Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану

Содержание:

История создания

В 1820 году Пушкин был сослан на юг России, в Екатеринослав. Причиной немилости властей стали несколько эпиграмм, написанных поэтом на архимандрита Фотия, Аракчеева и самого царя. За подобные сочинения Пушкину грозила ссылка в Сибирь, но за него вступились друзья, в том числе Карамзин и Чаадаев.

В Екатеринославе поэт тяжело заболел. Пушкина посетили его друзья Раевские и взяли с собой в увлекательное путешествие на юг для поправки здоровья. Они посетили Малороссию, Крым и Бессарабию, побывали в Гурзуфе, Феодосии и Бахчисарае. Яркие впечатления сделали этот период чрезвычайно плодотворным для поэта. Он написал множество стихотворений, поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», приступил к работе над «Евгением Онегиным».

Три года Пушкин прослужил в Кишиневе, а затем, в 1823, переехал в Одессу, где поступил на службу в канцелярию графа Воронцова. Новый начальник сначала отнесся к поэту по-дружески: Пушкин часто бывал в доме у Воронцовых, читал стихи и рассказы на светских приемах. Но добрые отношения закончились, когда на любовном небосклоне поэта появилась новая звезда: Пушкин увлекся женой начальника, Елизаветой Ксаверьевной.

Сначала графиня, ожидающая ребенка и тяжело переносящая беременность, вызывала сочувствие поэта. Но когда через полгода он увидел Воронцову на светском балу, то был восхищен ее красотой и любезным обхождением.

По свидетельству современников, Елизавета Ксаверьевна была не только очаровательной, но также умной и образованной женщиной. Она увлекалась литературой, ценила незаурядный талант Пушкина и любила слушать его стихи. Вскоре поэт пылко влюбился в жену своего начальника и стал добиваться ее взаимности. Графиня ответила на его чувства. Пушкин посвятил ей несколько стихотворений, в том числе «Сожженное письмо», «Прощание», «Талисман». В его рукописях сохранилось множество ее изображений.

Елизавета Ксаверьевна не считала нужным скрывать свои чувства к Пушкину, и вскоре по Одессе стали распространяться слухи о ее связи с поэтом. Граф Воронцов почувствовал, что стал объектом насмешек, и стал обращаться с Пушкиным холодно и резко. Более того, он стал писать письма ко двору и добиваться, чтобы его избавили от поэта. Оскорбленный Пушкин написал на него злую эпиграмму «Полумилорд, полукупец». В 1824 году граф добился перевода ссыльного в Москву.

Перед расставанием Елизавета Ксаверьевна заказала у ювелира два перстня с сердоликом, украшенных старинной надписью. Один из них она подарила поэту, и он поклялся не расставаться с ним. Другой перстень графиня оставила у себя. Некоторое время они переписывались, скрепляя письма их отпечатками. Поэт не хотел мириться с тем, что ему больше не придется увидеть любимую женщину, но та настаивала на прекращении их отношений. Чтобы не быть скомпрометированной, графиня поставила условие: ее письменные послания должны быть сожжены.

Свою ссылку поэт продолжал отбывать в Михайловском. По сохранившимся свидетельствам, осенью 1824 года он получил послание от Елизаветы Ксаверьевны, которое, по-видимому, было им уничтожено. Там же, в 1825 году, Александр Сергеевич пишет стихотворение, которое называется «Сожженное письмо». Оно посвящено расставанию с возлюбленной.

Тема произведения

Стихотворение построено необычным образом. В нем поэт обращается к письму, но читатель понимает, что его главная идея — сожаление об ушедшей любви. Герой с горечью говорит о том, что не может пойти против воли своей возлюбленной, поэтому вынужден сжигать ее послания. Он предает огню дорогое ему письмо и видит, как горящая бумага осыпается пеплом.

Настроение героя меняется в течение произведения: то он мечется, страдая от горя и душевных ран, то смиряется с обстоятельствами и пытается заглушить, «сжечь» свои чувства. Он колеблется в бессилии, его слова проникнуты болью и горечью, но он твердо намерен выполнить волю своей любимой.

Герой прощается не столько со сгоревшим письмом, сколько со своей любовью. Основная мысль произведения состоит в том, что нужно выполнять свои обещания, как бы ни было трудно это сделать.

Композиция, жанр, структура

Композиция стихотворения отличается простотой и последовательностью. Оно состоит из трех частей:

  1. В первой приводится монолог лирического героя, страдающего оттого, что ему приходится уничтожить дорогое для него любовное послание.
  2. Вторая описывает то, как он сжигает письмо. Герой смотрит, как обгоревшая бумага превращается в пепел и улетает в дыму, плавится сургуч с отпечатком знакомого перстня. Это доставляет ему сильнейшую душевную боль.
  3. В третьей герой стихотворения говорит о том, что пепел останется бессмертным и всегда будет храниться на его груди.

В этом произведении письмо символизирует память героя, хранящую теплые воспоминания о прошедшей любви. Он должен от них избавиться, хотя это причиняет ему горечь и боль. Герой долго не может совершить задуманное, а затем с глубоким чувством думает о любимой женщине.

По жанру «Сожженное письмо» относится к любовной лирике, но в нем есть черты элегии, послания (обращение «Прощай, письмо любви!»), романса. Текст написан пятистопным ямбом с использованием мужской рифмы. Этот прием позволяет ярко выразить страдания героя.

Последние строки стихотворения нерифмованные, что отражает состояние поэта: от горя у него опускаются руки. Темп текста достаточно быстрый, в нем видна буря чувств: сожаление, горечь, попытка смириться с обстоятельствами. В ритме стихов видны метания героя: он то успокаивается, то опять погружается в пучину горя, то принимает решение, то сомневается в его правильности.

В стихотворении используется множество восклицательных знаков и многоточий, которые создают дополнительный ритм: сильные чувства чередуются с периодами молчания. В своем произведении автор использует многочисленные средства выразительности:

  • метафоры — «пламя жадное», «пепел милый», «перстень верный»;
  • эпитеты — «заветные», «легкий»;
  • инверсию — «как долго медлил я»;
  • олицетворения — «предать огню все радости», «перстня верного утратя впечатленье» (о сургуче).

Память о поэте

Через 9 месяцев после жаркого лета 1824 года у графини родилась дочь Софья, которая, возможно, была плодом их тайной любви. После возвращения Воронцовых в Петербург Елизавета Ксаверьевна и Пушкин продолжают встречаться. Об их отношениях можно судить лишь по косвенным намекам в стихах. Греческий профиль графини часто украшает поля его рукописей.

Поэт, несмотря на свою открытость и страстный характер, никогда никому не выдал их любовь, не опорочил имя своей возлюбленной. Он сдержал клятву и до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой. Поэт отправился с ним на дуэль с Дантесом, и этот перстень Жуковский снял с его руки после смерти.

Елизавета Ксаверьевна дожила до преклонных лет, сохраняя дорогую ее сердцу память о Пушкине. С возрастом она потеряла зрение, но ежедневно просила читать ей стихи поэта. С ними к ней возвращались воспоминания о молодости и встречах с возлюбленным.

Стихотворение «Сожженное письмо», наряду с другими произведениями, посвященными графине Воронцовой, считается одним из лучших образцов любовной лирики XIX века. Оно наполнено страстными переживаниями и глубокими чувствами, но, вместе с тем, необычайно лаконично.

Отзывы

Это стихотворение — шедевр русской литературы. В нем раскрыта тема вечной любви.

Стихи наполнены болью и горечью, но они прекрасны.

Письмо — это художественный символ сгоревшей любви.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо» принадлежит любовной лирике, и в полной мерее раскрывает душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сожженного письма» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сожженное письмо.

История создания – Стих был написан в 1825 году. Женщиной, кому посвящено произведение, оказалась графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму, в котором он видит крах своей любви.

Композиция – Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть – монолог лирического героя, вторая – сожжение письма, третья – обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением смежной мужской рифмовки. В последних строчках стихотворения рифма отсутствует.

Метафоры – «письмо любви», «пламя жадное».

Эпитеты – «жадные», «заветные», «легкий».

Олицетворения – «предать огню все радости».

Инверсия – «как долго медлил я».

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, я слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал все возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

Поэт прекрасно понимал, что уже никогда не встретится со своей возлюбленной. Какое-то время между Пушкиным и Воронцовой существовала переписка, но графиня всегда настаивала на том, чтобы все ее письма сжигались сразу после прочтения. Александру Сергеевичу было трудно выполнять эту просьбу, но он не мог идти против воли любимой женщины. Так, под влиянием сильных душевных переживаний в 1825 году им было написано стихотворение «Сожженное письмо», которое стало олицетворением ушедшей любви.

Тема

В произведении «Сожженное письмо» тема любви раскрыта в весьма необычной манере. Лирический герой обращается к письму своей возлюбленной, однако на самом деле речь идет об ушедшей любви. Письмо является лишь средством передачи душевных переживаний лирического героя, который придает особый смысл уничтожению любовного послания. Так он прощается не только с письмом, но и с любовью, которая покидает его навеки.

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью, и делит стихотворение на три условные части.

  • Первая часть представляет собой монолог лирического героя, который обрекает письмо от любимой женщины на гибель.
  • Во второй части автор описывает сожжение письма, которое доставляет сильную душевную боль герою.
  • В третьей части лирический герой обещает бессмертие пеплу.

Жанр

Произведение написано в жанре любовной лирики, однако в нем присутствуют характерные черты послания, романса, элегии.

Стихотворный, размер, используемый автором при написании «Сожженного письма» – шестистопный ямб со смежной мужской рифмовкой. Примечательно, что в последних строчках произведения рифма отсутствует. Подобный прием позволяет очень точно выразить состояние лирического героя, у которого от разочарования и печали опускаются руки.

Средства выразительности

Для раскрытия своих чувств и душевных терзаний Пушкин мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности. В произведении встречаются метафоры письмо любви», «пламя жадное»), эпитетыжадные», «заветные», «легкий»), олицетворения предать огню все радости»), инверсия как долго медлил я»).

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано произведение Александра Пушкина «Сожженное письмо»?</h3>

    • <label>1821</label>
    • <label>1823</label>
    • <label>1825</label>
    • <label>1826</label>

(новая вкладка)

Стихотворение «Сожженное письмо» было написано Пушкиным в 1825 году, в то время как он находился в Михайловской ссылке. Оно посвящено Елизавете Воронцовой, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе. Еще свежи были следы их запретной любви. Елизавета Ксаверьевна была замужней женщиной, и поэтому всегда велела Пушкину сжигать её письма. Эта традиция послужила названием для стихотворения и положила основу в данное стихотворение.

Само письмо – метафора. Под ним скрывается любовь поэта к Воронцовой, которую он вынужден «сжечь». В первом четверостишии мы видим терзания лирического героя. Он долго не хотел расставаться со своей любовью, долго медлил, но теперь он тверд в своем намерении «сжечь письмо» – расстаться с любовью.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Второе четверостишие описывает момент сожжения письма – то есть расставания с любовью. Лирический герой готов, но он страдает: «ничему душа моя не внемлет». С помощью градации показан быстрый процесс сгорания любви.

«Минуту!..вспыхнули…пылают..легкий дым,…»

Но, уже избавившись от письма, автор хочет вернуть его обратно, молит об этом.

В последних четырех строчках мы видим, что лирический герой все еще сожалеет об утраченной любви: «грудь моя стеснилась», «останься век со мной». Он выражает свое отношение к ней: «пепел милый», «отрада бедная».

Стихотворение отличается изобилием эпитетов, описывающих как внутреннее состояние лирического героя, так и к любви. Оно так же наполнено различными фигурами речи и тропами, такими как инверсия, градация, метафора. Например, «пепел милый» – это воспоминания об ушедшей любви.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что задает быстрый темп происходящему. Лирический герой стремительно расстается с былыми чувствами, ведь понимает, что эта запретная любовь не может больше быть.

Все рифмы в стихотворении смежные: и в первых двух четверостишиях, и в последнем трехстишии. Но последняя строка ни с чем не рифмуется. Это объясняется бессилием и отчаянием героя к концу стихотворения. Душа его «ни к чему не внемлет» и он забывает про рифму.

«Сожженное письмо» стало ярким стихотворением, относящимся к одной из важнейших тем в лирике Пушкина – теме любви. Ровно как и Елизавета Воронцова сыграла немалую роль в жизни Пушкина, так и данный стих имеет большое значение в изучении лирики Пушкина, познании его чувств и его как человека.

1. История создания

Стихотворение «Сожжённое письмо» было написано в 1825 году в Михайловском по впечатлениям недавно разыгравшейся в жизни Пушкина личной драмы.

В 1823 году, находясь в южной ссылке, поэт познакомился с одной из самых обаятельных и умных женщин своей эпохи – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, супругой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого находился опальный поэт.

Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.

По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в период перехода Пушкина от романтизма к реализму.

Образы письма, пламени, возлюбленной максимально приближены к реальности. При этом их можно воспринимать как обобщённые философские символы.

3. Род

Стихотворение «Сожжённое письмо» является лирическим произведением.

4. Жанр

По жанру оно представляет собой элегию.

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема несчастной любви и трагической невозможности личного счастья.

6. Тематика

В «Сожжённом письме» звучат мотивы одиночества, разлуки, душевного страдания, выливающиеся в тему верности избранному идеалу.

7. Идея

Получая драгоценное письмо от любимой женщины, лирический герой вынужден расстаться с ним, так как его чувство к ней является запретным.

Сжигая дорогие листы, он предаёт огню саму любовь, понимая, что должен избавиться от своей страсти.

Отказ от всего, что дорого сердцу, во имя доводов рассудка и морали, мучителен, но необходим.

8. Пафос

Стихотворение написано на грани душевного отчаяния. В каждом слове отзывается боль разлуки, тяжесть задачи, которая стоит перед поэтом.

Ему невыносимо сложно изжить воспоминание о счастье, но так велела любимая, а её желание свято.

9. Система образов

Символический образ письма является в стихотворении центральным. В нём сосредоточена мысль о последней ниточке дружбы, соединяющей поэта и его любимую женщину. Каждая строка этого письма – долгожданное сокровище.

Образ огня как очистительной и вместе с тем безжалостной стихии противопоставлен тонкости и беззащитности письма.

Сгорающие листы воспринимаются как живые существа, корчащиеся от боли и безысходности. По их движенью можно догадаться о том, что происходит с душой героя, его мыслями и чувствами.

Письмо превращается в пепел, но и его герой называет «милым». Этот ничего не значащий для посторонних прах он готов хранить на своей груди.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи произведения: он и она.

Героини не увидеть, но свидетельством её присутствия является письмо, которое хранит часть её души. Возлюбленная названа лишь в первой строке («Она велела»), но её тень печально и нежно ложится на всё происходящее.

Главный герой стихотворения – получатель письма, которому предстоит сжечь его сразу же по прочтении. Ему велено поступить так, чтобы не скомпрометировать отправительницу и самого себя, но за этим приказом чувствуется другое повеление: забыть и больше не писать.

Любовь более невозможна. Это и угнетает лирического героя.

11. Лирический герой

Лирический герой «Сожжённого письма» идентичен образу автора.

Сестра поэта Ольга поведала биографам об особом отношении Пушкина к письмам Воронцовой. Когда он получал конверты, запечатанные сургучной печатью, лицо его менялось, он уходил к себе и потом целые дни проводил в задумчивости.

Эта сильная страсть глубоко отпечаталась в душе поэта и породила множество шедевров любовной лирики.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает процесс сожжения письма.

Сначала герой медлит, не решаясь предать его огню, затем исполняет задуманное. Пламя с жадностью поглощает «все радости» его души.

Тёмные листы вспыхивают и сворачиваются, плавится сургуч, лёгкий профиль возлюбленной, запечатлённый на полях послания, теряет очертания. От письма остаётся лишь пепел.

Душа поэта сжимается от горя и одиночества. Он остаётся один со своим воспоминанием.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Очерёдность событий кратко и стремительно передана в 15-ти строках стихотворения (3 четверостишиях и 1 трёхстишии).

В начале стихотворения поэт обращается к письму, прощаясь с ним.

Затем предаёт его огню и наблюдает за тем, как гибнут его мечты о счастье.

Текст завершается новым обращением, но уже не к письму, а к пеплу: живой любви больше нет, осталось лишь её воспоминание.

14. Размер и рифма

Стихотворение написано одиннадцатистопным ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются.

Строфа состоит из 15 строк и представляет собой рондо, схема рифм в котором выглядит так: ААББ ВВГГ ДДЕЕ ЖЖЗ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения напоминает потрескивание огня.

Аллитерации с шипящими и свистящими звуками «ш», «щ», «с», в сочетании с повторяющимися твёрдыми и звонкими согласными «р», «д», «г» передают настроение неотвратимости приговора.

Ассонансы с «и», «у», «о» рождают ассоциацию с мучительной тоской, болью, тяжестью, которыми сопровождаются действия героя.

В тексте стихотворения преобладают глаголы и существительные.

Существительные описывают ряд эфемерных предметов, которые соединяют поэта с возлюбленной (письмо, сургуч, перстень, заветные черты, пепел).

Глаголы описывают этапы сожжения и разные стадии внутренней боли, которой отзывается на всё происходящее душа героя.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение изобилует эпитетами, с помощью которых мы узнаём о чувствах поэта к возлюбленной: «заветные черты», «пепел мил», «на горестной груди», «пламя жадное», «отрада бедная».

Особый драматизм придают произведению олицетворения: «пламя приемлет», «прощай, письмо любви». Обращаясь к письму, а после к пеплу, поэт очеловечивает их. Они хранят память о написавшей их душе и о руке, запечатавшей конверт.

Метонимия «все радости мои» и гипербола «ничему душа моя не внемлет» усиливают мотив внутреннего страдания.

17. Значение произведения

В стихотворении «Сожжённое письмо» Пушкин создал ёмкий и целостный образ, раскрывающий тему любовной разлуки.

Неотвратимость рока и невозможность личного счастья осмысливались поэтом во многих произведениях, но в «Сожжённом письме» эти мотивы доведены до своего предела и явлены с небывалой лирической силой.

18. Актуальность

Актуальность стихотворения велика, ведь и в наши дни любовь не перестаёт волновать человеческие души.

Обстоятельства жизни не всегда позволяют любящим быть вместе. Во время разлуки приходится идти на жертвы, чтобы сохранить силы жить дальше.

Каким бы тяжёлым ни было прощание с прошлым, оно необходимо, если у любви нет будущего.

19. Моё отношение

Меня глубоко потрясло стихотворение Пушкина «Сожжённое письмо». Его трогательный сюжет описал всю глубину душевной боли лирического героя. Мне удалось почти физически ощутить страдания поэта.

Я восхищаюсь мастерством психологической детали, которое продемонстрировал в этом произведении Пушкин.

Несмотря на то, что поэт делится глубоко личным опытом, его сокровенные переживания близки каждому, кто когда-либо был влюблён.

20. Чему учит

Стихотворение «Сожжённое письмо» учит нас стойко переносить испытания, посланные судьбой. Даже в минуты разлуки нельзя терять самообладание.

Герой сжигает письмо, хотя в нём заключены все его радости. Он забывает о себе, исполняя волю возлюбленной. Любовь – это не эгоизм, а подвиг во имя счастья и спокойствия другого человека.

Автор: · Опубликовано 28.11.2019 · Обновлено 28.11.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану. В разборе Вы найдете описание тем, проблем и идеи текста, примеры тропов, историю создания и определение жанра работы. Все эти сведения сделают Вас ближе к лирике Пушкина.

История создания

«Выпьем с горя, где же кружка?» — эту фразу Пушкин произносил вовсе не единожды, в своем знаменитом послании к няне. Она становилась вполне обиходной для Пушкина во время Михайловской ссылки, когда находящийся в расцвете сил Пушкин был заперт в уединенном родовом имении. Его одолевала смертная скука — та, что сживает со света многих гениев. Ее пошлые и грязные последствия поэт вынужден был топить в крепком спиртном.

Безусловно, данный период жизни Пушкина нельзя назвать удавшимся. Однако именно в Михайловском Пушкин решает взять на свои плечи бремя писательского ремесла, став первым в России профессиональным поэтом. Именно здесь сознание Пушкина переживает нравственный пубертат: из инфантильного максималиста, распознаваемого в оде “Вольность”, Пушкин приходит к более романтической, но при этом наполненной последовательностью и осмысленностью, манере мыслить и жить. Эту перемену читатель увидит в «Сожженном письме». Здесь Пушкин начинает экспериментировать как с образом мыслей, заключенных в его лирику, так и со стихотворными размерами. На смену абстрактным музам и идеализированным образам куртизанок, приходит настоящая любовь, все ее горько-сладкое естество.

Кому посвящено «Сожженное письмо»? Речь идет о Е.К. Воронцовой. Молодой Пушкин, находившийся тогда еще в южной ссылке, был подобен пламени, дерзкому и неукротимому, при этом, по сути своей безумному. Он любил эффектно, но бестолково. Для того юноши, заигравшегося в жизнь, порой не стояло вопроса чести при выборе между дамами, среди которых Пушкин, несмотря на низкий рост и причудливую внешность, имел постоянный успех. Не тронуло тогда Пушкина и то, что он заводит роман с женой своего протектора — Князя Воронцова. Но это был не пошлый роман, вроде тех, что дошли до нас на блюдах в фарфоровых сервизах.

Это была настоящая любовь мужчины к женщине, человека к человеку, пламени к воде. Любовь, давшая начало новому Пушкину — автору, чьи идеалы актуальны и одобряемы даже в нашем обществе, прошедшем через коренное преломление пониманий любви и ненависти — сексуальную революцию и эмансипацию.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Сожженное письмо», относящееся к любовной лирике, написано шестистопным ямбом — ординарное для пушкинской лирики явление. Привлекает парная рифмовка, не характерная для Пушкина, обычно использовавшего рифмовку перекрестную. Кроме того, каждая рифмующаяся пара строк отличается о последующей типом рифмы: женская и мужская перманентно чередуются.

Длинная строка, не характерная для двусложного размера, замедляет стихотворение, однако не отнимает у него ритм, что делает стихотворение слух гармоничным и сложным, полно передающим авторское меланхолическое настроение.

Образы и символы

Лирический герой, скребя сердцем сжигает письмо, содержание которого, очевидно, питает его силами, наполняет пережитыми чувствами, однако к нему, повзрослевшему и возмужавшему, не приходит наивное, но светлое ощущение всевозможности. Его душа “ничему уже не внемлет”, вся его неуверенность сублимируется в некий импульс, заставляющий покончить прошлым, хоть и бывшим для него мерилом счастья.

Герой начинает мыслить другими категориями, под влиянием которых и формируется новый, живительный аффект — “Отрада бедная в судьбе унылой”. Наблюдая за агонией письма, герой точно так же пылает, шипит и тлеет, с каждой минутой все больше жалея о содеянном, находя все более пустые оправдания столь бездумного убийства части себя. Он, подобно пропавшему в пустыне путнику, начинающему есть свою плоть, утешает себя тем, что боль естественна и неизбежна, и Всевышний и так милостив над ним: хотя бы в том, что дает ему выбор.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Сожженное письмо» актуальна во все времена.

  • Любовь. Некая отчужденность мира допускает в высоко организованный разум и живое сердце поэта более сложные, и от того еще более прекрасные, чувства, обыкновенно не успевающие развиваться в суетном мире. Чувства лирического героя глубоки и драматичны.
  • Тоска. Таковым сложным чувством, настолько сильным и искренним, что оно стало для чуткого поэта деструктивным, стала и тоска по возлюбленной. Эта женщина была удостоена большой чести: Солнце русской поэзии хранило ей верность на протяжении всей жизни: кольцо, подаренное ей на прощание, Пушкин снял только перед роковой дуэлью 1837. А ее сожженное письмо стало неотъемлемым атрибутом культа русской поэзии.
  • Тема прошлого. Лирический герой зависим от воспоминаний настолько, что даже пепел от них он считает единственной для себя отрадой.

Настроение стихотворения «Сожженное письмо» очень экспрессивное, бьющее через край. Лирический герой страдает от необходимости расстаться с прошлым и горестно восклицает о том, что пришел час прощания с любовью.

Основная проблема произведения — сложность человеческих чувств. Лирический герой долго боролся с собой, чтобы сжечь письмо, как «она велела». Эта победа далась ему очень тяжело, и он находится в мрачном упоении от боли, ведь вместе с письмом пылает его душа.

Основная идея

Смысл стихотворения «Сожженное письмо» заключается в прощании с любовью и сожжении целой страницы жизни. Однако даже огонь не в силах выместить из груди воспоминание о некогда любимой женщине.Лирический герой лишь внушает себе, что его душа ничему не внемлет, но через восклицательные знаки и многоточия он передает смятение, тоску, накал страстей.

Таким образом, главная мысль стихотворения «Сожженное письмо» заключается в том, что даже брошенные в пламя забвения чувства оседают в душе легким пеплом тоски.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Сожженное письмо» передают всю палитру чувств лирического героя и позволяют сопереживать ему:

  • Эпитеты «отрада бедная», «пепел милый», «пламя жадное» — это оттенки чувства и отношения автора к воспоминанию о любви.
  • Олицетворения «пламя приемлет» и «темные свернулися листы» показывают, как эмоционально лирический герой воспринимает происходящее.
  • Метафоры «душа моя не внемлет», «пламя жадное листы твои приемлет» создают неповторимую образность стихотворения.
  • Инверсия («Как долго медлил я», «как долго не хотела рука…») создает более мелодичное звучание стихотворения.

Автор: Иван Лейтман

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sozhzhennoe-pismo.html
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/sozhzhennoe-pismo.html
  • https://sochinyalka.ru/2014/11/analiz-stihotvoreniya-pushkina-cozhzhennoe-pismo.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-sozhzhennoe-pismo-po-planu/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/sozhzhennoe-pismo-pushkin/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт