Человек и природа в повести Александра Ивановича Куприна «Олеся»

Автор: · 01.03.2018

(263 слова) А.И. Куприн изображал мир взаимоотношений людей во взаимосвязи с миром природы. Для лирического героя его произведений пейзаж – участник действий, нечто живое, способное отвечать на чувства. Читатель может насладиться красотой Полесья и представить себя на месте персонажей.

В повести «Олеся» с помощью описаний пейзажа автор рисует образ Ивана Тимофеевича. Вспомним одну из многочисленных встреч героя с Олесей. Безветренным зимним днём вокруг царит тишина. Снег лежит пушистыми комьями. Чувствуется сильный холод. Холоден и бесстрастен и сам кавалер. Не зря его спутница говорит: «Сердце у Вас холодное, ленивое». Возможно, у мужчины такой характер, потому что он всегда остаётся в одиночестве, как бескрайнее белое поле зимой. Тихое очарование пейзажа находит отклик в сердцах героев. Иван будто видит, как идёт время. Олеся – дитя природы. Она тонко чувствует окружающий мир, который наделил ее естественностью и своеобразием. На ее примере мы видим, что духовная связь с этими лесами, лугами и долинами возвышает душу, а вот разрыв с ними делает из богатой человеческой натуры ограниченный набор функций. Подобную деградацию автор изображает в образе жестоких и узколобых крестьян.

Описание Полесья отражает и события произведения. Весна, когда всё вокруг оживает, ассоциируется с зарождением чувств. Лунными летними ночами любовь становится крепче. Самые напряжённые моменты – точно вечера перед грозой. Наконец, когда гремит гром, происходит трагедия.

Таким образом, пейзаж как изобразительное средство обличает человеческие пороки, высвечивает особенности характера и передает эмоции в произведении. Вместе с тем описания природы помогают понять, как прекрасен мир, как важно жить в согласии с ним и видеть красоту даже в «чёрной от грязи» лесной дороге. Естество окружающих полей, равнин, холмов пробуждает лучшие чувства, которые присущи каждому из нас с рождения.

Автор: Виктория Арутюнян

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Куприн
  4. Роль пейзажа в повести Олеся

Тема взаимосвязи человека и природы находит свое отражение во многих произведениях русских писателей. Каждый из них по-разному отвечает на вопрос о роле, которую выполняет окружающий мир в жизни героев произведений. Так или иначе, для большинства писателей пейзаж является важной составляющей частью раскрытия образа персонажей.

В произведениях Александра Ивановича Куприна природа становится отражением внутренних переживаний героев. В повести «Олеся» писатель наиболее ярко отобразил взаимосвязь природы и человека.

Куприн знакомит читателей с Иваном Тимофеевичем в зимнюю ненастную пору. Из-за сложившейся непогоды герой вынужден проводить дни дома за чтением книг или за разговорами с Ярмолой. В один из ветреных зимних вечеров Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу о полесской колдунье Мануйлихе, которая живет на болотах со своей внучкой. Рассказчик загорается желанием посетить дом старой колдуньи.

Спустя несколько дней погода улучшилась, ветер прекратился, стало теплей. Ярмола с Иваном Тимофеевичем отправились в лес на охоту. Куприн наделил своего героя взглядом художником. Оставшись наедине в лесной глуши рассказчик тонко чувствует красоту окружающей его природы. Иваном Тимофеевичем «овладевает тихое очарование», он чувствует как «медленно и бесшумно» проходит мимо него время.

В этот же зимний день рассказчик знакомится с внучкой Мануйлихе – Олесей. Заблудившись, Иван Тимофеевич случайно набредает на дом посреди болота. Олеся – дитя природы. В ее образе нашел отражение нравственный идеал самого Куприна. Писатель считал, что достичь такого идеала можно лишь в тесной взаимосвязи с природой. На примере Олеси читатель видит как духовная связь с природой, лесами, лугами, долинами, возвышает душу, обогащает ее. Олеси в повести противопоставлены образы крестьян, которые постепенно теряют это единство с природой.

Бурная радостная весна сопровождает расцвет чувств Олеси и Ивана Тимофеевича, она становится свидетелем зарождения любви между героями. Лунная летняя ночь дарит счастье влюбленным друг в друга людям.

Иван Тимофеевич воспринимает окружающую природу, как нечто сказочное, волшебное. Однако сказка длится недолго, чувства рассказчика к Олесе постепенно начинают убывать, в то время как любовь девушки с каждым днем становится сильнее. Сильная гроза становится трагической развязкой повести, герои вынуждены навсегда расстаться.

Таким образом, пейзаж в повести Куприна «Олеся» является не только фоном происходящих событий, он служит отражением чувств и переживаний главных героев. К концу повествования окружающий мир также становится и участником действий, описанных в произведении.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Любовь в рассказе Куст сирени↑ КупринСлужение людям в рассказе Чудесный доктор →

Роль пейзажа в повести Олеся

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина сочинение

    Автор часто обращался к жанру сказки и в иносказательной манере обличал человеческие пороки. Примером стало произведение «Премудрый пискарь»

  • Сочинение История моей семьи

    Семья является важнейшим элементом формирования счастья каждого человека. Я не исключение, поскольку так же, как и многие, обожаю своих родных. Порой, даже сложно представить

  • Сочинение Русский национальный характер

    Характер русского человека складывался в течение многих веков, на который оказывали влияние различные факторы. Русские люди повидали в своей жизни многое, что другим народам абсолютно чуждо

  • Критика о романе Евгений Онегин Пушкина (отзывы современников)

    Произведение поэта, начиная с момента его издания и до настоящего времени, подвергается серьезному изучению и осмыслению не только со стороны читателей, но и у профессиональных критиков.

  • Главная мысль произведения Чудесный доктор Куприна 6 класс

    На мой взгляд вера в чудо является основной мыслью рассказа «Чудесный доктор» Куприна. Автору рассказа удаётся донести до читателей то, что даже среди множества неудач и поражений очень важно никогда не отчаиваться и не сдаваться.

Содержание:

Сюжет произведения

Барин Иван Тимофеевич приехал в глухую деревушку Переброд на окраине Полесья. На одной из охотничьих вылазок он заблудился и набрёл на одинокую неказистую хату, в которой жила ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей — привлекательной темноволосой девушкой двадцати пяти лет, которая сразу же очаровала барина своей простой и естественной красотой.

Их встречи стали регулярными. Олеся провожала его через болота, демонстрируя по пути свои сверхъестественные способности — резала и залечивала заговором крови его руку, заставляла спотыкаться на ровном месте. Рассказала девушка и судьбу барина: влюбится он в темноволосую трефовую даму и невольно навлечёт на неё страшное горе.

Чуть позже несколько дней Иван Трофимович не приходил к Олесе из-за болезни. Но временная разлука только подтолкнула влюблённых признаться друг другу в чувствах. Разговоры о замужестве смущали Олесю, ведь способности у неё якобы от нечистой силы, а невесте обязательно нужно будет венчаться. Наконец, она решилась и посетила церковную службу в честь праздника. Собравшийся народ не мог спустить ей с рук это кощунство — ведьма пришла на святое место. Олеся чудом вырвалась от беснующихся баб, пообещав расплатиться.

В последнюю встречу Олеся стала прощаться с Иваном Тимофеевичем, но он не верил, что они расстанутся навсегда. Той же ночью град перебил в деревне весь урожай. Обвинили, конечно, ведьм. Утром барин опрометью поскакал к лесной избушке, но Мануйлиха и Олеся уже успели сбежать.

Проблематика повести

Тема человека и природы поднимается в произведении наряду с целым перечнем социально-нравственных проблем. Каждая из них проиллюстрирована Куприным с помощью конфликтов и выразительных персонажей.

В качестве основных проблем можно выделить следующие:

  • Трагическая любовь. Взаимные чувства безродной девушки и барина-дворянина. Они слишком разные — дитя природы и городской человек. Он не может остаться в Полесье, а она, если и согласится переехать в город, долго там не продержится.
  • Одиночество. Мануйлиха и Олеся вынуждены жить вдали от всех, в «хромой и печальной» избушке на болоте. Но одиноки они потому, что все в деревне обозлились на них, за своих не принимают, гонят, винят в любой случайной беде.
  • Нетерпимость. Люди боятся того, чего не понимают. Сверхъестественные способности Мануйлихи и её внучки вселяют в людей ужас перед необъяснимым. Страх настолько сильный, что старушку вместе с девушкой прогнали взашей, а «проклятое кубло» — их дом — разнесли в щепки.
  • Жестокость. Считалось, что ведьмы получают силы от дьявола, поэтому, когда Олеся отстояла службу в церкви, бабы буквально остервенели, уже на улице накинулись на неё толпой, избили, изорвали платье, хотели опозорить, измазав дёгтем.
  • Корысть. Иван Тимофеевич взывал к милосердию урядника, чтобы тот не выселял из избушки несчастных женщин. Урядник отказывался, ссылался на служебные обязанности и закон, но, получив дорогой подарок, тут же забыл о своих принципах.
  • Образование. В целой деревне не было ни одного грамотного человека. Даже староста не мог прочитать, под какими документами ставил печати. Ярмола просил барина научить его писать, чтобы хоть кто-то умел расписаться за всех.

Образ Олеси

Главная героиня повести, девушка Олеся, неразрывно связана с природой. Она выросла вдали от цивилизации, никогда не была в крупном городе, не умеет читать и писать. При этом человек она энергичный, с сильным характером, добрый по натуре, но и способный постоять за себя. Рассказчик признаёт, что гордость и независимость воспитал в ней полесский бор.

Олеся не боится жить среди топких болот в окружении леса она прекрасно ориентируется. Здесь её дом, её стихия, её мир. Даже жилище у них с бабушкой подчёркнуто сказочное — избушка на курьих ножках (т. е. на сваях, чтобы не затопило в половодье). Олеся любит и жалеет животных, что наглядно демонстрируется в сцене, когда она приносит в хату маленьких голодных зябликов и сажает на печку, туда, где уже живут скворцы.

Девушка безграмотна, общается практически только со своей бабушкой, но её всё равно нельзя назвать глупой. Ей открыты «бессознательные, инстинктивные, странные знания, которые часто опережают науку, смешиваются с суеверием и хранятся в народе как величайшая тайна».

Способности заговаривать кровь и предвидеть будущее у Олеси от природы, а вовсе не от дьявола, как она искренне считает.

Девушка руководствуется не научными знаниями, не чужим мнением, а интуицией, природным чутьём, собственными ощущениями. Этого ей более чем достаточно, чтобы жить в радости, идиллию нарушают только люди (деревенские жители обвиняют в любой беде, урядник грозит отправить бабушку по этапу, даже главный герой ненароком навлекает на Олесью несчастье).

Столкновение двух миров

Конфликт — один из лучших способов раскрыть в произведении конкретную проблему. Прямого противостояния между Олесей и Иваном Тимофеевичем в повести, конечно, нет, но через их взаимоотношения можно отчётливо увидеть столкновение двух полярно противоположных мировоззрений.

Они выходцы из разных сред с совершенно разным воспитанием. Он не понимает её мистического ужаса перед таинственными силами, неотвратимостью судьбы и удивляется, как ей не страшно жить вдали от людей, а она ни за что бы не променяла родную глушь на светский Петербург. Кроме того, противопоставление можно заметить также в некоторых других обстоятельствах:

  • Иван Тимофеевич занимается литературным искусством, а Олеся — девушка совсем необразованная, безграмотная;
  • он проводит досуг на охоте, убивает животных от скуки, а она любит птиц и зверей, жалеет их, признаёт, что им тоже хочется жить;
  • свои необычные способности она объясняет мистикой, а он пытается найти им научное обоснование.

Олеся от природы неотделима, и это понимают оба. Крупный город для девушки — страшное место. Говоря о городской жизни, Иван Тимофеевич обличает всю её противоестественность. Возможно, именно Олеся помогла ему посмотреть на давно привычный мир с нового ракурса, увидеть его неприглядную сторону: людям в городских «маленьких конурках» тесно, душно, некоторые и вовсе подолгу не видят солнца, живут в сырых подвалах, заперты в квартирах, «точно птицы в клетках».

Рассказчик не может представить, как милая полесская ведьма будет вести светские разговоры в гостиной, наряжаться в модные платья. Вежливое лицемерие, тонкие порядки высшего общества ей чужды, непонятны. Вырвать Олесю из лона природы и перевезти в город — значит погубить собственными руками, всё равно что подрубить корни дереву.

Через образ Олеси Куприн показывает, что человек, живущий с детства вдали от цивилизации, избегающий общества людей, не обученный светским манерам — это необязательно бестактный дикарь и невежа. Жизнь в единении и гармонии с природой дарует знания, которые нельзя получить из книг, и умения, которые трудно объяснить, даже владея ими.

При всей своей необразованности и нелюдимости Олеся выросла с чутким, добрым и смелым сердцем, с пытливым и острым умом.

Природа в повествовании

В творчестве Куприна, как и в повести «Олеся» в частности, детальные описания пейзажей и погоды играют большую роль: виды природы не только представляют собой декорации для действия, но и передают эмоциональное состояние героев. Достигается это несколькими приёмами:

  • использованием в тексте эпитетов («тёплая, отдохнувшая земля», «нарядная, прелестная дорожка»);
  • с помощью сравнений («ветер бесился, как озябший дьявол», «узкая дорожка, точно аллея, убранная эльфами»);
  • через прямое описание ощущений и мыслей героя («в рёве ветра слышались стоны», «вместе с ароматом в душу вливалась поэтическая, сладкая грусть»);
  • с помощью олицетворения («лес роптал и гудел с затаенной угрозой», «обнажённая земля выглянула из-под снега»).

Яркие описания полесских окрестностей вполне можно назвать пейзажной лирикой в прозе.

Кроме того, в повести природа выступает чуть ли не самостоятельным персонажем: метелью она не пускает главного героя из дома, горстями «яростно бросает» ему в окна сухой снег, дарит влюблённым погожие тёплые деньки, чтобы они могли насладиться расцветом взаимных чувств, наконец, разрушает их «сказку любви» страшным градом, из-за которого Олесе пришлось покинуть родные края, иначе деревенские жители наверняка бы её убили.

Так, через влияние природы на судьбы героев Куприн показывает её могущество. Человек перед ней на самом деле беспомощен и слаб, он вынужден покоряться, смиряться с ней как с непреодолимой могучей силой. Но если природу чтить, жить по её законам, чутко к ней прислушиваться, можно найти в ней и защитника, и мудрую мать. Она оберегала Олесю от жестоких людей преградой из лесов и болот, с детства учила её тайным знаниям жизни.

Особо примечательна следующая цитата рассказчика: «Я, как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни…». Так городской человек обрёл, хоть и временную, гармонию с природой. Он даже сравнивает себя с животным, но только потому, что теперь ему очень мало нужно для счастья: свет, тепло — и радость жизни в душе растекается сама собой, а всё остальное, искусственное, навязанное обществом, теряет всякий смысл.

Сложно найти другое литературное произведение, которое так же глубоко и ёмко раскрывало бы проблему отношений природы и человека, как повесть Куприна «Олеся». В образе милой ведьмы перед читателем предстаёт союз человека с природой, союз крепкий и плодотворный.

А суетная городская жизнь после полесского приволья видится в совершенно ином, безрадостном свете. В итоге девушка-«дикарка» оказалась гораздо человечнее, чем обозлившиеся на неё жестокие люди.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

В повести “Олеся” пейзаж играет очень важную роль, являясь не просто зарисовкой, а непосредственным участником действия, отражающим духовный облик человека. Например, появление Ивана Тимофеевича на фоне зимней природы описывается с помощью словосочетаний “было… тихо”, “пышные комья снега”, “безветреный день”, “холодный вид”. К тому же, мысль о холодной натуре Ивана Тимофеевича впоследствии подтверждается словами Олеси: “Сердце у вас холодное, ленивое”.

События повести сопровождаются описанием природы: радостная, оживленная весна – зарождение чувств рассказчика к полесской колдунье, лунная летняя ночь – счастье любящих друг друга молодых людей, удары грома – трагическая развязка.

Таким образом, природа не просто украшает повествование писателя, а является орудием обличения человеческих пороков, способом обратить внимание на заложенные с рождения в человеке чувства любви, сострадания и благородства.

Роль пейзажа по повести Олеся (Куприн А. И.)« ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ “СКАЗОК” М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНААнализ эпизода Первый бал Наташи Ростовой и его роль значение по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) »

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Какую роль играет природа в повести «Олеся»?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Куприн А. И.» Какую роль играет природа в повести «Олеся»? Куприн А. И. все сочиненияКуприн А. И. краткие содержания

Одним из самых противоречивых вопросов является связь человека и природы. Несмотря на то, что человеческое общество достаточно отделилось от дикой среды, человек и природа все же являются понятиями неделимыми. Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой.

Истинную связь человеческого мира и мира природы прекрасно описывает А.

И. Куприн в своей повести «Олеся». Сама главная героиня произведения – образ нравственно чистой, невинной души, ассоциируемый, в первую очередь, с лесной природой. Она тонко чувствует окружающий мир, который наделил ее естественностью и своеобразием. Но одна из ключевых ролей в повести достается пейзажам. Обратимся к сюжету произведения. Приезд Ивана Тимофеевича сопровождается весьма тихой, безветренной и холодной погодой. Зимние пейзажи будто показывают холодную натуру Ивана Тимофеевича, которую отметила и Олеся. Другой пейзаж – цветущая и жизнерадостная весна, ставшая олицетворением зарождения теплых чувств главного героя к Олесе. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

«И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес» — такой сказкой видится герою природа в лунную летнюю ночь, когда чувство любви волной накрыло его. Благодаря красочным описаниям природы, автору удалось передать внутренние переживания героев, их чувства и эмоции в определенные моменты, поэтому именно природа играет важнейшую роль в данном произведении.

Помимо Куприна близким к природе является великий писатель И. А. Бунин. Как говорил А. А. Блок: «Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин. Мир Бунина — это мир зрительных и звуковых впечатлений. Невозможно не согласиться со словами А. А. Блока. Бунин уделяет огромное внимание зрительному восприятию окружающей природы, а также обонянию. Это хорошо заметно в произведении «Антоновские яблоки», в котором Бунин умело передает не только образное великолепие природы, но и красочность запахов. Именно запах антоновских яблок заставляет его мысленно вернуться в самое детство. Кроме того, автору особенно близка тема природы родного края и ее влияния на человека. Бунин очень любит русскую природу, жадно наблюдает за ней и в мельчайших подробностях передает ее красоту читателям. Поэтому, я считаю, что довольно трудно представить писателя, знающего больше красок жизни, чем Бунин, и наполняющего свои произведения яркой палитрой. Пожалуй, в этом и состояло новаторство Бунина в русской литературе.

Таким образом, природа в произведениях русских писателей, а именно – А. И. Куприна, является зеркалом души главных героев, помогающим читателем осознать крепкую взаимосвязь человека с природой.

Полезный материал по теме: Скачать Какую роль играет природа в повести «Олеся»?

<legend>Tags</legend>Какуюрольиграетприродавповести«Олеся»?

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/rol-pejzazha-v-povesti-olesya-kuprin/
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/rol-pejzazha-v-povesti-olesya
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/chelovek-i-priroda-olesya.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/rol-pejzazha-po-povesti-olesya-kuprin-a-i/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/kakuyu-rol-igraet-priroda-v-povesti-olesya

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт