Характеристика Пимена

boris-godunov-b-zvorykin%2B%25282%2529.jpg

Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.Смотрите:Все материалы по драме «Борис Годунов»Все материалы по творчеству Пушкина

Образ и характеристика Пимена в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание в цитатах

Пимен является пожилым монахом, живущим в Чудовом монастыре в Москве:

«Пишет летопись много лет. Старик.» 

«На старости я сызнова живу…»

Старец Пимен также является летописцем. Он усердно ведет летопись, описывая важные события из жизни страны:

«Найдет мой труд усердный, безымянный…» (Пимен о себе) 

«Когда, душой в минувшем погруженный, 

Он летопись свою ведет…» (Григорий о Пимене)

«А все перед лампадой 

Старик сидит да пишет – и дремотой, 

Знать, во всю ночь он не смыкал очей.»  (Григорий о Пимене)

О внешности Пимена известно следующее:

«Ни на челе высоком, ни во взорах 

Нельзя прочесть его сокрытых дум; 

Все тот же вид смиренный, величавый.» (Григорий о Пимене)

Пимен является кротким и смиренным старцем:

«…Пимену, старцу кроткому и смиренному…» (Игумен о Пимене) 

«Все тот же вид смиренный, величавый.» (Григорий о Пимене)

Старец Пимен провел свою молодость весело и бурно. Он участвовал в военных действиях, состоял при царском дворе:

«Мне чудятся то шумные пиры, 

То ратный стан, то схватки боевые, 

Безумные потехи юных лет!» (Пимен о своем прошлом)  

«Как весело провел свою ты младость! 

Ты воевал под башнями Казани, 

Ты рать Литвы при Шуйском отражал, 

Ты видел двор и роскошь Иоанна! 

Счастлив!» (Григорий о прошлом Пимена)

Монах Пимен признает, что в жизни «многим насладился», но ощутил блаженство, только став монахом. Оказавшись в монастыре, Пимен понимает всю ничтожность мирской суеты:

«Я долго жил и многим насладился; 

Но с той поры лишь ведаю блаженство, 

Как в монастырь господь меня привел.» 

«Тогда уж и меня 

Сподобил бог уразуметь ничтожность 

Мирских сует…»

За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:

«…Недаром многих лет 

Свидетелем господь меня поставил 

И книжному искусству вразумил…»

Старик Пимен застал времена, когда правил царь Иван Грозный:

«…здесь видел я царя, 

Усталого от гневных дум и казней. 

Задумчив, тих сидел меж нами Грозный…»

Пимен также был в Угличе, когда там погиб царевич Дмитрий. По словам Пимена, сообщники Бориса Годунова убили юного царевича, а в ходе следствия выдали самого Бориса как организатора этого преступления:

«Тогда я в дальний Углич 

На некое был послан послушанье; 

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни 

Вдруг слышу звон, ударили в набат, 

Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я 

Спешу туда ж – а там уже весь город. 

Гляжу: лежит зарезанный царевич…» 

«Покаялись – и назвали Бориса.» (сообщники выдали Бориса Годунова)

Живя в монастыре, старец Пимен становится наставником молодого монаха Григория Отрепьева. От Пимена тот узнает подробности смерти царевича Дмитрия (своего ровесника). Пользуясь этой информацией, авантюрист Григорий объявляет себя выжившим царевичем Дмитрием и решает свергнуть с трона царя Бориса Годунова:

«…я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному…»

Критика об образе Пимена

А. С. Пушкин:

«Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших… 

Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца; что трогательное добродушие древних летописцев… украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателя; что же вышло? Люди умные обратили внимание на политические мнения Пимена и нашли их запоздалыми; другие сомневались, могут ли стихи без рифм называться стихами.» (А. С. Пушкин, «Письмо к издателю «Московского вестника»», конец 1827 — начало 1828 г.)

М. П. Погодин:

«Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила. <…> Мне показалось, что родной мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне послышался живой голос древнего русского летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков: «Да ниспошлет господь покой его душе, страдающей и бурной», — мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах.» (М. П. Погодин, «Из «Воспоминаний о Степане Петровиче Шевыреве»»)

Л. П. Прессман:

«Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, «не ведая ни жалости, ни гнева», решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.» (Л. П. Прессман, «Драматургия А. С. Пушкина», диафильм, 1982 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена. Смотрите:Все материалы по драме «Борис Годунов»Все материалы по творчеству ПушкинаСодержание:

Историческая основа пьесы

Трагедию «Борис Годунов» общественность увидела в 1825 году. Основная идея произведения — взаимоотношения народа и власти — особенно волновала умы прогрессивного класса общества того времени. И эта тема была особенно актуальна для некоторых друзей автора — будущих декабристов.

Реальные события, на которых основаны действия произведения, происходят на территории Московии шестнадцатого века. На царский трон, после неудачной попытки правления государством Фёдором, восседает Борис Годунов. Но его приход к власти был окружён слухами о незаконности утверждения на троне. И основной причиной таких домыслов была преждевременная смерть несовершеннолетнего царевича Дмитрия — многие считали, что наследник престола был предательски умерщвлён по непосредственному приказу Бориса Годунова.

Пушкинисты (в том числе историк литературы Б. П. Городецкий) отмечают, что, несмотря на историческую давность происходящих событий, описание которых представлено в трагедии, она звучала своеобразным предупреждением о том, что власть, игнорирующая интересы собственного народа, обрекает себя на неминуемую гибель.

Внешний облик летописца

Монах Пимен, являясь второстепенным персонажем в трагедии «Борис Годунов», всё же играет одну из ключевых ролей для понимания сути самого произведения. Он не имеет реального исторического прообраза и считается собирательным. Но многие исследователи творчества великого русского поэта А. С. Пушкина склонны считать, что по характеристике Пимен из «Бориса Годунова» — это сравнительное подобие летописца Нестора.

Герой предстаёт зрителю в образе седого старца-отшельника. Об этом можно судить по кратким цитатам из произведения:

  • «Пишет летопись много лет. Старик…»;
  • «На старости я сызнова живу…».

По внешности он напоминает дьяка в строгой рясе. Его облик величав и в то же время смиренен, а на высоком челе нашли отражение одновременно черты непорочного младенчества и мудрой старости (сходство с волхвами).

Жизненный опыт

Из биографии героя понятно, что к монашеству Пимен приходит уже в зрелом возрасте. У него была довольно бурная молодость, какая прошла на службе при царском дворе. Будучи воином, Пимен принимал участия во многих ратных делах, сцены каковых иногда посещают его в снах.

Он также успел познать и насладиться радостями и музыкой жизни, но настоящее блаженство испытал только после монашеского пострига, поняв суетность и мелочность жизни в миру.

Долгая жизнь Пимена была насыщена многими историческими событиями, в которых ему пришлось быть участником или свидетелем. Летописец застал правление царя Ивана Грозного и был невольным свидетелем убийства царевича Дмитрия, в котором позже обвинили Годунова. Монах не был приверженцем кровавых методов прихода к власти и искренне верил, что его записи уберегут будущие поколения от подобных ошибок.

Свой взгляд и видение исторических событий он не только записывает в летопись, но и пересказывает ученику Григорию Отрепьеву. Этим действием монах Пимен невольно из наблюдателя за событиями переходит в статус реального участника, так как Отрепьев по-своему воспользовался полученной информацией — становится Лжедмитрием.

Также Пимену пришлось повоевать:

  • и под Казанью;
  • и в Шуйском сражении, отражая нападение литовцев.

Анализ этих фактов даёт возможность читателю узнать и понять, кто такой Пимен в рассказе «Борис Годунов».

Основу умиротворения и высшего блаженства для героя создаёт представление о верном служении Богу и возможность размышлять о вечном мире. А своё истинное предназначение монах видит в том, чтобы создавать летописи, показывающие потомкам реальную историю русской земли.

А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов» как художник создал не просто образ-миниатюру летописца, а сделал ударение на то, что это человек, который характеризуется огромным жизненным опытом и пытливым умом. Он способен переживать за судьбу своего народа и делать правильную оценку и выводы на основе исторических фактов. И несмотря на второстепенность самого персонажа в произведении, его особенности и качества по важности для понимания сути пьесы не уступают по важности перед чертами главных героев.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов

Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.

Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.

Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.

За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.

Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.

В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.

Вариант 2

Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна». 

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом.  Однако летопись остаётся недописанной,  окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению.  Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали,  в мире нельзя найти истинного покоя.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.

Сочинение Образ монаха Пимена

С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Монах летописец.

<glav>Другие сочинения:</glav>← Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава↑ ПушкинОбраз Москвы в романе Евгений Онегин →

Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика

    Одной из самых значимых тем в творчестве Толстого является тема чести и достоинства русского офицера. Характеристика Жеркова полностью помогли понять, почему русская армия одержала поражение в войне 1805-1807 годах.

  • Сочинение Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

    Испокон веков люди желали перемен и готовы были делать шаги в неизвестность, чтобы достичь своих целей. Хоть и впереди ожидало неизвестное будущее. Возможно, не всегда перемены вели к желаемому результату

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос, 6 и 5 класс (описание)

    Лето — это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне — это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

  • Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского сочинение

    Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.

  • Анализ сказки Морозко

    Главной героиней сказки «Морозка» является девушка. Она жила с отцом, мачехой и сводной сестрой. По воле судьбы вся домашняя работа сваливается на ее хрупкие плечи, однако, девушка не унывает и делает все по дому.

(2)

Пимен — монах Чудова монастыря в Москве, старец кроткий и смиренный. Надо полагать, что только дворянское  происхождение давало  ему возможность в молодости видеть «двор и роскошь Иоанна», и «пировать за царскою трапезой». Прошлая жизнь его в трагедии едва намечена, но можно предположить, что это один из тех сподвижников первой половины царствования Иоанна Грозного, когда лучшие сыны  Руси своим мечем помогали царю расширять пределы родины. Григорий, знакомый, очевидно, с биографией Пимена, завидует ему:

Пимен

Ты  воевал  под башнями Казани,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Ты рать Литвы  при Шуйском отражал!

Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати  воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр.  Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские  летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Свою летопись он оканчивает сказанием о смерти царевича Димитрия; далее совесть не позволяет ему повествовать, так как с тех пор он мало «вникал в дела мирские», а описывать только по темным слухам что-либо он не решается. По его мнению, летописец должен описывать,  «не мудрствуя лукаво», только то, чему в жизни был свидетелем:

Войну и мир, управу государей,

Угодников  святые  чудеса,

Пророчества и знаменья небесны …

Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может  писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или  о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.

Пимен любит свою работу, потому что благодаря ей он в старости, как бы «сызнова» живет. Его волнует дальнейшая судьба летописи: хотелось бы передать ее в умелые, способные руки, которые могли бы продолжать его работу:

.. .Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю …

Он дает Григорию наставление о том, как следует продолжать работу, полагая, что тот весь свой век проведет в монастыре. Когда Григорий жалуется Пимену на свою несчастную долю, которая с малых лет  привела его в обитель, Пимен успокаивает послушника, уверяя, что  людей только издали может пленять «слава, роскошь и женская лукавая любовь». В «мире» нельзя найти успокоения:

Я долго жил и многим насладился,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в  монастырь  Господь меня привел.

Пимен рассказывает Григорию, что даже цари, для которых, казалось  бы, жизнь складывается самым лучшим образом, только в схиме надеялись найти себе покой. Царь Иоанн, припадши к стопам «святого отца»,  говорил игумену «и всей братье», что примет честную схиму. Царь же Феодор на престоле мечтал о тихой жизни молчальника. Его не прельщали ни  власть, ни богатство; даже царские покои он превратил в келью, где тяжелое время правления государством не возмущало его святой души; подвижническая жизнь царя, по мнению Пимена, была причиной того, что в  час его кончины «свершил ося невиданное чудо». Простым же смертным и  подавно не следует жалеть грешный свет, где так много всякого рода искушений. Нигде нельзя с таким усердием молиться и смирять плоть постом, как в монастыре, а только этим способом можно избавиться от лукавых мыслей и тяжелых снов.

Пимен проникнут религиозным чувством, которое так соответствует его природной кротости. Он никого не осуждает, ничем не возмущается, во всем видит перст Бога. В своей незлобивой душе Пимен не осуждает царей за грехи, за темные деяния, а скорее готов умолять Спасителя: «Да ниспошлет Господь любовь и мир его душе страдающей и бурной». В бедствиях, которые случились в царствование Бориса Годунова, Пимен видит наказание Божие за то, что Собор избрал в цари цареубийцу: Прогневали мы Бога, согрешили:   О страшное, невиданное горе! Владыкою   себе   цареубийцу  Мы нарекли. А между тем царь в представлении Пимена — это помазанник Божий,  выше которого, кроме Бога, никого нет; а раз так, то царь имеет право делать все, что ему угодно. Эту же самую мысль мы находим в переписке  Иоанна Грозного с князем Курбским. Несправедливости, исходящие от владыки, следует переносить со смирением и видеть в них только испытание; поэтому-то Пимен замечает: «Кто смеет противу них? Никто». Он с  истинным благоговением вспоминает Иоанна, хотя, конечно, как современник, знал все зверства царя, оставшиеся навсегда в памяти народа.  Изображению Пимена Пушкин отвел в трагедии немного места, но  образ летописца стоит перед читателем как живой. Рассказывают, что,  когда историк Погодин услышал сцену в Чудовом монастыре из уст самого автора, он, пораженный ее жизненностью и исторической достоверностью, воскликнул: «Мне показалось, что мой родной и любезный  Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена. Мне послышался живой голос русского древнего летописателя».

Представление о Пимене неотделимо от монастырской кельи — это как раз и есть те обстоятельства, в которых раскрывается характер героя. Поэт подчеркивал непроницаемость для окружающих духовного мира Пимена, недоступность его пониманию и юного Григория, который часто хотел угадать, о чем он пишет. Склонившийся над своим трудом летописец напоминает Григорию дьяка, но сравнение это больше внешнее.

Психологически Пимен совсем иной. Нет, он не равнодушен к тому, о чем повествует, тем более — к «добру и злу». Для него зло есть зло, а благо — величайшее человеческое счастье. С болью он рассказывает Григорию о Кровавом грехе, которому был свидетелем. Как «горе» воспринимает Пимен совершенное противно законам божеским и человеческим «венчание» Бориса на престол.

Высшее предназначение жизни летописца Пимен видит в том, чтобы поведать потомкам правду истории.

Истинное «блаженство» умудренный жизнью Пимен находит в углубленном размышлении, в своем сосредоточенном писании. Высшая мудрость жизни заключена для Пимена в его вдохновенном труде, исполненном для него подлинной поэзии. В черновике сохранилась прозаическая запись, содержащая задушевное признание Пимена: «Приближаюсь к тому времени, когда пристало быть для меня занимательным». На склоне лет «занимательно» для Пимена лишь одно: его «последнее сказанье». Особенность внутреннего облика летописца — его величавое спокойствие. Величавость в священном для Пимена труде, совершаемом во имя высоких целей. Достоинство и величие — от сознания исполненного долга.

Живой, цельный, индивидуальный человеческий характер — сплав черт, иногда неожиданных, противоречивых. Соединение качеств как будто несовместимых отмечает Пушкин в летописце: «нечто младенческое и вместе мудрое…» В черновике последнее слово читалось как «ветхое». Автору казалось, однако, важным оттенить не столько немощность летописца, сколько его умудренность в сочетании с непосредственностью восприятия.

Созданный в трагедии Пушкина образ летописца — это собирательный образ поэта Древней Руси, тип поэтического сознания вообще. Поэт выступает всегда как эхо своего времени. И именно это соединение исторически реального и поэтически вымышленного видел в Пимене автор: «Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца». «Знаком» — потому что подобных летописцев на Руси было немало. «Нов» — потому что создан воображением художника, привносившего в этот образ столь близкое ему самому творческое начало.

Перед нами характер героя, основное качество которого — политический авантюризм. Он живет нескончаемыми приключениями. За этим героем тянется целая вереница имен: Григорий, Григорий Отрепьев, Самозванец, Димитрий, Лжедимитрий. Он умеет патетически говорить. Порой он, начав играть роль, настолько входит в неё, что сам начинает верить в свою ложь.

Самозванец искренне завидует нравственной чистоте князя Курбского. Ясность души сражающегося за правое дело Курбского, мстящего к тому же за оскорбленного отца, вызывает в Самозванце осознание того, что сам он лишён этого драгоценного свойства. Истинный патриот отечества, окрыленный осуществлением мечты Курбский и Самозванец, играющий роль, ничтожный в своих эгоистических устремлениях, — таков контраст характеров.

В канун сражения на границе Литовской в Самозванце просыпается раскаяние:

Кровь русская, о Курбский, потечёт!

Вы за царя подняли меч, вы чисты.

Я ж вас веду на братьев; я Литву

Позвал на Русь, я в красную Москву

Кажу врагам заветную дорогу!..

Угрызения нечистой совести нужно заглушить, и Самозванец находит для этого способ, возлагая на Бориса вину за то, что делает сам: «Но пусть мой грех падёт не на меня — А на тебя, Борис- цареубийца!» если в устах летописца Пимена обвинение Борису звучало как приговор совести, слова Самозванца о преступлении Годунова — лишь самообман в целях мнимого самоутверждения.

Самозванец мастерски играет взятую на себя роль, играет беспечно, не задумываясь над тем, к чему это может привести. Только раз он снимает маску: когда его захватывает чувство любви, он не в силах более притворяться:

Нет, полно мне притворствовать! скажу

Всю истину…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Я миру лгал; но не тебе, Марина,

Меня казнить; я прав перед тобою.

Нет, я не мог обманывать тебя.

Ты мне была единственной святыней,

Пред ней же я притворствовать не смел…

«Не мог обманывать…», «не смел…»- Самозванец способен к бездумной откровенности.

Характер Самозванца совсем не так прост, как может показаться: разные грани его проявляются в разных обстоятельствах.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2018/03/obraz-harakteristika-pimen-boris-godunov-pushkin.html
  • https://nauka.club/literatura/obraz-pimena.html
  • http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-pimena-v-tragedii-boris-godunov
  • https://info-shkola.ru/harakteristika-pimena/
  • https://studbooks.net/772378/literatura/obraz_pimena

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт