Краткий анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» по плану

Содержание

Удивительно чутко описывал Сергей Есенин своей поэзией настроения природы и магию человеческих чувств. Вольный стих поэта словно напитан шумом полевых ветров, красками осени и стенаниями жаждущей свободы русской души одновременно. Он сравнивал, переплетал, одушевлял эти две бездонные темы. Разобраться с тем как это удавалось «поэтическому хулигану» поможет краткий анализ «Заметался пожар голубой». По плану разбора стихотворения будет несложно выстроить устный ответ на уроках литературы в 9 классе.

analiz-stihotvoreniya-zametalsya-pozhar-goluboy-esenina-46714.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Заметался пожар голубой.

История создания: произведение написано в 1923 году, посвящено актрисе Августине Миклашевской и включено в цикл «Любовь хулигана».

Темы стихотворения: любовь к женщине, отречение от прошлого, бренность бытия.

Композиция: произведение имеет «закольцованный» вид и схоже с композиционным построением исповеди.

Жанр: элегия.

Стихотворный размер: трёхстопный анапест.

Эпитеты:«родимые дали», «златокарий омут», «поступь нежная».

Анафоры:«В первый раз я запел про любовь»«В первый раз отрекаюсь скандалить».

Инверсии:«пожар голубой».

Метафора:«волос твоих цветом в осень».

Повторы:«В первый раз я запел про любовь».

Сравнения:«Был я весь как запущенный сад».

История создания

История создания стихотворения «Заметался пожар голубой» тесно связано с тем, а, точнее, с той, кому посвящена эта яркая лирическая исповедь.

В августе 23-го года Есенин вернулся из продолжительного путешествия с Айседорой Дункан по США. На тот момент поэт переживал кризис любовных отношений и надеялся на что-то новое, что вольётся в его жизнь и изменит её к лучшему.

Этим веянием перемен стало свидание поэта с актрисой Августой Миклашевской, он написал «Заметался пожар голубой» после первых встреч с этой неприступной женщиной. Стихотворение стало зачином для целого цикла «Любовь хулигана». А актриса так и осталась равнодушна к Есенину и к его лирике, посвящённой её красоте. Роман двух деятелей искусства продлился совсем недолго и носил почти платонический характер.

Тема

Главенствующей темой стихотворения можно смело назвать «любовь». Причём в случае с «Заметался пожар голубой» — это любовь неразделённая. Встречи с актрисой вызвали в мятежной душе поэта бурю свежих чувств, то, чего ему очень не хватало на тот момент. Сменивший не одну женщину подле себя Есенин заговорил о первой любви: «В первый раз я запел про любовь».

Любовных переживаний в строках более чем достаточно, но утверждать тему любви единственной для данного произведения и цикла, который оно открывает, неправильно.

Звонко и убедительно звучит также тема самоанализа. Поэт говорит о себе и своём образе жизни не в самых лестных красках: «был на женщин и зелие падкий». И в это же время он утверждает, что готов измениться и ему «разонравилось пить и плясать». Лирический герой желает отказаться от прошлого и войти в новое будущее под руку со своей возлюбленной: «Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил…».

Композиция

Стихотворение напоминает исповедь, в которой поэт признаётся, что все прошлые его увлечения не были похожи на настоящую любовь. Лишь испытав это волшебное чувство ему стал не qнужен прежний образ жизни и он готов кардинально измениться ради любимой.

Произведение закольцовано, то есть, в начале его и в конце третья и четвёртая строки одинаковы:

«…В первый раз я запел о любви,

В первый раз отрекаюсь скандалить».

Таким образом, поэт подчёркивает, что испытываемое им чувство для него совершенно ново.

Жанр

Произведение «Заметался пожар голубой» написано в жанре элегии, трёхстопным анапестом, а его рифма носит перекрёстный характер. Элегии присущи философия и размышления богатые эмоциями. Строки стихотворения окрашены эмоционально-психологической напряжённостью, в них заметны «внутренние восклицания», созданные с помощью таких приёмов, как повторы и анафоры.

Поэт подчёркивает эмоциональное напряжение, взволнованность героя посредством диссонантных рифмовок: «сад — плясать» или «забросил — осень». Такие рифмы нарушают мелодичность, подчёркивая хаотичность поэтического «пожара».

Средства выразительности

Эмоциональность стихотворения «Заметался пожар голубой» умело передана автором за счёт богатства средств выразительности:

  • Анафоры: «В первый раз я запел…» — подчёркивается новизна; «Был я весь…» — внимание акцентировано на отказ от прошлого.
  • Эпитеты: «лёгкий стан», «поступь нежная» — подчёркивают восхищение образом любимой женщины.
  • Метафоры: «волос твоих цветом в осень», «глаз златокарий омут» — поэт проецирует свою любовь к осени с любовью к женщине.
  • Инверсии: «пожар голубой» — перестановка слов, подчёркивает акцент на внутреннем мятеже лирического героя.
  • Повторы: «…В первый раз я запел о любви, в первый раз отрекаюсь скандалить» — строки открывают исповедь героя и замыкают её.
  • Сравнения: алкоголь — «зелье» и «был я весь как запущенный сад», с помощью сравнений поэт обличает свою прошлую жизнь, о бренности которой он задумался, встретив любовь.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано произведение «Заметался пожар голубой»?</h3>

    • <label>1918 г.</label>
    • <label>1920 г.</label>
    • <label>1923 г.</label>
    • <label>1924 г.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Анализ произведения «Заметался пожар голубой», которое С. Есенин написал в рамках создания лирического цикла стихотворений, произвести несложно. 

Постараемся понять, кому посвящено стихотворение, и с чем связано его написание.

История создания стихотворения С. А. Есенина

Стих создан в рамках цикла под названием «Любовь хулигана». У Сергея Есенина множество произведений, которые носят лирический характер, они наполнены возвышенными чувствами к женщине.

В том числе и произведение, созданное в конце лета 1923 года. Цикл произведений написан в Москве, после приезда из Америки. Поэт немного разбит и сломлен, его брак с танцовщицей Айседорой Дункан исчерпал себя. Отношения угасли.

В это время Сергей Александрович встречает другую женщину, красавицу артистку Августу Леонидовну Миклашевскую. Чувства к артистке вспыхнули быстро, но отношения у пары были сугубо платонические. 

Сложные взаимоотношения с супругой, новые чувства к другой женщине стали катализатором к написанию лирических стихотворений. В них автор пишет о том, что его эмоции настоящие, сильные. Он готов отказаться от привычной жизни, дебошей, скандалов, алкоголя. Готов даже бросить писать стихи.

К сожалению, Августа Леонидовна не ответила взаимностью автору, она предпочла разорвать отношения, что ранило поэта.

После расставания с Миклашевскрй, Есенин еще не раз вспоминал эти чувства, которые испытывал, как одни из самых сильных, чистых. Несмотря на то, что он третий раз женился, после влюбленности и у него были серьезные отношения с другими женщинами.

Впрочем, череда громких романов, скандалов, непристойное поведение – это то, с чем личность Есенина связана напрямую.

Можно сравнить цикл «Любовь хулигана» с ранее выпущенным «Москва кабацкая». В последнем автор пишет о любви, как о чувстве, которое его разочаровало, оно приносит негативные эмоции. А женщина у Есенина удостоена не восторженных, а низменных эпитетов. Но безысходность постепенно уходит.

Тема стихотворения

Основная тематика – любовь к женщине, которая восхитила автора своей красотой и искренностью.

Эти чувства и эмоции он и излагает в тексте, говоря о том, что готов ради возлюбленной отказаться от нынешнего образа жизни, изменить себя.

В этом цикле Сергей Александрович пишет именно о возвышенных чувствах, которые он испытывает к конкретной женщине. Вероятно это объясняется тем, что отношения так и не получили своего развития.

Жанр, направление и композиция

Определить жанр произведения можно, как любовную лирику, которой свойственна подобная композиция.

Но, по мнению ряда филологов, текст создан в жанре элегии, которой присущи внутренние переживания, восклицания, повтор, что и составляет композицию. Рифма в произведении носит перекрестный характер.

Стихотворный размер

Эмоциональное напряжение, переживания подчеркнуты с помощью размера стиха, он написан трёхстопным анапестом.

Средства художественной выразительности

Автор использует различные способы, которые помогают ему передать чувства, эмоции, переживания, впечатления.

Эпитеты

С их помощью Сергей Александрович подчеркивает восхищение образом, женщиной, к которой и испытывает определенные эмоции:

  • «поступь нежная»;

  • «легкий стан».

Метафоры

Особенностью метафор считается сравнение, которое автор проводит в тексте:

  • «глаз златокарий омут»;

  • «и волос твоих цветом в осень».

Сравнения

С их помощью удается провести «параллели», сравнив свою прежнюю жизнь с чувством, которое вспыхнуло в сердце автора:

  • «был я весь как запущенный сад»;

  • «на женщин и зелие падкий».

Заключение

Когда в душе «загорелся голубой пожар», сравнимый с чувствами, которые мужчина испытывает к женщине, автор написал о том, что его эмоции сильные и настоящие. Он заметил, что переживания, которые он испытывает на текущий момент, отличаются от тех, что возникали ранее. 

Когда «пожар чувств и эмоций разметался», чувства развились, появились стихотворения, объединенные в цикл «Любовь хулигана».

Еще тесты

Читайте также

Стихи с наступающим годом Быка — большая подборка стихотворенийCтихи для 2 лет про Новый Год — сборник простых стихотворенийПрикольные стихи на Новый Год — большая подборка новогодних стиховCтихи на новый год смешные — подборка весёлых стихотворений

Автор: · 04.03.2019

Стихотворение «Заметался пожар голубой» Сергея Александровича Есенина написано в 1923 году. Произведение наполнено сожалением о разгульной жизни, вольности и любви. Оно возглавило цикл «Любовь хулигана». Многомудрый Литрекон советует Вам подробнее разобрать этот текст, ведь он так часто встречается в современной музыкальной переработке, в репертуаре артистов и на театральных подмостках, что зритель и слушатель воспринимает его как часть современной культуры.

История создания

Стихотворение написано в 1923 году и посвящено актрисе Августине Миклашевской, которая стала для поэта запретным, но очень сладким плодом. Предыдущие отношения Есенина приносили ему много страданий, поэтому, едва увидев Августину, он влюбился без памяти. Существует теория, что стихотворение было написано на следующий день после знакомства Есенина и Миклашевской — настолько девушка поразила поэта своим взглядом и нравом.

Отношение Августины к Сергею было довольно холодным, она равнодушно относилась как к произведением, созданным в ее честь, так и к самому Есенину. Дурная слава уже везде опередила скандального поэта, и многие люди, не склонные к эпатажным выходкам, предпочитали держаться от него подальше. Их холодности и отчужденности автор противопоставил пламя, запертое в его непонятой душе.

Жанр, композиция, размер

Элегия «Заметался пожар голубой» написана трехстопным анапестом. Упор на эмоции и чувства свидетельствует о том, что произведение относится к любовной лирике. Новаторство формы присуще модернизму, который охватил всю эпоху начала 20 века.

Композиция- кольцевая, наблюдается совпадение двух последней строк первой и последней строфы. Стихотворение схоже с композицией исповеди, поэт признается в своих чувствах и указывает, что ранее не сталкивался с такой сильной любовью.

Главные герои и их характеристика

  1. Лирический герой причастен к миру греха и порока, но он готов отречься от прошлой жизни во имя новой любви. Простоватая речь («Был я весь») указывает на искренность его слов. Характер исповеди нервный, отчаянный, приниженный. Герой – не принц на белом коне, он не предлагает себя, а униженно просит ее. Его признания вызывают жалость, ведь он побежден, покорен, но всем тоном дает понять, что не победил. Он сдается на милость победительницы, предлагая сдать все свои укрепления – кабаки, родину и даже творчество. Это мольба и стон человека, замученного и изголодавшегося без любви.
  2. Героиня непреступна, она — девушка-осень, символизирует завершение прошлой жизни и осознание героем своих ошибок. Она же – его последняя любовь перед неминуемой смертью: после осени следует зима, мир погружается в мертвый сон. Он опечален, ведь после ее прихода его жизнь навсегда изменилась, весь мир отныне сосредоточен лишь на ней одной. После нее нет ничего, и терпкая осенняя грация опьяняет его, уводит «в чужие дали». Женщину окружает колдовское очарование, губительное для ее избранника. Злато-карий омут затягивает и душит, а рука лишь манит, но ничего не дает взамен. Если для него эта осенняя любовь последняя, то для нее – нет, и она, даже любя прошлое, покинет настоящее.
  3. Пожар голубой расцветки символизирует нечто небывалое, роковое, что случилось с лирическим героем. Если раньше он уже горел любовью, обычным пламенем, то это чувство – гибельное (именно пожар, уничтожающий все на своем пути, а не огонь свечи) и незаурядное (не красный, а именно голубой – нежный и в то же время холодный).

Темы, проблемы и настроение

В произведении прослеживается несколько важных тем и проблем.

  1. Основная тема — любовь. Но не просто чувство как оно есть, а любовь к определённому человеку, настолько сильная, что вся прежняя жизнь рушится под натиском новых переживаний.
  2. Красота. Благодаря деталям, мы узнаём точный образ девушки, покорившей героя: «глаз злато-карий омут», «поступь нежная, легкий стан», «тонкой руки», «волос твоих цветом в осень». Это красота серны – губящая, иллюзорная, доводящая до исступления.
  3. Отчаяние. Возлюбленная изменила весь прошлый уклад жизни, герой готов отказаться от всего, что любил ранее, ради простого прикосновения к любимой. Он отчаялся и готов сдаться, ведь его избранница имеет «упорное сердце».
  4. Отречение от прошлого во имя новых идеалов. Лирический герой рассказывает о своей прежней жизни с ноткой раздражения. Воспоминания о ней неприятны ему, он готов оставить все здесь и сейчас, ведь найдена новая цель и идеал— жизнь с чистого листа со своей возлюбленной.

Тон произведения печальный, ведь герой прожил всю свою жизнь «неправильно», многое упустил, за что теперь расплачивается. Для девушки он навсегда останется просто хулиганом, она-то чиста и нежна, и ее холодность – признание его недостаточности. Не удалось ему сломить ее упорство, не это ли означает, что его время прошло? Герой сокрушается о своем прошлом и готов все изменить, но это никому не нужно.

Основная идея

Любовная линия в стихотворении С. Есенина крепко перепретается с линией жизни героя. Речь в произведении не просто о девушке, в которую влюблен персонаж, речь о любви, как о чувстве, способном изменить мир. Преображение и стремление к изменению подчеркивает, что в жизнь поэта действительно ворвалось нечто великое, ради чего нестрашно от всего отказаться. Это и есть главная мысль произведения.

Человек должен верить, что настоящая любовь окрыляет и покоряет даже хулигана и меняет жизнь — вот смысл, который так стремился донести до нас Есенин.

Средства выразительности

Создавая произведение, способное затронуть струны человеческой души, Есенин активно использовал тропы, необходимые для изображения более целостной картины.

Стихотворение пестрит метафорами: «глаз злато-карий омут», «волос твоих цветом в осень». Не просто так поэт сравнивает девушку с этим временем года, это проекция состояния души: осень — конец старой и начало новой жизни, как и любовь.

Эпитеты поэт использует для воссоздания более детального образа любимой девушки: «легкий стан», «нежная поступь», «тонкой руки». Есенин восхищен своей возлюбленной, поэтому и эпитеты он использует красивые, притягательные.

Чтобы выразить глубину своих чувств, и круговорот постылой однообразной жизни, Сергей Александрович использует такой литературный прием как ассонанс. Постоянный упор на букву о («любовь», «прошлому», «другому», «омут») символизирует замкнутую жизнь лирического героя.

Также стихотворение насыщено инверсиями, сравнениями и повторами, что позволяет поэту более красочно выразить чувства, которые он испытывает.

Автор: Анастасия Антонова

Автор: · 17.11.2017

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Заметался пожар голубой» включено в цикл «Любовь хулигана» (1923). В нем автор размышляет об ошибках в разгульной жизни, о любви, кратковременности чувств, об уделе поэта и быстротечности бытия.

История создания

Произведение, как и весь цикл, посвящено русской артистве Августине Леонидовне Миклашевской (1891 – 1977). Одно время Есенин был влюблён в эту женщину, но она не отвечала ему взаимностью так, как ему бы хотелось. Она вообще довольно прохладно отнеслась к нему и его стихам, посвящённым ей.

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» написано тогда, когда чувства поэта только начали себя проявлять. Не случайно оно начинается именно со слова «заметался» — оно определяет эмоциональную тональность всего этого поэтического произведения благодаря своему значению. В его значении присутствуют внезапность, порывистость, мгновенность  — именно так новое чувство проникло в сердце лирического героя.

Жанр и размер

«Заметался пожар голубой…» — элегия, написанная трёхстопным анапестом, и относящаяся к любовной лирике. Этому жанру присущи размышления о различных жизненных перипетиях, философствование, эмоциональность, психологизм.  В строках стихотворения заметна эмоционально-психологическая напряжённость. Несмотря на отсутствие восклицаний, которые подчеркнули бы всплеск чувств, в этом стихотворении заметны как бы «внутренние» восклицания, которые созданы при помощи других приёмов — например, повторов и анафор. Психологически эти приёмы воспринимаются как акцентирование на определённой мысли, упор на неё без применения экспрессивных знаков препинания. Так показан внутренний крик, а не внешние поверхностные страсти, которые можно было бы выразить при помощи восклицания.

Композиция

В этом стихотворении очень важны скрытые смыслы, стоящие за каждым словом, ведь именно они создают общую атмосферу поэтического произведения, составляя контекстуальную основу композиции и художественного содержания.

Вид

Композиция стихотворения «Заметался пожар голубой…» — кольцевая: две последние строки первой и последней строф совпадают. Это символ жизненного круга, по которому движется судьба лирического героя. Кроме того, она задаёт эмоциональный тон стихотворения: помогает расставить акценты на отдельных рассуждениях, которые важны для создания особой атмосферы работы. Автор акцентирует внимание на фразах:

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Они повторяются в конце и в начале стихотворения четыре раза. Таким образом, Есенин подчёркивает смысл, что для его лирического героя нехарактерно такое поведение — петь про любовь и не скандалить, ведь это он делал всю свою жизнь и молодость, и если он действительно отказывается от этого, он действительно начинает меняться.

Значение

  • Это круги порочной жизни, которые прошёл лирический герой до того, как внезапно встретил любимую женщину. Это своеобразные круги земного, порочного ада, из которого до поры до времени не было никакого выхода, пока не настала пора катарсиса ради возвышенного, небесного чувства.
  • Это безвыходность ситуации — «замкнутый круг», ведь, несмотря на то, что герой изменился и готов пересмотреть всю свою жизненную позицию, даже забыть о родине — возлюбленная не собирается разделять его чувств, поэтому остаётся одно: ненавязчиво убеждать её в том, что он готов жертвовать для неё многим. Но, тем не менее, всей сути это не меняет.

Особенности

Ещё в композиционном построении имеет значение буква «з» — следует отметить, что она встречается в каждой строфе и придаёт особую певучесть стихотворению: с этой буквы оно начинается, и также она присутствует в строках, на которых сделан акцент.

С точки зрения психолингвистического восприятия, «з» может означать, к примеру, звонкость и ясность светлого чувства, впервые испытанного лирическим героем: оно подобно внезапному колокольному звону. А колокольный звон в некоторых стихотворениях Есенина (к примеру, в стихотворении «Колокол дремавший…» (1914)) — символ радости, света, чистоты. Вот также и здесь внезапно слышится радостный поднебесный звон в поэтической душе, и с помощью этой звукописи автор передаёт настроение стихотворения — читатель тоже слышит этот символический звон.

Немаловажны для композиции стихотворения и различные стилистические нюансы, к которым прибегает поэт. Некоторые слова соответствуют одному стилю, а некоторые из него выпадают. Это, например, просторечия: «родимые», «зелие». Так поэт подчёркивает своё простое происхождение, которое связывает его с родиной, но в связи с кардинальными изменениями в жизни, он готов про неё забыть, то есть — отказаться от того, что ему дорого. «Зелие» — слово из старорусского, дореволюционного наречия, которым называли алкоголь, имея в виду «зелье дьявола». При помощи ассоциативной связи автор подчеркнул былую причастность лирического героя к миру грехов и пороков.

Образ лирической героини

Образ женщины, встреченной лирическим героем, сравнивается с осенью — это ещё один философский, элегический элемент данного стихотворения, который символизирует конец прошлых дней — подобно тому, как приход осени означает конец лета. Кроме того, в философском понимании «осень жизни» — означает период зрелости, взросления души, осознания всех предыдущих грехов, пороков и ошибок, что и происходит в данном случае с лирическим героем. На фоне «голубого пожара» — то есть внезапных и буйных чувств поэта, появляется осень со всеми её золотисто-карими оттенками увядания, и расставляет всё на свои места. Что-то навсегда утрачивает смысл, а что-то — приобретает его с тех пор, как женщина-осень приходит к нему. Грустная пора наступает в саду его души, который перестаёт быть запущенным. И после ее прихода он уже никогда не станет прежним, и всё то, что заставляло его радоваться, утратит для него былую прелесть, потому что он теперь будет осознавать бессмысленность и ненужность всего этого.

Темы

  1. Несмотря на название цикла – «Любовь хулигана», любовь в нём — не основная тема. Более звонко и убедительно звучит мотив бренности человеческого существования. Вместе с жизнью проходит всё: и несчастья, и невзгоды, стихают страсти и ничего не остаётся счастья — таков общий смысл данного этапа творчества Есенина.
  2. Еще одна тема стихотворения — любовь к определённой женщине. Женский образ имеет некоторые черты в стихотворении — «глаз златокарий омут», «поступь нежная, лёгкий стан», «волосы цветом в осень». Лирический герой отличает ее от всех других, на которых он ранее был «падкий». Она перевернула всю жизнь влюбленного хулигана, поэтому он ради неё собирается отказаться от пьянства, стихов и разгула. Дама сердца заставляет его забыть даже о родине — в его душу врывается что-то неизведанное и не испытываемое им ранее, и он готов полностью подчиниться этому чувству.
  3. Ещё одна тема этого стихотворения — тема отречения от прошлого во имя нового идеала души.
  4. Автор называет сердце возлюбленной «упорным», из чего понятно, что она к нему чувств не питает и не желает быть с ним. Однако нельзя не отметить, что и к этому он относится с уважением, так как не характеризует его более резким, колким словом — «упрямство». Он лишь безропотно, не настойчиво просит её заглянуть в его душу и рассмотреть там его чувство. Эта робость объясняется тем, что он меняет взгляд на свою жизнь, в которой он, скорее всего, принуждал других женщин быть рядом с ним. Но теперь настал особенный случай, когда он больше не желает покорять их, а желает сам покориться.
  5. Герой в этом стихотворении не только испытывает внезапно охватившее его новое чувство, но и с не меньшей эмоциональной напряжённостью анализирует свою прежнюю жизнь, только в несколько ином тоне. Он сквозь призму пренебрежения и даже некоторого презрения смотрит на себя прежнего, осознавая всю нелепость прошлого. Ключевое слово в стихотворении, которым выражено его отношение к себе — «запущенный». В нем выражен экзистенциализм его прежнего существования — в нём просто не было смысла, поэтому он «запустил» свой сад, то есть свою душу. До того, как начал метаться «пожар голубой» в его сердце и подсознании, не было ничего такого, из-за чего можно было бы начать ценить жизнь.

Смысл

Смысл этого стихотворения — в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой — это цвет ясного неба.

В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом — это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.

Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) — ВВ (3,4) — АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился — значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это — доказательство подлинности чувств путём самопознания.

Средства выразительности

Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а». Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы.

Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении — ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.

Также немаловажны ударения на «о» — они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы — «омут», которое употреблено при помощи инверсии — следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут — наиболее глубокое место в водоёме. Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя.

Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами — «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».

  • эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
  • анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
  • инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
  • повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».

Автор: Елизавета Гришанова

1.История создания

3 августа 1923 года Есенин вернулся из путешествия в Соединённые Штаты Америки, где он побывал со своей супругой танцовщицей Айседорой Дункан.

Западная культура и богемный образ жизни жены оказались чужеродны его мироощущению, и на душе у поэта было пасмурно. Ему хотелось большого и чистого чувства, которое могло бы полностью изменить его жизнь.

Поэт признался в этом другу Анатолию Мариенгофу, и буквально в тот же вечер 10 августа встретил женщину, вдохновившую его на создание целого цикла лирических шедевров: актрису Камерного театра Августу Миклашевскую.

«Любовь хулигана» — такое название дал Есенин собранию стихотворений, посвящённых Миклашевской. Произведение «Заметался пожар голубой» открывает этот цикл.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в имажинистской манере.

Его запоминающиеся образы словно созданы кистью художника-авангардиста: казалось бы случайные штрихи свободно ложатся на канву сюжета, оттенки свободно переходят друг в друга.

Интонация нежности и благоговения немыслимым образом сочетается с настроением бунта, рождая пронзительный образ влюблённого хулигана.

3. Род

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — образец любовной лирики.

4. Жанр

По жанру произведение тяготеет к элегии, но в ином, не классическом её звучании.

Настроение покаянной печали рождается из страстного выплеска-признания. Содержательно стихотворение представляет собой лирическую исповедь.

5. Проблематика

Поэт затронул проблему духовного поиска и возможности внутреннего перерождения человека через любовь.

Его герой признаётся в грехах прошлого, говоря о том, что дошёл даже до святотатства, но теперь он раскаивается и стремится начать новую жизнь.

6. Тематика

Тема стихотворения – очищающая любовь к женщине.

7. Идея

Подлинное любовное чувство поднимает человека над обыденностью, заставляет его меняться в лучшую сторону. Красота и чистота женщины способна исправить даже хулигана, не знавшего до этой встречи ничего святого.

8. Пафос

Стихотворение написано с интонацией благоговения и покаяния. Чувство, которое герой испытывает к героине сродни религиозному трепету. Робость сочетается в нём с надеждой, радость — с печалью.

9. Система образов

Образы стихотворения построены на системе противопоставлений: грубое, дурное прошлое очищается светлым и чутким ко всему доброму настоящим.

Поэт рассказывает любимой, как он был раньше, и что ценит теперь.

Образ возлюбленной словно написан акварелью: мы различаем лишь отдельные черты её облика: поступь, стан, руки, «злато-карий омут» глаз. Он словно охватывает всю фигуру девушки общим восторженным взглядом, тянется сердцем к этому новому источнику света.

Многократно подчёркивается, что в жизни героя наступает новая эра: теперь он не скандалит, а впервые поёт «про любовь».

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Они ещё почти незнакомы. Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — лишь первая попытка открыться, сделать шаг навстречу.

Героиня нежна, возвышена. Само её имя кажется поэту музыкой. В другом стихотворении цикла он спросит: «Что ж так имя твоё звенит, // Словно августовская прохлада?»

Герой мечтает лишь о том, чтобы «тонко касаться руки». Он готов пойти за любимой «в любые дали». Она является для него светлой музой, образом душевного перерождения.

11. Лирический герой

Сам лирический герой находится на другой ступени. Поэт сознательно принижает этот образ, называя себя хулиганом. «Был я весь — как запущенный сад, // Был на женщин и зелие падкий», — признаётся он.

Но отныне с прошлым покончено: «Разонравилось пить и плясать, // И терять свою жизнь без оглядки…». Наступает время духовной зрелости – прохладный август жизни, и теперь его душе нужны иные дали.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает зарождение нового чувства в душе героя.

Забыв увлечения прошлого, он оставляет скандалы и начинает петь по-новому. Так о любви он ещё ни разу не писал. Герой признаётся, что не ждёт от любимой ничего и готов следовать за ней, куда бы она ни пожелала.

В завершении ещё раз подчёркивается, что всё, происходящее с ним, неповторимо и ново для поэта.

13. Композиция

Композиция произведения кольцевая. Стихотворение начинается и заканчивается сообщением о том, что поэт в первый раз «запел про любовь».

Четыре внутренних строфы описывают образ возлюбленной и развивают мотив покорности новому чувству в жизни поэта.

Кульминация стихотворения – признание, которым завершается стихотворение: «Я б навеки пошёл за тобой // Хоть в свои, хоть в чужие дали…».

14. Художественные особенности

Язык стихотворения образен и мелодичен, каждая строка не прочитывается, а словно поётся.

Поэт мастерски использует анафоры: «в первый раз», «был я», «как умеет», «я б навеки». Они помогают расставить смысловые акценты, подчеркнуть важность и неповторимость судьбоносной встречи.

В стихотворении преобладают прилагательные. Учёные считают, что эта часть речи соответствует женскому началу языка, в большей степени соотносится с женской картиной мира, для которой характерно стремление к описательности, нюансировке.

Есенин неслучайно выбирает самые изысканные эпитеты: он хочет понравиться адресату стихотворения, угадать её мысли, верно назвать каждую черту поразившего его образа.

Структура текста напоминает внутренний диалог. Поэт будто сравнивает две личности, две величины: «я» и «ты». Он рассматривает саму возможность сближения, сопоставления и доказывает самому себе, что оно возможно.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано трёхстопным анапестом с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении 6 четверостиший.

Рифмовка перекрёстная: АБАБ.

Всё это усиливает музыкальность произведения.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «пожар голубой», «запущенный сад», «злато-карий омут», «волос твоих цветом в осень», «поступь нежная», «тонко касаться руки», «сердцем упорным»;
  • сравнение: «был я весь – как запущенный сад»;
  • метафоры: «пожар голубой», «омут…глаз», «хоть в свои, хоть в чужие дали»;
  • гипербола: «в первый раз я запел про любовь». (Формально поэт создавал стихотворения о любви и прежде, но они не казались ему значимыми).

Любопытна цветопись стихотворения. «Голубой пожар» — это стихия чувств. Голубой цвет всегда соотносится у Есенина со свободной ликующей и светлой стихией неба.

Он обыгрывает в своём творчестве многие оттенки синего: «Синий май, заревая теплынь…», «Голубая кофта, синие глаза…», «Я покинул родимый дом…» и другие стихотворения.

«Злато-карий омут» глаз соотносится с осенним солнцем, порой зрелости, а ещё воспоминанием о том, как пахло «яблоком и мёдом» того самого (августовского!) Спаса, который согревал поэта в пору его детства. В этом же ряду и волосы «цветом в осень». Так в образе любимой соединяются холодные оттенки неба и тёплые цвета земли.

Аллитерации («з», «с», «г», «д», «л») передают взволнованное состояние поэта. Чувствуется лёгкая дрожь узнавания и признания, трепет влюблённого сердца.

Ассонансы («а», «э», «о», «у») расширяют горизонты произведения, влекут на простор, сообщают о том, что новое чувство героя велико и волнующе.

17. Значение произведения

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» уникально новизной найденного образа. Герой произведения находится в покаянном, трепетном, взволнованном состоянии. Он передаёт самые сокровенные чувства любимой, просто и доверчиво открывая ей свою душу.

18. Актуальность

Произведение Есенина очень актуально. Может быть, поэт допустил преувеличение, назвав себя хулиганом. В его сердце всегда жила любовь и нежность ко всему живому.

Осознание своего несовершенства даётся не всем людям. Автор помогает каждому из нас посмотреть в свою душу и подумать, нет ли в ней пустых мыслей и глупых страстей.

Отрезвляющее и большое чувство помогает увидеть всё в истинном свете. И пока люди на земле будут влюбляться друг в друга, они не разучатся стремиться к добру и чистоте.

19. Моё отношение

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» — одно из моих любимых произведений Есенина. Поэт тонко чувствовал человеческую душу и подобрал именно те слова, которые способны затронуть сердце даже самой строгой женщины. Это произведение очень искреннее и трогательное.

20. Чему учит

Стихотворение учит нас не бояться любви, открывать сердце навстречу новому чувству и помнить, что ради любимого человека можно стать лучше, чище, прекраснее.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/zametalsya-pozhar-goluboy.html
  • https://nauka.club/literatura/stikhi/zametalsya-pozhar-goluboy.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/zametalsya-pozhar-goluboj-esenin/
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-zametalsya-pozhar-goluboj-s-esenin/
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-esenina-zametalsya-pozhar-goluboj/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт