Сочинение Женские образы в пьесе Островского Гроза

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-Katerina-Tihon-Kabaniha.jpg

Героини пьесы «Гроза» представляют собой галерею ярких запоминающихся образов.В этой статье представлены материалы для сочинения на тему «Женские образы в пьесе «Гроза» Островского».Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Женские образы в пьесе «Гроза» Островского

«Относительно разнообразия женщин Островский далеко оставляет за собой всех прочих писателей его времени. К него не найдете вы, правда, таких безусловно идеальных героинь, каковы Елена в «Накануне» или Ольга в «Обломове»…, ни такие всеобъемлющие по своей широте типы, как Татьяна Пушкина… Островский был реалист в истинном и полном смысле этого слова. Ни одного характера, ни одного типа не найдете вы в его пьесах, безусловно идеального… … типы его в высшей степени конкретны и относительны. Нет никакой возможности отрывать их из той среды, к которой они принадлежат, от их семьи… И вот перед нами проходит самая пестра и разнохарактерная вереница женщин… <…> Что касается до Островского, то он, со своей стороны, не делает ни малейших предпочтений одной из своих героинь перед другой. Объективность его в этом отношении можно уподобить солнцу, которое с одинаковой любовью льет свой свет на маленькую былиночку, равно как и на роскошный дуб, словно внушает нам, чтобы любуясь какою-нибудь victoria regia*, … мы не упускали из вида и незабудочки…» (* victoria regia — самая большая кувшинка в мире)(А.М. Скабичевский, «Сочинения А. Скабичевского», 1890 г.)Образ Катерины Кабановой «… к категории женщин, колеблющихся, нерешительных, боящихся всяких кар … принадлежит и Катерина в «Грозе». … она … обладает от природы художественной натурой и ультрарелигиозным воспитанием… <…>Крайне впечатлительная, нервная, вечно экзальтированная, со своими чисто горячечными грезами и чуть не галлюцинациями, Катерина … до последней степени пуглива и вечно … под гнетом какого-нибудь ужаса, вероятно, под влиянием тех суеверных рассказов странниц… Пройдет по улице сумасшедшая барыня, грозя всем палкой и гееной огненной, и Катерины вся уже дрожит, и сердце у нее упало; послышится гром вдалеке — и новые страхи… <…> … в случае обиды или какого-нибудь притеснения, Катерина … подвержена … той же отчаянности, и тогда куда страх девается… <…> Парни поглядывали на нее, но она никого не любила, а только смеялась над ними. Не любя, вышла она и замуж за Тихона; ее, вероятно, просто выдали за него, а она не сопротивлялась, потому что он был ей не противен, и она его жалела. Но потом, под гнетом тяжкого семейного деспотизма и вечных попреков свекрови, она ожесточилась; муж, оказавшийся тряпкой, не способный защитить ее, сделался ей противен, и она влюбилась в Бориса, который … казался Катерине героем, резко выделяющимся из всего ее окружающего, человеком иного, волшебного мира. И вот начались … колебания…, резкие …вследствие впечатлительности Катерины и ее религиозной экзальтации. … Катерина смотрите на свою страсть к Борису, как на бесовское наваждение, порчу, от которой она и рада бы избавиться, да не может… <…> Не будь Кабановой с ее неумолимым и безжалостным тиранством,… Борис уехал бы, муж простил бы свою преступную жену… Но Кабанова, усугубив свое преследование невестки, скоро доводит ее до … отчаянности. <…> Правда, перед своим падением в Волгу, Катерина, прощаясь с Борисом, как будто отваживается на шаг еще более решительный и не столь малодушный, как самоубийство: она просит Бориса взять ее с собой. Но, по-видимому, это были одни жалкие слова, которым и сама Катерина не придавала большого значения, отлично зная, что Борису невозможно взять ее с собой; она не стала даже и настаивать на своей просьбе.»(А.М. Скабичевский, «Сочинения А. Скабичевского», 1890 г.)Образ Варвары Кабановой «Вот другое дело — Варвара. …Островский едва ли не сознательно вывел ее в контраст Катерине, и контраст этот провел по всей драме. <…> Здесь мы видим полное уже отрешение от всех родовых заветов домостроевской старины и широкое развитие индивидуальности. Женщины этой категории не вешают головы при первой неудаче в жизни, не отдаются пассивно определению судьбы или воле старших; они стремятся самостоятельно и независимо устроить свою судьбу и при своем уме, ловкости и находчивости всегда успевают в этом, выходя замуж непременно за того, кого сами избирают; в девичестве это огневые и бедовые девушки, с которыми родители никак не могут совладать; в замужестве — энергические и неусыпные хозяйки, держащие обыкновенно в ежовых рукавицах весь дом, не исключая своего благоверного. Старуха Кабанова в молодости своей, наверное, принадлежала к этому типу, и Варвара родилась вся в нее. Варвара — прежде всего натура глубоко реальная, чем она и отличается радикально от Катерины; никаких не знает она … страхов: ни сумасшедшая старуха со своими угрозами, ни громы небесные нисколько ее не смущают. Они и говорит-то в пьесе мало, … высказываться — не в ее натуре; она больше действует, и посмотрите, как энергичнее: помогает Катерине видеться с ее любезным, не забывая при этом и себя. Ее обвиняли в рабской лживости и притворстве и ставили ей в пример Катерину, как образец прямо и честной натуры. Но лживость и притворство вовсе не представляют природных свойств Варвары; ведь не лжет же она и не притворяется ни перед Катериной, ни перед Кудряшом. Это … лишь система действий по отношений к одной Кабановой. <…> … у подобных девушек не хватает еще мужества открыто заявлять свою волю, да и трудно это было бы перед Кабановой, но это не мешает им устраивать свою жизнь самостоятельно и по-своему… …сама удалая, она полюбила и парня еще более удалого, который не робел и не молчал перед Диким… <…> И вот в то время, когда разунылый Борис был услан свирепым дядюшкой в Сибирь, а разочарованная Катерина пошла искать правды и утешения в волнах Волги, одна Варвара устроилась благополучно и завоевала то самое счастье, которого добивалась: она убежала с Кудряшом.»(А.М. Скабичевский, книга «Сочинения А. Скабичевского», 1890 г.)Образ Кабанихи «Кабанова. …Все ее суждения исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все развалится… <…>И до конца драмы Кабанова осталась верна своей беспощадной логике, не только ни на минуту не поколебалась, не раскаялась, осталась вполне права в своих собственных глазах, а все развернувшиеся события еще больше утвердили ее в ее убеждениях. И в самом деле: разве невестка своей изменой не осрамила ее дома и не оправдала ее ненависти к ней?»(А.М. Скабичевский, книга «История новейшей русской литературы. (1848-1890)», Санкт-Петербург, 1891 г.)Это были материалы для сочинения на тему «Женские образы в пьесе «Гроза» Островского». В статье приводятся фрагменты из книг А. М. Скабичевского. Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Женские образы в произведении Гроза

Во все времена, в жизни и в произведениях литературы, дома и не балах, с мужчиной или с подругами, женщины оставались и остаются разными. У каждой из них свой характер, свои идеалы, увлечения и стремления. Одна половина женской части человечества совершенно противоположна второй, и это нормально, это течение жизни, но порой бывает так, что эти самые антиподы враждуют между собой и выигрывает, конечно же, тот, кто сильнее и властнее. Так, например, в произведении Островского Александра Николаевича «Гроза» под одной крышей уместились два совершенно противоположных образа.

Первый женский образ – Катерина. Это очень честная и добрая девушка, которая любит и уважает всех, она никогда никого не оскорбляет, не строит и не поучает. Девушка выросла в очень хорошей семье, где её любили, и она была свободной всю свою девичью жизнь до того момента, пока не встретила Тихона и не вышла за него замуж. С самого детства Катерина была открыта всему новому, миру и людям, а ещё она искренне верила в бога и помогала своим родителям. Попав в дом Тихона, она попала и в руки его матери, и была поражена, насколько здесь всё по-другому. Девушке ничего не оставалось, как слушать Кабанову и мучиться-мучиться, пока смерть не придёт за ней, или, как получилось на деле – она не пойдёт навстречу к своей смерти.

Кабанова – властная и деспотичная женщина, которая с одной стороны считала, что мужчина в семье главный и его нужно слушаться, а с другой – командовала своим сыном и его женой. В доме Кабановой царствовали порядки «Домостроя», она требовала слушаться её, уважать и выполнять любую работу, которую она даёт. Катерину она постоянно унижала, обращалась с ней не как с личностью, давила на неё, а когда та, совершив грех, раскаялась, женщина обрадовалась, ведь это новый повод для того, чтобы мучить бедную девушку. Всем понятно, что это не могло продолжаться вечно. К сожалению, из этого не вышло ничего хорошего, и Катерина совершила самоубийство, а Кабаниха, которая пыталась всем навязать своё мнение, заставить подчиняться ей и жить по традициям и выполнять обычаи, в конце концов осталась одна, от неё отвернулся даже сын, на которого она возлагала огромные надежды. Но, как известно, добро всегда сильнее зла, оно побеждает его, а справедливость в итоге торжествует. Так и в этом произведении, Кабаниха получила по заслугам, пусть и такой ценой, как смерть несчастной молодой девушки.

К несчастью, Кабанова всё же сумела довести невестку до такого состояния, но и Катерина, будучи набожной и очень честной, не смогла жить с мыслью о том, что она совершила огромный грех, и не то что Кабанова – она сама не простит его себе никогда.

Конечно, в жизни не бывает только чёрного и белого. Так и в «Грозе», здесь присутствует ещё один образ – Варвара. Это дочь деспотичной Кабанихи, которая несмотря на нравы своей матери, продолжала гулять со своим возлюбленным. Она не была такой, как её брат, она была свободнее. Именно поэтому Варвара и помогала главной героине. Она устроила свидание с Борисом и всегда поддерживала её словами. Варвара бесспорно была доброй, но эта доброта перестаёт быть таковой, когда мы вспоминаем о том, кто её мать. Варвара – сломлена Кабанихой, поэтому априори не может быть положительным персонажем.

Вот так под одной крышей и на страницах одной книги уместились такие разные женщины.

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Известный не только в 19 веке, но и в современном мире драматург Александр Островский так же уделил особое внимание женскому образу. Все героини в его произведениях разнообразны, с неидеальным характером, ярким поведением и своей индивидуальностью. Хорошо проследить многообразие образов можно в драматическом рассказе «Гроза».

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Не менее ярким образом является Варвара, дочь Кабанихи. Живая, идущая против системы и правил своей матери, Варвара помогает Катерине и оказывает поддержку. Но в открытую героиня не действует, она предпочитает хитрость и ложь. В конце Варвара сбегает со своим возлюбленным Кудряшом, пренебрегая законами матери.

Каждая из героинь по-своему интересна, ведь каждая представляет эпоху того времени.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Отзыв о произведении Гроза↑ ОстровскийПейзаж в пьесе Гроза →

Женские образы в произведении Гроза

Несколько интересных сочинений

  • Критика о повести Портрет Гоголя и отзывы современников

    Это произведение Гоголя, написанное при сочетании проблем реальной жизни и элементов сюрреализма вызвало интерес у критики.

  • Жизнь Евгения Онегина в Петербурге с цитатами

    Город Петербург. Именно здесь проходили все театральные представления, массовые балы и развлечения. По этой причине наш герой и не мог бы жить в любом другом скучном городе. Его ни на минуту не оставляло желание и стремление к переключениям.

  • Образ и характеристика Дефоржа в романе Дубровский Пушкина

    Главным и одновременно второстепенным героем произведения «Дубровский» является преподаватель – француз Дефорж, который выполняют ключевую роль в романе. Впервые учитель появился на станции в доме у смотрителя

  • Образ и характеристика Марсилия в Песне о Роланде сочинение

    Марсилий – король испанского города Сарагосы. Персонаж этот отличается самыми неприятными чертами человека — хитроумностью, подлостью, трусостью, меркантильностью и жестокостью. Подтверждается это во многих эпизодах произведения, например, ради того

  • Сочинение Жизненный путь Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

    В замечательном произведении Толстого Война и мир есть множество персонажей, которые заставляют читателя испытывать сопереживание, грусть о его судьбе, или какие то другие эмоции

Автор: · 20.04.2018

(354 слова) Женские образы в литературе играют довольно большую роль. Именно слабому полу порой суждено показать жизнь со всеми трудностями и невзгодами, донести определенную идею до читателей и повлиять на общество в целом. Произведения А.Н. Островского славятся разнообразием женских образов, каждый из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом отражает те или иные черты, характерные для того времени. Особенно это заметно в его драме «Гроза», написанной в 1859 году.

Катерина Кабанова – главная героиня произведения, именно за ее душевными переживаниями мы наблюдаем всю пьесу. Чистая, искренняя, чувствительная девушка, « луч света в темном царстве». С детства она была окружена любовью и заботой своих родителей, поэтому выросла страстной и мечтательной натурой. Она была открыта миру, ей не надо было притворяться, чтобы выразить свои эмоции. Но затем, выйдя замуж за Тихона, она попала в совершенно другой мир, пропитанный злобой и деспотизмом со стороны ее свекрови. Ей была невыносима такая жизнь, вследствие чего она влюбилась в Бориса. Однако, к сожалению, все закончилось печально: Катерина не смогла совладать со своими муками совести, поэтому она погибла, целенаправленно избрав путь смерти.

Другим ярким образом в пьесе стала Марфа Игнатьевна Кабанова. Богатая купчиха и по совместительству мать Тихона, свекровь Катерины. Она же олицетворение тирании и жестокости – черт, присущих этому Калинову. Больше всего на свете она ценит порядки и обычаи, регламентированные Домостроем. Осуждает своего сына и невестку, потому что они поступают не так, как предписано законом. Даже, когда Катерина признается в своем грехе, Кабаниха счастлива, ведь у нее есть повод вечно унижать молодую женщину. Тем не менее, в конце произведения купчиха остается одна, потому что даже ее единственный сын отказался от нее.

Еще одной интересной героиней в произведении была дочь Кабанихи — Варвара. Умная и хитрая девушка, которая презирает законы Домостроя, и пытается действовать по-другому. Именно она уговорила Катерину встретиться с Борисом, так как в ее представлении нужно делать всё, что хочешь. Героиня никогда не выступит в открытую против жестоких порядков, но она готова бороться за свое счастье, используя ложь. В конце концов, Варвара убегает вместе с Кудряшом из родного дома, чтобы начать другую жизнь.

В пьесе Островского мы видим совершенно разных героинь, отличающихся своим мировоззрением. Каждая из них олицетворяет собой определенную группу людей, живших в то время.

Автор: Евгения Седых

Катерина Кабанова – добрая, чистая душой, набожная девушка. Жизнь её несчастна, что она сама понимает и осознаёт. Злая свекровь постоянно досаждает и унижает невестку. Но, несмотря на все эти тяготы своей судьбы – побои мужа и «маменьки», подавление, бесконечные придирки – Катерина продолжает оставаться хорошей, доброй, чуткой и ласковой девушкой. Из-за того, что она влюбилась в Бориса и встречалась с ним противоправно, полностью отдавшись своим чувствам, девушку безостановочно мучила совесть. Это свидетельствует об искренности и честности бедной страдалицы, которая покончила со своей жизнью, бросившись в Волгу.

Значительно отличается от Катерины Варя, дочь злой Кабанихи. Эта девушка своевольная, хитрая, умная. Она себя в обиду не даст и пытается постоять за любимую ею Катерину. Варвара осознаёт: в этой жизни нельзя быть только доброй, поэтому старается вести себя так, как считает нужным. Она осуждает свою мать за поступки, за жестокое обращение со своими детьми – с ней и Тихоном, – за постоянное помыкание всеми членами семьи. Судьба молодой характерной девушки после смерти Катерины складывается так, как и можно было предположить при своевольном нраве Вари: она сбегает со своим любимым в неизвестном никому направлении.

Очень важный персонаж пьесы – Кабаниха. Самая главная угнетательница всех людей в городе на пару со своим кумом. Злая и лицемерная, жестокая и бессердечная – такой образ этой женщины предстаёт нам в произведении. Кабаниха, пытаясь искупить свои грехи, каждый день молится, но следом продолжает совершать ужасные вещи. Смерть Катерины никак не изменит эту купчиху, потому что она не считает себя виновной в этом событии. Ей нисколько не жаль бедную невестку: «Полно! Об ней и плакать-то грех!» Никак не изменится Кабаниха, так и останется до конца жизни черствой, жестокой и безжалостной мучительницей своего сына, потому что больше у неё никого не осталось.

Таким образом, автор показал читателям сильные женские образы. Каждая из перечисленных выше героинь обладает своими характерными только ей чертами, своей особенностью. Кто-то не способен выдержать тяготы этой жизни в силу своей душевной чистоты и непорочности, кто-то смиряется с ними и пытается подстроиться в привычный всем уклад жизни, а кто-то абсолютно губит себя в безнравственных, жестоких поступках, забывая о правильном и человеческом отношении к другим людям.

<glav>Другие темы:</glav>← Роль пейзажа в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз города Калинов → `

Женские образы в Грозе

zhenskie-obrazy-v-groze-10-klass.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Мцыри как романтический герой 8 класс

    Любовь Лермонтова к Кавказу появилась еще в детстве. Царственные горы, прозрачные и чистые реки, роскошная зелень и гордые, мужественные люди, настолько потрясли будущего поэта

  • Вид из моего окна зимой — сочинение

    Вообще, мне повезло с видом из окна в том смысле, что там есть почти всё! А зимой особенно интересно смотреть в окно, так как у меня очень хорошие подоконники – удобно сидеть и смотреть на улицу, ведь холод я не особенно люблю

  • Сочинение История одного города по рассказу Салтыкова-Щедрина

    Большинство читателей считают, что произведения Салтыкова-Щедрина написаны достаточно трудным языком, который могут понимать далеко не все читатели. Но на сегодняшний день его произведения достаточно актуальны

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/06/zhenskie-obrazy-groza-ostrovskij.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/zhenskie-obrazy-v-proizvedenii-groza
  • https://literaguru.ru/zhenskie-obrazy-v-groze-a-ostrovskogo/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/zhenskie-obrazy-v-groze-10-klass

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт