Замысел комедии «Горе от ума» и комедийная традиция

Замысел комедии «Горе от ума» и комедийная традиция

Во времена Грибоедова на русской сцене господствовали два вида комедий: «легкая комедия» и «комедия нравов». Первая не ставила перед собой цель исправлять нравы, вторая делала такие попытки. Перед началом спектаклей или между актами, в дополнение к основной пьесе зрителей развлекали интермедиями, в которых разыгрывали сцены в духе водевилей. Иногда на театре водевили игрались в качестве самостоятельных произведений.

В некоторых списках комедии «Горе от ума» был предпослан эпиграф чисто водевильного свойства:

Судьба, проказница-шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым счастье от бездумья,

Всем умным – горе от ума.

Замысел комедии с самого начала включал сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и с водевилем. Выражение «горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось водевильного шаловливого оттенка, и его смысл стал более серьезным, более драматичным. Но в окончательном заглавии комедии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. В раннем названии – «Горе уму» подразумевалось, что основным «героем» был просветительский разум, и оно несло гораздо больше философского смысла, намекая на крушение просветительского разума. Чацкий в комедии – носитель отвлеченного ума, его сценический инструмент. Выражение «горе от ума» более связано, по замыслу Грибоедова, с индивидуальным лицом, с Чацким.

В новом заглавии Грибоедов подчеркнул, что Чацкий – главный герой, а ум – одно из его свойств, качеств, определяющее содержание личности и характера. В дальнейшей истории смысл названия «Горе от ума» относили уже не только к Чацкому, но и к автору, самому Грибоедову. Название стало символическим, потому в нем выразилось положение просвещенного и либерального дворянского интеллигента в 1-й четверти XIX в. Многие русские люди того времени могли сказать о себе, что они испытали горе от ума, и не раз сетовали на это обстоятельство. В названии комедии слышались и критика просветительского разума, и праведная досада человека романтической эпохи, не понимаемого обществом. В новом названии комедии есть легкость, но нет шаловливости. Оно удерживает серьезность и драматизм. И главное – в нем заострена парадоксальность: естественно, если причиной горя выступает глупость, но совершенно противоестественно, если причиной этому становится ум.

В окончательном заглавии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. Это значит, что Грибоедов избегал излишней нравоучительности и не питал надежды на возможность исправления пороков комедийным действием и словом. Но драматург изменяет отношение и к легкой, светской, развлекательной комедии. Он устраняет из нее легковесность содержания и сохраняет непринужденный, изящный, эпиграмматический и афористический стиль, живость диалогов и остроту реплик.

Таким образом, Грибоедов воспользовался и комедией нравов, и легкой, светской, развлекательной комедией. Однако ни та, ни другая не могли ему помочь в освещении общественно значимого замысла.

Для воссоздания общественного конфликта Грибоедову понадобилась традиция «высокой» комедии, восходящая к Аристофану, а в новое время – к Мольеру. Как отметил Пушкин, «высокая» комедия близка трагедии, хотя и лишена обязательной для трагедии неумолимой роковой предначертанности судьбы.

Комедия «Горе от ума», содержанием которой стали большие общественные проблемы, написана в традициях жанра «высокой» комедии. Но общественные проблемы составили лишь одну линию конфликта. Другая связана с любовной интригой, и потому жанр «высокой» комедии нуждался в «прививке» комедии нравов и «легкой» комедии.

И те, и другие комедии различались также по форме организации действия. Если конфликт был обусловлен характерами, то такая комедия принадлежала к комедии характеров. Если же конфликт вытекал из положений, в которых оказывались действующие лица, то такая комедия называлась комедией положений. Пример типичной комедии характеров – «Ревизор» Гоголя, а комедии положений – «Стакан воды» французского драматурга Э. Скриба. Конечно, драматурги часто сочетали комедию положений с комедией характеров. В «Горе от ума» есть множество комедийных положений: слов Чацкого не слышит Фамусов, заткнув уши; падает в обморок Софья, услышав о падении Молчалина с лошади, и т. д.). Но в целом «Горе от ума» – комедия характеров, и ее действие развивается из противоречий, связанных с характерами персонажей.

В истории драматургии различались также театр действия (пьесы, более предназначенные для сцены) и «театр слова» (пьесы, более пригодные для чтения). Грибоедов добивался в «Горе от ума» согласия, гармонии между ними, но достичь их в полной мере ему не удалось. Монологи Чацкого обращены к партнерам не содержательно, а только диалогической внешностью[75]. Чацкий обращает содержание диалогов и реплик к нам, зрителям, потому что трудно поверить, будто он надеется вразумить Фамусова, Молчалина, Скалозуба или Репетилова. Монолог по своему месту в сцене двоится: содержательно он обращен к зрителям, формально – к собеседнику. Поэтому каждый монолог Чацкого может рассматриваться не только неотъемлемой частью комедийной сцены, но и независимым от нее, вполне самостоятельным лирическим произведением. Наконец, в монологах Чацкого есть значительная доля авторского присутствия, авторской лирики. Их патетика характеризуется личной страстностью не только героя, но и автора. В этих монологах совмещены пышное красноречие, ораторский талант героя, его неравнодушная натура и одновременно голос автора. Стремясь мотивировать монологи Чацкого его характером, Грибоедов смягчал резонерскую, моралистическую, «учительскую» роль Чацкого.

Помимо комедийных, в создании «Горе от ума» заметно участие и других жанров: гражданской оды, близкой к ней обличительной сатиры. Монологи Чацкого, а отчасти и Фамусова – это своеобразные либо похвальные, либо сатирические оды, исполненные гнева и ярости. Конечно, похвалы Фамусова старым нравам выглядят иронично, но сам герой, произнося их, испытывает неподдельный пафос и нисколько не сомневается в правоте своей патетики.

Кроме «высоких» жанровых форм, легко заметить в «Горе от ума» и «низкие»: эпиграмму на явление или «на лицо», пародию на балладу, на сентиментальные сюжеты и язык. При этом «высокая» комедия мольеровского типа включала публицистику, нравоописание, любовно-психологическую драму, лирическую стихию.

С давних пор у комедийных персонажей имелся устойчивый набор комедийных ситуаций, которые авторы варьировали. Со временем сложились легкоузнаваемые и неизменные черты, которыми обладали театральные сценические маски, называемые амплуа. Некоторые актеры исполняли роли (амплуа) первых любовников, другие – добродетельных, но легковерных отцов, третьи – резонеров, насмешливо относящихся к глупостям персонажей и выражающих интересы автора, которые разделяют и зрители. Среди таких постоянных масок, театральных амплуа, была распространена роль служанки, наперсницы госпожи, или, по-театральному, субретки. Черты ее легко угадываются в Лизе, служанке Софьи. Не менее распространено было и амплуа первого любовника. Его роль отведена в комедии Молчалину, но осложнена тем, что совмещена с амплуа глупого любовника. А на маску ложного жениха у Грибоедова претендуют сразу три персонажа: Чацкий, Скалозуб и отчасти Молчалин. Роль ветреной дочери и главной героини играет Софья, а легковерного, но далеко не добродетельного отца – Фамусов. Чацкий напоминает сразу несколько сценических масок, несколько театральных амплуа.

Помимо амплуа злого умника, говоруна, ложного жениха, Чацкий выступает и в роли героя-резонера. Ему доверено в комедии быть рупором авторских идей и насмешливым судьей персонажей. Герой-резонер обычно выведен за пределы комического действия. Над ним по неписаным комедийным правилам запрещено смеяться. Потешаться над персонажами, учить или обличать их может только он. Обычно герой-резонер доносит до зрителя авторские идеи о государственном устройстве или проекты достижения общего блага. Стародум у Фонвизина – классический образец резонера – государственный муж и мудрый учитель жизни, наставник всех положительных персонажей, а через них – зрителей.

Итак, каждый персонаж вмещает различные амплуа, а Чацкий даже четыре: злого умника, говоруна, ложного жениха и героя-резонера. Грибоедов сопрягает разные маски в одном образе. И эта комбинация разных амплуа, порой противоречащих друг другу, создает особых героев, непохожих на персонажей прежних комедий. Такая непохожесть усиливается благодаря своеобразию национально-исторического содержания комедии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

<xml><w><w>Normal<w>false<w>false<w>false<w>RU<w>X-NONE<w>X-NONE<w>MicrosoftInternetExplorer4</w></w></w></w></w></w></w></w></w></xml>Griboedov%2B003.jpg<xml><w><w>Normal<w>false<w>false<w>false<w>RU<w>X-NONE<w>X-NONE</w></w></w></w></w></w></w></w></xml>Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибо­едова в то время, когда в России в ответ на уси­ление правительственной реакции стали зарож­даться тайные политические общества. Столкно­вение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основу его комедии; это придало ей социально-политический характер. Комедия Грибоедова отразила всё усиливающуюся в русском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борьба явля­ется основным двигателем действия пьесы. Но выступление Чац­кого против фамусовского общества осложняется его любовной драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне свя­заны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а переплетаясь и осложняя друг друга.Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно ярко сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идей­ного замысла — дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение «века нынеш­него» с «веком минувшим».Идейно-тематическое содержание комедии «Горе от ума».Проблема(проблематика)— вопрос(вопросы), требующий разрешения): проблему крепостного права и взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической Рос­сии, просвещения и культуры, связи интеллигенции снародом, ложного иистинного патриотизма. Этапроблематика придала комедииострыйполитическийхарактер,сделавеё произведе­нием, которое, ещё не будучи напечатанным, разошлось в тыся­чах экземпляров рукописных списков не только в столицах, нои в провинциальных городах.Но само заглавие комедии указывает, что автор включил в со­держание «Горя от ума» ещё одну проблему. Грибоедов показы­вает горе умного человека, который принуждён жить в крепост­ническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление чело­века к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества. Причиной трагедии Чацкого являются его передовые взгляды, ум и благородные стремления. Всё это не только не ценится в фамусовском обществе, но отвергается, больше того — пресле­дуется им. Человек может быть принят в этом дворянском обще­стве, лишь отказавшись от своих взглядов в угоду господствую­щим, подчинившись традициям этого общества. Такая перемена произошла, например, с Софьей и с бывшим товарищем Чацко­го по военной службе Горичем.Фамусовскоеобщество.Идейно-тематическоесодержаниекомедиираскрывается в её образахи в развитии — действия. Большое количество действующих лиц, представ­ляющих московское дворянское общество, дополняется так называемыми внесценическими образами, т. е. такими персо­нажами(Персонаж — действующее лицо и пьесе, произведении), которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаём по рассказам действующих лиц. Так, к фамусовскому об­ществу относятся такие внесценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», поме­щик — любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти обраИдейный замысел комедии и её композиция.Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибо­едова в то время, когда в России в ответ на уси­ление правительственной реакции стали зарож­даться тайные политические общества. Столкно­вение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основу его комедии; это придало ей социально-политический характер. Комедия Грибоедова отразила всё усиливающуюся в русском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борьба явля­ется основным двигателем действия пьесы. Но выступление Чац­кого против фамусовского общества осложняется его любовной драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне свя­заны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а переплетаясь и осложняя друг друга.Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно ярко сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идей­ного замысла — дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение «века нынеш­него» с «веком минувшим».Идейно-тематическое содержание комедии «Горе от ума».В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших для его времени проблем(Проблема  (проблематика)— вопрос   (вопросы), требующий разрешения): проблему крепостного права и взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической Рос­сии, прозы позволили Грибоедову раздвинуть рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу и придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, которое даёт широчайшую кар­тину всей русской жизни 10—20-х годов XIXвека, верно воспро­изводя ту общественную борьбу, которая с большой силой раз­вернулась в это время во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенны­ми людьми и крепостниками, оплотом старины.Остановимся прежде на защитниках старины, на консерва­тивной массе дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Как характеризует его Грибоедов?1.Люди фамусовского круга, особенно старшее поколение, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостни­ческого строя, заядлыми реакционерами-крепостниками. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. С благоговением вспоминает Фаму­сов о дворе царицы. Говоря о вельможе Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет двор Екатерины новому придворно­му кругу:Тогда не то, что ныне:При государыне служил Екатерине.А в те поры все важны! в сорок пуд…Раскланяйся,тупеем ‘не кивнут.Вельможав случае2, темпаче,Не как другой, и пил и ел иначе.Тот же Фамусов несколько позднее говорит о недовольстве старичков новыми временами, политикой молодого царя, кажу­щейся им либеральной3:А наши старички? — Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово — приговор,—Ведь столбовые все, в ус никого не дуют, И об правительстве иной раз так толкуют,Что если б кто подслушал их… беда! Не то, чтоб новизны вводили,— никогда, Спаси нас боже!.. Нет…Как раз новизны-то и боятся эти «прямые канцлеры в отстав­ке по уму», враги свободной жизни, которые свои «сужденья чер­пают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма». На первых порах царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старичкам свободомыс­лящими, они в виде протеста ушли со службы. Так поступил из­вестный адмирал Шишков, вернувшийся к государственной дея­тельности только тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Таких Шишковых особенно много было в Москве. Они и задавали здесь тон жизни; Фамусов убеждён, «что без них не обойдётся дело», они будут определять политику.2.Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:Вот, например, у нас уж исстари ведётся,Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберётсяДуш тысячки две родовых,Тот и жених. Другой хоть прытчебудь, надутый всяким чванством,Пускай себе разумником слыви, Ав семью не включат, на нас не подиви, Ведь только здесь ешё и дорожат дворянством.Это говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и кня­гиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не бо­гат, она перестаёт им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлёстова с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!»3.Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не разспасавших ему честь и жизнь, обменял на трёх борзых собак. Хлёстова приез­жает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит швейцару Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!»4.Цель в жизни для Фамусова и его гостей — карьера, по­чести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора,— вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой ме­шок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе по­нимается только как источник дохода, средство достижения чи­нов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фаму­сов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Он сам в этом признаётся:                                                 А у меня, что дело, что не дело.Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.Занимая важный пост «управляющего в казённом месте» (вероятно, начальника архива), Фамусов пристраивает у себя своих родственников:При мнеслужащие чужие очень редки:Всё больше сестрины, свояченицы детки…Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,Ну как не порадеть родному человечку!..Протекция, кумовство — обычное явление в мире Фамусовых. Не об интересах государства, а о личной пользе заботятся Фа­мусовы. Так обстоит дело на гражданской службе, но то же ви­дим мы и среди военных. Полковник Скалозуб, как бы вторя Фамусову, заявляет:Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы.Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объ­ясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятель­ства ему благоприятствуют:Довольно счастлив я в товарищах моих,— Вакансии какраз открыты: То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.5.Карьеризм4, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность — все характерные черты чиновничьего мира то­го времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.Начав свою службу в Твери, Молчалин, не то мелкий дворя­нин, не то разночинец, благодаря покровительству Фамусова был переведён в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чинов­ника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:                            А впрочем, он дойдёт до степеней известных,                             Ведь нынче любят бессловесных.Такие ловкие секретари в тот «век покорности и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких постов по службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:Секретари его все хамы, все продажны,Людишки,  пишущая тварь,Все вышли в знать, все нынче важны.У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение подслужиться к влиятельным лицам, пол­наянеразборчивость в средствах для достижения своей цели, от­сутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему это­му два «таланта» — «умеренность и аккуратность».Griboedov%2B005.jpg6.Консервативное общество Фамусовых-крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе против идей и взглядов Чацкого, который кажется им вольнодумцем, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «вольности», революционных идей все они видят в просвещении, то общим фронтом они и выступают против наук, учебных заведений, про­свещения вообще. Фамусов поучает:Ученье — вот чума, учёность — вот причина,Что нынче пуще,  чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений.Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:Уж коли зло пресечь:Забрать все книги бы да сжечь.Фамусову вторит Скалозуб:Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий,— Там будут лишь учить  по-нашему: раз,  два, А книги сохранят так:  для  больших оказий.Против рассадников просвещения — «пансионов, школ, ли­цеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверьи профессора», выступают и Хлёстова, и княгиня Тугоуховская.7.Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возму­щается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворя­не отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства приви­валось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», приви­вался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил».Таково же фамусовское общество, которое с такимхудожест­венным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массыдворян-кре­постников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных5 образах. Каждый из них — правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

показывая

В своей статье «О пьесах» Горький писал: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобре­ли на сцене, в изображении её артистов, художественную цен­ность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каж­дой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна… Возьмём для примера героев наших прекрасных комедий: Фаму­сова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Город­ничего, Расплюева и т. д.,— каждая из этих фигур создана не­большим количеством слов и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе».ПРИМЕЧАНИЯ1Тупей—взбитый пучок волос (причёска).2Вельможа в случае — царский любимец, 3Либеральный (здесь) — поощряющий свободомыслие.4Карьеризм — погоня за личными успехами, за выдвижением по службе.5Индивидуализировать — выделятьизокружающейсреды, свойства, присущие именно данному лицу. С.М.Флоринский «Учебное пособие по русской литературе»ВЫПОЛНИ  ЗАДАНИЯ  ВИКТОРИНЫhttp://LearningApps.org/view1285890http://learningapps.org/display?v=pxajn0hr316

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является сатирическим произведением, высмеивающим нравы аристократического общества Москвы во времена крепостничества. Проведя анализ произведения, можно обнаружить, что образцом для написания этой комедии послужила пьеса Мольера «Мизантроп». Ниже приведен один из вариантов анализа комедии по плану. Этот материал может помочь понять смысл «Горя от ума», выделить основную мысль комедии, и сделать правильный вывод, при подготовке к уроку по литературе в 9 классе, и самостоятельной подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Год написания – 1822-1824

История создания – Желание Грибоедова создать новое направление в литературе посредством соединения различных стилей.

Тема – Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой.

Композиция – Комедия состоит из четырех актов, умело соединенных в единый сценарий, где некоторые уместные интервалы придают пьесе особую ритмичность и своеобразный темп. Действие пьесы движется по нарастающей, в четвертом акте развитие ускоряется, и стремительно движется к финалу.

Жанр – Пьеса. Сам Грибоедов считал, что первое написание этого произведения было более значимым, но для постановки его на сцене, ему пришлось упростить комедию. По мнению критиков, это не просто комедия, а реалистичные зарисовки из обычной общественной жизни, сыгранные на сцене.

Направление – Классицизм и реализм. В традиционное классическое направление, Грибоедов уверенно ввел смелое реалистическое решение, создав необычное жанровое разнообразие.

История создания

История создания «Горе от ума» относится к периоду возвращения писателя из Персии в Тифлис, в Москве был завершен начальный вариант комедии. В Москве Грибоедов имел возможность наблюдать за нравами дворянского общества, и герои его произведения получили реалистические образы. Смелая идея социально – политического характера охватывает целое поколение людей эпохи декабристского движения.

К созданию именно такой комедии, Грибоедова подтолкнул случай, имевший место на одном из аристократических раутов. Писатель заметил, с каким подобострастием и лицемерием, высшее общество лебезит перед представителем иностранного государства. Пылкий человек, имеющий более прогрессивные взгляды на жизнь, Грибоедов резко высказался по этому поводу. Лицемерные гости отнеслись к высказыванию молодого писателя с осуждением, быстро распространив слухи о его сумасшествии. Грибоедов решил высмеять общепринятые пороки общества, борьбу прогрессивных и консервативных взглядов, и начал работу над пьесой.

Тема

В комедии «Горе от ума» анализ произведения дает возможность выделить множество тем, задействованных автором. Злободневные проблемы той эпохи, затронутые Грибоедовым, были встречены цензурой в штыки. Главная тема «Горе от ума» – это пороки общества, пустившие глубокие корни и цветущие пышным цветом. Лицемерие и бюрократизм, чванство и чинопочитание, любовь к иностранщине – все это имеет место в пьесе Грибоедова.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями. Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

Сама идея пьесы уже заложена в ее названии. Прогрессивные взгляды Чацкого не соответствуют общепринятым нормам консервативного дворянства, и общество обвиняет его в безумстве. Обвинить в безумстве легче, чем менять свою тихую обывательскую жизнь в соответствии с новыми веяниями времени, ведь это коснется не только личного мирка каждого, но и общества в целом, касаясь множество и других сфер жизни. Надо будет пересматривать и национально-культурные, и бытовые, и политические вопросы, менять все устройство жизни.

Композиция

Особенность композиции текста пьесы Грибоедова состоит в ее целостной завершенности. Уверенная и смелая подача действий, яркие образы, параллельное и симметричное развитие двух сюжетных линий, общественной и личной – в целом все это выливается в единый, динамичный сценарий.

Разделение пьесы на четыре действия, явилось грибоедовским нововведением в создание этого жанра. Отказ от общепринятого механизма создания пьесы, новизна подачи материала – все это вызвало потрясение зрителей, и сделало произведение Грибоедова бессмертным.

Особенности композиции пьесы, вызвали недружелюбное отношение критики, и эти же особенности выявили в авторе великий талант поэтического мастерства.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Горя от ума».

Жанр

Невозможно одним словом определить жанр «Горе от ума». Мнения критиков, при таком жанровом своеобразии произведения, во многом расходятся в его оценке. Пьесы Грибоедова можно отнести как к жанру комедии, так и к жанру драмы, общая суть произведения от этого не меняется. Социальный и любовный конфликты идут параллельно друг другу, они тесно взаимосвязаны между собой, и не приводят к логическому завершению. И в том, и в другом конфликте, каждая сторона противоборствующих сил остается при своем мнении, не находя понимания со стороны оппонента. Развитие сразу двух конфликтов не укладывается в рамки традиционного классицизма, и пьеса имеет, наряду с ним, ярко выраженное реалистическое начало.

Пьеса Грибоедова является одним из самых цитируемых произведений русской классики, фразы из которой стали крылатыми, и разлетелись по всему миру, не теряя своей актуальности и поныне.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://history.wikireading.ru/144707
  • https://galina-galina-kravchenko.blogspot.com/2016/12/blog-post.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/analiz-proizvedeniya-griboedova.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт