Содержание
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы и настроение
- 6 Основная идея
- 7 Средства художественной выразительности
- 8 Краткий анализ
- 9 План
- 10 История создания
- 11 Тема
- 12 Композиция
- 13 Жанр
- 14 Средства выразительности
- 15 Тест по стихотворению
- 16 История создания
- 17 Жанровые особенности и размер
- 18 Композиция произведения
- 19 Еще тесты
- 20 Читайте также
- 21 Прочитать стих
- 22 Краткий анализ
- 23 Полный анализ
Автор: · 18.02.2019
Семьдесят лет творец Тютчев излагал на бумаге то, что видел вокруг и переживал внутри. Фёдор Иванович всю жизнь неутолимо стремился лишь к одному – приблизиться к идеалу женской красоты и познать рядом с ним истинную разделённую любовь. В его лирике читатель видит тому подтверждение, а Многомудрый Литрекон видит в ней объект для разбора.
История создания
На склоне лет вместе с выходом в свет первого сборника стихотворений к поэту пришла писательская слава, а за ней и людское признание, но осознавать самого себя как состоявшегося поэта он не хотел. Подобные волнения были ему чужды, и вплоть до своих последних дней Фёдор Тютчев предпочитал всецело отдаваться страстной чувственности. В его судьбе были переломные моменты, в периоды которых он часто обращал свой творческий взор к природе. Проникновенно заглядывая в её живое естество, поэт отстаивал утончённое совершенство и одушевлённую свободу окружающего мира. Этот обособленный мир, хоть временами и вторит человеческим душам, остаётся полностью независимым, – таков главный посыл Фёдора Тютчева, которого современники прозвали певцом природы.
Стихотворение «Летний вечер» датировано 1866 годом. Оно написано спустя два года после смерти самой молодой возлюбленной Тютчева. В 1864 году Елена Денисьева скоропостижно умерла буквально на его руках от чахотки. Немного позже, вслед за своей матерью, ушли из жизни и двое из их общих троих детей. Фёдор Иванович, находясь в законном браке с другой женщиной – Эрнестиной фон Пфеффель, ещё при жизни своей обожаемой Лёли терзался тем, что он не достоин самоотверженной любви юной девушки, которая обрекла себя ради него на сложное своей неопределённостью положение в свете. После её смерти поэт и вовсе на несколько лет потерял стойкость, он отчаянно восклицал: «О Господи! И это пережить…» Счастье для Фёдора Тютчева было утрачено, но в очередном стихотворном обращении к природе нет ни единого намёка на его сердечную тоску.
Жанр, направление, размер
Вообще, если рассматривать всю пейзажную лирику Фёдора Ивановича Тютчева, к которой несомненно относится и «Летний вечер», можно заметить, как менялись на протяжении всей жизни настроения поэта – как по-разному он относился к окружающему миру. Состоящий из четырёх строф и написанный четырёхстопным ямбом, «Летний вечер» читается во всех смыслах легко. Это уже позднее произведение со своей контекстной философией. В нём чувствуется большая осмысленность и смиренность по отношению к неподдающимся человеческому влиянию жизненным силам.
Творчество Тютчева относится к «чистому искусству» — направлению, в рамках которого поэт отдает все силы, чтобы воспеть красоту. Только она имеет для него значение, поэтому представители «чистого искусства» часто описывали состояния природы и тонкости человеческих чувств.
Композиция
Разбор стихотворения немыслим без характеристики композиции.
- Первая строфа – это описание летнего заката, постепенно затухающий пламенный жар которого смывается прохладной морской водой с утомлённой за ещё не до конца прошедший знойный день земли.
- Вторая строфа – рассказ об отягощённом и не знающем покоя небе, накопившуюся усталость которого хотя бы в ночное время стараются снять влажные звёзды.
- В третьей строфе говорится о воздухе, находящемся и текущем подобно реке между разгорячённой землёй и остывающим небом, дарящим желанную свежесть всему вокруг. Именно в третьей строфе можно найти открытую отсылку к человеческим ощущениям – нам тоже начинает дышаться вольнее с наступлением вечера, а затем и ночи, когда застоявшийся воздух наконец-то приходит в движение.
- В заключительной четвёртой строфе перед читателем предстаёт в образе девы сама природа, умиротворённо спустившая обнажённые ноги в воду перед подступающим ночным покоем.
Образы и символы
Стихотворение наполнено образами и полностью лишено присутствия лирического героя. Перед нами метафоричные описания вечернего неба, где разворачивается целый спектакль, ведь автор описывает каждое действие: яркий закат, наступление темноты, ночь. Каждое событие – отдельный образ, создающий в воображении читателя иллюстрацию. Так, ночь ассоциируется с влажностью росы и становится волной, которая смывает жар дня и остужает землю. Закат ассоциируется с последним пожаром, который тихо затухает под спасительными струями ночи. Природа же становится девой, нашедшей прохладу в этом ночном купании. Символизм можно увидеть в следующих образах:
- Вечер становится символом освобождения и облегчения, который приходит к человеку и тушит пожар в его душе.
- Природа выступает воплощением всего живого, она гармонично сменяет времена дня, месяца и года, и каждую перемену встречает радостно. Она наделена мудростью, которой порой не достает человеку. Она все принимает как данность и в каждом новом повороте находит свой путь, не останавливаясь и не печалясь.
Темы и настроение
Основная тема — природа. Пейзаж у Тютчева живет своей жизнью и является полноценным героем, принимая человеческий облик. В «Летнем вечере» он скрывается от зноя дня в прохладной и влажной темноте ночи, и все вокруг омывает и ласкает его успокаивающим влиянием сумерек.
Другая тема – цикличность бытия, которое живет по строгому закону смены дня и ночи, тоски и радости, обретения и потери. Такова закономерность всякой жизни на Земле, и стоит жить в такт с нею, чтобы обрести гармонию с природой, космосом и своим сознанием.
Настроение стихотворения умиротворяющее и спокойное, чему способствуют и стихотворный размер произведения, и тропы, и образы, наделенные плавными и легкими чертами.
Основная идея
Кроме художественных образов и выразительных отсылок, в «Летнем вечере» есть философская подоплёка. Смысл стихотворения в том, что жизнь – это замкнутый цикл, состоящий из череды повторяющихся раз за разом событий и вызванных этими событиями эмоций. Подобно восхождению и заходу солнца, появлению и исчезновению звёзд, смене дня и ночи, в нашу жизнь приходят, воспламеняя душу, а после неизменно нас покидают, обдавая прохладой, одни и те же чувства. Разнящиеся в своей силе, все они имеют единую суть. Кто, как не Фёдор Иванович Тютчев, ясно осознавал, что любовь всегда будет любовью, тоска – тоской, а ненависть – ненавистью, какими бы оттенками их не наделили. Такова главная мысль произведения.
Поэт потерял одну из своих любимых женщин, в которой видел живое воплощение своих несбывшихся юношеских мечтаний, к которой был привязан наиболее страстно. Все четырнадцать лет их романтических взаимоотношений он видел, какую цену платит Елена Денисьева за возможность любить и временами находиться рядом с ним, и ненавидел себя за то, на какие страдания несправедливо обрекает преданную Лёлю. Несколько лет после её смерти он искренне тосковал и скорбел по ней, продолжая при этом любить находящуюся рядом жену Эрнестину, но позже, окончательно поняв, что всё приходящее, вновь стал испытывать жажду новой привязанности и возобновил отношения с давно знакомой Амалией фон Крюденер, по-прежнему не расставаясь с женой. К слову, у Тютчева до Эрнестины была ещё одна жена – Элеонора Петерсон. Он по-настоящему любил каждую из своих возлюбленных и испытывал жуткие угрызения совести за то, что не мог оставаться верным одной единственной женщине. Человек вообще редко понимает ценность происходящего с ним, ещё реже – извлекает какие-либо весомые уроки. Как контрастен и совершенен на его фоне одухотворённый образ природы. Она принимает всё как данность, остаётся верной этой данности и умеет быть счастливой как жарким днём, так и холодной ночью, не так важно, что с ней и что вокруг неё, дева-природа ценит и дорожит каждым моментом.
Средства художественной выразительности
Вся система образов выстроена с помощью эмоционально окрашенной поэтической лексики:
- Эпитетов: «раскалённый шар», «мирный пожар», «светлые звёзды», «небесный свод», «влажными главами», «река воздушная», «сладкий трепет», «горячих ног», «ключевые воды».
- Метафор: «шар земля скатила», «пожар волна поглотила», «звёзды взошли и приподняли», «река воздушная течёт», «трепет пробежал по жилам природы».
- Инверсий: «солнца раскалённый шар», «шар земля скатила», «с главы своей земля скатила», «мирный вечера пожар», «пожар волна морская поглотила», «уж звёзды светлые», «и небесный свод приподняли».
- Сравнений «трепет, как струя» и олицетворений – «земля скатила», «волна поглотила», «звёзды взошли и приподняли», «грудь дышит», «трепет пробежал», «коснулись воды».
Автор: Мария Гуцало
Ф.И. Тютчев — один из выдающихся поэтов 19 века. Он популяризировал такое направление в поэзии, как романтизм. Своими стихотворениями он способен пробуждать в человеческих сердцах любовь ко всему: к природе, к прекрасной девушке и даже к самой жизни.
Стихотворение «Летний вечер», написанное 1866 году, является визитной карточкой поэта. Не случайно именно это произведение учат наизусть в школах и изучают в университетах. Что же в нем такого особенного? Попробуем разобраться, проанализировав его содержание. Произведение состоит из четырех четверостиший. Написано, как и большинство стихотворений автора, четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная. Подобная подача настраивает на мелодичный, умиротворенный лад. Ритмика позволяет почувствовать себя на месте лирического героя. Вместе с ним, читатель наслаждается прекрасным вечером, смотря на заходящее за горизонт солнце.
Заказать уникальную работу за 250 руб.—> —> Заказать сочинение—>
В стихотворении «Летний вечер» Тютчев использует свой излюбленный прием — олицетворение. Поэт, с помощью простых метафор оживляет природу, превращая её в живое, прекрасное создание.
Автор надевает на голову земли «солнца раскаленный шар». Звезды «своими влажными главами» поднимают «небесный свод». «По жилам природы» пробегает «сладкий трепет». Все эти метафоры и эпитеты создают прекрасный образ — образ величавой и могучей Природы. Она везде и ей восхищается лирический герой произведения. Ему дышится легко и вольно в такой чудесный вечер.
Поэт проявляет свой талант ещё и в нетривиальных сравнениях. Например, обычный воздух, которым дышит лирический герой, превращается в могучую реку, которая «течет меж небом и землею». Именно благодаря этой речке, «грудь дышит легче и вольней, освобожденная от зною». Чувствуется необычная антитеза, ведь, по сути, герою свободно дышится под водой.
Удивительно, но Тютчеву удается оживить природу, при этом абсолютно не добавляя собственных переживаний. Герой стихотворения просто наслаждается вечером, абсолютно не задумываясь о том, что происходит в его жизни.
В искренней любви автора к прекрасному убеждаешься ещё больше когда узнаешь, что данное стихотворение было написано в самый тяжелый год его жизни. Совсем недавно Ф.И. Тютчев похоронил любимую жену и детей.
Драмы автора читатель совершенно не чувствует в стихотворении. В нем нет ничего, кроме восхищения окружающим миром. Видимо, поэт понимал, что люди всего лишь малая частичка огромной планеты. Наши проблемы абсолютно незначительны в масштабах величия и красоты Природы. Поэтому иногда нужно не жаловаться на несправедливость жизни, а просто наслаждаться красотой летнего вечера.
В произведении «Летний вечер» существует несколько героев-символов: солнце, небо, воздух и звезды. Каждым из этих элементов восхищается герой стихотворения. Этими объектами автор также восхищается и в других своих работах.
В последнем четверостишье воздается хвала самой матушке природе: «И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы». Автор понимает, что именно природа творец всего того, что его восхищает. Поэтому хвалить за красоту вечера нужно только её.
В заключение, хочется сказать, что Ф.И. Тютчев — это прекрасный поэт-романтик. Своей лирикой он заставляет даже самое черствое сердце трепетать. Его умение вдыхать жизнь в неживое удивляет не только простых читателей, но даже профессиональных литературных критиков.
После прочтения таких стихотворений, как «Летний вечер» хочется просто абстрагироваться от жизненных проблем и наслаждаться красотами русской природы. Ведь за ежедневной городской суетой так трудно её разглядеть.
Пейзажи А. Блока восхищают яркими красками и эмоциональным наполнением. Не исключение и «Летний вечер», который изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Летний вечер» по плану.
+
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.
История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.
Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.
Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».
Эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».
План
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
- Тест по стихотворению
История создания
«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в родовом имении под Москвой. Произведение Александр Александрович написал в декабре 1898 г. спустя несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года юноша провел в имении Шахматово. Безмятежные теплые дни надолго сохранились в его памяти, а позже воплотились в стихотворении.
Тема
В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.
Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята»
. Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.
Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.
Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.
В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.
Композиция
Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне»
и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина»
. Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.
В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.
В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи»
. Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.
Тест по стихотворению
- Вопрос 1 из 8
В каком году было написано стихотворение А. Блока «Летний вечер»?</h3>
- <label>1865 г.</label>
- <label>1870 г.</label>
- <label>1888 г.</label>
- <label>1898 г.</label>
(новая вкладка)Содержание:
История создания
Уже когда Федор Иванович Тютчев был в почтенном возрасте, к нему пришла слава. В 1854 г. вышел первый сборник его стихов и широкая публика узнала о таланте поэта. Однако сам он не хотел признавать свою внезапную славу. Автор хотел абстрагироваться от суеты известности и в такие моменты часто искал утешение в природе. В отличие от А. А. Фета, Тютчев лишь наблюдает за природой, он не пропускает ее через себя. И в этом уникальность пейзажной лирики этого поэта.
Стихотворение написано в 1866 спустя два года после смерти его любимой жены Елены Денисьевой. Она умерла прямо на его руках, а через некоторое время ушли из жизни двое их общих детей.
Федор Иванович всегда считал себя недостойным своей супруги, а после ее гибели он совсем отчаялся. Однако в «Летней ночи» тоски почти незаметно. Стихотворение посвящено состоянию человека после жизненных проблем.
Жанровые особенности и размер
На протяжении многих лет отношение Тютчева к природе менялось, вместе с этим изменялось и настроение произведений. Но иногда поэт приходил уже к тому, что осознал давно. Например, в произведении «Вечер», более известном как «Как тихо веет над долиной» настроение смиренное, ощущается тишина мира. Подобное же чувствуется и в «Летнем вечере». В нем улавливается осмысленность и понимание того, что человек не может противостоять силам природы.
Стихотворение состоит из четырех катренов (четверостиший), оно написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Простота размера позволяет читателю легко воспринимать произведение. Направление — чистое искусство, это значит, что автор стремится к воспеванию красоты в чистом виде. Здесь видны и черты романтизма. Жанр — пейзажная лирика.
Средства выразительности — очень важный момент, так как поэт использует тропы, чтобы лучше передать образы и настроение.
Разнообразные поэтические эпитеты относятся к образам природы «морская волна», «небесный свод». Метафоры «река воздушная течет». Также есть антитеза «земля и небо».
Композиция произведения
В «Летнем вечере» довольно понятная композиция. Так как стихотворение состоит из четырех четверостиший, то и структура здесь четырехчастная. Поэты нечасто прибегали к такому виду композиции, отдавая свое предпочтение трем частям.
План структуры:
- Описание летнего заката после знойного дня.
- Звездное небо.
- Летний воздух.
- Сама природа в виде молодой девушки.
Первая и вторая строфа
В первой строфе видно, как день утихает и «солнца раскаленный шар… волна морская проглотила». Пожар природы стих. Заранее нужно обозначить, что идея произведения в приеме аллегории. Природа сравнивается с человеком, век которого короткий. Солнце символизирует молодость, а с годами страсти утихают. Здесь же видна красота летнего вечера. Лирический герой созерцает пейзаж у моря и наслаждается летом.
Тема второй части — уставшее небо, которое пытаются поддержать звезды. За день у него накопилась усталость, это подобно тому, как за жизнь устает человек.
Автор использует эпитет «тяготеющий» по отношению к небу. Но уже появились первые звезды и это ощущение пропадает. Лирическому герою приятно находится на берегу и наблюдать за небесами.
Третья и четвертая части
В третьей строфе появляется образ не только природы, но и впервые упоминается состояние героя. Воздух, как река, плывет между небом и землей и дарует долгожданную прохладу. С наступлением вечера становится легче дышать, человек чувствует облегчение и погружается в свои мысли.
Читатель видит природу, она предстает в образе прекрасной девушки, которая сама оживляется от прохлады. Тютчев олицетворяет природу, сравнивает ее состояние с тем, когда человек остужает свои ноги в ключевой воде после дневного зноя. Таким образом, автор так грандиозно выводит картину природы, показывает параллели между ней и человеком, что читателю остается только восхищаться мастерством поэта.
Еще тесты
Читайте также
«Русский язык» — анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева«Письмо к женщине» — анализ стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер. Роса» — анализ стихотворения Сергея Есенина «Размышления у парадного подъезда» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова
Содержание
Прочитать стих
По этой ссылке можно прочитать – cтихотворение Летний вечер, А. Блок
Краткий анализ
История создания: Произведение было написано в 1898 году под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.
Тема стихотворения: Летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.
Композиция: Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.
Жанр: Элегия.
Стихотворный размер: Четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры: «красный диск луны», «дремотой розовой объята трава», «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «умчись… навстречу ночи и луне».
Эпитеты: «некошеная трава», «розовая дремота», «последние лучи», «вечерняя тишина».
Полный анализ
1. История создания: Стихотворение “Летний вечер” (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.
2. Жанр: Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.
3. Основная идея стихотворения: Природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, помогает ему чувствовать себя свободным.
4. Темы и проблемы: Торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.
Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену – Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.
Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон. Воцаряется тишина и умиротворение (“ни ветерка, ни крика птицы”). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали “песня жницы”.
Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда “последние лучи заката” внезапно сменяются “красным диском луны”. Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих “забот и печалей”. В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку “навстречу ночи и луне”.
Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении “Летний вечер” присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его “витание в облаках”.
5. Композиция: Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
6. Выразительные средства: Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть:
- метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне»;
- эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».
Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.
В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.
В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.
Используемые источники:
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/letnij-vecher-tyutchev/
- https://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-letnij-vecher-tjutchev.html
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/letniy-vecher.html
- https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/letniy-vecher.html
- https://poezosfera.ru/analiz-stihotvoreniya-letnij-vecher-blok.html