Содержание
Комедия «Свои люди — сочтемся!» была написана в 1849 году и впервые поставлена на сцене в 1861 году.В этой статье представлен список героев пьесы «»Свои люди — сочтемся!»: краткая характеристика, описание персонажей.Смотрите: Все материалы по пьесе «Свои люди — сочтемся!»Все материалы по творчеству Островского
Список героев пьесы «Свои люди — сочтемся!» Островского: краткая характеристика, описание персонажей
1. Самсон Силыч Большов — состоятельный купец, владелец трех торговых лавок, по происхождению крестьянин. Большов женат, имеет дочь Липочку. Большов является нечестным, подлым, хитрым человеком. В лавочках Большова продавцы обманывают клиентов, и сам хозяин поощряет это мошенничество. Однажды Большов решает провернуть аферу, чтобы не выплачивать все долги кредиторам. В конце концов купец оказывается в долговой яме и, вероятно, отправляется в ссылку в Сибирь. 2. Лазарь Елизарыч Подхалюзин — приказчик купца Большова, работающий на него уже 20 лет. Подхалюзин — хитрый, подлый, нечестный человек. Он женится на Липочке, дочери Большова. Подхалюзина делает вид, что предан Большову, но на деле он отказывается помогать ему, когда тот попадает в долговую яму. 3. Олимпиада Самсоновна Большова (Липочка) — 18-летняя единственная дочь купца Большова и его супруги. Липочка — недалекая, глуповатая, малообразованная девушка. Однако она считает себя очень образованной для своего круга и надеется выйти замуж за дворянина. В конце концов Липочка с радостью выходит замуж за недворянина Подхалюзина. Когда купец Большов оказывается в долговой яме, неблагодарная дочь и ее муж Подхалюзин отказываются помогать ему. 4. Аграфена Кондратьевна Большова — жена купца Большова и мать Липочки. Аграфена Кондратьевна, как и ее муж, по происхождению является крестьянкой. Аграфена — неглупая, терпеливая, кроткая женщина. Она терпит неуважительное отношение к себе со стороны дочери Липочки. 5. Сысой Псоич Рисположенский — знакомый купца Большова, отставной чиновник (стряпчий). Рисположенский — горький пьяница. Именно из-за пьянства он остался без места на службе. Лишившись работы, Рисположенский теперь занимается частной практикой, помогая людям оформлять документы. Рисположенский — нечестный, подлый человек. Он помогает купцу Большову в его афере, но в конце концов за свои услуги почти ничего не получает ни от Большова, ни от Подхалюзина. 6. Устинья Наумовна — сваха, которая помогает найти жениха для Липочки Большовой. Устинья — хитрая, подлая, нечестная женщина. Ради выгоды она умеет льстить, обманывать и т.д. В конце концов Устинья находит жениха-дворянина для Липочки, но тут же отменяет их знакомство, когда Подхалюзин подкупает ее. В конце концов Устинья так и не получает обещанные Подхалюзиным 1500 рублей и шубу. 7. Фоминишна — ключница, служанка в доме Большовых. 8. Тишка — слуга Большовых. Таков список героев пьесы «»Свои люди — сочтемся!» Островского: краткая характеристика, описание персонажей.Смотрите: Все материалы по пьесе «Свои люди — сочтемся!»Все материалы по творчеству Островского
- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Герои пьесы Свои люди — сочтемся
Написанная А. Н. Островским в 1849 году пьеса «Свои люди – сочтемся!» сатирически показывает жизнь купеческой среды того времени со стремлениями и желаниями её представителей и до сих пор вызывает интерес среди читателей. Каждый из героев произведения имеет до мельчайших деталей прописанный автором характер и заслуживает внимания.
Самсон Силыч Большов – глава семьи, крестьянин по происхождению, купец и владелец значительного состояния. Главной его ценностью являются деньги, и в один момент он принимает решение провернуть аферу, в результате которой ему бы не пришлось платить долги кредиторам. Он против желания своей дочери выдает её замуж за работавшего на него десятки лет приказчика Подхалюзина, на которого переписывает все свое состояние. Но купец сам остается обманутым и заканчивает свою жизнь в долговой яме. Большов сочетает в себе такие черты характера, как хитрость, подлость, грубость и алчность.
Аграфена Кондратьевна Большова – купеческая жена. Не имеет никакого образования, живёт в атмосфере самодурства мужа, думая только о бытовых проблемах. Аграфена Кондратьевна является очень терпеливой и кроткой женщиной, которая терпит лишенное уважения отношение со стороны мужа и дочери, однако сохраняет в своей душе любовь к ним.
Олимпиада Самсоновна Большова – дочь Самсона Силыча и Аграфены Кондратьевны. Глупая, недалекая, эгоистичная, плохо воспитанная и необразованная восемнадцатилетняя девушка, которая надеется найти себе благородного жениха. Но несмотря на своё первоначальное желание, поддается на уговоры Лазаря стать его женой, соблазненная перспективами ходить в шелковых и бархатных платьях по роскошно обставленному дому. Получив обещанную жизнь и вырвавшись из-под власти отца, Липочка остается полностью довольной и испытывает абсолютное равнодушие к подлости мужа по отношению к её родителям и их несчастьям и положению.
Лазарь Подхалюзин – приказчик купца, проработавший на него двадцать лет. Мошенничеством он получает от Самсона Большова огромное состояние и единственную дочь в жены, обещая ему обеспечивать его с Аграфеной Кондратьевной и платить кредиторам. Однако бесчестность, алчность, подлость и эгоизм не дают ему выполнить обещанного, и Лазарь, забыв, кому он обязан своей новой жизнью и потеряв человечность и всякое уважение к Большову, отправляет бывшего купца в долговую яму. Единственным выполненным обещанием Подхалюзина становится жизнь, которую он пообещал своей жене и воплотил в реальность.
Сысой Псоич Рисположенский – стряпчий, пьяница и знакомый Самсона Большова. Так же, как и остальные герои пьесы, в характере героя присутствуют хитрость и нечестность. Именно он подает купцу идею о денежной афере и помогает ему с Лазарем в её воплощении в жизнь, но его услуги оказываются неоплаченными.
Устинья Наумовна – сваха, помогающая подобрать жениха для Липочки Большовой. Найдя подходящего человека для девушки, она отменяет сватовство из-за обещаний Лазаря купить ей соболиную шубу и дать большую сумму денег. Но выполнив свою часть сделки, она также не получает обещанного Лазарем вознаграждения.
Эпизодическими персонажами пьесы являются ключница Фоминишна и слуга Тишка, который в будущем скорее всего станет следующим Подхалюзиным.
Все персонажи произведения изображены автором с долей сатиры. В лице Большого, Подхалюзина и Тишки писатель с юмором показывает три поколения того типа людей, который являлся характерным среди купечества в то время. В пьесе «Свои люди – сочтемся!» А. Н. Островский рисует мир бездушных и подлых людей, которые живут, руководствуюсь лишь своим эгоизмом.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Митя в поэме Бедность не порок↑ ОстровскийОбраз и характеристика Пелагеи Егоровны в комедии Бедность не порок →
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Психологический портрет Печорина
В произведении «Герой нашего времени» М.Лермонтов знакомит читателя с Григорием Печориным, молодым офицером, прибывшим служить на Кавказ. Печорин родом из Санкт-Петербурга, воспитывался
- История создания романа Война и мир Толстого
Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.
- Сочинение Отношение автора к Чичикову
Чичиков Павел Иванович является одним из самых противоречивых персонажей русской литературы. С одной стороны, он предстаёт перед читателями, как человек новой эпохи. В то же время, с иной
- Анализ рассказа Женский разговор Распутина
Произведение относится к философской лирической прозе писателя и рассматривает взаимоотношения разных поколений с точки зрения человеческих моральных ценностей в отношении роли женщины в современном мире.
- Сочинение на тему Поход в горы
Прошлой зимой мне повезло побывать в горах. Сразу могу сказать, что впечатления мною получены непередаваемые. Теперь я очень люблю горы и хочу попасть на них непременно.
Меню статьи:
Комедия А. Островского «Свои люди – сочтемся» занимает достойное место в русской литературе и драматургии. Автор юмористически предоставляет людям описание взаимоотношений в купеческой среде, до сегодня обычному человеку малоизвестной. Островский наделяет героев яркими чертами характера, демонстрирующими среду «обитания» человека. Таким образом, список героев пьесы «Свои люди – сочтемся» и будет предметом этой статьи.
1. Факты о истории публикации произведения
Впервые пьесу опубликовали в 1849 году в журнале «Москвитянин». Пьесу тепло приняла аудитория, произведение принесло автору известность среди литераторов. Для театра длительное время пьеса была запрещена. Постановку спектакля осуществили уже после смерти русского царя Николая І.
В произведении изображена вечная проблема – конфликт поколений, события происходит среди купцов, где царят свои законы: «не обманешь – не продашь».
Уникальность произведения состоит в том, что в повествовании Островского напрочь отсутствует экспозиция. Сразу в завязке купец берет в долг внушительную сумму денег. Купеческая дочь Липочка пребывает в мечтаниях – поскорей да удачно выйти замуж за достойного жениха. Далее события развиваются динамично: обстоятельства складываются так, что купец вынужден объявить себя полным банкротом, а оставшееся состояние переписывает на Подхалюзина, который ради скрепления сделки играет свадьбу с Липочкой.
Однако Липочка не собирается выплачивать отцовские долги, пока родитель томится в долговой тюрьме. В результате выходит так, что оба обманщика наказаны.
2. Литературные особенности пьесы «Свои люди – сочтемся»
Известно, что пьеса «Свои люди – сочтемся» – одна из первых и наиболее удачных произведений Александра Островского. Автор добросовестно работал над совершенствованием произведения на протяжении двух лет. Название постоянно менялось, автор использовал наименования «Банкрот», «Должник», «Несостоявшейся должник». Однако со временем было закреплено название «Свои люди – сочтемся».
Появление пьесы вызвало дискуссию среди российских литераторов, поскольку автор ехидно, иронично описывает актуальные и злободневные проблемы общества. Из-за этого пьеса попала под цензуру, а сам Островский – под тщательный присмотр полицейских.
3. Отцы и дети: проблема поколений и вечный вопрос о том, чья правда
Автор затрагивает в произведении актуальную тему всех времен и народов – конфликт поколений, противостояние отцов и детей. Тема наиболее часто использовалась в литературном творчестве в XIX веке. Островский выбрал такую прослойку общества как купечество. Благодаря взаимоотношениям героев, Островскому удалось точно раскрыть проблемы купеческого общества. Как оказывается, у богатых жизнь не радостная: среди купцов широко распространено невежество, тотальная пошлость, полная недальновидность. Все герои пьесы не вызывают у читателей ни сожаления, ни симпатии. Персонажи отталкивающие, жадные, обладают тяжелыми характерами, а дочь главного героя – Липочка – живет только будущим, обязательно удачным замужеством и модой, с целью увильнуть от давления самодура-отца.
Все герои живут по принципу «не обманешь – не продашь», видят жизнь исключительно в серых красках с целью заполучить наживу. Такая жизнь для них – норма, то есть для детей вполне нормально остаться ни с чем и оставить ни с чем родных. Большов тяжело переживает предательство любимой дочери, которая не соглашается выплачивать долги отца, и равнодушно оставляет родителя коротать жизнь за решеткой в долговой тюрьме.
4. Мораль пьесы «Свои люди – сочтемся» и специфика композиции
Главный посыл произведения Островского – «что посеешь, то и пожнешь». Нельзя требовать от своих потомков любви, чуткости, честности, благородства, если сам не имеешь таких моральных качеств.
5. Действия пьесы и характеры героев Островского
В завязке читателям (или зрителям) предстоит познакомиться с главным героем пьесы «Свои люди – сочтемся» – Большовым, человеком-самодуром, нечестным, не обаятельным. Главный герой берет взаймы крупную сумму денег, но отдавать средства вовсе не спешит, держит у себя. Единственная дочь героя – Липочка – согласна выйти поскорее замуж хоть за черта лысого, лишь бы покинуть дом жестокого отца, где и так тяжко живется.
Действия пьесы производят к тому, что Большову проще признать себя банкротом, нежели выплатить долг. Он решает не отдавать деньги и переоформляет все имущество на некоего Подхалюзина, обыкновенного приказчика. А чтоб сохранить капитал, отдает за него замуж Липочку.
С уверенностью и спокойствием Большов отправляется в долговую тюрьму, не сомневаясь в том, что Подхалюзин и Липочка обязательно погасят долги купца. Но не тут то было. Липочка, вполне удовлетворенная новой жизнью, отказывается выплачивать долги родителя.
6. Простая и сложная одновременно: нестандартная композиция произведения
7. Образы мошенников и людей, не чистых на рук
Автор создал пьесу, где мастерски описал распространенный способ мошенничества того времени в купеческой среде. Самсон Силыч занимает у коллег купцов кругленькую сумму денег. Но из-за жадности, возвращать чужое добро не хочет, решает нажиться.
Дорогие любители творчества Александра Островского. Предлагаем ознакомиться с характеристикой Катерины в пьесе “Гроза”
8. Купеческая прослойка общества
9. Разница поколений
Юное поколение – не столь наивно, а в некотором роде даже и беспощадно, это мастерски демонстрирует Островский. Липочка любит пообщаться со свахой об эмансипации и просвещении, но даже не подозревает, что на самом деле значат эти слова. Мечты девушки – равноправие и светлые стабильные, взаимные чувства, а желание – заполучить богатство, с целью жить так, как захочется. Образование для нее – хороший тон, а не жизненная необходимость, девушка презирает обычаи, и желает заполучить скорее благородного кавалера, нежели богатого, бородатого, но бестолкового жениха.
10. Образ родных людей
В Самсоне, глубоко в душе, еще живет вера в то, что родственники – это обязательно добрые люди, однако бывший приказчик ломает этот стереотип. Большов разрушает мысль о том, что в обществе человеческом семейные узы – важная составная часть рода. Это жесткий удар по моральности и нравственности купеческого общества. Автор демонстрирует алчность, желание наживы такого же проходимца, как и главный герой, только с более уродливыми моральными качествами. Приказчику долго приходилось поощрять, поддакивать, угождать господину. Но прошло время, и приказчик сам стал господином, жестким и наглым, самодуром и тираном. Ученик усвоил урок и превзошел педагога, подложил учителю-купцу «свинью».
Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию коаткое содержание пьесы “Бедность не порок” Александра Островского
Как результат – полное отсутствие ответственности у дочери и зятя, отсутствие чувства того, что отец и мать – свои люди. Родная дочь не слушает просьбы отца уплатить по долгам. Девушка упрекает родителя в том, что прожила девическую жизнь в родительском доме и высокого общества не увидела, терпела выходки отца. Она возмущается, что если долги заплатят, снова придется ходить в ситцевых платьях, а это недопустимо. Зять новоиспеченный занимает позицию супруги, ведь если долги отдать – придется остаться ни с чем, а они ж не мещане какие-то.
11. Пьеса как иллюстрация пороков современного Островскому общества
А. Островский в пьесе демонстрирует пороки общества того времени, описывает характеры, быт, чувства, желания, хитрости, бытующие в прослойке людей среднего достатка. Мир деградировавших личностей, бездушных людей, не имеющих положительных душевных качеств.
Родители живут по жестким законам торговли: «не обманешь, заработка не получишь». Кроме рынка, такие отношения плавно вливаются в повседневные отношения между людьми, где такую модель жизни отцов наследуют дети.
Они живут по тем же принципам, взрослея, осознавая, что деньги, ложь и презрение – основа для безбедной жизни, где каждый сам за себя. Такое отношение порождает равнодушие и презрение к тем, кто дал им жизнь, к родителям.
12. Детальная характеристика главных героев пьесы «Свои люди – сочтемся»
13. Список главные героев пьесы Свои люди – сочтемся
13.1 Образ Самсона Силыча Большова
Большов представлен на страницах пьесы состоятельным купцом, который владел тремя торговыми лавками. Происходил Большов из простолюдинов. Между тем, успехи героя на торговом поприще вызывали к Большому всеобщее уважение. Семьянин, главный герой пьесы Островского имел жену и дочь. Характер купца – скверный, отличающийся подлостью, нечестностью, хитростью. Дела купец вел, заботясь о собственной выгоде, а не о чистоте сделок. Поощряя мошенничество, Большов считал, что хитрость – залог богатства. Купец отрицает возможность чистого ведения дел, поэтому говорит, что ловкость и хитрость в торговле неизбежна. Но хитрить нужно тихо. Задумав некоторую аферу, Большов в итоге пострадал от собственного желания развлечься, а также от жадности. Однако методы ведения дел купца обернулись против Большова: мужчина попал в долговую тюрьму, остаток жизни проведя – как догадывается читатель – в Сибири.
13.2 Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина
Лазарь служил простым приказчиком, однако герой вовремя прознал, что может изменить свое положение. Возраст героя составляет около 35 или же 40-ка лет. Уже 20 лет прошло с того дня, как Подхалюзин начал работать у Большова, но жадный купец не спешил давать работнику повышение. Лазарь научился у хозяина подлости, хитрости и коварству. Но и природа не обделила Подхалюзина умом. Герой отличается сообразительностью, умением схватывать на лету. Опыт Подхалюзина – богат. По мнению персонажа, обман человека, который и сам обманывает, не представляет ничего плохого. Поэтому как только подвернулся выгодный момент, герой отплатил учителю – Большову – той же монетой. Женившись на Липочке – единственной дочке купца – Подхалюзин прекращает притворяться, что верен хозяину. Липочка с новым мужем оставляют Большова в долговой тюрьме.
Стоит отметить, что Липочка не желала выходить замуж за Подхалюзина. Девушка надеялась заполучить в мужья дворянина, жениха из благородных господ, чтобы и самой войти в круг аристократов. Подхалюзина Липочка критикует, ругает, обзывая неучем и дураком. Однако отец Олимпиады занял жесткую и неуступчивую позицию, повелев дочери выйти замуж за избранника.
После того как Подхалюзин прибрал к рукам богатства тестя, смекалистый герой открыл свою лавку, получив звание купца второй гильдии. Подхалюзин, в результате, вызвал недовольство как тестя, так и тещи, которая считает затя варварским человеком, разбойником. Научившись врать, выкручиваться и проворачивать дела с учетом лишь собственной выгоды, Подхалюзин умудрился обмануть всех, с кем сотрудничал. Устинья, например, получила от героя лишь 100 рублей вместо полторы тысячи.
13.3 Образ Олимпиады Большовой (Липочки)
Девушке исполнилось 18 лет, поэтому героиня спешит освободиться от опеки властного отца, выйдя замуж. Олимпиада не отличается умом и смекалкой. Героиня глупа и недалека, Липочке явно недостает образования. Между тем, девушка высокого мнения о себе и считает, что ее место – в высоких кругах, куда люди ее положения и статуса не вхожи. Девушка мечтает стать женой аристократа. Однако соглашается, отчаявшись, признать мужем простолюдина Подхалюзина, с которым с радостью избавляется от отца.
Липочка не отличается талантами. Французский язык, бальные танцы и игра на пианино даются девушке с трудом, родной язык – русский – Олимпиада тоже не доучила. Несмотря на неудачи в науках манерам, Липочка считает, что она девушка образованная и поэтому достойна кавалера исключительно высокородного. выбирая будущего супруга, Олимпиада спрашивает о внешности, цвете глаз и волос, о цене одежды. Уровень образования, эрудиции и воспитания не слишком заботит невесту. Подхалюзин, женившись на Липочке, получил множество личных выгод. Однако герой любил жену, не замечая очевидных недостатков девушки.
Липочка – девушка напыщенная, капризная и строптивая. В обращении с мамой, девушка выказывает грубость и неуважение. Липочку отличает бесстыдство, жадность, скупость и сварливость. Родители же дочку балуют, не скупясь на дорогие платья и украшения.
13.4 Образ Аграфены Кондратьевны Большовой
Аграфена приходилась купцу Большову супругой. Происхождение женщины также было крестьянским. В отличие от дочери, героиня обладала положительными качествами. Аграфена отличалась смекалкой, умом, мудростью, трудолюбием и старательностью. Аграфена умеет терпеть, женщине свойственна кротость. При этом дочь и муж относятся к героине подчеркнуто пренебрежительно. Но женщина не прекращает любить дочь, хоть та и груба в обращении с матерью. Липочка часто манипулирует матерью: споря с Аграфеной, Олимпиада прибегает к исконно женскому оружию – слезам. Тогда мать чувствует вину за слезы дочери.
Героиня не получила хорошего образования, но, между тем, скромна. Аграфена – рассудительная женщина, хотя и считает, что глупа. Героиня честно признает: ей сложно общаться с людьми высших сословий.
Аграфена ощущает психологическую зависимость от супруга. Когда купца ссылают в Сибирь, женщина чувствует одиночество, неприкаянность, будто сиротка. Ситуация ухудшается напряженными отношениями внутри семьи Большовых, ведь дочь и зять не жалуют Аграфену Кондратьевну и не прислушиваются к мнению старой женщины.
13.5 Образ Сысоя Псоича Рисположенского
13.6 Образ Устиньи Наумовны
Героиня изображена как сваха, помогающая в поиске жениха для дочери Большова. Устинья выступает носительницей тех же качеств, что и купец: хитрость, подлость, нечестивость. Героиня не чурается обмана, мошенничества, вымогания денег. Если надо, женщина льстит и подлизывается ради собственной выгоды. На самом деле, героиня нашла аристократа, согласного взять Липочку в жены, но Подхалюзин принес взятку для Устиньи. Взяв деньги, женщина отменила встречу Липочки и дворянина. Однако Наумовна тоже осталась обманутой, потому что Подхалюзин не принес женщину остаток суммы и обещанную в подарок шубу.
14. Реакция на произведение Островского
Выход пьесы произвел фурор. Подобные произведения, которые находят читателя вовремя, публикуются в момент наибольшей социальной остроты, всегда вызывают бурную реакцию общества. Поэтому выход в свет нового текста Островского сопровождалось огромным, небывалым успехом. Главным конкурентом Островского называли только Гоголя, потому что лишь тексты этого писателя могли по уровню профессионализма и мастерства сравниться с произведениями Островского.
Пьеса российского писателя привлекает внимание своей злободневностью, приближенностью к реальной жизни. Произведение манит простотой, понятным построением, мастерски реализованной центральной идеей. Несмотря на то, что это комедия, многие эпизоды в пьесе представляют иллюстрацию важных изменений в купеческой среде, характерных черт жизни торгового класса России.
Пьесу «Свои люди сочтемся» А.Н. Островский написал в 1849 году. Первоначальными названиями комедии были «Несостоятельный должник» и «Банкрот». Пьеса написана в рамках реализма (художественное направление в русской литературе). В комедии Островский высмеивает купеческое московское общество того времени, обнажая бездуховность и бездушие людей, живущих по законам обмана.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Свои люди сочтемся» по действиям и явлениям (по главам), а также пройти тест на знание пьесы.
Главные герои
Подхалюзин Лазарь Елизарыч – приказчик у Большова, затем муж Липочки. Расчетливый, думающий только о себе, готовый обмануть кого угодно ради собственной выгоды.
Липочка (Олимпиада Самсоновна) – дочь Большова; в отличие от родителей имела некоторое образование; хотела благородного мужа, стремилась в высший свет.
Большов Самсон Силыч – купец, отец Липочки; самодур и грубиян; «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова»
.
Другие персонажи
Аграфена Кондратьевна – жена Большова, мать Липочки.
Устинья Наумовна – сваха.
Рисположенский Сысой Псоич – стряпчий.
Краткое содержание
Действие первое
Явление 1
Липочка сидит с книгой у окна и рассуждает о том, какое же приятное занятие танцы. Она получила всего двадцать уроков. Сейчас же переживает, что полтора года не танцевала и может оконфузиться перед будущим мужем, пытается вспомнить движения.
Явление 2
Аграфена Кондратьевна, увидев, что Липочка танцует, начинает сердиться. Девушка же возмущена, что ей приходится иногда краснеть за «отвратительные понятия»
родителей, ведь они «ничему не воспитаны»
.
Липочке никак не могут найти жениха. Она огорчена, что «все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали»
. Липочка угрожает матери, что назло родителям тайно обвенчается с каким-нибудь гусаром.
Явления 3 – 5
К Большовым приходит сваха. Липочка и Аграфена спрашивают, когда уже им жених найдется. Устинья Наумовна отвечает, что с ними «не скоро сообразишь»
. Отец просит жениха богатого, мать – «беспременно купца»
, чтобы был «жалованный»
и «лоб-то крестил бы по-старинному»
, а сама Липочка – дворянина.
Явления 6 – 7
Липочка не хочет, чтобы ее муж был купцом, как отец, потому что у купцов нет благородного обращения.
Устинья Наумовна говорит Аграфене Кондратьевне, что отыскала им «брильянтового»
жениха, благородного человека, «вельможу»
.
Явления 8 – 10
Большов обсуждает с Рисположенским свои дела. Купец сильно задолжал кредиторам. Сысой Псоич советует ему объявить себя банкротом, заложить или продать лавки, переписать имущество на кого-то из «чужих»
, например, на приказчика Большова – Лазаря Елизарыча. Большов соглашается, ведь «он малый с понятием, да и капиталец есть»
. Рисположенский говорит, что после того как они заложат дом, напишут «реестрик»
по 25 копеек за рубль и пойдут к кредиторам.
Явление 11
Подхалюзин приносит «объявления казенные»
— многие богатые купцы объявили себя банкротами.
Явление 12
Подхалюзин уверяет Большова, что готов ему помочь выйти из трудного положения. Самсон Силыч обещает приказчику долю барыша. Лазарь отвечает, что ему кроме спокойствия Большова ничего не нужно, ведь и так должен за то, что Самсон взял его на работу еще мальчишкой.
Действие второе
Явления 1 – 3
Лазарь размышляет о том, что в случае банкротства Большова ему придется «в проходном ряду пылью торговать»
и нужно что-то придумать. Ему в голову приходит, что, хотя Олимпиада Самсоновна и образованная барышня, но без приданого ее теперь никто не возьмет, поэтому стоит посвататься за нее самому.
Явления 4 – 5
Рисположенский рассказывает Подхалюзину, что Большов обещал ему за устройство дел тысячу рублей и енотовую шубу. Лазарь обещает стряпчему две тысячи, но придется немного изменить планы.
Явления 6 – 7
Подхалюзин просит Устинью Наумовну отказать жениху, которого она нашла для Олимпиады, — его знакомый купец сильно влюблен в Олимпиаду. Единственная проблема – он не благородного происхождения. Сваха рассуждает, что и сама Олимпиада не дворянка. Лазарь подтверждает: «Ну вот видите ли – за купцом-то быть ей гораздо пристойнее»
. Подхалюзин обещает Устинье Наумовне за эту услугу две тысячи рублей и соболью шубу.
Явления 8 – 10
Подхалюзин заговаривает с Большовым об Олимпиаде: если женихи узнают, что у семьи долги, «начнут по судам таскать»
. Лазарь советует «пристроить до поры до времени Алимпияду Самсоновну за хорошего человека» и рассказывает, что благородный, сватавшийся за Олимпиаду, передумал – видимо, узнал о состоянии дел Большова. Лазарь признается, что любит Олимпиаду. Большов решает, что Подхалюзин хорошая партия, а дочь «за кого велю, за того и пойдет».
Действие третье
Явления 1 – 3
Большов, Аграфена Кондратьевна и наряженная Липочка ожидают обещанного благородного жениха. Однако пришедшая Устинья Наумовна сообщает, что «жених что-то мнется»
. Самсон Силыч говорит свахе больше не искать жениха – он сам найдет.
Явление 4
Как только к Большовым приходит Лазарь, Самсон Силыч, не медля, сообщает, что Подхалюзин – выбранный им жених. Липочка возмущенно говорит, что не пойдет «за такого противного»
. Большов насильно берет дочь за руку. Аграфена просит его опомниться, но он отвечает: «На что ж я и отец, коли не приказывать? Даром что ли я ее кормил?»
. Липочка возмущена: «Где это видано, чтобы воспитанные барышни выходили за своих работников?»
. Большов приказывает ей замолчать: «Велю, так и за дворника выдешь»
.
Подхалюзин уверяет расстроенную Аграфену, что «Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил, – окромя меня, не найтить-с»
.
Явление 5
Наедине с Подхалюзиным Липочка называет его необразованным дураком и наотрез отказывается выходить за него. Лазарь отвечает, что ни один благородный без приданого ее замуж не возьмет – отец ее банкрот, а дом и лавки переписал на него. Липочка удивлена, откуда Подхалюзин взял деньги, на что тот отвечает: «У нас, слава богу, денег-то побольше, чем у какого благородного».
Лазарь обещает Липочке, что она будет дома ходить в шелковых платьях, они заведут орловских лошадей, он же будет ходить во фраке и остриженный по моде.
Подумав, Липочка просит увезти ее из родительского дома: «Ах, если бы вы знали, Лазарь Елизарыч, какое мне житье здесь! У маменьки семь пятниц на неделе; тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет того и гляди. Каково это терпеть абразованной барышне!»
.
Лазарь обещает, что они после свадьбы переедут в свой дом. Липочка же заключает: «Так смотрите же, Лазарь Елизарыч, мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они – как хотят».
Явления 6 – 8
Лазарь всем сообщает, что Липочка согласилась выйти за него замуж. Большов объявляет, что дом и лавки будут вместо приданого, еще «из наличного отсчитает»
: «Бери все, только нас со старухой корми да кредиторам заплати копеек по десяти».
Подхалюзин подытоживает: «Свои люди – сочтемся!»
.
Действие 4
Явление 1
Меблированная гостиная в доме Подхалюзина. Олимпиада Самсоновна одета в шелковую блузу последнего фасона, Лазарь в модном сюртуке. Они обсуждают, что нужно купить новую коляску, планируют поехать в Сокольники и в парк. Олимпиада по просьбе мужа говорит фразу на плохом французском, чем приводит его в восторг.
Явления 2 – 3
Пришедшей Устинье Наумовне Олимпида хвастается количеством новых нарядов. Сваха просит у Лазаря обещанных денег. Подхалюзин дает только сто целковых: «Мало ли что я обещал! Я обещал с Ивана Великого прыгнуть, коли женюсь на Алимпияде Самсоновне,- так и прыгать?».
Расстроенная и возмущенная Устинья Наумовна обещает «расславить»
их по всей Москве.
Явление 4
К Подхалюзину приходит Аграфена Кондратьевна и Большов. Самсон рассказывает, что сидит в долговой яме и ему приходится по улице ходить с солдатом, на него «мальчишки пальцами показывают». Липочка замечает: «Что ж, тятенька, сидят и лучше нас с вами»
.
Большов говорит, что кредиторы просят по 25 копеек за рубль. Лазарь говорит, что это много и он может дать только по 10 – у него нет денег. Большов возмущен, ведь он просит у них «свое же добро»
. Олимпиада подтверждает, что больше 10 копеек они дать не могут. Расстроенный Большов говорит, что его могут сослать в Сибирь. Аграфена Кондратьевна начинает ругать Лазаря, но ее прерывает Олимпиада, обвиняя в сварливости: «дня не пройдет, чтоб не облаять кого-нибудь»
.
Расстроенный Большов уходит ни с чем.
Явление 5
За деньгами к Лазарю приходит Рисположенский – Подхалюзин дает ему только 5 целковых, хотя должен еще полторы тысячи. Лазарь считает, что «за мошенничество»
ничего не должен. Возмущенный Рисположенский обещает пустить о Подхалюзине дурную славу, упечь в Сибирь.
Подхалюзин обращается к публике: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с,- это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем, милости просим! Малого ребенка пришлете – в луковице не обочтем»
.
Заключение
В комедии «Свои люди – сочтемся» помимо морального оскудения московского купечества Островский затрагивает тему взаимоотношений отцов и детей, сравнивает старшее и молодое поколения. При этом старшее поколение еще сохраняет представления о человечности, а молодежь, алчная, грубая и наглая, заботится лишь о наживе. Купец Самсон Силыч, не интересуясь мнением дочери, пытается провернуть удачную на первый взгляд аферу, выдает ее замуж за своего приказчика. Но Подхалюзин оказался его хорошим учеником не только в деле купеческом, но и в вопросе обманов, поэтому в итоге Большов оказывается ни с чем.
Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Свои люди сочтемся», а оценить и полный вариант комедии Островского.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 12
В каком году Островский написал пьесу «Свои люди – сочтемся»?</h3>
- <label>1843 г.</label>
- <label>1845 г.</label>
- <label>1847 г.</label>
- <label>1849 г.</label>
(новая вкладка)
Островский «Свои люди – сочтёмся» – герои
Самсон Большов. Центральный герой комедии Островского«Свои люди – сочтёмся» (см. её полный текст и анализ), глава купеческой семьи, Самсон Силыч Большов – «самодур» чистой воды. Он груб и суров: «как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет, того и гляди». Жена трепещет его, она готова лгать ему, прятаться от него; тяжелой жизнью она обезличена до того, что даже дочь её, Липочка, ни во что её не ставит. «Вы для меня не очень значительны!» – говорит она матери.
Островский. Свои люди — сочтёмся. Спектакль
К дочери Большов относится с полным презрением, – он даже добродушно подшучивает над ней, когда она пытается отстоять свои «права», – с нею он вовсе не считает нужным считаться: «Мое детище, – говорит он – хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». «На что ж я и отец, коли не приказывать? Даром что ли я ее кормил!».
«Самодурство» Самсона Силыча проявляется не только в семейных отношениях, но и деловых. Ни с того, ни с сего, под влиянием каприза, решается он объявить себя «несостоятельным». Не из алчности к деньгам делается он «злостным банкротом», а именно из «самодурства»: сперва он хотел, было, заплатить своим должникам сравнительно высокую плату «за рубль», но когда они не пошли на это, когда его «воля» столкнулась с чужой «волей», – его необузданность заговорила в нем. Он решил ничего не платить, он заявил, что готов на все, – пусть расхищают его имущество, пусть раскрадывают все, – только бы ни уступить другим, только бы исполнить свой каприз: «моему ндраву не препятствуй!»… Эти слова сделались пословицей, – они прекрасно выражают основу миросозерцания всех этих «самодуров».
Подхалюзин. Хитрые, ловкие люди, понимающие это миросозерцание, легко могут в жизни вертеть такими самодурами. В комедии «Свои люди – сочтёмся» выведен плут-приказчик Лазарь Подхалюзин, который знает своего повелителя» Большова, «как свои пять пальцев». Потакая ему, поддакивая, разжигая его самолюбие и самодурство, он хитро добивается того, что Большов все имущество переводит на него и выдает за него дочь свою, против её воли. Когда Подхалюзин сделался полновластным хозяином, он показывает свои когти.
Большов, по натуре своей, не закоренелый плут, – правда, он вырост за прилавком, с сознанием: «не обманешь – не продашь», – но его злостное банкротство – случайное, необдуманное дело, на которое он решается под впечатлением минуты, под влиянием прочтенной газеты, под влиянием речей Подхалюзина и Рисположенского. Большов даже старается оправдать себя очень наивным, но, увы, общепринятым аргументом: «все так делают»… Но Большов все-таки мучается сознанием своей неправоты, он, под конец, кается в сделанном («сама себя раба бьет, коли нечисто жнет!» – говорит он); он по натуре даже честен, – верит людям, способен на широкие и благородные порывы. Не таков Подхалюзин: «это – холодный, расчетливый мошенник, который людям не верит, который плетет свою сеть обдуманно»; ни раскаянья, ни сострадания он не знает, и благородства чужд, – одна алчность к деньгам и беспросветный эгоизм руководят им в жизни. Только любовь к Липочке, дочери Большова, смягчает немного этот хищный, волчий облик.
Старик Большов, как злостный банкрот, попал в долговое отделение – в «яму», – там он будет сидеть вплоть до того времени, пока Подхалюзин не выплатит той части долга, на которой он сойдется с должниками. Унижение, переживаемое стариком, ломает его гордыню, – он смягчается духом. Как король Лир после ночи, проведенной в степи, в бурю, под дождем, испытывает, неведомое ему раньше, чувство жалости к тем, кто в бурю не имеет крова, – так Большов, испытавши горе, испивши чашу обиды до дна, говорит зятю и дочери таким языком, каким раньше он никогда не говорил: «не забудьте вы, что есть клетки с железными решетками, сидят там бедные заключенные. Не забудьте нас, бедных заключенных!».
Горе и стыд не только смягчили его, – они исправили его, – прежний «самодур» на коленях просит для себя милости, с женой своей говорит человеческим языком, зятю-мошеннику высказывает такие истины, которыми он раньше сам никогда не смущался: «не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста». «Знаешь, Лазарь, Иуда, – ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем!»…
Липочка. Липочка, дочь Большова, – под стать своему мужу. Она – такая же беспросветная эгоистка, как он сам… Мать свою, забитую и смятую жизнью, она презирает за её ничтожество и малое образование и не скрывает этого презрения; отца она боится, пока у него в руках сила; когда жеон этой силы оказывается лишенным, она не скрывает своего презрительного отношения и к нему. Она еще суровее Подхалюзина относится к отцу, и, когда даже Подхалюзин испытывает какое-то волнение и восклицает: «неловко-с! Жаль тятеньку, ей Богу, жаль-с!», – она остается совершенно равнодушной.
Кроме природного эгоизма, который является у неё результатом, семейного деспотизма, – в ней есть еще «самомнение», – она считает себя «образованной» только потому, что научилась плохо танцевать, следит за модами и умеет манерничать. В лице этой Липочки Островский высмеял смешное тяготение к новой «культурной» жизни, проявившееся в купеческой среде. Как в русском дворянстве, в петровскую эпоху, это тяготение сказалось чисто внешним образом, в виде «щегольства», – так и в молодом поколении купеческого сословия в XVIII и особенно в XIX в. повторилось то же самое.
Аграфена Кондратьевна Большова. Сама старуха Большова, жена Самсона Силыча, представляет собою забитое, обезличенное существо, поглупевшее в ужасной атмосфере самодурства. Но в душе её не совсем умерло сознание собственного достоинства и порядочности. Когда она видит, как безжалостно обошлись зять и дочь с её мужем, – она, бессловесная, нашла в себе силы заговорить с негодованием; всецело зависимая от зятя, – она в глаза называет его «разбойником», «варваром». К своему грубому супругу-повелителю сохранила она в сердце своем самую трогательную, самоотверженную любовь, – и сила этой любви обнаружилась, когда он «несчастненьким» предстал перед ней.
Сысой Псоич Рисположенский. Живой и типичный образ мелкого «приказного» выведен в Рисположенском. Это мелкий чиновник, выгнанный со службы за злоупотребления. Изворотливый и пронырливый, он всеми способами, – чистыми и нечистыми, путем унижений, подлости и преступления, строит с муравьиной неустанностью здание своего семейного благополучия. Эта любовь к семье – трогательная черта, смягчающая его несимпатичный облик; у него большая семья на руках, детям он хочет дать образование, сына посылает даже в гимназию. И ради благополучия семьи, он приносит себя в жертву.
Тишка. Эпизодическую, но характерную роль играет в комедии Тишка. Это – мальчишка при лавке, который служит на посылках. Он получил уже «воспитание» в удушливой атмосфере лавочного плутовства и городской жизни, – он уже нечист на руку, любит копейку. Из него со временем выработается Подхалюзин, или, в лучшем случае, Большов. Таким образом, в лице Тишки, Подхалюзина и Большова вывел Островский три поколения тоготипа, который являлся самым характерным для купеческой жизни его времени.
- Вы здесь:
- Статьи по литературе
- Островский «Свои люди – сочтёмся» – герои
Ещё по теме…
Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2017/08/spisok-geroev-svoi-ljudi-sochtemsja-harakteristika-opisanie.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/po-proizvedeniyam-ostrovskogo/geroi-pesy-svoi-lyudi-sochtemsya
- https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/svoi-lyudi-sochtemsya.html
- https://obrazovaka.ru/books/ostrovskiy/svoi-lyudi-sochtemsya
- http://rushist.com/index.php/literary-articles/5010-ostrovskij-svoi-lyudi-sochtjomsya-geroi