Сочинение на тему «Бунтующее сердце» — (образ Евгения Базарова)»

События в произведении Тургенева «Отцы и дети» разворачиваются на протяжении полутора лет: с 20 мая 1859 по зиму 1860 г. Согласно историческим сводкам в этот период отмечался кризис крепостной системы, характеризующийся борьбой между демократами и либералами. Тогда началось зарождение новых идеалов. Идеалов, которые находили отражение в новом типе человеческого характера. Представители «новых» людей считались людьми дела, а не слова. Разночинцы-демократы позиционировали себя как люди, которые в первую очередь действуют, а не размышляют об абстрактном. Они были воодушевлены целью преображения общественного уклада в лучшую сторону.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Как виделось новое общество с точки зрения нового «человека»? В первую очередь это отрицание. Отрицание всего, что нельзя объяснить с помощью науки, материализма и рационализма. Все эти черты выявлены Тургеневым и отражены в характере Евгения Базарова, который становится центральным персонажем в романе.

Евгений Базаров — это «Новый человек», который не задумывается о том, как он выглядит: «Длинный балахон с кистями», «Висячие бакенбарды песочного цвету». Труд и способность трудиться для Базарова важнее, чем внешний вид и общественное положение. Не зря мы видим привыкшие к физической деятельности красные руки, которые не знали перчаток.

Но каким перед нами предстает Евгений Васильевич Базаров? В первую очередь он нигилист, материалист, атеист. Он принимает и понимает только то, что было проверено на основании его собственного опыта. На веру, не доказанную никакими научными фактами, он ничего не принимает.

Базаров — медик, который активно увлекает естественными науками. Поэтому ежедневно он трудится.

«Базаров встал очень рано и отправился версты за две, за три, не гулять — от прогулок без цели терпеть не мог, — а собирать травы».

Евгения Базарова, сидящим без дела, увидеть очень трудно. Наверное, именно эта черта позволяет ему быть всегда там, где его помощь и знания нужны больше всего: в Марьино и в родительском поместье он без устали помогает больным. Кроме того, Базаров считает, что именно труд сделал из него стоящего человека. И только трудясь, можно добиться поставленной цели.

«Только своим трудом можно добиться цели», — считает Базаров.

Но нельзя сказать, что Енюша (так называла его мама) состоит сплошь из одного положительного качества: трудолюбия — нет. В нем есть много отрицательных черт. И они проявлены в большей части в эстетических и философских взглядах. Например, Базаров не признает романтику природы, ее красоту, гармонию, отрицает искусство, литературу, поэзию.

«Порядочный химик в 20-ть раз полезнее всякого поэта… Искусство наживать деньги, или нет больше геморроя.»

Базаров признает только биологию, химию и физику, как естественные науки, которые можно доказать делом. Именно поэтому Базаров — истинное проявление своего времени, времени действующих людей.

Сам герой осознает, что его жизненный путь не будет легким, что он будет наполнен лишениями и жертвами. Евгений это понимает, принимает и идет дальше своей дорогой, не изменяя убеждений.

Помимо всего прочего Базаров не признает такое чувство, как любовь. Он не видит в ней ничего высокого, великого. Для него любовь — физическое влечение и ничего больше. Для Базарова-нигилиста, отвергающего все, этого чувства просто не существует. Но по мере развития сюжета романа мы увидим, что Евгений начинает осознавать, что он ошибался.

Базаров говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», но чуть позже он начинает меняться: он признается в любви Анне Сергеевне Одинцовой. Именно этот надломный момент дает нам понять, что нигилизм — это отнюдь не естественная среда Базарова. Он намного шире и глубже «отрицания всего».

Чувства к Анне Сергеевне возрождают в Базарове духовную силу. Любовь становится для него испытанием. Испытанием, которое продолжается на всем протяжении нового для героя чувства. Чувство преломляет понимание мира Базаровым. Он полюбил женщину, которую счел бы незаурядной. Но под влиянием любви он видит ее ум, кругозор, необыкновенное восприятие мира.

Он меняется и возвышается в наших глазах. Базаров, общаясь с Анной Сергеевной, делится с любимой своими взглядами на мир и мыслями. Но в ходе разговора Базаров понимает, что Анна не готова пойти дорогой лишений, которой идет он сам. Понимая это, Базаров объясняется с ней. И Одинцова понимает, что Базаров ради дела пожертвует даже любовью. Любовь не выбивает его из колеи, но почти ломает и уничтожает его теорию.

Сломленная теория надламывает и самого Евгения. Он становится менее внимательным от этого и погибает. Но если бы он не умер, скорее всего Базаров возвысился над своей «слабостью»: любовью. Порыв Евгения — не проявление нигилизма, а порыв человека, отступившего от всех своих принципов. Он руководствуется влечением, инстинктами. Но, не смотря на смертельный исход, схватку с Одинцовой Евгений Базаров выигрывает, уйдя от искушения остаться у нее.

Стоит отметить, что Евгений Васильевич чрезмерно резок и категоричен в производимых оценках и высказываниях. Такие проявления как красота, наслаждение понимаются им как не существующие.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

А такие члены общества, как Кирсанов П.П., воспринимаются им, как ненужные. Эта позиция объясняется его пониманием необходимости труда, а такие люди, как Кирсанов, не способны трудиться, так как им не известна тяга к своему народу.

Однако, даже не соглашаясь с взглядами Евгения Базарова, можно отдать ему дань почести за то, насколько крепка его сила духа. Его твердость, непреклонность, умение смотреть правде в глаза даже перед неминуемой смертью восхищает. Даже сам И.С. Тургенев в письмах к М. Еремину отмечал, что, заканчивая работу над романом, вместо неприязни к своему герою он чувствовал не неприязнь, а восхищение. Но, несмотря ни на что, Базаров — воплощение своего времени. Эпохи, в которой были часты и даже модны споры между людьми нового и старого века. И то, что ему приходится отстаивать свое мнение при условии постоянного время пребывания в чуждом мире, преследует его нещадно, и, сломав единственный допустимый для себя барьер: отрицание любви — он погибает.

Гибель главного героя — это одна из характерных черт, которая приписывалась произведениям И.С. Тургенева той поры. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена во времени и пространстве. Духовные стремления Базарова минутны, но ярки и стремительны, как в зарождении, так и угасании. Нигилист Базаров перед самой смертью прочувствовал всю силу любви.

Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши — нигилист. Что же это значит? «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.

Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.

На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.

Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.

Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?

Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.

Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

Герой умирает. Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.

</span>

Таким, “неблагородным”, происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых. Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова.

И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце “бунтует” против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей.

Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его “бунтующее сердце” просто перестает биться.

“Бунтующее сердце” (образ Евгения Базарова)« Анализ стихотворения “Властителям и судиям” Державина Г. РАнализ стихотворения Белого “Жди меня” »Евгений Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Мы знакомимся с ним, когда он вместе с Аркадием Кирсановым приезжает к последнему домой. Чуть позже из рассказа Аркадия мы узнаём, что Базаров — нигилист, то есть человек, который не признаёт ни осмысленности жизни, ни нравственных ценностей, словом, не имеет ничего святого. Взгляды Базарова построены на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Он отвергает все авторитеты, а заодно и искусство; ставит в один ряд такие понятия как романтизм, художество, гниль, чепуха. Но, сказав, что он отрицает авторитеты, не значит, что он отрицает всё, нет, он выступает за конкретные прикладные науки. Таким мы видим Базарова в начале романа. В имении Кирсановых Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсановым, полной своей противоположностью. Прежде всего, дядя Аркадия — аристократ, тогда как Евгений — человек незнатного происхождения. Их принципы и мировоззрение тоже кардинально различаются. Из-за этого они с самого начала невзлюбили друг друга. Но автор заставляет Базарова испытать ту же горечь безответной любви, что и Павла Петровича, а в конце Базарова ждёт ранняя смерть. Павел Петрович, как уже говорилось, противоположность Базарова. На почве несхожести во взглядах у них часто затевались споры об искусстве, науке, английском аристократизме. Если Базаров унижал искусство, Павел Петрович его защищал; Базаров ненавидел употребление английских слов в разговоре, а Павел Петрович, наоборот, часто употреблял их. Столкновение дяди Аркадия и Базарова — это не только столкновение разных поколений, но и столкновение разных жизненных позиций. Но, несмотря на неприязнь Павла Петровича к Базарову, простые люди, например, крестьяне, всей душой тянутся к Евгению, ведь они видят в нем не барина, а своего. Он не относится к ним как к слугам; можно сказать, что общается на равных, но всё-таки в его речах иногда сквозит превосходство. Позже мы видим, как наш герой знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, аристократкой, которую он впоследствии полюбил. Но, к несчастью , эта любовь безответна. Если для Евгения Базарова это истинное чувство, то для Одинцовой это вовсе не любовь, а всего лишь временное увлечение. Все очень просто: ей интересен образ Базарова, его взгляды на жизнь, вот она и сошлась с ним поближе. Одинцова во многом достойна Базарова. В разговорах с ней Базаров охотно высказывает ей свои принципы, он видит в ней интересного собеседника, равного себе. Изначально герой не хотел признавать очевидного — свою любовь к Анне Сергеевне. Он вымещал злость на природе, скрывал от окружающих внутренние изменения… Но, оставаясь наедине с собой, он постепенно начал замечать в себе романтика. После этой любви в образе Базарова происходят перемены. Он меняется, сам того не желая. В его речах начинает сквозить тот самый романтизм, столь яро отрицаемый им ранее. Это доказательство того, что романтик жил в нём всегда. В поместье Кирсановых он совершает поступок, который в прошлом не совершил бы никогда: соглашается на дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым. Эта дуэль и её последствия, доказывают, что главным в романе является не конфликт «отцов» и «детей», не политические взгляды, а конфликт теории и живой жизни. Желая разобраться в своих чувствах, Базаров соглашается на встречу с Одинцовой. Тогда он и понимает, что для девушки важнее социальное положение и, в придачу, солидный капитал, но не чувства. После расставания с Одинцовой, Базаров возвращается в родовое имение.Там, пытаясь сбежать от остатков своих чувств, он полностью уходит в работу. Смерть Базарова — ужасная, глупая случайность. Во время вскрытия тела умершего от тифа крестьянина, герой получил порез, из-за чего и заразился. Его смерть не была внезапной: напротив, ее приближение дало Базарову время для осознания того, чего он не успел, чего не совершил. Базаров — простой человек, не более того, но, в отличие от большинства, перед лицом смерти он на удивление спокоен и невозмутим, поэтому я испытываю к нему уважение. В последние дни жизни Евгений становится добрее, нежнее; делается более снисходительным к своим родителям, в душе понимая, что они занимали значительное место в его жизни. Всю свою жизнь главный герой стремился принести пользу стране, науке, и смерть для него — не просто прекращение существования, но и горькое осознание того, что он «видно, не нужен» России. Осознание этого приводит к окончательному разрушению его взглядов, и ускоряет его собственную гибель. Говоря о Базарове, нельзя не упомянуть главного: несмотря на все его положительные стороны, он одинок, в романе нет его единомышленников, только мнимые ученики. Он был одинок при жизни, и умирает в одиночестве… Только его родители, искренне любившие Евгения, остаются с ним до конца.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать «Бунтующее сердце». Образ Базарова в романе «Отцы и дети».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Тургенев И. С.» «Бунтующее сердце». Образ Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенев И. С. все сочиненияТургенев И. С. краткие содержания

В знаменитом романе выдающегося писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается проблема взаимопонимания поколений, тема разрыва связи между «отцами» и «детьми». Это происходит из-за различий мировоззрений людей разных возрастов. Как обычно бывает, здесь молодое поколение отрицает общепринятые устои, скептически ко всему относится. Старшее же поколение отличается консервативными взглядами.

Хотя это не является какой-то отличительной чертой.

Евгений Базаров – главный герой произведения «Отцы и дети», человек нового времени – нигилист. Его личность и отношение автора к нему неоднозначны. Он не признаёт никакие авторитеты, не склоняется ни перед какими жизненными принципами и чужим мнением.

Базаров – персонаж, который не отставит равнодушным никого. Им можно восхищаться или ненавидеть, возносить или порицать. Он не боится показаться глупым, быть отвергнутым, не отступает при угрозе непонимания или осуждения, открыто выступает со своими мыслями, открывает людям свои взгляды на вещи. Евгений честный, целеустремлённый, он лидер по своей натуре, обладает острым умом и широким кругозором. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но он не является идеалом «нового человека», он лишь его прототип, обречённый на непонимание.

Базаров отрицал искусство, считая одного учёного полезнее нескольких поэтов. Отрицал также чувства, ставил на первое место разум и рациональность, однако впоследствии влюбился в Одинцову. Он считает, что цель его поколения – очистить место для нового, убрать аристократию. Природу воспринимает как «мастерскую», где человек должен ставить эксперименты. Герой считает себя сильным человеком, способным менять мир. Однако же самым большим испытанием для него стала любовь, которая заставила его пересмотреть свои взгляды на жизнь и на самого себя.

Но смерть Евгения Базарова как бы говорит о том, что у таких людей вряд ли есть будущее, Тургенев этим разрушает нигилистические взгляды героя, намекая на то, что с таким мировоззрением невозможно принести пользу другим, даже не получится быть счастливым самому. Автор не представляет дальнейшую жизнь подобных людей. Перед лицом смерти Базаров изменился, он понял, что смерть отрицать нельзя, как и некоторые другие вещи в жизни: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Качества, продвигавшие его по жизни, теперь ничего не значат. И в конце своей жизни он проявил несвойственные ему качества: герой беспокоился не о себе, а об Одинцовой и о родителях.

Но после его гибели люди продолжили жить по-прежнему, однако не забывают о нём. Возможно, общество всё-таки нуждается в таких «базаровых», хоть и не очень то любит подобного рода людей. Но именно они способны идти наперекор всему и вносить изменения в жизнь окружающих.

Полезный материал по теме: Скачать «Бунтующее сердце». Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

<legend>Tags</legend>«Бунтующеесердце».ОбразБазаровавромане«Отцыидети»

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://sochinyalka.ru/2016/12/buntujushhee-serdce-nigilista-bazarova-v-romane-otcy-i-deti.html
  • https://nauchniestati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-buntuyushhee-serdcze-obraz-evgeniya-bazarova/
  • https://lit.ukrtvory.ru/buntuyushhee-serdce-obraz-evgeniya-bazarova/
  • https://ficbook.net/readfic/680521
  • https://my-soch.ru/sochinenie/buntuyushhee-serdce-obraz-bazarova-v-romane-otcy-i-deti

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт