Содержание
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Суть
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы и проблемы
- 7 Смысл
- 8 Символы и художественные детали
- 9 Чему учит?
- 10 История создания
- 11 Жанр и направление
- 12 Суть
- 13 Композиция
- 14 Главные герои и их характеристика
- 15 Темы
- 16 Проблемы
- 17 Смысл
- 18 Вывод
- 19 Критика
- 20 История написания
- 21 Жанр, композиция и литературное направление
- 22 Тематика и суть
- 23 Действующие лица
- 24 Проблематика и смысл
- 25 Еще тесты
- 26 Читайте также
- 27 Вариант 2
- 28 Анализ произведения О любви
- 29 Несколько интересных сочинений
Автор: · 03.06.2019
Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.
История создания
«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года.
В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным.
Жанр и направление
Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое.
Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности.
Композиция
Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах.
- Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
- Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения.
- Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.
Суть
Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.
Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что. А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви. Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает. Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.
Главные герои и их характеристика
- Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
- Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
- Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановичаи возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.
Темы и проблемы
- Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми.
- Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви.
- Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.
Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.
Смысл
Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья.
А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным :
Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.
Символы и художественные детали
В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют.
Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.
Чему учит?
Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее.
Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция.
Автор: Анастасия Бурмистрова
Автор: · 26.02.2018
Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».
История создания
История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты». В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.
На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.
Жанр и направление
Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода. Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.
Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.
Суть
О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.
Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.
Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.
Композиция
Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается. Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.
Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном. Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.
Главные герои и их характеристика
Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.
- Алехин Павел Константинович — главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
- Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
- Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.
Темы
Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.
Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.
Проблемы
Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.
- Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
- Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
- Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья. Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.
Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.
Смысл
Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.
Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.
Вывод
С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.
Критика
Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.
А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.
А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.
А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».
Автор: Лилия Васкецова
Содержание:
История написания
Процесс создания произведения, которое было написано автором в 1898 году, берет начало в его биографии. Дело в том, что в персонаже Анны, в которую до беспамятства влюблен Алехин, прослеживается схожесть с русской мемуаристкой Лидией Авиловой. Последнюю с Чеховым познакомил Сергей Худяков — главный редактор «Петербургской газеты». На момент написания мемуаров девушка знала все произведения автора наизусть.
Когда Лидия познакомилась с писателем, она состояла в браке с Михаилом Федоровичем. Последний не понимал увлечения супруги писательством и литературой. Женщина выбирала спутника жизни «как вещь». Конечно же, она уважала своего избранника, но не испытывала нежных чувств к нему.
Мужчина знал о переписке супруги с Чеховым, даже читал некоторые письма. Писатель помогал Авиловой с публикацией ее творений, был критиком и рецензентом. Теплота в переписке была разбавлена нечастыми встречами. Глубину отношений с Антоном Павловичем женщина отразила в одном из своих произведений. Однако последнее опубликовали лишь в 1940.
Личные переживания писателя также отразились в его работах. Произведение «О любви» — литературное выражение непреодолимого светлого чувства, которое автор испытывал к Лидии.
Жанр, композиция и литературное направление
Писатель был настоящим мастером сокращенной литературной формы. Основной стиль автора — емкий мини-рассказ с глубокой философией мысли. Особенность жанра произведения писателя помогает раскрыть реалистический метод.
Ни для кого не секрет, что автор создавал работы в духе реализма. Важный элемент чеховских произведений — детали. С их помощью Антон Павлович гармонично сочетал глубокое реалистичное содержание с краткой повествовательной формой.
Произведение «О любви» является завершающим в сборнике «Маленькая трилогия». Примечательно, что такое название было придумано не автором, а исследователями. Главные герои его творений повествуют о своих жизненных историях. Важно отметить, что каждый из них становится центральным элементом своей части.
Отличительной композиционной чертой повествования автора считается форма «рассказ в рассказе». К такому приему нередко обращается писатель. Это одновременно позволяет ему объективно изложить суть и сэкономить языковые средства. Такая структура прослеживается во многих работах писателя:
- сначала он рассказывает о случае из жизни или какой-то определенной ситуации;
- затем происходит ассоциативный переход к сути рассказа (зачастую это монолог основного действующего лица).
Например, произведение «О любви» начинается с упоминания об отношениях повара-алкоголика Николая с красавицей Пелагеей. Последняя терпела от избранника оскорбления и избиения. Незначительная обеденная зарисовка переходит в рассуждение Алехина о сущности взаимоотношений. Этот прием помогает перевести читателя к сути, и лишь затем начинается рассказ.
Концовка обрамляет художественный центр работы. В литературную тему мастерски вплетаются маркеры настроения действующего лица — перемена погоды.
Любовная история Алехина началась, когда на улице все было невзрачным и серым, но в конце произведения дождь закончился и выглянуло солнце. Это говорит о душевном очищении Павла.
Тематика и суть
Основная тема произведения — счастье человека и его недостижимость. Персонажи автора живут оседлой, обычной жизнью. Оковы такого существования так прочны, что даже сильные чувства не способны заставить героев покинуть зону комфорта. И Павел, и Анна страдают, доказательством этому служит эмоциональная и трогательная сцена прощания. Но к сожалению, их счастье навсегда упущено.
Рассуждения помогают Павлу разобраться, почему же они не могут быть счастливы. Герои задумывались, как жить, будучи влюбленным в чужую жену или находясь в браке с хорошим человеком, воспитывая при этом детей. Позднее Алехин осознает, что безграничное чувство, которое поглощает его, не поддается каким-либо законам, не терпит вопросов. Размышления становятся преградой любви, однако возлюбленные понимают это поздно.
Затем его пригласили стать судьей. Во время одного процесса он знакомится с очень добрым мужчиной по имени Дмитрий Луганович. Вскоре за обедом в доме последнего Павел встречает супругу хозяина дома — Анну. Женщина запомнилась дворянину, оставив яркий след в памяти.
В процессе общения Павел понимает, что его симпатия к Анне совсем не безответна. Алехина мучает чувство вины перед Лугановичами, ведь супруги благосклонны к нему. Однако влюбленные так и не нашли сил рассказать о своей любви.
Ощущение призрачности счастья вскоре стало терзать и Анну. Женщина даже прибегала к лечению от нервного расстройства. Вскоре ее супругу пришло повышение и семье предстоял переезд. Во время проводов произошла развязка. В поезде влюбленные объяснились, а затем расстались навсегда. Тогда Алехин осознал невозможность вернуть упущенную любовь.
Действующие лица
Сокращенная форма повествования предполагает незначительное количество персонажей. В рассказе Антона Чехова «О любви» главные герои — Павел Алехин, Анна Алексеевна, Дмитрий Луганович. Характеристика каждого из них:
- Павел. В начале произведения отсутствует описание его портрета. Автор подробно рассказывает о нем в «Крыжовнике». Антон Павлович изображает Алехина 40-летним мужчиной, который скорее похож на художника, чем представителя рода помещиков. По происхождению он дворянин, но долги отца оставляют его совсем без денег. Герой не привык к физической работе, жизнь в имении вынуждает его забыть о культуре. Однако благодаря трудолюбию ему удается получить должность судьи. Спустя время он знакомится с Дмитрием, в жену которого впоследствии влюбляется.
- Анна — супруга Лугановича, воспитывает двоих детей. Портрет женщины описан глазами Павла. Мужчина утверждает, что такой красоты особа никогда ранее не встречалась ему. Героиня с добротой и заботой относится к Алехину и вскоре влюбляется в него. Однако боязнь потерять положение, супруга и детей не позволяет дать волю чувствам.
- Дмитрий — друг Алехина, состоятельный дворянин. В начале произведения Павел описывает своего товарища добрым и простодушным, но к середине рассказа начинает размышлять, почему его возлюбленная связала себя узами брака с таким скучным человеком.
Проблематика и смысл
Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.
Главная мысль, заложенная писателем, раскрывает идею того, как люди могут убить светлое чувство, стараясь соблюдать законы общества. Добропорядочность вовсе не гарантирует счастья, последнее может показаться только призрачным чувством любви, а затем бесследно уйти.
Чехов, демонстрируя представителей общества на рубеже XIX-XX столетий, выносит приговор общественному строю, не позволяющему людям раскрыть истинные желания даже в глубоком и настоящем чувстве. Проблематика произведения отражает известную тему автора — «человека в футляре». Отображаясь с разных сторон, такая «футлярность» есть у каждого героя произведения:
- Луганович. «Футлярность» этого персонажа проявляется в безучастном отношении к обществу, ограниченности ума. Такой тип личности не отвергнут общественностью. Наоборот, Дмитрий — успешный дворянин, однако нехватка духовного развития контрастирует с умом его супруги. Это создает впечатление того, что мужчина равнодушен к семейному счастью, склонен лишь плыть по течению.
- Павел — дворянин, который вынужден переехать в имение отца. Жизнь в деревне поменяла его мышление и способности. Укоренившиеся привычки оказали влияние на характер. Герой проявляет слабость, когда нужно принять решение, способное изменить его судьбу и привести к счастью. Мужчине легче потерять любовь, чем выбраться из оков футляра.
- Анна — предпочитает радикальным изменениям ради собственного счастья «футлярную жизнь». Несмотря на сильные чувства к Алехину, женщина не готова пожертвовать репутацией, привычной жизнью и родственными связями. Перемены пугают ее.
Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
- Сочинения
- По литературе
- Чехов А.П.
- Анализ произведения О любви
История создания
Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну, так же как и Авилов был влюблен в Анну Алексеевну. Рассказ написан в 1898 году и опубликован в журнале «Русская мысль».
Жанр и направление
Жанр данного произведения – рассказ, об этом свидетельствует краткая изложенная форма и лишь одна линия сюжета. Антон Павлович Чехов любил писать в направлении реализма, так и в данном случае.
Суть
Основная сюжетная линия в данном произведении является – любовь. Главный герой рассказа – Павел Алехин. После смерти отца он переезжает в его имение в Софьино. Пытается погасить долги отца. Вскоре Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, он приглашает Павла на обед к себе домой. Там Алехин встречает жену Лугановича – Анну Алексеевну, он влюбляется в нее в тот же вечер. Продолжая общение через некоторое время, Павел замечает, что его чувства не безответны. Но Алехина мучает чувство вины перед семьей Лугановичей, они были добры к нему все это время. Ни Алехин, ни Анна Алексеевна так и не могут признаться друг другу о своих чувствах.
Понимая всю ситуацию в целом, Анну Алексеевну начинает мучить непостижимость своих чувств. Она не может бросить мужа и уйти к Алехину и из-за этого у нее начинаются нервные расстройства. Позже Дмитрию предлагают повышение, и им предстоял переезд. Уже в самом конце рассказа происходит прощание двух влюбленных, понимая, что они уже больше никогда не увидятся, Анна дарит Павлу первый и последний в их жизни поцелуй.
Композиция
Главные герои и их характеристика
Алехин Павел Константинович – именно от его лица ведется повествование в рассказе. Дворянин, но после смерти отца работает в его поместье и пытается расплатиться с его долгами, из-за этого превращается в обычного рабочего. Трудолюбивый человек, смог получить авторитет у людей и стал мировым судьей в Софьино. Но, несмотря на все, Павел выглядит несчастным, он занимается не той работой, которой хочет.
Дмитрий Луганович – товарищ председателя окружного суда и дворянин. Хороший друг главного героя. Очень добрый и отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь.
Анна Алексеевна – жена Лугановича. Молодая красивая и умная девушка, в которую влюблен главный герой. Заботливая мать и отличный собеседник, но из-за душевных терзаний стала нервной и злой.
Темы
Основными темами рассказа являются любовь, счастье и раскаяние. Автор смог донести и показать читателям, какого может быть, когда влюбляешься настолько сильно, но понимание того, что эта любовь не принесет ничего хорошего и погубит всю семью, приводит к терзаниям внутри себя главных героев, а под конец и к их прощанию навсегда.
Проблемы
«Человек в футляре» — основная проблема в произведении. Анна и Павел любят друг друга и много времени проводят вместе, но не признаются друг другу в этом, страдая от своих же чувств. Они так и живут, любят и страдают, но не делают ничего, чтобы это изменить.
Смысл
Основной мыслью рассказа является то, что человек по своей натуре труслив и не может получить то, что он действительно хочет. Для любви не достаточно одно лишь чувство, для любви необходимы действия.
Вывод
Вариант 2
огромного таланта в написании коротких, но комичных и обличающих человеческие пороки, рассказов. В своих произведениях он сочетает грустное с смешным, заставляет читателей одновременно и смеяться, и задумываться над поведением его товарищей и главное своим. Это умение действительно можно назвать гениальностью, ведь краткость, как однажды выразился сам писатель, — сестра таланта.
У Чехова есть замечательная «маленькая трилогия», в которую входят такие произведения как «Крыжовник», «Человек в футляре» и «О любви». Третье произведение – печальный рассказ, в котором герои испытывают очень сильные эмоции, но из-за своего положения не могут им поддаться и стать счастливыми.
Чтобы проанализировать этот рассказ, необходимо узнать о истории его создания. Это автобиографичное произведение. Антон Павлович был знаком с Лидией Авиловой, мемуаристкой, женой Сергея Николаевича Худякова. Муж женщины не был увлечён литературой и не поддерживал её. Однажды он познакомил свою жену с Чеховым и между ними завязалась дружба. Писатель помогал женщине, он рецензировал её произведения, помогал их публиковать, но помимо этого они часто переписывались и даже встречались. Они оба были влюблены друг в друга, но не смогли ничего с этим сделать, потому что считали их любовь невозможной.
Исходя из вышеперечисленного, несложно догадаться, что произведение написано в направлении реализма.
В рассказе три главных герой – это Павел Константинович Алехин – дворянин, который, переехав в имение, становится отличным работником. Это чувствительный, но очень неуверенный в себе человек с высокими моральными принципами; Луганович – друг Алехина, которого сам Павел описывает сначала как доброго, а затем как скучного человека; Анна Алексеевна – возлюбленная Алехина. В отличие от мужа, она очень умна и интересна, помимо этого обладает очень красивой внешностью. Героиня подобно Павлу боится испортить свою репутацию и не даёт волю своему чувству, несмотря на его огромность.
Содержание этого рассказа довольно простое, как и композиция. Павел Константинович приезжает в Софьино и забывает свои культурные корни, зато он показывает себя отличным тружеником, за что назначается мировым судьёй. Герой знакомится с Лугановичем и его женой. Это знакомство-то и стало роковым, оно является завязкой произведения. Герой влюбляется в женщину и понимает, что та тоже к нему не ровно дышит, однако никто из них не признаётся в любви, они просто радуются встречам и ждут друг друга как ждут только влюблённые. Эти эмоции и глубокие чувства – кульминационный момент произведения. К сожалению, чете пришлось уехать из города. Алехин навсегда потерял свою любимую, из-за чего очень сильно горевал. Такой развязкой заканчивается рассказ.
Основная тема произведения – любовь, но любовь не обычная, а что-то вроде любовного треугольника, разорвать который главный герой не в силах. В этом-то и заключается проблема. Нерешительность и неуверенность мешают Анне и Павлу броситься навстречу своей любви и забыть о принципах, понять, что это возвышенное чувство способно разорвать любые цепи норм и правил. Смысл рассказа в том, что люди, не способные сделать первый шаг к своему счастью, могут навсегда потерять его.
Итак, произведение «О любви» — автобиографичный рассказ, помогающий с помощью этого возвышенного чувства обличить человеческие пороки, показать как нерешительность и точное следование моральным устоям могут погубить человеческое счастье.
8, 10 класс
<glav>Другие сочинения:</glav>← Маленький человек в рассказе Смерть чиновника↑ Чехов А.П.Старые хозяева вишневого сада →
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Васкова в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
Доблесть советских воинов в Великой Отечественной войне показана в произведениях многих писателей. Но повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» особенно трогает за душу. Подвиг пятерых девчат и старшины Васкова запомнился особенно.
- Смерть Остапа в произведении Тарас Бульба Гоголя 7 класс
Главный герой одноименной повести Тарас Бульба теряет обоих своих сыновей. Один погибает позднее от руки отца — Андрий. А прежде враги убивают Остапа.
- Астафьев В.П.
- Сочинение на тему Древние люди 5 класс
Наверно каждому человеку приходила в голову мысль о том, а какой был их предок. Да, конечно, некоторые составляли свое генеалогическое древо
- Сочинение по картине Новая планета Юона 8 класс
В 1921 году Юоном была написана картина «Новая планета». Характер этой картины очень сильно отличается от его других работ. Родилось это полотно в переломный момент для России, во времена Великой Октябрьской революции.
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/o-lyubvi-chehov/
- https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-chehova-o-lyubvi/
- https://nauka.club/literatura/analiz-o-lyubvi.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/analiz-proizvedeniya-o-lyubvi