Краткий анализ рассказа «Петька на даче» ( Л. Андреев)

Автор: · Опубликовано 20.12.2020 · Обновлено 24.12.2020

Одним из представителей Серебряного века среди писателей является Л.Н. Андреев. Хотя его произведения изначально печатались только в журналах и газетах, они пользовались большой популярностью. Одним из интересных произведений автора является рассказ «Петька на даче».

История создания рассказа

Это рассказ написан на основе реальной житейской истории, рассказанной московским цирюльником Иваном, который по чистой случайности оказался однофамильцем автора. Он рассказал о своем детстве, о том, как жили дети из бедных семей. Как они взрослели очень рано. Вместо того, чтобы бегать и играть, как положено детям, такие ребятишки начинали трудовую жизнь.

Неудивительно, родители не могли прокормить, обуть, одеть своих детей. Их заработков хватало на самое скудное, почти нищее существование. И такие ребята попадали в ученики к ремесленникам. Родители были рады тому, что дети сыты целый день, иногда на ужин принесут кусочек. Кроме того, они приобщались к ремеслу, так как другого образования им бы родители не дали.

Жанр, композиция, направление

«Петька на даче» со сути своей детский остросоциальный рассказ. Он нравится многим и особенно тем, кто в детстве испытал бедность. Писатель настолько хорошо вникал во внутренний мир детей, понимал их ощущения, что казалось, что это рассказ о нем самом. Все чувства и эмоции героя читатель глубоко переживает и примеряет на себя, настолько реалистично написан этот рассказ.

Сюжет рассказа можно охарактеризовать как кольцо. Точка начала сюжета в парикмахерской заканчивается в той же точке в конце. Этот прием придает объемность повествованию.

Сюжет рассказа

Десятилетний Петька рано начал привыкать ко взрослой жизни. Родители пристроили его к местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Петькину жизнь в это время можно охарактеризовать как сон, а не реальность. Он как будто заставляет себя не видеть, что происходит вокруг. Вся его жизнь один сплошной страх. Он боится каждого взгляда и слова своего наставника.

По большому счету для Осипа Абрамовича Петька был не ученик, а, скорее, слуга. От тяжелой работы, которую он выполнял у парикмахера, у Петьки не оставалось сил. Его постоянно тянуло в сон.

Единственной мечтой мальчика был отдых на даче в Царицыно, где его мать работала у господ. Наконец, его мечта сбылась. Мать взяла его с собой. Сколько впечатлений мальчик получил еще по дороге, когда ехал в поезде. Пейзаж за окном произвел на него неизгладимое впечатление. Сколько радости у него было на душе, сколько счастья от ощущения того, что он уезжает от ненавистного Осипа Абрамовича.

Приехав на дачу, Петька познакомился с гимназистом Митей. Как много интересного рассказал и показал ему Митя, мальчик-гимназист, который тоже отдыхал в деревне. Наконец Петя мог почувствовать радость детства. С Митей они рыбачили, разговаривали, резвились. Деревенский воздух и полноценный отдых придали здоровья мальчику. С его лица исчезли морщины, взгляд стал веселым и игривым.

Но вся его радость сошла на нет, когда мама сказала ему, что пора возвращаться домой. У Пети случилась истерика, он плакал до изнеможения. Но делать нечего, нужно ехать.

На обратном пути он даже не видел красоты пейзажей, которыми восхищался по дороге на дачу. Прибыв в город, он снова вернулся в парикмахерскую, услышал те же окрики своего хозяина. Жизнь вернулась в старое русло.

Характеристика главных героев

  • Петька. По натуре этот мальчик меланхолик. Он постоянно ощущает недосыпание. А почему у читателя создается такое впечатление, что он грустный и меланхоличный от рождения? Как он преображается, попав на свободу в Царицыно, там его просто не узнать. Жизнь в городе не по нему. Единственный человек, с кем он общается, это Николка. Петька некурящий, непьющий, но уже приобщился к нецензурной брани. Да откуда ему набраться хороших манер? Вообще, мальчик добрый, но замкнутый.
  • Николка. Мальчику 13 лет. Он ходит в подмастерьях у Осипа Абрамовича. Матери у него нет. Как завидовал он Петьке, когда узнал, что тот с мамой едет на дачу. Мальчик в свои тринадцать лет уже курит, пробовал водочку. Вместо изучения наук он слушает местные сплетни от посетителей парикмахерской и передает их Петьке. Мальчики очень разные, но волей судьбы связаны постоянным общением. У Николки одно развлечение: сходить на драку посмотреть.
  • Осип Абрамович. Строгий и грубый Петин попечитель. Он не рассматривает его как ученика. Он считает его слугой, который по первому окрику должен бежать и выполнять все его прихоти.
  • Надежда. Петина мама. Она просто одинокая женщина, которой не на кого опереться. Она любит и жалеет сына, но не может ничего сделать для него, кроме как отдать Осипу Абрамовичу в услужение. Она надеется хоть так поднять мальчика. Сама она работает кухаркой у господ. Единственно, что она может, повкуснее и посытнее покормить Петю на даче. Это очень одинокий человек, которому даже поделиться нес кем и получить сочувствие. В поезде она готова рассказать все о себе незнакомому человеку, случайному попутчику.
  • Митя. Это мальчик-гимназист, с которым Петя познакомился на даче. С ним Петя узнал, что такое детство, рыбалка, окунулся в незнакомый ему мир природы и игр. Митя дружелюбен, остроумен, ужасный фантазер. Неудивительно, что Пете с ним намного интересней, чем с Николкой. Вся его внешность говорит о том, что он постоянно находится на природе.

Основные темы рассказа

  • Детство. В этом рассказе явно прослеживается превращение маленького мальчика в старичка. Он даже внешне приобретает старческие черты. У Петьки явно намечаются морщины. Постоянное желание спать тоже напоминает старость. Как пожилые люди впадают часто в дрему, так и десятилетний мальчик постоянно хочет спать. Сон для него спасение, уход от постылой реальности. Разве такая жизнь для ребенка должна быть? Грязная опостылевшая парикмахерская с вечно орущим Осипом Абрамовичем. Такая картина закладывается в его сознании с детства. А это очень страшно. Однако в душе мальчик не старик. Это раскрывается, когда он приезжает в деревню. Здесь он ребенок, даже морщинки разгладились.
  • Противопоставление: деревня и город, бедность и богатство. Николка представлен в рассказе как обиженный на всех и вся подросток. Он сам карабкается по жизни как может. Черствость стала основной чертой его характера. Брошенный всеми, оставшись без матери, он изо всех сил старается выжить, понимая, что хорошего ждать нечего. Единственную надежду он видит в Осипе Абрамовиче, который сделал его подмастерьем.
  • Тема материнской любви предстала в образе Надежды. Она, как всякая мать, переживает за своего сына, уговаривает хозяев приютить его на даче, старается дать ему повкуснее кусочек. Она бы все сделала для его счастья, но ее возможности ограничены.

«Петька на даче» – рассказ о маленьком мальчике, чье детство прошло в грязной парикмахерской, среди грубых, злых, бездушных людей.

petka-na-dache-chitatelskiy-dnevnik-65735.jpg

Краткое содержание «Петька на даче » для читательского дневника

ФИО автора: Андреев Леонид Николаевич

Название: Петька на даче

Число страниц: 11. Андреев Леонид Николаевич. «Петька на даче». Издательство «Детская литература». 1974 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1899 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в конце XIX века в России. В произведении показаны два мира: грязные улицы бедного московского квартала и живописная природа пригорода. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора

Главные герои

Петька – десятилетний мальчик, по своей природе жизнерадостный и бойкий, но ставший забитым и запуганным, работая в парикмахерской.

Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая, любящая женщина.

Осип Абрамович – парикмахер, равнодушный, черствый мужчина.

Николка – тринадцатилетний подмастерье, злой, грубый, разочарованный в жизни мальчик.

Митя – гимназист, друг Петьки, веселый и общительный мальчик, большой фантазер.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Вывод и свое мнение

В рассказе описаны душевные переживания, томления маленького мальчика, оказавшегося в настоящей ловушке взрослой жизни. Будучи ребенком, Петька не мог сопротивляться окружающим его реалиям, и душа его погрузилась в некое оцепенение. Лишь на короткое время окунувшись в счастливое детство, в дальнейшем Петьке оставалось только мечтать и с грустью вспоминать свой отдых на даче.

Главная мысль

Каждый ребенок имеет право на счастливое, беззаботное детство. Ранний подневольный труд и лишения убивают в нем личность, интерес и радость к жизни.

Авторские афоризмы

«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»

«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»

«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»

«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»

Толкование непонятных слов

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Браниться – ругаться.

Пролетка – легкий открытый четырехколесный двухместный экипаж, преимущественно одноконный.

Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наемный экипаж с кучером.

Новые слова

Физиономия – лицо.

Подмастерье – в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера; проработав несколько лет у мастера, подмастерье мог сам стать мастером.

Стричь под польку, бобриком – разновидности мужских стрижек.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Петька на даче»?</h3>

    • <label>Леонид Андреев</label>
    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Иван Тургенев</label>
    • <label>Максим Горький</label>

(новая вкладка)

История публикации

Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» впервые напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех» за 1899 год.

Жанр и литературное направление

В ранних рассказах Леонида Андреева (как не раз отмечали критики и как заявлял и он сам) очевидны традиции Диккенса и Достоевского. Именно в этих реалистических традициях в целом выдержано повествование о маленьком обитателе городского дна (тема для реализма ХІХ века отнюдь не новая).

Однако уже и в этом незатейливом рассказе Леонид Андреев обнаруживает то свойство своего таланта – современность поворачивать к читателю гранями и гримасами обречённого мира, – за которое при жизни писателя его причисляли то к «декадентам», то к «символистам», а посмертно даже пытались объявить отцом русского экспрессионизма.

Тема, идея, персонажи, сюжет, композиция

Чудовищный разрыв современной городской жизни с природой и необходимость вернуться к ней – тема и идея скорее для просветителя XVIII, чем для реалиста конца ХІХ века. Но поскольку Андреев начинал свой писательский путь в эпоху расцвета русского символизма и, как было сказано, многими воспринимался в его контексте, постольку абстрактные темы и глобальные идеи отнюдь не чужды природе его дарования.

Указанные тема и идея обозначены уже в самом названии рассказа. Главный его герой Петька – десятилетний мальчик, который до описываемого события ни разу не был за пределами Москвы и небо, «ясное и широкое», за все годы своей жизни видел только с крыши, куда изредка забирался тайком от взрослых. А дача, о которой до описываемого события Петька тоже ничего не слышал, – предмет его смутной и никак не называемой тоски в течение всех его десяти лет. В экспозиции рассказа «Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно». А ближе к развязке, после недели, проведённой на даче, «про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, – уже найдено». Для любителей символизма можно добавить, что Петька – тёзка того самого императора, который в своё время загнал россиян в каменные стены «мегаполисов»: не только сотворил на болотах искусственный, «выморочный» (с точки зрения большинства символистов) Санкт-Петербург, но также инициировал превращение Москвы (в его время вполне деревенской) в «европейский город» в худшем смысле этого слова.

Кроме Петьки, в рассказе есть ещё Надежда – его мать, кухарка у богатых нанимателей. Её имя также вполне символично. В конце рассказа у Петьки всё же ещё остаётся надежда, что мать приедет за ним и снова отвезёт его на дачу. Но, так сказать, в большом времени эта Надежда тяжким бременем должна лечь на душу и жизнь самого Петьки, который, как рассуждает и надеется его мать, «уже три года живёт у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая и другой поддержки, на случай болезни или старости, у неё нет».

Остальные персонажи чётко делятся на две группы: те, с кем Петька живёт в городе, и те, кого он встречает на даче.

Городские – парикмахер Осип Абрамович, его больная жена, его подмастерья Прокопий и Михайла и мальчик на побегушках, тринадцатилетний Николка. Сам Петька – младший мальчик на побегушках, которого Николка, по его собственной инициативе, не только наставляет в парикмахерском деле, но и воспитывает личным примером, причём Николкино воспитание тесно связано с жизнью нынешних и будущих парикмахеров, трудящихся близ «квартала, заполненного домами дешёвого разврата»: «Николка знал по именам многих женщин и мужчин, рассказывал о них Петьке грязные истории и смеялся, скаля острые зубы. А Петька изумлялся тому, какой он умный и бесстрашный, и думал, что когда-нибудь и он будет такой же. Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы». И пока Петька не попал «в другое место», у него около глаз и под носом «прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика».

На даче Петька сразу подружился с гимназистом Митей. Митя был опытный дачник, он показал Петьке дачные достопримечательности и научил его всем премудростям рыбалки. И Петька «изумительно помолодел». Но «в исходе недели барин привёз из города письмо», в котором парикмахер извещал Надежду, что один из его подмастерьев заболел, и срочно требовал Петьку назад.

И они отправились в сад Дипмана, где в этот вечер были назначены танцы под военный оркестр. Да и каждый вечер в этом саду, как мы знаем из его истории, бурлила светская и театральная жизнь. Пользуясь близостью к Москве (дело происходит в Царицыне, где в то время живёт и сам Леонид Андреев), сюда летом приезжали с концертами певец Шаляпин, дрессировщик Дуров и даже давались спектакли актёрами Малого и Художественного театров… Но эта, «культурная» Москва, саркастически, хоть и мельком, изображённая в рассказе, не чувствует себя ничем обязанной Надежде, Петьке и тем, которым ещё хуже. Мол, скажите нам спасибо, что мы даже позволили нашей кухарке взять сына с собою на дачу…

В финале рассказа вновь постаревший Петька («Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом») рассказывал Николке «о даче и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал». Николка реагировал так:

Комментируя этот рассказ, даваемый детям в сокращении (под сокращение попадало всё относящееся к «дешёвому разврату»), учителя советской школы обычно говорили: «Прошло лет семнадцать – и им повылазило». И разве так уж были они неправы?

По писателю: Андреев Леонид Николаевич

Андреев Л., рассказ «Петька на даче» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Петька на даче» и их характеристика

  1. Петька. Мальчик 10 лет. Забитый и запуганный. Апатичный, равнодушный. На природе веселый и жизнерадостный, бойкий и смелый.
  2. Николка. Мальчик 13 лет. Грубый и злой. Разочарованный в жизни, несчастный.
  3. Надежда. Мать Петьки. Кухарка. Любит своего сына и надеется, что тот выйдет в люди.
  4. Митя. Гимназист. Веселый, общительный, заводила всех игр.
  5. Осип Абрамович. Парикмахер. Черствый и равнодушный.

План пересказа рассказа «Петька на даче»

  1. Мальчик, воды!
  2. Николка знает жизнь
  3. Апатия мальчика
  4. Редкие визиты матери
  5. Мать берет Петьку на дачу
  6. Чудеса в поезде
  7. Страшный мир природы
  8. Гимназист Митя
  9. Детские забавы
  10. Роковое письмо
  11. Истерика
  12. Обратно в Москву
  13. Наказ матери
  14. Ночные рассказы

Кратчайшее содержание рассказа «Петька на даче» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Петька служил в парикмахерской и казался апатичным, равнодушным дурачком.
  2. Его друг Николка, был старше, пил водку и ругался матом.
  3. Мать увезла Петька на дачу и Петька был поражен поездом и природой.
  4. Он познакомился с Митей, который научил его играть и рыбачить.
  5. Петька закатил истерику, не желая возвращаться в город.
  6. В Москве он снова стал апатичным, и только ночами рассказывал о чудесах дачи Николке.

Главная мысль рассказа «Петька на даче» Подневольный труд убивает в ребенке радость к жизни, лишает его детства.Чему учит рассказ «Петька на даче» Рассказ учит тому, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, на забавы и игры. Учит тому, что дети не должны работать наравне со взрослыми. Учит ценить те права и свободы, которыми мы обладаем. Учит тому, что эксплуатация одного человека другим отвратительна.Отзыв на рассказ «Петька на даче» Меня очень тронул этот рассказ про бедного мальчика, который вынужден был с малых лет работать, чтобы не умереть с голода. Только на даче Петька ожил и стал нормальным, веселым ребенком. Но его счастье было так кратковременно и потом снова начались тяжелые будни. Мне жаль Петьку и жаль Николку, дети не должны так жить никогда.Пословицы к рассказу «Петька на даче» Где веселое детство, там радость. Два раза молодым не бывать. Дерево стало кривым, когда было молодым. Труд кормит и одевает. Всякий труд ценен, да не всякий полезен.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Петька на даче» Любой посетитель парикмахерской Осипа Абрамовича, слыша грозное «Мальчик, подай воды», замечал в зеркале грозный взгляд парикмахера, обращенный на что-то маленькое или слышал угрозы его подмастерьев. Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воды и нуждается в наказании. Это была дешевая парикмахерская, расположенная среди грязных домов. И самым маленьким служащим в ней был десятилетний мальчик Петька, который не ругался и не пил водку, а потому сильно завидовал своему чуть более старшему товарищу Николке, которому подмастерья иногда доверяли стричь клиентов. Николка иногда объяснял Петьке как надо делать ту или иную стрижку, и мальчики часто сидели у окна и смотрели на грязный бульвар, где на скамейках сидели грязные люди с озлобленными или равнодушными лицами. Люди по большей части были пьяными, и пьяные мужчины часто били пьяных женщин. Петькины дни тянулись однообразно. Он подавал и подавал воду, много спал и даже все окружающее воспринимал как страшный сон, который никогда не кончается. Петька худел и посетители брезгливо смотрели на мальчика, похожего на сгорбленного карлика. Иногда Петьку навещала его мать, кухарка Надежда. Тогда Петька лениво ел сладости и равнодушно прощался с матерью, которая считала, что ее единственный сын дурачок. Но вот однажды Надежда поговорила с Осипом Абрамовичем и сказала Петьке. что забирает его на выходные на дачу в Царицыно, где живут ее господа. Петька ожил, стал торопить мать, и даже забыл про Николку, который с тоской стоял рядом. У Николки не было матери и он никогда не был на даче. Вокзал наполнил Петьку чувством возбужденности и нетерпения. Он сел в вагон и сразу прилип к окну. Все вокруг было для него внове и Петька бегал по вагону от одного окна к другому. Глаза Петьки перестали казаться сонными и даже морщинки куда-то пропали. Первые два дня на даче Петька чувствовал себя слабым и беспомощным. Он боялся леса, вздрагивал и бледнел, но много гулял вдоль опушки, иногда зарываясь в густую траву. А на расспросы матери отвечал только одним словом: «Хорошо!» Через два дня Петька познакомился с гимназистом Митей и у него произошло полное единение с природой. Они вместе ловили рыбу, потом купались до посинения, потом обследовали развалины старого замка. Мать отмечала, что Петька потолстел, но тот напротив ел очень мало. Ведь у него было столько важных дел — выкупаться, накопать червей, вырезать удочку. Свою гимназическую куртку Петька надевал только вечером, когда ходил смотреть, как господа катаются на лодках. На исходе недели барин привез из города письмо кухарке Надежде и та расплакалась. Барин вышел из дома и сказал Петьке, который в одиночестве прыгал в классики, что пора ехать. Петька долго не мог понять, о чем речь, ведь Осип Абрамович уже успел стать для него призраком, а когда понял, дико закричал и стал кататься по земле. Впрочем он быстро успокоился. На следующий день Петька уже ехал обратно в Москву. Он не смеялся и не смотрел в окно. Руки его были аккуратно сложены на коленях, а глаза стали сонными и апатичными. По дороге к парикмахерской Петька попросил мать спрятать удочку. И вот уже снова в парикмахерской Петька носил воду и слышал ругань и угрозы. Но ночами он взахлеб рассказывал Николке про дачу, а тот энергично ругал всех и вся: «Вот черти! Чтоб им повылазило!»Рисунки и иллюстрации к рассказу «Петька на даче»

Главная мысль рассказа «Петька на даче» Леонида Андреева понятна каждому, после ознакомления с кратким пересказом. Какую мысль автор хотел донести до читателей рассмотрим ниже.

Главная мысль «Петька на даче» Андреев

Подневольный труд убивает в ребенке радость к жизни, лишает его детства. Такая главная мысль произведения.

Идея рассказа проста и понятна – взрослые не имеют права отнимать у ребёнка детство, они должны окружать его любовью и нежностью, заботой и пониманием. Андреев — призывает быть гуманными по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Леонид Андреев на примере Петьки показывает, как окружающая среда влияет на человека и оказывает на него или пагубное или благотворное влияние — в зависимости от того, в чьем обществе и в каких условиях он окажется. Работая в парикмахерской Петька был На даче, в здоровой среде и здоровом обществе Петька ожил от губительного влияния условий и людей, среди которых работал. Он был счастлив, хотя и непродолжительное время.

Автор описывает трагедию ребенка, которого лишили детства. Петька по-детски реагирует на необходимость вернуться на работу: кричит и плачет. Но спустя некоторое время мальчик успокаивается и покорно возвращается к своим обязанностям в парикмахерской. Барин и барыня искренне жалеют мальчика, но вместо реальной помощи вспоминают только о том, что кому-то сейчас живется еще хуже.

Смысл произведения заключается в социальной несправедливости общества того времени, в котором ребенок вынужден с малого возраста зарабатывать себе на пропитание тяжелым трудом, который не подразумевает счастливого детства.

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/kratkij-analiz-rasskaza-petka-na-dache-l-andreev/
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/na-dache.html
  • https://goldlit.ru/andreyev/1574-petka-na-dache-analiz
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/02/blog-post2.html
  • https://kratkoe.com/petka-na-dache-glavnaya-mysl/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт