Содержание
Автор: · Опубликовано 14.09.2020 · Обновлено 14.09.2020
(524 слова) Многие люди задаются вопросом, может ли человек жить вне общества? На уровне физиологических потребностей это возможно, если отшельник может сам себя обеспечить, не прибегая к социальным контактам. Однако духовные запросы и психологическую необходимость в общении никак нельзя проигнорировать, ведь без них личность теряет все человеческие черты или погружается в депрессию. Многие авторы писали об этом дискуссионном вопросе и приводили интересные примеры.
Так, Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» описал судьбу женщины, изолированной от родной социальной среды. Героиня изменила мужу и ушла от него к любовнику, но не получила официального развода. Отсутствие законного статуса у опальной дворянки вынудило прежних друзей и знакомых отказаться от общения с ней. Высший свет того времени жил по заветам ханжеской и лицемерной морали: пока адюльтер оставался условно тайным, никто его не замечал, но как только люди открыто заговорили о своей любви, их выбор порицался и наказывался своеобразным бойкотом. Жертвой этой закономерности стала только Анна: Вронский был свободным мужчиной и мог беспрепятственно бывать в свете. А вот его спутница стала узницей золотой клетки, где бывали лишь самые вольнодумные друзья Вронского. Сначала пара бежала за границу, чтобы как-то компенсировать отчуждение общества новыми впечатлениями. Но возвращение на родину было неминуемо, и в России Анна столкнулась с одиночеством, непониманием и даже ненавистью. Жизнь вдали от света тяготила ее, она чувствовала себя неполноценной и непризнанной. Заточение сделало ее ревнивой, подозрительной и язвительной. Свои беды она начала заглушать наркотическими средствами, которые повлияли на состояние ее рассудка. Смерть стала ее последним избавлением. Этот пример доказывает нам, что существование вне общества для человека невыносимо, даже если рядом с ним есть близкие люди.
Не менее интересный пример описал И.А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой, казалось бы, опровергает поставленный тезис: живет в уединении, никуда не выходит, ни в ком не нуждается. Илье Ильичу, может быть, и не очень хорошо, зато комфортно и удобно. Он не покидает уютного халата и своего дивана, ведет себя так, как хочет. Однако может ли современный читатель назвать это прозябание жизнью? Илья Ильич скорее спит наяву, а не бодрствует. У него нет ни семьи, ни своего любимого дела, ни достижений, ни целей, ни хобби — ничего нет, кроме наследства от родителей, слуг и пассивного дохода. Если бы Андрей Штольц и жизненные обстоятельства не вытолкнули Обломова за дверь, автор ничего не смог бы написать в своем романе. Все значимые действия Ильи Ильича произошли именно в обществе: он влюбился в Ольгу, побывал на приемах, увидел окружающий мир. В результате переезда он нашел себе жену, и она родила ему сына. Значит, что можно было бы назвать жизнью Ильи Ильича, даже его обожаемое детство в Обломовке, исходит из внешнего, а не из внутреннего мира героя. Он не мог бы обойтись полностью без общества, иначе о нем никто бы не написал: сказать было бы просто нечего, потому что человек без социальных контактов умирает сначала духовно, а потом и физически, ведь деградация ума и тела — закономерный итог отшельничества, что и следует из финала романа.
Таким образом, человек не может жить вне общества, потому что именно контакт с ним формирует личность и способствует ее развитию. Без общения и интеллектуального, культурного, нравственного обмена мы утратим все человеческие черты и не сможем гармонично существовать. Рано или поздно отшельничество приведет к полной деградации и преждевременной смерти.
Предлагаем вашему вниманию один из вариантов итогового сочинения на тему: «Может ли человек существовать вне общества?». Данная работа относится к направлению «Я и другие», поэтому затрагивает проблему взаимоотношения личности и общества, а также причины и пути разрешения их конфликтов.
Вариант 1
Человек прочно связан с обществом, ведь оно помогает ему стать личностью и отстоять свою индивидуальность. С самого рождения ребёнок попадает в социальную среду, которая готовит его к самостоятельной жизни. В обществе заключается весь смысл человеческого бытия: всё, что делает человека человеком. Без общества этот смысл теряется, и жизнь уже не может быть полноценной. Может ли человек вообще существовать вне общества? На этот вопрос можно найти ответы в художественной литературе, к примеру, в повести М. Горького «Старуха Изергиль».
Главный герой одной из легенд, рассказанных старухой Изергиль, был сыном орла и простой смертной женщины. Двадцать лет он прожил в горах, вдали от человеческого общества. После смерти отца они с матерью вынуждены были спуститься к людям, но Ларра не мог приспособиться к человеческим порядкам. Он не уважал старейшин, не следовал законам племени и не ценил чужую жизнь. Юноша жил только в своё удовольствие и не признавал значимости желаний других из-за непомерной гордыни.
Убийство неповинной девушки изменило всю жизнь главного героя. За совершённое преступление его судил весь народ во главе со старейшинами. При выборе наказания они пришли к выводу, что страшнее одиночества для такого человека ничего нет. Он познал, что значит жить в обществе и теперь понимал достоинства этой жизни. Остаться один на один с самим собой оказалось самой страшной карой для убийцы, с этих пор он стал отшельником, изгоем, для которого не было пути назад. Спустя годы он сам пришёл к людям в поисках смерти, но они не стали убивать Ларру, оставив его наедине со своим отчаянием.
Его нельзя винить в таком поведении, ведь большую часть жизни он провёл вне общества, поэтому не умел взаимодействовать с окружающими людьми. Ларра действительно верил в своё превосходство, он гордился своим происхождением и красотой. Самовлюблённость, холодность и упрямство – лишь следствие полученного воспитания. Он просто не умел жить по-другому.
Другим произведением, в котором изображается судьба человека, отчуждённого от общества, является повесть А. Грина «Алые паруса». Люди сторонились отца главной героини, поэтому он был вынужден воспитывать дочь в одиночестве. Всё дело в том, что он не помог спастись местному жителю Менерсу, когда его лодку стало уносить в открытое море во время шторма. Но никто не учитывал то, что у отца Ассоль были на то свои причины.
Жена Логрена во время очередного плаванья мужа оказалась в безвыходной ситуации. После рождения ребёнка все отложенные деньги были потрачены на её лечение, и когда бедная женщина попросила взаймы у Менерса, он предложил помочь ей в обмен на её любовь. Тогда Мери пришлось отправиться в город, несмотря на ужасную погоду, для того чтобы заложить обручальное кольцо и выручить за него, хоть немного денег. Промокнув по дороге, она сильно заболела и в скором времени умерла. Вернувшись домой, Лонгрен узнал обо всём случившемся и поклялся отомстить. Поэтому, когда сама судьба послала его на берег моря в тот день, старый моряк просто смотрел, как справедливость восторжествовала. Он произнёс только одну фразу на крики о помощи Менерса: «Она также просила тебя!», а затем развернулся и ушёл домой.
Перед смертью лавочник успел рассказать всё жителям деревни, и они стали сторониться Лонгрена и его дочь. Они не могли понять мотивов такого поступка, поэтому были напуганы. Отчуждение с каждым днём росло, и вскоре никто даже не заговаривал с Ассоль и её отцом. Лонгрен смог жить без общества, но ему было очень жаль свою дочку, которая вынуждена была расти без друзей. Чтобы хоть как-нибудь скрасить одиночество девочки, он рассказывал ей удивительные истории и сказки. Именно эти рассказы научили Ассоль верить в свою мечту, которая сделала её счастливой.
Я считаю, что человек не может жить полноценной жизнью один. Для развития и формирования личности ему необходимо общение с другими людьми. Общение является основой любого общества, из него человек черпает необходимую информацию, которая помогает ему реализовать себя и применить полученные знания на благо других. Хочется подытожить свои рассуждения высказыванием Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества». Мне кажется, с этим утверждением трудно поспорить.
Дополнительные аргументы
Ознакомиться с дополнительными аргументами по направлению «Я и другие» вы сможете в разделе нашего сайта «Банк аргументов».
Человек без общества. Может ли человек жить вне социума?
Человек — существо общественное. Однако, часто возникает вопрос, может ли человек без общества? Проблема эта очень актуальна в сегодняшнем мире. Огромное количество людей долгое время ощущают себя «одинокими» в толпе и находятся в состоянии стресса, испытывая так называемый «коммуникативный голод».
Каждый отдельно взятый человек является членом социума, даже если он ведет довольно замкнутую жизнь. Если же кто-то активно участвует в общественной жизни, скорее всего, он просто иначе не представляет своего существования.
Людей по отношению к социальной активности делят на две группы:
- экстраверты — общительные, обращённые всегда к объектам внешнего мира;
- интроверты — личности, углубленные в собственный внутренний мир.
Первые всю жизнь ищут внимания и популярности, вторые не любят быть на виду. Это – замкнутые и молчаливые в большом обществе люди. Лишь в узком кругу близких и друзей они общительны и открыты.
Можно ли утверждать, что одна крайность лучше другой? Лучше – золотая середина: не стоит предпочитать ни чрезмерную замкнутость, ни излишнюю открытость. Безусловно, человеку нужно личное пространство, недоступное для посторонних. И в то же время нормально адаптированный к обществу человек обладает навыками коммуникации и взаимодействия в коллективе.
Человек без общества – возможно?
Естественно, личность не может полноценно существовать вне социума. Однако, при слишком сильной подверженности влиянию общественного мнения, человек становится чрезмерно зависимым от стереотипов. В случае вынужденной изоляции он неминуемо опускается на уровень животного. То есть кроме социальных навыков необходимы самостоятельность мышления и устойчивость психики. Случалось, что человека не устраивала система отношений в обществе и он, являясь зрелой личностью, это общество покидал. Такой бунтарь с течением времени формировал свой собственный круг общения, куда входили единомышленники.
На протяжении всей истории существовал такой вид наказания за определенные проступки как изгнание из общества. Это очень тяжелое испытание. Человек, даже самый замкнутый, стремится к общению с себе подобными. Отвергнутый находится непрерывно в состоянии стресса, который может перейти в тяжелую депрессию со стремлением к суициду. В подобных же обстоятельствах оказывались выжившие после кораблекрушений.
Конфликт между обществом и человеком
Если личность не желает принимать для себя правила или традиции общества, возникает конфликт между обществом и таким человеком. Но люди — существа социальные, в первую очередь сформировавшиеся при взаимодействии с другими людьми. Мы растем и развиваемся, решая свои проблемы и помогая другим решать их жизненные задачи. Ценность личности в обществе состоит во взаимном обогащении опытом: моделями поведения и навыками коммуникации и взаимодействия. Вся работа психологов и психоаналитиков сводится к адаптации уже имеющегося опыта к решению проблем в жизни конкретного человека или коллектива.
Обычно конфликты в обществе происходят в определенных рамках, внутри которых и развивается ситуация. При этом инициатор конфликта может стремиться к компромиссу, а может и покинуть общество. Уехать из города (страны), постараться сформировать свою среду обитания. Также возможно игнорирование инициатора. Узнайте подробнее об игнорировании в другой нашей статье.
Выросшие вне социума
А как быть с теми, кто вырос вне общества? Например, если ребенок с раннего возраста воспитывался животными. Существует около тридцати случаев, когда ребенка выкормили и вырастили хищники. При этом общей особенностью оказывалась почти полная неспособность таких детей привыкнуть к обществу себе подобных. Если индивидуум вырос и созрел как личность в диких условиях (так называемые дети- «маугли»), у него практически нет шансов научиться человеческому языку и нормально общаться. Нередко такие дети сбегали обратно в свои изначальные условия обитания. Это еще раз доказывает важность именно первых лет жизни для формирования личности.
Напротив, если у ребенка был хотя бы небольшой опыт общения до одичания, для него остается возможность войти в социум.
Итак, видимо, человеческий мозг только обладает задатками речи и мышления. Развитие же личности возможно лишь при правильном «запуске» механизмов формирования всех тех связей, необходимых для нормальной жизни в обществе.
В случае же длительной изоляции взрослого человека, будь то тюрьма или необитаемый остров, полное одичание невозможно. Такой «Робинзон», конечно может утратить некоторые навыки общения или элементы мастерства в каком-либо виде практической деятельности. В некоторых случаях вынужденная изоляция могла довести, например, заключенного, до расстройства психики. Но большое количество исторических свидетельств указывают на то, что такие люди сохраняли интеллектуальные способности и не утрачивали речевые функции.
Выводы
Каков же будет ответ на вопрос о возможности существования человека вне социума? Ответ зависит от многих факторов. Здесь имеют значение конкретные условия, в которых личность формировалась, собственное отношение человека к изоляции от общества, а так же состояние общества. Обособленное существование человека возможно, очевидно, в том случае если личность самодостаточна и способна к саморазвитию. Однако, полная изоляция от общества в любом случае будет трудным испытанием для индивидуума.
1-10-2020, 20:11 —>
Пример итогового сочинения 2020-2021 по направлению «Я и другие» на тему: Может ли человек жить вне общества?
Может ли человек жить вне общества? Я думаю, что нет. Конечно, если рассматривать этот вопрос с физиологической точки зрения, то можно ответить на него и утвердительно. История знает примеры, когда в силу сложившихся обстоятельств ребёнок воспитывался в стае животных. Он выживал и даже был абсолютно здоров, но при этом человеком в полной мере назвать было его нельзя. Это существо проявляло признаки и повадки именно животного, не могло общаться и вообще существовать в социуме.
Иногда человек сознательно обрекает себя на одиночество или выпадает из привычного ему общества в силу разных обстоятельств. Например, герой романа Д.Дефо Робинзон Крузо, после кораблекрушения оказался на необитаемом острове и прожил там двадцать восемь лет. Сам путешественник описывает своё ужасное моральное и физическое состояние. Он испытывает невыносимую тоску по привычным условиям жизни и общению с другими людьми. Робинзон невероятно сильный человек, который сумел столько лет терпеть лишения, испытывать опасности, находиться в полном одиночестве и сохранить разум и присутствие духа. Герой не только не потерял человеческое достоинство, но и сумел пересмотреть свои взгляды, стать мудрее и добросердечнее. Жизнь Робинзона Крузо на острове не подтвердила утверждение, что человек не может существовать вне общества. Но это вовсе не противоречит моему ответу на данный вопрос. Герой оказался в изоляции не с рождения, а будучи уже сформировавшейся личностью. Именно запас нравственных ценностей, опыт, приобретённый в социуме, помогли ему выжить и остаться человеком. Конечно, многое отшельнику пришлось постигать с нуля. Оказавшись наедине с необычными условиями жизни, Робинзон сумел совместить известные ему знания, приобретённые в обществе, с новыми навыками, полученными в результате общения с природой.
Герой повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”, спасаясь от ареста, ушёл с татарами в степь и прожил там десять лет. Такую жизнь, конечно, нельзя назвать отшельничеством, но для Ивана Северьяныча это стало страшным испытанием. Вдали от родных мест Флягину всё было чуждо и непонятно: нравы, традиции, язык, быт. Он чувствовал себя одиноким и несчастным. Постепенно такая жизнь превратилась для мужчины в пытку. Несмотря на возможную опасность, подстерегающую его дома, Иван “постоянно назад стремился”. Вспоминая о годах, проведённых в отрыве от привычной обстановки, Флягин повторяет, что все эти годы мучился от безысходности и тоски.
Таким образом, можно утверждать, что жизнь вне общества, конечно, возможна, однако полноценной человеческой жизнью такое существование назвать нельзя. Я думаю, что в ситуациях, подобных тем, которые произошли с героями названных произведений, человек страдает не просто от одиночества и тоски по привычным местам. Эти люди потеряли смысл жизни, ведь он заключается не в выживании, а в полноценном существовании в окружении других людей.
В природе существует животные, которые по каким-то причинам проживают в одиночестве. Люди также периодически обнаруживают собственную склонность отдохнуть от «социума» или, выражаясь словами Зигмунда Фрейда, «себе подобных». Способен ли человек пребывать в одиночестве постоянно? Может ли человек жить вне общества?
Я склонен считать, что ни одна личность не способна долго находиться в одиночестве. Человек устроен так, что общение является неотъемлемой частью жизни. Именно социум помогает нам узнавать, запоминать, передавать новости и важную информацию. Также одиночество в глобальном смысле, на мой взгляд, — элемент деградации. Это связано с тем, что только непрерывное взаимодействие позволило первобытным жителям развить разум, которым мы имеем счастье пользоваться. Одиночество это словно шаг назад для всего человечества — шаг бессмысленный, безосновательный.
Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>
В литературе многие писатели уделяли внимание такой проблеме, как одиночество. В сущности можно считать данный вопрос о единении вечным. Например, в труде «Униженные и оскорбленные» Федора Михайловича Достоевского пожилой мужчина, который умирает на первых страницах произведения, вынужден был проводить остаток жизни в одиночестве. Делал он это только потому, что не мог простить дочери обиду, нанесенную еще несколько десятков лет назад.
Тем не менее, он не может полностью отказаться от социума. Мужчина в дряхлой, старой одежде бродит по холодным улицам Петербурга, засиживается со своей собакой молчаливо в кафе у одного немца. Он не произносит слов, его занимают лишь духовные страдания, которые общество, на мой взгляд, частично скрашивало.
В произведении «Гроза» А.Н. Островского также есть пример, когда человек не может жить без общества. Дикой, предстающий пред читателем в образе невежи и достаточно злого человека, совершенно не приемлет находиться в социуме. Не смотря на это, герой не готов полностью от него отказаться. Так, постоянной собеседницей Дикого является Кабаниха. Вместе они могут обсуждать и осуждать поступки молодого поколения. Таким образом, даже если мужчина против общества и какой-то коммуникации, он не может изолироваться совершенно, ведь основа жизни в данном случае — взаимодействие.
Отечественные и зарубежные писатели часто видят проблему с разных сторон. Произведения российский писателей все больше посвящены проблеме того, что люди не могут решать проблемы или развиваться по одиночке. Однако в вопросе о том, может ли
человек жить вне общества, они приходят к единственно верному ответу — нет. Это нет «категоричное», истинное и неопровержимое.
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/mozhet-li-chelovek-zhit-vne-obshhestva/
- https://literoved.ru/sochineniya/itogovye-sochineniya/sochinenie-mozhet-li-chelovek-sushestvovat-vne-obshestva.html
- https://seenroutine.ru/2020/03/chelovek-bez-obshhestva-vne-sociuma/
- https://primersoch.ru/itogovoesoch/itogovoesoch2021/891-itogovoe-sochinenie-na-temu-mozhet-li-chelovek-zhit-vne-obschestva.html
- https://sochinyalka.ru/2020/10/itogovoe-sochinenie-na-temu-mozhet-li-chelovek-zhit-vne-obshhestva.html