Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А. Н. Островского “Гроза”)

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» являются персонажами, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса была трагична: Катерина была замужем, изменять мужу и сбежать с другим человеком было ниже её моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнаёт о ней со слов Бориса: «А тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то — никогда не удастся! Идёт с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девушка видела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце. Поэтому девушка, чьё воспитание не позволяло изменить мужу, отчаянно пыталась успокоить своё сердце. Решение Кати выйти к Борису в сад было фатальным. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови в том, что чувствует к Борису. Последнее свидание Катерины и Бориса произошло уже после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

Каждый из героев ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны сказать что-то друг другу. Но оба молчат. И говорить-то собственно, не о чем. Нужно сказать, что перед встречей Катя находилась в некоем пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, будто Катя хочет признаться в чём-то важном. Идея о страшном самосуде будто витала в воздухе, ещё не приняв чётких форм, но после встречи с Борисом решение было принято окончательно. Что же произошло во время их разговора?

Катя всё ещё надеется на то, что может быть счастлива с этим человеком, начинает будто оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Её вопрос о том, забыл ли он её заставляет читателей понять, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На всё реплики девушки Борис отвечает отстранённо, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнаёт, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «возьмёшь меня с собой?»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

«Гроза» — одно из лучших произведений А. Н. Ост­ровского. Ее высоко оценили критики. А. И. Герцен писал о пьесе: «В этой драме автор проник в глубочай­шие тайники… русской жизни, бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, этой без­гласной, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Характер главной героини пьесы, Катерины, во многом раскрывается в ее взаимоотношениях с Бори­сом. Одним из самых ярких эпизодов, позволяющих понять своеобразие образов обоих героев, является последнее свидание Катерины с Борисом.

Отношения героев сложились трагично. Катерина, чистая душой, искренняя, не смогла жить в атмосфе­ре ханжества и самодурства, окружавшей ее в доме Кабанихи, но она также не смогла вытерпеть тяжести тех нравственных мучений, которые были принесены ей совершенным грехом. Не умея лгать, Катерина во всем созналась и свекрови, и мужу. Последней отду­шиной для нее и стало свидание с Борисом.

Увидев Бориса, Катерина со слезами бросается ему на шею. Она ни в чем не винит своего возлюбленного. Всю вину героиня берет на себя. «Ты не сердишься? — спрашивает она Бориса. Не хотела я тебе зла сделать».

Борис сообщает Катерине, что едет в Сибирь. Не бо­ясь ни людского осуждения, ни позора, Катерина го­това бежать с ним, бросить все. Только Борис к этому не готов. Где же его мужская сила, решимость, ответ­ственность за содеянное? Ее нет в его характере. «Нельзя мне, Катя»,— отвечает Борис. Едет он в Си­бирь не по своей воле, а по дядиному наставлению. Дядю Борис почитать должен — от него зависит его дальнейшее материальное благополучие.

Услышав такой ответ, Катерина не ожесточается сердцем, не пугается. «Поезжай с богом!» — говорит она любимому и просит его забыть о ней. Не собствен­ная судьба, а будущее Бориса важны для нее, хотя по­ложение ее трагично. Кабаниха «мучает» Катерину, «запирает», «всем и мужу говорит: «Не верьте ей, она хитрая»», все смеются ей «прямо в глаза». Обостри­лись и ее отношения с Тихоном. Тот «то ласков, то сер­дится, да пьет все», «постыл» он героине. «Ласка-то его мне хуже побоев»,— признается она. Ей так тяже­ло, что «умереть легче». Однако это не толкает Бориса на решительный шаг. Он способен только сожалеть о том, что судьба свела его с Катериной, сделала их не­счастными, заставила мучиться. Ему нелегко про­щаться с Катериной, но он бессилен, о чем красноре­чиво говорит его восклицание: «Эх, кабы сила!». Только об одном он может просить Бога: «чтобы умер­ла она поскорее, чтобы ей не мучиться долго!». Задер­жаться лишнюю минутку он опасается. Только Кате­рине ничего не страшно. Эта цельная натура готова держать самый жестокий ответ за все содеянное. Она до конца остается сама собой. Борис, фактически пре­давший Катерину своим безволием, ее недостоин.

По мнению Н. Добролюбова, истинно народный по своей сущности характер Катерины является единст­венно верным мерилом оценки всех других персона­жей пьесы, в той или иной степени противостоящих самодурной силе.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Островский, сочинение | Распечатать 06.06.2011 / 18:17 — Сочинения

Анализ сцены прощания Катерины с Борисом по пьесе «Гроза»

Островский А. Н.

А.Н. Островский является отцом русского театра. Одним из самых значительных произведений выдающегося драматурга по праву считается пьеса «Гроза». Борьба женщины за свободу личности, способность противостоять системе – делает эту пьесу актуальной и в наше время. Сила характера Катерины не вызывает сомнений ни у кого. Вопрос в том, есть ли рядом с ней мужчина, который достоин её, способен понять её устремления, оценить качества её личности. Особенно важна в этом плане сцена прощания Катерины и Бориса.

Эта сцена дает нам важные факты для понимания характеров этих людей. Много нового мы узнаем о Борисе. Раньше он представлялся нам как молодой, образованный, культурный человек, которому чужды быт и нравы Калинова. Почему именно на него упал взгляд Катерины, что особенного увидела она в нём? Он не похож на всех обитателей Калинова. Кажется, что в молодом человеке её привлёк только внешний атрибут – городское платье. Но всё-таки нет – это, в большей мере, отсутствие грубости, хамства, внутренняя образованность, доброта. Но Борис в Калинове не ради себя, а ради сестры, её приданого. Кажется, что он готов жертвовать собой для близкого человека. Однако совсем в ином виде предстает он в сцене прощания с Катериной. Мы узнаем, что это безвольный, зависимый человек. У него не хватает смелости, воли, чтобы защитить самого себя, честь дорогого ему человека. И об этом свидетельствуют слова самого Бориса: «Не по своей я воле еду: дядя посылает, я только отпросился у дяди на минуточку…», – у него не хватает силы характера побороть в себе чувство покорности, он не может заменить «кандалы» дяди на страстную любовь честного человека. Борис понимает, что с Катериной может случиться беда, но и это не может заставить его заступиться за любимую, оградить ее от горя и слез. Даже, наоборот, он боится, что их увидят вместе: «Не застали б нас здесь», — говорит он Катерине…

Сцена прощания показывает нам, что Борис не тот человек, которого можно любить. Он недостоин любви: уж слишком безволен и робок он… Сцена прощания является переломным моментом в развитии конфликта. Четвертое действие заканчивается победным криком Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!» – торжеством темного царства. В момент прощания с Борисом, когда он отказался взять с собой Катерину (а значит, взять на себя ответственность за её судьбу), женщина уже приняла решение. Это — трудное решение. Катерина очень волнуется, и эту взволнованность передают и короткие восклицательные предложения, и паузы, и ремарки:

Постой, постой! Что-то я хотела тебе сказать… Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего… (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.

Катерина подавила в себе мысль о том, что самоубийство — великий грех, она одержала победу над собой, думая в последние минуты жизни о любимом человеке, а не о спасении души. Последний штрих в характеристике Бориса – это его реплика: «Борис – (рыдая). Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай! (Кланяется.)» Это по-христиански – желать смерти любимой женщине! А почему бы не бросить всё, ведь говорят же ему, что дядя не даст ничего, только поиздевается над ним вдосталь, а потом объявит, что не проявил уважения и почтения. Борис имеет образование, мог бы трудом заработать достаточные средства для обеспечения и себя, и любимой, и сестры. Однако проще объявить себя жертвой обстоятельств, чем сопротивляться. А вот Катерина не стала мириться с унижением, поступила как считала нужным. Жертва, принесённая ею, лишь доказывает слабость её избранника, неспособность подняться до уровня отважной Катерины.

Так сцена прощания Бориса и Катерины подчёркивает силу героини и безволие её возлюбленного, тем самым раскрывает замысел автора.

  • Главная
  • Учащимся
  • Сочинение на тему
  • Островский А.Н.
  • Анализ сцены прощания Катерины с Борисом по пьесе «Гроза»

icnHouse.png   Сочинения / Островский А.Н. / ГрозаДрама «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ярко и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе- измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и защитить ее от нападок свекрови, Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалко ее, но больше всего жалко ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года «в Тяхту, к китайцам», в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но защитить ее не может никто. Героине так тяжело, что она мечтает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что еще могло бы хоть как-то ее утешить — это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» — это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв «Откликнись!», появляется Борис, услышавший голос героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя возможность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, искренне желая Борису «не тужить» о ней долго. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да «ласка-то его…хуже побоев». Единственная просьба ее к Борису — взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…» Когда-то он не хотел думать о том, что предстоит им с Катериной: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Теперь же он страдает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо». Ее внутренний мир гораздо богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное — чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и душевный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ждать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него даже появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ждать ей от жизни больше нечего.Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше «на безлюдье». Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и еще по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Просмотров: 10174

Последнее свидание Катерины с Борисом. Анализ эпизода

Островский А. Н.

Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза».

1. Место эпизода в действии?

Он между двумя монологами Катерины. В первом – страх, переживание своей вины, отвращение к жизни. Во втором – страх уходит, рождается невольный порыв к гармонии, уже не отвращение, а любовь к смерти. Могила перестает пугать, становится домом. Этот последний шаг от ненависти к любви Катерина делает, пережив последнее свидание с Борисом.

2. Какое Чувство сейчас наиболее сильно в Катерине?

Чувство вины. Ни слова упрека Борису. Только просьба о прощении.

3. Сопоставимы ли в этой сцене Катерина и Борис?

Борис несчастен, слаб и жалок. Всего боится. Но главное – не понимает Катерину. Они не соизмеримы по глубине и нравственной чуткости. Он своей вины не видит. Трусливо и жалко сетует: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!». А ведь его предупреждали и Катерина, и Кудряш.

4. Диалог, происходящий между героями:

  • Главнаяarrow.png
  • Учащимсяarrow.png
  • Сочинение на темуarrow.png
  • Островский А.Н.arrow.png
  • Последнее свидание Катерины с Борисом. Анализ эпизода

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/katerina-i-boris-poslednee-svidanie.html
  • http://5litra.ru/soch/219-poslednee-svidanie-kateriny-s-borisom-analiz-sceny-iz-dramy-a-ostrovskogo-groza.html
  • https://litera.su/learner/all-works/ostrovsky-a-n/analysis-of-katerinas-farewell-scene-with-boris
  • https://m.lit-helper.com/p_poslednee_svidanie_katerini_s_borisom_analiz_sceni_iz__deistviya_drami_a_n__ostrovskogo_groza
  • https://litera.su/learner/all-works/ostrovsky-a-n/last-meeting-catherine-boris-scene-analysis

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт