Содержание
Комедия была написана в 1781 году и героями в ней предстали разные слои населения — крепостные, прислужники, люди дворянских кровей, высокопоставленные чиновники. “Недорослью” называли тех, кто по какой-либо причине не получил свидетельства о том, что он прошел науку в учителя и владеет определенными знаниями. Такие “недоросли” не имели права служить в войске — их просто не принимали служить, им даже не позволено было венчаться и создавать семью.
Понятие о комедии Фонвизин приобрел во Франции, где он получал знания о юриспруденции, философии, экономике данного государства. Не прошел он и мимо культурной жизни Франции — часто посещал театры и именно там увидел, что такое комедия. Вернувшись в Россию, он попробовал написать нечто такое, что пришлось бы по душе читателям. В комедийных пьесах обычно высмеиваются порочные недостатки каких-то людей: недалекой власти и их непонятных законов, несовершенности системы государства (например, судов), необразованности и глупости обычного народа, отсутствия представления о человеке, зрелом морально и духовно, о понятии манер и соблюдения этикета.
Фонвизин работал над пьесой в течение трех лет, но литературные критики упоминают о ранней версии текста пьесы, в которой фигурируют другие герои, развивается совсем другой сюжет. Говорят, что ранняя версия совсем отличается от всем известного сочинения — даже композиция совсем иная, не говоря уже об образах и идейной наполненности.
В пьесе осуждаются принципы воспитания дворян, которые становились не высокообразованными, а наоборот, злыми и глупыми. Это отражалось даже на фамилиях, которые были указанием на некий недостаток дворянина, совсем недавно получившего “образование” и дворянский титул.
“Недоросль” как литературное явление привлекала внимание многих писателей последующих поколений — они с удовольствием прослеживали развитие событий в произведении и эволюцию образов и их характеров. Гоголь говорил, что эта пьеса — сплошная карикатура на все русское. Хотя это можно не называть карикатурой, это природное поведение и характер обычного русского человека. Екатерина II поняла настрои, отображенные в пьесе и не желала, чтобы это произведение подорвало ее авторитет. Поэтому она пресекала любые попытки писателя Фонвизина опубликовать что-либо. Особенно активно она начала противостоять писателю после того, как ему удалось напечатать несколько сатирических рассказов. Екатерина II была жестокой противницей каждого, кто посмеет указать на недостатки в ее правлении и в ее личности. Расправлялась она с такими людьми быстро и жестоко. Хоть Фонвизин и сильно болел, но все равно пытался напечатать или издать что-либо. Он решил издать журнал “Стародум”, даже получил разрешение на это и начал готовить материалы к печати. Екатерина II узнала об этом и строго запретила издательство подобного журнала. Она не позволила Фонвизину напечатать перевод произведений Тацита, но и эта деятельность была запрещена. Екатерина знала, что Фонвизин отлично владеет острым словцом, поэтому постоянно следила, чтобы без ее ведома не было издано что-то, что сможет разрушить ее авторитет.
В пьесе изображаются “дикие” устои дворянского мира — злость, тщеславие, желание быть лучше, чем кто-то другой. Писатель мастерски раскрыл проблемы того общества и высмеял их. Главный посыл писателя — даже если у тебя есть высокое звание и ты добился всего сам, то не нужно этим кичиться. У каждого своя жизнь и он вправе распоряжаться ею сам — не каждый может позволить себе стать дворянином. Следует помнить прекрасные слова: после окончания игры в шахматы пешка и король падают в одну коробку. Всех и каждого ждет одно и то же окончание — смерть, поэтому не стоит ставить себя выше других.
Фонвизин карикатурно изобразил общество давней России. Смыслом этого было желание показать людям, что они делают не так, что они порочны, внутри них нет ничего человеческого, ими движет желание заполучить все богатства мира. Добиваются они этого, идя по головам и не обращая внимания на какие-то моральные устои. Фонвизин призывает в любых обстоятельствах оставаться человеком и уважать тех, кто находится рядом. Если у тебя есть чем гордиться — не нужно хвастаться этим налево и направо. Следует знать себе цену, а не размениваться по мелочам.
Комедия «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Недоросль»
История создания комедии «Недоросль» Фонвизина
Работа над пьесой Первый набросок «Недоросля» был создан Фонвизиным задолго до первой постановки пьесы. Первые рукописи появились в 1770-е гг. По мнению исследователей, работа Фонвизина над «Недорослем» была длительной и упopной.Интересно, что первый вариант «Недоросля» по своему характеру ближе к пьесе «Бригадир». В первой редакции «Недоросля» дворянского сынка зовут Иванушкой (в будущем автор назовет его Митрофанушкой). — статьи из сатирических журналов 1770-х годов- произведения своих современников (Лукина, Чулкова, Эмина и др.)- произведения английских и французских авторов XVII—XVIII вв. (Вольтера, Руссо, Дюкло, Лябрюйера и др.)- комедий, написанные самой императрицей Екатериной II. В 1781 году Фонвизиным была завершена работа над текстом комедии «Недоросль».Первая постановка в 1782 годуНаписав «Недоросля», Фонвизин упopно боролся за постановку пьесы. Цензура не решалась пропускать «Недоросля», поэтому разрешение было лично дано императрицей Екатериной.Первая постановка пьесы «Недоросль» состоялась 24 сентября 1782 года в Вольном российском театре на Цырицыном лугу. Сам Фонвизин распределял роли и режиссировал постановку. На премьере «Недоросля» роль Стародума исполнил выдающийся актер XVIII века — И. А. Дмитревский. Роль Правдина играл другой знаменитый актер и драматург — П. А. Плавильщиков. Роль Еремеевны исполнял актер Я. Д. Шумский. В «Драматическом словаре» о премьере «Недоросля» написано следующее:
«Недоросль» …представлена в первый раз в Санкт-Петербурге, 24 сентября 1772 года [имеется в виду 1782 год, опечатка в словаре] на счет первого придворного актера г. Дмитревского; в которое время несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метаньем кошельков.» («Драматический словарь», 1787 г.)
Первая публикация в 1783 году В 1783 году комедия «Недоросль» была впервые напечатана. Об этом также говорится в «Драматическом словаре»:
«Напечатана в Санкт-Петербургской вольной типографии у г. Шнора 1783 г. («Драматический словарь», 1787 г.)
Журнал «Стародум»В 1788 году, спустя 6 лет после постановки «Недоросля», Фонвизину пришла идея издавать собственный сатирический журнал. Он дает журналу «говорящее» название «Стародум» (по имени мудрого, рассудительного героя комедии «Недоросль»). Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»
Недоросль — комедия в пяти действиях Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия. Вместе с тем в комедии можно увидеть проявления раннего реализма, так как автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».[1]
В комедии мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми.[2]
Сюжет</h2>
Корыстные и жестокие дальние родственники из провинции, грубые и глупые, получив власть над осиротевшей девушкой пытаются прибрать её состояние к рукам выдав за муж за одного из своей семьи. А когда ставки повышаются, девушка становится наследницей богатства, пытаются женить на собственном недалёком и плохо воспитанном отпрыске. Однако её благодетель руководствуется в выборе её жениха не знатностью и богатством, а благонравием и честью. Злонравные же родственники терпят крах.
Описание</h2>
Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.
Проблематика</h2>
Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных. Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции. В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованым, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.
Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности.
Характер конфликта</h2>
Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.[3]
История создания</h2>
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет.
Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «недорослем» заняла у писателя около трёх лет и была окончена в 1782 г.
Действующие лица</h2>
- Простаков — помещик, глава семейства Простоковых. Во всем старается угодить своей жене. Не умеет читать.
- Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
- Митрофанушка — их шестнадцатилетний сын, которого они оберегают от чрезмерного учения и слабостям которого потакают.
- Еремеевна — кормилица Митрофана и его няня, а также верная слуга Простаковой, служащая ей уже 40 лет.
- Правдин — гость или постоялец Простаковых, который на самом деле является государственным чиновником, призванным разобраться в делах Простаковых. Высокоморальный человек, олицетворяющий в пьесе слово закона
- Стародум — дядя и опекун Софьи, вернувшийся из Сибири с состоянием в 10 тысяч.
- Софья — племянница Стародума и сирота. Приличная, образованная и добрая девушка.
- Милон — молодой офицер, честный и образованный, возлюбленный Софьи.
- Тарас Скотинин — брат Простаковой, который намерен жениться на Софье ради собственного завода свиней.
- Кутейкин — учитель грамматики Митрофана, «уволенный» семинарист, «убоявшийся бездны премудрости».
- Цыфиркин — учитель арифметики Митрофана, отставной сержант.
- Адам Адамович Вральман — немец, нанятый для учения Митрофана премудростям светской жизни. На самом деле бывший кучер.
- Тришка — портной-самоучка, слуга Госпожи Простоковой.
- Слуга Простаковых
- Камердинер Стародума
Судьба героев</h2>
Имя | до пьесы | во время пьесы | в конце пьесы |
---|---|---|---|
Госпожа Простакова — | Родилась в многодетной семье скупого дворянина, однако все её братья и сестры, кроме Скотинина, умерли в детстве. Детей дома ничему не учили. | Хоть и заставляет сына учиться, так как без грамоты больших чинов не получить, балует его и потакает его прихотям, так как безумно любит. Крестьянами помыкает. Перед ней трепещут все, даже собственный муж. | Потеряла власть над своими крестьянами, почувствовала стыд и поняла что сын ценил в ней лишь её власть. |
Митрофанушка — | С 12 лет занимается с учителями | Отвергает мать и согласен идти «куда велят». Правдин намерен отправить его служить. | |
Правдин — | Берёт имение Простаковых под государственную опеку за жестокое обращение с крепостными. | ||
Стародум — | После того как менее достойному в обход ему присвоили звание, в горячке оставил службу. Послк был взят ко Двору, но быстро отошёл от него так как захотел сохранить собственное достоинство. Пропадает в Сибири. | Неожиданно возвращается с наследством в 10 000 и желанием женить племянницу на благонравном | Забирает Софью у родственников в Москву |
Софья — | Жила с матерью, дружила с Милоном, после смерти матери оказалось во власти своячьников | Родственники пытаются насильно выдать её замуж. | Получает благословение на брак с Милоном |
Милон — | в разлуке с Софьей больше полугода. | Ведёт войска в Москву, останавливается в деревне Протоковых. | Получает благословение на брак с Софьей |
Скотинин — | отслужил в гвардии и вышел в отставку в чине капрала | ||
Кутейкин — | Учился в Симинарии, но оставил её, не справившись с учением. | Обучает Митрофанушку чтению | Потребовав расчёта несмотря на не сделанную работу будет вынужден рассчитываться с несговорчивой хозяйкой. Пристыжён. |
Цыфиркин — | Гарнизонный в отставке. | Подрабатывает в городе «счётными делами» на чиновников. На досуге обучает детей на дому математике. | Отказавшись от оплаты за беспокойство, получает в благодарность за честность деньги от Стародума и Милона |
Адам Адамович Вральман — | Кучер Стародума | Притворяясь знатоком света человеком высокого образования живёт у Простоковых как наставник их сына. Но на деле только мешает его учителям, да льстит его матери. | Вернулся на службу к Стародуму |
Ссылки</h2>
Примечания</h2>
- ↑Краткое содержание «Недоросль»// Образовака
- ↑Добавьте источник цитирования
- ↑Спектакль Недоросль. Анализ произвидения Д. И. Фонвизина.// В гостях у сказки
«Отец русской комедии», «сатиры смелый властелин», «северный Мольер» — всё это автор знаменитых комедий «Бригадир» и «Недоросль» Денис Фонвизин. Писатель екатерининской эпохи за свою недолгую жизнь успел преобразовать русскую культуру, дипломатию, классическую и переводную литературу. Рассказываем, как потомок рыцарского рода стал видным литератором XVIII века.
Потомок рыцарского рода
Денис Фонвизин родился в Москве, в семье богатого дворянина Ивана Фонвизина. Их род пошел от ливонских рыцарей: фон Визиных приняли на русскую службу еще во времена Ивана Грозного. Будущего писателя назвали в честь предка, ротмистра, награжденного за военную доблесть во время Смуты.
По стопам предков-военных Фонвизин не пошел. Он с четырех лет начал изучать грамоту, а с десяти поступил в дворянскую гимназию при Московском университете.
Во время учебы на философском факультете в журнале «Полезное увеселение» Михаила Хераскова юноша публиковал первые сатирические произведения. Там же вышла и переводная статья «Правосудный Юпитер».
А здесь читайте биографию другого знаменитого россиянина – Михаила Ломоносова
В 1760 году Дениса Фонвизина и его младшего брата Павла как лучших студентов направили в Санкт-Петербург, чтобы представить основателю Московского университета графу Ивану Шувалову. В столице начинающий писатель познакомился с Михаилом Ломоносовым и первым руководителем русского театра Александром Сумароковым. Тогда Фонвизин впервые увидел спектакль — пьесу «Генрих и Пернилл» датского писателя Людвига Хольберга. «Действия, произведенного во мне театром почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие», — написал он позже.
Знание латинского и немецкого, а позднее французского позволило Денису Фонвизину проявить себя профессиональным переводчиком. В этот период он перевел на русский более 200 басен Хольберга, «Метаморфозы» Овидия, произведения Террасона и Вольтера.
Секретарь «для некоторых дел»
После окончания университета, Фонвизин поступил на службу переводчиком в коллегию иностранных дел. Через год, в 1763 году, он переехал в Петербург, где его назначили «быть для некоторых дел» при кабинет-министре Иване Елагине.
Денис Фонвизин. Изображение: wikipedia.org
Тогда же поставили первую комедию Фонвизина «Корион» — перевод повести французского писателя Жан-Батиста-Луи Грессе «Сидней и Силли, или Благодеяния и благодарность». Первую оригинальную комедию — «Бригадир» — Фонвизин закончил в 1769 году. Пьеса так понравилась публике, что писателя сравнивали с Мольером, основателем классической комедии. Издатель Николай Новиков писал: «…Столько по справедливости разумными и знающими людьми была похваляема, что лучшего и Молиер во Франции своим комедиям не видал принятия и не желал…» Дениса Фонвизина даже пригласили в Петергоф, чтобы он лично прочитал произведение императрице Екатерине II.
В 1769 году Фонвизин оставил службу у Елагина и стал секретарем государственного деятеля Никиты Панина. Там он вел переписку с российскими дипломатами при европейских дворах, под влиянием графа Панина он составил проект государственных реформ.
Путешествие по Европе
В конце 1774 года Денис Фонвизин женился на Екатерине Роговиковой, дочери богатого купца. Свадьбу сыграли в Москве, а жить молодожены вернулись в Петербург, в дом на Галерной улице. Через три года жена Фонвизина заболела. Чтобы поправить здоровье, они поехали во Францию — это было первое заграничное путешествие писателя. По пути супруги побывали в Варшаве и Дрездене, Лейпциге и Лионе, Страсбурге и Мангейме. Когда жене стало лучше, они посетили южные французские провинции.
По ссылке – воспоминания русских писателей, побывавших за границей
Во время путешествия Фонвизин писал письма сестре Феодосии Аргамаковой, графу Никите Панину и дипломату Якову Булгакову. Он описывал им французскую действительность, культуру, рассказывал про достижения в науке и литературе.
Через 6 лет Фонвизины снова побывали в Европе — они отправились в Германию. Фонвизин посетил Лейпциг, Мемель, Франкфурт, Нюрнберг. Писатель гулял по городу, ходил в музеи и картинные галереи.
Главная комедия Фонвизина
Денис Фонвизин прослужил у Никиты Панина до 1782 года, был одним из его доверенных лиц и близким помощником, разделял его оппозиционные взгляды по отношению к императрице России. На основании идей Панина Фонвизин создал одно из лучших произведений русской публицистики — «Рассуждение о непременных государственных законах». Этот трактат написан для будущего императора Павла Петровича. Долгое время «Рассуждение» оставалось популярным, но под другим названием — «Мысли покойного Дениса Ивановича Фонвизина о необходимой нужде в непременном законоположении для Российской империи».
Сцена из спектакля «Недоросль». Государственный академический Малый театр. Москва. Фотография: maly.ru
В 1782 году Фонвизин закончил свою главную комедию — «Недоросль». Правительство и дворянство враждебно встретили пьесу — они были против сатирической постановки. Цензуру помог обойти Никита Панин. Премьеру затягивали, но вскоре сочинение поставили в двух столицах. 24 сентября 1782 года в театре Книппера пьесу представили петербургской публике, а 14 мая 1783 года в театре Медокса — московской.
Режиссировал спектакль и распределял роли сам Фонвизин: Стародума играл талантливый актер Иван Дмитревский, а Правдина — артист Плавильщиков. Зрители приняли пьесу с восторгом, а вот Екатерине II она не понравилась: из-за резкой сатиры на дворянские традиции Фонвизин до конца жизни оставался у императрицы в немилости.
Борьба с недугом
В 1784 году Фонвизины уехали в Италию. Там писатель успевал посещать древние церкви и соборы, рассматривал картины в музеях и частных коллекциях. «Множество молодых живописцев упражняются тут (в галерее во Флоренции. — Прим. ред.) в копировании славных картин. Словом, тут видишь и галерею, и школу. Мы с женою бываем в ней очень часто, а особливо я почти всякий день», — писал Фонвизин матери. Однако в Италии писателю понравилось меньше, чем в Германии. Итальянцы показались ему шумными, умных собеседников нет, по-французски не говорят, в карты не играют, а кормят так, что Фонвизину приходилось краснеть за хозяина.
В августе 1785 года писатель вернулся в Россию. В Москве у Фонвизина случился первый инсульт, и он надолго был прикован к постели. «В тусклых глазах его засветился луч радости, когда я подошел к его постели: он хотел, но не мог обнять меня, силился приветствовать меня словами, но язык не слушался и произносил невнятные звуки… Правая рука у него совсем отнялась, так что он и двигать ею не мог», — писал его друг Герман Клостерман. Врачи отправили больного писателя на лечение в Карлсбад.
Читайте произведения классиков на нашем портале
Когда Фонвизину стало лучше, он стал готовить к изданию собственный сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум». Однако Екатерина II его запретила. Она также не одобрила и полное собрание сочинений писателя.
В 1791 году писателя четыре раза поражал апоплексический удар. Несмотря на тяжелую болезнь, Денис Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание». Правда, закончить он ее не успел. Писатель умер в декабре 1792 года, его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Книги
Денис ФонвизинНедоросльПьесы
Недоросль | |
---|---|
Жанр | комедия |
Автор | Денис Иванович Фонвизин |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1781 |
Дата первой публикации | 1783 |
Текст произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике |
«Недоросль» — комедияДениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали «венечных памятей»[1] — документов, разрешающих вступление в брак[2].
Д. И. Фонвизин
Героями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII века в России: чиновники, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофан и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле его воспитанием и образованием она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали нарицательными.
История создания
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 года после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии[3]. Работа над «Недорослем» займёт у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику[4]. Текст первого раннего «Недоросля» значительно отличается от текста общеизвестной, сценической, редакции поздней одноимённой комедии, они отличаются не только наименованием действующих лиц, трактовкой образов, числом и характеристикой отдельных персонажей, замыслом пьесы и всем её драматургическим и идейным построением[5].
Действующие лица
- Терентий Простаков — глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене: «При твоих глазах мои ничего не видят» — говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына: «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо, присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено». Лебезит перед Стародумом.
- Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено. Также лебезит перед Стародумом.
- Митрофан Терентьевич Простаков — сын их, недоросль. Разбалованный и неблагодарный молодой человек. Не стыдится своей глупости. Также, как отец и мать, лебезит перед Стародумом.
- Еремеевна — «мама» (то есть кормилица) Митрофана. Горой стоит за него, хотя и глубоко несчастна, так как госпожа Простакова недовольна ею.
- Правдин — государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнаёт о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства. Восхищён идеями Стародума.
- Стародум — дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье. Главный резонёр пьесы — идеи, высказываемые им на протяжении всей комедии, отражают взгляды самого Фонвизина. Мудрый и практичный человек.
- Софья — племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка. Восхищена идеями дяди.
- Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение. Рад знакомству со Стародумом.
- Тарас Скотинин — брат госпожи Простаковой, грозный и суровый человек. Хочет жениться на Софье. Любит свиней. Лебезит перед Стародумом.
- Сидорович Кутейкин — бывший семинарист, учит Митрофана грамматике. Разговаривает фразами с большим применением церковнославянских слов. Нерадивый наставник, однако, понимая это, всё же берёт деньги за «обучение».
- Пафнутьевич Цыфиркин — отставной сержант, учит Митрофана «арихметике». Бывший гарнизонный полка Милона. Разговаривает чётко и бодро. Как и Кутейкин, наставник нерадивый, однако денег за своё «обучение» не берёт.
- Адам Адамович Вральман — немец, бывший кучер, но выдаёт себя за учёного. Нанят, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям (Кутейкину и Цыфиркину), за что те даже грозятся его поколотить. Разговаривает на ломаном русском. Еремеевна возмущена тем, что Вральман курит.
- Тришка — портной-самоучка. Скромный и тихий человек.
- Слуга Простакова.
- Камердинер Стародума.
Постановки
Лист пьесы, напечатанный в честь столетия постановки «Недоросля». 1882г.
Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина — К. И. Гамбуров, Цыфиркина — А. М. Крутицкий[6], Скотинина — С. Е. Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков»[7].
Уже 14 мая1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок[8].
В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам пьесы.
Значение комедии
Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:
- «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н. В. Гоголь).
- «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский; цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).
Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжёлую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещён. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»[9].
Факты
- Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
- Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
- В произведении упоминается Франсуа Фенелон, написавший трактат «О воспитании девиц». Именно эту книгу читает Софья. Стародум одобряет выбор девушки, отталкиваясь от той мысли, что «автор Телемака» дурному научить не может.
- Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка, как и само слово недоросль, стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.
- Произведение было написано в д. Стрелино (ныне Солнечногорский районМосковской области).
- В материалах для журнала «Друг честных людей, или Стародум» имеются два письма, представляющие собой сюжетное продолжение «Недоросля»: письмо Софьи Стародуму с жалобой на то, что Милон женился на ней и вскоре изменил ей, влюбившись в «презрительную женщину», и ответное письмо Стародума, утешающего племянницу.
Примечания
Литература
- Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.
- Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин-драматург: Пособие для учителей. М., 1960.
Ссылки
- Академическое издание с комментариями из первого тома Собрания сочинений в двух томах (1959) на сайте «Русская виртуальная библиотека»
- Спектакль «Недоросль», Малый театр, 1987 год
Эта страница в последний раз была отредактирована 18 января 2021 в 18:51. Используемые источники:
- https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/istorija-sozdanija-proizvedenija-fonvizina-nedorosl/
- https://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-nedorosl-fonvizin.html
- https://russianliterature.fandom.com/ru/wiki/недоросль
- https://www.culture.ru/persons/8193/denis-fonvizin
- https://wiki2.org/ru/недоросль_(пьеса)