«Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина

Анализ стихотворения «Ананасы в шампанском» (И. Северянин) откроет читателям другую, вероятно, еще многим неизвестную, сторону поэзии начала 20 века.

Первые десятилетия прошлого века сложные и удивительно богатые на рождение поэтов и писателей. Их было много, и писали они в разных направлениях. Здесь классика романтизма и реализма переплелась с совершенно новыми, непривычными направлениями в литературе, как, например, футуризм. Это период смуты и больших перемен. И во всем этом творческом, социальном и политическом «безобразии» рождались поэтические шедевры, которых не счесть за всю жизнь современного человека.

Писали о любви, о деревне, о народе, революции. Воспевали и ругали власть, рисовали словом городские и деревенские пейзажи. В общем, писали навзрыд, в порыве. Порывистым и динамичным было время, такими же были и люди своего века. Это время Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Блока и еще многих других замечательных поэтов.

Творчество И. Северянина стоит особого анализа. Он стоит особняком от большинства других поэтов. Его стихи не понимали, не признавали и запрещали вплоть до 80-х годов прошлого столетия. Но мы можем читать его произведения и с удивлением для себя узнавать картины сегодняшнего мира, такого же странного и сложного.

Северянин выбрал для себя литературное направление эгофутуризма, что само по себе уже было новаторским ходом его как писателя. И поэзия Северянина новаторская, со свежим лирическим дыханием. Но поэт остался непонятым и отвергнутым таким именитым литератором как Л. Толстой, резко высказавшимся о творчестве молодого поэта. Его лирику называли салонной, несерьезной. Но если пристальнее вчитаться в его стихотворения, то за странными образами и непривычной формой изложения можно увидеть сложную философскую тему одиночества в толпе, лермонтовского противопоставления поэта толпе и взгляд, устремленный в будущее.

Одним из самых известных и ярких стихотворений Северянина считается «Ананасы в шампанском», или «Увертюра». Жизненная, вполне обычная история, ставшая импульсом к написанию стихотворения, ничем не примечательна. Автор однажды пил шампанское с Маяковским. Маяковский окунул ананас в шампанское и предложил Северянину сделать то же самое. Поэта настолько вдохновили вкус и рожденные с ним образы, что моментально появились первые строки «Увертюры».

Первая строка стихотворения настраивает читателя на легкое водевильно прочтение его. И действительно, образы произведения рисуют в воображении читателя картины богемной роскошной жизни, беззаботности и непринужденности. Кажется, что сам лирический герой наслаждается этой обстановкой. Но за хмельной легкостью кроется тема одиночества, желания утонуть в искусственной и пошлой красивой жизни. Автор противопоставляет свой внутренний мир миру внешнему, поглотившему все настоящее, душевное.

Композицию стихотворения «Ананасы в шампанском» можно разделить на две противоположные друг другу части.

 Первая часть с первых строк погружает читателей в яркий и блестящий мир богемы, живущей легко и красиво, без проблем и хлопот. Все вокруг кажется «вкусно, искристо и остро». Лирический герой восклицает в восхищении новым вкусом ананасов в шампанском. Он такой же необычный и свежий, как и его творчество. Поэтому вторая строка и насыщена эпитетами, с разных сторон показывающими нам настроение автора:

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Но эпитетов в этом стихотворении не так уж и много, нет и как такового описания происходящего. И все-таки мы без труда понимаем, что автор окружен красотой, слепящей глаза:

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Норвежское и испанское – это, наверное, одежда автора. Это красиво, броско, модно. Это то, что приносит удовольствие и вызывает восторг. Добавляет загадку неопределенное местоимение «в чем-то». Будто бы лирический герой и не замечает деталей своего наряда, восхищаясь уже тем, что это просто красиво и изящно. Да, скорее всего, этим местоимением автор подчеркивает незначительность конкретики образа, куда важнее впечатления от него. Это добавляет произведению, и без того эмоциональному и яркому, экспрессии, захватывающей дух.

Вся эта обстановка завораживает поэта, погружает его в мир музы. Его вдохновение так же порывисто и неожиданно, как слепящий блеск бокалов и одежды. Так пишет об этом Северянин:

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Это вполне соответствует идее автора о сиюминутности рождения стихов, творчество – это такой же порыв, как чувство, как импульс. Оно сравнимо с порывом ветра. Поэтому и берется за перо он сейчас же, пока строки рождаются в мыслях потоком.

Лирического героя настолько увлекает за собой процесс творчества, что кажется, он весь без остатка погружается не только в сложение строк и образов в рифму, но и сами слова рождаются заново. В этом состоит новаторство футуристов вообще, а у автора стихотворения оно приобретает особенные, музыкальные формы.

Но за пролетающими стремительно образами «аэропланов», стрекочущих набегу, «автомобилей», от которых автор требует бежать, «ветропросвиста», «крылолёт буеров» скрывается некая отстраненность лирического героя от происходящего. Ведь благодаря восклицательным знакам, коротким предложениям создается впечатление, что все вокруг проносится с неимоверной скоростью мимо него. От такой скорости захватывает дух. Мелькают то тут, то там, будто кадры ускоренной съемки, целующиеся влюбленные, драки… все это часть жизни вечернего города, а «ананасы в шампанском — это пульс вечеров!». Ананасы в шампанском здесь становятся собирательным образом скоростной жизни по вечерам. Они бьются пульсом, подогревая скорость.

Следует отметить, что в этой строфе образы природы, женщины, чувства заменяют совершенно бытовые образы техники, каких-то машин и непонятных, пришедших из будущего, сооружений. Но автора это ничуть не смущает и уж тем более не приземляет его произведение. Просто Северянин считал, что даже пробегающие машины так же достойны поэзии, как и высокие материи.

В начале 20 века не было такого большого количества машин на дорогах, а от технического прорыва стихотворение отделяли несколько десятилетий. Но в этом можно усмотреть идею о наигранности всей этой вечерней суеты, поддельности чувств, забытости главных ценностей человека. Не это ли происходит сегодня в нашей жизни? Не заглянул ли поэт далеко в будущее, создав будто специально для потомков «Увертюру»? И если уж тогда ритм жизни заставлял биться сердце лирического героя быстрее, то что уж говорить о нынешнем времени?

Особенно остро встает проблема одиночества и трагедии лирического героя в последней строфе. В ней появляется намек на общество девушек:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Даже женщины у автора «нервные», общество их «острое». Во всем чувствуется порыв. Как тонкая, туго натянутая струна, поэт чувствует окружающий мир, его нервы, как оголенные провода, слышат музыку там, где не слышит никто.

Это первые и единственные строки без восклицательного знака и даже более того, в конце стоит многоточие. Здесь не только «трагедия жизни», но и личная трагедия поэта, отвергнутого и не понятого толпой. Что такое «грезофарс», можно только предположить. Возможно, это и есть попытка побега от мрачной действительности, окунуться в мечты и довериться богемному фарсу, забывая обо всех проблемах.

Но вот в последних строках снова гремят «ананасы в шампанском». И вот уже воображение лирического героя переносит его «из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!» Думаю, в этом воплотилась безграничность поэзии. Только для стихов нет никаких границ и расстояний. Это становится спасением для поэта, ведь в своем творчестве он может сиюминутно перенестись в любой уголок планеты, и даже на Марс. Нет ничего невозможного для поэта в мире его «грезофарса».

Основным средством художественной выразительности стихотворения становится аллегория, с помощью которой необычно и в то же время понятно каждому из нас передает свое душевное состояние автор.

Стихотворение насыщенно восклицательными знаками, придающими особую эмоциональность стихотворению, захлестывает чувства читателя, увлекает в художественный мир поэта. Характерной же особенностью Северянина является немногочисленность эпитетов, сравнений и метафор. Куда более ярко передают экспрессию аллитерация «р», «гр», «стр».

Северянин сам назвал свое стихотворение увертюрой. И действительно, это всего лишь вступление к главному действу спектакля – жизни. Настолько же оно и музыкально, что объясняется необыкновенной по звуковому составу формой. Возможно, поэтому обратил на «Увертюру» свое внимание Вертинский.

На анализ стихотворения стоит потратить свое время, чтобы задуматься о жизни, прочувствовать ее так же тонко, как автор.

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости. Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Написанное в 1915 году стихотворение «Увертюра» принесло Северянину славу «салонного» лирика.

История создания этого произведения была такова: В.В. Маяковский, который был приглашен в гости к Северянину, выпивая шампанское, окунул в бокал ананас, съел его и предложил хозяину вечера последовать его примеру. Первая строка стиха тут же родилась в голове поэта, и вскоре вышел в свет сборник стихов «Ананасы в шампанском».

Стихотворение создает ощущение восторга, торжественности, и вместе с тем нервозности и истеричности. Оно символизирует время, в котором творил поэт. Неудовлетворенность жизнью рождало у многих стремление уйти от реальности. В творческих людях рождалось новое мироощущение. Восторженно выкрикивая «ананасы в шампанском!», поэт вдохновляется и «берется за перо!». В этом внезапном вдохновении выражается лиричность героя, который бежит от пустоты действительности и пафоса.

Остро, сжато и ярко описана окружающая реальность, которая выражена как «пульс вечеров!» Эта новизна, по мнению автора, тоже заслуживает место в поэзии, наряду с вечными ценностями, воспеваемыми повсеместно.

Картина «легкой жизни» передана благодаря теме женщин в высшем свете. Девушки «нервны», дамское общество «остро». Такая среда жестока, она способна «трагедию жизни» претворить в «грезофарс».

Атмосфера толкает что –то предпринять , куда-то отправиться: «из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!» Нервный ритм, неожиданное соединение несовместимого укладывается в трех строфах стихотворения.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Лирическое стихотворение «Увертюра» можно отнести к песенному жанру. Не зря автор дал такое название стиху, сравнивая его с музыкальным произведением.

Творчество Игоря Северянина сильно отличается от творений его современников. В нем больше стремления к новизне, смелости. Сейчас стихотворение «Увертюра» актуально как никогда раньше. Неприятие жизни по навязанным стереотипам, равно как и бессмысленной гонки за модой, явились для автора импульсом для создания этого шедевра литературы.

По произведению: «Увертюра»

По писателю: Северянин Игорь

Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости.

Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.

Написанное в 1915 году стихотворение “Увертюра” принесло Северянину славу “салонного” лирика.

История создания этого произведения была такова: В. В. Маяковский, который был приглашен в гости к Северянину, выпивая шампанское, окунул в бокал ананас, съел его и предложил хозяину вечера последовать его примеру. Первая строка стиха тут же родилась в голове поэта, и вскоре вышел в свет сборник стихов “Ананасы в шампанском”.

Стихотворение создает ощущение восторга, торжественности, и вместе с тем нервозности и истеричности. Оно символизирует время, в котором творил поэт. Неудовлетворенность жизнью рождало у многих стремление уйти от реальности.

Остро, сжато и ярко описана окружающая реальность, которая выражена как “пульс вечеров!” Эта новизна, по мнению автора, тоже заслуживает место в поэзии, наряду с вечными ценностями, воспеваемыми повсеместно.

Картина “легкой жизни” передана благодаря теме женщин в высшем свете. Девушки “нервны”, дамское общество “остро”. Такая среда жестока, она способна “трагедию жизни” претворить в “грезофарс”.

Атмосфера толкает что – то предпринять, куда-то отправиться: “из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!” Нервный ритм, неожиданное соединение несовместимого укладывается в трех строфах стихотворения.

Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.

Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо.

Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.

Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.

Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.

При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.

Лирическое стихотворение “Увертюра” можно отнести к песенному жанру. Не зря автор дал такое название стиху, сравнивая его с музыкальным произведением.

Творчество Игоря Северянина сильно отличается от творений его современников. В нем больше стремления к новизне, смелости. Сейчас стихотворение “Увертюра” актуально как никогда раньше.

Неприятие жизни по навязанным стереотипам, равно как и бессмысленной гонки за модой, явились для автора импульсом для создания этого шедевра литературы.

“Увертюра (Ананасы в шампанском!)” анализ стихотворения Северянина« УельсКак дети развлекали себя задолго до компьютерных игр »

Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью.

Особое место в творчестве поэта занимает стихотворение «Увертюра», которое в некоторой степени закрепило за ним славу «салонного» лирика, воспевающего в своих произведениях «красивости» и «изыски».

Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления:

Стрекот аэропланов!

Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов!

Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован!

Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

В данном четверостишии автор использует неологизмы: «ветропросвист», «крылолет», которые свидетельствуют о смелости поэта экспериментировать над словом. Неологизмы создают еще большую необычность происходящему на глазах у поэта.

Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки!

Из Нью-Йорка — на Марс!

Лирический герой в этом четверостишии раскрывает свое истинное лицо: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс»Здесь показывается человек, пытающийся бежать от пафосной, но пустой действительности. Ананасы в шампанском в этой строфе становятся олицетворением творческого процесса, которому нет границ и пределов. И только поэт способен легко перемещаться «из Москвы — в Нагасаки».

В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости.

Автор почти не использует в стихотворении эпитеты, таким образом достигается динамизм, легкость. Только два эпитета можно найти в строках: «нервные девушки» и «острое дамское общество». Они создают атмосферу, в которой находится лирический герой.

Творческий процесс для Игоря Северянина очень загадочен: «Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!» Это ключевые слова в стихотворении. Порывистость, неподчинение хоть какой-нибудь логике — вот основные черты поэтической деятельности автора.

Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк.

Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий.

Северянин назвал это лирической произведение «Увертюрой», прямо как музыкальное произведение. А может, стихосложение как процесс очень напоминает создание музыкального шедевра? Ведь ощущения от прочтения талантливой лирики сравнимы с ощущением от прослушивания «живой» инструментальной мелодии.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Северянина «Увертюра» (Ананасы в шампанском)« После бала сочинениеСочинение по тексту Тендрякова »Используемые источники:

  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-ananasi-v-shampanskom-i-severyanin.html
  • https://goldlit.ru/severyanin/1118-uvertura-analiz
  • https://lit.ukrtvory.ru/uvertyura-ananasy-v-shampanskom-analiz-stixotvoreniya-severyanina/
  • https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-severyanina-uvertyura-ananasy-v-shampanskom/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт