Автор: · Опубликовано 31.03.2020 · Обновлено 31.03.2020
«Двенадцать — это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью» (c) А. Блок
(259 слов) Тема революции в творчестве Александра Александровича Блока нашла свое отражение в поэме «Двенадцать», которую сам автор считал лучшим своим произведением. Главным конфликтом в нем принято считать столкновение старой и новой России, символом которых становятся буржуй, обреченный на гибель, и армия красногвардейцев, идейных борцов за великое будущее страны. Помимо этих образов, в конце поэме появляется самый загадочный из них — Исус Христос, значение которого трактуется по-разному.
Некоторые исследователи объясняли возникновение Христа непониманием Блока того, кто должен быть впереди солдат. Другие считали, что тем самым поэт воспринимает революцию как святую и спасительную. Есть также мнение, что эпизод с пущенной пулей в Исуса доказывает антигуманную сущность содеянного красногвардейцами: «Пальнем-ка пулей в святую Русь».
Так как центральная тема произведения — судьба России, представленная в образе «гуляющей девки» Катьки, то нетрудно определить истинное отношение поэта к происходящему. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, страна находится на перекрестке дорог, и ей необходим проводник, чтобы следовать по выбранному пути. Христос и есть тот самый проводник, способный вывести народ из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Именно поэтому Блок отмечает, что он ступает «нежной поступью надъвьюжной». Борьба миров в поэме, прежде всего, связана с преодолением человеком в себе темного и страшного, а Исус являет собой свет чистоту, которая так необходима в столь тяжелое для страны время: «В белом венчике из роз Впереди Исус Христос».
Таким образом, несмотря на множество версий об окончании поэмы, можно выделить ключевую, согласно которой Христос представляет собой залог будущего нравственного возрождения героев. Ведь христианские ценности, такие как сострадание и любовь, способны преодолеть разгул стихии и привести Россию к единению и согласию.
Автор: Софья Брудкова
конец поэмы “Двенадцать” (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: – Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа.
Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения?
Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа – антитеза псу-волку как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями.
Он – воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ двенадцати, и возникающие вновь образы буржуя и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов.
Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения – от приветствия новой революционной России, “идущей державным шагом”, до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: “Идут без имени святого все двенадцать вдаль”.
И их незримый враг вовсе не “нищий” пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.
Духовно слепым “двенадцати” не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом “товарищ”, но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость.
Смысл финала поэмы А. А. Блока “Двенадцать”« О творчестве Р. М. РилькеТартюф, или Обманщик »
Автор: · Опубликовано 10.05.2020 · Обновлено 11.05.2020
«Двенадцать — это лучшее, что я написал, потому что тогда я жил современностью» — сказал однажды Александр Блок о своей поэме. Это произведение действительно уникальное по своему содержанию и заслуживает отдельного внимания не только с позиции изучения творчества Блока, но и всей русской литературы.
Поэма поднимает животрепещущую на тот момент тему революции, главными действующими лицами мы видим буржуев, обречённых на гибель, и смелых красногвардейцев, которые борются за лучшее будущее своей страны. Главным конфликтом поэмы является столкновение двух противоборствующих сил — старой и новой России, старого общества и нового, старых и новых идей. Однако помимо буржуев и красноармейцев, к удивлению читателя, в самом конце поэмы на сцену выходит самый загадочный из героев — Иисус Христос, значение которого в данном произведении мы хотели бы обсудить более подробно.
Его появление трактуется читателями по-разному. Часть исследователей считает, что Блок ставит фигуру Иисуса во главе солдат, потому что сам не понимает кто должен их вести и не видит явного лидера среди идейных борцов. Другие считают, что тем самым Блок отождествляет саму революцию с чем-то святым и спасительным. Третьи видят в эпизоде с пущенной и Христа пулей антигуманные символы и обвинения красных в излишнем кровопролитии, от которого пострадала вся страна, в том числе много невинных людей: «Пальнем-ка пулей в святую Русь».
И всё же истинное отношение Блока к революции нетрудно определить хотя бы по тому факту, что судьбу его родной страны он показывает нам в образе «гуляющей девки» Катьки. Это и есть главная тема поэмы — поиски новой России. От темноты, потери нравственных ориентиров, разгула тёмных страстей к свету, взрослению, новому пути. Но чтобы найти новый путь, стране необходим проводник, который поможет ей выбраться из хаоса, уйти с перекрёстка и найти свою дорогу. В Иисусе Блок видит такого проводника. Автор говорит нам, что только вера способна совершить настоящее чудо и вывести народ из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Это можно понять даже по тому, как Блок описывает Христа: в его внешности есть только чистота, свет, даже ступает он «нежной поступью надъвьюжной». Но в то же время Блок отмечает, что переоценка ценностей в мире и война между идейными людьми связаны прежде всего с внутренней борьбой, которая ведется внутри каждого из нас. Эта борьба связана с преодолением внутри себя тёмного и страшного, с правдой, которую так или иначе придётся сказать самому себе и впредь быть искренним. И с помощью Иисуса автор символизирует эту истину, этот свет, который так необходим в столь темный и трудный для всех период: «В белом венчике из роз впереди Исус Христос».
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что несмотря на разгул мнений по поводу личности и символического значения Христа в поэме блока “12”, главной или ключевой версией его появления все же является желание автора создать образ, способный возродить нравственное разложение героев. Иисус для Блока — символ возрождения, воскрешения, нерушимой святости. Таким он и видит будущий нравственный ориентир России, способный преодолеть разгул стихии и привести страну к единению и согласию.
В нашей библиотеке 23 521 материалов. |
Сочинения | Биографии | Анализ | Характеристики | Краткие содержания | Пересказы |
---|
Сочинения / Блок А.А. / Двенадцать
Смотрите также по произведению «Двенадцать» |
Драматическая поэма «Двенадцать» была создана после долгих размышлений поэта о судьбах Родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как «мирового пожара».К. Чуковский в статье «Александр Блок как человек и поэт» вспоминает интересный эпизод: «Гумилев сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:— Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос».Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик «влит» в повествование, его голос — такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие «Двенадцати» — это воспроизведение многоголосия «переворотившейся» эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей «судьбы» двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат «Вся власть Учредительному Собранию!», оплакивающая Россию «барыня в каракуле», злобно шипящий «писатель, вития», отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:Гуляет ветер, порхает снег,/Идут двенадцать человек.Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои — представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к «верхам». «Святая злоба» владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?Главный вопрос поэмы: «Что впереди?» — для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа — антитеза псу-волку как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он — воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ двенадцати, и возникающие вновь образы буржуя и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения — от приветствия новой революционной России, «идущей державным шагом», до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: «Идут без имени святого все двенадцать вдаль». И их незримый враг вовсе не «нищий» пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.Как видим, от голодного пса старого мира — красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.Духовно слепым «двенадцати» не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом «товарищ», но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то «черное», что несет с собой революция, есть в ней и «белая» правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже — в душе бандитов-красногвардейцев, идущих «без имени святого», которым «ничего не надо, ничего не жаль». Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что «вот проснется лютый враг». Мысли и чувства солдат противоречивы, но их действия носят глобальный, необратимый характер:
Просмотров: 52189Сочинение — Загадка финала поэмы «Двенадцать». | —>Рейтинг—>: /1 |
| —>Просмотров—>:1857 | —>Добавил—>:аgent (22.02.2019) (Изменено: 22.02.2019)</td></sp></table>
Всего ответов: 5 |
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 5<label>Порядок вывода комментариев:</label> Biz-ledy 22.02.2019 оставил(а) комментарий: Поэма «Двенадцать» написана Блоком в 1918 г., когда грандиозные события революции были еще днем сегодняшним. Произведение стало одним из первых литературных откликов на очень противоречивый, переломный исторический момент. Закономерно поэтому, что оценки блоковской книги современниками были подчас диаметрально противоположными. Ее считали «своей» как сторонники, так и противники революции. Вызвал к жизни острую полемику образ Иисуса Христа в финале «Двенадцати». Трактовку этого образа можно считать ключом к разгадке всей сложной, новаторской в творчестве Блока поэмы. Однако финал — это лишь часть целого, поэтому его осмысление невозможно без анализа всего текста. В основе композиции «Двенадцати» лежит антитеза, противопоставление. Об этом заявляют первые же строки: Черный вечер. Белый снег. И сразу же становится очевидным вселенский масштаб разворачивающихся событий: Ветер, ветер На всем божьем свете! Противопоставлены же друг другу образы нового и старого мира. Старый мир обрисован черным: «барышня в каракуле», «долгополый поп», «писатель-вития»… Самыми емкими образами уходящего времени становятся мерзнущий «буржуй» и следующий за ним по пятам «паршивый пес». Новый мир представлен в образе коллективного героя поэмы — двенадцати красногвардейцев, которые патрулируют город. Движение маленького отряда лежит в основе композиции произведения. Однако все эти люди проходят и внутренний путь духовного преображения. Впервые они предстают перед нами в вихре пурги, стихии, которая будет сопровождать героев до конца поэмы. Сначала двенадцать выглядят зловещими каторжниками, анархистами без веры и совести: В зубах цигарка, Примят картуз. На спину б надо Бубновый туз. Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Но это скорее взгляд обывателя, чем авторская характеристика двенадцати. Позиция Блока иная. Он называет своих героев «рабочим народом» и сознательно ставит в центр произведения именно таких людей, наделенных многими противоречивыми качествами. Их поднял с самых низов вихрь истории, ведет вперед «черная злоба — святая злоба» к сытым. Всю тяжесть сокрушения старого мира двенадцать берут на себя: И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль. Даже великий грех — убийство человека — воспринимается не просто как частная, конкретная история, а как возмездие «страшному миру», изуродовавшему человеческие судьбы и души, и бремя этой платы за искупление всех людских грехов герои берут на себя. В финале поэмы двенадцать — носители не только кровавого меча, но и великой исторической миссии. Не случайно изменение лексики и ритма произведения. Выкрики, частушки сменяются четким маршевым ритмом, вместо разговорных «Катька», «Ванька», «падаль» появляются слова высокого стиля: В очи бьется Красный флаг. Раздается Мерный шаг. Символическим смыслом наполняется само слово «двенадцать». Это уже не просто число красногвардейцев в составе патруля. Здесь использована библейская символика: двенадцать апостолов — ученики Христа, провозвестники новой веры, истины. И глав в поэме тоже двенадцать. В последней, финальной главе, сведены воедино все образы и мотивы произведения. Автор отвечает на вопрос, прозвучавший в начале произведения: что впереди? Красногвардейцы «вдаль идут державным шагом» как хозяева мира, творцы истории Вселенной. Рисуя неостановимое движение двенадцати, Блок создает историческую перспективу: …Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Продолжение нижеBiz-ledy 22.02.2019 оставил(а) комментарий:V_V 22.02.2019 оставил(а) комментарий:buzz 22.02.2019 оставил(а) комментарий: Поэма Александра Блока «Двенадцать» — в высшей степени загадочное и таинственное произведение. Как только не пытались его трактовать! Какие дискуссии разворачивались о нем! Кто-то кричал, что «Двенадцать» — долгожданная поэма революции. Кто-то придерживался диаметрально противоположного мнения, как, например, Троцкий. Даже сам автор, как известно, не мог точно объяснить значение некоторых образов или смысл финала. Неудивительно, что различные критики по-разному истолковывали все произведение в целом и финал в частности. Сложность темы сочинения состоит в том, что нельзя категорично утверждать что-либо. Все утверждения следовало бы предварять фразой «возможно» или «можно предположить». Ведь кто знает, какова идея поэмы на самом деле? Сам Блок не знал в точности. Нужно отметить, что финал поэмы «Двенадцать» полон трагических контрастов. Красногвардейцы одновременно являются двенадцатью апостолами. Они идут в строю, «державным шагом», но при этом цель их неясна ни нам, читателям, ни им самим. Они идут в пустоту. Ради чего, куда? Неизвестно. У красногвардейцев (или лучше назвать их апостолами?) нет никаких высоких человеческих порывов, по крайней мере эти порывы никак не проявляются. Зато они совершают действие, которое опускает апостолов до обычных хулиганов — убивают Катьку. В результате революция воспринимается как губительный смерч, сметающий все на своем пути и ничем не объяснимый. Подхваченные ледяным ветром красноармейцы превращаются в убийц. Христос появляется в поэме, как чудо. Но даже этот чистый образ раздвоен: Впереди с кровавым флагом, И за оыогой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвыоленой, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Продолжение нижеbuzz 22.02.2019 оставил(а) комментарий: |
—>
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/v-chem-smysl-finala-poemy-a-bloka-12/
- https://lit.ukrtvory.ru/smysl-finala-poemy-a-a-bloka-dvenadcat/
- https://literaguru.ru/sochinenie-v-chem-smysl-finala-poemy-a-bloka-12/
- https://lit-helper.com/p_smisl_finala_poemi_a_a__bloka_dvenadcat-
- http://ingvarr.net.ru/otvet/86-1-0-49305