Особенности жанра и композиции романа И.А. Гончарова «Обломов»

Обломов
255px-%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2.jpg
Жанр социально-психологический роман
Автор Иван Александрович Гончаров
Язык оригинала Русский
Дата написания 1847—1859
Дата первой публикации 1859
Предыдущее Обыкновенная история
Следующее Обрыв
15px-Wikisource-logo.svg.pngТекст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике

«Обло́мов» — роман, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в период с 1847 по 1859 год. Впервые был опубликован в 1859 году.

Роман входит в трилогию вместе с произведениями «Обыкновенная история» и «Обрыв», являясь её второй частью.

История создания

Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 12 лет. В 1848 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение.

Работа над романом шла медленно, в конце 1840-х годов Гончаров писал издателю Андрею Краевскому:

«Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить <…> У меня вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело».[1]

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задаётся вопросом: что же такое «обломовщина» — «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, и добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.

Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, — писал Гончаров, — после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» — у меня уже в уме был готов план „Обломова“». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.

Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвёртой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году.

Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвёл некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом: любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Опубликованный в 1859 году роман был встречен как важнейшее общественное событие. В газете «Правда» в статье, посвящённой 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писалось: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Сюжет

Роман рассказывает о жизни помещика Ильи Ильича Обломова, который вместе со своим верным слугой, Захаром, живёт в Петербурге, на Гороховой улице. Илья Ильич редко поднимается с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет; лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие беды (упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры) не могут сдвинуть его с места.

Его друг детства, Андрей Штольц из обрусевших немцев, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться и окунуться в жизнь. Обломов влюбляется в талантливую и прогрессивно мыслящую Ольгу Ильинскую и впоследствии, после долгих раздумий и отступлений, делает ей предложение.

Однако, поддавшись интригам подлого Тарантьева, Обломов переезжает в нанятую ему квартиру на Выборгскую сторону (в то время дальняя сельская окраина города), попадая в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Постепенно всё хозяйство Ильи Ильича переходит в руки Пшеницыной, а сам он окончательно угасает в бездеятельности и безволии. По Петербургу ходят слухи о скорой свадьбе Обломова и Ильинской, но, узнав об этом, сам Илья Ильич ужасается: ничего ещё, по его мнению, не решено. К нему в дом приходит Ильинская и убеждается, что ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный «сон», и их отношения прекращаются. В то же время дела Обломова прибирает к рукам брат Пшеницыной, Иван Мухояров (в отличие от сестры, человек бесчестный и жестокий), который запутывает Илью Ильича в своих махинациях. Добродушная Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось бы, починить уже никому не по силам. В расстроенных чувствах Илья Ильич заболевает горячкой. От того, чтобы ему не стать полностью обобранной жертвой мошенничества, его спасает лучший друг Штольц.

Через год Пшеницына влюбляется в Илью Ильича, и впоследствии у них появляется сын Андрей, названный в честь Штольца. В то же время Ильинская, разочаровавшаяся в первой любви, выходит замуж за Штольца; он же, спустя некоторое время, посещает Обломова. Больной и рано разбитый инсультомиз-за малоподвижного образа жизни, предчувствуя скорую смерть, Илья Ильич просит своего друга не оставлять его сына. Через два года Обломов тихо и незаметно умирает во сне; на его могиле цветет сирень и пахнет полынью. Его сына выпросили на воспитание Андрей и Ольга Штольц (бывшая Ильинская); Пшеницына сосредоточила все свои чувства на сыне, а верный слуга Захар — старик, переживший своего молодого хозяина, — с горя запил и начал просить милостыню.

Действующие лица и некоторые цитаты

Главные герои

  • Илья Ильич Обломов — помещик, дворянин, живущий в Петербурге. Ведёт ленивый образ жизни, ничем не занимаясь, кроме размышлений и мечтаний в постели и поедания жирной пищи, поэтому, будучи ещё довольно молодым человеком (30—33 года), имеет тучное, заплывшее тело. Несмотря на это, Обломов далеко не глуп: он получил хорошее образование европейского уровня, читал сочинения философов и современных поэтов (хотя ко времени действия романа уже потерял интерес к чтению). Главные достоинства Обломова отмечают другие персонажи. Например, друг героя, Андрей Штольц, говорит:
«Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдёт навыворот — никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердца не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя».
Несмотря на внешние недостатки, нерешительность и некоторую неуклюжесть, Обломов — любимец женщин. Сначала в него влюбляется Ольга Ильинская, а затем — Агафья Матвеевна Пшеницына. Хотя и кажется, что Обломов неспособен ни на какие решительные действия, он даёт пощёчину приятелю Тарантьеву, когда тот оскорбляет достоинство Ольги. По мнению ряда критиков, Обломов — жертва феодальной эпохи; яркий образец крепостничества, неспособный к действию как представитель теряющего силы дворянства. В детстве о герое заботятся крепостные крестьяне, поэтому в 30 лет он уже не может сам надеть на себя чулки. Он беспомощен, прежде всего, как помещик, который не знает своё собственное хозяйство и надеется на умения третьих лиц (приказчиков, поверенных).
  • «Жизнь есть поэзия».
  • «Трогает жизнь, везде достаёт».
  • «Кого не любишь, кто не хорош, с тем не обмакнёшь хлеба в солонку».
  • «Человека, человека давайте мне!».
  • «Всё знаю, всё понимаю — но силы и воли нет».
  • «Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве».
  • «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нём самого себя и обращайтесь с ним, как с собой».
  • Захар Трофимович — слуга Обломова, верный ему с детства. Неуклюжий, ворует по мелочам, но невероятно предан своему барину. Воспитан в старых патриархальных традициях. Замахивается кулаком на свою жену Анисью, считая себя умнее её, хотя Анисья доказывает обратное.
  • Андрей Иванович Штольц — друг детства Обломова, наиболее близкий ему человек. Наполовину немец, практичный и деятельный. Практичность Штольца настолько велика, что он просчитывает каждое своё действие, но в то же время он добр, благороден и честен, хорошо знает человеческое сердце. Эти качества привила герою его мать, русская поместная дворянка. Штольц задуман Гончаровым как совершенный герой, образец для подражания. Современники писателя считали, что образ Штольца неубедителен и отказывали ему в совершенстве. В частности, славянофилы упрекали героя за излишнюю рациональность. Фамилия Штольц (нем. Stolz) в переводе означает «гордость».
  • «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».
  • «Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».
  • «Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».
  • Михей Андреевич Тарантьев — знакомый Обломова, грубый и хитрый. Разрабатывает мошенническую схему, в которую втягивает наивного Обломова вместе со своим сообщником — братом Агафьи Пшеницыной — чиновником Мухояровым. Однако Штольц срывает их планы, после чего Обломов ссорится с Тарантьевым, и больше они не встречаются.
  • Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка; возлюбленная Обломова, затем жена Штольца. По замыслу Гончарова, совершенная героиня, которая гармонично совмещает в себе «ум» и «сердце». Обломова она любит за чистую, благородную душу; в Штольце же ценит, прежде всего, его решительность, трудолюбие. Ольга — сирота, до замужества живущая на попечении у тетки. Признаваясь Штольцу, что доверяет ему «безгранично, как матери», отмечает высокую роль, которую он играет в её жизни. С образом Ольги связана проблема права женщины на вторую любовь. Расставшись с Обломовым, Ольга верит, что больше любить не будет потому, что это было бы безнравственно: «Любят только однажды». Однако Штольц уверяет её, что любовь к Обломову была ошибкой, приготовлением к настоящей любви, то есть к союзу с ним, Штольцем. Не все критики соглашаются с позицией героя, утверждая, что Ольга была предназначена именно Обломову. На это указывает её фамилия — Ильинская, которая дублирует имя и отчество Обломова. После свадьбы со Штольцем Ольга меняет фамилию на Штольц.
  • Анисья — кухарка Обломова. Анисья — хорошая хозяйка, трудолюбивая, проворная женщина; довольно неглупа. Она выходит замуж за слугу Обломова Захара, но спустя несколько лет умирает от холеры. Находит родственную душу в Агафье Пшеницыной; вместе они занимаются хозяйством.
  • Агафья Матвеевна Пшеницына (фамилия досталась от первого мужа) — вдова, хозяйка квартиры, в которую переехал жить Обломов. Впоследствии становится женой Ильи Ильича. Необразованная, но хозяйственная и добрая женщина. Пшеницына закладывает жемчуг, полученный ею в приданое, чтобы заботиться об Обломове — вкусно кормить и поить его. Пшеницына — своеобразный антипод Ольги; если образ последней раскрывается через её душевные качества, то Пшеницына «высказывается» через телесность: Обломов заглядывается на её голые локти и полные белые ноги. Пшеницына рожает Обломову сына Андрюшу, которого после смерти Обломова отдаёт на воспитание Ольге и Штольцу. Этот поступок говорит многое о её социальной психологии: Андрюша, как и его почивший отец, — барин, дворянин; ему не пристало жить в бедном чиновничьем доме, не иметь возможности пользоваться своими дворянскими правами и привилегиями.
  • Иван Матвеевич Мухояров — брат Пшеницыной, чиновник. Типичный «винтик» бюрократической машины: подлый и безнравственный человек, пускающийся в аферу, чтобы красть деньги у сестры и Обломова. В этом деле ему помогает Тарантьев. После вмешательства Штольца теряет своё место, пытается заниматься коммерцией, но разоряется. В конце концов, ухитряется возвратиться на старое место.

Герои второго плана

  • Волков — гость в квартире Обломова. Живёт светской жизнью.
  • Судьбинский — гость. Чиновник, начальник отделения. Противоположность Обломова.
  • Пенкин — гость. Писатель и публицист.
  • Иван Алексеевич Алексеев — гость в квартире Oбломова, «безликий намёк на людскую массу». Точно неизвестно, какова его настоящая фамилия: кроме Алексеева, его называют, например, Андреевым.
  • Марья Михайловна — тётка Ольги Ильинской.
  • Сонечка — подруга Ольги Ильинской.
  • Барон фон Лангваген — друг Ильинских.
  • Андрей Ильич Обломов — сын Обломова и Пшеницыной.
  • Катя — горничная Ольги Ильинской.
  • Ваня — сын Пшеницыной от первого брака.
  • Маша — дочь Пшеницыной от первого брака.
  • Акулина — кухарка в доме Пшеницыной.

Критика

Известный критик Николай Александрович Добролюбов написал об этом романе свою знаменитую статью «Что такое обломовщина?», в которой описал основные идеи романа со своей точки зрения. Статья Добролюбова во времена СССР часто публиковалась в одной книге вместе с романом. Добролюбов называл «Обломова» «знамением времени»[2].

Более разносторонне роман рассмотрен в статье «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова» другого известного критика Александра Васильевича Дружинина.

  • Нечаенко Д. А. Миф о сновиденности русской жизни в художественной интерпретации И. А. Гончарова и И. С. Тургенева («Обломов» и «Новь»).
  • Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. Стр. 454-522. ISBN 978-5-91304-151-7.

Адаптации

  • Обломов (телеспектакль)
  • Несколько дней из жизни И. И. Обломова — кинофильм из двух частей Никиты Михалкова по мотивам романа.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 7 января 2021 в 01:45.

Роман Гончарова «Обломов» является второй частью трилогии, в которую входят его произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Это роман о человеке, идеалисте и мечтателе, отрицающем деятельную жизнь. Предлагаем к изучению анализ произведения по плану, данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Год написания – 1847 – 1859 гг.

История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.

Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте. Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершен, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически, автор явился прообразом своего героя.

События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, переделана и дописана. Годы написания этого романа – 1847-1859.

Тема

Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающеюся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что все общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшего какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своем собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

В «Обломове» анализ произведения показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идет деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, от которых и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстается с Ольгой.

В заключительной части романа, герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но счастье их было недолгим, Обломов умер.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Обломова».

Жанр

Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – реализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – все это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.

Роман-автобиография создавался в упрек своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки, и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», вывод «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ Чехова «Человек в футляре»?</h3>

    • <label>1896;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1898;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)Содержание:

История написания

«Обломов» — второй роман в трилогии «Три О», которая также включает произведения «Обрыв» и «Обыкновенная история». На замысел создания этого литературного шедевра Гончарова подтолкнула публицистика критика Белинского, который являлся большим противником сословного строя и помещичьего дворянства. Творческая история, сюжет и композиция «Обломова» тесно связаны с жизнью автора:

  1. Писатель говорил, что персонаж Обломова в основном автобиографичен. Гончаров сам являлся очень ленивым, предпочитал покой, спокойную музыку, раздумья, а не беспокойную суету.
  2. Персонаж Ольги Ильинской собрал в себя одновременно нескольких девушек, которых знал писатель.

Это произведение стало важнейшим этапом в жизни автора. О нем сам Гончаров говорил: «Я описал собственную жизнь и то, что к ней прирастало».

Трудился писатель над сочинением тяжело и медленно, постоянно переделывая текст. Первая публикация книги появилась в 1859 г. — через 12 лет после начала работы.

Построение и композиция

Особенность романа «Обломова» заключается в круговой композиции. Действие в произведении является круговоротом: сон переходит в пробуждение, пробуждение — в сон.

Композиционная схема и принцип построения выглядят следующим образом:

  • завязка произведения происходит зимой, когда Обломов погружен полностью в себя и оторван от всего мира;
  • экспозиция — начало пробуждения главного героя, которое совпало с весной;
  • кульминация произведения и любовного сюжета происходит летом;
  • в заключении композиция становится замкнутой в кольцо. Обломов опять погружается в себя с приходом осени.

В романе раскрывается несколько конфликтов. Первый рассказывает о противостоянии между Обломовым и обществом, которое герой не воспринимает. Описывается противоборство главного персонажа с собственной сущностью. Помимо этого, в отдельной главе происходит любовный конфликт: Герой выбирает среди двух девушек, у которых диаметрально противоположный характер.

Краткое содержание

Роман открывает эпизод пробуждения помещика Обломова. Он узнал о плачевном состоянии своего родового поместья — «Обломовки», и о нехватке средств, но Илья Ильич ничего особо не предпринимает.

Неожиданно к главному персонажу приезжает его старинный приятель Андрей Штольц — активный человек и удачный предприниматель. Он пытается расшевелить Обломова и знакомит его с привлекательной женщиной — Ольгой Ильинской. Между ними начинает завязываться роман. Илья Ильич на время избавляется от апатии и по-настоящему влюбляется. Но очень скоро герой остывает и возвращается в прежнюю духовную спячку.

Во время переезда из старой квартиры Обломов стал жертвой мошенников и чуть не потерял свои сбережения, но в самый ответственный момент его спас Штольц, взявший имение героя под свой контроль.

Через определенное время Илья Ильич сближается с дворянкой Пшеницыной, у них рождается ребенок. Полностью абстрагировавшийся от реальности герой умирает от апоплексического удара, опекунство над его сыном взял Штольц, который женился на Ольге.

Описание персонажей

Нужно отметить, что в произведении присутствуют говорящие фамилии. К примеру, они есть у всех второстепенных героев. Тарантьев обозначает «тарантул», журналист Пенкин происходит от слова «пенка», это символизирует дешевизну его работы.

Система образов в романе «Обломов» кратко описана в таблице:

Главный герой Характеристика
Илья Ильич Обломов Происходит из древнего помещичьего рода, чиновник в отставке, очень ленивый полноватый человек, склонен к размышлениям. Воспитывался в родовой усадьбе, окруженный всеобщей заботой, вследствие этого вырос совершенно неприспособленным к жизни. Попытался работать чиновником, но не выдержал давления, после уходит в отставку и снимает квартиру, в которой, философствуя, проводит всю жизнь. Попытка пробудить Обломова завершается полной неудачей, и он еще глубже погрузился в собственные мысли.
Андрей Штольц Худой, прагматичный и целеустремленный человек. Получил строгое воспитание, а затем его и вовсе выставили из дома. Сам добился дворянского статуса и стал богатым. С юных лет дружил с Ильей и участвовал в его судьбе. За счет Ольги Ильинской хотел вывести друга из апатии, но у него не вышло. Спас друга от мошенников, взяв контроль за имением на себя, после воспитывал его сына. Женился на Ильинской, но союз был несчастливым.
Агафья Пшеницына Добродушная, но недалекая девушка, работящая, вежливая и скромная домохозяйка. Единственное занятие — работа по хозяйству и походы на базар. Не читает и не интересуется происходящими событиями. Стала идеальной женой для Ильи Ильича.
Ольга Ильинская Привлекательная, жизнерадостная и умная женщина. Из интереса решила помочь Штольцу пробудить Обломова. Но через время их взаимоотношения переросли в любовь. Была помолвлена с Ильей Ильичом, но свадьбы не происходит. Разбитая горем из-за этой любви, выходит замуж за Штольца. Их союз получился благополучным, но отношения остаются прохладными.
Захар Слуга Ильи Ильича, зловредный, ленивый и грубоватый мужик. Плохой работник. Часто говорит гадости про Обломова, но при этом предан ему и не терпит хамства в сторону своего хозяина от остальных людей. После кончины главного персонажа стал попрошайкой и искренне скучает по нему.

Основная тематика

Тематика произведения Гончарова описывает все сферы дворянской жизни XIX века. Писатель в романе поднимает следующие вопросы:

  1. Детство. Оно в произведении показывается важным этапом в строении личности человека. Уже в это время герои стали теми людьми, какие они есть. Но воспринимают они это абсолютно по-разному. Для Обломова детство — потерянный рай, для Штольца — источник опыта.
  2. Воспитание. Автор показал, насколько разными вырастают дети, которые воспитываются в различных условиях.
  3. Мечта. Гончаров говорит, что человек, который живет лишь мечтаниями, обречен на несчастья в дальнейшей жизни. Обломов не приспособлен к существованию и обрекает окружающих на жертву ради его спасения.
  4. Труд. Писатель воспевает трудящихся людей, которые сами смогли добиться успеха. Но на примере Штольца он показывает, что у этого человека могут быть крайности, он превращается в надежный, но шаблонный механизм, воспринимающий жизнь только с точки зрения работы.
  5. Любовь. Как считает писатель, это прекраснейшее чувство, которое на самом деле может изменить человека. Но при этом любовь иногда причиняет и вред. Ильинская переживает за несостоявшуюся свадьбу, но это происходит без последствий, при этом Обломов еще сильней замыкается в себе.

Раскрытие проблем

Проблематика в произведении такая же интересная и насыщенная. В романе Гончаров поднимает такие вопросы:

  1. Обломовщина. Под этим понятием писатель понимает образ мыслей, когда человек, отрекаясь от реальности, начинает погружаться в идеалистические воспоминания о прошедшем. Он не творит и не разрушает, а только наблюдает галерею воспоминаний. Это отказ от настоящего, который неизбежно заканчивается гибелью души.
  2. Лишний человек. Автор описывает образ героя, который из-за дворянского воспитания неспособен жить самостоятельно. Через Обломова Гончаров показывает деградацию помещичьего сословия: оно не способно приспособиться к нравственным и бытовым изменениям. Общество не может постоянно содержать этих паразитов.
  3. Смысл жизни. Гончаров показал читателю две крайности. С одной стороны, описывается Обломов, всю жизнь посвятивший ленивым размышлениям, а с другой стороны, Штольц, для него нет ничего важней работы. При этом оба персонажа так и не добились настоящего счастья и не поняли смысла жизни.
  4. Жизнь Ильи Ильича. Автор в некоторой степени симпатизирует этому персонажу, он показывает его нравственное превосходство перед суетливостью и черствостью остальных людей. Но писатель пытается донести, что его образ жизни губителен как для него, так и для людей, которые от него зависят.
  5. Причины лежания Обломова. Писатель описал несовершенство барского воспитания и общества, что в результате создало прослойку людей, которые не приспособлены к какой-либо деятельности. Дворянин нашел для себя место на диване, поскольку его жизнь не принуждала трудиться. Он был рожден с серебрянкой ложкой во рту, у него не было необходимой мотивации, чтобы отыскать себе место под солнцем, поскольку у него и так все есть. Главный герой мог бы появляться в обществе и тратить там деньги, как и многие дворяне, но по своему характеру этот персонаж был замкнутым. Лишь раздумья занимали его, поэтому его происхождение и мыслительный образ объединились в одном месте — на диване.

Лень описана в произведении, как опаснейший порок человека, приводящий его в начале к духовной, а затем и к физической смерти.

Главная мысль

Автор описал в произведении отмирание старого строя и начало новой эры. В этом и состоит основная мысль. Читатель видит дворянство в образе Обломова, которое находится в глубоком идейном кризисе, слабое и равнодушное ко всему. Но при этом можно увидеть новое поколение в описании Штольца — работящих, талантливых капиталистов, предпринимателей, живущих лишь работой и получением прибыли.

Основная идея Гончарова состоит в надежде, что Россия выделит для себя из двух крайностей лучшее. Произведение учит, что человек обязан честно трудиться, чтобы чего-то достигнуть в жизни, а не только думать о смысле бытия. Но при этом он не должен усмирять в себе человеколюбие. Поскольку лишь раздумывая об окружающем мире и собственной жизни, придаваясь ностальгии, думам, мечтаниям, человек может быть действительно счастливыми. Этот вывод напрашивается после прочтения романа «Обломов».

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/обломов
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/oblomov/analiz-proizvedeniya-goncharova-i.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/zhanr-romana-oblomov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт