Анализ произведения Уильяма Шекспира «Гамлет» — жанр, герои и идея пьесы

«Гамлет» У. Шекспира давно разобрали на афоризмы. Благодаря напряженному сюжету, острым политическим и любовным коллизиям трагедия остается популярной вот уже несколько столетий. Каждое поколение находит в ней проблемы, присущие его эпохе. Неизменно привлекает внимание и философская составляющая произведения – глубокие размышления о жизни и смерти. Она подталкивает каждого читателя к своим выводам. Изучение пьесы предусмотрено и школьной программой. Ученики знакомятся с «Гамлетом» в 8 классе. Разбор его не всегда дается легко. Предлагаем облегчить работу, ознакомившись с анализом произведения.

analiz-gamlet-shekspir-51142.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1600-1601

История создания – Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые ученые предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.

Тема – Главная тема произведения – преступление ради власти. В ее контексте развиваются темы измены и несчастной любви.

Композиция – Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определенные составляющие сюжета. Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.

Жанр – Пьеса. Трагедия.

Направление – Барокко.

История создания

Анализированное произведение У. Шекспир создал в 1600-1601 гг. Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса Томаса Кида, автора «Испанской трагедии». Произведение Кида до наших дней не сохранилось.

Многие литературоведы склоняются к мнению, что сюжет шекспировской трагедии восходит к легенде о короле Ютландии, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в книге «Деяния данов». Главный герой этой легенды – Амлет. Его отца убил родной брат, позавидовав богатству. Совершив убийство, он женился на матери Амлета. Принц узнал о причине смерти отца и решил отомстить дяде. Шекспир детально воспроизвел эти события, но в сравнении с первоисточником, уделил больше внимания психологии персонажей.

Пьеса У. Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус».

Тема

В«Гамлете» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» – преступление, совершенное ради богатства и власти.

Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное – правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.

Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.

Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.

Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.

Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.

В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль – человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.

Композиция

Особенности композиции продиктованы законами организации драмы. Произведение состоит из пяти актов. Сюжет раскрывается последовательно, его можно разделить на шесть частей: экспозиция – знакомство с героями, завязка – встреча Гамлета с призраком, развитие событий – путь принца к мести, кульминация – наблюдения за королем во время пьесы, Гамлета пытаются сослать в Англию, развязка – смерть героев.

Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гамлета».

Жанр

Жанр «Гамлета» – это пьеса, написанная как трагедия, так как все события сконцентрированы вокруг проблем убийства, смерти и мести. Развязка произведения трагичная. Направление пьесы Шекспира «Гамлет» – барокко, поэтому произведению присущи обилие сравнений и метафор.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В каких годах было написано произведение Уильяма Шекспира «Гамлет»?</h3>

    • <label>1550 – 1551;</label>
    • <label>1570 – 1571;</label>
    • <label>1600 – 1601;</label>
    • <label>1610 – 1611.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 14.02.2018

Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.

История создания

Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.

Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.

Суть

Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?

Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.

Жанр и направление

«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.

Драмы Шекспира традиционно относят к барочной культуре. Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.

Конфликт

Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.

Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.

Композиция

Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.

Действие можно разделить на пять частей:

  1. Первая часть – завязка. Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
  2. Вторая часть – развитие действия. Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
  3. Третья часть – кульминация. Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
  4. Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
  5. Пятая часть – развязка. Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.

Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».

Темы

  1. Месть Гамлета. Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
  2. Любовь Гамлета. До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
  3. Дружба Гамлета. Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой  называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов»,  «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет — мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Автор: Александра Давыдова

Содержание:

Примечательно, что каждое поколение читателей находит в работе проблемы, которые касаются его эпохи. Кроме того, внимание в творении автора привлекает философская составляющая — размышления персонажей о жизни и смерти.

История написания

Изучая анализ пьесы, в первую очередь важно определить, в каком году она появилась. Шекспир создал «Гамлета» в 1600 году. Есть две версии истории написания произведения. Согласно первой, за основу сюжета была взята работа Томаса Кида. Последний сотворил «Испанскую трагедию». Однако этот шедевр не сохранился.

Большинство литературоведов сходятся во мнении, что сюжетная линия трагедии Шекспира построена на легенде о жизни короля Ютландии, которая была создана датским летописцем. Главный персонаж этой легенды — Амлет. Отца юноши лишил жизни родной брат, который завидовал его богатству. Совершив преступление, мужчина женился на супруге убиенного. Когда наследный принц узнал о причастности дяди к убийству отца, он решил отомстить ему.

Уильям Шекспир подробно воспроизвел эти события, уделив особое внимание психологии героев. Произведение сразу после создания было поставлено на подмостках театра «Глобус».

Особенности композиции и жанра

«Гамлет» по жанровой принадлежности относится к трагедии. Однако важно учитывать театральность работы. В понимании автора мир — сцена, а вся жизнь — театр. Такой у Шекспира был творческий взгляд и особое мироощущение на явления, которые окружают человека.

Традиционно драмы автора относят к культуре барокко. Последняя характеризуется мрачностью, смертью и пессимизмом. Такие черты прослеживаются в работах английского драматурга.

Композиционная структура представлена рассказом о жизни главного героя. Каждая отдельная часть произведения в полной мере раскрывает личность Гамлета, сопровождается изменениями в его поведении. Со временем события разворачиваются так, что читатель ощущает постоянное напряжение, причем оно не прекращается и после смерти персонажа. Логическая цепочка представлена следующим образом:

  1. Завязка. Главный герой встречает призрак убитого отца. Он завещает сыну отомстить за свою смерть. В этой части произведения Гамлет сталкивается с подлостью и людским предательством. С этого момента начинаются душевные терзания персонажа. Жизнь теряет для него всякий смысл.
  2. Развитие действия. Гамлет решает притвориться душевнобольным, чтобы обмануть дядю и узнать правду о смерти отца. Затем герой случайно убивает советника короля Полония. Принц сознает, что он исполнитель воли Господа.
  3. Кульминация. Герой, благодаря уловке с пьесой, убеждается в том, что король убил его родителя. Клавдий осознает опасность, исходящую от племянника, поэтому принимает решение избавиться от него.
  4. Гамлета отправляют для казни в Великобританию. В это же время Офелия, лишившись рассудка, трагически гибнет.
  5. Развязка. Принц избегает казни, однако ему приходится вступить в бой с Лаэртом. Основные действующие персонажи умирают в этой части.

Краткое содержание

Действие произведения разворачивается во дворце датского короля. Принц датского королевства узнает о появлении в замке привидения его погибшего отца. Юноша решает вступить с призраком в диалог, из которого узнает, что в убийстве замешаны родной брат короля Клавдий и супруга Гертруда. Молодой человек обещает отомстить за это преступление.

Чтобы дядя не заподозрил его, Гамлет притворяется сумасшедшим. Вскоре во дворце появляется труппа бродячих актеров. Юноша просит их поставить пьесу, сюжет которой является точной копией предательства Клавдия. В конце представления король не выдерживает накала эмоций, чем выдает себя. Под благовидным предлогом он решает отправить племянника в Великобританию.

Перед отправлением молодой человек прощается с матерью. Их диалог подслушивает слуга короля Полоний. Принц, заметив слежку, убивает мужчину. Офелия тяжело переносит смерть отца, в итоге она сходит с ума.

Король настраивает против Гамлета сына Полония — Лаэрта. Клавдий передает молодому человеку пропитанный ядом клинок, а сам тем временем готовит для племянника отравленный напиток.

Персонажи шекспировской пьесы борются с несправедливостью, у каждого из них своя правда. Главный герой смел и молод, им движет цель отомстить за гибель отца. Это притягательный и многогранный образ, который старается познать сущность человеческого бытия.

Главные персонажи

В пьесе «Гамлет» было несколько основных действующих лиц. Краткое описание каждого поможет читателям лучше узнать их:

  1. Клавдий — датский король. Похоронив брата, тут же связал себя узами брака с его женой. Коварный и умный мужчина, врун и лицемер по натуре. Он использует близких для различных интриг. Впоследствии от его действий гибнут невинные люди. Правителя мучает совесть за содеянное, поэтому герой не может спокойно жить.
  2. Лаэрт — сын королевского советника, брат Офелии, безвольная и бесхарактерная личность. Верой и правдой служит Клавдию, выполняет все поручения правителя. Погибает от отравленной шпаги в сражении с Гамлетом.
  3. Офелия — возлюбленная главного персонажа, дочь Полония. Добродушная героиня, оказавшаяся марионеткой в руках короля. Девушка невольно действует против любимого. Сходит с ума после гибели отца, заканчивает жизнь самоубийством.
  4. Гамлет — принц Дании. Молодой человек возвращается на родину из-за внезапной гибели отца. Много времени проводит за размышлениями о смысле бытия, удача повсюду сопутствует герою. Юноша всем сердцем влюблен в Офелию, все усилия направляет на месть за смерть короля.
  5. Горацио — верный друг главного героя, преданный и надежный юноша. Помогает Гамлету реализовать его планы. В конце произведения хочет умереть с товарищем, но тот завещает ему нести правду в народные массы.
  6. Полоний — советник Клавдия, организатор всех козней во дворце, преданно служит королю. Гамлет убивает мужчину, когда он подслушивает разговор героя с матерью. Из-за королевских интриг гибнет вся его семья.
  7. Гертруда — мать принца. Умная, но в то же время слабовольная героиня, идет на поводу у новоиспеченного короля, принимает активное участие в заговоре против Гамлета. Испив отравленного вина, понимает правоту сына.
  8. Розенкранц, Гильденстерн — университетские друзья принца. Предают Гамлета, становясь шпионами короля. Сопровождают юношу на корабле с поручением убить его. Однако судьба распоряжается иначе — наследник престола спасается, а они погибают.

Проблематика работы

Произведение Уильяма Шекспира насыщено различными проблемами. Автор рассматривает любовь и ненависть, предназначение человека в мире, смысл бытия, право на убийство, силу и слабость.

Один из основных аспектов — проблема выбора. С ней сталкивается главный персонаж. В душе Гамлета царит неуверенность, он долго думает и проводит анализ происходящего вокруг. Рядом с принцем нет никого, кто помог бы ему принять верное решение. Именно поэтому он опирается только на свой опыт и моральные установки.

Сознание Гамлета делится на две части. В одной живет философ, в другой — личность, которая осознала суть насквозь прогнившего мира.

Ключевой монолог принца («Быть или не быть») выражает всю боль и трагедию его души. Внутренняя борьба сильно изматывает молодого человека, наталкивая его на мысли о самоубийстве.

Тематика произведения

Мотивы любви и измены всегда были популярны в литературе. Уильям Шекспир мастерски видел колебания людей, умел ярко передать их словом.

Основная тематика «Гамлета» — преступление, которое совершено во имя власти и богатства.

Наблюдая за событиями произведения, несложно заметить, что в нем представлено два вида конфликта:

  • внутренний — переживания и сомнения главного героя;
  • внешний — отношения принца с обитателями замка.

В пьесе автор раскрывает идею о том, что любая ложь со временем раскроется. Главная мысль: жизнь человека очень коротка, поэтому не нужно тратить время на интриги. Это и старается донести до читателей Шекспир.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Как и следует, все трагедии Шекспира названы по имени главного героя, в отличие от комедий, носящих название условно-юмористического характера. «Гамлет» не исключение.

В центре сюжета – студент, приехавший в Данию из Виттенберга по случаю кончины отца. Предательство матери, недавно оказавшейся вдовой, но уже успевшей выйти замуж за брата покойного мужа, усугубляет состояние Гамлета и в корне меняет его. Теперь мир для него кажется до мерзости скучным и противным. А лично увиденный им призрак отца, поведавший об истинной причине смерти, ещё больше заставляет ненавидеть Клавдия и призывает к мести.

Когда сюжет освещает судьбу выдающейся личности, его полный переворот в сознании относительно нового мироустройства, его называют магистральным. Герой и мир предстают двумя противоборствующими силами, первая из которых не готова мириться с текущими обстоятельствами, а вторая – давно закрывши глаза на происходящее, воспринимает всё как должное. Для сложившейся ситуации необходим сильный герой. Без него сюжет трагедии немыслим, а потому – и его название тоже.

Смысл трагедии «Гамлет»

У каждой эпохи есть свой взгляд на трагедию Шекспира. Однако неизменной остаётся одна истина: за любое содеянное зло следует расплата, будь то подлое убийство короля, предательство Гертруды – матери Гамлета и его друзей – Розенкранца и Гильденстерна, нечаянное убийство Полония или месть Клавдию. Другими словами, пьеса наглядно показывает, что безнравственный поступок в ответ на причинённое зло приводит к ужасающим последствиям. Таким образом, месть Гамлета, каковой бы она ни была, – косвенная либо прямая причина смерти героев трагедии.

Другое дело – проблема выбора. Добро или зло, жизнь или смерть, смирение и покорение судьбе или борьба за торжество чести и справедливости в мире? Эти темы ярчайшим образом раскрываются в знаменитом монологе Гамлета «Быть или не быть», где главный герой полон сомнений и раздумий о жизни и смерти. В заключении Гамлет утверждает, что чрезмерные размышления делают человека слабым и неуверенным в себе. Кроме того, он задумывается над тем, что ждёт людей после смерти, что если смерть не есть спасением от всех проблем.

С одной стороны, Гамлет восклицает, что человек – «венец всего живущего», смело поддерживая гуманистическую идею о том, что человеку всё подвластно. С другой – герой ощущает всю бренность человеческого существования, невольно поддаваясь байроническим веяниям, которым свойственны чрезмерная экспрессивность, мрачность, противоречивость, внутренний конфликт и мысли о загробном мире. Отсюда вытекающее потом понятие «гамлетизм» – состояние внутреннего разлада в душе, полного сомнений и терзаний. Сегодня этот термин трактуется как нерешительность, преобладание рефлексий над действиями.

Смысл финала «Гамлета»

Поскольку автор трагедии воспринимает мир как театр и, соответственно, театр как мир, то такое же видение действительности он присвоил и главному герою произведения. Глазами Гамлета мир полон жадности, корысти и предательства, в котором каждый надевает маску фальши.

Шекспировский театр – зеркало мира, отражающее его пороки и выступающее за реализм в искусстве, борющееся с напыщенными декламациями и неестественным поведением на сцене. Поэтому так остро ценит Гамлет чувственную игру приезжих актёров, пробующих себя на роль в задуманной им пьесе.

Только благодаря постановке «Убийство Гонзаго», или «Мышеловка», с точностью напоминающей сюжет трагедии, Гамлет до конца убеждается в причастности Клавдия к смерти отца. Однако разоблачение Клавдия впоследствии ведёт к череде неслучайных смертей, которые, определённо, служат наказанием для героев за содеянные поступки.

Месть – источник зла, а также и актуальная форма убийства для того времени. Выходит, чтобы победить зло, Гамлету пришлось и самому стать его носителем.

Несмотря на всю мрачность, пессимистичность и, казалось бы, обречённость, у произведения есть надежда на светлое будущее в руках норвежского короля Фортинбраса.

«Гамлет» представляет собой произведение, в котором типичная для Англии начала XVII века трагедия мести обретает новый дух и новое содержание. Смысл «Гамлета» во многом определяется меланхолическим настроением и гуманистическими идеалами, которые Уильям Шекспир вложил в свое детище.

Драматургическую основу «Гамлета» составляет изложение судьбы датского принца. События ловко вплетаются в сюжетную канву, постепенно раскрывая внутренний мир главного героя и окружающих его персонажей. Мастерски прописанные диалоги позволяют зрителю или читателю пьесы проникнуть в тайны человеческого духа.

Краткое содержание «Гамлета»

Сюжет произведения основывается на историческом предании, долгие годы циркулировавшем в среде интеллектуальной элиты и не раз ставившегося на сцене. Новаторство переработки Шекспира состоит в подчинении событий единству духовной драмы. Прояснить смысл «Гамлета» за авторством Шекспира можно, только кратко проследив и уяснив события пьесы.

На заметку! Одна из ранних версий сюжета содержится в хронике «Истории датчан», написанной Саксоном Грамматиком в XII веке.

Первые три акта

Действие начинает завязываться в тот момент, когда юный Горацио и стражники, Марцелл и Бернардо рассказывают Гамлету о виденном ими страшном явлении. Глубокой ночью перед стенами замка Эльсинор появляется призрак почившего монарха. Принц в урочный час присоединяется к караулу и узнает во вновь явившемся призраке своего отца. Тот открывает ему тайну своей смерти. Вероломный Клавдий убил его, во время полуденного сна влив в ухо яд, после чего сам стал королем. Гамлет потрясен услышанным. Его прежняя неприязнь к Клавдию, соблазнившему вдову своего монаршего брата, мать Гамлета, обращается в ненависть. Он клянется отомстить убийце отца, но все же терзается сомнениями. Чтобы проверить, правда ли за преступлением стоит Клавдий, Гамлет с помощью прибывшей в замок актерской труппы воспроизводит сцену убийства. От увиденного венценосный злодей приходит в сильное волнение, бледнеет и убегает, тем самым подтверждая подозрения Гамлета. Наедине с собой, подслушиваемый спрятавшимся принцем, король кается в своих преступлениях.

Тем временем принц притворяется безумным. Желая узнать причину сумасшествия сына, король и королева обращаются за советом к Полонию. Тот предполагает, что все дело в любви Гамлета к дочери сановника Офелии. Он предлагает проследить за сумасшедшим, чтобы удостовериться в этом. Гамлет, встретив поджидавшую его Офелию во дворе, заявляет, что все его клятвы в любви были ложью и советует ей идти в монахини. Раскусив козни Полония и прикрываясь своей личиной безумца, принц раз за разом высмеивает его. Клавдий, посчитав племянника опасным для общества, решает отправить его в Англию.

Четвертый акт

Гамлет объясняется с матерью, раскрывая перед ней преступление Клавдия и жестоко упрекая ее. В порыве гнева он убивает спрятавшегося за ковром в покоях королевы Полония. Узнав об этом, Клавдий пугается и ускоряет отбытие Гамлета за море, отдавая приказ англичанам, чтобы те умертвили сумасшедшего принца. Узнав о кончине своего отца, Полония, Офелия повреждается умом, вскоре после чего кончает с собой.

Последний акт

Гамлет отплывает по приказу Клавдия, но на пиратском корабле возвращается в Данию. Здесь его уже подстерегает Лаэрт, сын Полония, жаждущий отомстить за своего отца. По наущению Клавдия, Лаэрт соглашается смазать свою рапиру ядом и подготовить кубок с отравленным вином. Главный герой соглашается на поединок. В ходе сражения противники ранят друг друга. Наблюдавшая за битвой королева Гертруда пригубляет из отравленного кубка и умирает. Принц протыкает шпагой Клавдия, тот погибает. Друг за другом гибнут Лаэрт и Гамлет. Горацио, свидетель трагедии, пересказывает ее прибывшему в замок норвежскому принцу Фортинбрасу.

Смысл «Гамлета»: честь или смерть?

Понять, в чем смысл трагедии У. Шекспира «Гамлет» возможно, исходя из того эффекта, который она оказывала на современного драматургу зрителя.

В ту эпоху трагедия выполняла 3 функции:

  • эстетическую,
  • дидактическую,
  • терапевтическую.

Трагическая судьба юной Офелии и благородного принца вызывали мысли о недолговечности прекрасного. Жестокие события вскрывали острые социальные проблемы. Разрешали через театр реальные общественные противоречия. Тонкие философские размышления учили ценности человеческой свободы и разума.

Завязка ставит героя в ситуацию, когда ему необходимо совершить преступление, чтобы сохранить свое достоинство как человека. Смысл известного монолога Гамлета, начинающегося словами «Быть или не быть…», состоит в размышлении о том, какую жизнь имеет право выбрать для себя благородный человек.

У вопроса две стороны:

  • во-первых, выбор между чем чтобы молча поддаться жестокой судьбе или мужественно бороться с ней,
  • во-вторых, предпочтение слабыми хорошо знакомого, неиссякаемого страдания жизни скрытому, неизвестному злу смерти.

Гамлет решает, что смысл жизни в том, чтобы выполнить высокий долг, даже если это приведет к последующей гибели и забвению. Держа череп Йорика, главный герой предается размышлениям о недолговечности плоти, о судьбе праха, после смерти человека смешивающегося с глиной.

В чем суть концовки

Смысл «Гамлета» проясняется в его концовке. В поединке с Лаэртом утверждается бесстрашная, благородная натура принца. Однако в обмен на реализацию своего человеческого потенциала, герой принимает неизбежную смерть: он, как и Лаэрт, виновник мести, отринувший жизнь в угоду чести. Перед гибелью юноши мирятся друг с другом, признают в противнике достоинство. Вероломный Клавдий и сластолюбивая Гертруда умирают, принимая заслуженную кару за свои деяния. Когда последним испускает дух Гамлет, смысл произведения достигает своего апогея в диалоге принца с Горацио и обещанием последнего хранить память друга. Горацио повествует о трагедии Фортинбрасу, который тоже был признан Гамлетом достойным человеком.

На заметку! В многочисленных подражаниях и альтернативных версиях «Гамлета» сильнее всего искажается именно смысл концовки. Особенно интересно в этом плане произведение Б. Акунина «Гамлет. Версия», где подлинным виновником всех событий оказывается Горацио, состоящий на службе у норвежского принца Фортинбраса.

Смысл «Гамлета», если кратко заключить вышеизложенное, состоит в превосходстве духа над слабостями плоти. Вместо приятной, но лишенной чести и достоинства жизни, герои предпочитают мучительную смерть во исполнение долга.

cf81aa2d898dc47_225x150.jpg

Судьба человека: смысл повести, объяснение сюжета и концовки

26db32e4604afaa_225x150.jpg

«Гранатовый браслет» Куприна: соната настоящей любви

9ec80188f8d7ecf_225x150.jpeg

«Бежин луг» Тургенева: истории, рассказанные на ночь

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gamlet/analiz-proizvedeniya-shekspira.html
  • https://literaguru.ru/analiz-pesy-shekspira-gamlet/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/analiz-gamlet.html
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedenija-gamlet-uiljam-shekspir/
  • https://o-smysle.ru/knigi/smysl-gamleta.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт