«Золотая осень» Левитана сделала его нервы спокойнее

Дорогие читатели, в этот прекрасный осенний день мне, как всегда, хочется поделиться с вами нотами душевной теплоты на страницах блога. Сегодня я предлагаю вам прочувствовать самобытность русской осени через творчество великого художника Исаака Левитана. Мы с вами посмотрим чудесные картины художника. И познакомит нас с его жизнью и живописью Павловских Анна, художник по декоративно-прикладному искусству, педагог. Передаю ей слово.

Приветствую читателей блога Ирины. Хочу побеседовать с вами о любимом мной художнике. И это не случайно. Настала осень, она многогранна в своих проявлениях. Это время года всегда неповторимо, оно изменчиво, мимолетно. И наверняка именно поэтому осень часто становится музой творческих людей.

Осень воспевали Пушкин, Бунин, Тютчев, Некрасов, Есенин, Фет. И среди художников были такие, которых особенно вдохновляла именно осень. Один из них – Исаак Ильич Левитан, тонко чувствующий, порой меланхоличный, но бесспорно весьма талантливый художник.

И. Левитан «Осень»

Биография и личность художника

Жизнь и судьба Левитана была непростой. Он родился в образованной, но необеспеченной семье. Семья нередко была гонима за еврейское происхождение. Родители художника рано умерли, оставив своих детей без каких-либо средств к существованию. Студенческая жизнь Левитана прошла в условиях крайней нужды, порой ему даже негде было переночевать.

Возможно, именно невзгоды детства и юности послужили причиной проявления в его характере меланхолии и склонности к частым депрессиям. Творчество живописца полностью зависело от эмоционального состояния. Вдохновение охватывало художника на спаде тоски и депрессивных настроений. И именно творчество помогало ему прийти в себя, поверить, что есть в жизни и светлая сторона.

В нервном состоянии художнику никто и ничто не было нужно, он желал только одного – уединения. Ему было сложно с людьми, и даже в творчестве это проявлялось – он редко изображал людей на своих полотнах. Левитан уходил в лес, в поле и писал картины. Живопись возвращала ему желание жить, дышать полной грудью, верить в лучшее.

И. Левитан «Дубовая роща»

Лучший друг Левитана Антон Чехов снимал дачу в пригороде Москвы в Бабкино вместе с братом и сестрой. Исаак наведывался к ним в гости. Он поселился в соседней деревне Максимовка и усиленно работал. Писал этюды один за другим и увешивал ими все стены маленькой комнаты, которую снимал.

Три года подряд Исаак Ильич Левитан проводил лето на природе, порой до поздней осени. Работал без устали. Это был очень плодотворный период творчества в жизни художника. Очень много картин написал художник, вдохновленный природой этих мест.

И. Левитан «Поздняя осень. Усадьба»

Осенняя живопись Исаака Левитана

Очень много своих картин художник посвящал осени. Левитан отразил её такой, какой она бывает в разные периоды. В самом начале это время года еще так похоже на лето, еще много зелени, но уже появляются яркие осенние краски – цветут осенние астры и георгины, как пожар разгораются они в осенних картинах Левитана.

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все — простор везде,Лишь паутины тонкий волосБлестит на праздной борозде.Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурь.И льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

И. Левитан «Савинская слобода»

Потом в один момент все желтеет, сначала одни деревья, а следом за ними и другие покрываются золотом. Эти изменения подробно отражены в картинах Левитана, он как будто боится упустить что-то важное, стремится донести до зрителя всю красоту и изменчивость осенней природы. Несмотря на скоротечность осенних дней, он успевает запечатлеть все нюансы.

Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось…

С. Есенин

И. Левитан «Золотая осень. Слободка»

И. Левитан «Осень. Река»

Прошла пара дней – листья облетели, шуршат под ногами, деревья оголились. Начинаются дожди, листва преет, становится тусклой, жухлой, по утрам покрывается инеем. Небо серое, низкое, последние птицы улетают большими стаями. На улице дождь, туман и сырость.

Простой обыватель не пойдет в такую погоду на прогулку, но художник берет краски и кисти и отправляется писать на природе картины в серо-охристой гамме. Живописные полотна передают всю тишину и неповторимость этих мгновений.

Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца…Чахлая рябинаМокнет под окном,Смотрит деревушкаСереньким пятном.Что ты рано в гости,Осень, к нам пришла?Еще просит сердцеСвета и тепла!..

А. Плещеев

И. Левитан «Осенний пейзаж»

И. Левитан «Долина реки»

Картина «Золотая осень»

Одной из самых ярких картин в творчестве Левитана считается «Золотая осень». Хотя художник и не считал её удачной, все же картина очень понравилась публике, и поистине стала шедевром русской живописи.

В картине осень предстает перед нами в самом своем расцвете – она яркая, сочная, выразительная. Яркое звонкое небо и темная гладь реки усиливают экспрессивный образ осени. Голубой и синий на контрасте с золотыми деревьями подчеркивают красоту и неповторимость солнечной русской осени.

И. Левитан «Золотая осень»

Смотришь на картину и сразу вспоминаются строки Ивана Бунина из стихотворения «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.

Это осень в самой яркой своей поре, бабье лето, время вдохновения.

«Октябрь (Осень)»

Совсем другое настроение передал Левитан в своей картине «Октябрь (Осень)». Она отражает печаль и уныние русской осени, тоску и грусть. Небо мрачное, деревья полуголые, трава пожухла. Природа будто находится в тревожном ожидании холодов и морозов. Через эти образы художник передает свое собственное драматичное настроение. Но и в этой печальной картине можно увидеть бесконечную любовь Левитана к природе, к такой разной осени.

И. Левитан «Октябрь (Осень)»

Об этом кратком периоде осени очень точно написал Александр Пушкин:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.Журча еще бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

Насколько разные две эти картины, а ведь еще Левитан написал множество работ и этюдов, и все они различны по настроению, по эффекту, который они производят на зрителя. Увидим и прочувствуем задумчивость и меланхолию на картине «Осень. Туман», сочность и радость в живописи «Золотая сень. Слободка», прозрачность и лёгкий морозец на картине «Осень 1897».

И. Левитан «Осень. Туман»

Творчество художника очень многогранно, и, я надеюсь, что читатели вместе со мной прочувствовали многообразие осенних настроений на картинах Исаака Левитана и насладились русской осенью.

Анна Павловских

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

2

Иссак Левитан просто обожал рисовать осень, поэтому создал множество подобных полотен. При этом «Золотая осень» 1895 года стала самым популярным и знаменитым изображением этого времени года.

Исаак Левитан «Золотая осень», 1895 год

Здесь мы видим солнечный ясный день в самый разгар осени. Ярко-жёлтая и оранжевая листва осыпала деревья, голубое небо нависло над рекой, ветра нет, чувствуется вся красота и грандиозность засыпающей на зиму природы.

Художник специально выбрал такой ракурс, чтобы показать зрителю масштабность композиции. Вдалеке можно увидеть уже убранные поля и деревенские домики, ещё дальше виднеется лес, за ним — горизонт. Пейзаж простирается далеко-далеко.

Исаак Левитан «Золотая осень», фрагмент

В целом картина несёт в себе позитивное и умиротворённое настроение. Зритель словно попадает в тот солнечный день на берегу тихой речки, который был более 120 лет назад.

Картина также несёт в себе романтический настрой. Считается, что художник вдохновился на её создание своим романом с Анной Николаевной Турчаниновой, которая приехала в своё имение Горка и там познакомилась с Левитаном. В этот период живописец создал серию мажорных картин, которые были созвучны его приподнятому душевному состоянию.

Художника настолько охватила муза, что он даже забыл приехать в гости к Поленову, хотя и обещал:

Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее и мир стал не так ужасен.

Искусствоведы очень положительно отзывались об «Золотой осени» Левитана. Алексей Фёдоров-Давыдов писал:

«Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы.

Сам художник был не очень доволен картиной, считая её грубоватой. После того, как работу купил Третьяков, Левитан написал ещё одну «Золотую осень».

Исаак Левитан «Золотая осень», 1896 год

Второе полотно получилось немного пасмурнее, но более просторнее. Здесь река показана очень широкой и просторной. Она занимает существенную часть пейзажа и наполняет его свежестью.

Прямо воле реки стоит домик, окружённый золотыми осенними деревьями. Перевёрнутая лодка напоминает об окончании сезона. Солнца здесь нет. Складывается впечатление, что дело идёт к вечеру.

Исаак Левитан «Золотая осень», 1896 год, фрагмент

Примечательно, что жёлтые деревья Левитана не являются монотонными. Художник подмечает и отражает множество цветовых оттенков, которые делают картину живой, яркой и насыщенной.

В настоящее время обе замечательные картины украшают Государственную Третьяковскую галерею и привлекают большое количество туристов всего мира.

«Золотая осень» в Третьяковской галерее

Этот осенний пейзаж необыкновенно светел и оптимистичен, несмотря на то, что в большинстве картин Левитана преобладает цветовая гамма грусти – смешанные приглушенные тона. Всего у художника насчитывается около сотни осенних пейзажей. Обычной их темой является торжественно-печальное увяданье осеней русской природы. Однако на этой картине грусти нет! На полотне изображены глубокая лесная речка насыщенного синего цвета и отражающие золотой солнечный свет белоствольные березы в осеннем убранстве…

Некоторые факты из жизни художника

Левитан создал картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно.

В середине 1890-х художник проживал со своей возлюбленной С. Кувшинниковой в одной из провинциальных усадеб. Неожиданно он увлекся отдыхающей на соседской даче А. Турчаниновой. Между ними завязался бурный роман. В этот период художник создал несколько картин, которые были созвучны его приподнятому душевному состоянию.

Известно, что Левитан часто бывал в доме Чехова. Антон Павлович не приветствовал любовные увлечения свого друга. Не радовало его и неожиданное появление «бравурности» в последних картинах Левитана. К примеру, «Золотая осень» слишком отличалась от элегически-печальных состояний осенней природы, которые обычно было свойственно изображать художнику.

Эта картина получилась необычно яркой. В ней ощущается особое возбуждение и предвкушение счастья, которые не вязались с обычным мироощущением живописца. Известно, что и сам автор не был полностью удовлетворен своей работой. Год спустя он написал еще одно полотно с таким же названием уже в более привычной для себя манере.

Однако по мнению многих ценителей творчества художника именно не свойственные Левитану приподнятые мажорные переживания сделали картину «Золотая осень»1895 г. подлинным шедевром пейзажной живописи.

Описание и анализ

На переднем плане полотна «Золотая осень» изображена березовая роща, раскинувшаяся по обе стороны неширокой глубокой речки, обрывистые берега которой поросли травой и кустарником. Сквозь них кое-где проглядывают участки красновато-бурой земли.

Выше по склону изображены белоствольные красавицы-березы, сверкающие золотом в лучах нежаркого осеннего солнца.

Возникает ощущение, что желтое и красное золото разлито в самом воздухе. Несколько алых осинок вносят дополнительную насыщенность в общую колористическую гамму картины. Самого солнца на полотне не видно, однако зритель ощущает, что его лучи как будто играют по поверхности всего холста.

Светло-золотистые кроны деревьев создают радостное жизнеутверждающее настроение в картине. Природа на полотне не только не увядает, но, напротив, радуется наступившей осени! В работе доминируют три цвета – золотой, синий и голубой с небольшим добавлением зеленого. Эта цветовая гамма символизируют радость и полноту жизни.

В картине явно проступает особая внимательность Левитана как живописца. «Золотая осень» не является монотонным пейзажем. В желтизне, которая наиболее часто встречается на данном полотне, художник подмечает и отражает огромное количество цветовых оттенков. При этом он обращает внимание и на другие цвета.

На правом берегу речки мастер изобразил зеленовато-серые, словно выцветшие на солнце и вымытые частыми осенними дождями деревья. На дальнем плане можно разглядеть небольшую деревушку c крестьянскими избами. За ними простираются поля, а вдоль линии горизонта протянулся лимонно-охряный лес.

Основное настроение картины «Золотая осень» – это настоящий праздник бытия, ощущение восторга перед недолговечной и хрупкой прелестью окружающей природы. Красота живописного полотна притягивает, восхищает и одновременно облагораживает. Природа, изображенная на картине, величественна, прекрасна и одновременно беззащитна. Она требует к себе бережного внимательного отношения.

По мнению художественных критиков Левитан в отличие от многих художников умел не только красиво и правильно писать, но и наслаждаться этим процессом. Поэтому все его картины представляют собой уникальные явления живописного характера, о которых сложно писать, но которыми так легко любоваться, отдавшись их необъяснимому очарованию.

Исследователи творчества художника утверждают, что в его наследии насчитывается около ста картин на тему осени. Одной из самых любимых зрителем среди них по праву считается «Золотая осень». Великолепный осенний пейзаж стал свидетельством скрытой жизненной силы, которая не смотря ни на что была присуща гениальному художнику, страдавшему мучительными приступами меланхолии.

На небольшом полотне Левитан создал удивительно яркий и жизнеутверждающий пейзаж. Осень изображена в мажорных насыщенных тонах, которые очень редко встречаются на полотнах художника, предпочитавшего обычно более мягкие пастельные тона и нежные цветовые гаммы.

Однако, по-видимому, великолепие осенней природы настолько тронуло живописца, что он решил отступить от свойственной ему творческой манеры.

Полотно «Золотая осень» будто дышит прозрачной негой. Изображенные на переднем плане березки трепетно чисты и невинны. Смелые энергичные мазки краски, ставшие по мнению художественных критиков предвестниками импрессионизма, ложатся на холст легко и свободно, оживляя осеннюю рощу игрой света и ощущением легкого дуновения ветерка.

Прощальную красоту осенней поры и «пышное природы увяданье» стараются передать в своих картинах многие живописцы. Однако именно Левитану присущи светлая грусть и необыкновенно тонкий лиризм. Эти уникальные качества освещают его картины особой силой какого-то мистического чувства.

По словам известного художника А. Бенуа Левитан умел прочувствовать в природе то, что восхваляло Создателя, слышал биение её сердца. Раскрытие самой сокровенной тайны природы, её глубинного духовного содержания являлось постоянным стремлением художника на протяжении всей его недолгой творческой жизни.

</span>Картины9291717 Ноября 2014

Этот осенний пейзаж, с грустным настроением дождливого серого дня, Левитан написал в 19 лет. В это время его, как лицо иудейского вероисповедания, по высочайшему повелению выселили из Москвы. Поселившись в селе Салтыковка, Левитан пишет грустные виды. Огромное рваное серое небо, тёмные, качающиеся от ветра сосны, длинная, уходящая вдаль парковая дорожка, покрытая шуршащей листвой и одиноко идущая по ней маленькая женская фигурка.

Это единственный пейзаж Левитана, на котором изображена фигура человека. Он интересен ещё и тем, что её дописал совсем другой художник, Н.П. Чехов, брат знаменитого писателя и драматурга А.П. Чехова.

2

«Вечер после дождя», 1879

Ранняя картина И. Левитана «Вечер после дождя» — удивительно гармоничный урбанистический пейзаж, изображающий красивый закат, с отступающим грозовым фронтом. Пустой, мокрый вечерний перрон одинокой станции, колея, уходящая вдаль, и огни приближающегося поезда навевают знакомые всем чувства начала нового путешествия.

3

«Мостик. Саввинская слобода», 1884

Небольшой этюд, на котором изображён простенький мостик через ручей близ деревушки, можно считать полноценной картиной, выполненной в стиле реализма. Брёвна мостика, канава с ручьём, пыльная тропинка написаны крупными размашистыми мазками. На дальнем плане за деревьями, на освещённой солнцем поляне видны сваленные в кучу необработанные брёвна, подготовленные к строительству. Этот простой незатейливый пейзаж описывает крестьянские будни.

4

«Саввинская слобода под Звенигородом», 1884

Покосившиеся избы, одна из которых частично разобрана и готова к ремонту, канава с ручьём, разбитая пыльная дорога — обычный вид русской деревни конца 19 века. Жёлто-коричневая гамма картины подчёркивает убогий быт крестьян. И в то же время это очень гармоничный и спокойный пейзаж, затрагивающий самые глубокие ностальгические чувства, близкие каждому русскому человеку.

5

«Берёзовая роща», 1889

Это яркая, солнечная и весёлая картина, на которой изображена летняя берёзовая роща. Белоснежные стволы берёзок контрастно выделяются на фоне кудрявой зелени верхушек. Солнце словно пляшет по зелёной траве. Всё это достигнуто благодаря тончайшим оттенкам зелёного и жёлтого цветов, и игре света и тени. Здесь уже чувствуется отточенное мастерство художника, его прекрасное цветовосприятие. Отлично передано настроение великолепной русской берёзовой рощи.

Читайте также: Картины Анри Матисса, которые знает весь мир

6

«Тихая обитель», 1890

Вид монастыря, утопающего в зелени на фоне вечерней зари поражает своей органичностью и теплом. Мостик, перекинутый через реку, ведёт путника прямо к этим вековым намоленным местам. Передний план картины держится в тени, а лес вокруг монастыря освещён тёплыми лучами заходящего солнца.

7

«Весна в Италии», 1890

Полотно, написанное Левитаном в стиле импрессионизма, насыщено солнцем и необычайной свежестью. Розовый, сиреневый, голубой, синий, ярко-зелёный, охра, сливаясь воедино, создают фантастическую весеннюю феерию. Горы ещё блистают белоснежными вершинами, но долины уже утопают в цветущих деревьях.

8

«Вечерний звон», 1892

На картине изображён Кривозерский монастырь близ города Юрьевец. Пейзаж очень тёплый и умиротворяющий. Лазурное небо и розовые облака отражаются в зеркале реки, которая омывает монастырские угодья. Спокойствие и тишину нарушает вечерний звон монастыря. Этот звон отождествляется с тёплыми лучами заходящего солнца, в которых утопает монастырь.

Это полотно интересно ещё тем, что оно донесло до нас вид уже несуществующей обители. Во времена строительства Горьковского водохранилища в 1950- х годах 20-го столетия монастырь попал под затопление, и этот прекрасный вид навсегда исчез с лица Земли.

9

«У омута», 1892

Летом 1892 года Левитан пишет реку Тьму. Картина «У омута» — крупное (150×209 см) полотно. Оно изображает берег реки, перекрытый плотиной и мостками. Левитану очень понравился этот вид у развалин старой мельницы и омута. Он сделал множество набросков и предварительных этюдных работ, прежде чем окончил эту картину.

Левитан — художник, который всегда мастерски передаёт настроение природы. По своей сути — это драматичный пейзаж. Серое небо и чаща тёмного хвойного леса, изображённая вдалеке за рекой отражаются в её тёмных водах. Это придаёт картине особой угрюмости и тревожности.

10

«Владимирка», 1892

Владимирский тракт, или Владимирка — знаменитая дорога, по которой брели скованные каторжники в Сибирь. Это настоящий исторический пейзаж, окутанный человеческой тоской и болью. Картина имеет сравнительно большие размеры (79×123 см).

Бескрайние просторы среднерусской равнины под огромным, серым, холодным и тяжёлым одеялом неба, и бесконечная пыльная дорога, ведущая за горизонт. Она словно соткана из маленьких троп, вытоптанных тысячами ног каторжан. Вдоль дороги стоит верстовой столб. И тысячи вёрст вокруг пустота, без признаков жизни.

11

«Над вечным покоем», 1894

Путешествуя по Тверской губернии близ озера Удомля, Левитан остановился в имении Островно, где написал своё самое «русское» и большое (150×206 см) полотно «Над вечным покоем». Художник изобразил гигантские, необъятные просторы русской земли, серебристые воды такого же бескрайнего озера и одинокую церквушку на крутом берегу небольшого мыса. Весь этот вид в совокупности с огромным чарующим грозным небом, покрытым тяжёлыми свинцовыми облаками создаёт необычайное, величественное и захватывающее дух впечатление.

Кстати, на most-beauty.ru есть подборка очень красивых пейзажей!

12

«Золотая осень», 1895

Потрясающая природа Тверской губернии, где гостил Исаак Левитан в имении Горки, вдохновила художника на создание нескольких замечательных по красоте пейзажей. Картина «Золотая осень» считается самым лучшим осенним пейзажем художника. Левитан обожал раннюю осень с её буйством и многоцветием палитры. Так написать «пышное природы увяданье», передать настроение, красоту и многоплановость пейзажа смог только Левитан.

13

«Осенний пейзаж с церковью», 1895

Серый осенний день. Жёлтые осины дрожат на ветру, их листва летит по крутому склону. На заднем плане за жёлтыми берёзами и тёмными зарослями облетевших деревьев видны бирюзовые купола церкви. Картина написана пастелью на картоне. Этот материал придаёт пейзажу необычайной нежности, грусти и «воздушности».

14

«Свежий ветер. Волга», 1895

Праздничная, невероятно солнечная картина «Свежий ветер. Волга» кажется очень лёгкой. На картине преобладает огромное голубое небо с белоснежными облаками. Голубые воды Волги покрыты небольшой рябью. Розовые и сиреневые рефлексы на волнах придают Волге торжественности.

В правой части картины изображены баржи, сопровождаемые буксирами. В левой части картины навстречу баржам плывёт теплоход. На переднем плане лодка с рыбаком, над которой вьются чайки. Баржи и буксиры написаны в тёплой коричнево-красной гамме. Белый парус первой баржи надулся от ветра. Борта барж отмечены триколорами двух стран — России и Персии. Эта картина отображает всю мощь и красоту реки, объединяющей разные народы и страны.

15

«Весна. Большая вода», 1897

Яркий солнечный день в период весеннего половодья привлёк художника своей красотой, и в то же время простотой. На картине преобладают оттенки голубого и жёлтого цветов. Полотно очень лиричное и нежное, воспевает красоту русской природы в период весеннего пробуждения.

16

«Озеро. Русь», 1900

Незадолго до своей смерти, Левитан написал последнее крупное пейзажное полотно (149×208 см). В этот период он пишет несколько вариантов картины «Озеро», и окончательным стало полотно «Озеро. Русь». Картина выполнена в необычной «размашистой» технике.

Крупные мазки, казалось бы, положены грубо и хаотично, но стоит сделать шаг от картины, и вся красота осеннего дня начинает сиять голубизной неба, и белых облаков, отражающихся в синеве озера. Вдали, на берегах озера виднеются деревеньки. На переднем плане изображён камыш, колышущийся от ветра. На поверхности воды серебрится крупная рябь.

Ещё картины Левитана:

Нам очень сложно выбрать лучшие картины Левитана среди многих, поэтому ниже мы разместим ещё несколько его картин, но уже без описания.

17

Лилии. Ненюфары, 1895

18

Тишина, 1898

19

Сумерки

20

 После дождя. Плёс, 1889

Послесловие

По мнению most-beauty, среди всех русских пейзажистов этот русский художник еврейского происхождения действительно считается автором самых русских пейзажей. В те времена быть евреем в России было непросто, а чтобы стать великим живописцем необходим был незаурядный талант.

Евреи не имели права покидать черту оседлости, селиться, учиться и работать в столичных и крупных городах. Левитану также не позволялось жить в Москве, и только хлопоты покровителей позволили открыть ему в столице живописную мастерскую. Художник прожил всего 40 лет, но эти года были насыщены путешествиями, постоянными творческими поисками, подарившими нам великие шедевры пейзажной живописи.

Просим вас написать какие картины Левитана произвели на вас наибольшее впечатление?

Сюжет

Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:

Левитан написал десятки пейзажей, но самый известный — «Золотая осень»

Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это ее относят к так называемой оптимистической серии Левитана.

7384dcfa7dcd8c97246d378e3b424aee.jpgПортрет Левитана. Валентин Серов, 1893

Контекст

Левитан работал над картиной в Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.

Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где ее купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырек настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдете «рану» — ее искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.

Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.

257bfc1572c12bb256fffc8e0544a1bd.jpg«Золотая осень», 1896

Судьба художника

Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.

e4139cf610ee5c819276b78cac28a8d2.jpg«Над вечным покоем» (1894)

Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Между тем, именно Левитан ввел моду на Плес, на волжские просторы, леса и поля.

Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевленный тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И все же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — все это был фарс.

a66bdc6d7539886b699e850d1e1fe378.jpg«Владимирка», 1892

Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.

Используемые источники:

  • https://art.mirtesen.ru/blog/43104928838/russkaya-osen-v-tvorchestve-isaaka-levitana
  • https://zen.yandex.com/media/kartinisistoriei/zolotaia-osen-levitana-sdelala-ego-nervy-spokoinee-5d7de4c50ce57b00adef190a
  • https://5sec.info/kartiny/kartina-levitana-zolotaya-osen/
  • https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-levitana.html
  • https://diletant.media/articles/35310718/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт