Сочинение на тему крепостное право в комедии недоросль

—>

Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа. Помещик был для крепостного и хозяином, и судьей, и палачом, если нужно. Торговля и обмен людьми в XVIII веке шли бойко…

Именно такую — «крепостническую» Россию изобразил в комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Денис Иванович Фонвизин. В ней драматург показал подлинное лицо крепостничества и главных его носителей — помещиков. Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинины смотрят на крепостных как на рабочий скот. У Простаковой «беда» — она ничего не может содрать с крестьян сверх того, что уже отняла. Ее сын — недоросль Митрофанушка — под стать своей упрямой и глупой матушке. Три учителя вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Пожалуй, Митрофан даже более страшен, чем его родители и дядя. У тех были хоть какие-то привязанности (хотя бы к свиньям, как у Скотинина). Митрофан же никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Тяжела жизнь и у сироты Софьи, живущей в доме этих господ, — она обещана в жены Скотинину. Крепостная Еремеевна старается угождать своей хозяйке, а взамен получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Простакова не жалеет никого из своих крестьян. Когда ей сообщают, что дворовая девка Палашка лежит в бреду, крепостница кричит: «Бредит, бестия! Как будто благородная!» И сколько же таких помещиц было на Руси! Вспомним хотя бы печально известную помещицу Дарью Салтыкову, запоровшую до смерти около сотни своих крестьян. Неизвестно, порола ли собственноручно Простакова, но ее бесчеловечность в отношениях даже с близкими людьми говорит о том, что она вполне могла это делать. Простакова так привыкла к безнаказанности, что даже с Софьей хочет поступить как с крепостной, принудить ее к браку с Митрофаном, узнав, что девушка унаследует десять тысяч рублей. Простакову останавливает только сила, да она и понимает-то лишь язык силы. В последний момент, когда Софью пытаются тайно увезти, чтобы обвенчать с Митрофаном, Стародум спасает свою племянницу и лишает помещицу ее власти, говоря: «Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно».

В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. Фонвизин словно показывает правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками. Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России и высказал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет крестьян. А. С. Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ —> Об­зор сай­тов

Образование

Книги

Василий Крутов — Возвращение к себе

Скачать:

Во всех драматических произведениях Фонвизина четко отслеживаются три темы, на которых автор пытался заострить внимание читателя. Среди них крепостное право, государственное устройство России, тема воспитания подрастающего поколения. Проблематика в комедии «Недоросль» на первый взгляд касается только социальных проблем, но это далеко не так. Она значительно глубже. Только дочитав произведение до конца, станет понятно, насколько важным для автора было подчеркнуть злободневную тему именно нравственного и интеллектуального уровня дворянства.

Проблема воспитания молодых дворян

Название произведения говорит само за себя. Недорослем в 18 веке считался молодой дворянин, не достигший шестнадцатилетия и не получивший документ об образовании. Тема воспитания в комедии ведущая.

Митрофан сын помещиков Простаковых. Дворянин. В его возрасте все дороги на пути к светлому будущему открыты, но маловероятно, что он к этому стремится. Парень совершенно ни чем не интересуется. Безграмотный. Грубый и эгоистичный. Маменькин сынок.

Учительский состав для него был подобран соответствующий. Из каких критериев исходила его мать, когда нанимала этих горе преподавателей на работу, непонятно. Кутейкин дьячок, обучающий Митрофана грамоте. Цыфиркин бывший военный, преподает арифметику. Вральман работал раньше кучером у Стародума. Сейчас учитель французского и прочих наук. За четыре года, что они работают у Простаковых, им не удалось научить Митрофана элементарным вещам. То ли он не поддается обучению, то ли учителя абсолютные бездари. Удивляться нечему. Окружение Митрофана мать, отец, дядя. Все они безграмотные люди и ему внушили, что учиться необязательно. Были бы деньги и власть, остальное приложится.

Не было перед ним положительного примера, на который можно равняться. Мать хамка и грубиянка. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. От ее выходок страдает собственный муж. Ей удалось превратить его в безвольную тряпку, о которую можно при случае вытереть ноги и переступить. Властная и требовательная. Не прочь распустить руки.

Отец Митрофана из нормального мужика стал пресмыкающимся, которое боится слова лишнего сказать, из страха прогневать супругу. Не имеет собственного мнения. Во всем подчиняется Простаковой. Ему так удобно жить за бабьей спиной. Он с радостью передал ей бразды правления и возможность заправлять всем и всеми в их хозяйстве.

Дядя Митрофана такой же безграмотный и недалекий человек. Питает любовь к свиньям и деньгам. Во всем ищет выгоду. Мечтает жениться на невесте с богатым приданым.

Что могли дать эти люди Митрофану? Ничего. Среди такого окружения нет ни одного достойного человека. Митрофану не с кого было брать пример. Он вырос моральным уродом, для которого нет ничего святого. Парень точная копия матери, перенявший от нее все дурное.

Среди положительных персонажей хочется отметить Стародума, Милона, Правдина, Софью. Умные, образованные люди. Стародум мудрый наставник для Софьи. Из их разговоров видно, что человек борется за правду, справедливость. Ценит честность и порядочность. Много повидал и пережил за жизнь. Он делится с племянницей опытом, взглядом на жизнь. Софье повезло с дядей. Такой наставник может научить только хорошему и она в отличие от Митрофана пойдет по жизни правильным путем.

Фонвизин глубоко переживал за будущее России. Нынешнее положение дел его не устраивало. Он категорически против, чтобы дворянство разлагалось за счет таких людей, как Простаковы и Скотинины. По его мнению, только правильное воспитание способно спасти дворянство от духовной деградации.

Проблема крепостного права

Буквально с первого эпизода комедии видно, как помещица злоупотребляет положением и властью, срывая зло на крепостных. Под ее горячую руку попал Тришка, неудачно сшив кафтан. Расправа ждала горе портного. Никакие оправдания на Простакову не действовали. Прекрасно понимая, что он не профессионал своего дела и можно было бы простить парня за неудачно снятые мерки, но помещица была непреклонна. Не мешкая, барыня отдала приказ наказать виновника.

Помещичьим произволом пропитано все произведение от начала до конца. Драматический конфликт разворачивается между прогрессивно настроенными дворянами в лице Стародума и Правдина с крепостниками во главе которых Скотинин и Простаковы.

Виновником происходящих событий Фонвизин считает не воспитание, а рабство, растлевающее и развращающее помещиков. От нынешних дворян, по его мнению, не осталось ничего человеческого. Для них чужды такие понятия, как честь, достоинство, порядочность, человечность.

Именно крепостное право превратило помещиков в тиранов и монстров. В финале комедии добро и справедливость восторжествуют. Помещиков лишат права владеть крепостными, а именье будет находиться под опекой государства. Конфликт разрешен.

Другие материалы по комедии «Недоросль»

Краткое содержание

Анализ комедии

Проблематика произведения

Образ и характеристика Митрофанушки

Образ и характеристика Софьи

Цитаты

Добавить в избранное

Отмена крепостного права 1861 года стала одним из самых важных событий в истории России с одной стороны и одним из самых неоднозначных – с другой. Из-за ее непоследовательности она вызывала критику как со стороны помещиков, так и со стороны крестьян. Однако она все же дала формальные основания для перехода от аграрного к аграрно-индустриальному устройству.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

znachenie-otmeny-krepostnogo-prava.jpg

Читайте также:  Швабрин вызвал на дуэль гринева или гринев. “Дуэль Швабрина и Гринева” сочинение. Ещё больше сочинений на тему: «Дуэль Гринева и Швабрина»

Положительные результаты отмены крепостного права

Прежде всего реформа заложила основу для формирования рыночных отношений, когда труд становился товаром, который можно продавать. Впоследствии это способствовало развитию промышленности, притоку капитала и формированию новых социальных слоев.

Историческое значение отмены крепостного права в 1861 году заключается в том, что она фактически стала актом прогрессивного значения: Россия переходила от феодализма к капитализму, то есть фактически присоединялась в мировому сообществу. Ее облик в глазах европейских стран стал более позитивным.

Также благодаря переходу на выкуп в крестьянские хозяйства проникали товарно-денежные отношения и постепенно произошло отделение от общего помещичьего хозяйства. Реформа оказала позитивное влияние не только на развитие сельского хозяйства (а она способствовала появлению прослойки зажиточных крестьян), но и на развитие промышленности, так как теперь из деревни можно было отправиться на заработки в город, что означало приток рабочей силы.

krestyanin-na-zarabotkah-v-gorode.jpg

Рис. 1. Крестьянин на заработках в городе.

Кроме того, крестьяне становились более образованными и прогрессивными, так как они включались в жизнь общества, знакомились с городским укладом.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой

  • 1. Крестьянская реформа (1861)
  • 2. Отмена крепостного права
  • 3. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
  • 4. Причины отмены крепостного права
  • 5. Русско-турецкая война (1877-1878)

Также она стала спасением и для помещиков, которые накопили огромные долги – благодаря системе выкупа, особенно с участием государства, их стало возможно погасить.

Произошло самое главное – крестьяне получили личную свободу, то есть теперь они могли обращаться в суд, вступать в брак по собственному усмотрению и даже занимать гражданские должности.

Сочинение на тему крепостное право в комедии недоросль

Апр 23 2014

Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”

Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того времени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу русской литературы. Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмертной комедии “Недоросль” он очень выразительно изобразил неограниченный произвол помещичьей власти, который принял уродливые формы в период усиления самодержавно-крепостнического строя при Екатерине II. Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадьбе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно красноречивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин. Неограниченный произвол помещичьей власти в коме-дйи “Недоросль” изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что “Фонвизин верно угадал и вопло-тил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, показал типические черты русских крепостников вообще, независимо от занимаемого ими общественного положения”. Властность, жестокость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии: “Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучреж-денном государстве терпимо быть не может”, “презренной фурией” называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: “А ты, скот, подойди поближе”, “А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?” Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова “прибить до смерти” своих слуг. В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим © A L L S o c h. r u безвольным мужем, Простакова называет его то “рохлей”, то “уродом”. Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее страстная любовь к единственному сыну — шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомерно она передает ему свои главные заповеди жизни: “Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми”, “Не учись этой дурацкой науке”. Сама невежественная и безграмотная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государственную службу закрыт. Она на-’ нимает учителей, просит Мйтрофана немного поучиться, но он перенимает ее враждебное отношение к образованию и просвещению. “Без наук люди живут и жили”, — уверены Простаковы. Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и “мастерски обдирает”. Самое ценное и дорогое у Скотинина в жизни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям. Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладони, поскольку эти люди сами не считают нужным скрывать их. Они считают, что их власть безгранична и непререкаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превращает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет самих помещиков. Положительные образы представителей передового дво-рмнетии (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопоставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они образованны, умны, обаятельны, человечны. Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицемерия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требует ограничения произвола царя и помещиков, резко выступая против “двора”, где “по прямой дороге почти никто не ездит” и где “водятся премелкие души”. Отношение Старо дума к крепостничеству выражено в словах: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”. Волнуют его и проблемы воспитания дворянских детей: “Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет через пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин”. Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола помещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку. Таким образом, мы видим что Фонвизин в своей комедии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм русского крепостничества. Ему удалось создать выразительные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и представителям народа. Предыдущие Сочинения: Смерть Мармеладова Следующие Сочинения: Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” . Литературные сочинения! Лучшие Темы сочинений: Передовые люди в комедии (образ Стародума) Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Решение задания ЕГЭ и выводы по теме Фонвизин «Недоросль» «НЕДОРОСЛЬ» «Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин «Недоросль» Новые сочинения: “Слово о погибели русской земли” Салон шоколада Скандинавский эпос Дружба все победит Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне» Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия День семьи

Отрицательные стороны отмены крепостного права

Нельзя не отметить, что значение отмены крепостного права в России могло бы быть значительно большим, если бы не половинчатый характер реформы: комитет стремился максимально соблюсти права помещиков, так что ему пришлось искать сложный путь компромисса между государством и двумя слоями общества. Это привело к излишнему усложнению системы и отсутствию четкого механизма выхода крестьян из зависимости.

Рис. 2. Крестьянин середины 19 века.

То есть несмотря на юридическою свободу, экономически крестьянин оставался зависим от землевладельца, то есть помещика. Работая на земле, человек был обречен на малоземельную нищету и невозможность выкупить свой надел, ведь его стоимость в 17 раз превышала годовой оброк, а скопить такую сумму, выплачивая помещику повинность за землю, было почти невозможно.

Читайте также:  Сочинение Анализ Золотого слова Святослава (Слово о полку Игореве)

Аграрный вопрос так и остался самым острым и экономически важным, а сословное деление сохранилось полностью.

За крестьянами так и осталась обязательная воинская рекрутская повинность, хотя все остальные слои населения ее не несли.

Рис. 3. Крестьянин-рекрут.

В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми – помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.

Именно в этот период появлялись многие недовольные происходящим писатели. Одним из них и был Денис Иванович Фонвизин.

Он проявил особую смелость и широту взглядов во время написания своей комедии под названием “Недоросль”. Вся государственная политика России в то время строилась на крепостном праве. Здесь нужно заметить, что в общем права имели только те, кто был у власти, владел землями и крестьянами. Все остальные люди просто не имели никакого права. Они являлись собственностью хозяев и не могли даже шага сделать без разрешения. Автор сумел очень тонко обличить пороки некоторых крепостников. Среди них были Скотинин и Простаков. Фонвизин показал прочность строя, при котором судьба и жизнь человека полностью зависят от произвола его владельца. Его помещики показаны во всем цвете: власть и деньги разлагают их моральные устои.

Имена самодуров-помещиков тоже подобраны совсем не случайно – Скотинин и Простаков. Автор постоянно сравнивает их со свиньями. Даже лица он называет “рылом”. Скотинин все время упоминает своих любимых свиней. А Простаков “уж такою рохлею родился”. Крепостники совершенно потеряли страх. Автор неоднозначно пишет “свиньи на голову выше каждого”. Это говорит об омерзительном поведении, невежестве и необразованности правящего клана. Простаков постоянно бранится: “А ты, скот, подойди сюда”, “бестия”, “собачья ты дочь”, “твоя скверная харя”. Совсем недалеко от отца ушел и его сын Митрофанушка. Он тоже позволяет себе непростительно общаться с окружающими: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.

Помещики даже и на миллиметр не стесняются своей грубости и невоспитанности. Даже свои убытки они намерены устранить за чужой счет: “Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”. Простаков уже сумел заметить: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!”

В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.

Что мы узнали?

Поговорили кратко о значении отмены крепостного права в России, рассмотрели положительные и отрицательные последствия реформы, отметили ее непоследовательный характер. Уточнили, почему она не сняла остроту аграрного вопроса и каким образом привела к развитию новых общественных отношений, а также выяснили, почему, будучи юридически свободными, по факту крестьяне оставались крепостными. Объяснили, почему она все же носила прогрессивный характер и сделала Россию частью мирового буржуазного сообщества.

…Угнетать рабством себе подобных беззаконие. Д. И. Фонвизин

«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова. В них не осмеиванье одного лица, а раны и болезни всего общества, выставленные напоказ».

Эти слова сказал о Фонвизине великий русский писатель Н.В. Гоголь. Чем же вызвана была язвительная насмешливость Фонвизина, чем питались его злые шутки?..

Указ Екатерины II 1762 года «О вольности дворянства» дал практически неограниченные права дворянскому сословию. И век Екатерины стал временем внешнего расцвета и внутреннего упадка страны, во всех отношениях, начиная от просвещения и заканчивая развитием крепостничества. В екатерининскую эпоху особенно тяжелым было положение крестьян, ведь власть помещиков над крепостными не была ограничена. Прогрессивные люди своего времени ставили вопрос о каких-либо ограничениях произвола помещиков. К ним принадлежал и один из первых русских комедиографов Денис Иванович Фонвизин, который в своей комедии «Недоросль» ярко показал, что рабство «в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Фонвизин в своей комедии изобразил в образах Простаковой, Скотинина не недостатки отдельных лиц, а ярко, красочно и, что особенно важно, очень точно охарактеризовал всех крепостников-помещиков с их грубостью, жестокостью, безжалостным отношением к подвластным им крестьянам. Этих помещиков преследует жажда накопительства, алчность, страсть наживы: они все общественное приносят в жертву своему, личному. Характерно при этом и отношение их — в частности, госпожи Простаковой и ее сына — к образованию. Не считая его необходимым, они тем самым еще больше подчеркивают свою нравственную несостоятельность. Их произвол делает жизнь крепостных тяжелой, полной страданий, лишений и боли. Никому нет житья от таких помещиков: ни дворовым, ни оброчным. И те, и другие чувствуют властную и безжалостную руку господина. Фонвизин в своей комедии, раскрывая образ Митрофана, дает понять, что и при новом, молодом поколении положение крестьян не улучшится, а, скорее всего, станет еще тяжелее, так как «что может выйти из такого Митрофана, за которого невежды — родители платят еше и деньги невеждам — учителям».

Читайте также:  Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

На образах крепостников-помещиков и их крестьян Фонвизин показал, как проходит растление человеческой личности под влиянием крепостного права. Идеология этих людей целиком совпадает с их социальным положением. Если Ере- меевна — раба в душе, то Простакова — истинная рабовладелица. Вся комедия «Недоросль» полностью отражает реальную действительность. Белинский говорил, что «вместе с Державиным Фонвизин есть полное выражение екатерининского века». Сам Фонвизин — дворянин-крепостник. Говорить о полном уничтожении крепостничества он не может, он говорит лишь о его смягчении. Но главный идейный герой «Недоросля» Стародум — против угнетения человеческой личности. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», — утверждает он.

Читаемое в разделе:

  • Два недоросля в русской литературе
  • «Письмо Правдина господину N». «Недоросль». Фонвизин
  • Сочинение на тему: Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
  • Сатирические произведения Д.И. Фонвизина

Новые материалы раздела:

  • Сатирические произведения Д.И. Фонвизина
  • Сочинение на тему: Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина
  • «Письмо Правдина господину N». «Недоросль». Фонвизин
  • Два недоросля в русской литературе

Обличение крепостного права в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — сочинение

В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми — помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.

Именно в этот период появлялись многие недовольные происходящим писатели. Одним из них и был Денис Иванович Фонвизин. Он проявил особую смелость и широту взглядов во время написания своей комедии под названием «Недоросль». Вся государственная политика России в то время строилась на крепостном праве. Здесь нужно заметить, что в общем права имели только те, кто был у власти, владел землями и крестьянами. Все остальные люди просто не имели никакого права. Они являлись собственностью хозяев и не могли даже шага сделать без разрешения. Автор сумел очень тонко обличить пороки некоторых крепостников. Среди них были Скотинин и Простаков. Фонвизин показал прочность строя, при котором судьба и жизнь человека полностью зависят от произвола его владельца. Его помещики показаны во всем цвете: власть и деньги разлагают их моральные устои.

Имена самодуров-помещиков тоже подобраны совсем не случайно- Скотинин и Простаков. Автор постоянно сравнивает их со свиньями. Даже лица он называет «рылом». Скотинин все время упоминает своих любимых свиней. А Простаков «уж такою рохлею родился». Крепостники совершенно потеряли страх. Автор неоднозначно пишет «свиньи на голову выше каждого». Это говорит об омерзительном поведении, невежестве и необразованности правящего клана. Простаков постоянно бранится: «А ты, скот, подойди сюда», «бестия», «собачья ты дочь», «твоя скверная харя». Совсем недалеко от отца ушел и его сын Митрофанушка. Он тоже позволяет себе непростительно общаться с окружающими: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

Помещики даже и на миллиметр не стесняются своей грубости и невоспитанности. Даже свои убытки они намерены устранить за чужой счет: «Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Простаков уже сумел заметить: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!»

В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.

Похожие статьи:

Сочинения → Образы учителей Митрофана в комедии «Недоросль»

Сочинения → Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль». Сочинение 8 класс

Сочинения → Комедия «Недоросль». Сочинение для 8 класса

Фонвизин Д.И. → “ Вот злонравия достойные плоды!” (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Сочинения → Д. И. Фонвизин «Недоросль». Сочинение 8 класс

Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Талантливый писатель, широко образованный человек, видный политический деятель, Фонвизин в своих произ­ведениях не только выступил как выразитель передовых идей общественно-политической жизни России того вре­мени, но и внес неоценимый вклад в сокровищницу рус­ской литературы.

Фонвизин первым из русских писателей и драматургов выступил с обличением крепостничества. В своей бессмерт­ной комедии «Недоросль» он очень выразительно изобра­зил неограниченный произвол помещичьей власти, кото­рый принял уродливые формы в период усиления самодер­жавно-крепостнического строя при Екатерине II.

Согласно правилам классицизма, события в комедии происходят в течение одних суток в одном месте — усадь­бе помещицы Простаковой. Имена героев чрезвычайно крас­норечивы, они многое могут рассказать о своих носителях: Правдин, Стародум, Вральман, Скотинин.

Неограниченный произвол помещичьей власти в коме­дии «Недоросль» изображен ярко и выразительно. К. В. Пигарев писал, что «Фонвизин верно угадал и вопло­тил в отрицательных образах своей комедии сущность со­циальной силы крепостничества, показал типические чер­ты русских крепостников вообще, независимо от занимае­мого ими общественного положения». Властность, жесто­кость, невежество, ограниченность помещиков Фонвизин ярче всего раскрыл в отрицательных образах комедии:

Читайте также:  Краткое сообщение на тему Древний Египет

«Госпожой бесчеловечной, коей злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может», «пре­зренной фурией» называет крепостницу Простакову Правдин. Что же это за особа? Все поведение Простаковой антисоциально, она — страшная эгоистка, привыкла беспокоиться только о своей выгоде. Множество раз на протяжении всей комедии Простакова демонстрирует свое бесчеловечное отношение к крепостным, которых она и за людей-то не считает, поскольку обращается с ними, как с животными: «А ты, скот, подойди поближе», «А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет?» Помещица уверена в собственной безнаказанности, за малейшую провинность она готова «прибить до смерти» своих слуг. В своем доме Простакова — властный и жестокий деспот, и не только для крепостных. Мастерски помыкая своим безвольным мужем, Простакова называет его то «рохлей», то «уро­дом». Она привыкла к его безропотному подчинению. Уродливые формы принимает у Простаковой и ее стра­стная любовь к единственному сыну — шестнадцатилет­нему недорослю Митрофанушке. Настойчиво и планомер­но она передает ему свои главные заповеди жизни: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми», «Не учись этой дурацкой науке». Сама невежественная и безграмот­ная настолько, что не может прочесть письма, Простакова понимает, что ее сыну без образования ход на государ­ственную службу закрыт. Она нанимает учителей, просит Митрофана немного поучиться, но он перенимает ее враж­дебное отношение к образованию и просвещению. «Без наук люди живут и жили», — уверены Простаковы.

Родной брат Простаковой Тарас Скотинин не только не менее дик, ограничен и безнравственен, чем его сестра, но и так же жесток и деспотичен с крепостными, над которыми он не только издевается, но и «мастерски обдирает». Самое ценное и дорогое у Скотинина в жиз­ни — свиньи. Этим животным живется у помещика куда лучше, чем людям.

Пороки крепостных помещиков, их невежество, жадность, корыстолюбие, эгоизм, самолюбование видны как на ладо­ни, поскольку эти люди сами не считают нужным скры­вать их. Они считают, что их власть безгранична и непре­рекаема. Однако Фонвизин в своей комедии выразительно показал, что крепостное право не только крестьян превра­щает в безропотных рабов, но и оглупляет и отупляет са­мих помещиков.

Положительные образы представителей передового дво­рянства (Стародум, Правдин, Софья, Милон) противопо­ставлены в комедии крепостникам-самодурам. Они обра­зованны, умны, обаятельны, человечны. Материал с сайта //iEssay.ru

Стародум — настоящий патриот, для которого главное — служение отчизне. Он честен и умен, не терпит лицеме­рия, готов бороться с несправедливостью. Стародум требу­ет ограничения произвола царя и помещиков, резко высту­пая против «двора», где «по прямой дороге почти никто не ездит» и где «водятся премелкие души». Отношение Стародума к крепостничеству выражено в словах: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Волнуют его и про­блемы воспитания дворянских детей: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Лет че­рез пятнадцать и выходит вместо одного раба двое: ста­рый дядька да молодой барин».

Правдин в комедии является единомышленником Стародума, он во всем поддерживает его передовые взгляды. Именно с помощью этого образа Фонвизин подсказывает один из возможных способов ограничения произвола по­мещичьей власти. Правдин — государственный чиновник. Убедившись в неспособности Простаковой по-человечески управлять имением, он берет его под опеку.

Таким образом, мы видим, что Фонвизин в своей коме­дии с помощью сатиры обличал произвол и деспотизм рус­ского крепостничества. Ему удалось создать выразитель­ные портреты крепостников-помещиков, противопоставив их как передовому прогрессивному дворянству, так и пред­ставителям народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • критика самодержавно крепостнического строя в недоросле
  • обличение чиновников в недоросле
  • проблема крепостничества в комедии недоросоль
  • проблема крепостничества в комедии недоросль
  • помещики крепостники в комедии недоросль

Используемые источники:

  • http://iessay.ru/ru/writers/native/f/fonvizin/sochineniya/nedorosl/istochnik-vseh-bed-rossii-krepostnoe-pravo-po-komedii-d.-i.-fonvizina-nedorosl
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1407-nedorosl-problematika.html
  • https://irenit-perm.ru/literatura/tema-krepostnogo-prava-v-komedii-nedorosl.html
  • https://mydean-shop.ru/sochineniya/nedorosl-lyubov-2.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт