Век нынешний и век минувший (таблица) А.С Грибоедов «Горе от ума»

illjustracija-Gore-ot-uma-Famusov-Sofija-Molchalin-D-Kardovskij.jpg

Комедия «Горе от ума» является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века. В этой статье представлена характеристика героев комедии «Горе от ума» Грибоедова в таблице: образы персонажей, список действующих лиц с кратким описанием.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Характеристика героев комедии «Горе от ума» Грибоедова: образы персонажей

Характеристика героев комедии «Горе от ума»<o>
Чацкий <o> Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин. Он воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий давно влюблен в Софью, на которой надеется жениться. Он – остроумный, гордый человек. Чацкий осуждает нравы и ценности дворянского общества.  <o>Подробнее о Чацком >><o>
Фамусов<o> Павел Афанасьевич Фамусов – московский чиновник, состоятельный помещик. Фамусов – вдовец, воспитывает дочь Софью. Фамусов считает, что главное – это чины, богатство и связи в обществе. Он надеется выдать свою дочь Софью за видного, богатого офицера Скалозуба. <o>Подробнее о Фамусове >><o>
Молчалин<o> Алексей Степанович Молчалин – молодой мужчина, секретарь господина Фамусова. Молчалин – подлый, хитрый, глупый человек. Он старается угодить всем вокруг, чтобы при случае извлечь выгоду и продвинуться по службе. Он встречается с Софьей Фамусовой ради выгоды, хотя на самом деле он влюблен в служанку Лизу. <o>Подробнее о Молчалине >><o>
Софья<o> Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дворянка, привлекательная девушка. Как все барышни ее круга, она знает французский язык, умеет танцевать и играть на музыкальных инструментах. Софья – ветреная девушка. Влюбившись в Молчалина, она встречается с ним по ночам в тайне от отца. В конце концов она узнает, что Молчалин ее обманывает.<o>Подробнее о Софье >><o>
Скалозуб<o> Полковник Сергей Сергеевич Скалозуб – еще не старый офицер, богатый холостяк. Скалозуб – карьерист и «солдафон», его интересует только армия, награды и повышения, и он мечтает дослужиться до генерала. Скалозуб – ограниченный, неглубокий человек. Фамусов надеется выдать свою дочь Софью за богатого Скалозуба. <o>Подробнее о Скалозубе >><o>
Лиза<o> Служанка Лиза (Лизанька) – крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. Лиза – неглупая, но ветреная девушка. Лиза нравится своему хозяину, старику Фамусову. Также в Лизу влюблен Молчалин. Сама Лиза любит буфетчика Петрушу. <o>Подробнее о Лизе >><o>
Репетилов<o> Репетилов – старый приятель Чацкого, дворянин. Репетилов – смешной, неловкий и неуклюжий человек. Он все время врет. Репетилов ведет бурную жизнь, любит бывать на балах и вечерах. Репетилов не смог построить карьеру чиновника. Он – плохой муж и отец. <o>Подробнее о Репетилове >><o>
Загорецкий<o> Антон Антонович Загорецкий – знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Загорецкий – светский человек, он любит бывать на балах и в театре. Загорецкий – вор и сплетник, глупый и поверхностный человек. Он нечестно играет в карты.<o>Подробнее о Загорецком >><o>
Хлестова<o> Анфиса Ниловна Хлестова – родственница Фамусова, сестра его покойной жены. Хлестова знает Чацкого с детства. Старуха Хлестова – злая старая дева, никогда не бывшая за мужем. Когда-то она была фрейлиной при дворе. От скуки одинокая Хлестова содержит у себя дома множество приживалок и собак. <o>Подробнее о Хлестовой >><o>
Платон Михайлович Горич<o> Платон Михайлович Горич – старый друг Чацкого и знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Горич – отставной офицер. Когда-то он был храбрым и сильным офицером. Он женился на молодой женщине, Наталье Дмитриевне и несчастлив с ней в браке, но покорно ездит с ней на балы. <o>Подробнее о Гориче >><o>
Наталья Дмитриевна Горич<o> Наталья Дмитриевна Горич – жена Платона Михайловича Горича, молодая дворянка. Наталья Дмитриевна любит ездить на балы, как все молодые барышни. Она опекает своего мужа до безумия.<o>Подробнее о Наталье Дмитриевне >><o>
Князь Тугоуховский<o> Князь Петр Ильич Тугоуховский – знакомый Фамусова. Тугоуховский – глухой старик, муж княгини Марьи Алексеевны. У него с супругой есть шестеро дочерей, которых они надеются выдать замуж за богатых женихов.<o>Подробнее о князе Тугоуховском >><o>
Княгиня Марья Алексеевна Тугоуховская<o> Княгиня Марья Алексеевна Тугоуховская – жена князя Тугоуховского, знакомая Фамусова. У Марьи Алексеевны и ее мужа есть шесть дочерей, которых они вывозят на все балы и вечера в надежде подобрать им выгодных женихов.  <o>Подробнее о княгине Марье Алексеевне >><o>
Графини Хрюмины<o> Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины – знакомые Фамусова. Графиня-бабушка глуха и стара, но все равно ездит на светские вечера. Графиня-внучка – старая дева, которая не может найти себе жениха. <o>Подробнее о Хрюминых >><o>
Петрушка<o> Петрушка – крепостной крестьянин Фамусова. Петрушка вечно ходит в дырявой одежде, о чем Фамусов говорит в своем монологе: «Петрушка, вечно ты с обновкой…».<o>Подробнее о Петрушке >><o>

Это была таблица с характеристикой героев комедии «Горе от ума» Грибоедова в таблице: образы действующих лиц (персонажей), список героев с описанием.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума» Опубликовано 09.02.2015 — 13:50 —

Данный мытериал включает в себя основные разделы произведения. Благодаря тому, что материал представлен в виде таблицы, ученики его легче воспринимают. Практика показала, что использование таблиц на уроке помогает лучше усвоить тему. Этот материал очень хорошо использовать при подготовке к ЕГЭ по литературе, так как ученику нет необходимости перечитывать заново произведение.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png«Горе от ума» таблица 26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Этапы создания

1821 г. Тифлис — возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.

1823 г. — Москва — С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.

1823 г. июль — имение Бегичева — Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».

1824 г. — Петербург — автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку…»

Середина октября 1824 г. Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).

15 декабря1824 г. в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие.

1833 г. (после гибели Грибоедова) — первое отдельное издание пьесы.

1862 г. — полное, не искаженное цензурой издание.

2. Особенности жанра

Комедия — воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Правила трех единств:

• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

• Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

• Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Признаки комедии реализма

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.

3. Герои пьесы, расстановка сил. Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:

Фамусовское общество:

Павел Афанасьевич Фамусов

Софья Павловна, его дочь

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич

Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович

Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми

Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка

Антон Антонович Загорецкий

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова

Г. Н. и Г. Д.

Петрушка, слуга Фамусова

Репетилов

Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

Александр Андреевич Чацкий

Двоюродный брат Скалозуба

Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»

Краткая характеристика героев

Герой

Краткая характеристика

Павел Афанасьевич Фамусов

фамилия «Фамусов» происходит  от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» — знаменитый, известный

— Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.

—  По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного.

— Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.

— Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец,

— Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам.

— Не лишен практического житейского ума, добродушия.

— Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.

— Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.

— В интонациях хорошо прослеживается отношение Фамусова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье

Алексей Степанович Молчалин

— Низкопоклонник и делец.

— Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие — вот, что составляет основу характера героя.

— Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».

— Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.

— Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели — высокого положения в обществе и материальное благо­получия.

— У него два таланта: «умеренность и аккуратность».

— Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.

Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник.

Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»

— Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».

— В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).

— Высказывает осуждение всяческому образованию и просвещению, осуждая своего двоюродного брата.

— «Созвездие маневров и мазурки».

— Не лишен апломба и высокомерия

Антон Антонович Загорецкий

— «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!».

— «Лгунишка он, картежник, вор».

— Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.

— Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник

— «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», — говорит Горич.

Репетилов

(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»)

— Стремится прослыть передовым человеком.

— Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.

— Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.

— «Шумит и только».

По своему собственному определению — «пустомеля».

Софья Павловна Фамусова

—  Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.

— Насмешлива, мстительна.

— Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.

— Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла».

— «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)

Александр Андреевич Чацкий

Лиза: «…так чувствителен, и весел, и остер…»

Софья: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…»

— Ум Чацкого — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом.

— В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.

— Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.

— Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливости века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».

— Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.

— Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.

4. Конфликты пьесы

Любовный конфликт

Лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев:

Чацкий — Софья

Софья — Молчалин

Молчалин — Лиза

Лиза — буфетчик Петрушка

Социальный конфликт

Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) — Чацкий и внесценические персонажи.

Чацкий и внесценические персонажи

Фамусовское общество

Типичный образ положительного героя — патриот, человек новых взглядов и высокой морали, искренний, честный, бес­компромиссный.

Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и моралью.

Идеалы и ценности

— «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

— «Кто служит делу, а не лицам».

— Все ценности и идеалы жизни прописаны в монологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сводятся к следующему — рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! — что за тузы в Москве живут и умирают».

— Я перед родней, где встретиться, ползком.

— Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь.

Чацкий о Фамусовском обществе

Фамусовское общество о Чацком

-Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.

— Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

— Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

— О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?

— Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?

— Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

— Как платья, волосы, так и умы коротки!…

— Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.

—  Фамусов:

«Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит».

— Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».

Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на  цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные проблемы, которые представлены в репликах героев.

Философский конфликт (вневременной)

В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.

как Чацкий

как Молчалин

Ум с сердцем не в ладу.

Два таланта — «умеренность и аккуратность».

Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь — путь борца за справедливость (декабрист).

Софья о Молчалине:

— Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.

— А он безмолвием обезоружит…

— От старичков не ступит за порог…

— …Молчит, когда его бранят…

— Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.

— Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь:

— Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

— Надеждами я мало избалован

— Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь;

— А смешивать два эти ремесла — Есть тьма искусников, я не из их числа.

Чацкий о Молчалине:

— Ума в нем только мало.

— Услужлив, скромненький.

— И не богат словами.

— Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

Литературные критики о характере и роли Чацкого:

— А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)

«В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».

— О. М. Сомов 1825 г. «…он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две: заносчивость и нетерпимость».

Молчалин о своих принципах и правилах:

— …частенько там мы покровительство находим, где не метим.

— И награжденья брать и весело пожить.

— Не смею моего сужденья произнесть.

— В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.

— Ведь надобно ж зависеть от других.

— «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была…»

—  Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла.

— Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная таблица Excel. Ввод данных. Оформление таблиц.

План- конспект урока. Дидактический материал к уроку….

Построение таблиц в текстовом редакторе. Использование таблиц для решения задач.

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики. Проведение интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметные связи, где информатика выступает…

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple…

Элементы таблицы Менделеева (Таблица и космос)

Презентация для уроков, а также внеурочной деятельности по химии. Может быть использована как межпредметный материал….

Презентация по химии «Элементы Таблицы Менделеева» (таблица и мифология»

Дополнительный материал для уроков химии и внеурочной деятельности по предмету….

Презентация по химии по теме «Элементы таблицы Менделеева» (таблица и ученые)

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности…

Презентация по химии «Элементы таблицы Менделеева» (таблица и география)

Презентация, которая может быть использована при изучении нового материала на уроках, а также при проведении внеклассных мероприятий…

  • Мне нравится

 

«Горе от ума» – произведение Грибоедова, которое прочно вошло в золотой фонд русской литературы. Персонажи произведения очень яркие и имеют точное описание характера и образов. О персонажах «Горе от ума» таблица может дать наиболее четкую характеристику.

Персонаж

Возраст

Статус

Характерные черты

Чацкий, Александр Андреевич

Еще молодой, но уже взрослый настолько, чтобы не впадать в ребячество.

Имеет приятные черты лица

Дворянин, имеет 300-400 крепостных в подчинении

Остроумный, но гордый. Красноречивый и общительный, но при этом часто острит, может разговаривать в дерзком тоне. Независимый, свободомыслящий человек. Резко осуждает нравы, принципы и ценности, которые присущи дворянскому обществу

Фамусов, Павел Афанасьевич

Средний возраст

Громкий голос, сухое телосложение

Состоятельный помещик, чиновник

Для него главной ценностью является богатство, наличие высоких чинов. Стремится выдать дочь выгодно, подходящей партией для него читает Скалозуба – беглого офицера.

Молчалин, Алексей Степанович

молодой

Неразговорчив, бессловесный, кажется скромным и тихим

Секретарь Фамусова, безродный человек, небогат.

Исполнительный, старается всем угодить, но при этом хитрый, глупый, подлый. Ищет во всем выгоду, даже отношения с Софьей сохраняет только ради выгоды хотя влюблен в служанку.

Фамусова, Софья Павловна

17 лет

Имеет привлекательную внешность

Дворянка

Умна, образована, знает много языков, хорошо танцует и играет на музыкальных инструментах. Она ветренная, способна тайно встречаться с тем, кто ей симпатичен.

Скалозуб, Сергей Сергеевич

Мужчина среднего возраста

Высокий, статный, имеет лицо и голос героя. Говорит басом.

Офицер, богат

Карьерист, интересуется только армией и победами, мечтает стать генералом.

Щеголь, модник, следит за своей внешностью.

Лиза

Молодая девушка

Веселая, резвая, суеверная, боязливая.

Служанка

Не глупая, но ветренная, не обделена вниманием мужчин, в нее влюблены Фамусов и Молчалин, но сама она влюблена в буфетчика.

Репетилов

Среднего возраста

Нелепый, неловкий, неуклюжий

Дворянин, дела карьеру чиновника.

Постоянно врет, ведет бурную жизнь, обожает балы и вечеринки. Является плохим семьянином, хотя у него есть жена и дети. Постоянно несет чепуху. Но при всем этом добрый человек.

Характеристика героев «Горе от ума» дает четкое представление о жизни того времени. Большинство героев у Грибоедова не являются положительными. Именно поэтому «Горе от ума» является комедией – на юморе построено высмеивание отрицательных человеческих черт.

Образы персонажей ярко и точно продуманы автором. Они дают особенную жизнь произведению наделяют его индивидуальностью и оригинальной атмосферой.

Данная статья поможет составить таблицу с характеристиками «Горе от ума», написать сочинение с подробным описанием героев, их возраста, статуса, основных особенностей и характерных черт.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

«Горе от ума»

1. Этапы создания.

2. Особенности пьесы.

3. Герои пьесы, расстановка сил.

Павел Афанасьевич Фамусов

Александр Андреевич Чацкий

Софья Павловна Фамусова

Алексей Степанович Молчалин

Сергей Сергеевич Скалозуб

Антон Антонович Загорецкий

Репетилов

4. Конфликты пьесы

Любовный

Социальный

       Философский

1821 г. — Тифлис — возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.
1823 г. — Москва — С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.
1823 г. июль — имение Бегичева — Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает свое окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».
1824 г. — Петербург — автор корректирует ранее написанное, о чем сообщает Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку…»
Середина октября 1824 г. — Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).
15 декабря1824 г. — в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7-10 явления первого акта и третье действие. 
1833 г. (после гибели Грибоедова) — первое отдельное издание пьесы. 
1862 г. — полное, не искаженное цензурой издание.

Комедия — воспроизводит в основном частную жизнь людей с целью осмеяния общественного и человеческого несовершенства. В основе комедии должен лежать конфликт, противоречие. Достаточно часто комедию «Горе от ума» определяют как комедию характеров.

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Правила трех единств:

• Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

• Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

• Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Признаки комедии реализма

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

Все герои пьесы могут быть условно разделены на два лагеря:

Фамусовское общество:

Павел Афанасьевич Фамусов

Софья Павловна, его дочь

Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич

Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович

Тугоуховские, князь и его жена с шестью дочерьми

Хрюмины, графиня бабушка и графиня внучка

Антон Антонович Загорецкий

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова

Г. Н. и Г. Д.

Петрушка, слуга Фамусова

Репетилов

Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:

Александр Андреевич Чацкий

Двоюродный брат Скалозуба

Племянник княгини Тугоуховской, «химик и ботаник»

Краткая характеристика героев

Герой

Краткая характеристика

фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» — знаменитый, известный

? Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем.

? По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, про­грессивного.

? Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства.

? Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец,

? Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам.

? Не лишен практического житейского ума, добродушия.

? Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит.

? Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения.

? В интонациях хорошо прослеживается отношение Фаму­сова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье.

? Низкопоклонник и делец.

? Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие — вот, что составляет основу характера героя.

? Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных».

? Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.

? Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели — высокого положения в обществе и материальное благо­получия.

? У него два таланта: «умеренность и аккуратность».

? Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете.

Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы»

? Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы».

? В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»).

? Высказывает осуждение всяческому образованию и просве­щению, осуждая своего двоюродного брата.

? «Созвездие маневров и мазурки».

? Не лишен апломба и высокомерия.

? «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!».

? «Лгунишка он, картежник, вор».

? Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску.

? Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник

? «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», — говорит Горич.

(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять»)

? Стремится прослыть передовым человеком.

? Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом.

? Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя.

? «Шумит и только».

По своему собственному определению — «пустомеля».

? Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная.

? Насмешлива, мстительна.

? Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца.

? Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характе­ра: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла».

? «Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний»)

Лиза: «…так чувствителен, и весел, и остер…»

Софья: «Остер, умен, крас­норечив, в друзьях особен­но счастлив…»

? Ум Чацкого — могучая сила в борьбе с косностью и деспо­тизмом.

? В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодум­ный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов.

? Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм.

? Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливо­сти века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси».

? Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского.

? Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхо­ждению или количеству крепостных, а за его личные достоинства.

4. Конфликты пьесы

Складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.) — Чацкий и внесценические персонажи.

Чацкий и внесценические персонажи

Фамусовское общество

Типичный образ положительного героя — патриот, человек новых взглядов и высо­кой морали, искренний, честный, бес­компромиссный.

Это общество, состоящее из столь неповторимых по своей индивидуальности людей, объединено общими взглядами на жизнь, принципами и мо­ралью.

Идеалы и ценности

? «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

? «Кто служит делу, а не лицам».

? Все ценности и идеалы жизни прописаны в мо­нологе Фамусова (действие 2, явление 1) и сво­дятся к следующему — рождение в знатной семье (крестины у докторши), сытная и обильная еда (в более широком смысле удовлетворение всех материальных потребностей и запросов (званый обед), а затем смерть с почестями, чтобы о тебе говорили: «Мир ему! — что за тузы в Москве жи­вут и умирают».

? Я перед родней, где встретиться, ползком.

? Ну как не порадеть родному человечку!.. По отцу и сыну честь.

Чацкий о Фамусовском обществе  Фамусовское общество о Чацком
? Хлопочут набирать учителей полки Числом поболее, ценою подешевле.

? Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

? Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

? О! Если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык?

? Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским?

? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

? Как платья, волосы, так и умы коротки!…

? Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья.

? Фамусов:

«Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит».

? Скалозуб о своем двоюродном брате: «Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать».1

Основу социального конфликта составляет резкое расхождение во взглядах на  цель и смысл жизни, на ее ценности, на место человека в обществе и другие злободневные про­блемы, которые представлены в репликах героев.

В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами.

как Чацкий

как Молчалин

Ум с сердцем не в ладу.

Два таланта — «умеренность и аккуратность».

Искренность, прямота, свободомыслие, не приемлет лицемерие и рабство. Защищает благородство, независимость и высоту мысли, истинность чувств. Его путь — путь борца за справедливость (декабрист).

Софья о Молчалине:

? Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.

? А он безмолвием обезоружит…

? От старичков не ступит за порог…

? …Молчит, когда его бранят…

? Он наконец: уступчив, скромен, тих, в лице не тени беспокойства и на душе поступков никаких.

? Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий о своих принципах и взглядах на жизнь:

? Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

? Надеждами я мало избалован

? Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться: дурачусь;

А смешивать два эти ремесла — Есть тьма искусников, я не из их числа.

Чацкий о Молчалине:

? Ума в нем только мало.

? Услужлив, скромненький.

? И не богат словами.

? Он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.

Литературные критики о характере и роли Чацкого:

? А. И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869 г.)

«В его озлобленной, желчной мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки… У него была та беспокойная неугомонность, которая не может выносить диссонанса с окружающим и должна или сломить его, или сломиться».

? О. М. Сомов 1825 г. «…он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не вовсе свободного от слабостей: в нем их две. ..­заносчивость и нетерпимость».

Молчалин о своих принципах и правилах:

? …частенько там мы покровительство находим, где не метим.

? И награжденья брать и весело пожить.

? Не смею моего сужденья произнесть.

? В мои лета не должно сметь свои суждения иметь.

? Ведь надобно ж зависеть от других.

? «Мне завещал отец: Во-первых угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была…»

? Ничтожество всегда стремилось сделать благородство своей жертвой. Этот поединок не прекращается никогда. Ведь человека нельзя освободить от человечности, от протеста против зла.

? Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Оно объявляет благородное безумным, чтобы избавиться от опасности, самоутвердиться.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Теги: Грибоедов | Распечатать 06.25.2012 / 11:42 — Произведения литературы в таблицахИспользуемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/07/geroi-personazhi-gore-ot-uma-harakteristika.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/09/a-s-griboedov-gore-ot-uma-v-tablitse
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/tablica-harakteristika-geroev.html
  • http://5litra.ru/table_lit/689-komediya-as-griboedova-gore-ot-uma-v-tablicah.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт