Содержание
Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.
Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.
История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.
Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.
Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.
Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.
Направление – романтизм.
История создания
В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.
Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.
Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.
Тема
Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.
Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.
Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь – есть движение в этом направлении.
Композиция
“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».
Жанр
Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.
Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.
С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каких годах было написано произведение Лескова «Очарованный странник»?</h3>
- <label>1871 – 1873;</label>
- <label>1872 – 1873;</label>
- <label>1872 – 1875;</label>
- <label>1973 – 1874.</label>
(новая вкладка)
«Очарованный странник» — повесть со сказовой формой пoвecтвoвания. Форма сказа — устной речи от1го лица — необходима автору для создания образа героя-рассказчика. Повесть ведется от лица нескольких рассказчиков — повествователя и caмoгo Ивана Флягина, рассказывающего о себе во время плавания с Валаама на Соловецкие острова. Речь повествователя, от лица котopoгo ведется вступление и заключение, литературно оформленная, в отличие от сказовой речи Флягина, характеризуемой воспроизведением устной, разговорной интонации. сказ — не единственная форма повествования. Она является средством выражения характера главного героя.
Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одного героя, где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Вступление к повести является экспозицией, в которой читатель с помощью повествователя знакомится с местом действия и с героями. Основная часть — pacсказ Ивана Флягина о своей жизни. Завершается произведение заключением повествователя: «Проговорив это, очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни единым новым вопросом. Да и о чем было eгo еще больше расспрашивать? повествования cвoeгo минувшего он исповедал со всею откровенностью своей простой души, а провещания eгo остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам». Таким образом композиция представляет собой рассказ в рассказе. Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором участвуют слушатели, путешествующие по Ладожскому озеру, и повествующий им о своей жизни Иван Флягин. Сам рассказ героя о своей жизни имеет свой сюжет, состоящий из различных жизненных эпизодов. 1. Спасение Флягиным семьи графа. 2. Наказание, бегство от графа. 3. Присмотр за ребенком и бегство с матерью ребенка и ее любовником. 4. Битва с Савакиреем и уход в степь. 5. Возвращение в Россию. 6. Служба при князе, отношения с Грушенькой. 7. Солдатская служба. 8. Скитания и приход в монастырь. 9. Жизнь в монастыре.
Фабула «Очарованного странника» пестра: приключения следуют за приключениями. «Обещанный» матерью Богу, Иван Флягин должен был по ее обету стать монахом, но уклонился от cвoeгo предназначения, и потому наказывается, принимает тяжелые испытания. Видимо, материнский завет будет исполнен: герой на определенном этапе жизни придет в монастырь. Сказовое построение повести значимо для автора. Во-первых, рассказу Флягина придается достоверность. Bо-вторых, такая форма позволяет автору скрыться за гepoeм, не навязывать читателю собственную интерпретацию и оценку событий. В-третьих, появляется возможность глубоко раскрыть сложный внутренний мир героя: рассказчик самовыражается в слове. Сказовая форма определяет стилистическое своеобразие повести. Рассказ от лица повествователя характеризуется литературно оформленной речью, в отличие от речи Флягина, наполненной разговорной интонацией, просторечиями, диалектизмами. Многозначен и смысл так называемой рамки — рассказа, обрамляющего повествование Флягина. Это постепенное преодоление дистанции между гepoeм и eгo слушателями, ждущими в нaчале от нeгo лишь забавных и интересных историй. Кроме тoгo, рассказ о поездке на пароходе придает символический смысл жизненному пути Флягина: он путешествует по России и вместе с Россией плывет к нeвeдомой ни ему, ни ей цели. В литературоведении понятие сказ имеет еще одно значение: сказ как жанр. Сказ-жанр — это форма xyдoжественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием xapaктерных особенностей разговорно-повествовательной peчи. Повествование ведется не от лица нейтрального и объективного автора; eгo ведет рассказчик, обычно участник сообщаемых событий. Речь художественного произведения как бы имитирует живую речь устнoгo pacсказа. При этом в сказе рассказчик — это обычно человек иного социального Kpyгa и культурного слоя, чем писатель и предполагаемый читатель произведения.
Тема урока: «Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра»
План
Повесть «Очарованный странник»(для прочтения переходите по ссылке)https://briefly.ru/leskov/ocharovannyj_strannik/
Особенности композиции и жанра
Домашнее задание(написать анализ повести)
</ol>
1 Повесть «Очарованный странник»
«Очарованный странник» был написан Лесковым в 1872. В этом же году Лесков предпринимает поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон для рассказа. Полученный материал Лесков использовал дважды. Он создал целую серию очерков « Монашеские острова на Ладожском озере», а затем обратился к художественному произведению.
Как всегда, форма повествования была такой, какая свойственна только Лескову. Она предполагала идеального рассказчика и идеальных слушателей. Лесков сознательно использует такие литературные приемы, которые уже давно разрабатывались до него и в западной литературе, и в русской. Рассказ Ивана Флягина о своих приключениях напоминает и просветительский роман 18 века с его формой жизнеописания одного лица, и романы — приключения, столь популярные в русской литературе 30-х годов 19 века.
Писатель искал свою форму повествования, откликаясь не только на литературные образы. Герой повести — бывший крепостной. В сущности, «очарованный странник» Иван Флягин — это народ, ищущий правды и справедливости на самых неизведанных дорогах. Для писателя он имел непосредственную связь с другим любимым персонажем — «Несмертельным Голованом», который в самую лютую чуму сознательно и добровольно спасает своих односельчан от жестокой напасти. Оба они — и Иван Флягин, и Несмертельный Голован — из Орловской губернии, где прошло детство писателя.
Лесков, как всегда, опирается на какие-то личные впечатления и воспоминания об уездной русской глуши, в которой попадались люди, -5- подобные Ивану Флягину.
«Очарованный странник» больше напоминает былинный эпос, герой которого «всю жизнь свою … погибал, и никак не мог погибнуть».
Лесков не стремился запечатлеть эту провинциальную жизнь как сплошное царство мрака и беззакония. Не умалчивая о тягостных сторонах этого быта, он выводил на сцену героев, в которых отражался сам народный инстинкт, дух народа – «жизнестроителя». Таким и был Иван Флягин, сын кучера из дворовых графа Каменского Орловской губернии — жестокого крепостника, упоминаемого и в других произведениях Лескова. На жизненном пути Ивана встречаются тяжелые испытания, но, несмотря на них, остается жив.
Иван Северьянович — натура незаурядная, страстная. Его поступки сродни человеку экспансивному, несмотря на мужицкое обличье и простонародное одеяние. Еще в юности он спасает княжескую чету, остановив шестерку взбесившихся коней на краю пропасти, но в благодарность получает жестокую порку, «обидев» любимую барышней кошку. И так будет складываться вся его дальнейшая жизнь. Потерпев незаслуженную обиду, он бежит на юг страны, куда уходили многие крепостные; затем проходит через новые испытания, пробуя себя в самых разных «профессиях»: он на своем месте в любом положении — может быть и нянькой при больном ребенке, и опытным ремонтером по лошадиной части, и лекарем.
Лесков нисколько не идеализирует своего героя. Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев, среди которых живет, не понимает смысла некоторых своих поступков, но всегда выбирает трудную дорогу и остается неизменным в своей цели — быть в полном согласии с совестью и долгом.
Праведник Лескова рассказывает о себе, ничего не скрывая,- «развязку» с цыганкой Грушей, и трактирные похождения, и тягостную жизнь в десятилетнем плену у татар. Но с ходом повествования все мелкое и бытовое в герое отходит на задний план. Действительно, мы видим сколько страданий перенес Иван, он рассказывает о своих негативных поступках, но впечатление о нем складывается положительное. В конце повести образ русского странника вырастает в монументальную фигуру. Лескову дорого в ней как раз героическое начало, оно обещало какие-то неизведанные горизонты в самой судьбе народа.
Жанрово-композиционное своеобразие повести
«Очарованный странник» — произведение сложного жанрового характера. Это повесть, использующая мотивы древнерусских жизнеописаний святых (житий) и народного эпоса (былин), переосмысляющая сюжетную схему распространенных в литературе XVIII в. романов приключений.
«Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением «постраждовать». Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его «зачеркнула». Думает он «только одно, что Грушина душа теперь погибшая» и его обязанность — «за нее отстрадать и ее из ада выручить». Следуя этому убеждению, он и берет на себя добровольно тяжесть чужой рекрутчины, сам просит отправить его в опасное место на Кавказ, а там идет под пули, налаживает переправу через горную реку». Лесковский странник, как и святой — герой жития, уходит в монастырь, и это решение, как он считает, предопределено судьбой, Богом.
Правда, уход в монастырь имеет и обыденную мотивировку: » в контексте повествования тот жизненный шаг, который как бы должен неминуемо свершиться в жизни Ивана Северьяныча независимо ни от каких житейских перипетий, — уход в монастырь — обретает не столько провиденциальный смысл, сколько смысл социально─психологический, почти бытовой. «Совсем без крова и без пищи было остался, — объясняет он свой поступок слушателям, — так и взял и пошел в монастырь». «От этого только? — удивляются его попутчики и слышат в подтверждение сказанного: «Да ведь что же делать-с — деться было некуда». Итак, момент свободы, выбора начисто отсутствует, действует диктат житейской необходимости, а не собственное желание и воля героя»
Это истолкование справедливое, но несколько одностороннее. Обыденная мотивировка, очевидно, не исключает в повести второго, провиденциального плана: Божий замысел о Флягине проявляется через внешне обыкновенные события. Жития святых знают и более неожиданные случаи воплощения промысла. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского мать святого, препятствуя, в частности, удалению сына в Святую Землю, одержима непросветленной, эгоистической привязанностью к Феодосию, и действует она по наущению дьявола. Однако, в конечном счете, сама того не ведая, она служит исполнению провиденциального замысла о Феодосии, которому Бог предначертал стать «великим светильником» Русской земли, одним из основателей русского общежительного монашества.
Повесть сближают с житиями и пророчески сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее. Святой в житии пред-избран на служение Богу. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского, написанном Нестором, будущность младенца при его крещении прозревает священник; этот эпизод восходит, вероятно. К переводному греческому житию преподобного Евфимия Великого, составленному Кириллом Скифопольским. А в житии преподобного Сергия Радонежского о предначертанном святому призвании быть особенным почитателем Святой Троицы свидетельствует троекратное возглашение еще не рожденного младенца из чрева матери на литургии. В повести Лесковаэтим мотивам соответствует видение, в котором Флягину явлен монастырь на Белом море — Соловецкая обитель, куда он и направляет сейчас свой путь. Традиционный житийный мотив – искушению святого бесами – в повести также отражен, но в комическом преломлении: это «докучания бесов» Флягину, ставшему послушником.
А такой ключевой мотив, как рождение Ивана по молитвам родителей, восходит, в конечном итоге, к ветхозаветному библейскому рассказу о чудесном рождении Исаака – обетованного сына Авраама и Сарры. К этому библейскому сказанию как бы отсылает монашеское имя Ивана – Измаил, тождественное имени первого (не обетованного) сына Авраама от рабыни Агари. Но Измаил – прародитель диких, не ведающих истинного Бога кочевых народов. По-своему «дик» и Флягин, и он многого не постиг в христианской вере.
Обладающие жанрообразующими признаками сюжет и герой повести Лескова напоминают событийную канву и персонажей не только житийной литературы, но и романа приключений. Флягина постоянно подстерегают превратности, он вынужден поменять множество социальных ролей и профессий: крепостной, форейтор, дворовый графа К.; нянька-«смотритель» при малолетнем ребенке; невольник в татарских кочевьях; объездчик лошадей; солдат, участник войны на Кавказе; актер в петербургском балагане; справщик столичного адресного стола; послушник в монастыре. И эта же, последняя в повести, роль, служение Флягина, не является окончательной в кругу его «метаморфоз». Герой, следуя своему внутреннему голосу, готовится к тому, что «скоро надо будет воевать», ему «за народ очень помереть хочется».
Флягин никогда не может остановиться, застыть, закоснеть в одной роли, «раствориться» в одной службе, подобно герою романа приключений, который вынужден менять профессии, должности, по рой даже свое имя, чтобы избегнуть опасности и приспособиться к обстоятельствам. Мотив странствий, постоянного движения в пространстве также роднит «Очарованного странника» с романом приключений. Авантюрный герой так же, как и Флягин, лишен родного дома и в поисках лучшей доли должен скитаться по свету. И странствия Ивана Северьяныча, и скитания авантюрного героя имеют лишь формальное завершение: у персонажей нет определенной цели, достигнув которую, они могут успокоиться, остановиться. Уже в этом — отличие повести Лескова от житий — ее прообразов: житийный герой, обретая святость, остается затем неизменным. Если он уходит в монастырь, то этим завершаются его странствия в миру. Путь же лесковского странника открыт, незавершен. Монастырь — лишь одна из «остановок» в его бесконечном путешествии, последнее из описанных в повести мест обитания Флягина, но, возможно, не последнее в его жизни. Не случайно жизнь Флягина (который, кстати, исполняет обязанности послушника, но не постригается в монахи) в обители лишена умиротворенности и душевного спокойствия («явления» герою бесов и бесенят). Проступки, совершенные послушником по рассеянности и невниманию, навлекают на него наказание игумена («благословили меня без суда в стой погреб спустить»). Из монастыря Флягина не то отпускают, не то «прогоняют» в Соловки на поклонение мощам святых Зосимы и Савватия.
Ивана Северьяныча автор сближает не только с героями житий романов приключений, но и с былинными богатырями. Флягина роднит с героями былин любовь к лошадям, искусство объезжать их. Он повторяет слова, которыми бранит своего коня былинный Илья Муромец: «Ну, тут я вижу, что он (конь. — А. Р.) пардону просит, поскорее. с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: „Стой, собачье мясо, песья снедь!» – да как дерну его книзу – он на колени и пал…».
В «Очарованном страннике» есть и несколько трансформированный сюжетный мотив, характерный для былин: поединок русского богатыря с воином-басурманином, степняком. Флягин «порется», сечется нагайками с «татарином» (казахом) Савакиреем; наградой за победу в состязании служит караковый жеребенок, который скачет, «будто едет по воздуху» (ср. полет под облаками богатырского скакуна в былинах).
Не случайно в рассказе Флягина о своей жизни упоминаются близкие к былинам богатырские сказки о Бове Королевиче и о Еруслане Лазаревиче.
Повесть Лескова — «средний» (в сравнении с рассказом, с одной стороны, и романом — с другой) жанр, обретающий черты большой эпической формы, героического эпоса. Показательно, что Лесков первоначально намеревался назвать «Очарованного странника» «Русский Телемак» и «Черноземный Телемак», сближая Флягина, ищущего смысл жизни и свое место в ней, с героем гомеровской «Одиссеи», разыскивающим отца. Однако, несмотря на эпическую установку, судьба Флягина не теряет своей единичности, конкретности.
Лесков в письме к литератору и публицисту П. К. Щебальскому от 4 января 1874 г., по-видимому, не соглашаясь с мнением адресата о недостаточной прорисованности характера Флягина, затененного подробными описаниями «среды», замечал: «…почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? Что это за требование? А Дон Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде, и герою?»
И. 3. Серман в преамбуле своего комментария к повести Лескова так интерпретировал эти строки: «Форма рассказа о приключениях в „Очарованном страннике» действительно напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона (французского писателя XVIII века) о странствиях Телемака в поисках Одиссея» (Лесков Н. С. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1956. Т. 4. С. 552).
Важно, однако, не только сходство «формы рассказа» в повести Лескова и в «Мертвых душах», «Дон Кихоте» и «Приключениях Телемака». Упомянутые в письме Лескова произведения отличает установка на максимально полное, многостороннее изображение реальности и символическое осмысление героя и его странствий. Это истории, в которых описан человек вообще, меняющийся или преображающийся в поисках истины. Параллели к «Очарованному страннику», приводимые Лесковым, — это примеры «эпоса», большой эпической формы в новоевропейской словесности.
Очарованный странник
Николай Семёнович Лесков
Краткое изложениеЧитается примерно за 7 минутСочинения92 сочиненияГлавные героиИ их характеристикаСочинение
Другие сочинения по этому произведению
Загадочная русская душа» в повести Н. Лескова «Очарованный странникАнализ эпизода из повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)В чём очарование Ивана Флягина? (поповести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)В чём смысл названия повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»?Женские образы в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Жизненный путь Ивана Флягина (по повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»)Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин — главный герой повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характераКто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник?Мир образов ЛесковаОбраз Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Образ Ивана Флягина в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник».Образ ФлягинаОчарованный странник — самый значительный герой Н. С. ЛесковаПочему повесть <nobr>Н. С. Лескова</nobr> названа «Очарованный странник»?Праведен или грешен Иван ФлягинРоссия в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Русский национальный характер в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Русский национальный характер — цель изображения повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Русский характер в рассказах Н. С. ЛесковаСвобода и необходимость в «Войне и мире» Л. Н. Толстого и «Очарованном страннике» Н. С. ЛесковаСвоеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник»Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)Странник ЛесковаТворчество Н.С. Лескова (Рассказ «Очарованный странник»)Тема странничества в повести <nobr>Н. С. Лескова</nobr> «Очарованный странник».Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Анализ текста повести «Очарованный странник»Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче ФлягинеХарактеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»Житие русского грешника в повести «Очарованный странник»Смысл слова «Странник» в одноименной повети ЛесковаРусские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник»)Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник»Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник»Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбыЗагадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник»Законы художественного мира ЛесковаФлягин — характеристика литературного герояРусские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник»)Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова «Очарованный странник»Образ Флягина в повести «Очарованный странник»Сюжет повести Лескова «Очарованный странник»Повествовательная организация повести «Очарованный странник»Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник”Образ Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»Иван Флягин правдоискатель земли русскойИстория создания повести «Очарованный странник»Нравственность и гуманизм русского человека в повести «Очарованный странник»Изображение русского национального характера в произведениях Н.С.Лескова (на примере произведения «Очарованный странник»).Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести “Очарованный странник”В чём драма Ивана ФлягинаИван Флягин в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Образ правдоискателя в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»Повесть «Очарованный странник» Николая ЛесковаИдейно художественное своеобразие повести Лескова «Очарованный странник»Русский характер и судьба народа в повести “Очарованный странник”Поэтичность прозы Лескова («Очарованный странник»)Странник Лескова (по повести «Очарованный странник»)Кульминация духовной драмы или в чем смысл странствий Ивана Флягина«Очарованный странник» повествование Ивана Флягина о своей жизни и судьбеСочинение по сюжету повести «Очарованный странник»Школьное сочинение по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Критика о повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»“Загадочная русская душа” в повести Лескова “Очарованный странник”Русский национальный характер в изображении Лескова (по повести «Очарованный странник»)Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Лескова «Очарованный странник» 2Очарованный странник — самый значительный герой ЛесковаДуховная красота русского человека в повести «Очарованный странник»Смысл названия произведения «Очарованный странник»Жизнь и судьба Ивана Флягина – дорога к людям во искупление грехаИван Флягин в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»«Очарованный странник» как образ РоссииЗагадочная русская душа в повести “Очарованный странник”Краткая характеристика произведения «Очарованный странник» Лескова Н.С.«Очарованный странник» Н. С. ЛесковаОбраз скитальца Ивана ФлягинаСмысл странствий Ивана ФлягинаТрадиции фольклора и древнерусской литературы в повести «Лескова Очарованный странник»Духовная красота русского человека в повести Николая Лескова «Очарованный странник»Я хочу рассказать вам о книге, о повести Очарованный странникОбраз Ивана Северьяныча ФлягинаОписание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
Очарованный странник | |
---|---|
Жанр | повесть |
Автор | Николай Лесков |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1872-1873 |
Дата первой публикации | 1873 |
Текст произведения в Викитеке |
«Очаро́ванный стра́нник» — повесть Николая Семёновича Лескова, написанная в 1872—1873 годах. Входит в цикл легенд о русских праведниках.
История создания и публикации
Бронзовые скульптуры героев повести — Ивана Северьяновича и Грушеньки, у памятника Н. С. Лескову в Орле
Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру на остров Валаам, где жили монахи, и город Корелу. Именно тогда родился замысел истории о русском страннике. К концу года рассказ был написан, озаглавлен «Чернозёмный Телемак» и предложен к публикации редакции журнала «Русский вестник». Однако главный редактор журнала М. Н. Катков отказал, ссылаясь на «сыроватость» произведения.
Повесть впервые была опубликована в газете «Русский мир», с 8 августа по 19 сентября 1873 года, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» и с посвящением С. Е. Кушелеву (именно в его доме Лесков впервые читал повесть).
Художественные особенности
Повествовательная организация повести представляет собой сказ — воспроизведение устной речи, имитацию импровизационного рассказа. Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Северьяновича Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.
Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).
Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.
Инсценировки
Произведения Николая Лескова | |
---|---|
Романы |
|
Повести |
|
Рассказы |
|
|
|
Публицистика |
|
Драматургия | Расточитель |
Эта страница в последний раз была отредактирована 27 октября 2020 в 16:47. Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/ocharovannyy-strannik/analiz-proizvedeniya-leskova.html
- https://studwood.ru/1347640/literatura/osobennosti_syuzheta_kompozitsii
- https://videouroki.net/razrabotki/poviest-ocharovannyi-strannik-osobiennosti-kompozitsii-i-zhanra.html
- https://www.allsoch.ru/sochineniya/26818
- https://wiki2.org/ru/очарованный_странник