Образ жизни Ильи Обломова в романе «Обломов»: привычки, режим и распорядок дня

История персонажа

Роман Ивана Гончарова посвящен характерному для русского человека состоянию. Он описывает героя, впавшего в личностный застой и апатию. Произведение подарило миру термин «обломовщина» – производное от имени персонажа повествования. Гончаров создал яркий образец литературы XIX века. Книга оказалась вершиной творчества писателя. Роман входит в школьную программу русской литературы и не теряет актуальности, хотя с момента создания прошло два столетия.

История создания

«Обломов» является знаковым произведением для русской литературы XIX века. Его смысл не всегда доступен школьниками, знакомящимся с книгой в юном возрасте. Взрослые люди более глубоко рассматривают мысль, которую хотел донести автор.

01.jpg
Иван Гончаров

Главным героем произведения является помещик Илья Обломов, образ жизни которого непонятен окружающим. Одни считают его философом, другие – мыслителем, третьи – лентяем. Автор позволяет читателю составить собственное мнение, не высказываясь о персонаже категорично.

Нельзя оценить замысел романа отдельно от истории создания произведения. Основой книги стала повесть «Лихая болесть», написанная Гончаровым несколькими годами ранее. Вдохновение настигло писателя в момент, когда общественная и политическая ситуации в России были накалены.

02.jpg
Повесть «Лихая болесть» и роман «Обломов»

На тот момент образ апатичного мещанина, который не способен нести ответственность за свои поступки и решения, был типичным для страны. На идею книги повлияли рассуждения Белинского. Критик писал о появлении образа «лишнего человека» в литературных произведениях того времени. Он описывал героя как вольнодумца, неспособного на серьезные действия, мечтателя, бесполезного для социума. Облик Обломова является визуальным воплощением дворянства тех лет. В романе описаны изменения, происходящие в герое. Характеристика Ильи Ильича тонко обрисована в каждой из четырех глав.

Биография

Главный герой родился в помещичьей семье, живущей по традиционному барскому укладу. Детство Ильи Обломова прошли в родовом поместье, где жизнь не отличалась разнообразием. Родители любили мальчика. Ласковая няня баловала сказками и прибаутками. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для домашних, и Илья без труда перенял их наклонности. Его опекали от всевозможных напастей, не позволяя бороться с возникающими трудностями.

Илья Обломов

По словам Гончарова, ребенок рос апатичным и замкнутым, пока не превратился в тридцатидвухлетнего безыдейного мужчину с привлекательной внешностью. В нем отсутствовали заинтересованность чем-либо и сосредоточенность на конкретном предмете. Доход герою обеспечивали крепостные, поэтому он ни в чем не нуждался. Приказчик грабил его, место жительства постепенно приходило в негодность, а его постоянной локацией стал диван.

Описательный образ Обломова включает в себя яркие черты помещика-лентяя и является собирательным. Современники Гончарова старались не называть сыновей именем Илья, если они были тезками отцов. Нарицательности, которую обрело имя Обломова, старательно избегали.

Илья Обломов на диване

Сатирическое описание внешности действующего лица становится продолжением вереницы «лишних людей», которую начал Евгений Онегин и продолжил Печорин. Обломов не стар, но уже обрюзг. Его лицо маловыразительно. Серые глаза не несут и тени мысли. Нарядом ему служит старый халат. Гончаров уделяет внимание внешности персонажа, отмечая его изнеженность и пассивность. Мечтатель Обломов не готов к действиям и предается лености. Трагизм героя заключается в том, что он имеет большие перспективы, но не способен реализовать их.

Обломов добр и бескорыстен. Ему не приходится прилагать ни к чему усилий, а если такая перспектива возникает, он страшится ее и демонстрирует неуверенность. Обстановка родного поместья часто снится ему, навевая сладкую тоску по родным местам. Периодически прекрасные грезы развеивают другие герои романа.

Андрей Штольц

Андрей Штольц является антагонистом Ильи Обломова. Дружба между мужчинами началась еще в детстве. Антипод мечтателя, имеющий немецкие корни Штольц избегает праздности и привык трудиться. Он критикует образ жизни, предпочитаемый Обломовым. Штольц знает, что первые попытки друга реализоваться в карьере завершились неудачей. 

Переехав в Петербург юношей, Илья пытался служить в конторе, но дела не шли на лад, и он предпочел бездействие. Штольц является ярым противником пассивности и старается быть активным, хотя, понимает, что его труд предназначен не для высоких целей.

Ольга Ильинская

Ольга Ильинская стала женщиной, которой удалось пробудить Обломова от праздности. Любовь, поселившаяся в сердце героя, помогла покинуть привычный диван, забыть о сонливости и апатичности. Золотое сердце, искренность и широта души привлекли внимание Ольги Ильинской. 

Она ценила воображение и фантазию Ильи и вместе с тем пыталась самоутвердиться посредством заботы о человеке, открестившемся от мира. Девушка вдохновлялась способностью влиять на Обломова и понимала, что их отношения не возымеют продолжения. Нерешительность Ильи Ильича стала причиной краха этого союза.

Агафья Пшеницына

Мимолетные препятствия воспринимаются Обломовым как несокрушимые преграды. Он не способен адаптироваться и подстроиться под социальные рамки. Придумывая собственный уютный мир, отстраняется от реальности, где ему нет места.

Замкнутость стала путем к появлению простого счастья в жизни, и его принесла женщина, постоянно находившаяся рядом. Агафья Пшеницына сдавала квартиру, где жил герой. После разрыва с Ольгой Ильинской он нашел утешение во внимании Агафьи. Тридцатилетняя женщина влюбилась в квартиранта, и чувства при этом не требовали изменений характера или жизненного уклада. 

Смерть Обломова

Объединив хозяйства, понемногу они стали выказывать доверие друг другу и зажили душа в душу. Пшеницына ничего не требовала от супруга. Она довольствовалась достоинствами и не обращала внимания на недостатки. В браке родился сын Андрюша, единственная отрада Агафьи после смерти Обломова.

Интересные факты

  • В главе «Сон Обломова» описывается, как герой грезит грозой. По народному поверью в Ильин день нельзя работать, чтобы не принять гибель от грома. Илья Ильич не работает всю жизнь. Автор оправдывает безделье персонажа верой в приметы.
  • Выходец из деревни, жизнь которой циклична, Обломов выстраивает любовные отношения по этому принципу. Знакомясь с Ильинской весной, он признается в чувствах летом, постепенно впадает в апатию осенью и старается избегать встреч зимой. Отношения между героями продлились год. Этого было достаточно для переживания яркой палитры чувств и их остывания.
Илья Обломов. Актер Олег Табаков
  • Автор упоминает, что Обломов служил коллежским асессором и успел побыть губернским секретарем. Обе должности не соответствовали классу, к которому принадлежал помещик, и добиться их можно было усердным трудом. Сопоставив факты, легко предположить, что ленившийся и во время обучения в университете герой получил положение иным способом. Классы Пшеницыной и Обломова соответствовали, чем автор подчеркивает родство душ.
  • Жизнь с Агафьей устраивала Обломова. Любопытно, что даже фамилия женщины созвучна с деревенской природой, по которой тосковал герой.

Цитаты

Несмотря на леность, Обломов проявляет себя образованной и тонко чувствующей личностью, глубоким человеком с чистым сердцем и добрыми помыслами. Бездействие он оправдывает словами: 

«…Некоторым ведь больше нечего и делать, как только говорить. Есть такое призвание».

Внутренне Обломов силен для совершения поступка. Главным шагом к изменениям в его жизни становится любовь к Ильинской. Ради нее он способен на подвиги, одним из которых становится прощание с любимым халатом и диваном. Вполне возможно, что предмет, способный столь же сильно заинтересовать героя, просто не нашелся. А раз нет интереса, зачем забывать об удобствах? Поэтому он критикует свет: 

«…Дела то своего нет, они разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроются пустота, отсутствие симпатии ко всему!..»

Обломов в романе Гончарова предстает одновременно лентяем с негативной окраской и возвышенным персонажем с поэтическим дарованием. В его словах сквозят тонкие обороты и выражения, которые чужды трудяге Штольцу. Его изящные фразы манят Ильинскую и кружат голову Агафье. Мир Обломова, сотканный из мечтаний и снов, строится на мелодике поэзии, любви к уюту и гармонии, душевному спокойствию и благости: 

«…Воспоминания – или величайшая поэзия, когда они воспоминания о живом счастье, или – жгучая боль, когда они касаются засохших ран».

Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»

В 

Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа. В третий и последний раз Штольц навещает своего друга. Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: В«Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной… Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.

Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема В«Обломов и мужикиВ» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики В«убегаютВ», В«просятся на оброкВ». Вряд ли им лучше стало под властью Затертого. Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть. И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что В«он, пожалуй, и пахать не станет…В» Но время не остановить. В финале мы узнаем, что В«Обломовка не в глуши больше <…>, на нее пали лучи солнца!В» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги <…>, мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится <…> хлеб к пристани… А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей (В«Счастливая ошибкаВ»). И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких В«плановВ» (В«Фрегат “Паллада”»).

В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – В«настоящее и прошлое слились и перемешалисьВ». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: <В«Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!В» – настаивал Штольц…

В«Не поминай, не тревожь прошлого: не воротишь! – говорил Обломов. – Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть… Я все чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел.. Может быть, в последний раз было еще возможно. Теперь… теперь поздно…В» Даже Ольга не в состоянии воскресить его: В«Ольга! – вдруг вырвалось у испуганного Обломова… – Ради Бога, не допускай ее сюда, уезжай!В»

Как в первый приезд, Штольц подводит печальный итог:

– Что там? – спросила Ольга…

– Ничего!..

– Он жив, здоров?

– Да.

– Что ж ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

– Нельзя!

– Что же там делается?… Разве В«бездна открыласьВ»? Скажешь ли ты мне?.. Да что такое там происходит?

– Обломовщина!

И если Илья Ильич нашел людей, которые согласны терпеть эту жизнь около себя, то самая природа, кажется, выступила против, отмеривая краткий срок подобному существованию. Оттого трагикомическое впечатление производят попытки той же Агафьи Матвеевны ограничить мужа. В«Сколько раз прошли? – спросила она Ванюшу… – Не ври, смотри у меня… Помни воскресенье, не пущу в гости <…>В». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату…В»; В«Хорошо бы к этому пирог!В» – В«Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!В» – схитрила Агафья МатвеевнаВ». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.

Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. И. Анненский обобщает читательские впечатления, говоря, что В«мы прочли о нем 600 страниц, мы не знаем человека в русской литературе так полно, так живо изображенного. А между тем его смерть действует на нас меньше, чем смерть дерева у Толстого…» Почему? Критики В«серебряного векаВ» единодушны, потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. В«Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский). «“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”». (Д. Мережковский).

Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: В«Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его <…>. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон егоВ».

Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: В«Она поняла, что <…> Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасноВ».

В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить В«неугодливойВ» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:

– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

– Отчего же? Какая причина?

– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

– Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. В«И он рассказал ему, что здесь написано.В»

Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.

Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя. В«Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» В«Нет, не забуду я твоего Андрея <…>, – обещает Штольц.– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти <…> и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечтыВ».

***

Проведем маленький эксперимент. Откройте последнюю страницу издания «Обломов໠– любого, которое Вы держите в руках. Перевернув ее, вы обнаружите почти наверняка статью Николая Александровича Добролюбова В«Что такое обломовщина?В» Работу эту необходимо знать хотя бы потому, что она является одним из образцов русской критической мысли девятнадцатого столетия. Однако первый признак свободного человека и свободной страны – это возможность выбора. Статью Добролюбова интереснее рассматривать рядом со статьей, с которой она появилась практически одновременно и с которой во многом полемична. Это рецензия Александра Васильевича Дружинина «“Обломов”. Роман И.А. ГончароваВ».

Критики единодушны в восхищении образом Ольги. Но если Добролюбов видит в ней новую героиню, главного борца с обломовщиной, Дружинин видит в ней воплощение вечной женственности: В«Нельзя не увлечься этим светлым, чистым созданием, так разумно выработавшим в себе все лучшие, истинные начала женщины…»

Разногласия между ними начинаются с оценки Обломова. Добролюбов полемизирует с самим автором романа, доказывая, что Обломов – ленивое, испорченное, никчемное существо: В«Он (Обломов) не поклонится идолу зла! Да ведь почему это? Потому, что ему лень встать дивана. А стащите его, поставьте на колени перед этим идолом: он не в силах будет встать. Грязь к нему не пристанет! Да пока лежит один. Так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый. Иван Матвеич – брр! какая отвратительная гадость начинается около ОбломоваВ».

Истоки характера Обломова критик проницательно угадывает в его детстве. У обломовщины он усматривает в первую очередь социальные корни: «…Он (Обломов) с малых лет видит в своем доме, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнениеВ». Приводит в пример символический эпизод с натягиванием чулок. Он рассматривает и Обломова как социальный тип. Это барин, владелец В«трехсот ЗахаровВ», который В«рисуя идеал своего блаженства, … не думал утвердить его законность и правду, не задал себе вопроса: откуда будут браться эти оранжереи и парники… и с какой стати будет он ими пользоваться?В»

И все же психологический анализ персонажа и значения всего романа не так интересен критику. Он постоянно прерывается В«более общими соображениямиВ» об обломовщине. В герое Гончарова критик прежде всего сложившийся литературный тип, генеалогию его критик проводит от Онегина, Печорина, Рудина. В литературной науке его принято называть типом лишнего человека. В отличие от Гончарова, Добролюбов сосредоточивается на его отрицательных чертах: В«Общее у всех этих людей то, что в жизни нет им дела, которое бы для них было жизненной необходимостью, сердечной святыней…»

Добролюбов прозорливо угадывает, что причиной непробудного сна Обломова стало отсутствие высокой, по настоящему благородной цели. Эпиграфом избрал слова Гоголя: В«Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово “вперед?..”»

Посмотрим теперь статью Дружинина. Будем откровенны: читать его намного труднее. Едва мы развернем страницы, имена философов и поэтов, Карлейля и Лонгфелло, Гамлета и художников фламандской школы так и запестрят у нас перед глазами. Интеллектуал высочайшего кругозора, знаток английской словесности, Дружинин и в своих критических работах не снисходит до среднего уровня, но ищет равного себе читателя. Между прочим, так и можно проверить степень собственной культуры – спросить себя, какие из упоминаемых имен, картин, книг мне знакомы?

Вслед за Добролюбовым, он уделяет много внимания В«Сну…В» и видит в нем В«шаг к уяснению Обломова с его обломовщинойВ». Но, в отличие от него, сосредоточивается на лирическом содержании главы. Дружинин увидел поэзию даже в В«заспанном челядинцеВ», и поставил в высшую заслугу Гончарову то, что он В«опоэтизировал жизнь своего родного краяВ». Таким образом, критик слегка коснулся национального содержания обломовщины. Защищая любимого своего героя, критик призывает: В«Окиньте роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц, преданных Илье Ильичу и даже обожающих его…» Ведь это неспроста!

В«Обломов – ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец…В» Чтобы подчеркнуть нравственную ценность героя, Дружинин задается вопросом: кто в конечном счете полезнее для человечества? Наивное дитя или усердный чиновник, В«подписывающий бумагу за бумагойВ»? И отвечает: В«Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич … оставил за собой чистоту и простоту ребенка – качества, драгоценные во взрослом человекеВ». Люди В«не от мира сегоВ» так же необходимы, поскольку В«посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше… целой толпы дельцов, его окружающихВ». Критик уверен в том, что Обломов – тип общечеловеческий, и восклицает: В«Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова!В»

В отличие от Добролюбова, не забывает он и про Агафью Матвеевну. Дружининым сделано тонкое наблюдение о месте Пшеницыной в судьбе Обломова: она поневоле была В«злым гениемВ» Ильи Ильича, В«но этой женщине все будет прощено за то, что она много любилаВ». Критик увлечен тонким лиризмом сцен, рисующих горестные переживания вдовы. В противоположность ей, критик показывает эгоизм четы Штольцев по отношению к Обломову в сценах, где В«ни житейский порядок, ни житейская правда… нарушены не былиВ».

Вместе с тем в его рецензии можно найти ряд спорных суждений. Критик избегает разговора о том, почему гибнет Илья Ильич. Отчаяние Штольца при виде опустившегося друга вызвано, по его мнению, только тем, что Обломов женился на простолюдинке.

Как и Добролюбов, Дружинин выходит за рамки рассмотрения романа. Он рассуждает об особенностях таланта Гончарова, сопоставляет его с голландскими живописцами. Подобно нидерландским пейзажистам и создателям жанровых сценок, детали быта под его пером обретают бытийный масштаб и В«творческий дух его отражался во всякой подробности… как солнце отражается в малой капле воды…»

Мы увидели, что два критика в суждениях про Обломова и роман в целом спорят и отрицают один другого. Так кому же из них верить? На этот вопрос дал ответ И. Анненский, заметив, что ошибочно В«останавливаться на вопросе, какой тип Обломов. Отрицательный или положительный? Этот вопрос вообще относится к числу школьно-рыночных…» И подсказывает, что В«самый естественный путь в каждом разборе типа – начинать с разбора своих впечатлений, по возможности их углубивВ». Для этого В«углубленияВ» и нужна критика. Чтобы донести реакцию современников, дополнить самостоятельные выводы, а не заменять свои впечатления. Вообще-то Гончаров верил в своего читателя, и на замечания, что его герой непонятен, парировал: В«А читатель на что? Разве он олух какой-нибудь, что воображением не сумеет по данной автором идее дополнить остальное? Разве Печорины, Онегины… досказаны до мелочей? Задача автора – господствующий элемент характера, а остальное – дело читателяВ».

В 

в–єЧитайте также другие статьи по теме В«Анализ романа И.А. Гончарова В«ОбломовВ»:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

Жизнь Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов» вызывает особый интерес современного читателя. Ведь проблемы, затронутые в произведении, актуальны и сегодня, а главный вопрос — действительно ли герой не умел жить, как считал Н.А. Добролюбов, — очень спорный.

С самого начала романа заглавный герой Илья Ильич предстаёт перед нами на первый взгляд в абсолютно абсурдной ситуации: ежедневно он лежит на диване в своей комнате. Причём назвать это необходимостью нельзя, ведь он не болеет. Один день полностью повторяет другой: никаких впечатлений, устремлений, смысла. Это «растительное существование»: Обломов просто безмятежно лежит, а о нём заботится верный Захар.

Жить так герою удобно, никакие обстоятельства и события не нарушают уравновешенный быт. Своим бездействием Илья Ильич не тяготится, его всё устраивает. А вопросы о смысле жизни, о цели существования, которые, так или иначе, волнуют людей, совсем не относятся к Обломову.

Понять характер заглавного героя помогает описание его жилища на Гороховой улице. Это большая квартира, обставленная довольно шикарно. Но на картинах висит фестонами паутина, зеркала зачастую используются вместо бумаги, на столе расположились объедки и неубранная посуда, повсюду валяются вещи, ковры в пятнах. В общем, неуютно и грязно. Однако Илья Ильич и не тяготится такой обстановкой, точнее — он попросту не замечает отсутствия чистоты. Иногда барин упрекает своего слугу за неряшливость. Но Захар на всё отвечает, что убираться не стоит, ведь пыль соберётся опять. Он как бы «отзеркаливает» лень своего хозяина. Обломов не может управиться с собственной жизнью, а уж с жизнью других и подавно.

А ведь у героя есть имение. Обломовка. Однако делами он не занимается, лишь собирается что-то сделать, строит планы, мечтает. Но всё это опять-таки — лёжа на диване. Да и прожекты такие, что не имеют ничего общего с реальностью. Кстати, родители его также ничего не меняли в деревенском укладе: «…Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну…»

То есть живёт Илья Ильич в особом мире, куда кто-то постоянно вторгается: светский повеса Волков, скучный чиновник Судьбинский, пройдоха и негодяй Тарантьев. Всех привлекает тепло души хозяина, ведь Обломов готов выслушать каждого (только вот когда он пытается рассказать о своих делах, все тут же убегают). Как человек, в духовном плане Илья Ильич выше их всех. Но апатия не даёт герою стать ни дельцом, ни чиновником, ни прожигателем жизни.

Наиболее ярко видна лень Ильи Ильича при сопоставлении с другим персонажем. Это Андрей Иванович Штольц — старинный приятель. Герой просто наполнен энергией, всё ему удаётся. Да и трудится Штольц с удовольствием. Он всегда чем-то занят, у него большой круг общения. И хотя Андрей Иванович постоянно в разъездах, не забывает он и про своего друга. Он пытается расшевелить Обломова и ему удаётся это сделать. Штольц знакомит Илью Ильича с Ольгой Ильинской, справедливо полагая, что красивая женщина сможет пробудить интерес к жизни.

Так и происходит. Заглавный герой слышит арию, которую исполняет Ольга, и переполненный восторга, почти признаётся ей в любви. Молодая женщина даёт надежду на ответные чувства. Как меняется Обломов! Теперь он рано встаёт, всегда аккуратен и опрятен, много читает, даже напевает (так много в нём энергии).

Однако долгое лежание на диване не прошло бесследно. Постепенно Илья Ильич начинает тяготиться такой жизнью: «Разве это не жизнь? Разве любовь не служба?» Да, он делает Ольге предложение, но сомнения в правильности такого поступка постепенно одолевают героев. Обломов считает, что Ольга не может любить его: «Нет, этого быть не может!.. Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками… Она всё смеётся надо мной…» Ильинская же отчаивается переделать апатичного мужчину, признаётся себе, что любила придуманный образ «будущего Обломова».

Разрыв отношений потрясает героев. Для Ильи Ильича эта любовь навсегда остаётся самым светлым воспоминанием в жизни. Но где-то в глубине души он даже рад: теперь ничто не отвлекает его от дивана и халата.

Конечно, невольно возникает вопрос, почему же Обломов такой ленивый. Ответы кроются в детстве маленького Илюши. Именно тогда заложился его характер, который и определил дальнейшую жизнь: «Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему?» Родители героя — беспечные помещики, которые больше всего переживают о еде. Обсуждение того, что приготовить, становится самым волнующим событием для всех обитателей барского дома. Воспитанием мальчика особо не занимаются. Он растёт в любви, но абсолютно несамостоятельным. Да и зачем, если слуги делают всё за него, «стоит только мигнуть». В пансионе у Штольца Илюша учится без интереса, университет тоже считает «наказанием». Лишённый проблем, обязанности заботиться о себе и окружающих, Обломов вырастает безвольным, апатичным, слабым, не приспособленным к жизни.

Не нужна кипучая энергия и взрослому Илье Ильичу. Его единственное желание — это покой. Его он и находит в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Она вдова с двумя детьми и хозяйка дома, куда переезжает Обломов после того, как лишается денег. Это простая, спокойная и застенчивая женщина. Пусть она не очень умная и образованная, но добрая и кроткая. Именно Пшеницына окружает героя такой заботой и вниманием, какие он видел только в Обломовке. Причём она не пытается изменить Илью Ильича, а принимает его таким, какой он есть. С ней Обломов и находит своё счастье: он женится на Агафье Матвеевне и у них рождается сын Андрюша. Теперь герою не надо покидать свой диван, о чём-либо беспокоиться. Илья Ильич как бы «впадает в спячку» и тихо умирает от удара (инсульта).

Ленивый барин Илья Ильич Обломов является главным героем романа «Обломов» Гончарова.В этой статье представлено описание образа жизни Ильи Обломова в романе «Обломов», привычки, режим и распорядок дня героя.Смотрите: — Все статьи об Илье Обломове— Все материалы по роману «Обломов»

Образ жизни Обломова в романе «Обломов»: привычки, режим и распорядок дня героя

Илья Ильич Обломов ведет самый настоящий «лежачий образ жизни». Лежание на диване стало основным занятием Обломова:

«…Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью […] это было его нормальным состоянием…»

Господин Обломов напоминает крота, спящего в своей норе:

«…Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?..» (Штольц Обломову)

Обломов ведет очень монотонную жизнь. Каждый новый день в его жизни похож на предыдущий:

«…монотонные дни маленького домика…»

Господин Обломов почти все время сидит дома и редко бывает на улице. Иногда он не выходит из дома несколько дней:

«…Когда он был дома – а он был почти всегда дома…» 

«…сапоги почищу […] Чищены-то они чищены, еще на той неделе, да барин не выходил, так опять потускнели…» (вероятно, Обломов не выходил из дома с прошлой недели)

Обломов не любит читать книги и газеты:

«…Она взяла со стола книгу и посмотрела на развернутую страницу: страница запылилась…»

Он редко бреется, потому что ему лень это делать:

«…дай подумать… ведь я не брит…»

«Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться.» 

У Обломова есть привычка курить трубку и сигары:

«…прислоненная к постели только что выкуренная трубка…» 

«…курить хорошие сигары…» 

«…Сигары вон там, в коробочке, – отвечал Обломов, указывая на этажерку…»

Распорядок дня Обломова в романе «Обломов»

Илья Обломов поздно встает и любит поваляться в постели до обеда:

«…Знаю я, как ты встаешь: ты бы тут до обеда провалялся…»

Он любит пить чай прямо в постели:

«…чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более что ничто не мешает думать и лежа…»

Выпив чай, Илья Обломов неспешно одевается с помощью своего слуги Захара. Без слуги герой не в состоянии надеть даже чулки:

«…Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?..»

Затем, одевшись, Обломов снова ложится на диван и начинает думать:

«…Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил…»

В первой половине дня к Обломову иногда заходят его приятели (смотрите: «Гости Обломова»):

«…Уж кто-то и пришел! – сказал Обломов, кутаясь в халат. – А я еще не вставал – срам, да и только!..»

У Ильи Ильича есть привычка спать днем. Эту привычку он перенял у своих родителей:

«…Ты спал после обеда…» (Ольга Ильинская Обломову)

«…я с часик и усну; а в половине пятого разбуди…»

«…После обеда никто и ничто не могло отклонить Обломова от лежанья. Он обыкновенно ложился тут же на диване на спину, но только полежать часок…» 

Так день за днем проходит скучная, бессмысленная и однообразная жизнь Обломова:

«…Но, смотришь, промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова […] И сколько, сколько раз он провожал так солнечный закат!..» 

Еда в жизни Обломова

Для Обломова еда является одной из самых важных вещей в жизни. Герой любит плотно и вкусно поесть:

«…Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид?..»

Господину Обломову нравятся деликатесы (устрицы, омары), а также жирная, тяжелая пища (кулебяки и т.д.):

«…определяя весну привозом устриц и омаров…»

«…отвлекала Обломова от соблазнительных покушений […] на жирные кулебяки…»

«…будете все лежать, есть жирное и тяжелое – вы умрете ударом…» 

Любимой едой Обломова является суп с потрохами и зеленый горошек:

«…побежала на рынок за потрохами для любимого супа Обломова…»

К сожалению, неправильный, малоподвижный образ жизни Обломова приводит к тому, что он умирает рано, в возрасте около 40 лет. Это было описание образа жизни Ильи Обломова в романе «Обломов» Гончарова: описание привычек, режима и распорядка дня героя.Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»Скачать:

Роман Ивана Гончарова «Обломов» носит весьма поучительный характер.

Образ жизни Обломова являет собой сплошную рутину, и главный герой даже не пытается вырваться из нее самостоятельно. С помощью этого персонажа автор докажет, что лень и равнодушие губят судьбы людей.

Первая встреча

Иван Гончаров знакомит читателя с Ильей Ильичем Обломовым уже с первых страниц романа. Мужчина лежит в собственной постели с отрешенным взглядом. Он пытается заставить себя подняться, но попытки заканчиваются безрезультатно. Обещания встать спустя часок приводят к тому, что день плавно переходит к вечеру, и покидать постель уже необязательно.

Жизнь в горизонтальном положении

Илья думает о настигших его несчастиях. Так мужчина называет хлопоты, связанные с делами в имении, доставшемуся от родителей, и поиском новой квартиры.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста. Приказы старому лакею Захару он отдает в кровати. Гостей, часто навещавших его, барин принимает лежа, в старом штопаном халате.

Приходят и бывшие сослуживцы Обломова. А он вовсе не стремится показаться с лучшей стороны, встречая их бодрым и в прекрасном здравии. Молодым, красивым мужчинам он всегда жалуется на здоровье.

Беспорядок в квартире и в душе

Редко выходит из дому. Приглашения знакомых посетить светские рауты он отвергает. Оправдывает отказ плохим самочувствием, ячменями, сквозняками и сыростью, которая ему противопоказана.

«Когда пребывал дома — почти всегда лежал, и все в одной комнате».

Его лучший друг Андрей Иванович Штольц сравнивает Обломова с животным, постоянно пребывающим в темном логове.

«Неужели к подобному быту ты готовил себя, чтоб спать, как крот в норе?». Захар докладывает Андрею, что давно начистил обувь хозяина, а сапоги стоят нетронутыми.

Просыпается он поздно. Ест и пьет чай в постели. Носки ему помогает одевать лакей. Домашние туфли стоят возле кровати, чтобы опустив ноги было легко попасть в них. Обломов очень ленив. Никогда не приберет за собой. В его комнате находятся горы грязной посуды, которую мужчине сложно отнести на кухню. С детства в его семье было заведено спать днем. Илья и сейчас придерживается подобного распорядка.

«После обеда ничего не могло нарушить сна Обломова. Он обыкновенно ложился на диване на спину».

Положительные перемены

После знакомства с Ольгой Ильинской Обломов меняется в лучшую сторону. Он окрылен новыми чувствами. Любовь придает ему сил, вдохновляет.

«Он прочел несколько книг, написал письма в деревню, сменил старосту в собственном имении. Не ужинал, и уже две недели не ведает, что значит прилечь днем. Встает в семь часов. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Он весел, напевает».

Подобное состояние длились недолго. Илью вновь начинает пленить прошлая жизнь. Он понимает, что не сможет дать Ольге уверенность и силу, которую девушка ждет от него.

Жизнь с вдовой Пшеницыной

Вскоре он женится на вдове Агафье Матвеевне Пшеницыной, у которой снимает комнату в доме на Выборгской улице. Подобный типаж женщины подходит ему гораздо больше, нежели Ильинская. Агафья готова исполнять все его прихоти, ничего не требуя взамен.

«Обломов, замечая участие хозяйки в его делах, предложил, в виде шутки, взять заботы о его продовольствии на себя и избавить его от хлопот».

Умирает Илья Ильич в возрасте сорока лет. Он часто сравнивал себя со старым кафтаном, уже непригодным послужить на благо. Его малоподвижный образ жизни привел к тому, что у него так рано пошатнулось здоровье. Человеку был дан шанс изменить собственную судьбу, но лень оказалась сильнее.

Другие материалы по роману «Обломов»:

Краткое содержание

Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»

Образ и характеристика Штольца

Образ и характеристика Обломова

Образ и характеристика Ольги Ильинской

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Отношения Ольги и Обломова

Детство Обломова

Образ жизни Обломова

Женские образы в романе

Гости Обломова и цель их прихода

История создания романа

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://24smi.org/person/1323-ilia-oblomov.html
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2767-zhizn_i_smert_oblomova_epilog_romana.html
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/zhizn-oblomova-v-romane-i-a-goncharova-oblomov.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/07/obraz-zhizni-oblomov.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1191-obraz-zhizni-oblomova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт