Содержание
- 1 Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»
- 2 Следует хорошо знать значение слов «невежа» и «невежда»
- 3 Правдин обращается к Митрофану с вопросом: «А далеко ли вы в истории?»
- 4 В каком значении слово «история» употребляет Митрофан?
- 5 Скачать:
- 6 Предварительный просмотр:
- 7 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 8 Здесь Вы можете ознакомиться и скачать АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Митрофанушка сдает экзамен: сцена экзамена, как сдавал экзамен.
Эпизод с экзаменом неслучайно расположен почти в самом конце комедии. Для Д.И. Фонвизина важно было сначала в первых трех действиях показать особенности системы воспитания и обучения молодого дворянина. А в конце — результат такого воспитания.
Митрофанушка назван недорослем непросто так. В этот период по реформам Петра I в обязательном порядке было приказано получить образование всем молодым людям из дворянской среды. Недорослями называли как раз тех, кто отказывался и уклонялся от обучения. Таким людям запрещалось занимать государственные должности и вступать в брак.
Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>
Из первых трех действий комедии мы узнаем о жизни Митрофана. Оказывается, он всю свою жизнь только и делал, что гулял, гонял голубей, бранил слуг, много спал и ел. На его образование и воспитание огромное влияние оказала мать. Именно она, открыто осуждая моду на образованных людей, все-таки решает отдать сына на учение. Подсознательно Простакова чувствует, что наступают новые времена и нужно жить по-другому. Но сознательно этого не понимает и не поддерживает. У нее одна наука — дворянский титул и сундук с деньгами. Поэтому, например, о географии она говорит так:
«Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».
Простакова — отрицательный персонаж комедии. Но в ней есть и одна положительная черта — безумная любовь к сыну. Однако именно эта любовь на пользу Митрофану и не идет. Под опекой матери он вырастает ленивым, капризным, эгоистичным человеком, не способным любить, а умеющим только заискивать перед сильными и влиятельными людьми.
Простакова в своем невежестве не замечает, что учителя, которых она наняла для сына — шарлатаны. Но даже если бы они были людьми образованными, все равно их знания разбились бы об «твердолобость» Митрофанушки. Невозможно научить человека, если он сам не хочет приложить к этому усилия. Так, например, Митрофанушка говорит: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз…» Герой учиться не для себя, а для матери. Бездумно подчиняется ее прихоти. А для самого себя ничего не берет из этого опыта. Так, например, и Цифиркин признается, что за столько лет «трудов», Митрофан и до трех считать не научился!
Сцена с экзаменом призвана раскрыть всю степень глупости, бездарности таких невежд, как Простаковы и Скотинины, которые кичатся своим дворянским титулом, но сами по себе ничего положительного не представляют. Д.И. Фонвизин как деятель просвещения считал, что положительный человек — это, прежде всего, гражданин своей страны, умный и образованный человек, который служит на благо Родины. Примерами таких положительных людей в комедии являются Стародум и Правдин. Они — представители прогрессивного дворянства, за которым стоит будущее России. А Простаковы и Скотинины — это дворянство, которое загнивает в своем ограниченном пошлом мирке, главными ценностями которого являются: еда, сон, отдых и деньги.
«Стародум: Ты меня счастливее. Меня трогают люди. Скотинин: А меня так свиньи».
Получается, что на экзамене оценивались не только знания Митрофана в науках, но и жизнеспособность тех идеалов, которые проповедуют Простаковы и Скотинины.
Автор приходит к выводу, что потребительская, пошлая философия старого дворянства, которое не желает идти в ногу со временем: развиваться и учиться, — обречена на крах и вырождение. В этом отношении показателен диалог Простаковой и Стародума.
«Простакова: Без наук люди живут и жили…покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это? Стародум: Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину».
Экзамен Митрофана
В своем произведении “Недоросль” Д. И. Фонвизин затронул актуальную во все времена тему образования и воспитания подрастающей молодежи. Митрофан – центральный персонаж пьесы и сын госпожи Простаковой, которая считает, что незачем загружать голову излишними знаниями. Достаточно только обязательного минимума.
Однако Митрофан в свои шестнадцать лет не умеет складывать даже простые числа или прочитать строку из книги. По этой причине автор называет его “недорослем”.
В четвертом действии мы видим, как Стародум с Правдиным устраивают ему экзамен, чтобы проверить его знания. И как же они удивляются, когда видят, что после стольких лет занятий с тремя частными преподавателями юноша не может ответить, чему равняется дважды два или отличить существительное от прилагательного. Вот небольшой отрывок из сцены экзамена, доказывающий ограниченность Простакова-младшего: “Дверь, котора дверь?” – “Котора дверь! Вот эта”. – “Эта?
Прилагательна”. – “Почему же?” – “Потому что она приложена к своему месту”.
Кстати, имя для героя автор придумал неслучайно. Ведь Митрофан имеет значение “похожий на мать”.
Особого внимания заслуживают учителя “недоросля”, которых госпожа Простакова наняла, чтобы они его обучили простой грамоте. Одному из учителей она заплатила повышенное жалование, так как он приравнивался к “великому ученому”. На самом деле, Вральман – обыкновенный шарлатан, в прошлом работавший кучером у Стародума.
Два других учителя, Цыфиркин и Кутейкин, тоже ничему научить лентяя не смогли. Первый – добрый душой человек, но никогда раньше учителем не работал. Второй – бывший семинарист, но сам малограмотный человек.
Таким образом, мы видим, что Фонвизин высмеивает нравы, сложившиеся в России в конце 18-го века и выражает надежду на развитие лучшей системы образования в будущем. С другой стороны, мы понимаем, что если даже учителя у Митрофана были бы хорошими, он все равно ничему бы не научился, потому что был избалован матерью. Он не стремился к службе, даже невесту ему выбирала сама Простакова.
Сочинение на тему: Экзамен Митрофана в комедии Недоросль, Фонвизин« Краткое содержание рассказа Бунина “Холодная осень”Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тексту 8.4 Открытого банка заданий »
Предложенный в статье материал поможет семиклассникам правильно и всесторонне проанализировать не только эпизод комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» про экзамены Митрофанушки, но и на данной основе выполнить аналогичную работу с другими сценами произведения. Теоретические понятия, введенные в первой части статьи, посвященной второму суммативному оцениванию раздела «Сатира и юмор в литературе», получают здесь практическое применение
(см. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»).
Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»
Автор использует следующие приемы создания комического эффекта:
- Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии и сатиры.
- Гротеск – нарушение жизнеподобия; абсурдное и алогичное сочетание художественных деталей и образов.
- Ирония – скрытый смех.
- Гипербола – преувеличение.
- Уподобление – использование сравнения при создании комического. Прием уподобления человека домашним животным для сатирического осмеяния невежества в комедии «Недоросль».
Комизм этой фразы в том, что Митрофан вообще не учится, ищет разные предлоги, чтобы избавиться от уроков и учителей.
Несоответствие – что Простакова говорит о сыне и что есть на самом деле.
Следует хорошо знать значение слов «невежа» и «невежда»
Это паронимы
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Невежда – малообразованный, малосведующий человек (по словарю С.И.Ожегова)
Дополнительно следует прочитать об этих словах словарную статью В.И.Даля
Правдин обращается к Митрофану с вопросом: «А далеко ли вы в истории?»
Комизм этой реплики заключается в том, что слово «история» — многозначное, имеет 7 значений.
В каком значении слово «история» употребляет Митрофан?
- Действительность в ее развитии
- Наука о развитии общества
- Ход развития, движения чего-то (история нашей дружбы)
- Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества
- Наука о развитии какой-нибудь области знания
- Рассказ, повествование (разг.)
- Происшествие, преимущественно неприятное, скандал (разг.) – Вот так история!
Кстати, фамилия «Вральман», имя Адам Адамыч, имя Хавронья (искаженное имя «Февронья») – «говорящие», характеризующие человеческие качества и учителя, и рассказчицы, что тоже создает комический эффект. Митрофан – греческое имя, в переводе означает «похожий на мать».
Род занятий Хавроньи – скотница («работник, ухаживающий за домашним скотом»). Слова «скот», «скотский» постоянно звучат в речи Простаковой как бранные, презрительные. Можно представить, какие «истории» рассказывала Хавронья.
Простакова уговаривает любимого сыночка не упрямиться, а себя показать
(«себя показать» — фразеологический оборот, обозначающий проявление своих качеств и способностей в полной мере).
Просит сына ради выгоды отвечать на все вопросы.
Он может рассказать выдуманный сон о побоях, которыми награждает безответного отца любимая матушка, нагрубить няньке, которая вскормила его. А вот в науках – не преуспел. Но не потому, что не может. Скорее всего, не хочет.
Просьба матери взывает у него негодование: «Пристали, как с ножом к горлу». Этот фразеологический оборот обозначает добиваться чего-нибудь «настойчиво, неотступно, навязчиво» и имеет маркировку «просторечный».
Просьбу Митрофан воспринимает как оскорбление. Ведь он испытал настоящие муки учения.
«Зачем нужна наука география?»
Стародум замечает, что знание географии поможет сориентироваться поездке.
Простакова: «Да извозчики-то на что? Это их дело. И наука не дворянская».
Выражение стало крылатым.
В довершении высказывания Простаковой звучит «коронная» фраза: «… то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Цель эпизода: показать меру невежества породы Скотининых, неграмотных в прямом значении этого слова: не умеют читать и писать.
В заключительном монологе-саморазоблачении Простакова признается в самых сокровенных мыслях. Ее фраза – «Без наук люди живут и жили» — для нас не является неожиданной. Ведь мы, читатели, видели, что обучение Митрофана формально. Учителя ничего не дали недорослю. Да и сами многого не знают и не понимают. Науки в список ценностей Скотининых не входят.
Страшен Митрофан? Смешон? Безобиден? Опасен?
Обратимся к реплике Митрофана: «За людей приниматься?» Читай: с крепостными расправляться?
Достойный потомок Скотининых. Не только будущий, но и настоящий жестокий крепостник.
Пафос комедии – сатирический
В основе комедии лежит художественный прием, который называется антитеза (противопоставление, контраст) – просвещенные добродетельные дворяне (Стародум, Правдин) и невежественные злонравные помещики (Простакова, Скотинин) противопоставлены друг другу.
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,
учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный
Опубликовано 05.10.2013 — 15:52 —
презентация к уроку по литературе 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.i.fonvizin.kak_vospitat_istinnogo_grazhdanina.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе ( 9 класс)
Тема: РР. Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки». Проблема воспитания в комедии. Смысл финала
Цели:
- формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;
- содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;
- учить анализировать и обобщать приобретённые знания;
- развивать речевую активность;
- воспитывать гражданские качества ( “…есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”).
Ход урока
1. Слово учителя
В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.
Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И проблемный вопрос нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”
2. Беседа (проверка письменного задания)
Раскрывая тему воспитания, автор говорит устами своего героя Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства”.
(Эти слова записаны на доске.)
-Каких принципов придерживается Стародум в воспитании, образовании, службе?(действие 3,стр.33-39)
— Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мы воспитаем, в таком обществе и будем жить”.)
Зачитайте ответы Стародума по воспитанию истинного гражданина (действие 4-стр.55-60). Что бы вы изменили, что, на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения.
— Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)
— А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему?
— Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? (Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)
Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.
-Какой была обстановка в России этого периода?
Общественно-политическая обстановка в России последней трети XVIII века сложилась противоречивая: с одной стороны — развивается и крепнет наука, культура, просвещение, прогрессивные умы стараются изменить общество; с другой стороны – правительственная реакция, которую поддерживают власть имущие, они борются со всем новым, передовым, не понимают, боятся прогрессивных преобразований.
— Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (Ответы учащихся.)
Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.
— Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)
3. Приём “хорошо – плохо”
— Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (Ответы учащихся.)
— Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?
Хорошо |
Плохо |
— Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.
Но чего нет в такой любви, в таком воспитании?
(Один из ответов: в любви и воспитании г. Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящего гражданина. Это нравственный калека.
4.Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки»(действие 4.,явление 8, стр.66).
— А что же сам Митрофанушка, каков он? Давайте посмотрим, где кроется причина того, что Митрофанушка стал тем, кем он стал.
Отец. Мать. Дядя. Невежественный, ограниченный, интересы – скот. Скотинины и воспитывались в невежестве. |
Идёт служить на низкую должность. Он не может справляться со своими обязанностями. Не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином. |
-Какие выводы делает Стародум ( действие 5,стр.72-73): истукан, дурное воспитание, невежда и невежда, развращённая душа, во зло употребляемая сила, власть над людьми)?
5. Итог
— Мы увидели, что представляет из себя герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофанушка, посмотрели, из чего складывалось его воспитание в семье, в каком обществе он жил, каково его отношение к окружающим, к обществу, что его ожидает в будущем.
— Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?
(Вывод делают учащиеся. Один из ответов: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её. И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)
— Вспомните примеры в литературе: этот же период, эпоха, тоже дворянская семья, но этого героя мы называем истинным гражданином…(Учащиеся: это Пётр Гринёв. Его действительно можно назвать истинным гражданином. Главным в родительском воспитании было служение Отечеству, соблюдение чести дворянина, “ беречь честь смолоду…”
И Пётр Гринёв сам старался быть таким, каким был его отец, каким его воспитывали родители, быть гражданином.)
6. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ 2-х эпизодов: 1. «Встреча Аксиньи с ландышем» по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода «Изображение снежного заноса» по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон» (Кн.3,ч.6,гл.50).
Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение — анализ эпизода….
Конспект урока по литературе в 9 классе «Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о…
Проблемы воспитания истинного гражданина.Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Проблемы воспитания и образования гражданина своей страны до сих пор остаются актуальными. Злободневность и важность вопросов, поставленных в комедии «Недоросль» должна привлечь внимание не толь…
Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
На данном уроке по теме «Проблемы воспитания и гражданственности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» происходитуглубление знаний по содержанию комедии, развитие умения составлять характери…
Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
Цели урока:Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации зн…
КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить…
Тема: «Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы».
Цель урока: показать мастерство А.С.Пушкина в изображении характера цыган…
- Мне нравится
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Митрофанушка сдает экзамен: сцена экзамена, как сдавал экзамен.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Фонвизин Д. И.» АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Митрофанушка сдает экзамен: сцена экзамена, как сдавал экзамен Фонвизин Д. И. все сочиненияФонвизин Д. И. краткие содержания
Митрофанушка – это пример недоросля, о которых говорил Петр 1 в своем указе. Он выдал постановление, что таким детям дворян без образования нельзя ни служить, ни вступать в брак.
В семье Простаковых образование не в почете. Они гордятся тем, что в их роду не было образованных. Своего же сына они по моде заставляли учиться. Но в этих уроках не было толку. Митрофан только ел.
Однажды Простакова хотела показать своего сына и выбить для него завидную невесту.
Поэтому решила, что ему нужно перед важными людьми показать свои знания. Правдин провел для юноши экзамен.
Как оказалось, Митрофан ничего не знал. Он не мог считать и не понимал арифметику. Его учитель Цыфиркин со вздохом говорил о том, что он даже до трех не посчитает.
Когда Правдин стал расспрашивать про географию, то и Митрофан и его мать попали в смешное положение. Они понятия не имели, что это за наука. Историю он также не освоил. Но здесь есть и вина учителя, который всей обманывал, а на самом деле ничего не знал про историю.
Полезный материал по теме: Скачать АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Митрофанушка сдает экзамен: сцена экзамена, как сдавал экзамен
<legend>Tags</legend>АНАЛИЗЭПИЗОДАМитрофанушкасдаетэкзамен:сценаэкзамена,каксдавалэкзамен
Похожие сочинения
Отправить сочинение на почту
<label>Email</label>Используемые источники:
- https://sochinyalka.ru/2018/10/analiz-epizoda-s-ekzamenom-mitrofana-po-komedii-fonvizina-nedorosl.html
- https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-ekzamen-mitrofana-v-komedii-nedorosl-fonvizin/
- https://bambi-astana.kz/articles/analiz-epizoda-iz-komedii-difonvizina-nedorosl
- https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/05/analiz-epizoda-ekzamen-mitrofanushki-problema-vospitaniya-v
- https://my-soch.ru/sochinenie/analiz-epizoda-mitrofanushka-sdaet-ekzamen-scena-ekzamena—kak-sdaval-ekzamen