Анализ стихотворения Пророк Лермонтова

1. История создания

Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.

Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.

Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.

Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.

2. Литературное направление

Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Стихотворение можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.

5. Проблематика

Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.

6. Тематика

В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.

Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.

Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

7. Идея

Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.

Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.

8. Пафос

Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.

Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.

Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.

9. Система образов

Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.

Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».

10. Центральные персонажи

Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.

Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.

11. Лирический герой

Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.

12. Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».

Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.

Глупец, хотел уверить нас,Что бог гласит его устами!

Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него:Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!

13. Композиция

Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.

  • Из двух первых четверостиший читатель узнаёт о ниспосланном герою пророческом даре и о крайне негативной реакции толпы на его проповедь «любви и правды».
  • В двух следующих строфах показана его отшельническая жизнь в пустыне.
  • В трёх заключительных строфах описывается отношение толпы к пророку и то, как он выглядит в глазах своих современников.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.

15. Размер, рифма, строфика

«Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.

Поэт использует чередование мужской и женской рифм.

В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).

16. Средства художественной выразительности

Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.

Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.

Сравнение: “как птицы”

Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.

Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.

Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.

В двух последних четверостишиях используется также инверсия.

Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.

Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»

18. Актуальность

Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.

Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.

Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.

19. Моё отношение

Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.

Автор: · 28.06.2018

На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.

История создания

Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.

Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.

Жанр, направление и размер

Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.

Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.

Композиция

Стихотворение делится на строфы, что свойственно для позднего романтизма. Их в произведении семь. Шестое и седьмое четверостишия закольцовывают стихотворения. Они иллюстрируют собой то, о чём говорится в первых двух – злые слова людей в адрес поэта. Центральным же является четвертый катрен, в котором говорится о гармонии, что обрёл пророк.

Таким образом, композиция стройна и математически выверена: кульминация говорит о балансе, а обрамляющие её части сообщают читателю о конфликте.

Образы и символы

Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.

Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»

Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.

Темы и настроение

  1. Одиночество. Поэт-пророк полностью осознаёт свою миссию – говорить людям правду. Но это далеко не всегда приятно публике. Поэтому он вынужден искать покой и уединение в пустыне, где его слушают звезды. Без лишения себя социума, герой не может в полной мере реализовывать свои способности, потому пророк совершает подвиг отшельничества. Когда автор говорит об изгнании – он полон отчаяния и сострадания к людям. Настроение сменяется радостным, когда речь идёт о природе и звёздах.
  2. Поэт и поэзия – основная тема. Творчество – это дар неба. И относиться к нему нужно с должной ответственностью. Терпеть непонимание, одиночество – идти на многие жертвы ради того, чтобы мир узнал божественные слова.
  3. Поэт и толпа. Народ не желает принимать поэта, люди противятся заветам любви и правды. Вместо того чтобы прислушаться к словам пророка, она изгоняют его. Так и правдивые, искренние стихи часто оказывались под гнётом критики, а их авторы – в ссылке.

Идея

Основная мысль стихотворения – стойко и мужественно следовать своему предназначению. Людям не приятно знать правду о себе, но всё же должен быть тот, кто её вещает. И это поэт-пророк. Он призван, чтобы научить алчных и завистливых людей жить в мире и согласии. Лирический герой понимает, что это будет не просто, но он готов к трудностям и лишениям. Ведь сам «вечный судия» призвал его на это служение.

Смысл стихотворения был выстрадан поэтом, ведь сам он нередко вынужден был драться на дуэлях, отстаивая свое право на прямолинейность и честность суждений. Один из таких поединков его и погубил.

Средства художественной выразительности

В первой строфе встречается метафора: «В очах людей читаю я// Страницы злобы и порока».

Намерения героя автор подчеркивает эпитетом «чистые», что говорит об искренности и бескорыстии пророка. Этому по определению противопоставлена «самолюбивая» улыбка старца, который воспитывает презрение в детях к таким, как этот поэт. Лирический герой рисует свой портрет через взгляд человека из толпы: «Как он угрюм, и худ, и бледен!»

В стихотворении противопоставляются пустыня и мир людей, а проводник между ними – пророк, ведающий истину.

Кроме того, автор использует фразеологический оборот, берущий своё начало в Ветхом завете, – «Посыпал пеплом я главу». Что говорит об отчаянии и сожалении пророка.

Автор: Александра Барбашова

Prorok1-e1559579449968.jpg

Screenshot_7.jpg В то же время  произведение перекликается со стихотворением «Пророк» Пушкина. И не просто перекликается, оно словно продолжает тему, начатую Александром Сергеевичем. Последние строки Пушкина:

Лермонтов начинает так:

Композиция

Когда в редкие дни пророк заходит в город, он старается пройти незаметно, не привлекая внимания, но слышит, как люди говорят о нем, показывая на него пальцем:

В стихотворении 7 строф. Наверное, это не случайно. В 7 дней Бог создал землю и жизнь на ней. Число 7 неоднократно упоминается в заповедях и законах, посланных Богом израильтянам. Рифма в стихотворении перекрестная, с чередованием мужских и женских стихов. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Средства художественной выразительности

В произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:

  • Архаизмы, церковнославянизмы: судия, в очах, каменья, главу, тварь, предвечного;
  • Эпитеты – ближние, нищий, земная, самолюбивой,
  • Метафоры – вечный судия, чистые (ученья), звезды слушают, лучами играя, страницы злобы, Божьей (пищи).
  • Сравнения. Поэт сравнивает жизнь пророка с жизнью птиц.
  • Эмоционально-оценочная лексика – глупец.

Во второй, третьей и четвертой строфах, где пророк оторван от людей, встречаются строки, начинающиеся союзом и. Точно также в Библии встречаются стихи, начинающиеся этим союзом. Тем самым поэт стремится подчеркнуть связь его пророка с Богом. Лермонтовские строки

Отсылают нас к Евангелию от Матфея 6:26:

В заключении анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк» стоит вспомнить слова известного русского критика.

Стихотворение «Пророк» впервые было опубликовано после смерти поэта в 1844 году.

Стихотворение “Пророк” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе, оно считается лучшим произведением поэта. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Пророк” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.

История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 года).

Тема – участь поэта быть непонятым, толпа и поэт.

Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.

Жанр – лирическое стихотворение-исповедь. В нём подытожена тема поэта и толпы, чётко прослеживаются библейские мотивы.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры “страницы злобы и порока”, “читать в очах”.

Эпитеты “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”.

Перифраза“вечный судия”, “предвечный”.

История создания

Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”. Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.

Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”). Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешенокаменья”.

Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

Композиция

Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3-4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.

Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.

Средства выразительности

Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовский стих всегда романтичный и грустный, на этот раз пропитан трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.

Возвышенная лексика (провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи) и библейская (тварь земная, дар божий, пророк, завет) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития. Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов (“божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”), и метафор (“страницы злобы и порока”, “читать в очах”), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза“вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6-й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году было написано Лермонтовым стихотворение «Пророк»?</h3>

    • <label>1834 г.</label>
    • <label>1840 г.</label>
    • <label>1841 г.</label>
    • <label>1844 г.</label>

(новая вкладка)

Выполняя анализ стихотворения «Пророк» (М.Ю. Лермонтов), стоит обратиться к дате его создания. Таким образом читателю легче понять несколько мрачное настроение лирического героя.

«Пророк» можно считать своеобразным итогом целого ряда стихотворений, которые стали отражением перемен в мировоззрении поэта. Эти перемены связаны, прежде всего, с отношением власти ко всем инакомыслящим после декабристского восстания на Сенатской площади. Да и настроения в обществе изменились настолько, что с бунтарями многие боялись поддерживать связь.

Лермонтов же никогда не чувствовал себя причастным к толпе, но с 1836 года чувство отчуждения особенно обострилось. Поэтому все чаще и громче звучит тема одиночества в стихах молодого поэта, а тема поэта и поэзии, наконец, обретает характерные лермонтовские черты.

Поэт тяжело переживает нравственные изменения в обществе. Он категорически отказывается принимать запреты на правду. Ему чуждо желание многих писателей подчиниться и стать угодным власти, иными словами, продать себя. Но если в предыдущих стихотворениях еще читается призыв к поэтам опомниться, очнуться ото сна, то в «Пророке» Лермонтов теряет всякую надежду на какие-либо изменения. И не в силах принять новую реальность, он предпочитает стать отшельником, но остаться верным себе. Именно в этом заключается идея стихотворения.

Все стихотворение пронизано мрачными нотами разочарования. Но в то же время мы видим и четкую позицию автора. У стихотворения даже есть сюжетная линия, которая объясняет причины его выбора. И в этом Лермонтова можно считать последователем его кумира Пушкина. Вот только пушкинский пророк стремился «глаголом жечь сердца людей». Пророк Лермонтова также признает, что его дар дан ему свыше, но он оказался не нужен людям, и потому он выбирает скитание по пустыне, нежели терпеть камни, летящие от ближнего. Он нашел радость в том, что его слушают звезды и всякая тварь покорна ему. А вот злая толпа продолжала презирать его даже после этого, обвиняя в гордыни, называя его глупцом.

Характерно и то в строении произведения, что композиция кольцевая. Все начинается с презрения и изгнания и заканчивается стихотворение тем же. В этом читается безысходность, отчаяние лирического героя, который уже давно не ищет от людей одобрения его дара. Но даже в одиночестве он не может найти покоя. Он вечный странник, вынужденный скитаться в пустыне.

Все творчество Лермонтова относится к эпохе романтизма. Поэтому, наверное, так пронзительны и остры его стихи. И возможно, есть в его противостоянии с толпой некоторая гордыня, ведь Лермонтов, как истинный сын романтизма, считал себя посланником божьим на земле, пророком, который должен нести правду людям. Но принесло ли это счастье поэту?

Нет, не найдет читатель у Лермонтова горящих глаз от возможности говорить с людьми. А его пророк получил жестокое наказание за горькую правду. А может быть, это дар пророка позволил увидеть поэту в глазах людей злобу и порок, чего не сможет заметить простой смертный человек? Так пишет об этом автор:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Лирический герой посыпает голову пеплом в знак великой скорби. О чем он скорбит? Возможно, о том, что его дар, данный ему богом, оказался не нужен на земле, а может быть, он жалеет людей, не желающих знать правду, жить по законам нравственности и духовности.

Лирические герой мог бы остаться среди топы, если бы убаюкал их сладкой ложью, вот только честь была ему дороже признания.

И все-таки к концу стихотворения отчаяние и чувство безысходности сменяются смирением и прощением толпы. Об этом нам говорит образ нищего странника. Он не ропщет на толпу, не злится на нее – он прощает людей, как прощают маленького ребенка, еще не научившегося отличать добро от зла. Так и Лермонтов к моменту написания стихотворения уже не ищет справедливости, не призывает никого быть честным перед самим собой. В этот период он пишет особенно глубокие и, как отмечают многие литературоведы, пророческие стихи, как будто чувствует скорый уход.

Нужное настроение в стихотворении Лермонтову помогают передать средства художественной выразительности. В первую очередь, стоит отметить сравнения автора с нищим и пророком. Метафора «в очах людей читаю я…» очень эмоционально передает душевное состояние лирического героя, и, кажется, что он и правда пророк, умеющий читать по взглядам людей.

Но лучше всего передается идея стихотворения посредством возвышенной лексики. И в то же время автор не жалеет слов для выражения отношения толпы к пророку: «глупец», «угрюм, и худ, и беден». Поэт достаточно в грубой форме выражает голос толпы, и в этом, так или иначе, читается противопоставление его «чистым» намерениям.

В «Пророке» Лермонтова есть общее с одноименным стихотворением Пушкина. Лермонтова можно считать последователем своего кумира. И даже четырехстопный ямб напоминает нам стихи Александра Сергеевича. Но возможно, время Лермонтову выпало иное, ведь так и не смог поэт при жизни стать любимцем народа. Но несмотря на это образ поэта в этом стихотворении цельный, сложившийся, но, к сожалению, его дар стал для него наказанием.

Используемые источники:

  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-prorok-po-planu/
  • https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-prorok-m-yu-lermontov/
  • https://lermontovm.ru/stihi/filosofskie-stihi/analiz-stihotvoreniya-lermontova-prorok
  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/prorok.html
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/analiz-stihotvoreniya-prorok-m-yu-lermontov.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт