Ложь во благо. Примеры из литературы. Произведения, в которых присутствует ложь во благо

Автор: · 01.04.2018

Здесь мы отобрали для вас популярные проблемы, касающиеся лжи, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, раскрывающие их, выбраны из русской литературы. Можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи или же почитать их непосредственно на этой странице с удобной навигацией по проблемным вопросам.

Ложь во благо

  1. Одной из центральных тем в пьесе Горького «На дне» является проблема «лжи во благо». Так, Лука и Сатин представляют две противоположных точки зрения: говорить правду, несмотря на душевные терзания, или же лгать, но с умыслом, предполагающим сострадание к «ближнему своему». Проповедник утешал обитателей ночлежки, дарил им надежду, пусть и не подкрепленную реальными основаниями. А вот шулер выступал против такого ложного исцеления, он говорил правду в лоб, не задумываясь о том, как собеседник примет это. По его мнению, настоящий человек обязан жить с открытыми глазами, без иллюзий. Поскольку Лука со своей философией капитулировал и оставил тех, кто верил ему, на произвол судьбы, мы заключаем, что автор находится на стороне Сатина, то есть ложь не может быть оправдана благом.
  2. Иногда в жизни бывают такие ситуации, которые предполагают наличие лжи для спасения себя или же близкого человека. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет обыкновенному обману «ложь во благо», которая помогла Маше Гриневой спастись от Емельяна Пугачева. Если бы не хитрый ход Петра Гринева, невиновная девушка могла бы быть казнена. Каждый из нас должен различать случаи, когда покривить душой – это значит спасти человека от ужасной беды. Тогда мы можем пойти против истины. Но в иных ситуациях, когда речь идет о личной выгоде, данная уловка аморальна и граничит с нравственным преступлением.
  3. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» тоже вмещает в себя тему притворства и обмана. Главная героиня предполагает наличие лжи, но только в тех случаях, когда она необходима ради спасения настоящей любви. Так, например, Софья обманывает Фамусова, чтобы тайно встречаться с его секретарем. Ее намерения чисты, но этим криводушием девушка приближается к лицемерному образу жизни того общества, нравы которого далеки от идеала. Ее чувство оказывается разоблаченной иллюзией, ее рыцарь – обычным мошенником, а ее ложь – первой ступенью в светский мир фальши и обмана. Так что даже «ложь во благо» до добра не доводит, ведь человек не всегда может разобраться, что есть благо.

Ложные ценности

  1. Ложные ценности – лодка без спасательного круга. Жертвы обстоятельств страдают от того, что вовремя не осознали собственную ошибку. София Павловна – главная героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — является «заложницей» своих же убеждений. Так, идеал Софьи -скромный Молчалин, тогда как Чацкий, который любит ее всю жизнь, человек «не ее типа». Крах ее надежд на совместное будущее с секретарем отца рушится после того, как она узнает о не взаимности чувств Молчалина. Это становится настоящей трагедией, с которой Софья не может справиться в силу своего потрясения. Увы, ее ценности оказались выписками из пошлых романов, а не настоящими истинами, направляющими человека.
  2. Зачастую ложные ценности могут сыграть «злую шутку» со всем обществом. Так, например, в комедии Н. Гоголя «Ревизор» люди привыкли строить собственное будущее на алчности, лицемерии и корысти. Они занимались казнокрадством долгие годы. Их желание предстать перед ревизором в роли добропорядочных управленцев – возможность сохранить свое место, но, отдав свои сбережения самозванцу, они оказались в плену у своих же ценностей. Из-за них они и попали в комичную ситуацию, которая обернулась для них полным провалом.
  3. А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка» противопоставляет ложным ценностям мораль и нравственность. Так, например, Петр Гринев не запятнал свою честь даже тогда, когда ему угрожала казнь. То же самое нельзя сказать о Швабрине, который шел по головам для личной состоятельности – это говорит о том, что ложные ценности убивают в человеке все, что связывает его с людьми. Алексей пошел по тропе эгоизма и дошел до краха желаний и надежд, ведь общество от него отвернулось.

Проблема лицемерия

  1. Один и тот же человек может содержать в себе и добродетель, и меркантильность, но что именно в нем преобладает? На этот вопрос попытался ответить Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание», где Петр Лужин просто играет роль «порядочного человека», тогда как на самом деле он «низок и гадок». Его желание посвататься на Дуне объясняется не «любовью», а желанием иметь податливую жену, которая будет благоговеть перед каждым его словом. Однако он усиленно делает вид, что это не так. Лицемерие и подлость в его поведении, к счастью, были замечены до роковой ошибки Дуни, поэтому Петр был изгнан с позором.
  2. В рассказе А. Чехова «Слезы крокодила» мы можем увидеть и лицемерие, и двуличие. Главный герой – Поликарп Иудин – «страдает» от несправедливости жизни бедных людей, тогда как сам обдирает их до последней нитки. «Крокодиловы слезы» — устойчивое выражение, которое означает горе неискреннего человека, такого как Иудин. Его поведение никак нельзя оправдать.
  3. Внешне состоятельный человек с материальной точки зрения может не быть таким же «состоятельным» в душе. Об этом говорит Л. Толстой в романе «Война и мир», где князь Василий делает все, исходя из собственной выгоды. Даже приход к Анне Павловне означал не «светскую вежливость», а возможность устройства своих детей. Он обманывает Пьера, чуть было не обворовывает его, чудом не успев перехватить завещание старого графа. Но на словах герой всегда изысканно учтив и добр, у него высокое положение и хорошая репутация.

Угрызения совести у обманщика

  1. Проблема угрызения совести из-за сказанной лжи ярко прослеживается в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Главный герой – мальчик Витя – должен собрать корзину ягод, чтобы получить заветный пряник, но ребята уговаривают его собирать траву, а сверху класть ягоды. Мальчика долго мучает совесть, и он решает сознаться в умышленной лжи – это говорит о том, что Витя способен на признание собственной ошибки, а это несомненный шаг навстречу к «высшему нравственному идеалу».
  2. Подобный пример можно увидеть на страницах повести В. Быкова «Сотников». На протяжении всей истории автор знакомит нас с несколькими персонажами, и вот один из них вспоминает случай с маузером отца, из которого он выстрелил. Признав ошибку, он все равно чувствует угрызение совести из-за лжи, которая заключалась в том, что на «правду» его натолкнула мать, а не его желание.

Последствия лжи

  1. Подобный пример можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где клевета Грушницкого на княжну Мери ради мести Печорину растворяется в справедливости. Решив подменить оружие дуэлянта, бесчестный мужчина становится разоблаченным. Григорий понял, что приятель хочет обманным путем выиграть сражение. Тогда бездействующее оружие достается самому обманщику. Грушницкий погибает, а Печорин делает неутешительные выводы.
  2. В пьесе А. Островского «Бесприданница» главная героиня хочет обмануть себя, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она становится его невестой, механически готовится к нежеланной свадьбе. Однако на обеде в честь помолвки ее вновь охватывает влечение к Паратову, который зазывает Ларису на Ласточку. Она бросает свои обязательства и уходит в плавание навстречу погибели. Наутро оскорбленный жених убил ее, а ей осталось лишь поблагодарить его за это, ведь она была опозорена и брошена на произвол судьбы. Увы, на лжи невозможно построить счастье.

Скачать таблицу с аргументами на ЕГЭ

Автор: Алина Прошина

Содержание:

Сущность и причины

Множество людей использует такой прием по причине банального страха, который не является синонимом чего-то постыдного. Наоборот, он помогает сдерживать неконтролируемые инстинкты и способствует выживанию в этом мире. Стремление человека к безопасности и комфорту вполне естественно и именно страх лишения этих и других благ заставляет прибегать к обману. Ложь также может стать мотивом из-за страха утраты доверия, авторитета, любимого человека.

Иногда правда может:

  • расстроить;
  • оскорбить;
  • испугать;
  • спровоцировать какие-либо непредсказуемые действия.

Чтобы избежать таких последствий, приходится идти на обман. Например, чтобы не огорчать родителей, можно не докладывать им о каких-то личных проблемах. Школьники также часто используют такой прием, скрывая от родителей мелкие шалости или плохие оценки.

Ярким примером лжи во благо из литературы служит рассказ А. И. Куприна «Святая ложь». В центре повествования судьба маленького человека, которого жизненные обстоятельства довели до полнейшего краха. Будучи беспричинно уволенным со службы, Иван Иванович лишается всяких средств к существованию. Ютится в съемном углу, где и влачит свою однообразную жизнь.

Однако, навещая матушку в богадельне, бывший писарь с упоением и важностью повествует, насколько хороши его служебные и личные дела. Так продолжается долгие годы и мать, давно догадавшаяся об истинном положении вещей, не может, в свою очередь, нанести сыну травму, боясь задеть его чувства. Такая «зеркальная» забота может быть оправдана с точки зрения морали исключительно любовью к близкому человеку. Не напрасно автор именует ее святой ложью.

Этот вид обмана вызывает очень много споров и противоречий. Кто-то называет его единственно возможным решением в безвыходных ситуациях, а кто-то настаивает на правде, к чему бы она ни привела.

Эта тема широко представлена в произведениях русских классиков. В каждом из подобных сюжетов автор помещает своего персонажа в обстоятельства, где обман оказывается единственным выходом из сложной ситуации.

Выражение сочувствия

К.М. Симонов в повести «Дни и ночи» очень тонко касается грани, на которой балансирует правда и обман. Герой повести капитан Сабуров в минуты затишья отвечает родным павших солдат. Писатель акцентирует внимание, что Сабуров не проигнорировал эти письма, как сделало бы большинство, не желающих брать на себя это бремя.

Его терзает мысль, что само сообщение о смерти бойца перевернет весь смысл жизни осиротевшей семьи, поэтому он пишет так, чтобы вдова и дети, читая это письмо, почувствовали, что написано оно близким человеком, разделяющим их горе.

Следовательно, ложь неоднозначна и может выступать как в роли убийцы, так и целителя, иначе философ древности Платон не стал бы называть ее лекарством. Лживость может привести к серьёзным последствиям.

Обман во имя любви

Еще одним аргументом лжи во благо выступает любовь. Такое бывает оправдано в тех случаях, когда любимый человек находится в счастливом неведении относительно своей неизлечимой болезни или его жизни угрожает реальная опасность.

В пример. можно привести ситуацию, в которой одному из членов семьи поставлен диагноз, не оставляющий шансов. Если больной ранее отличался:

  • отсутствием силы воли;
  • слабой психикой;
  • имел склонность к суициду и т. д.

Однозначно, в этом случае лучше скрыть от него правду. Подорванный болезнью иммунитет способен совсем сломаться от такого известия и, вместо мобилизации сил на продление жизни, может ускориться уход любимого человека.

Те же мотивы заставляют лгать ради любви героя повести «Капитанская дочка». Когда атаман со своими сподвижниками объявились в крепости, родители не успели переправить Машу в безопасное место. Швабрин шантажом и угрозами принуждает ее к замужеству. Узнав об этом, Петр идет на обман самого Пугачева, представив ее сиротой, которую обижают его люди. Если бы атаман узнал, что отец Маши — комендант крепости, ее бы постигла печальная участь. Поскольку Гринев не видел иного выхода для ее спасения, Пушкин не осуждает своего героя, так как на кону стоит жизнь и честь любимой девушки.

Следовательно, в этом эссе ложь во благо — это своеобразный феномен, идущий вразрез с классическим представлением о ней, как о пороке. Она не предполагает злого умысла по отношению к другому лицу и, скорее применяется из-за страха получить неприятности или утраты каких-либо ценностей.

Благое дело или грех

Тема лжи широко обсуждается психологами и представителями религиозных конфессий и рассуждений. Слово «благо» подразумевает не что иное, как благодать. Ложь, как общепринятое понятие греховности, на первый взгляд, никак не может быть в связке с первым. Но, жизнь — это не две параллельные прямые черного и белого цвета, которые никогда не пересекаются, поэтому дать однозначный ответ, к чему приводит ложь, довольно трудно, не разобравшись в деталях.

Если ситуация поставит жесткие условия, где придется делать непростой выбор, и неправда окажется гуманнее правды, без сомнения, этот выбор не будет считаться грехопадением.

Таким образом, сочинение на тему «Ложь во спасение» позволит школьникам различать разные виды обмана.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Ложь принято воспринимать как отрицательное явление. С малых лет детям стараются объяснить, что врать нельзя, какими бы ни были обстоятельства. Но в реальной жизни добро и зло, правда и вымысел неотделимы друг от друга. Существует понятие, которое принято называть ложью во благо. Примеры из литературы позволяют изучить этот философский вопрос.

Примеры из литературы

Аргументы о лжи во благо доказывают, что в некоторых ситуациях честность может быть жестокой и даже опасной. Классики русской литературы часто поднимали проблему противостояния правды и обмана в своих произведениях.

Социально-философская пьеса Горького

Наиболее ярко противостояние правды и лжи демонстрируется в произведении «На дне» Максима Горького. Действие происходит в ночлежке, где обитают люди, опустившиеся на самое «дно общества»:

  • вор;
  • проститутка;
  • бывший аристократ;
  • пьянствующий актёр.

Аргументы из других произведений

Выбор между горькой правдой и обманом приходится делать героям многих литературных произведений. Некоторые авторы оправдывают поступки своих персонажей, если ложь применяется для спасения человека:

«Война и мир» Марья Болконская

  1. В произведении «Судьба человека» М. А. Шолохова главный герой обманывает осиротевшего мальчика, выдавая себя за его родного отца. Благодаря такому обману ребёнок обретает семью.
  2. В романе «Война и мир» Марья Болконская принимает решение солгать Лизе о судьбе Андрея. Она уберегает беременную девушку от лишних тревог.
  3. В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина Пётр Гринев спасает жизнь Маши Мироновой, представляя её как сироту.

Немало примеров и аргументов можно найти в жизни любого человека. Анализ произведений, подкреплённый собственным опытом, позволит написать отличное сочинение на тему «Ложь во спасение».

Рубрики Это интересно

Сегодня мы поговорим о лжи во благо, о том встречается ли такой феномен вообще, и кто обычно использует этот прием манипуляции и даже можно сказать обмана в этичных и даже благих целях. В прошлой статье о психологии хитрости мы уже подробно обсудили зачем существует хитрость и манипуляция, и как можно её использовать для своих целей, при этом не доставляя особого дискомфорта окружающим.

Более того, мы так часто применяем хитрость, что даже сами этого не замечаем, ведь даже чтобы сфотографировать белку в парке надо сделать вид что пришел кормить белок, даже если на самом деле пришел только их фотографировать.

Ведь белка сама не подойдет к вам, поэтому даже тут необходимо используя стратегию, дать то что нужно ей, чтобы она сделал то что нужно вам. Вроде бы невинно и банально, но это также маленькая хитрость и реально манипуляция белкой, ведь она думает что вы делаете одно, а вы делаете совершенно другое, и используете её в своих целях, к которым она не имеет вообще никакого отношения, и ей это совершенно ни к чему.

Содержание

Морально ли использовать хитрость во благо?

Но заметьте, я не говорю, что необходимо прямо обманывать, хитрить или даже вредить окружающим. Ведь в данном примере, мы совершенно не хотим навредить животному, мы просто хотим с ним сфотографироваться, а заодно и сделать хорошее дело, его покормить. То есть в результате этого «обмана или лжи во благо» выигрывают обе стороны.

Наоборот, самая лучшая стратегия манипуляции и обман в жизни (если он действительно необходим) состоит в том, чтобы по возможности максимально выиграли все участвующие, это идеальная хитрость и в ней нет ничего не морального. Таким и должен быть максимально моральный обман, тогда и окружающие люди не будут страдать от него, а наоборот только получать от него преимущества.

О хитрости и лжи в Коране

Запомните, только дурак делает, что невыгодно ему и другим. И да, если человек пользуется обманом или ложью исключительно в своих целях, то он скорее преступник. Но если обман и манипуляция используется для общего блага, то большинство мировых религий его даже поддержат.

Например, если вы соврете и из-за этого останутся живы целые народы и многие люди, это есть большая святость и благодетель, так по крайней мере написано в Коране и многих духовных книгах мира.

И там же очень четко подмечено что, правда, ведущая к смертям и разрушению это большой грех, причем такой страшный грех ложиться не только на одного человека, но и на весь его род.

Использование хитрости и обмана в религии

И как не странно, ложь иногда добро, а правда зло. Путем военной хитрости, как я уже писал недавно, люди побеждали практически во всех святых писаниях. Об этом сказано и в индийских ведах, одной из признанных самой мудрой книг на планете, воины побеждали именно таким образом, и сам Кришна всегда к нему прибегал, если не было другого выхода.

Да и Моисей в Библии пошел по тропе в море со своими людьми, вместо того чтобы ждать пока их догонят египтяне и вернут в рабство, хотя это тоже можно отнести к нечестным приемам. И это я уже не говорю про Давида и его знаменитый обман и «даже убийство во благо», который именно хитростью и ловкостью победил знаменитого силача и великана Голиафа.

Легенда говорит, что, он всего лишь неожиданно достал камень и кинул с помощью кожаного ремня прямо в лоб великого воина, в это время насмехавшегося над Давидом и даже хулившего самого Бога.

Естественно, не демонстрируя до последнего, каким оружием он на самом деле решил сражаться. Более того, он в это время исключительно для отвлечения внимания, держал деревянный посох в руке, явно намекая, что сражаться будет именно им.

Если говорить русскими обыденными словами он просто обманул и убил противника нечестным способом, не по правилам и в неравной схватке. Но при этом спас большую армию Израиля, а возможно и весь Израиль, и огромное количество людей своим бесчестным, но для истории очень ценным и значимым поступком, который прославляют люди уже более 2-х тысяч лет и будут вспоминать еще минимум столько же.

Умные люди поступают мудро

Поэтому умные и даже духовные люди, действуют, так как выгодно и им, и другим людям. Естественно, иногда это более выгодно им, иногда более выгодно другим, но умные люди, как минимум никогда не поступают так, как не выгодно ни им, ни окружающим. Это называется дурость, а дураков и так много в мире, давайте лучше отличаться от них, хоть чем ни будь.

И если вы начнете орать, когда вас решили ограбить и сами нарываться на нож, то это будет скорее глупостью, а не героизмом. А если при этом вы еще подставите под угрозу жизнь своих близких, то даже серьезным преступлением с вашей стороны.

Пример хитрости и лжи во благо

Например, если кто-то нападает на девушку на улице угрожая ей ножом или пистолетом, а вы вместо того, чтобы тихо подойти и дать злодею сзади по голове кирпичом, несетесь еще за 150 метров и орете, чтобы её не трогали.

Так поступают только самые наивные и не далекоглядные люди, так как в итоге из-за вашего необдуманного поведения могут появиться 2 трупа, ваш и этой девушки, вместо одного пойманного опасного преступника, который унесет еще неизвестно сколько жизней.

Правда без мудрости очень опасна

Получается, что такая честность привела к очень печальным последствиям и смертям многих людей, исключительно из-за отсутствия мудрости, хотя при этом у человека было реально искреннее желание помочь. Поэтому можно авторитетно заявить, что правда на устах без мудрости в голове, куда более опасна для человека чем любая хитрость.

И даже великие мудрецы не рассказывают все что знают за один день, а скрывают мудрость накапливаемую ими десятилетиями, иначе в голове их учеников все просто перемешается, и они запутаются еще больше и станут еще глупее чем были до этого.

Поэтому они мудро делят знание на части или рассказывают непонятные притчи, чтобы ученик сам догадался об их истинном смысле. Только тогда ученик немного поработав собственной головой и поразмыслив над сутью притчи по настоящему понимает информацию и уроки мудреца.

И дело не в том что учителю жалко рассказать все сразу, но просто это единственный путь обычному человеку не только услышать но и понять, а в последствии и смочь применить знание. Поэтому некоторые учителя в начале обучения иногда даже специально обучают учеников, не совсем правдивыми способами, чтобы как можно быстрее привести ученика к истине.

Идеальный обман

Более того, мудрые люди иногда так хорошо владеют хитростью, мудростью и смекалкой, что способны буквально за дни перевернуть мир с ног на голову вокруг себя, как Диоген в одной из знаменитых притч, когда он попал в рабство.

Ведь, когда сам знаменитый философ Диоген попал в такую ситуацию, он решил, если продавать себя, то не как раба, а сразу как хозяина человеку, купившему его, и начал кричать:

— Граждане хорошие! Кто хочет купить себе хозяина? Кто хочет купить хозяина, спешите сюда! И в итоге таки продал себя хозяином, еще и по завышенной цене, а сам покупатель еще и решил доплатить работорговцу за такое удачное приобретение.

Причем наверняка этот мудрец далее сделал человека, купившего его в разы более богатым, успешным и счастливым. Так что я думаю, что покупка такого «наглого» раба, который еще и будет указывать что делать, было лучшим приобретением в его жизни.

Таков путь настоящей мудрости и правильной психологии хитрости, которая иногда способна сделать из раба хозяина буквально за один день или из бедняка одного из самых богатых людей, о которой мы еще будем с вами говорить в других статьях, и о которой я подробно рассказываю в свое книге о психологии и боевых искусствах. А также не забудьте прочесть у нас на портале обучения и саморазвития что такое игра, и о том, что такое настоящая мудрость, как две важных составляющих нашей науки о хитрости, лжи во благо и полезной манипуляции.

Когда человек обманывает ближнего своего, он делает это только с двумя целями, взаимоисключающими друг друга. Первая – для извлечения собственной выгоды, вторая – для блага того, кому он лжёт. В первом случае, я думаю, совершенно лишним будет объяснять мерзость действия, ведь это убивает веру обманутого в людей, что является самым большим преступлением по отношению к человеку. Что же касается второго?

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

В данном случае, обманывающий берёт на себя весьма тяжёлый груз ответственности – с одной стороны, он совершает «сиюминутное» благо – которое вполне видимо на данный момент, но с другой он должен смотреть и в будущее – какие дивные всходы может дать ложь через определённое время. Разве не может оказаться так, что изначальная боль, которую можно было причинить человеку правдой, умножится, и рухнет на голову обманутого по прошествии дней, месяцев, лет? Может ли лжец предвидеть все возможные развития ситуации? Нет, если только он не Бог. А так как Бог по своему определению не лжёт, то такое совпадение исключается.

Но подойдём к этой проблеме с другого бока, и, дабы не быть голословными, приведём пример – ложь умирающему человеку. Ложь, которая позволит уйти в иной мир в умиротворении, в спокойствии, а не с чувством невыполненного дела, непрощённых поступков и так далее. Для тех, кто находится на смертном одре, очень важно знать, что этот мир они оставляют в окружении любви, что всё возможное зло, сделанное ими людям, прощено самими людьми, а, значит, будет прощено и Богом. Даже не в вере во Всевышнего суть – соль здесь в спокойном отшествии в мир иной с подведенной чертой. А что делать, если кто-то не простил, кто-то не забыл? Как сказать умирающему об этом – что кто-то по прежнему обижен на него? В этом случае легче солгать – будущего у обманутого на этой земле уже не будет, он уйдёт спокойно. Легче, но вот правильнее ли?

С точки зрения неверующего, думаю, вопрос ребром не встаёт – если за гробовой доской нет ничего, значит нужно облегчить участь умирающего, дать ему в умиротворении завершить свой путь. И как же сложно это с позиции верующего…

Мы даём человеку обманчивую надежду, и за то будем отвечать перед Богом – но как отвечать? Как за добродетель – любовь и милосердие, проявленное к ближнему, или как за порок – обманчивые надежды, внушённые нами в тот момент, когда человек должен совершить главный переход в своей жизни – и свершит он его в облачении лжи, нами созданной. Вопрос в таком контексте мне представляется неразрешимым по той причине, что ответ на него знает лишь Бог.

Но вернёмся к ситуации, когда человек лжёт не умирающему, а вполне здоровому человеку, и лжёт дабы оградить его от возможной боли, которая может причинить правда. Благо ли это? Я думаю, это будет зависеть от ситуации. Если ложь касается события незначительного, события, которое больше не будет иметь важной роли в жизни человека – но может принести ему неприятный осадок, если известно наверняка (хотя что такое «наверняка» — не излишняя ли самоуверенность человека в собственных прогнозах?) о возможном развитии проблемы, то ложь будет оправдана. В той же ситуации, когда предрекать последствия лжи сложно, я думаю, человек должен знать правду. Не имеем мы право брать на себя «должность» вершителя судьбы, выбор должен всегда оставаться за тем, кого проблема касается непосредственно. В данном случае, на мой взгляд, ложь недопустима, ибо мы лишаем ближнего свободы, навязывая ему наше мировоззрение.

Какой же итог можно подвести всем пространным моим рассуждениям, туманным в той же мере, сколь и сама тема? Вывод следующий – ложь во благо возможна только в незначительных, я бы даже сказал житейских ситуациях. Во всех остальных мы не имеем право брать на себя такую ответственность, должны (подчёркиваю это слово), сказать правду, как бы ни было больно. Решая судьбу человека, мы имеем возможность причинить не меньший, а порой и больший вред, чем мы бы нанесли сказанной ранее правдой. Но посмотрите и с другой стороны, возможно, те испытания, от которых мы хотим оградить человека посредством нашей лжи, вполне могут пойти ему на пользу, помочь переосмыслить свои поступки, а, возможно, и свою жизнь, что-то изменить в себе.

Всё, что я описала выше – общий взгляд на огромное количество возможных жизненных коллизий, но нужно учитывать, что многое зависит от конкретных обстоятельств. И единственное, о чём я прошу, размышлять и анализировать не только мозгом – этим чёрствым и сугубо рациональным органом, но ещё и сердцем, дабы совместив чувства и разум, прийти к более верному ответу, насколько это возможно…

</span>Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/problemy-i-argumenty-k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-na-temu-lozh/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/lozh-vo-blago.html
  • https://101student.ru/literatura/sochineniya/lozh-vo-blago-primery-i-argumenty-iz-literatury.html
  • https://samosoverhenstvovanie.ru/lozh-vo-blago/
  • https://nauchniestati.ru/bank/primery/jesse-na-temu-dopustima-li-lozh-dlja-blaga/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт