любви и не хочет выходить за князя Верейского, которого она не любит. Чтобы не портить свою жизнь, Маша готова пойти даже против собственного отца, которому был на руку брак Маши с князем Верейским.
Однако сила Маши воедино сливается с ее смирением. Оказавшись связанной браком с князем Верейским, девушка не может противиться этому священному явлению. Маша отказывается бежать вместе с Дубровским и остается верна своему слову, данному под алтарем.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Маши из «Дубровского»», рассмотрит описание внешности, образа жизни и внутренних качества Маши Троекуровой, героини романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каком году было закончено произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?</h3>
- <label>1830;</label>
- <label>1833;</label>
- <label>1836;</label>
- <label>1842.</label>
(новая вкладка)
Автор: · Опубликовано 27.11.2019 · Обновлено 27.11.2019
(370 слов) Марья Кирилловна Троекурова – главная героиня романа А. С. Пушкина «Дубровский». Перед читателем она предстает семнадцатилетней красивой девушкой, скромной и одинокой.
Мать Маши умерла вскоре после ее рождения. Помещик Троекуров очень сильно любил дочь, хотя и не понимал ее, поэтому она, несмотря на свою привязанность к отцу, не могла полностью ему довериться. У героини не было подруг, она не выходила в свет и предпочитала спокойные занятия: чтение, музыку и прогулки. Девушка была талантливой – она умело вышивала на пяльцах, безошибочно повторяя узоры подлинника. У Маши было неплохое образование – она хорошо говорила по-французски, разбиралась в музыке и имела прекрасный голос. Она была верующей и почтительной к отцу, поэтому даже когда старик обрек ее на прозябание с нелюбимым человеком, героиня до последнего отказывалась бежать, пробуя уговорить родителя. Несмотря на отношение грубого отца (он не пускал ее даже в соседние села, часто подшучивал над ней, не принимал во внимание ее желания), она любила его.
Но, несмотря на доброту и кротость характера, девушка все-таки выросла в среде аристократических предрассудков. Она, как и отец, делила людей на сословия и поначалу не воспринимала учителя своего брата и относилась к нему пренебрежительно. Также героиня любила получать комплименты: «Марья Кириловна с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия…»
Но все-таки юная девушка влюбляется, как ей кажется, во француза, хотя ей было немного досадно. Когда учитель признается ей, что он на самом деле Дубровский, Марья готова с ним бежать, спасаясь от брака по расчету: «Участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным…». Она сильно переживала, уговаривала отца не выдавать ее за старого князя Верейского, но Троекуров думал, что это нормальное состояние любой девушки перед свадьбой. Брак с князем был настолько ненавистным, что казался Маше плахой и могилой.
До последнего героиня верит, что Дубровский спасет ее. Но он опоздал. Дав клятву в церкви, Марья Кирилловна Верейская отказывается предавать свои слова и остается с мужем. Возлюбленный покидает девушку и уезжает без нее. Пушкин рассуждает о чести не только в «Капитанской дочке», но и в «Дубровском». Если Гриневу его верность клятве стала спасительной, то Маша губит свою жизнь, оставшись с нелюбимым мужчиной в обществе, которое ее не слышит. Однако нельзя сказать, что она поступила неправильно – выросшая в обществе предрассудков, возможно, Марья бы никогда не обрела счастья в других кругах людей.
Автор: Альбина Исмаилова
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2015/07/masha-troekurova-harakteristika-dubrovskij.html
- https://nauka.club/literatura/kharakteristika-mashi-troekurovoy.html
- https://1001sochinenie.ru/russkie-pisateli-i-poety/pushkin-a-s/dubrovskij/na-temu-obraz-mashi-troekurovoj-6-klass/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/dubrovskiy/obraz-mashi.html
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-mari-troekurovoj-v-romane-dubrovskij-a-s-pushkin/