Содержание
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Суть: о чем пьеса?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Основная идея
- 8 Чему учит пьеса?
- 9 История создания
- 10 Суть произведения
- 11 Жанр
- 12 Главные герои и их характеристика
- 13 Темы
- 14 Проблемы
- 15 Смысл произведения
- 16 Чему учит?
- 17 Краткий анализ
- 18 История создания
- 19 Тема
- 20 Композиция
- 21 Жанр
- 22 Тест по произведению
- 23 Фауст
- 24 Другие сочинения по этому произведению
Автор: · 21.08.2019
Немецкая литература 19 века занимает одно из самых значимых мест в мировой культуре. Немецкие прозаики и поэты внесли огромный вклад в западноевропейскую литературу, прославив немцев на весь мир, как народ мечтателей и творцов.
Наибольшую же известность среди немецких литераторов приобрёл Иоганн Гёте, обессмертивший своё имя великой философской драмой «Фауст». Даже те, кто не прикасался к произведениям Гёте, знают о «Фаусте», а имена и слова героев стали нарицательнымии крылатыми. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор трагедии «Фауст».
История создания
История написания пьесы «Фауст» включает в себя интересные факты:
- В основе произведения Гёте лежит старая немецкая легенда о докторе Фаусте, который устал от жизни и после неудачной попытки самоубийства продал свою душу дьяволу за исключительные знания и мирские удовольствия. Также имя Фауста в фольклоре ассоциируется с чумным доктором — человеком, который бросил вызов чуме, уничтожившей половину населения Европы. Кроме того, в трагедии использованы фольклорные мотивы: вальпургиева ночь, зелье ведьмы и описание духов.
- Однако есть и существенные различия в том, что придумал Гете, и тем, что было написано ранее. И в «Народной книге», и в «Трагической истории доктора Фауста» отсутствует упоминание о любовной линии. Она полностью выдумана.
- Сколько Гете писал «Фауста»? К созданию пьесы Гёте приступил в последние годы восемнадцатого века. К 1806 году он закончил лишь пролог и первую часть. Вплоть до самой своей смерти 1932 году Гёте писал вторую часть, однако умер до того, как его творение целиком вышло в свет. В итоге работа над «Фаустом» заняла у писателя шестьдесят лет.
- Именно поэтому «Фауст» соединил в себе черты нескольких литературных направлений.
Жанр и направление
Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы. Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении. Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты. Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии.
В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.
Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.
Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику. Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.
Суть: о чем пьеса?
Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.
Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.
В этот момент Фауст встречается с Мефистофелем, который обещает старику бессмертие, молодость и свою верную службу в обмен на душу. Однако Фауст соглашается на это с условием: Демон получит его душу только в тот момент, когда Фауст скажет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».
Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое. Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает. Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.
Главные герои и их характеристика
Действующие лица пьесы «Фауст» очень многочисленны, всех не описать в одной статье. Если Вам не хватает характеристики каких-то персонажей, скажите Многомудрому Литрекону в комментариях, и он добавит. А пока вот таблица:
герои пьесы «фауст» | характеристика |
фауст | способный врач, пессимист, скептик и оккультист, разочаровавшийся в жизни и ищущий возможность прожить жизнь по-новому и по-настоящему принести пользу людям. после сделки с мефистофелем переживает множество приключений, которые не приносят ему облегчения, а только страдания как самому фаусту, так и окружающим. и все же за это время он отыскал смысл жизни и смог отвоевать участок суши у моря, построив плотину и применив свои научные знания на практике. в итоге бог прощает грехи фауста, поскольку герой всю свою жизнь стремился помогать людям и нашел себя в спасении прибрежных жителей от губительной стихии. |
мефистофель | демон-обольститель. шутливый, энергичный и авторитетный бес, который даже с богом общается на равных. его уважает нечесть, а люди каждый раз доверяются ему. все плохие события в произведении происходят исключительно по его вине, потому что он презирает людей и считает их создание ошибкой. красноречив и обаятелен до крайности. ради достижения своей цели – души фауста, готов на любые поступки. в итоге терпит поражение и упускает столь желанную душу. |
маргарита | обычная девушка, живущая в городе. красивая, добрая, скромная и сострадательная. становится первой жертвой фауста и мефистофеля. не сумев побороть соблазн, героиня отдаётся фаусту, от этой связи рождается ребёнок, от которого впавшая в безумие героиня избавляется. маргариту заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, героиня отказывается от спасения и отдаёт себя в руки судьбы, надеясь таким образом очиститься от грехов. бог прощает ее за искреннее раскаяние и избавляет от мук. |
елена | знаменитая героиня античных легенд, самая прекрасная женщина на земле. это добрая, любящая и нежная женщина. она — жертва судьбы и своей красоты. на роду ей было написано несчастье, и все события в ее жизни совпали с прогнозом. полюбив фауста, она рожает от него сына, но он падает со скалы, и мать следует за ним в подземное царство, оставляя мужа. |
вагнер |
ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать. |
Темы
Тематика пьесы «Фауст» очень разнообразна, и если Вам не хватает описанных здесь тем, напишите в комментариях, чтобы Многомудрый Литрекон их добавил.
- Любовь – на примере Маргариты писатель демонстрирует, как неконтролируемая страсть может погубить даже самого хорошего человека. По мнению Гёте, любовь – это крайне опасное чувство, которое, выйдя из-под контроля, приносит человеку только страдания. Он, как человек эпохи Просвещения, превозносит разум в ущерб чувству и ставит мысль выше эмоции. По его мнению, любовь не может быть смыслом жизни, человек должен стремится к высокому предназначению, чтобы раскрыть все сияние «божьей искры».
- Мистика – главный герой произведения окружён различными таинственными, сверхъестественными явлениями. Однако интерес Фауста направлен не на сверхъестественный, а на реальный мир, который он хочет улучшить с помощью новых знаний и власти. Тем не менее, он сам пытается вызвать духов, ведь является чернокнижником и знатоком оккультных наук. Именно тайные знания помогли ему познать смысл жизни и найти себя, ведь без магии Мефистофеля он не смог бы дойти до этой истины.
- Борьба добра и зла в человеке – Фауст и Маргарита проходят сложный путь, постоянно искушаемые силами тьмы. Однако в итоге добро одерживают победу. Маргарита, совершив грехопадение, отвергает помощь злых сил и выбирает искупление через смерть, а Фауст, хоть и совершив множество чудовищных деяний, да самого конца пытается использовать свою мудрость ради человечества, а не ради себя.
- Религия – для Фауста истинная религиозность заключается не в следовании догматам, а в человеколюбии и доброте, которые продемонстрировали Фауст и Маргарита, за что их души и были спасены. Бог у Гете — не суровый судья, а высшая сила, которая дарует людям свободу воли.
- Предназначение человека – Гёте показывает, что каждый человек должен стремиться помогать людям и пытаться сделать мир лучше. Зачастую, этот путь ведёт лишь к отчаянию и гибели, однако только следуя по нему, человек становится настоящим собой и находит свое место в жизни.
- Идеал и реальность – перемещение в Древнюю Грецию из Германии Нового времени символизирует желание человека сбежать от неприглядной реальности в мир грёз. Однако в итоге Фауст отвергает наваждение Мефистофеля и решает бороться за то, чтобы реальный мир стал лучше. Гёте призывает людей не сбегать от разочаровывающей реальной жизни, а бороться с ней.
Проблемы
Проблематика «Фауста» не менее насыщенна интересными вопросами:
- Неудовлетворенность жизнью – писатель показывает, как несовершенство мира может вызвать разочарование у человека во всём, во что он верил. В таком состоянии человек способен пойти на самые крайние меры, которые едва ли принесут счастье ему и окружающим. Но автор показывает, что даже эта проблема решаема, было бы желание ее решать.
- Поиск смысла жизни – Фауст многие годы думал над тем, с какой целью он пришёл в этот мир. Ни любовь, ни семья, ни пьянство, ни власть, ни богатство не удовлетворили его. В конце концов, он решил, что его предназначение — помогать людям. Гёте явно восхищается выбором своего героя, его выбор совпал с идеалами эпохи, в которую жил и творил автор.
- Самоуверенность – Гёте осуждает человеческую гордыню и самоуверенность. По его мнению, человек обязан подвергать критике свои действия и знания. Фауст знает больше своего ученика Вагнера, но он сомневается и видит, как мелок человек на фоне мироздания. Он не может знать всего, и эта ограниченность удручает Фауста.
- Порок и добродетель – Гёте превозносит в пьесу такие добродетели, как доброта, щедрость и сострадание, и осуждает гордыню, безнравственность, жадность и лицемерие. Эти крайности переполняют человека и борются в нем, создавая неповторимую по сложности человеческую личность.
- Двоякая природа человека – по мнению Гёте, человек способен как на великое добро, так и на великое зло. Фауст совершает множество ужасных поступков, но в то же время пытается совершать добро. Маргарита впадает в грех, убивает ребёнка, но после этого возвращается к свету и умирает, как христианка. В этом мире нет абсолютного добра или зла, даже в рамках одного человека.
- Цели и средства – цель Фауста была благородной, но средство, которое он выбрал для её достижения, того не стоило. Гёте призывает людей быть разборчивее и не забывать о человечности и благоразумии.
Основная идея
В чем смысл пьесы «Фауст»? Смысл человеческой жизни заключается в служении человечеству. По мнению Гёте, люди должны до конца бороться против несовершенства мира, при этом не впадая в крайности и не забывая о человечности. И пусть человек слаб и зачастую не способен контролировать свою судьбу, за свои старания он будет награждён после смерти. Ему же скажут спасибо благодарные потомки.
Главная мысль Гете — стремление показать умным и достойным людям единственно правильный путь: не нужно копить знания и беречь их от посторонних глаз, ведь человек не вечен, и его труды пойдут прахом после смерти. Чтобы избежать этого, нужно применить свою мудрость в деле и внести свой вклад в становление мира.
Чему учит пьеса?
Книга «Фауст» учит нас таким вещам, как сострадание и любовь, но не к себе и не к своей семье, а к людям в целом. Рассказывает нам о том, как важно верить в себя и не отчаиваться даже перед самыми страшными и тяжёлыми испытаниями. Учит тому, что добро в итоге всегда побеждает зло, а справедливость в итоге восторжествует. Таковы уроки «Фауста» Гете.
Единственное достойное применение знаний — дело, которое улучшит то, что уже создано до нас. Только так человек может сравняться с Богом: он тоже создаст нечто свое.
Автор: Михаил Щепин
Автор: · Опубликовано 05.09.2017 · Обновлено 08.10.2017
«Фауст» — это произведение, заявившее о своем величии после смерти автора и не утихающее с тех самых пор. Словосочетание «Гете – Фауст» настолько на слуху, что даже не увлекающийся литературой человек слышал о нем, может, даже не подозревая, кто кого написал – то ли Гете Фауста, то ли Фауст Гете. Однако философская драма — не только бесценное наследие писателя, но и одно из ярчайших явлений эпохи Просвещения.
История создания
«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.
Суть произведения
Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.
В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.
Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.
Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.
Жанр
Сам Гете назвал свое произведение трагедией, а литературоведы – драматической поэмой, о чем также трудно спорить, ведь глубина образов и сила лиризма «Фауста» необычайно высокого уровня. Жанровая природа книги склоняется и в сторону пьесы, хотя на сцене могут быть поставлены лишь отдельные эпизоды. В драме так же присутствуют эпическое начало, лирические и трагические мотивы, поэтому ее сложно отнести к определенному жанру, но не будет ошибочным утверждать, что великий труд Гете – философская трагедия, поэма и пьеса в одном лице.
Главные герои и их характеристика
- Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
- «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
- Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.
Темы
Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.
- Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
- После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
- «Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
- Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
- Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
- Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.
Проблемы
Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.
- Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к Просвещению, взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
- Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить. В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами. Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
- Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
- Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.
Смысл произведения
После долгих совместных с Мефистофелем приключений Фауст все-таки обретает смысл существования, представляя себе процветающую страну и свободный народ. Как только герой понимает, что в постоянном труде и способности жить ради других кроется истина, он произносит заветные слова «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени» и умирает. После смерти Фауста ангелы спасли его душу от злых сил, награждая его неутолимое желание просвещаться и стойкость перед соблазнами демона во имя достижения своей цели. Идея произведения скрывается не только в направлении души главного героя в рай после соглашения с Мефистофелем, но и в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Гете подчеркивает свою мысль тем, что благодаря преодолению преград ради пользы народа и саморазвитию Фауста, посланец ада проигрывает спор.
Чему учит?
Гете не только отражает идеалы просветительской эпохи в своем произведении, но и вдохновляет нас на раздумья о высоком предназначении человека. Фауст дает публике полезный урок: постоянное стремление к истине, познание наук и желание помогать народу спасают душу от ада даже после сделки с чертом. В реальном мире нет гарантии, что Мефистофель даст нам вдоволь поразвлечься прежде, чем мы осознаем великий смысл бытия, поэтому внимательный читатель должен мысленно пожать Фаусту руку, похвалив его за стойкость и поблагодарив за такую качественную подсказку.
Автор: Мария Воробьева
Анализ произведения Гёте “Фауст” позволяет сделать вывод о том, что оно самое масштабное, великое и непостижимое произведение во всей мировой литературе. Герои произведения настолько разнообразны, а временные рамки размыты и безграничны, что жанр, композиция и тема произведения до сих пор являются предметом споров в мире литературоведения. “Фауста” анализ может быть полезен учащимся 9 классов для подготовки к урокам литературы, тестовым и творческим работам.
Краткий анализ
Год написания – около 1773 -1831г.г.
История создания – произведение писалось в течение 60 лет. Начав в 20-летнем возрасте автор закончил его за полтора года до кончины. На идею трагедии оказало влияние общество “Буря и натиск”(выступающее против феодализма в Германии), в котором состоял автор.
Тема – смысл человеческого бытия.
Композиция – форма – драма для чтения,1 часть – 25 сцен, 2 часть – 5 действий. В первой части достаточно чёткие композиционные элементы.
Жанр – философская трагедия, драматическая поэма, пьеса.
Направление – романтизм.
История создания
“Фауст” – плод работы писателя, которая длилась практически всю его жизнь. Естественно, что произведение “росло” вместе с его автором, оно вобрало в себя систему взглядов европейского общества на протяжении полувека. История немецкого чернокнижника Фауста, который реально существовал в 16 веке в Германии, брали за основу своих произведений многие писатели, поэты, композиторы, художники.
Однако, Иоганн Гёте сделал этот образ максимально живым, чувствующим, мыслящим, определил его, как человека стремящегося к истине. Легенды же о докторе Фаусте носят достаточно мрачный характер, его обвиняют в отступлении от веры, в занятиях магией и волшебством,в воскрешении людей, в неподобающем образе жизни. По легенде, он выступал с фокусами, врачевал больных, был бродячим странником. До Гёте никто не акцентировал внимание на том, что великий учёный ищет ответы на вечные вопросы, что он велик в своей жаждой к правде, он верен делу, которое выбрал.
Начало работы писателя над “Фаустом” выпало на его двадцатилетний возраст. Тогда будущий учёный и великий писатель не знал, что будет создавать это произведение всю свою жизнь, что оно станет великим бессмертным шедевром всех времён и народов. С 1773 по 1775 наиболее благоприятно шла работа над многочисленными сценами трагедии.
В 1790 году дружба Гёте и Шиллера привела к тому, что последний уговорил поэта продолжить работу над “Фаустом” и непременно закончить этот шедевр. Между 1825-31 годами уже будучи в преклонном возрасте, Гёте закончил труд всей своей жизни. Печатать его при жизни он не захотел, в завещании было указано желание опубликовать “Фауста” после смерти писателя. В 1832 году было опубликовано произведение целиком.
Тема
Смысл человеческой жизни, устройство мира, любовь, власть, деньги, неограниченные желания и их последствия – это лишь часть тем, которые затрагивает автор “Фауста”. Выделить основную мысль в таком масштабном произведении достаточно сложно. Трагедия Гёте учит тому, что абсолютное знание не всегда во благо, человек слишком слабое существо, чтобы пройдя дьявольские испытания сохранить душу невредимой и чистой.
Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал. Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой, при этом основу сюжета составляет народная легенда. Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья – то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.
Композиция
“Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.
Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане.
Жанр
Сам автор определил жанр произведения как трагедию. Литературоведы склонны считать шедевр Гёте драматической поэмой, ведь она полна лиризма и глубоко поэтична. Учитывая, что многие сцены из “Фауста” можно поставить в театре, произведение также можно называть пьесой. Следует учесть, что в произведении достаточно явное эпическое начало, поэтому остановится на определённом жанре достаточно сложно.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каких годах было написано произведение И. В. Гете «Фауст»?</h3>
- <label>1774 – 1831;</label>
- <label>1775 – 1841;</label>
- <label>1777 – 1839;</label>
- <label>1784 – 1831.</label>
(новая вкладка)
Фауст
Иоганн Вольфганг Гёте
Краткое изложениеЧитается примерно за 20 минутыСочинения73 сочиненияГлавные героиИ их характеристикаСочинение
Другие сочинения по этому произведению
Образ МефистофеляОбраз Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)Сюжет трагедии Гёте «Фауст»Тема любви в трагедии Гёте «Фауст»Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии ГетеТрагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и МефистофеляТрагедия Гете «Фауст»Характеристика образа ФаустаФольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст»Образы главных героев трагедии «Фауст»Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия ФаустаПоиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст»Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человекаХарактеристика образа ВагнераХарактеристика образа ЕленыХарактеристика образа МаргаритыОбразы главных героев трагедии «Фауст» ГётеРелигиозно-философский смысл образов Фауста и МефистофеляФилософский смысл образа ФаустаТрагедия «Фауст» вершина творчества ГетеОбраз и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» — выражение передовых просветительских идей эпохиБоротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст»«Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» (по трагедии Гете «Фауст»)«Фауст» — Трагедия познанияИз всех чудес … самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текстаФилософская глубина великого творения Гете «Фауст»МаргаритаПересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст»Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Анализ финала поэмы Гете «Фауст»«Фауст» — легенда или жизньЖизнь действие и гибель ФаустаФауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике»Жажда познания была творца «Фауста»Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, МаргаритаОбщечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст»Знакомство Гете с Фаустом и РафаэлемРусский «Фауст»Фауст: Чернокнижник и чародей“Фауст” – драматическое произведениеГероиня трагедии Гете «Фауст»Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и злаСвоеобразие и мировое звучание «Фуста»Роль злого начала в исканиях Фауста«Я дух, всегда привыкший отрицать» (по трагедии Гете «Фауст»)Противостояние Фауста и РафаэляСочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст»)Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст»Характеристика образа МефистофеляХарактерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга ГётеКосмогонический мир «Фауста»Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии «Фауст» Гете)Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»Противоречивость образа ФаустаСюжетное построение второй части поэмы «Фауст»Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека«Фауст» история создания композиция и проблематикаОтражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохиНародная основа «Фауста» ГётеВеликий немецкий поэт и мыслительФауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасногоРоль злого начала в судьбе человека(по трагедии «Фауст»)Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии ГетеСтруктура и сюжет трагедии Гете «Фауст»Используемые источники:
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/faust-iogann-gyote/
- https://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-faust-gyote/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/faust/analiz-proizvedeniya-gete.html
- https://www.allsoch.ru/sochineniya/25908