Краткий анализ стихотворения «Храни меня, мой талисман…» по плану

Содержание

Многие люди считают, что вещи, подаренные близкими людьми способны оберегать от бед. Этого мнения придерживался и А. С. Пушкин, свидетельством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Храни меня, мой талисман» по плану.

analiz-stihotvoreniya-hrani-menya-moy-talisman-pushkin-47029.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Храни меня, мой талисман.

История создания – точная дата написания стихотворения неизвестна, исследователи называют период 1924-1925 гг.

Тема стихотворения – талисман, оберегающий человека при любых обстоятельствах.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Формально произведение состоит из пяти катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило».

Эпитеты«валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило».

История создания

История создания произведения связана с пребыванием А. С. Пушкина в Южной ссылке, где он познакомился Елизаветой Воронцовой. Перед отъездом из Одессы поэта женщина подарила ему золотой перстень с сердоликом. Камень украшала фраза на древнееврейском языке. Для Пушкина этот подарок был очень дорог. Он верил в его волшебную силу и способность защищать от напастей. После того как Александр Сергеевич был убит на дуэли, кольцо с его руки снял В. Жуковский. Позже владельцем перстня был Тургенев. В 1917 г. подарок Воронцовой украли из музея, до сих пор неизвестно, где он находится.

Стихотворение датируют приблизительно. Исследователи считают, что оно было написано в период с 1924 до 1925 г. Точно известно, что так, кому посвящено произведение – Елизавета Воронцова.

Тема

Пушкин раскрывает тему оберега человека. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения лирический герой, который просит талисман быть ему оберегом.

Герой, видимо, испытал на себе множество жизненных трудностей, а теперь уповает на силу талисмана. Мужчина знает, что его жизнь преподнесет еще много неприятных сюрпризов, поэтому просит дорогую сердцу вещицу оберегать в дни волнений, печали и гонений. Свою жизнь лирическое «Я» представляет как океан, который часто бурлит вокруг него валами. Герой просит талисман защитить его от таких стихий.

Мужчина уже успел познать внутренние потрясения. Чтобы сберечь свое сердце от новых ран, он прощается с желаньями и надеждами, и снова обращается к талисману все с той же просьбой.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога-обращения к талисману. Оно не делится на смысловые части. Создается впечатление, что автор нанизывает просьбы к оберегу. Формально произведение состоит из пяти катренов. Особенность произведения – рефрен. Стих «Храни меня, мой талисман» повторяется в каждом четверостишии и обрамляет весь текст.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, хоть адресатом его является невоодушевленный предмет. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использует кольцевую рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, а также передачи отношения лирического героя и автора к жизни используются средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: «когда поднимет океан вокруг меня валы ревучи вокруг меня валы ревучи», «лоно скучного покоя», «тревога пламенного боя», «души волшебное светило». Эпитетов в произведении немного: «валы ревучи», «чужие страны», «волшебное светило».

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 8

    В каком году было написано стихотворение А. Пушкина «Храни меня, мой талисман»?</h3>

    • <label>1816-1817</label>
    • <label>1824-1825</label>
    • <label>1832-1833</label>
    • <label>1834-1835</label>

(новая вкладка)

В лирике А.С. Пушкина особое место занимала любовная тематика. Кажется, у него не найдётся ни одной строки, посвящённой какой-либо отвлечённой, далёко Музе, нет — все его любовные переживания, все нежные чувства, вылитые на бумагу, были посвящены конкретной женщине, обожествляемой в пушкинских катренах.

Несмотря на то, что возлюбленными величайшего русского поэта, национального Гения, становились в разные годы разные дамы, свободные и несвободные, близкие и далёкие, пожалуй, ни одна не затронула сердца ловеласа-Пушкина сильнее, нежели Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Именно ей посвящены легендарные произведения классика, среди которых особенно известны «Храни меня, мой талисман», «Сожжённое письмо», «Ангел», и некоторые другие. Литературоведы назвали это явление «воронцовским циклом» в лирике Александра Сергеевича.

Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>

Любовь к замужней Воронцовой была для Пушкина болезненным, но прекрасным чувством, пережившим и коварство, и козни ревнивца-мужа, от которого, впрочем, влюблённые и не скрывали своих чувств. Многие пушкинисты утверждают, что восхищение Воронцовой было столь сильно, что именно она стала прототипом Татьяны Лариной, впрочем, кое-кто из современников поэта утверждал, что у его музы не было многих черт «милого идеала».

Перед самым отъездом Александра Сергеевича из Одессы Елизавета дарит ему перстень-печатку с сердоликом и велела хранить его, как талисман. Позже образ именно этого практически сакрального украшения будет появляться в некоторых стихотворениях поэта.

У графини останется точно такая же печатка. Долгое время они с Пушкиным будут писать письма друг другу, запечатывая их при помощи парных перстней. Это была маленькая тайна влюблённых. Этот перстень Пушкин будет хранить до самой смерти, и «с его мёртвой руки» украшение снимет Василий Жуковский, которому поэт на смертном одре передал своё самое ценное сокровище.

Существует два самых известных стихотворения А.С. Пушкина, где центральным образом становится кольцо: «Храни меня, мой талисман» и «Талисман». Первое стихотворение написано вскоре после прощания поэта с Воронцовой. Оно проникнуто печалью и тоской из-за расставания с возлюбленной. Недаром там есть строка:

«Ты в дни печали был мне дан».

Совсем иное настроение пронизывает «Талисман», написанный в духе восточной сказки.

Примечательно, что история создания этого стихотворения весьма скромна и даже загадочна: исследователи указывают лишь, что оно было написано в 1827 году, после новой встречи с Е.К. Воронцовой в Петербурге. Можно предположить, что острые чувства поэта к даме, что была старше его на несколько лет, на тот момент уже прошли, однако он сохранил в своём сердце теплоту и нежность по отношению к ней – и остался благодарен ей за любовь, доброту – и за подаренный талисман.

Несомненно, любовная тематика стихотворения «Талисман» оригинально обыгрывается и заключается в своего рода «оболочку», напоминающую сюжет восточной сказки. Такая форма выбрана Пушкиным неслучайно: Воронцова подарила поэта перстень там, где плещет море; оно навсегда было связано у Пушкина с Востоком, Кавказом. Красота и свобода жизни в тех местах часто находит отражение в его лирике и лироэпике, например, в поэмах «Цыганы» и «Кавказский пленник». Именно этим объясняется, почему лирическая героиня появляется в «Талисмане» в образе волшебницы из гарема восточного повелителя.

Стихотворение сюжетно и в какой-то степени автобиографично. В нём находят отражения личностные переживания, мысли самого автора.

Повествование начинается с описания места, где происходят события: «Там, где море вечно плещет…». Далее лирический герой рассказывает, что волшебница из гарема какого-то мусульманина, влюблённая в рассказчика, перед разлукой, как можно догадаться, читая «между строк», дарит ему талисман и просит сберечь его. Она рассказывает, что талисман неспособен спасти жизнь тому, кто им обладает, не сделает его богатым и не позволит путешествовать по свету, будто по мановению волшебной палочки, но зато он защитит героя от сердечных ран.

«Талисман» богат средствами художественной выразительности. Пушкин использует книжную лексику и применяет приём инверсии, создавая особое очарование и аутентичность тексту. Стихотворение богато эпитетами («пустынные скалы», «печальные страны», «грозный ураган» и др.), олицетворениями (олицетворяется сам образ талисмана, луна, море и т.д.); а также поэт использует параллелизм, одинаково строя предложения во второй и третьей октаве.

Среди стилистических фигур особое место занимают рефрены (повторяются предлоги «от», союзы «но» и т.д.), анафора, градация («От сердечных новых ран,/От измены, от забвенья…») и синекдоха («очи очаруют). Особняком стоит приём антитезы, на котором построена вторая, «разговорная», часть стихотворения, представляющая собой развёрнутое высказывание волшебницы. Пушкин противопоставляет способность талисмана создать физический комфорт для человека способности уберечь душу. Этим поэт подчёркивает, что духовный мир человека для него гораздо более значим, чем мир телесный. Помимо этого автор прибегает к использованию приёмов поэтической фонетики. Так, в первых строках можно заметить аллитерацию (первые две строки первой октавы).

Стихотворение представляет собой своего рода гимн, панегирик Воронцовой, которую поэт «заключает» в образ восточной волшебницы. Он подчёркивает искренность чувств графини, наделившей своей любовью обычное кольцо и сделавшей его талисманом. Произведение проникнуто радостными нотками; у него мажорное настроение, подчёркивающее радость от новой встречи с некогда горячо любимой женщиной.

Это прекрасное романтическое произведение как нельзя лучше подчёркивает, объясняет мировоззрение А.С. Пушкина, сохранившего трепетное отношение к каждой возлюбленной из своего донжуанского, как он сам его называл, списка, особое место в котором занимала Елизавета Ксаверьевна Воронцова.

1. История создания

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина очень много автобиографических моментов, художественно переосмысленных автором.

В 1820-1824 годах величайший русский писатель отбывал Южную ссылку. Там он познакомился с графиней Воронцовой – молодой замужней дамой, отличающейся необычайной красотой и замечательными душевными качествами.

Достоверно неизвестно, вспыхнул ли роман между ними, на этот счет до сих пор ходят споры между пушкинистами, однако Александр Сергеевич получил от женщины подарок.

Это и был тот самый талисман – крупный перстень, который гений очень любил и практически никогда не снимал с пальца.

Он расстался с подарком только уже находясь при смерти, сняв его и вручив близкому другу – Жуковскому. Надо заметить, что оба поэта относились к перстню с некоторым мистицизмом и искренне верили в его волшебную силу.

Стихотворение «Талисман» посвящено именно этому, столь дорогому сердцу автора, ювелирному украшению. Написано оно было в 1827 году, после еще одной встречи с прекрасной графиней.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду данное произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанровую принадлежность можно определить как лирическое стихотворение с признаками восточной сказки.

5. Проблематика

Никаких серьезных проблем «Талисман» не затрагивает. Однако он характеризует автора как человека суеверного, склонного к мистике.

6. Тематика

Одна из основных тем анализируемого произведения – любовная. Здесь явно прослеживаются романтические чувства, возникшие между героями, их искренность и нежное отношение друг к другу.

Талисман не может защитить ни от смерти, ни от бед, но от измен и «новых сердечных ран» точно убережет.

7. Идея

Автор писал это произведение, испытывая сильнейшее душевное волнение. Он излил свою душу, создав очередной шедевр.

Идея заключается в том, чтобы передать читателю свое состояние, рассказать, откуда взялся загадочный талисман, и зачем он нужен. Многие исследователи считают, что рассматриваемое произведение является, по сути своей, хвалебной песней в честь красавицы Воронцовой.

8. Пафос

Пафос «Талисмана» поражает многогранностью, яркостью переданных эмоций.

Тут явно ощущается восхищение, искренняя любовь, страсть, и все та гамма, которая сопровождает самое сильное, самое прекрасное человеческое чувство.

После прочтения на душе становится легко и хорошо, а настроение поднимается.

9. Система образов

В стихотворении присутствуют два ярких образа: загадочной восточной волшебницы, прототипом которой стала Воронцова, и мужчины, получающего бесценный дар любви.

Нельзя оставить без внимания и сам талисман. Пушкин ни разу не называет его перстнем, сохраняя сказочную таинственность, но все его современники точно знали, о чем именно идет речь в этом тексте.

Мы видим, что ткань произведения строится только на взаимодействии трех перечисленных образов: дарительницы, одариваемого и самого подарка.

Ничего другого или лишнего в тексте просто нет.

10. Центральные персонажи

Пожалуй, главным персонажем произведения становится прекрасная волшебница.

Именно она вручает лирическому герою тот самый талисман, который останется с ним до конца жизни и будет оберегать от всевозможных сердечных неудач. Отношение автора к ней трепетное, бережное и искреннее.

Вообще, Пушкин боготворил всех своих любимых женщин, но Воронцова была особенной для него.

Нельзя сказать, что образ восточной волшебницы и реальная графиня – это одно и то же. Однако из стихотворения становится понятно, что Александр Сергеевич испытывал к возлюбленной очень высокие чувства и даже наделял ее какой-то волшебной силой, что потом и вылилось в такой чудесный текст.

11. Лирический герой

Несмотря на то, что рассматриваемое произведение напоминает восточную романтичную сказку, оно во многом автобиографично.

Лирический герой – мужчина, принимающий подарок от волшебницы. В нем мы явно видим черты самого Пушкина.

12. Сюжет

Стихотворение имеет четкий сюжет.

Автор рассказывает о том, как в некой восточной стране, на берегу моря, ласкаясь, загадочная волшебница вручила лирическому герою талисман.

Она сказала, что подарок не защитит возлюбленного от смерти, не разрешит его житейских бед, не сможет перенести с юга на родину, в северные края, но зато точно убережет от любых любовных разочарований, измен или печалей.

13. Композиция

Композиция линейная.

Экспозиция представляет собой описание места, где происходит последующее действие. Автор не дает точного названия, но по намекам мы понимаем, что это теплые края:

Вообще, опираясь на биографию Пушкина, можно было бы предположить, что речь идет об Одессе. Ведь именно там он отбывал Южную ссылку, в которой познакомился с графиней.

Однако, скорее всего, никакой конкретной привязки к местности нет. Пушкин писал «Талисман» в форме восточной сказки, а значит, границы неважны.

Завязка происходит, когда женщина вручает свой бесценный подарок.

Развитие действия – описание невзгод, от которых он не сможет защитить.

Кульминация и одновременно развязка происходит в строках, повествующих о том, для чего нужен этот талисман.

Можно сказать, что произведение не имеет логической концовки. Оно буквально обрывается на кульминационном моменте. Полноценной развязки поэт не дает. Но ведь такова сама любовь, она непредсказуема и не поддается никакому логическому осмыслению.

14. Художественные особенности произведения

Стихотворение написано очень красочным, чудесным языком. Автор виртуозно играет словами, создавая многогранное, волшебное произведение.

Здесь книжная лексика легко уживается с бытовой, благодаря чему перед читателем предстает настоящий шедевр любовной лирики, в основу которого легла простая жизненная ситуация.

Влюбленная женщина вручила перстень своему избраннику, чтобы он всегда помнил о ней. Воображение Пушкина, сформировавшееся под влиянием бесконечного множества русских сказок, рассказанных его няней, наделило этот подарок магической силой. Ведь в него вложена искренняя любовь.

15. Строфика, размер, рифма

Произведение имеет четыре строфы, каждая из которых состоит из восьми стихов. Таким образом, можно говорить, что оно написано октавами.

Размер – хорей, несвойственный Пушкину, однако в рассматриваемом стихотворении создающий особенный лирический настрой. Характерный мажорный тон задается именно благодаря ему.

Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

Текст изобилует разнообразными средствами художественной выразительности.

Тут очень много эпитетов: «сладкий час», «таинственная сила», «коварны очи», «пустынные скалы» и т.д.

Практически все стихотворение состоит из инверсий, что добавляет ему особенной поэтичности, завораживая читателя, затягивая в нарисованный Пушкиным мир:

Кроме того, автор часто использует приемы единоначатия и синтактического параллелизма, придавая произведению явное сходство с магическими заклинаниями.

Добавляются и характерные фольклорные мотивы. Например, оживление стихий.

В стихотворении олицетворяется не только талисман, который, как нечто живое и разумное, будет защищать лирического героя от любовных неудач, но и окружающая действительность: море, луна, скалы. Они будто помогают волшебнице и становятся невольными свидетелями происходящего таинства.

17. Значение произведения

Произведение помогает понять важнейшее событие в жизни Александра Сергеевича: встречу с Воронцовой и получение талисмана, который потом он всегда носил с собой.

18. Актуальность

Любовь и ее животворная сила актуальны всегда. Произведение обязательно вызовет ответные чувства в сердцах наших современников, потому что оно настолько искреннее и нежно, что не восхищаться им просто невозможно.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение именно тем положительным, светлым началом, которое оно несет в себе.

20. Чему учит

«Талисман» учит настоящей любви, которая воплощается вот в таких подарках – идущих от самой души, сохраняющих в себе частичку чувства, которое испытывал дарящий.

1. История создания

Точную дату написания Пушкиным своего бессмертного произведения «Храни меня, мой талисман» исследователи не называют.

Предположительно, текст родился в 1824-1825 годах, когда поэт познакомился с графиней Воронцовой.

Также достоверно неизвестно, насколько близкие отношения связывали этих двух людей, особенно если учесть, что женщина была замужем. Но симпатия между ними определенно возникла.

Иначе Елизавета Воронцова не подарила бы Пушкину тот знаменитый перстень, который встречается на портретах и тетрадочных набросках поэта.

Об этом талисмане и говорится в рассматриваемом произведении.

Пушкин очень любил свой перстень. Будучи человеком глубоко суеверным, он наделял его мистической силой, и все его друзья тоже верили, что это самый настоящий любовный талисман.

Поэт практически не расставался с украшением. С пальца он его снял только перед смертью. Уже чувствуя, что умирает, Александр Сергеевич отдал свой талисман Жуковскому.

2. Литературное направление

Произведение родилось в период Южной ссылки, и, как большинство других текстов, созданных Пушкиным в это время, относится к романтизму.

3. Род

По роду это лирика, если быть более конкретными, то это любовная лирика.

4. Жанр

По жанру – послание, но необычное, так как обращено к неодушевленному предмету, который силой воображения автора оживает.

5. Проблематика

Это искреннее, глубоко интимное стихотворение не затрагивает каких-то серьезных проблем.

По сути, оно выявляет страхи и надежды автора, помогает понять пройденный им жизненный путь.

6. Тематика

Пушкин затрагивает любовную тему.

Центром повествования становится талисман, обращаясь к которому, поэт постепенно открывается перед читателем, обнажает свою душу.

7. Идея

Стихотворение написано для того, чтобы изложить свои внутренние переживания, выразить надежды.

Вполне возможно, что Пушкин искренне верил в волшебную силу талисмана, и поэтому все его просьбы, обращенные к перстню, животрепещущи и актуальны.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения пропитан светлыми, настоящими чувствами. Здесь читатель улавливает и любовь, и надежду, и тревогу.

9. Система образов

Центральным образом становится тот самый талисман. Именно обращение к нему звучит рефреном и проходит по всей ткани стихотворения.

Автор наделяет перстень, врученный ему любимой женщиной, волшебной силой. Он по-настоящему верит, что талисман может защитить от разных жизненных невзгод.

Но образ талисман не единственный. В произведении автор красочно рисует и картины несчастий, от которых он просит перстень уберечь его:

Вообще, все стихотворение построено на ярких образах. Благодаря такой форме и реализации читатель может воочию представить, чего боялся Пушкин, чего он хотел избежать в своей жизни и от чего просил свой талисман уберечь его.

10. Центральные персонажи

Произведение построено в форме монолога, обращающегося к неодушевленному предмету, наделенному воображением автора мощной силой.

Талисман нельзя назвать полноценным персонажем. Хотя он и олицетворяется Пушкиным, но никаких активных действий не совершает.

Поэт относится к своему «защитнику» с неким трепетом, он чувствует волшебную силу предмета и просит его о защите. Но все же, произведение лишено персонажей в классическом понимании этого термина.

11. Лирический герой

Все, о чем говорится в рассматриваемом тексте, Пушкин испытывал лично. Вот почему лирическим героем можно назвать художественную проекцию самого великого русского классика.

То есть лирический герой — сам Пушкин.

12. Сюжет

Как уже говорилось выше, произведение представляет собой монолог, поэтому конкретного сюжета не имеет.

Его можно сравнить с бусами: подобно бусинам, автор просто нанизывает свои просьбы, обращенные к талисману, одну за другой. Так и создается этот поистине удивительный поэтический текст.

13. Композиция

Формально можно сказать, что композиция состоит из пяти частей, в каждой из которых автор излагает новую просьбу, выражает определенную надежду на то, от чего его может защитить талисман.

Однако содержание анализируемого текста вообще не предполагает четкой композиции.

Это просто поток мыслей, художественно оформленных невероятным талантом Александра Сергеевича.

14. Художественные особенности

Стихотворение имеет явную мистическую подоплеку, раскрывая суеверность своего создателя. Его язык невероятно богат, образен и красочен.

Преобладающие части речи – существительные и глаголы.

Благодаря первым перед читателем предстает яркая картина пушкинских страхов и переживаний. Благодаря вторым, мы видим динамику, постоянное изменение, развитие различных жизненных ситуаций.

15. Строфика, размер, рифма

Стихотворение состоит из пяти катренов (четверостиший), в каждом из которых выражается определенная авторская просьба к талисману.

Написано оно любимейшим пушкинским размером – четырехстопным ямбом.

Используется опоясывающая рифма (АББА).

16. Средства художественной выразительности

Самое первое, что сразу бросается в глаза, это рефрен, заканчивающий каждую строфу: «храни меня мой талисман». Пушкин словно заклинает волшебный перстень, постоянно обращаясь к нему. Благодаря такому приему, текст приобретает признаки заклинания, завораживает читателя, получает характерный ритм.

Кроме того, поэт наполняет ткань произведения

  • эпитетами («валы ревучи», «грозою грянут тучи», «чуждые страны»)
  • и метафорами (дни гоненья», «день печали», «уединенье чуждых стран», «души волшебное светило»). Они буквально образуют стихотворение.

Текст построен на олицетворении. Он является посланием к неодушевленному предмету, что уже само по себе оживляет талисман. Да и из самого произведения становится понятно, что лирический герой относится к перстню, как к живому созданию.

17. Значение произведения

Произведение помогает понять личность автора, раскрывает новые стороны его души и характера.

18. Актуальность

Оно никогда не потеряет своей актуальности, потому что написано на животрепещущую тему любовного дара, полученного от близкого человека и оттого наделяемого особенной силой.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, образным языком и раскрывает самые потаенные чувства поэта.

20. Чему учит

Пушкинское стихотворение «Талисман» учит искренней, настоящей любви. Той, которая дарит силы, окрыляет и заставляет переживать самые необыкновенные моменты жизни.

Любовь пробуждает в людях все лучшее, заставляет их совершенствоваться, одаривает теплом и светом. Прекрасны даже воспоминания об ушедшем чувстве. Лучшее тому подтверждение – стихотворение Александра Пушкина«Храни меня, мой талисман».

Любовь много значила в жизни поэта, а любовная лирика составляет значительную часть его литературного наследия. Пушкин посвящал стихотворения многим женщинам. «Храни меня, мой талисман» литературные критики относят к циклу произведений, в который входят еще несколько лирических шедевров: «Талисман», «Сожженное письмо», «Желание славы».

Стихотворение исследовалось многими пушкиноведами, но получить ответы на все важные вопросы не удалось. Неизвестна даже точная дата создания произведения. Предположительно, оно было написано в период с осени 1824 года до лета 1825.

В одесской ссылке Пушкин познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Эта женщина была необычайно красива, образованна, наделена тонкой, возвышенной душой. Воронцова ответила на чувства поэта, но состояла в браке, поэтому влюбленным пришлось расстаться. Графиня подарила на память Александру Сергеевичу золотое кольцо с крупным сердоликом. На камне была надпись на еврейском языке. Поэт очень ценил подарок и верил в его магическую силу.

Кольцо имело свою историю и после смерти Пушкина. С руки покойного поэта его снял Василий Жуковский. Затем реликвия перешла к Тургеневу, от него – к Полине Виардо. Певица передала перстень в музей. В 1917 году его похитили, дальнейшая судьба кольца неизвестна.

Не все, правда, исследователи жизни и творчества Пушкина согласны с тем, что стихотворение посвящено именно этому перстню. У Пушкина было еще одно кольцо с изумрудом, которое он считал своим талисманом. Кроме того, достоверных сведений о романе поэта с Елизаветой Воронцовой нет. В тексте произведения вообще не сказано, что талисман – это кольцо.

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» проникнуто глубоким чувством, легкой тоской и грустью. Оно относится к жанру любовной лирики. Поэт рассказывает о чудесном подарке, который обязан уберечь его от бед и несчастий. Стихотворение похоже на магическое заклинание или молитву, оно написано в оригинальной форме обращения к самому себе.

Общее настроение этих поэтических строк весьма безрадостное. Передает его ряд однородных членов предложения: «гоненья», «раскаянья», «сомненья», «печали». В этот период Пушкин хотел покинуть Россию, но понимал, как одиноко ему будет на чужбине. В стихотворении как раз упоминается «уединенье чуждых стран». Ощущение надвигающейся беды емко передает строка: «Когда грозою грянут тучи».

Вера в магические свойства предмета подчеркивается многочисленными повторами фразы: «Храни меня, мой талисман». Этой строкой произведение начинается и ею же завершается. Слово «храни» выбрано поэтом не случайно. Оно перекликается со словами из христианской молитвы «спаси и сохрани», выражает главную надежду и веру в лучшее будущее. Лирический герой дает обещание всегда помнить о любви, которая постепенно покидает его, что выражено словами: «Прощай, надежда, спи желанье».

В стихотворении не говорится о возлюбленной и о причинах разлуки. Читатель только догадывается об этом к концу произведения. Талисман здесь – главный словесный образ. Поэт мастерски изображает свое трепетное отношение к подарку любимой женщины. Этому способствует ассонанс со звуком «а» и аллитерация в некоторых четверостишиях.

Пушкин использует ямб с кольцевой рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм, что выразительно подчеркивает значимость каждого слова. Во всех строках стихотворения, кроме одной, применен пропуск ударения. Использование инверсии придает выразительность, раскрывает глубину чувств автора, создает у читателя особое настроение. Поэт находит много ярких и оригинальных эпитетов: «души волшебное светило», «священный сладостный обман», «в тревоге пламенного боя», «на лоне скучного покоя».

Вся любовная лирика Пушкина светла и вдохновенна, о чем бы поэт ни писал: о зарождающейся любви или об угасающем чувстве. Александр Сергеевич всегда трепетно хранил воспоминания о своих возлюбленных и благодарил судьбу за минуты сердечных волнений. Была любовь счастливой или безответной, тихо угасла или закончилась бурным разрывом отношений, – во всем Пушкин черпал вдохновение и душевные силы. Любовь и была его жизненным талисманом.

По произведению: «Храни меня мой талисман»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/hrani-menya-moy-talisman.html
  • https://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-stihotvorenija-talisman-pushkina.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-talisman-po-planu/
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-hrani-menya-moj-talisman-po-planu/
  • https://goldlit.ru/pushkin/867-hrani-menia-moi-talisman-analiz

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт