Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Талант

Автор: · 23.05.2018

В подготовке к ЕГЭ по русскому языку часто встречается проблем таланта, которую поднимают многие авторы текстов. Поэтому мы решили найти наиболее популярные аспекты данной проблемы и подобрать литературные аргументы к каждому из них.

Истинный и ложный талант

  1. А. С. Пушкин, «Моцарт и Сальери». Это произведение из сборника «Маленьких трагедий» повествует о жизни и отношениях двух композиторов. Один из них – великий и гениальный Вольфганг Амадей Моцарт, а другой – завидующий его таланту Антонио Сальери. В то время как первый пишет музыку, словно живет, наполняя ее своими чувствами и эмоциями, второй, «умертвив звуки» и разложив музыку на практически алгебраические составляющие, сочиняет свои произведения. Оба добились хорошей известности, но Сальери понимает, что его дарованию не сравниться с гением Моцарта. Не в силах противостоять своей натуре и искушению, а также осознавая невозможность переносить нахождение в тени настоящего таланта, он губит его с помощью яда. Лишь свершив злодеяние, он осознает свое ничтожество. Невозможно стать гением, убрав с дороги того, кто талантливее. Истинный дар – это то, чего нельзя достичь злодейством.
  2. И. С. Тургенев, «Два четверостишия». Это стихотворение в прозе, больше похожее на притчу, из цикла писателя под названием “Senilia” (старческое). В нем описываются выступления двух поэтов в некоем городе, жители которого не могут жить без хороших стихов. После того, как один из них (поэтов), по имени Юний, прочел свои строки, народ прогнал его с криками и хулой с амвона, обозвав «шутом гороховым». Через некоторое время там слышатся рукоплескание и восторженные крики: аплодируют строкам Юлия. Юний узнает у человека в толпе, что же представил второй поэт, однако это оказываются его собственные стихи, лишь немного измененные. Поэт в отчаянии; истинный талант, выступив не вовремя, оказался отвергнутым, а копия, оказавшись в нужном месте в нужное время, собрала все лавры. Публика вновь оказалась не чутка к настоящему гению, признав такового в жалком подражателе.

Загубленный талант

  1. Джек Лондон, «Мартин Иден». Роман повествует о необразованном матросе, который влюбляется в девушку из высшего света по имени Руфь и, благодаря ей, начинает учиться и просвещаться в духовном и интеллектуальном плане. Перейдя ту границу образованности, за которую девушка не выходит, Мартин Иден расстается с ней и начинает писать рассказы, отправляя их в различные журналы. Никто из издателей не хочет публиковать их до того момента, как ему однажды выпадает счастье быть напечатанным. Вмиг обрушивается на молодого человека слава великого писателя, однако он, прошедший через множество лишений и испытаний, не понимает природы этого идолопоклонничества и маскарада того светского круга, в котором он оказался. Его прежние работы, отвергавшиеся издателями, ничем не хуже того, что он пишет сейчас, так почему же они не были нужны никому? Писатель, осознавший глупость и неразборчивость, лживость публики и напрасность существования своего таланта, сводит счеты с жизнью, спрыгнув с корабля. Так настоящее дарование утопает в море праздности, безразличия и обывательства.
  2. Н. В. Гоголь «Портрет». Главный герой повести, молодой бедный художник Чартков, обладающий «талантом, пророчившим многое», осознает непопулярность истинного искусства. После покупки портрета азиата, чей взгляд на полотне пугал его и…словно искушал, жизнь Чарткова меняется. Из картины выпадает сверток с тысячей червонцев, и на эти деньги художник приобретает все необходимое для написания картин, а также переезжает в роскошные апартаменты. Он начинает заниматься портретами на заказ, чтобы не голодать, и постепенно приобретает славу прекрасного живописца и признанного критика. Однажды он видит картину, написанную его старым товарищем, и она поражает его до глубины души. Художник пытается снова создать нечто прекрасное, однако ничего, кроме посредственных поз и лиц, у него не выходит. По своей вине, гонясь за состоянием, Чартков лишился своего дарования и остался несчастен, осознав это.

Жертва ради таланта

  1. А. Н. Островский, «Таланты и поклонники». В своей комедии в четырех действиях писатель выводит на сцену в качестве главной героини молодую девушку, актрису Александру Негину. Ее мать, тоже актриса, говорит, что с самого детства дочь нельзя было удержать от сцены, театр – это ее жизнь, то, без чего она не может. Она бедна, игра – ее единственный заработок. У Негиной есть жених, Петр Мелузов, который учит ее наукам и честной жизни. Они любят друг друга и собираются пожениться. Однако в последний момент девушка принимает предложение богатого помещика Великатова стать его содержанкой и актрисой в театре, которым будет заведовать он. Понимая, что семейная жизнь для нее невозможна, что она бросит супруга ради того, чтобы снова быть на сцене, хоть это и низко замужней женщине 19 века, Александра жертвует своей любовью во имя своего призвания, своего таланта.
  2. М.Ю. Лермонтов, «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). В своем стихотворении лирик противопоставляет стихотворца, пишущего на потребу публике, снискавшего славы и богатств, истинному творцу, глашатаю правды. Автор призывает отбросить мысли о материальных ценностях, ведь талант не продается. Он ясно демонстрирует презрение лирического «я» самого Лермонтова. По его мнению, быть бедным, но создавать стихи, достойные считаться настоящей поэзией, важнее ложного и незаслуженного богатства.

Непризнанный талант

  1. М. Ю. Лермонтов, «Пророк». Произведение поэта стало своеобразной полемикой с одноименным стихотворением А. С. Пушкина. В нем лирический герой – это отвергнутый обществом человек, изгой. В силу своего таланта и жажды справедливости он не мог лгать, он решился «провозглашать любви и правды чистые ученья», однако остался непонятым обществом. Глухая к слову поэта публика обрекает его на вечное одиночество, скитания и несчастье. В этом и заключается трагедия непризнанного таланта.
  2. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Самый известный роман писателя, действие которого разворачивается в двух реальностях, рассказывает историю главных героев, влюбленных, один из которых – писатель. Мастер (автор нарочно именует его именно так, словно признавая безоговорочность чистоты его таланта) бросает все ради того, чтобы написать свой роман, который был действительно ценным литературным произведением. Но критики, чья роль была затаптывать все, что не является просоветской пропагандой, осудили роман и его автора. Люди, для которых литература и искусство давно превратились в слово- и рифмоплетство, просто не могли понять и завидовали появлению истинного дарования внутри этой бездуховной и плоской, почти антиутопической реальности. В качестве антитезы Булгаков выводит в романе ряд «литераторов», чья деятельность и забота состоит по большей части в посещении ресторана в доме Грибоедова в МАССОЛИТе. Об искусстве и гении в такой среде речи и быть не может.

Целительная сила таланта

  1. Л.Н. Толстой, «Альберт». Главный герой, чьим именем названа повесть, — бедный скрипач, лишившийся своей любви на почве социального неравенства. Личная драма привела его к алкоголю – он жалок, несчастлив и беден. Однако Альберт не утратил своего дара. Оказавшись на балу, он начинает играть и своим мастерством и проникновенным исполнением удивляет всех гостей. Сам он в глазах слушателей тоже преображается, но в особенности в глазах Делесова. Мелодия скрипки возродила в его душе былую возлюбленную, и он захотел забрать скрипача к себе, чтобы вытащить его из того жалкого и незаслуженного положения, в котором тот жил. Настоящий талант способен перевернуть жизнь и взгляд на мир человека.
  2. К.Г. Паустовский, «Старый повар». В этом рассказе автор пишет об умирающем старике, который ослеп несколько лет назад от жара печи, с которой работал всю жизнь. Он не любит священников, поэтому дает своей дочери Марии поручение привести первого встречного с улицы, чтобы исповедаться ему. Незнакомец, войдя в дом, спрашивает о последнем желании старого повара, а тот отвечает, что больше всего на свете хотел бы видеть свою покойную жену. Незнакомец начинает играть на клавесине, и эта музыка воскрешает в сознании умирающего его любимую, а когда тот спрашивает имя чужака, незнакомец отвечает: «Вольфганг Амадей Моцарт». Так истинный талант своим творчеством делает для людей невозможное возможным, помогая преодолевать даже самые тяжелые моменты в жизни.

Автор: Юлия Четверикова

Сегодня своим читателям команда Литероведа предлагает задуматься над вопросом «Что такое талант», так как эта актуальная проблема часто поднимается не только в произведениях русских и зарубежных поэтов и писателей, но и на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении, к которому мы подобрали аргументы из жизни и литературы.

Содержание

Проблема

Что такое талант? Для чего он нужен человеку?

Отношение автора к проблеме

Талант – это особый дар, которым обладает не каждый человек, а избранный свыше.

Аргументы

  1. Каждый человек талантлив, но не каждый умеет обнаружить в себе особую способность и проявить ее.
  2. Чтобы раскрыть свою одаренность, необходимо много и упорно трудиться.
  3. Чтобы не растерять свой дар, развивать его, нужно иметь сильный характер.
  4. Настоящий талант дарит людям радость и приносит пользу.
  5. Не все способны понять талант другого человека.
  6. Слово «талант» имеет греческие корни. Оно произошло от греческого “талант”, которым обозначали счетно-денежную единицу во времена античности.
  7. Настоящий талант не умирает, он остается в творениях великого мастера.

Синонимы к слову талант

Дарование, способность, одаренность, гениальность, Божья искра,  природный дар, жилка.

Эпитеты к слову талант

Блестящий, блистательный, большой, вдохновенный, великолепный, видный, восхитительный, выдающийся, высокий, гениальный, гибкий, глубокий, громадный, грубый, дивный, дикий, добрый, естественный, замечательный, зрелый, изумительный, исключительный, искусственный, истинный, истый, крупный, многогранный, многообразный, многосторонний, могучий, могущественный, молодой, мощный, настоящий, невиданный, неистощимый, необыкновенный, необычайный, неокрепший, неповторимый, неподражаемый, неразвитый, неслыханный, несомненный, несравненный, неувядаемый, огромный, оригинальный, особый, первоклассный, подлинный, правдивый, признанный, природный, прямой, разнообразный, разносторонний, редкий, редкостный, решительный, самобытный, самородный, свежий, светлый, своеобразный, сильный, смелый, стихийный, счастливый, творческий, удивительный, чистый, чудесный, чудный, щедрый, энергический (устар.), энергичный, яркий, базарный, заблудший, капитальный, терпкий, агитаторский, военный, драматический, изобретательский, импровизаторский, инженерный, исследовательский, комедийный, композиторский, конструкторский, лекторский, музыкальный, ораторский, организаторский, певческий, педагогический, писательский, полемический, полководческий, поэтический, сатирический, сказительский, художественный, экспериментаторский, юмористический

Аргументы из  литературы

  1. К.Г. Абрамов «Степан Эрьзя». В столице Республики Мордовия – городе Саранск – есть удивительный музей, носящий имя всемирно известного скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Посетители с восторгом замирают перед его «Моисеем», всматриваются в языческую красоту «Портрета матери» и национальные черты «Портрета отца», испытывают боль и отчаяние у скульптур «Ужас», «Тоска». От красоты, оригинальности его творений захватывает дух. О жизни и творчестве скульптора известный мордовский писатель К.Г. Абрамов повествует в романе «Степан Эрьзя». Читая произведение, мы будто вместе с главным героем проходим его жизненный путь, видим, как он растет, развивается, становится настоящим мастером своего дела. Это был непростой путь от маленького мальчика, который рисовал перед сном угольком на стене и лепил из глины причудливые фигурки людей, животных, птиц, до известного во всем мире скульптора, работавшего с любым материалом: мрамором, деревом, глиной, цементом. Он работал во многих иконописных мастерских, писал иконы, но все больше и больше понимал, что его влечет дерево. Ему хотелось вырезать из него не игрушки племянникам, а настоящие скульптуры. Автор рассказывает, что мастер никогда не останавливался на достигнутом. Ему хотелось знать больше, научиться новому, попробовать то, чего он еще не пробовал, достичь таких высот, которых еще никто и никогда не достигал. Это желание звало его вперед, позволило объездить много стран и городов. Новые встречи рождали новые творческие замыслы, путешествия давали возможность узнавать новое и заявить о себе всему миру. Из года в год талант его рос и развивался. Останься он в своем маленьком селе среди мордовских лесов – никогда бы не стал тем, кем стал. Чтобы раскрыть свой талант, нужно много и упорно трудиться и учиться новому.
  1. И.С. Тургенев «Певцы». Среди простого русского народа есть немало людей талантливых, способных своим искусством затронуть самые чувствительные струны души, несмотря на то, что у них нет возможностей и средств на развитие своего таланта. К таким мыслям приходит читатель, знакомясь с рассказом И.С. Тургенева «Певцы» из цикла «Записки охотника». Автор в рассказе повествует о споре между рядчиком-мещанином и крестьянином Яшкой Турком, с которыми столкнулся в кабаке в жаркий летний день. Рядчик пел веселую плясовую песню. Голос был у него приятный и сладкий, он умело управлял им, сопровождал свое пение изящными переходами, щелкал языком, играл, вилял голосом, словно юлой. Он пел, и все слушали его с большим вниманием, а потом не выдержали, стали приплясывать и притоптывать в такт пению. Когда он закончил, публика его похвалила и готова была уже отдать победу ему, пока Яков не затянул заунывную «Не одна во поле дороженька пролегала». Голос у него был не такой интересный и сильный, как у рядчика, и даже казался, будто немного надтреснутым, а потом стал обретать силу и уже перестал трепетать. Он дрожал, крепчал, твердел и расширялся. Яков пел, совершенно забыв обо всех, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и широким. Его пение не оставило равнодушным никого: кто-то плакал, кто-то потупился, нахмурился, даже у рассказчика на сердце закипали слезы, кто-то стоял, разинув рот. Удивительный талант Якова проникает в души людей, затрагивая самые нежные струны. Автор отмечает, что и среди народа немало по-настоящему талантливых людей, которые, несмотря на тяжелые жизненные условия,  щедро делятся своим талантом с окружающими, делая их жизнь, пусть ненадолго, но счастливой.
  1. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Одно из самых интересных произведений К.Г. Паустовского – рассказ «Корзина с еловыми шишками». Это история встречи известного композитора Эдварда Грига с маленькой девочкой, собиравшей еловые шишки. Ее звали Дагни Педерсен, она была дочерью лесника. Эта встреча подарила миру удивительную музыку, которую талантливый музыкант написал к восемнадцатилетию Дагни. Когда повзрослевшая девушка впервые услышала пьесу, она испытала необъяснимые чувства. В удивительных звуках композиции слышался голос ее родного дома: песни рожков, шум моря и ветра, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей. Дагни казалось, что музыка не звучала, а звала за собой в ту страну, где царят любовь и счастье, а солнце горит по-другому, как корона в волосах сказочной волшебницы. Это была удивительная музыка удивительно талантливого композитора и музыканта. От нахлынувших чувств девушка заплакала, ведь музыка затронула самые нежные струны ее души, она напомнила о родных местах, с детства знакомых и любимых. Ей было жаль, что великого композитора уже нет на свете и ей некого поблагодарить за бесценный подарок. Но настоящий талант никогда не умирает: он остается жить в тех творениях, которые созданы с большой любовью и мастерством. Он остается жить в преданных почитателях, которые никогда не останутся равнодушными к творениям мастера и для которых он будет вечным кумиром.

Аргументы из жизни

  1. Русская земля подарила миру немало талантливых людей, но мне сегодня хочется еще раз рассказать о «солнце русской поэзии» – А. С. Пушкине. Бесспорно, великий русский поэт и писатель, чье имя знают во всем мире, был по-настоящему талантливым человеком. Об этом мы судим не по количеству написанных книг, а по тому, что каждый из нас находит в них что-то свое, близкое и понятное только ему. Когда мы читаем произведения А.С. Пушкина, часто забываем о времени, о проблемах и заботах и будто переносимся в другой мир: мы то парим над городами и селами вместе с колдуном из поэмы «Руслан и Людмила», то вдруг оказываемся вместе с поэтом в Царскосельском лицее, Михайловском, Болдине, переживаем вместе с Татьяной Лариной ее безответное чувство к Онегину или вынашиваем план мести Троекурову вместе с Дубровским, встречаемся с предводителем народного восстания Пугачевым, любуемся русской природой в разные времена года или предаемся философским размышлениям.  Пушкин как волшебник, который умеет угадывать наше настроение, чувства,  переживания. В его произведениях – решение многих наших проблем, ответы на любые вопросы. Только талантливый художник слова может так чувствовать своего читателя и уметь затрагивать самые слабые, чувствительные струны его души. Очень часто становится жаль, что поэт погиб таким молодым, не успев многого дописать, о многом рассказать и многому научить.
  1. Недавно я прочитала статью об архитектурном ансамбле «Кижи», расположенном на одноименном острове в Онежском озере. Кижи называют восьмым чудом света, жемчужиной деревянного зодчества. Даже рассматривая фотографии этого удивительного музея под открытым небом, испытываешь невероятное восхищение. Но меня восхищают не только строения, экспонаты, особый дух ансамбля, но и талант русских мастеров, построивших уникальные здания без единого гвоздя. Железные изделия простому крестьянину были не по карману, да и не нужны они были для строительства: деревянная конструкция была продумана так, что бревна, уложенные один к одному, невозможно было сдвинуть с места. Мастера работали только топором, долотом и скобелем, даже пилу использовали редко. В умелых руках опытного мастера топор превращался в универсальный инструмент. Им можно было и дерево срубить, и обтесать, и доску или тес до блеска «выгладить», и ложку вырезать. Русские плотники знали много хитростей в своем деле. Например, когда бревна укладывали в сруб, то наружу их поворачивали той стороной, где годовые кольца расположены тесно, там древесина плотнее, и, значит, долговечнее. Как много удивительных зданий сделано ими! Смотришь на их творения и даже не верится, что все это создано руками человека, а не подарено Богом за какие-то заслуги. Их талант оттачивался годами. С малых лет приучались они держать в руках инструмент, перенимали мастерство у своих отцов и дедов. Жаль, что сегодня таких мастеров уже почти не встретишь в современной России, потому что сегодня профессия плотника считается «немодной» и не пользуется популярностью. Думаю, никто не сможет повторить работу древних мастеров деревянного зодчества  и построить хоть небольшое здание без гвоздя и современного инструмента, как это сумели сделать когда-то в Кижах.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Талант трудом добывают», – говорит русская пословица. В ней отмечается, что в развитии таланта огромную роль играет трудолюбие. Народ считал, что талант можно развить только упорным трудом, а без труда никакой дар не будет расти.
  1. «Талантлив тот, кто учится», – гласит русская пословица. В ней талантливым человеком  называют того, кто учится, то есть не останавливается на достигнутом, а развивает свой дар учебой и упорным трудом.
  1. «Смелый талант скоро растет, ленивый – не лезет, не ползет», – справедливо заметил русский народ. По мнению наших предков, смелый талант пробьет себе дорогу и заявит миру о себе, а ленивый так и будет топтаться на одном месте без всякого развития.
  1. «Трудолюбие талант растит», – говорили наши предки о таланте. Они считали, что талант растет благодаря трудолюбию. Если чудесным даром наделен ленивый человек, этот дар остановится в своем развитии или совсем исчезнет.
  1. «Талант таланту рознь», – отмечает русская пословица. В ней говорится о том, что таланты могут быть разные. Какие-то связаны с искусством, другие – с наукой, техникой, кулинарией или другими сферами и областями жизни.

Афоризмы

  1. «Талант без труда никогда не расцветает, а труд без таланта даже не даёт всходы», – говорил российский философ и литератор Геннадий Матюшов. По его мнению, чтобы талан проявился, нужно приложить усилия, а чтобы труд дал нужный результат, нужно обладать каким-либо талантом.
  1. «Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу», – писал русский писатель Максим Горький. Он считал, что любым талантом нужно уметь управлять, как породистым конем, иначе можно его испортить.
  1. «Талант – это способность делать то, чему нас никто не учил», – утверждал польский беллетрист Альфред Конар. Он называл талантом способности, данные свыше, умения, которым человека никто и никогда не учил.
  1. «Великие таланты навлекают на себя ненависть – так железо подвергается ржавчине, одна посредственность не имеет врагов», – писал Жан Лерон Даламбер, французский философ и ученый. Он считал, что о великих талантах говорили во все времена, они навлекали на себя ненависть, подвергались критике, так же, как железо подвергается ржавчине. И только о посредственностях никто никогда не отзывается плохо.
  1. «Талант – это развитая природная склонность», – утверждал французский писатель Оноре де Бальзак. По мнению великого классика, талант – это уникальный дар природы, который человек вовремя замечает и развивает.
  1. «Талант – способность в чём-то понять творца, способность видеть чудо», – считает русский писатель, поэт и журналист Александр Круглов. Он отмечал, что талант – это умения, на которые не способны обычные люди: например, умение понять Бога или способность видеть чудо.
  1. «Чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант, как тотчас же все посредственности этой профессии стараются замять дело и всякими средствами лишить его случая и возможности сделаться известным и заявить себя перед светом, как будто он замыслил покушение на их неспособность, банальность и бездарность», – писал немецкий философ Артур Шопенгауэр. По его мнению, талантливым людям во все времена завидовали люди посредственные, поэтому всеми способами старались лишить одаренных любой возможности и всякого случая заявить о себе.
  1. «Я своими глазами видел, как богатство погубило талант не одного музыканта и художника. Участи этой удаётся избегнуть лишь тем, кто, разбогатев, продолжает трудиться так же, как во времена бедности», – считал французский писатель Андре Моруа. Он делится своими мыслями о том, что многих талантливых людей испортило богатство, которое достигнуто благодаря таланту, потому что, разбогатев, талантливый человек перестает работать, а это значит, останавливается на достигнутом, перестает развивать свой талант.
  1. «Талант – ещё далеко не всё. Нравственные качества человека и его мировоззрение – вот что определяет лицо настоящего учёного», – русский ученый, педагог Иван Сеченов. По мнению известного ученого, настоящий ученый обладает не только талантом, но и нравственными человеческими качествами. Такой человек будет направлять свой талант на пользу человечеству.
  1. «Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами», – говорил русский советский поэт и переводчик Лев Озеров.

Содержание:

Сочинение на тему развития у человека особых навыков ради достижения высоких результатов поможет разобраться с такими понятиями, как истинная и ложная гениальность.

Благодаря таланту личность может принимать необычные, оригинальные решения в выбранной сфере деятельности.

Понятие истинного таланта

Слово «талант» имеет греческое происхождение. Это единица веса в системе измерений. Существует древняя легенда об умении распоряжаться талантом. Три раба получили от своего хозяина по мере серебра — пять, две и одну монету. Один подневольный сумел умножить свое богатство до десяти талантов, второй — до четырех. А тот, кто получил только одну долю, зарыл ее в землю. Он боялся, что хозяин отнимет у него монету.

С тех пор и появилось выражение «зарыть талант в землю». Оно значит, что человек неверно распоряжается своими способностями, растратит их понапрасну. Существует понятие истинного и ложного таланта.

Рассуждения на эту тему кроются в некоторых литературных произведениях:

  • «Моцарт и Сальери» Пушкина;
  • «Два четверостишия» Тургенева.

В первом произведении рассказывается о двух композиторах. Моцарту, настоящему гению в области музыки, завидует Сальери. Первый наполняет свою жизнь нотами, переносит свои чувства и эмоции в мелодии. А второй раскладывает композиции на составляющие, что умерщвляет звук. Хотя оба композитора стали знаменитыми, Сальери понимает, что ему не сравниться с Моцартом.

Из-за зависти он убивает своего соперника, отравив его. Но от этого горе-композитору не становится легче. Ведь исчезновение Моцарта не умножило способностей Сальери.

Благодаря такому сравнительному описанию персонажей можно понять, кто такой талантливый человек. Аргументы из литературы переносятся и на реальную жизнь.

В тексте второго писателя разговор идет о выступлении двух поэтом в городе, жители которого очень любят стихи. Но одного автора народ прогоняет и называет шутом. А второго слушатели приняли восторженно. Как оказалось, последний немного изменил стихи первого поэта. Из этого произведения можно сделать вывод: истинный талант должен быть своевременным. Иначе его затмят жалкие копии.

Загубленные способности

Некоторые люди видят в своем таланте только проблемы. Они не понимают, почему ранние творения не признавались публикой, а какое-то одно было принято с восторгом.

Так произошло и с героями нескольких произведений:

  • «Мартин Иден» Лондона;
  • «Портрет» Гоголя.

В первой книге повествуется о матросе, который влюбился в богатую девушку. Она настояла на том, чтобы юноша получил образование. И когда парень перерос ее в образованности, пара рассталась. Бывший матрос начал писать рассказы и отправлять их в разные журналы для публикации. Но ему долгое время отказывали. Однажды одно издание все-таки напечатало его текст.

Мгновенно на юношу обрушилась слава гениального писателя. Но это не принесло ему радости. Творец не понимал, почему рассказ, похожий на все остальные, принес ему известность, а другие произведения канули в небытие. Писатель разочаровывается в лицемерии и неразборчивости публики.

Он отказался развиваться дальше и закончил жизнь самоубийством, бросившись в море с корабля. Юная одаренность погибла в океане безразличия.

Бедный художник Чартков из повести Гоголя «Портрет» обладает великим талантом. Но его работы не признаны и не приносят ему дохода. Однажды молодой человек купил изображение азиата, выражение лица которого пугало его. Но внезапно из картины выпал мешок с золотыми, художник потратил деньги на инструменты для своего ремесла и аренду хорошей квартиры.

Чартков пишет портреты на заказ, но находит их блеклыми и однообразными. Когда же он творит прекрасные картины, публике они не нравятся. Как-то он увидел работу своего старого друга и был поражен ее реалистичностью. Он сам пытался вернуться к прежнему стилю искусства, но на полотне появлялись одинаковые позы и лица. Художник не понимал, могут ли способности превратиться в талант, но обратное он доказал на своем примере.

Одаренность юноша променял на материальный достаток, он стал известным портретистом и критиком, но потерял счастье.

Возможность самопожертвования

Настоящий талант имеет больше значение, чем все материальные ценности. Это означает, что одаренные художники, музыканты и писатели предпочитают нищету отсутствию способностей. Можно рассмотреть множество аргументов из литературы о том, что такое талант и какие жертвы ему приносили персонажи произведений:

  • «Поэт» Лермонтова;
  • «Таланты и поклонники» Островского.

В своем стихотворении Лермонтов описывает двух поэтов. Один пишет только для удовлетворения жажды публики. Благодаря такой работе он прославился и стал богатым. А второй в рифмованных строках излагает всю правду о поведении народа и властей.

Автор произведения говорит, что настоящий талант не продается. Невозможно получить одаренность за деньги или продать ее кому-либо. И лучше создавать творения, которые можно назвать истинной поэзией, и жить в нищете, чем жертвовать великим ради финансового благополучия. Легко писать ради денег и славы, но настоящий ремесленник не станет производит товары низкого качества на забаву публике. Так и талантливые люди не должны растрачивать свой дар для одобрения окружающих.

Проблема самопожертвования описана и в комедии Островского. Главная героиня произведения — молодая актриса Александра Негина. С самого детства она постоянно находилась в театре и смотрела на свою мать, выступающую на сцене. Оказалось, что и у самой девушки есть подобный талант. Вся ее жизнь заключалась в спектаклях и постановках.

Александра зарабатывает на существование только своей игрой, но она счастлива. У девушки появился жених, Петр Мелузов. Молодой человек учит свою возлюбленную разным наукам и поведению в обществе. А она отвечает согласием на предложение замужества.

Но практически перед самой свадьбой появляется еще один поклонник. Богатый помещик Великатов предлагает Александре перейти работать в его театр и стать содержанкой. Девушка думала недолго: семейная жизнь помешает ее работе, ведь в то время было унизительно замужней женщине выходить на сцену.

Негина решается на жертву — она отрекается от своей любви ради жизненного призвания.

Непризнанная гениальность

Часто талантливые люди остаются непризнанными. Богатый социальный класс не может разглядеть одаренность в представителях низших сословий.

Об этом писатели говорят в своих произведениях:

  • «Пророк» Лермонтова;
  • «Мастер и Маргарита» Булгакова.

В «Пророке» лирического героя отвергли окружающие. Из-за великого таланта и жажды творить он не смог лгать публике. Врожденное чувство справедливости привело его к тому, что он начал привселюдно излагать определения чистой любви и правды. Общество не поняло его, посчитало изгоем, обрекло на пожизненные несчастья. Нигде не принимали героя, не было у него друзей и любимых. Пришлось скитаться из одного места в другое.

Один из главных персонажей «Мастера и Маргариты» является писателем. Именно его автор и называет Мастером, подчеркивая чистоту таланта. Он бросил все ради того, чтобы написать свой роман. Но критики не признали его творение, так как текст не содержал советской пропаганды, а описывал религиозные события.

На самом деле они только завидовали способности создать нечто одухотворенное в антиутопическом плоском мире тех лет. Булгаков противопоставляет Мастеру прославленных литераторов дома Грибоедова. Но они все почти время проводят в ресторане за обсуждением квартирных вопросов, а о таланте и гениальности никто из них не сказал ни фразы.

Исцеляющая сила

Настоящий талант способен исцелять людей, возрождать их душу, заставлять жить дальше. Подобные примеры можно встретить в литературе:

  • «Альберт» Толстого;
  • «Старый повар» Паустовского.

В первом произведении главным героем является нищий скрипач. Из-за социального неравенства ему пришлось расстаться со своей возлюбленной. Это стало причиной алкоголизма, но талант у музыканта еще остался. Однажды он попадает на бал и поражает гостей своей виртуозной игрой. В памяти одного из присутствующих всплыли сцены с бывшей любовью. Делесов решает помочь Альберту и забирает его к себе. Так одаренность спасла молодого скрипача от вредной привычки и бедности.

В «Старом поваре» рассказывается о слепом умирающем старике. Он потерял зрение из-за высокой температуры — постоянно находился возле печи. Так как повар не любит священников, то исповедуется незнакомцу, которого привела его дочь. Молодой человек оказался музыкантом, он сыграл на клавесине. Благодаря мелодии старик вспомнил свою покойную жену. Музыкантов оказался Вольфганг Амадей Моцарт, своим талантом он успокоил душу повара.

Реальные личности

Не только в литературе есть примеры талантливых людей.

Такой силой обладают и реальные личности — писатели, художники, ученые:

  • Стивен Кинг;
  • Джоан Роулинг;
  • Стив Джобс;
  • Михаил Калашников.

Знаменитый «король ужасов» Стивен Кинг уже много лет выпускает книги. Хотя детство и юность его прошли в бедности, ему приходилось работать в прачечной и жить в маленькой квартирке, сегодня он достиг небывалых высот благодаря своему таланту. Джоан Роулинг лишилась мужа, дома ив сего имущества. Она переезжала с детьми к сестре и придумала рассказ о мальчике-волшебнике. История о Гарри Поттере сделала ее одной из самых высокооплачиваемых писательниц современности.

Стив Джобс создал компанию Apple после множественных попыток и ошибок. Но он никогда не останавливался, продолжал идти к своей цели. Итоговой работой стал выпуск новых гаджетов, настоящий переворот в сфере информационных технологий.

Михаил Калашников известен тем, что создал несколько видов огнестрельного оружия: пулеметы, облегченные автоматы с приборами ночного видения и подствольными гранатометами, самозарядные охотничьи карабины. Все это наложило свой отпечаток на него. После смерти Калашникова его личный духовник отправил сообщение конструктора патриарху Московскому Кириллу, где были выражены сожаления об убийствах и количестве погибших в войнах с применением его оружия.

Задатки таланта проявляются еще в детстве. Если их развивать, то можно добиться больших высот. Одаренные люди могут создавать своими руками настоящие шедевры, а прибыль и славу они ставят на второе место.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-na-temu-talant/
  • https://literoved.ru/bank-argumentov/argumenty-iz-zhizni-i-literatury-na-temu-chto-atkoe-talant.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/chto-takoe-talant.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт