Содержание
Когда спрашивают, с какого писателя начинается русский современный язык, обычно называют Пушкина. И это не стереотип из школьной программы, это действительно так, поскольку именно в творчестве Александра Сергеевича основные «стихии» литературного языка рубежа XVIII-XIX веков пришли в равновесие и сформировали тот язык, который мы с вами знаем.
До этого уникального синтеза русский язык проявлялся в разных вариантах, среди которых были церковнославянская лексика, европеизмы, стиль карамзинской школы и практически никак не проявивший себя в литературных произведениях народный, просторечный язык.
В творчестве Пушкина все это многообразие стало звучать по-новому. Например, церковнобиблейскую лексику он использовал так:
(Из письма к В.Л. Пушкину, 1816)
Он лишает ее в своих стихотворениях первоначального сакрального смысла, помещая ее в «светские» контексты.
Борьба с повальными заимствованиями
Начиная с 20-х годов, Пушкин снижает степень заимствования слов из французского, ограничиваясь только теми понятиями и обозначениями предметов, которых в русском языке не существовало.
(Евгений Онегин, 1, XXVI)
Однако он призывает при этом избегать заимствования научных иностранных терминов – их следует переводить и перефразировать, чтобы не загромождать русский язык чужими словами. Также он стремится разрушить устоявшиеся кальки из французского языка, манерные метафоры, которыми в то время так активно пользуются русские писатели и поэты. Это приводит к тому, что Пушкин начинает сокращать и собственную письменную речь:
«Дружба, сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. – попросту: дружба».
Просторечия входят в литературу
Пожалуй, наиболее значительное изменение, которое Пушкин привносит в литературный язык – употребление слов из устной живой речи.
(«Граф Нулин»)
За подобные строки Пушкина изрядно критиковали. Ему не хотели прощать появление слов из бытовой реальности в поэтическом тексте. Однако именно благодаря просторечным выражениям и синтаксическим конструкциям устной речи творчество Пушкина приобрело реалистический стиль изображения.
Результатом творческой деятельности Пушкина стало разрушение системы трех стилей, существовавшей в русском языке со времен Ломоносова, и масштабная демократизация литературного языка. Отныне писателям и поэтам открывалось невероятное многообразие национальных стилей для творчества.
«Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением» (И.С. Тургенев).
Виноградов Виктор Владимирович Очерки по истории русского литературного языка XVII- XIX веков
Пушкин с раннего детства дышал воздухом русского «вольтерьянства», отраженной культуры французских салонов XVIIIВ века, рос в атмосфере острых словечек, каламбуров, эпиграмм, пародий, которая господствовала в доме его родителей и вообще в московских литературных и окололитературных кругах. Цель, глубоко осознанная и четко сформулированная для себя Пушкиным, имела непосредственное отношение к его писательскому делу. Чтобы стать наравне с веком, с современностью, надо было достигнуть того же уровня, овладев опытом не только своих русских предшественников, но и опытом величайших достижений мирового (тогда это значило главным образом европейского) искусства слова. Последовательное, все более расширяющееся овладение этим опытом и являет собой развертывание пушкинского творчества в основных его этапах.
Однозначное и глубокое выражение в творчестве Пушкина получил самобытный характер возрожденной русской культуры, который в этом смысле стал подлинным пророком, ясно обозначившим главные темы и главные цели культуры, и тем самым определившим все ее дальнейшее развитие. Эпоха конца XVIII — начала XIX века в Западной Европе была эпохой бурных перемен. С одной стороны, все еще сохранял свое влияние классицизм — новая версия «гармоничной» культуры. Просвещение не столько преодолевало стереотипы классицизма, сколько приспосабливало их к тем задачам, которые составляли содержание просветительского мировоззрения. Основная масса культурной продукции эпохи в той или иной степени был ориентирована именно на образцы, созданные классицизмом. Но, с другой стороны, на стыке двух столетий в культуру Европы стремительно ворвался романтизм, сознательно выступивший против умеренности и рациональности классицизма, попытавшийся обнажить бытие, показать духовное величие человека и трагичность его положения в мире. Классицизм дал русской культуре основу, материал, из которого она могла строить свои собственные, оригинальные художественные формы, романтизм же раскрепостил ее дремлющий творческий потенциал, всецело связанный с глубоким пониманием противоречий бытия. Именно романтизм вызвал бурные процессы в русской культуре, подготовленные почти столетием педантичного восприятия классицизма.
Обе составляющих мы находим в творчестве раннего Пушкина. С одной стороны, он прилежно усваивает приемы поэзии классицизма и, в этом усвоении, в этом ученичестве оттачивает свое поэтическое мастерство. Но подлинная оригинальность Пушкина, его подлинный творческий подъём, истоком своим имеет увлечение романтизмом. Соединение поэтического мастерства, выработанного на основе гармоничных форм классицизма, и художественного дерзания, разбуженного романтизмом, приводит к своеобразной манере пушкинской лирики. Очень быстро Пушкин уходит от буквального подражания классицистским и романтическим образцам; он начинает использовать формы, почти лишенные следов тех заимствований, которые определяли его раннее творчество. Особенно показательно, насколько радикально он преодолевает романтические стереотипы.
Преодолев романтические стереотипы, Пушкин пришел к новаторскому художественному мировоззрению, которое резко отличалось от господствовавшего в культуре Западной Европы той эпохи. Важнейшим рубежом в формировании этого мировоззрения является создание «Евгения Онегина», который стал прообразом нового типа европейского романа. В основе создания романа лежало представление о принципиальной невместимости жизни в литературу и о неисчерпаемости возможностей. Именно в творчестве Пушкина обнаруживается непосредственное продолжение той оригинальной и плодотворной линии развития, которая впервые проявилась в русской иконописи. Пушкин в яркой художественной форме выразил главную черту нашего национального характера — это противоречивое сочетание и взаимодействие в нашей духовности двух отношений к миру. Первое — это любования миром, действительностью, ясного ощущения своей неотъемлемой принадлежности к этой земной действительности. А второе — это столь же ясное ощущение высшей гармонии, страстное желание приобщиться к ней и увидеть весь мир преобразованным в соответствии с неземным идеалом. Такое мировосприятие и было основой творчества Пушкина.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Значение творчества и масштабы гения Пушкина ставят его в ряд величайших и исключительных явлений мировой культуры. За четверть века писательской жизни он, освоив достижения русской и мировой культуры, опыт своих отечественных литературных предшественников и народного творчества, стремительно прошёл несколько литературных эпох — от условных художественных систем XVIII века к развитому реализму, воссоздающему жизнь в её многосторонности. Язык поэта, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, остаётся до сих пор основой русского литературного языка. Произведения А.С Пушкина переведены почти на все языки мира. Пушкиноведение — одна из фундаментальных отраслей русской литературной науки.
Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит нота высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка. Будь-то описание с. Михайловского в стихотворениях или зимнего утра. Достаточно вспомнить знакомые каждому строчки и всё станет ясно. Все эти детали важны не только живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее вечной красоты, соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия и творческого вдохновения. «Чудным мгновеньем» в лирике Пушкина всегда была любовь. Он передал в своей поэзии все оттенки этого чувства: робкую надежду, страсть и отчаяние, благоговение и женственности, светлую печаль воспоминания о любимой женщине. Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божеством вдохновенье — и всегда признательность и благодарность той, чувство к которой заставило сердце биться в упоении и пережить чудное мгновенье. Отсюда — высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике Пушкина.
Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит любовь к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин — гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано — это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам гордиться славой своих предков. По его мнению, уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков. Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов.
Творческая жизнь А.С. Пушкина была не очень долгой, но очень плодотворной, поэтому трудно выбрать в его творчестве самое главное и важное. Но мы постараемся.
Детство и языки Александра Пушкина
Первым языком, который Александр Пушкин впитал с молоком матери, был французский. Это объясняется тем, что в семействе Пушкиных французским языком владели и Сергей Львович, отец поэта и Надежда Осиповна, его мать. Когда Пушкины жили в Санкт-Петербурге, дом Пушкиных был открыт для французских эмигрантов.
Поэтому не удивительно, что в лицее Пушкина прозвали «Французом», и первые стихотворные пробы пера были тоже написаны по-французски.
Лицейское творчество
Лицейская атмосфера благотворно повлияла на расцвет таланта Пушкина. Из воспитанников стихи писали Вильгельм Кюхельбекер, Николай Корсаков, Алексей Илличевский, Антон Дельвиг. На русском языке Пушкин начал писал в лицее. В 1814 году следующие его стихотворения были опубликованы в «Вестнике Европы»:
- «К другу стихотворцу»,
- «Кольна»,
- «Венере от Лаисы, при посвящении ей зеркала»,
- «Опытность» и
- «Блаженство».
Всего, по мнению П. Анненкова в лицейские годы Пушкиным написаны более 120 произведений, в числе которых оды, лирические элегии, эпиграммы.
Самым заметным и важным для Пушкина фактом в лицейской биографии Пушкина является стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое было прочитано на экзамене в присутствии Г.Р. Державина.
Петербург
Именно здесь, между пирами и развлечениями, Пушкин создает произведения, в которых «воспевает свободу миру» и верит в светлое будущее: «Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня» и другие.
В этот период своего литературного творчества Пушкин начинает тяготеть к романтизму и ярко выраженной эмоциональности. В таком духе написаны «Торжество вакха», «Там, у леска, за ближнею долиной», «Жуковскому».
В 1818-20 годы Александр Сергеевич работал над поэмой «Руслан и Людмила», впитавшей в себя национальный колорит русских народных сказок. Пушкин выбирает необычный стиль написания: живой, остроумный – настоящий разговор с читателем. Так тогда никто не писал, и вокруг поэмы начались нешуточные споры.
«Руслан и Людмила» — одно из первых произведений Пушкина, получивших известность и признание на западе. Об этой поэме биограф Пушкина, П. Анненков писал:
Южная ссылка
В сентябре 1820 года Пушкин, впервые увидевший и вдохновленный величием Черного моря, написал стихотворение «Погасло дневное светило». В феврале 1821 года, находясь в деревне Каменка под Киевом, Пушкин завершил «Кавказского пленника».
В 1822 году написана была «Песнь о вещем Олеге».
В Бессарабии Пушкин написал «Братья разбойники» и начал первые строфы «Евгения Онегина», которые завершил, уже будучи в Одессе, в октябре 1823 года. В Одессе были написаны 3 главы «Евгения Онегина» и начаты «Цыганы».
Здесь же был написан «Демон». Закончена романтическая поэма «Бахчисарайский фонтан».
В Михайловском
Находясь в ссылке в Михайловском в 1824 году, Пушкин закончил стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Здесь были написаны несколько глав «Евгения Онегина», «Граф Нулин», был начат и завершен «Борис Годунов».
Осенью 1828 года создана «Полтава». 9 ноября написан «Анчар».
26 декабря 1829 года написано стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных».
Творчество Пушкина в зрелые годы
Свое тридцатилетие Пушкин встретил, ощущая себя зрелым литератором. Он уже распрощался с романтизмом, не покушается более на монархические устои, хотя некоторые поступки власть предержащих его раздражают. Изучая историю пугачевского бунта, Пушкин пришел к выводу: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
В августе 1830 года Пушкин оказался в Болдине, где в течение нескольких месяцев карантина написал:
- «Скупой рыцарь»,
- «Моцарт и Сальери». Опубликован в журнале «Северные цветы за 1832 год;
- «Пир во время чумы»,
- «Дон-Жуан». «Повести Белкина».
В этот же период получивший название «Болдинской осени» были созданы около трех десятков стихотворений. В их числе:
- «Безумных лет угасшее веселье…» (8-го сентября),
- «Разлука» («Для берегов отчизны дальной…»),
- «Мадонна» («Не множеством картин…»).
- «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…») ,
- «Осень» (Октябрь уж наступил).
В 1832 году создана последняя глава «Евгения Онегина». В октябре написана повесть «Дубровский», которую Пушкин предполагал продолжить,
В 1833 году были созданы сказки:
- «О мертвой царевне»,
- «О золотом петушке»
- «О рыбаке и рыбке»,
В том же 1833 году написан «Странник» («Однажды, странствуя среди долины дикой…»). В этот же год закончен «Медный всадник». Подготовлена к печати история Пугачевского бунта.
В 1834 году написана «Пиковая дама».
</ul>
- Закончены повесть «Капитанская дочка», стихотворение: «Я памятник себе воздвиг».
Жизнь поэта прервалась рано и бессмысленно. А сколько еще замечательных произведений он мог создать…
Творчество Пушкина в русской литературе занимает особое место. Вклад писателя, поэта и драматурга неоценим. А. С. Пушкин писал на различные темы, используя при этом различные жанры. Данный материал поможет при подготовке сообщения на урок литературы.
Периодизация
Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.
Основные темы
А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Рассмотрим данные темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.
Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.
В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.
А. С. Пушкин был неравнодушен к красотам природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и лирических произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.
Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Будущее своей страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как прозаические, так и лирические произведения.
Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем своих собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.
Жанровое своеобразие
А. С. Пушкин работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества А. С. Пушкина. Приведем знаменитые художественные произведения писателя и поэта, написанные в определенных жанрах.
Произведения
Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.
Известны всему русскому народу романы А. С. Пушкина «Дубровский», «Арап Петра Великого», а также роман в стихах «Евгений Онегин».
Среди поэм А. С. Пушкина выделяются «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава».
Стихотворения А. С. Пушкина известны каждому русскому человеку с детства: «К***», «Пророк», «К Чаадаеву», «19 октября», «Зимнее утро», «Вольность» и другие.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Творчество Пушкина», рассмотрит периодизацию, основные темы, жанровое своеобразие пушкинского творчества, а также его знаменитые произведения.
Мир пушкинских героев сегодня, через даль времен, по-прежнему близок и дорог нам. Первые представления о доброте, благородстве, чести, гуманности мы черпаем из произведений А. С. Пушкина. Он входит в наш дом с раннего детства. Входит вместе с Балдой и семью братьями-богатырями, золотым петушком и волшебной «государыней рыбкой», Русланом и Людмилой. художественный поэт литература пушкин
Мы старательно изучаем знаменитую пушкинскую «энциклопедию русской жизни» и «Маленькие трагедии», восхищаемся «словом правды народной» и восторгаемся «чудным мгновеньем». «Моцарт и Сальери»… Мудрые слова поэта: «…гений и злодейство — две вещи несовместные» — остаются на века законом жизни и непременным условием художественного творчества. Искусство неподвластно умозрительному расчету — это свободное правление человеческого духа. Дар Моцарта божествен. Его вдохновенная, возвышенная мелодия, летящая от сердца к сердцу, — тайна гения, вечная загадка.
Искусство для Пушкина — это благородное служение добру. Тема добра проходит через все творчество Пушкина. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» — именно в этом видит поэт свое призвание. «Хочу воспеть Свободу миру» — пишет Пушкин в оде «Вольность». Поэт утверждает, что каждый человек имеет право быть счастливым, а счастье невозможно без свободы. В стихотворении «Деревня» Пушкин показывает красоту, богатство, величие и вольность родной русской природы, не может скрыть своего восхищения перед ней.
Но его восторг «мысль ужасная… омрачает». На фоне красоты и совершенства природы он замечает «везде невежества убийственный позор». Поэт пишет: «Здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца». Этими строками Пушкин показывает ненависть и презрение к крепостному праву. Поэт выражает надежду на то, что его родина станет все-таки «отечеством свободы просвещенной», все люди будут свободны и счастливы. Очень много стихотворений Пушкин посвящает своей родине. Дорога и близка нам в творчестве Пушкина и его любовная лирика. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Что может быть прекраснее этих проникновенных пушкинских строк? Кажется, что устами Пушкина говорит сама любовь… «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Евгений Онегин»…
Перечитывать произведения Пушкина можно до бесконечности, каждый раз находя в них что-то новое. Щедрый огонь его таланта проходит сквозь годы, становится ярче и сильнее. Снова и снова, вчитываясь в мудрые, проникновенные строки Пушкина, мы узнаем в великом поэте нашего современника, ведь его нравственные заветы останутся на века, его поэзия будет современна в любую эпоху.
Всегда с именем Пушкина у людей будут связаны такие понятия, как свобода и правда, честь и совесть, любовь и дружба. Именно эти идеалы он принесет и новым поколениям, пробуждая в них «чувства добрые» своей вечно живой лирой. А. Ахматова сказала замечательные слова: «Если бы Пушкина не убили, он жил бы вечно». Сто семьдесят лет… Столько прошло с того последнего, рокового выстрела на Черной речке. Но еще алеют на снегу пятна крови, еще стоит дым от пистолета, еще замерли в испуге секунданты… Тихий задумчивый снег, снег января не торопясь Падает на Петербург: город красив, как во сне. Сани летят вдоль Невы, мимо мостов, вдоль площадей.. Черной крылаткой накрыт, Пушкин спешит на дуэль.
В дни, когда ты печален и огорчен, поэт призывает не грустить, а ждать хорошего от жизни, ведь за черной полосой должна всегда идти белая. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись. В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет! Пушкина ничто не сломило в жизни, кроме смерти. До последних дней своей жизни он оставался таким, каким был. А юношеское желание — умереть любимым — исполнилось… Мне дорого любви моей мученье, Пускай умру, но пусть умру любя! Один умудренный жизнью человек на вопрос: «Для чего мы созданы?» ответил: «Мы созданы чтобы любить и быть любимыми».
У каждого поэта есть страницы, отведенные такому чувству, как любовь. Лирический герой стихотворений Пушкина предстает перед нами страстным и влюбленным. В крови горит огонь желанья, Душа тобой уязвлена, Лобзай меня: твои лобзанья Мне слаще мирра и вина… Всю свою жизнь Пушкин любил. Могу ль на красоту взирать без умиленья, Без робкой нежности и тайного волненья… …А не исправленный стократною обидой, Я новым идолам несу мои мольбы… Что для поэта слава, когда он любит и любим! Для Пушкина не имеют никакого значения хвала или хула его стихов, когда рядом с ним женщина, которая его любит. Когда, любовию и негой упоенный, Безмолвно пред тобою коленопреклоненный… Ты знаешь, милая, желал ли славы я; Скучая суетным прозванием поэта, Устав от бурь, я вовсе не внимал Жужжанью дальному упреков и похвал.
Но любовь приносит с собой не только радостные чувства, но и ревность с бездумными поступками. Однако женщина в его стихах, рожденных ревностью, не унижена, а вознесена. Простишь ли мне ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье? Поэт восхищается красотой, умом, грацией женщины. Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей… Любовь в стихах Александра Сергеевича Пушкина прекрасна и чиста. Даже безответная…
Используемые источники:
- https://zen.yandex.com/media/kotofei/v-chem-znachenie-pushkina-dlia-russkogo-literaturnogo-iazyka-5d8b4a4be882c300afa3f54f
- https://vuzlit.ru/609842/znachenie_tvorchestva_pushkina_russkoy_kulture
- https://poetpushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/tvorchestvo-pushkina-kratko-samoe-glavnoe.html
- https://obrazovaka.ru/essay/pushkin/tvorchestvo-pushkina.html
- https://vuzlit.ru/573180/znachenie_tvorchestva_as_pushkina_dlya_russkoy_literatury