Содержание
- 1 1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны
- 2 2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны
- 3 3. Необычные детали Сикстинской Мадонны
- 4 Синопсис
- 5 Рафаэль
- 6 Сикстинская Мадонна
- 7 Сюжет
- 8 Контекст
- 9 Судьба художника
- 10 Описание композиции
- 11 Интересные факты
- 12 Изучение творчества Рафаэля в школах
- 13 Еще тесты
- 14 Читайте также
Именно об этой Мадонне Рафаэля Достоевский сказал “Красота спасёт мир”. Фотография картины всю жизнь висела в его кабинете. Писатель даже ездил в Дрезден, чтобы специально посмотреть шедевр вживую. Кстати, 10 лет картина провела в России. После Второй Мировой войны она находилась в Советском Союзе. Правда после реставрации её вернули.
О картине читайте в статьях
“Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.
Перейти на главную страницу сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”.
» data-medium-file=»http://tesla-hall.ru/wp-content/uploads/2021/03/pp_image_12248_8igeftzyetimage-10.jpeg» data-large-file=»http://tesla-hall.ru/wp-content/uploads/2021/03/pp_image_12248_8igeftzyetimage-10.jpeg» loading=»lazy» class=»wp-image-3161 size-thumbnail» title=»Сикстинская Мадонна в галерее старых мастеров» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-10-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Сикстинская мадонна в Галерее старых мастеров» data-recalc-dims=»1″/>
Сикстинская Мадонна (1513) – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла писателей и поэтов 19 века. “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о ней. А фраза “Гений чистой красоты” принадлежит Василию Жуковскому. Ее позаимствовал Александр Пушкин. Чтобы посвятить земной женщине Анне Керн.
Многим картина нравится. Что же в ней такого особенного? Почему те, кто видели Сикстинскую Мадонну, не могут её уже никогда забыть?
1. Оригинальная композиция Сикстинской Мадонны
Композиция “Сикстинской Мадонны” очень необычна для своего времени. Редко кто писал Мадонн в полный рост. Тем более идущих навстречу зрителю.
Чем-то композиция похожа на “святое собеседование”. Это когда Мадонна с младенцем сидит в интерьере или на природе. А около неё – несколько святых. Как правило, разговаривающих между собой. Отсюда и название такого типа композиции.
Мадонна Пальмы Старшего можно отнести к классическому типу композиции “святое семейство”. Мадонна сидит с младенцем на руках. Вокруг неё – святые. Святая Екатерина и Магдалена разговаривают между собой. Отсюда и название композиции – святое собеседование.
Картина упоминается в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
Перейти на главную страницу сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”. » data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-8.jpeg?fit=595%2C470&ssl=1″ data-large-file=»http://tesla-hall.ru/wp-content/uploads/2021/03/pp_image_12249_877po8fm7timage-8.jpeg» loading=»lazy» class=»wp-image-3639 size-medium» title=»Пальма старший мадонна» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-8-595×470.jpeg?resize=595%2C470&ssl=1″ alt=»Пальма Старший Мадонна» srcset=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-8.jpeg?resize=595%2C470&ssl=1 595w, https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-8.jpeg?w=760&ssl=1 760w» sizes=»(max-width: 595px) 100vw, 595px» data-recalc-dims=»1″/>Пальма Старший (Якопо д’Антонио Негретти). Святое собеседование. 1520 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва
Так и на картине Рафаэля Мадонна окружена святыми Сикстом и Варварой. Однако в отличие от других “святых собеседований” Рафаэль включил в композицию зрителя.
Мадонна спускается к нам. Она смотрит нам в глаза. Святой Сикст указывает рукой ей путь. Такое включение зрителя в картину делает её завораживающей.
Сама композиция была не нова для Рафаэля. Несколькими годами ранее он создал Мадонну де Фолиньо.
Мадонна де Фолиньо была написана Рафаэлем за 1-2 года до знаменитой Сикстинской Мадонны. В ней уже появились очертания той композиции, которые так прославили именно Сикстинскую Мадонну. Мадонна ещё пока сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Вокруг неё – нерожденные души в виде облаков. Похожее же обрамление появится и у Сикстинской Мадонны.
Более подробно о картинах читайте в статье “Сикстинская Мадонна. Почему это шедевр?”
Перейти на главную страницу сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”. » data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-7.jpeg?fit=450%2C700&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-7.jpeg?fit=450%2C700&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3636 size-thumbnail» title=»Рафаэль Мадонна фолиньо» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-7-450×640.jpeg?resize=450%2C640&ssl=1″ alt=»Рафаэль Мадонна фолиньо» data-recalc-dims=»1″/>Рафаэль. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512 гг. Пинакотека Ватикана, Рим
На ней Мадонна сидит и не смотрит на зрителя. Но она уже возвышается над святыми. Рафаэль здесь также делает попытку включить зрителя в композицию. Только на нас смотрит святой Иоанн Креститель.
2. Невесомая красота Сикстинской Мадонны
У Сикстинской Мадонны Рафаэля очень красивое лицо. Многие верят, что моделью для неё послужила Маргарита Лути, возлюбленная Рафаэля. Но они совсем не похожи. Скорее всего, Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал своему другу, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому ему нужно посмотреть их в большом количестве, чтобы родилась в голове идея.
Сравните лица Маргариты Лути и Сикстинской Мадонны в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
Перейти на главную страницу сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”. » data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?fit=561%2C480&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3647 size-full» title=»Рафаэль Сикстинская Мадонна фрагмент» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-10.jpeg?resize=561%2C480″ alt=»Рафаэль Сикстинская Мадонна фрагмент» data-recalc-dims=»1″/>Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Почти все Мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами. Сикстинская Мадонна смотрит прямо и чуть вниз (видимо Рафаэль предполагал, что зритель будет всегда смотреть на картину снизу вверх).
Взгляд Мадонны особенный. Грустный. Она знает, что ждёт её сына. Она несёт его нам, людям. В жертву. Нет, она не вцепилась в ребенка. Как это бы сделала любая земная женщина, пытаясь защитить своё дитя. Ребёнок тоже не хватается в тревоге за мать. Они со смирением идут навстречу трагической судьбе.
Рафаэль смог добиться потрясающего эффекта невесомости Мадонны. Обратите внимания, что её босые ступни слегка касаются облаков. В то же время фигуры святых Сикста и Варвары утопают в них. Такой контраст подчёркивает лёгкость главной героини.
Сама Мадонна очень красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Я в это мало верю. Если посмотреть на портрет Маргариты, сразу становится понятно, насколько они не похожи с Сикстинской Мадонной.
Возможно, при создании картины Рафаэль и Маргарита ещё и не были знакомы. Похожие на Маргариту образы появляются лишь начиная с 1514 года. Тогда как Сикстинская Мадонна была написана чуть ранее.
Работы Рафаэля. Слева: Форнарина (Маргарита Лути). 1518-1519 гг. Галерея Боргезе, Рим, Италия. Справа: Магдалена с картины “Святая Цицилия” (модель – предположительно Маргарита Лути). 1514-1516 гг. Национальная пинакотека, Болонья, Италия
Скорее всего Сикстинская Мадонна – собирательный образ. Сам Рафаэль писал в 1515 году своему другу Кастильоне о том, что красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.
Об отношениях Рафаэля и Маргариты Лути читайте в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.
3. Необычные детали Сикстинской Мадонны
Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.
Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?
Причём тут зелёный занавес?
Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.
Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.
Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.
Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.
Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).
О фреске читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.
Перейти на главную страницу сайта “Дневник Живописи. В каждой картине – тайна, судьба, послание”. » data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?fit=595%2C268&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?fit=900%2C405&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3286 size-full» title=»Микеланджело сотворение Адама Сикстинская капелла» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?resize=900%2C405″ alt=»Сотворение Адама Микеланджело в Сикстинской капелле» srcset=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?w=1024&ssl=1 1024w, https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?resize=595%2C268&ssl=1 595w, https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-19.jpeg?resize=960%2C432&ssl=1 960w» sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан
Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.
Почему картину сослали в Пьяченца?
Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?
Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.
Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.
Популярные ангелочки Рафаэля
Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.
На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.
Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?
До Рафаэля ангелочков так не изображали. Они откровенно скучают. И составляют разительный контраст печальной и смирённой Сикстинской Мадонне. Почему Рафаэль решил внести нотку озорства в такое серьёзное произведение? И куда подевалось одно крыло у левого ангелочка?
Об этом читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”
Перейти на главную страницу сайта “Дневник живописи. В каждой картине – история, судьба, тайна”. » data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-14.jpeg?fit=595%2C238&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-14.jpeg?fit=640%2C256&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3660 size-full» title=»Ангелочки Рафаэля » src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-14.jpeg?resize=640%2C256″ alt=»Ангелочки Рафаэля » srcset=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-14.jpeg?w=640&ssl=1 640w, https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/09/image-14.jpeg?resize=595%2C238&ssl=1 595w» sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=»1″/>Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.
О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:
“Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
</figcaption></p></figcaption></p></figcaption></p></figcaption></p></figcaption></p>
Синопсис
Сикстинская Мадонна, которая также известна как «Мадонна Сан-Систо», — картина итальянского художника Рафаэля Санти, созданная по заказу папы Юлия II для церкви Сан-Систо в Пьяченце. Это одно из последних произведений художника, изображающих Мадонну. Знаменитый итальянский писатель и живописец Джорджо Вазари называл эту работу «по-настоящему редкой и экстраординарной».
После Второй мировой войны картина попала из Швейцарии в Москву, где оставалась в течение десяти лет, пока не вернулась в Германию, где была отреставрирована и находится по сей день. Летом 2012 Дрезденская галерея отметила 500-летие работы.
Рафаэль
Рафаэль Санти — всемирно известный и безумно талантливый художник. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Будучи совсем молодым художником, он уже имел множество богатых клиентов, готовых заплатить большую цену за его творчество. Главным наставником художника был его отец, который был ему опорой и поддержкой, а так же дал сыну большое количество уроков живописи. Небольшую часть своей жизни Рафаэль прожил во Флоренции, где у него было множество возможностей для совершенствования своего мастерства. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Рафаэль почерпнул множество полезных знаний, изучая картины этих знаменитых живописцев.
Излюбленной темой в картинах Рафаэля были Мадонны. Его руке принадлежит около полутора десятков изображений Мадонн, самой знаменитой из которых является «Сикстинская Мадонна», которая более двухсот лет хранится в Дрездене. Размер данного полотна составляет 265*196 см. Эта огромная картина стала нововведением в эпохе Высокого Возрождения, так как она была написана не на дереве, как обычно, а на холсте.
Сикстинская Мадонна
Состав
Работа изображает Мадонну, держащую на руках младенца Христа в окружении святого Сикста и святой Варвары, а также опирающихся на локти двух херувимов. Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Рафаэль, благодаря сложной работе по подбору тонов, а также мастерскому использованию светотени, достигает реалистичной перспективы, чему частично помогает треугольное расположение фигур, создающее иллюзию глубины. Стоит отметить виртуозно выполненную драпировку и выбор цветов.
Рафаэль был единственным художником эпохи Ренессанса, который применял в своих картинах великое множество психологических моментов. Мадонна находится в визуальном контакте со зрителем, ее добродушный взгляд притягивает зрителя и заставляет его смотреть ей в глаза. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире. В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына. Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника.
Каждый жест и движение героев картины можно трактовать по-разному. Взглянув на Мадонну, зритель может подумать, что она идет ему навстречу, но одновременно с этим может показаться, что она вовсе не стремится двигаться с места. То, как она держит младенца Иисуса, показывает трепетное отношение матери к ребенку и нежелание с ним расставаться, но в то же время, она будто преподносит его людям, как великий дар.
Считается, что Мадонна появилась «сама по себе». Рафаэль не создавал множества эскизов, но несмотря на это, изображение женщины полно красотой и совершенством форм.
Здесь перед нами линейная композиция безупречнейшей гармонии, лишенная, при всей своей математической схеме, холодной обдуманности. В самом деле, можно геометрически реконструировать эту картину, построенную строго по принципу «золотого сечения». Однако эта, по-видимому, столь обдуманная конструкция производит такое естественное и непосредственное впечатление, точно она вовсе не плод математических размышлений, а мгновенная и прекрасная импровизация.
Пространство изображено так, что зрителю кажется, будто Мария приближается к нему из царства бесконечности.
На «Сикстинской Мадонне» фигуры окружены блеском красок, нежным полумраком. Мария, прекрасная, как статуя, овеяна светлыми, мерцающими облачками, населенными ангелочками, и в их сутолоке чувствуется жизнь, чувствуется дыхание, слышится шепот великих тайн.
Краски, линии, ощущение пространства, эллинское благородство форм все сочеталось в этой картине в удивительную гармонию. Как «Преображение», так и «Сикстинская Мадонна» — явления. Лишь на мгновение разорвалась завеса, являющая небесную группу двум стоящим внизу на коленях смертным.
Херувимы
Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Во многом, она получила свой статус благодаря изображению маленьких ангелов в нижней части картины, расположенной под образом Марии. Известный критик Коббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Эти младенцы также появляются на различной атрибутике, пазлах, майках, пакетах, оберточной бумаге и т.д. Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Они и стали прототипами ангелов.
Рафаэль, изобразив фигуры Богородицы, Христа, Святого Сикста и Святой Варвары, понял, что композиция имеет много пустого пространства под ногами Мадонны. Она нашел выход, заполнив его облаками, а также добавив изображения ангелов, которые, как считается, были созданы позже.
Сюжет
Это монументальная работа. Почти два на два метра. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей XVI века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Ее глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке. Люди только входили в храм и сразу встречались взглядом с Богоматерью — ее образ был виден в далекой перспективе, задолго до того, как человек подходил к алтарю.
За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.
Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257 по 258 год. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты желуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.
Святая Варвара не случайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну. История этой женщины крайне трагична. Она жила в III веке, ее отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против — долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.
Фигуры образуют треугольник. Это подчеркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.
Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это еще не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.
Контекст
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.
Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но еще и возлюбленная художника. История не сохранила даже ее настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.
Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражен красотой девушки, заплатил ее отцу 3000 золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.
Но вернемся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине XVIII века ее не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увез ее в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было не принципиально — купить это полотно или другое, главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.
Когда «Сикстинскую Мадонну» привезли в Дрезден, Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.
Прошло еще полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Ее копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.
Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли картины и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращен вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.
Судьба художника
Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.
За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она была одной из важнейших в его творчестве.
Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлек лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.
Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.
А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был еще и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он построил в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.
Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрел славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.
Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. Под одной, версии, из-за лихорадки. По другой, — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
Содержание:
Описание композиции
Картина была написана Рафаэлем в 1513 году. Размер холста составил 265 на 196 см. С середины XVIII века композиция находится в Дрезденской картинной галерее. Полотно написано в лучших традициях эпохи Возрождения.
Женщина, изображённая на холсте, считается самым трагическим образом Богоматери. Краткое описание «Сикстинской мадонны» Рафаэля Санти сводится к следующему:
- В центре холста можно увидеть образ Мадонны, окружённой сиянием. Богоматерь изображена в простой одежде, на руках держит младенца. Мария уже знает, что должна расстаться с сыном, и покорно принимает свою судьбу. Она несёт малыша к людям, надеясь, что они примут его и не причинят вреда.
- Младенец сидит на руках матери, повернувшись лицом к зрителям. Он принял волю Отца своего и не ищет материнской защиты. Но на его лице читаются страх и скорбь.
- По краям расположились две коленопреклонённые фигуры. Справа находится святая Варвара, слева — святой Сикст. Мужчина с обожанием смотрит на Богоматерь, в то время как взгляд святой Варвары обращён вниз, ведь на земле Спасителя ожидает жестокое распятие.
- Внизу на переднем плане виднеются два ангела, задумчиво смотрящие на Марию. За спиной Богородицы едва прорисовываются херувимы, кажущиеся воздушными облачками. Ангелочки внизу картины напоминают обычных уличных шалунов. Но и они осознают всю важность момента.
При первом взгляде на картину сюжет кажется простым, но почему-то посетители музея подолгу задерживаются возле холста, рассматривая прекрасное лицо Божьей Матери и личико малыша с не по-детски мудрым взглядом. Христу, в отличие от матери, уже известно его предназначение.
Интересные факты
Шедевр Рафаэля по сегодняшний день вызывает споры у критиков. Интересен факт, что нет однозначного мнения о том, сколько пальцев на руке Сикста, потому как многие видят на ней шесть. Но если присмотреться внимательнее, станет ясно, что это просто оптическая иллюзия, мастерски созданная живописцем.
По преданию, Рафаэль написал образ Марии со своей возлюбленной Маргериты Лути. Но с какой натуры был нарисован младенец Христос, неизвестно. Считается, что его лицо художник рисовал со взрослого человека.
Некоторые критики считают, что раскрытые занавеси — символ разверзшихся небес, а ангельские лики на заднем плане картины — неродившиеся души, пребывающие на небе и славящие Спасителя.
Изучение творчества Рафаэля в школах
Сочинение-описание по картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» входит в программу 8 класса. При изучении произведения искусства учащиеся:
- готовят доклады-сообщения по теме;
- кратко делают анализ композиции;
- пишут эссе.
Дети знакомятся с личностью живописца, учатся «читать» картину, определять в ней главные образы и систематизировать пройденный материал.
«Сикстинская мадонна» — настоящий шедевр, вызывающий восхищение правдоподобностью героев и яркими эмоциями, которые выражают образы. Рафаэль красочно передал внутреннее напряжение, испытываемое каждым изображённым на холсте персонажем. Люди по сей день могут наслаждаться произведением искусства, овеянным множеством поверий и легенд.
Еще тесты
Читайте также
Массовая культура — признаки, функции, виды и характеристики, примерыКультура — понятие, основные формы и разновидностиОписание картины Васнецова «Три богатыря»Искусство — определение, виды и их характеристика, роль искусства в жизни
«Гений чистой красоты», — так высказался о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский.
Картину уже довольно известный в то время Рафаэль Санти писал по заказу папы Юлия II. Писать свой шедевр художник начал приблизительно в возрасте 30 лет. Ни для кого не секрет, что в «Сикстинской мадонне» таится множество символов. К примеру, недавно ученые заметили, что Рафаэль, в главных персонажах картины закодировал первую букву своего имени.
Кроме того, известно, что живописец был гностиком, а они, как известно, чтят число 6. Все 9 символов на картине формируют шестиугольник. Кстати говоря, имя святого Сикста также переводится как «шесть». И это еще не все шестерки…
1. Существует мнение, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал… со своей любовницы Маргериты Лути.
2. Кто стал прототипом сына Господнего доподлинно неизвестно, но, если хорошо присмотреться, можно заметить, что у малыша не по годам взрослый взгляд.
3. Святой Сикст, изображенный на картине, был покровителем папского рода Ровере (что в переводе с итальянского означает «дуб»). Именно поэтому на его мантии вышиты желуди и дубовые листья.
5. Тиара Сикста состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа.
6. Также на полотне Рафаэля запечатлена святая Варвара. Она была покровительницей Пьяченцы. Варвара втайне от отца-язычника приняла христианство, за что родитель обезглавил ее.
7. Искусствоведы полагают, что художник изобразил облака в форме поющих ангелов. Правда, если верить гностикам, то это вовсе не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и восхваляют Господа.
8. Внизу картины бросаются в глаза два ангела с равнодушным взглядом. Но на самом деле это бесстрастие в глазах — символ смиренности перед волей Бога. Христу предначертан крест, и он уже не в силах ничего изменить.
9. Раскрытый зеленый занавес является символом милосердия Отца, который послал своего единственного сына, чтобы спасти всех грешников.
10. Кстати говоря, сам Пушкин позаимствовал идею у великого Рафаэля. Правда, в центре его произведения — вполне себе земная женщина Анна Керн.
Надеемся, нам удалось доступно рассказать об известном творении великого Рафаэля Санти. Если тебе была полезна эта информация, обязательно поделись ею с друзьями.
Источник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
1Используемые источники:
- https://www.arts-dnevnik.ru/sikstinskaya-madonna-rafaelya/
- https://artrue.ru/style/renessans/raphael/kartina-sikstinskaya-madonna.html
- https://diletant.media/articles/32435713/
- https://nauka.club/kulturologiya/kartinа-sikstinskaya-madonna.html
- https://extremal.mirtesen.ru/blog/43532831498/9-sekretov,-kotoryie-tayit-v-sebe-«sikstinskaya-madonna»-genialn