Содержание
- Краткие содержания
- Екимов
- Говори мама, говори
Старенькая женщина живёт в отдаленной деревне сама. Её дочь, чтобы иметь постоянную связь с мамой, подарила ей мобильный телефон. Каждое утро загорается и начинает петь маленькая чёрная коробочка. Старушка нажимает на кнопку, слышит голос своей дочери, которая живёт далеко в большом городе.
Каждый день дочь интересуется, жива ли мама. Но, из-за дорогого тарифа и своей занятости, она разговаривает пару минут. Старенькая мама хочет рассказать о своих ежедневных хлопотах своей родной доченьке: о своих курах, кошке и собаке. Но, дочь очень занята, и всегда напоминает, сколько стоит их разговор.
Уже несколько лет женщина уезжала зимовать к дочери в город. В квартире было хорошо, тепло. Но, её всегда тянуло домой в деревню. И, сейчас она советовалась с соседкой, ехать уже или нет. Надеялась, что зима будет не холодной и она сможет сама перезимовать. Разговор был это уже не первый. Не хотелось старушке уезжать и оставлять на соседку собаку, кошку и кур. Привыкла она к спокойной деревенской жизни. Хоть хозяйство уже не большое, но целый день копошилась женщина на огороде и возле живности.
Мама дочери рассказала, что она ей приснилось. Сон был не очень хороший, и старая женщина беспокоилась. Но, дочь, как обычно, спешила и хотела говорить только по существу.
Однажды женщина занималась во дворе хозяйством, зацепилась за корень груши и упала. Она ничего не повредила, просто немного болела нога. Утром начала рассказывать, что дерево не срезает, потому что груши вкусные и дочь их любит кушать. Груши падают на землю и гниют. Она шла, не увидела корень, и упала. Дочь сразу же начинает уточнять, все ли в порядке со здоровьем у мамы. Рассказ о дереве её не интересует. Мама успокоила дочь, сказала, что к ушибам прикладывает капустный лист. Узнав, что все хорошо, она сразу вспоминает о ценах на тариф.
Читайте также: Салтыков щедрин карась идеалист главные герои. Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
Чтобы успокоиться, пошла старушка в дом и села за прялку. Пряла, и слушала радио. По радио была реклама, где говорилось о болях и средствах лечения. Старушке стало жаль себя, и она расплакалась.
И, неожиданно, в непривычное время, зазвонил телефон. Мать подняла трубку. Говорила её дочь. Она стала не спеша расспрашивать о маминых делах. И, просила, чтобы та не спешила и говорила с ней.
Дочь наконец-то поняла, что мамы может не стать, и не с кем будет даже поговорить по телефону. Необходимо наслаждаться счастливыми моментами общения с родными, пока они живы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
«Говори, мама, говори…» (Открытый урок по рассказу Б. Екимова «Говори, мама, говори…»)
«Говори, мама, говори…» (Открытый урок по рассказу Б. Екимова «Говори, мама, говори…»)
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Цель урока:
— помочь учащимся понять идейно – тематическое содержание рассказа
Б. Екимова « Говори мама, говори…» и раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем.
Задачи:
Образовательная
: создать условия для формирования у учащихся понимания идеи и темы, умения определять проблемы в тексте.
Развивающая:
мотивировать на развитие творческих, речевых способностей
Читайте также: Немецкий со Стефаном Цвейгом. Шахматная новелла / Stefan Zweig. Schachnovelle
учащихся, формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных),
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
Воспитывающая:
воспитывать чувство уважения к матери, как к самому дорогому человеку.
Средства обучения:
1) литература: текст Б. Екимова «Говори мама, говори…»;
2) раздаточный материал: карточки с цитатами;
3) оборудование: мультимедийная установка, презентации, музыкальный номер («Притча о маме… »)
Эпиграф к уроку:
«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу….». А.М.Горький (слайд №1)
- Притча о маме:
(читают по ролям подготовленные дети) (презентация № 2 )
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: « Я не знаю, зачем я иду в этот мир! Что я должен делать?
Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он все тебе объяснит».
Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
Читайте также: ЭССЕ О ПЕДАГОГЕ – ГУМАНИСТЕ ЯНУШЕ КОРЧАКЕ
Как и когда я должен вернуться к тебе?
Твой ангел скажет тебе все.
А как зовут моего ангела?
Неважно, как его зовут, у него много имен…
Ты будешь называть его — ? (мама).
Учитель:
Как же зовут ангела, который охраняет вас на Земле? (Мама).
Учитель:
О матерях можно рассказывать бесконечно. Так сказал М.Горький. Согласны ли вы с этим? Почему? Что значит мама в жизни каждого человека?
Учитель:
Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово «мама»? Подберите слова, подходящие к слову мама. ( Мама – доброта, любовь, нежность, счастье, радость, улыбка, спокойствие, опора, мудрость, беспокойство, теплота, поддержка).
Учитель:
Проникновенные строки о матерях написаны многими писателями и поэтами М.Горьким, А.Фадеевым, В.Закруткиным, А.Твардовским и другими. Не обошел стороной этот образ и Борис Екимов. Борис Екимов – интересный современный писатель, но, к сожалению, малоизвестный.
Ученица Гоняева С. провела исследовательскую работу
по теме“Борис Екимов – писатель нашей современности».(презентация № 3)Ученик:
(Гоняева Софья): Презентация по теме «Борис Екимов – писатель нашей современности»Учитель:
К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Б.Екимова. Как бы вы обозначили тему нашего урока? (Я бы взяла слова дочери в конце рассказа) (слайд № 2)
Учитель:
Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь. К сожалению, Б.Екимов не помнит свою маму. Может быть, поэтому он обращается к этому образу в рассказе «Говори, мама, говори…»
Учитель:
Что вы чувствовали, когда читали это маленькое по объему произведение?
Над чем задумались?
Учитель:
А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием Толстых и Тонких вопросов.(слайд № 3)
Учитель дает время подумать и составить вопросы. Ученики задают их друг другу.
Читайте также: Болеслав Прус — Фараон Страница 13
Вопросы:
- Кто является главным героем рассказа?
- Вокруг какого события построен рассказ?
- Чем становится телефон для Катерины?
- Предположите, что было бы, если бы не было у Катерины мобильного телефона?
- Как часто дочь разговаривала с матерью?
- Что больше волнует дочь?
- Что значит «говорить конкретней» для матери и для дочери?
- Почему связь осуществлялась только через мобильник?
- О чем хотелось бы говорить Катерине с дочерью?
- Умеет ли слушать дочь, умеет ли слышать мать?
- Почему дочь не может забрать мать в город? В чем причина?
- Почему Катерине не хочется уезжать в город?
- Согласны ли вы, что трудно было жить на хуторе? Почему?
- Объясните, что значит «хутор разошелся, разъехался, вымер. Словно по швам разошелся.
- Как Катерина проводит день?
- Почему Катерина говорила сама с собой?
- Что заставило Катерину разговаривать с голосом из репродуктора?
- Вы согласны, что с матерью все в порядке?
- Почему автор называет утренние звонки урочными?
- Почему Катерина так испугалась дневного неурочного звонка?
- Как вы думаете, почему дочь позвонила второй раз, в обед?
- Чем отличаются телефонные разговоры в начале рассказа и в его финале?
- Предположите, что дочь представила себя на месте матери?
Учитель:
Какой мы видим главную героиню в рассказе?
Попробуйте составить ее портрет. (Бабка Катерина – маленькая, «иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка». В рассказе упоминаются трое ее детей: дочь Мария, сыновья Коля и Володя. Когда – то семья была большая. Хозяйство держала немалое. Всю свою жизнь она трудилась в колхозе не покладая рук, детей хороших вырастила. Теперь живет одна. Дети разъехались давно. Дочь живет в городе в полутораста километрах от матери. Зимовать Катерина уезжает к дочери, но с большой неохотой).
Учитель:
А теперь я хотела бы обратить ваше внимание на экран. Перед вами появится галерея портретов А.Шилова. ( слайды № 4 — 10 )
Как вы думаете, какой из портретов соответствует образу главной героини? (Каждая из них). Свой ответ обоснуйте, пожалуйста.
Вы обратили внимание на наших портретах женщины определенного возраста. Какого? (пожилые, старые)
Как вы думаете, какая основная миссия женщины на Земле? (родить и воспитать ребенка).
Так что общего во всех работах, все эти женщины – кто? (матери, действительно, это портреты матерей знаменитых художников).
В чем заключается основная задача художника, писателя при создании портрета? (показать не только внешность, но и внутренний мир, его психологическое состояние).
Глаза – это зеркало души, внутреннего состояние человека. Что передает выражение их глаз? (тревогу, одиночество, боль). Какую информацию пытался донести до нас художник, изобразив своих героинь, сидящими у окна. (Они ждут). Кого? (Скорее всего своих детей).
Зачем? (Им одиноко, они скучают). Откуда появляется это чувство одиночества? (долго не звонят, не пишут, не разговаривают). А дети понимают, что родителям одиноко? Так о какой проблеме автор говорит в рассказе.
Работа с цитатами.
Учитель:
Перед уроком я предложила отдельным ученикам индивидуальную работу. Ребята должны были подумать и выразить своё мнение относительно содержания следующих строк. Какие морально-философские суждения автора содержатся в них? (слайд № 11)
Составление синквейна. (
слайд № 12)( Каждый шаг озвучить, ученики молча пишут, потом попросить несколько человек зачитать вслух).Учитель:
Как бы вы сейчас составили синквейн “Мама”, характеризующий нашу героиню? Что бы изменили в его содержании? Что бы добавили? Выразите через синквейн свое отношение к ней.1.Старая Катерина2.Пожилая и одинокая
3. Ждет, скучает, любит
4.Мать всегда прощает и любит
5. Всепрощающая любовь
Учитель:
А как вы считаете, этот рассказ актуален?
Чему учит нас этот рассказ, о чем мы должны помнить всегда? (подвести к эпиграфу).
Не случайно высказывание М.Горького стало эпиграфом к нашему уроку. Но оно не закончено, продолжите его, пожалуйста. (слайд № 13)
Учитель:
Наш урок подходит к концу. Какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Какие выводы вы сделали для себя?
Домашнее задание
. (слайд № 14)
Предлагаю домашнее задание на выбор.
Написать сочинение – размышление на тему «В чем заключаются красота и величие моей мамы»
Написать письмо своей маме и попросить за все прощение.
Написать эссе на тему «Если б не было тебя…»
Учитель:
Я вас благодарю за хорошую работу на уроке, молодцы. Всем спасибо.
Приложение.
1.Презентция №1
2.Презентация № 2
3.Презентация № 3
Сюжет Бориса Екимова в рассказе «говори мама говори» происходит в далёком от шумного города хуторе, где живёт старенькая мать. Её дочь подарила ей мобильный телефон, чтобы иметь постоянную связь с ней, так как она живёт в современном большом городе за полторы сотни вёрст села.
Бабушка очень радовалась и в то же время удивлялась, этому чудо — мобильному телефону. Она часто говорила «мобила» словами городского внука. Из любимой дочерей старушка созванивалась каждое утро, но беседа была очень короткий. Дочка всегда разговаривала стандартными словами: «—Мамуличка, привет! В тебя все хорошо? Вопросы есть? Вот и хорошо. Целую. Молодец»— экономит деньги на тариф. Старуха жаловалась соседке, что не успеешь опомниться, а свет в коробочке уже потух.
Бабуле так много хотелось досказать о своей старенькой и скучной жижни, непонятных снах, войне, о незначительных событиях, о том, как у пала возле груши—черномосяки, которую очень сильно любила ё дочь. Но в ответ слышала:
«Мама говори по делу, о себе а, не черномосяке. Не забывай что тариф дорогой».
Она любила свою мать, но некогда не находила время ее выслушать, она всегда была занята городской суетой.Старушке—матери хочется плакать от безвыходной ситуации. Вид она хочет поехать к дочери, внукам, но в то же время она нехочеть покидать родные стены. Старуха боится,что хулиганы украдут последние кастрюли, да и куда девать, Тузика, кур и кошку.
Этот рассказ заставляет задуматься над многими жизненными вопросами, переосмыслить ценности.
Оцените произведение: Голосов: 280
Читать краткое содержание Говори мама говори. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Екимов Борис Петрович. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Говори мама говори
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Носов Метро
Однажды двое детей и их мать отправились в гости к тете в Москву. Тетя и мама детей наказали ребятам сидеть дома и смотреть старый альбом с фотографиями, а сами отправились гулять по магазинам.
- Краткое содержание Спящая царевна сказка Жуковского
Сказка рассказывает юным читателям о добром царе Матвее и его царице. Жили они счастливо, душа в душу, но, к сожалению, не могли иметь потомство.
- Краткое содержание Чехов Крыжовник
Историю своего брата Николая Ивановича рассказывает в гостях Иван Иванович, с грустью рассказывает, хотя, казалось бы, у брата все отлично. Николай, еще в молодости, еще на службе мечтал о собственном домике
- Краткое содержание Фромм Искусство любить
Книга поделена на две части. В первой части автор рассматривает любовь с точки зрения теории. Он подробно разбирает такие понятия как любовь матери к ребенку, любовь между мужчиной и женщиной, любовь человека к Богу и даже любовь к самому себе
- Краткое содержание Карусель Зощенко
Основным персонажем произведения является деревенский парнишка, приехавший в город на первомайские праздники.
9 месяцев назад1 ответ:
Борис Екимов в своём рассказе рассказывает нам о том, как на одном хуторе жила старушка Екатерина. Старушка жила одна и дочь подарила ей телефон чтобы мать была на связи.
Конечно же бабушка удивлялась тому, как работает телефон и даже называла телефон «мобилой», подражая своему внуку.
Старушка каждый день ждала звонка от дочери, а та позвонив, разговаривала короткими фразами, узнавая всё ли у матери хорошо быстро отключалась. Дочь экономила деньги, связь из другого города была дорогой.
Старушку это расстраивало, ей так много хотелось ей рассказать, но она не успевала сказать всего чего хотела. Конечно же дочь очень любила свою мать, но все мы вечно живём в суете, всегда заняты работой и своими делами, что на близких порой не остаётся времени.
Однажды дочь осознала, что мамы может и не стать, ведь она уже совсем старенькая, она испугалась, что может однажды уже не услышать мамин голос. Женщина позвонила маме, а та по привычке начала быстро рассказывать о том, что у неё всё хорошо, да так торопилась, боясь упустить что-то важное, ожидая что дочь отключится, но на её удивление на том конце провода её внимательно слушали и не перебивали. Дочь на том конце провода внимательно слушала и сказала маме: «Говори, мама, говори…». Она очень боялась, что голос мамы замолчит навсегда.
Рассказ очень трогательный, автор очень хорошо подчеркнул нашу суету, вечную нехватку времени даже на небольшой телефонный разговор с самым близким и родным человеком — мамой. Автор учит нас тому, чтобы мы задумались о жизненных ценностях, учит тому, что мама не вечная и как бы мы не думали и не привыкли к тому, что мама всегда есть и будет может случиться непоправимое. Как горько осознавать то, что уже никто не позвонит, никто не спросит как у тебя дела, никто не будет плакать о тебе ночами и молить Бога о твоём здоровье и счастье. Понимание часто приходит только тогда, когда мы теряем близких.
Дай Бог чтобы все мамы на свете были живы и здоровы!
Используемые источники:
- https://podg-kursy.ru/russkij-yazyk/govori-mama-chitat-polnostyu.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/ekimov-boris-petrovich/govori-mama-govori
- https://otvet.ws/questions/734615-bekimov-govori-mama-govori-kratkoe-soderzhanie-chemu-uchit-rasskaz.html