Содержание
Введение
Идея возникновения произведения
Сейчас уже не известно точно, когда появилась на свет идея произведения и его образы. Известно, что писатель очень любил «Фауста» Гете, в одной из первых версий романа, он называл мастера Фаустом. Возможно, именно гениальное произведение немецкого поэта дало первые ростки задумки для не менее гениального романа Булгакова.
В истории написания «Мастер и Маргарита» присутствует немало «белых пятен». Есть данные, что краткие черновые заметки были сделаны Михаилом Булгаковым еще в 1928-1929 годах. Но в первом романе все 160 страниц рукописи были посвящены истории Христа и прокуратора и искрометному пребыванию в Москве Воланда с его необычными гастролями и разоблачениями алчной публики. Места для мастера и Маргариты здесь не нашлось, хотя именно благодаря им роман стал таким разноплановым и гуманным.
Среди вариантов названия произведения были «Копыто инженера» и «Гастроли Воланда», «Князь тьмы» и «Черный маг», но незадолго до смерти, в 1937 году, Булгаков назовет свое бессмертное произведение «Мастер и Маргарита». Правка написанных глав романом будет длиться, пока будет биться сердце писателя. Потом работа будет продолжена его женой. При жизни писателя, его сильнейшее произведение не будет ни закончено, ни издано.
«Рукописи не горят»
Весна 1930 года была переломной для писателя и его произведения. В порыве недовольства своей работой и под гнетом общественности, Булгаков сжег первый вариант романа. Позже, в уже написанном произведении, отчаявшийся мастер тоже будет жечь свою рукопись: «Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». Мастера остановит пришедшая Маргарита, а рукопись романа позже вернет к жизни Воланд, произнеся ставшую афоризмом фразу – «Рукописи не горят»!
Через два года, найдя уцелевшие части, Михаил Булгаков заново начнет создавать свой роман. В своих письмах другу, он напишет, что «и сам не знает, зачем это делает».
В 1940 году писателя сильно истощит болезнь. Не имея сил встать, он диктовал поправки к роману своей жене, которая, как Маргарита, всецело была поглощена работой над последним произведением мужа.
После смерти писателя, его вдова Елена Сергеевна еще около двух десятков лет будет править роман, и делать попытки издать его. История мастера и Маргариты станет для нее последней волей мужа, и смыслом ее жизни.
Судьба романа
Впервые оригинальный вариант романа без ограничений цензуры выйдет в печать издательства «Посев». Это случится в 1969 году в Германии, а Советский союз узнает о судьбе мастера и Маргариты в 1973 году, благодаря разрешению власти издать запрещенные ранее произведения.
«Мастер и Маргарита» сегодня
История создания романа «Мастер и Маргарита» интересна, как и сам роман. Несмотря на гонения властей, разочарование и болезнь писателя, роман был издан и прочтен. Сейчас это произведение входит в списки школьных программ, изучается литературоведческим школами. В нем действительно скрыт особенный, тонкий подтекст. Ирония и сатира здесь сплетаются с трагизмом, библейские рассказы с бытовыми подробностями, вечные страдания с такой же вечной, бессмертной любовью. Роман не однозначен, что подкрепляется и его особенной структурой «Истории в истории»: события происходят и в древнем библейском предке Иерусалима, и в современной Москве. Неизменно одно, духовные ценности, прославленные автором: любовь и милосердие, свода духа и прощение. И пока в людях живут они, будет жить и роман, а с ним и память о гениальном писателе.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 16
В каких годах был написан роман «Мастер и Маргарита»?</h3>
- <label>1927 – 1939;</label>
- <label>1928 – 1940;</label>
- <label>1930 – 1948;</label>
- <label>1931 – 1949.</label>
(новая вкладка)
Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова является одним из самых читаемых романов, написанных в XX веке. В этой статье представлена краткая история создания романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: история написания и публикации произведения. Смотрите:— Краткое содержание романа— Все материалы по «Мастер и Маргарита»
История создания романа «Мастер и Маргарита» Булгакова (написание и публикация)
Михаил Булгаков работал над романом очень долго и тщательно. Работа над романом началась в конце 1920-х годов. Сначала роман имел несколько названий. В 1937 году автор назвал его «Князь тьмы». Но и этот вариант не удовлетворял Булгакова. И одновременно с этим он понял, что важнее всего закончить фантастический роман о дьяволе. Обстановка в стране становилась все обостренней, почва под ногами все более неустойчивой. Служба в Большом театре давала сносный заработок, кое-как можно было сводить концы с концами. Надо работать над главной своей вещью. Название «Князь тьмы» было отвергнуто автором, возникло окончательное название — «Мастер и Маргарита». Около года Булгаков работал над завершением романа. Он завершил первую чистовую рукопись романа в мае 1938 года. 26 мая 1938 года жена Булгакова уехала в Лебедянь на все лето, а Михаил Афанасьевич остался в Москве, продолжая служить в Большом театре, а главное для того, чтобы продиктовать Ольге Сергеевне Бокшанской, сестре жены, законченный роман. Как только закончили перепечатывать рукопись романа, Булгаков на следующий же день, 25 июня 1938 года, уехал отдыхать в Лебедянь. Так возникла машинописная редакция романа. Эту редакцию В.И.Лосев считает седьмой. Далее Булгаков продолжает работать над произведением, и в 1940 году возникает восьмая редакция романа. В 1939 у Булгакова начинались серьезные проблемы со здоровьем. Чувствуя приближающуюся смерть, он активно работал над романом: шлифовал отдельные сцены и фразы и т.д. Когда Булгаков уже не мог писать сам, он диктовал поправки к тексту жене. Жена Булгакова, Елена Сергеевна, записывала в тетради все замечания и вносила их в текст. Булгаков прекратил редактировать роман лишь за три недели до смерти. По мнению В.И.Лосева, окончательная, «восьмая версия» романа не является полной, потому что одна из двух тетрадей с надиктованным текстом таинственно исчезла. Впервые Булгаков попытался опубликовать главу из романа в 1929 году, когда сам роман еще не был окончен. Тогда роман носил название «Копыто инженера». Булгаков послал главу «Мания Фурибунда» в издательство «Недра». Попытка оказалась безуспешной. При жизни Булгакова роман не был опубликован. После смерти мужа жена Булгакова, Елена Сергеевна, несколько раз предпринимала попытку опубликовать роман. Наконец только в 1966 (N11) и 1967 (N1) журнал «Москва» напечатал роман с многочисленными искажениями. Исследователи подсчитали, что всего было сделано 159 купюр, «примерно 12% текста». Впервые полный текст был напечатан в Париже в 1967 rоду, в 1969 во Франкфурте-на-Майне. В России полный текст романа был опубликован только в 1973 rоду. Роман «Мастер и Маргарита» много раз переиздавался, в том числе и издательством «Современник» в 1991 году. В тексте романа, который сейчас знаком читателям, есть ряд неточностей и несовпадений (имена героев и т.д.). Все это связано с тем, что Булгаков не успел закончить работу над текстом. Научно-текстологическая работа над подготовкой канонического текста романа продолжается по настоящее время. Это была краткая история создания романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: история написания и публикации произведения.Смотрите: Все материалы по «Мастер и Маргарита»10:20 13.02.2010Читать ria.ru в 70 лет назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман «Мастер и Маргарита».
70 лет назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман «Мастер и Маргарита».
Михаил Булгаков писал свой роман «Мастер и Маргарита» в общей сложности 12 лет. Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом.
Известно, что замысел романа возник у писателя в 1928 году, а в 1929 году Булгаков начинает роман «Мастер и Маргарита» (тогда еще не имевший этого названия).
После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.
В первой редакции роман «Мастер и Маргарита» имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В», «Гастроль».
18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош», первая редакция романа, доведенная до 15‑й главы, была уничтожена самим автором.
В 1931 году Михаил Булгаков возобновил работу над «Мастером и Маргаритой».
Вторая редакция «Мастера и Маргариты», создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта».
Во второй редакции романа уже фигурировали Маргарита и Мастер, а Воланд обзавелся своей свитой.
Третья редакция романа, начатая во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале называлась «Князь тьмы». В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название «Мастер и Маргарита», ставшее окончательным, поставил даты 1928‑1937 и более не оставлял над ним работу.
В мае – июне 1938 года полный текст романа впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в конец романа и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и поправок в первой части и в начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Булгаков прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.
Роман «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.
Впервые роман был опубликован только в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном журнальном варианте. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, заслуга жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.
Булгаковские места в Москве
Основные события булгаковского романа «Мастер и Маргарита» разворачиваются в Москве, которая представлена в романе в таких эпизодах, как «Вечер в доме литераторов», «События в жилтовариществе», «На Садовой», «Сеанс волшебной магии в Варьете».
Булгаковская Москва – это и Патриаршие пруды, и особняк Рябушинского ‑ Литературный институт, и особняк Маргариты на Остоженке, и «подвал Мастера» – Дом Пашкова, и гостиница Метрополь, и варьете, и знаменитый » Дом Грибоедова», и, конечно же, «нехорошая квартира на Садовой, 302‑бис», и гастроном на Арбате, Александровский сад, Дорогомиловское кладбище, Лубянка, дом у Каменного моста, Торгсин на Смоленском рынке, Театр детских кукол в Замоскворечье, Брюсов переулок и др.
Патриаршие пруды. С аллей возле Патриарших прудов начинается знаменитый роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Еще в XVII в. в усадьбе патриарха на Козьем болоте существовали три пруда. В начале XIX в. два пруда были засыпаны. С тех пор уцелевший пруд хранит в своем названии память о «своих собратьях».
Торгсин. Слово «торгсин» ‑ это сокращение от словосочетания » торговля с иностранцами». Потом такие магазины назвали «Березка». Дом, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, появился после революции, его строили с 1928‑го по 1933 год (архитекторы Маят и Олтаржевский) с элементами конструктивизма.
Мансуровский пер., 9. Дом, где жил Мастер. По воспоминаниям современников, когда‑то этот дом принадлежал артисту Малого театра Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому ‑ одному из первых ‑ прочитал свой роман.
Дом Драмлита. Лаврушинский пер., 17. Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова. Литовский стал прообразом критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.
Театр Варьете ‑ вымышленный театр в романе «Мастер и Маргарита», где происходит сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением. Прототипом Театра Варьете послужил Московский мюзик‑холл, существовавший в 1926‑1936 годах и располагавшийся неподалеку от Нехорошей квартиры по адресу: Б. Садовая, 18. Ныне здесь находится Московский Театр Сатиры. А до 1926 года размещался цирк братьев Никитиных, причем здание специально было построено для этого цирка в 1911 году по проекту архитектора Нилуса.
Рядом же есть сад «Аквариум», где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазелло.
«Дом Грибоедова» ‑ в романе «Мастер и Маргарита» ‑ здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ ‑ крупнейшая литературная организация. Булгаков запечатлел так называемый Дом Герцена (Тверской бульвар, 25), где в 20‑е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. В ресторане «Дома Грибоедова» отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников.
Нехорошая квартира ‑ квартира №50 в доме 302‑бис по Садовой улице ‑ квартира в центре Москвы, где поселились «дьявольские» персонажи романа Булгакова «Мастер и Маргарита». «Прототипами» «нехорошей квартиры» были две квартиры (50 и 34) в доме №10 по Большой Садовой улице, где Булгаков жил со своей первой женой (детали интерьера заимствованы из респектабельного дома 13 по Пречистенке, где две квартиры на верхнем этаже занимал родственник знаменитого ювелира Фаберже, и где не раз бывал Булгаков, любуясь высоким потолком с люстрой, на которой потом будет качаться Бегемот). Дом описан как дом «302‑бис». Ни на одной из Садовых улиц в Москве не было и нет дома с таким большим номером. Этот вымышленный большой номер должен был подчеркнуть нереальность происходящего.
Здание было построено в 1903 году архитектором Милковым для московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. Здание отмечено мемориальной доской, напоминающей, что здесь разворачивалось действие известного романа и несколько лет жил сам его создатель.
С 1980‑х гг. «Булгаковская квартира» стала одним из излюбленных мест литературного паломничества в Москву. 15 мая 2004 года в доме №10 по адресу улица Большая Садовая на первом этаже был открыт «Культурно‑просветительский Центр, музей «Булгаковский Дом».
Работу над этим литературным шедевром Михаил Афанасьевич Булгаков начал в 1928 году. Необычная сама история создания произведения «Мастер и Маргарита» — подобно герою своей книги, писатель бросил в огонь первую редакцию романа. Но, как известно, рукописи не горят…
В общей сложности Булгаков потратил на создание книги более десяти лет. 18 марта 1930-го года писатель собственными руками бросил в печь черновик романа. К этому поступку Булгакова побудило известие о том, что его пьеса под названием «Кабала святош» была запрещена к постановке.
Но история создания Мастер и Маргарита на этом не завершилась. Оставались кое-какие наброски, к тому же сам автор прекрасно помнил содержание романа. Впрочем, Булгакову не было суждено дожить до публикации своего произведения, которая состоялась только в 1966 году.
«Фантастический роман» — именно такой заголовок имела вторая редакция рукописи. В ней Воланд обзавелся своей разношерстной свитой, а спутником Маргариты стал безымянный Мастер. |
Мастер и Маргарита – интересные факты
Увы, но поклонникам «дьяволиады» приходится довольствоваться довольно скромным описанием незнакомца-Воланда. А в первой рукописи, которую Булгаков сжег, приметам дьявола посвящено целых пятнадцать рукописных страниц! Впрочем, может оно и к лучшему – вдруг Воланд продолжает появляться на Патриарших прудах?
Представляет интерес история создания телесериала. Главным местом съемок представленных в картине библейских сцен стала Болгария. Ради экранизации был создан настоящий архитектурный ансамбль, детально воспроизводивший интерьеры дворца Ирода в Ершалаиме. Москву 30-х годов снимали в северной столице России.
Вместо Олега Басилашвили на роль Воланда изначально планировали пригласить Олега Янковского, но тот решительно воспротивился. По каким причинам – история умалчивает.
Проклятье темного мессира
Печально прославили произведение «Мастер и Маргарита» умершие актеры – полный список загадочно ушедших из жизни исполнителей включает в себя 17 имен:
1. Александр Абдулов (29 мая 1953 – 3 января 2008).
Коровьев-Фагот по праву может считаться одним из самых колоритных участников свиты Воланда.
Абдулов, исполнивший роль Коровьева, умер от рака легких, развившегося до четвертой стадии.
2. Владислав Галкин (25 декабря 1971 – 25 февраля 2010).
Ему принадлежит образ поэта Ивана Бездомного. Официальной причиной смерти считается острая сердечная недостаточность.
Врачи пришли к выводу, что смерть актера была спровоцирована сильным нервным истощением на фоне злоупотребления алкоголем.
3. Илья Олейников (10 июля 1947 – 11 ноября 2012).
Сыграл роль финдиректора Римского.
Народный артист России умер от рака легких. Многим зрителям он запомнился, как один из ведущих юмористической передачи «Городок».
4. Валерий Золотухин (21 июня 1941 – 30 марта 2013).
Ему досталась роль взяточника-управдома Никанора Босого.
Причиной смерти Золотухина стала опухоль мозга, не поддающаяся оперативному вмешательству.
5. Кирилл Лавров (15 сентября 1925 – 27 апреля 2007).
Сыграл иудейского прокуратора Понтия Пилата.
В произведении Пилат мучается сильными головными болями и даже хочет покончить с собой, Лаврову было суждено скончаться от лейкемии.
6. Александр Чабан (23 января 1958 – 2 октября 2005).
Сыграл следователя, занимавшегося розысками шайки Воланда.
Был найден мертвым у себя в квартире незадолго по премьеры телесериала. Обстоятельства смерти актера остались невыясненными.
7. Павел Комаров (19 октября 1967 – 28 сентября 2006).
Ему довелось сыграть вора, «попятившего» одежду Ивана Бездомного на пристани.
Комаров также запомнился зрителю, как «лейтенант Цыганенок» из кинофильма «На Дерибасовской хорошая погода».
8. Станислав Ландграф (15 сентября 1939 – 27 декабря 2006).
Тот самый критик Латунский, которого ведьма Маргарита хотела застрелить «прямо в сердце», а затем помиловала и просила мессира оставить ему жизнь.
Что примечательно – с Ландграфом случился сердечный приступ.
9. Евгений Меркурьев (2 января 1936 – 27 апреля 2007).
Заслуженный артист России, в «Мастере и Маргарите» ему достался персонаж счетовода.
Погиб в один день с Кириллом Лавровым, по трагической случайности провалился под лед на рыбалке. Для Меркурьева и Лаврова день 27.04.2007 стал настоящим числом дьявола.
10. Юрий Оськин (7 апреля 1938 – 25 января 2009).
Сыграл швейцара Николая, встречавшего гостей в доме Грибоедова.
Помимо «Мастера и Маргариты», Оськин снялся в 60 кинофильмах, среди которых «Утомленные Солнцем-2», «Собачье сердце» и многие другие.
11. Дмитрий Поддубный (18 июля 1963 – 5 апреля 2013).
В телесериале исполнил роль одного из сотрудников НКВД.
В «Мастере и Маргарите» Поддубный занимался расследованием в «нехорошей квартире». Причиной смерти стала черепно-мозговая травма, обстоятельства происшествия расследуют органы.
Кроме того, умерли некоторые актеры, участвовавшие в эпизодах – Галина Баркова, Валентина Егоренкова, Станислав Соколов (секретарь прокуратора Пилата), Михаил Суров и Станислав Пряхин. Скончался Андрей Толубеев, голосом которого разговаривает персонаж Алоизий Могарыч.
Как видите, история создания «Мастер и Маргарита» и последующей работы над этим произведением полна тайн и загадок. Ведь недаром говорят, что с темными силами лучше не шутить…
Понравилась статья? Порекомендуйте ее друзьям!
читайте также: |
Договор Гитлера с сатаной
Эмпат против социопата – сравнение признаков и черт
Суда, потерпевшие кораблекрушения
Изготовление фэн шуй оберегов и талисманов
Оказывается, привидения можно видеть!
В Шотландии обнаружено старейшее насекомое в мире
Комментарии
Комментариев пока нет. Желаете написать первый?
ваше Имя или Ник
Писатель приехал в Москву в сентябре 1921 года. Столица встретила Михаила Афанасьевича не очень приветливо. Создателю самого известного романа пришлось принять немало забот для того, чтобы выжить.
В это нелёгкое время Булгаков и начал создавать роман. Писатель указывает разные даты начала работы над произведением. Среди вариантов встречается и 1928 год. Замысел появился именно в 1928 году. Идея написания романа появилась под влиянием пьесы «Фауст».
Содержание
Судьба Мастера
В 1930 году пьесу Булгакова «Кабала Святош» запретили к представлению. В гневе и отчаянии писатель собственными руками сжёг первую часть романа о дьяволе.
А в 1931 году Михаил Афанасьевич начал писать роман заново. Больше писатель работу не прерывал. Правил роман автор почти до своих последних дней. Поправки писатель диктовал своей жене, Елене Сергеевне. Работа была прекращена 13 февраля 1940 года. Михаил Афанасьевич ушёл из жизни 10 марта того же года.
Роман был не закончен. После смерти писателя нашли восемь редакций бессмертного произведения.
Рождение названия
Сначала автор хотел дать своему созданию совсем другое название.
Первым вариантом считается «Копыто инженера». Булгаков рассматривал и другие названия, в их числе «Князь тьмы», «Гастроли Воланда» и «Чёрный маг». И только в 1937 году Михаил Афанасьевич придумал название «Мастер и Маргарита».
Публикации
Прекрасное произведение не было напечатано при жизни писателя. Бесплодная ходьба по редакциям отнимала у автора и время, и силы.
После смерти Булгакова ходить по издательствам пришлось его жене. Елена Сергеевна поставила перед собой цель, она хотела добиться, чтобы произведение мужа увидело свет. Через тридцать лет после кончины писателя роман приняли в печать. Журнал «Москва» отважился на публикацию произведения. Правда, журнальный вариант подвергся сильному сокращению и редакции. Бал у Сатаны был безжалостно вырезан, монологи Воланда постигла та же участь.
И в 1968 году изрядно пострадавшая версия романа увидела свет. А без цензуры произведение всё-таки вышло. Правда, случилось это в Германии, в 1969 году. В Советском Союзе читатели смогли познакомиться с романом только в 1973 году.
Персонажи
Главные герои бессмертного романа наделены чертами реальных людей. В личности центрального персонажа скрывается сам Сталин. Интересно, что Булгаков разговаривал по телефону с руководителем страны Советов. Тема беседы Сталина с писателем осталась тайной. Но ни сам автор романа, ни его родственники не подверглись репрессиям.
Могущественный злой дух, который вечно хочет зла, но совершает благо, действительно напоминает главу страны. Фамилия загадочного консультанта взята из произведения Гёте «Фауст». Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи представляется дворянином Воландом. Интересно, что в сцене из романа Булгакова, где Иван пытается вспомнить фамилию консультанта, упоминается Фаланд. Это имя означало «лукавый».
Азазелло, демон из свиты Воланда, на самом деле был падшим ангелом. Он был изгнан из Рая за то, что научил женщин пользоваться косметикой. Именно он дал Маргарите крем, который сделал подругу Мастера моложе.
Кот Бегемот появился благодаря истории Анны Дезанж. Она была одержима демоном, которого называли Бегемотом. Этот демон был бесом чревоугодия. Сохранилось его описание. Демон обладал огромным животом и человеческими руками с когтистыми пальцами.
Образ подруги Мастера тоже навеян произведением Гёте. А Мастер появился в романе как раз в день рождения писателя.
Интересно, что представление оперы «Фауст» Михаил Афанасьевич посетил 41 раз.
Тайные знаки
В романе присутствуют и символы, на первый взгляд совершенно незаметные. На портсигаре Воланда находится бриллиантовый треугольник, символ масонов.
На балу у Сатаны шею Маргариты украшает изображение чёрного пуделя. В произведении Гёте Мефистофель появился в образе чёрного пуделя.
В сцене, где Пилат расспрашивает Иешуа об Иуде, прокуратор упоминает о светильниках. Их зажёг Иуда в знак уважения к гостю. Но в те времена для того, чтобы разоблачить преступника, за стеной прятали двух свидетелей. А чтобы они не только слышали, но и видели лицо злоумышленника, рядом с ним зажигали две свечи.
Накануне смерти писатель произнёс последнюю загадочную фразу: «Чтобы знали…».
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/istoriya-sozdaniya-romana.html
- https://www.literaturus.ru/2016/05/istorija-sozdanija-master-i-margarita.html
- https://ria.ru/20100213/207517719.html
- http://valtasar.ru/istoriya-sozdaniya-romana-master-i-margarita
- https://kakoy-smysl.ru/history-of-creation/kratkaya-istoriya-sozdaniya-romana-master-i-margarita/