Тайны «Джоконды» – что скрывает знаменитый шедевр?

monaliza.jpg

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

monaliza1.jpg

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.

Удивительно, но до 1911 года портрет Моны Лизы был почти не интересен широкой публике, посетители Лувра проходили мимо нее без особенного внимания.

Самой знаменитой картиной 20-го века «Джоконда» стала после того, как ее украли.

Леонардо оставил «Джоконду» в наследство вместе с виноградником своему ассистенту (а может быть и любовнику тоже), причем во времена Леонардо картина была шире – по бокам Моны Лизы были колонны, которые написал никто иной как Рафаэль, ученик Да Винчи. Считается, что эти колонны обрезал сам Леонардо, посчитав композиционно ошибочными.

Портрет Салаи, ассистента и, вероятно, возлюбленного Да Винчи, первого владельца «Джоконды». Справа — «Айзелуортская Мона Лиза», как считается, ранняя копия Джоконды, на которой видна первоначальная композиция картины, с колоннами по краям.

Затем картину выкупил французский король Франциск I, повесив ее в свое самое любимое помещение дворца Фонтенбло – баню. Людовик XIV перевез «Мону Лизу» в Версаль, а после Французской революции она оказалась в Лувре. Оттуда ее ненадолго забирал Наполеон, но потом она вернулась на свое место, где и провисела весь 19 век.

Франциск I у постели Да Винчи. Картина 19 века, на которой изображена «Джоконда» в интерьере.

Несмотря на такое внимание к картине власть предержащих (ведь ее автором был сам Леонардо, да и формат самый подходящий для интерьера), непрофессиональной публике картина была малознакома. Ее изучали художники и искусствоведы, в Лувре она скромно висела среди двух Мадонн возрождения.

В конце августа 1911 года один из художников пришел в Лувр с целью поработать с произведением Леонардо, но застал на пустом куске стены лишь крючок. Сначала никто не встрепенулся – решили, что картину взяли фотографы или реставраторы Лувра, но ни у кого Джоконды не было, а на черной лестнице нашли раму. До руководства музея дошло – картину украли.

Место в Лувре, откуда похитили картину, и страница газеты того времени.

Французская пресса подняла невообразимую шумиху, подключились искусствоведы – оказывается, они уже давно заметили таинственную улыбку Джоконды и восхищались ею. Была объявлена огромная награда за возвращение, поиск картины превратился в общенациональную кампанию.

Под подозрение попала куча людей, в том числе даже Пабло Пикассо – выяснилось, что его приятель, служащий Лувра, выносил ему какие-то статуэтки из хранилища, для эскизов. Арестовали поэта Гийома Аполлинера, который в запале как-то призывал жечь музеи ради обновления искусства, в общем, шум был невероятный.

Картина как в воду канула.

Директор галереи Уффици с возвращенной картиной

Через два с лишним года директору галереи Уффицы в итальянской Флоренции поступило предложение – принять ту самую Джоконду в экспозицию музея. Потрясенный директор уговорил грабителя отдать ему картину и сдаться полиции.

Так стало известно имя похитителя. Винченцо Перуджа – работник Лувра и итальянский патриот, был уверен, что картину выкрал из Италии Наполеон, и желал возвратить шедевр на родину. Два года он прятал полотно под матрацем, пока не решился вывезти ее в чемодане с двойным дном во Флоренцию.

Признание вора о планах возвращения картины на родину ее автора, где ей, по его мнению, было единственное правильное место, вызвало огромный всплеск симпатии к нему среди итальянцев. Под давлением общественности суд не смог строго наказать похитителя, отсидев всего полгода, Винченцо вышел на свободу. А Джоконда, после небольшой реставрации, громко и торжественно вернулась в Лувр, где ей выделили уже совершенно другое место – как величайшему шедевру и народному достоянию.

Похититель Винченцо Перуджа, фото из материалов дела

У истории был еще один побочный эффект – спор между сторонниками и противниками дактилоскопии разрешился в пользу первых. Оказалось, что следователь по делу о похищении нашел хорошие отпечатки пальцев вора на брошенной раме, но проигнорировал их, т.к. не верил в дактилоскопию. Громкая критика такого отношения к новому методу заставила следователей ударно внедрить его в судопроизводство.

Друзья, как по вашему – какие картины самые-самые знаменитые, кроме «Джоконды» и «Черного квадрата»?

Еще по теме:

Почему старые картины зеленеют

Помните эпизод из фильма «Служебный роман», когда героиня Алисы Фрейндлих бросает взгляд на цифровую репродукцию картины «Джоконда» и говорит, что раньше не замечала его. А меж тем «Мона Лиза», наряду с «Незнакомкой» Ивана Крамского, является одной из самых интерьерных картин в мире. Ее репродукции украшают многочисленные офисные помещения. Мне же посчастливилось лично видеть «Джоконду» в Лувре.  

Автор статьи: Ольга Храбрых

Была ли любовь?

«Песнь торжествующей любви» — так назвали портрет Моны Лизы-Джоконды люди, увидевшие законченный портрет художника Леонардо да Винчи. Он изобразил свой идеал женщины, и тем самым выдал свои чувства.

В 1500 году жители Флоренции выбрали двух самых красивых женщин города: среди девушек — Джиневру, среди замужних — Мону Лизу, третью жену местного ростовщика Франческо дель Джокондо.

Пожилой Франческо был тщеславен и жаден, он заказал именитому художнику Леонардо да Винчи портрет супруги, чтобы запечатлеть ее красоту как повод для гордости. Позднее он продал портрет за баснословную цену (45 000 франков) королю Франции Франциску I.

Читать похожие статьи:

Вокруг художника и натурщицы всегда было много народа, но иногда они оставались одни, и предполагается (никто свечку не держал), что между ними могли возникнуть интимные отношения. Ей было тридцать, ему около пятидесяти. Он был великим мастером, а женщин, как известно, тянет к таланту. Любовь не могла не вспыхнуть. И наглядное свидетельство тому — улыбка-насмешка в уголках губ Моны Лизы.

Журналистский пиар картины

Но история портрета «Джоконда» (1503-1506 гг.) на этом не закончилась. 1 августа 1911 года картину украли из Лувра. Способ кражи был банален (как и при недавней краже Куинджи). Вор спрятался в шкафу, где просидел всю ночь, затем вынул картину из рамы и благополучно покинул здание. Сотрудники галереи не сразу заметили ее отсутствие, и начали поиски только спустя 24 часа.

В 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Для поиска картины французской полицией были сделаны 6,5 тысяч фотографий для распространения на улицах Парижа. Освещение в прессе — вот что сделало картину популярной и знаменитой на весь мир. Французские газеты подготовили целый разворот об истории любви Леонардо к своей натурщице, и миллионы людей увидели в первый раз репродукцию этой картины.

Что касается вора, то это был Винченцо Перуджиа. В декабре 1913 года он отправился во Флоренцию, договорившись с дилером Альфредом Джери о продаже картины за наличные. В отеле, который сейчас носит название «Отель Джоконда», вор был арестован полицией, а картина возращена в музей. Произведение в то время так и не покидало Парижа.

До сих пор эксперты спорят о ее улыбке, которая, как говорил поэт, «обещает неизвестные наслаждения». Кто-то считает эту улыбку застенчивой, иные — высокомерной, у других почему-то возникает ощущение одиночества. Но почему всегда сталкиваешься с эффектом: Джоконда смотрит только на тебя, — в этом и есть основная загадка века.

Кстати, два года назад во Франции эксперты обнаружили портрет обнаженной женщины. Возможно, эта картина, носящая название «Мона Ванна» могла быть эскизом «Моны Лизы».

Картина побывала с выставками во многих странах мира (в 1963 году в США, 1974-м в Японии, а по пути из Японии побывала в музее А. С. Пушкина в Москве). Поездки только закрепили успех и славу картины. С 2005 года в Лувре ей выделили отдельное помещение.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Сюжет

Это портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Ее муж, торговец тканями из Флоренции, очень любил свою третью жену, а потому портрет был заказан у самого Леонардо.

«Мона Лиза». (wikimedia.org)

Женщина сидит на лоджии. Считается, что изначально картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии, от которых в данный момент остались две базы колонн.

Одна из загадок — действительно ли Лиза дель Джокондо изображена на полотне. В том, что эта женщина жила на рубеже 15−16 веков, сомнений нет. Однако некоторые исследователи полагают, что Леонардо писал портрет с нескольких моделей. Как бы то ни было, в итоге получился образ идеальной женщины той эпохи.

Как тут не вспомнить расхожую одно время историю о том, что разглядели медики в портрете. Врачи всевозможных специальностей анализировали картину каждый на свой лад. И в итоге «нашли» у Джоконды столько болезней, что вообще непонятно, как эта женщина могла жить.

Кстати, есть гипотеза, что модель была не женщина, а мужчина. Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. Особенно, если сравнить картину с другой работой да Винчи — «Иоанн Креститель», на которой юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.

«Иоанн Креститель». (wikimedia.org)

Пейзаж за спиной Джоконды кажется мистическим, словно воплощением снов. Он не отвлекает наше внимание, не позволяет взгляду блуждать. Напротив, такой пейзаж заставляет нас полностью погрузиться в созерцание Джоконды.

Да Винчи писал портрет несколько лет. Несмотря на сполна выплаченный гонорар, семья Джокондо заказ так и не получила — художник просто отказался отдавать полотно. Почему — неизвестно. И когда да Винчи уехал из Италии во Францию, то забрал картину с собой, где и продал за очень большие деньги королю Франциску I.

Далее судьба полотна складывалась непросто. Его то восхваляли, то забывали. Но культовым оно стало в начале XX века. В 1911 году разгорелся скандал. Итальянец украл работу Леонардо из Лувра, правда, до сих пор неясна мотивация. Во время расследования под подозрением были даже Пикассо и Аполлинер.

Сальвадор Дали. Автопортрет в образе Моны Лизы, 1954. (wikimedia.org)

СМИ устроили вакханалию: ежедневно и так и сяк обмусоливалось, кто же вор и когда полиция найдет шедевр. По степени сенсационности конкуренцию смог составить только «Титаник».

Черный пиар сделал свое. Картина стала почти иконой, образ Джоконды был растиражирован как загадочный и мистический. Люди с особенно тонкой душевной организацией порой не выдерживали силы новоявленного культа и сходили с ума. Как следствие, «Мону Лизу» ждали приключения — от покушения с кислотой до атаки тяжелыми предметами.

Судьба художника

Живописец, философ, музыкант, естествоиспытатель, инженер. Человек универсальный. Таким был Леонардо. Живопись была для него инструментом универсального познания мира. И именно благодаря ему живопись стали понимать как свободное искусство, а не просто ремесло.

«Франциск I при смерти Леонардо да Винчи» Энгра, 1818. (wikimedia.org)

До него фигуры на картинах были похожи скорее на статуи. Леонардо первым догадался, что на полотне нужна недосказанность — когда форма, как бы прикрытая вуалью, местами словно растворяется в тени. Этот метод называется сфумато. Ему-то Мона Лиза и обязана своей загадочностью.

Уголки губ и глаз прикрыты мягкими тенями. Это создает ощущение недосказанности, выражение улыбки и взгляд ускользают от нас. И чем дольше мы смотрим на полотно, тем сильнее нас завораживает эта загадочность.

«Мона Лиза», «Джоконда» или просто «Мадонна» (с итальянского – моя госпожа) – под такими именами весь мир знает творение великого Леонардо да Винчи (1452-1519). Во времена художника картина называлась «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Годы создания картины точно не известны, ориентировочно она была начата в 1503-1505 годах. Написана на доске, порода дерева – тополь. Размер картины «Мона Лиза» — 76,8 х 53 см. Экспонируется в Лувре.

Содержание

Автор

Несмотря на пропасть в пять столетий, совершенно точно известно, кто написал картину «Мона Лиза». Это Леонардо да Винчи, самый известный, без преувеличения, художник в мире, таланты которого не ограничивались живописью. Он имел очень светлую голову: изобретал и усовершенствовал механизмы, машины и различные инженерные и бытовые приспособления, проектировал строения, составлял географические карты, до тонкостей разбирался в химии и биологии, в совершенстве владел анатомией, виртуозно играл на лире.

До нас дошло всего 19 картин с доказанным авторством да Винчи. Причём картина «Мона Лиза», по свидетельствам биографов, вызывала у художника особую привязанность, как ни одна другая. К ней он всегда торопился, его гнал неутихающий интерес, он вносил детали, обдумывал, а потом излагал свои мысли в «Трактате о живописи». С картиной художник не расставался до самой смерти, коснувшись до неё кистью в последний раз незадолго до кончины.

Героиня и история картины

Лиза дель Герардини (1479-1542 или 1551) принадлежала к знатному, но небогатому флорентийскому роду. В 15 лет по любви вышла замуж – она стала третьей женой Франческо дель Джокондо, торговца тканями со средними доходами. Семья, в которой со временем появилось 6 детей, вела размеренную жизнь. В ту эпоху Флоренция славилась на всю Европу как великолепный город, изобилующий кроме всего прочего и талантами. Неудивительно, что Франческо, породнившись со старинным аристократическим родом супруги, в знак любви к ней заказал именитому художнику её портрет. Можно только предполагать, почему он не выкупил картину: по финансовым ли причинам или сам мастер не пожелал с ней расстаться. Известно, что после нескольких лет работы над портретом Леонардо считал его далёким от завершения и, покидая навсегда Италию в 1516 году, отправился во Францию, захватив с собой и «Мону Лизу».

Обобщённое описание картины «Мона Лиза»

Картина представляет собой поясной портрет. Перед нами молодая женщина на фоне пейзажа. Она вполоборота, с прямой осанкой, но спокойно и без малейшего напряжения сидит в кресле с невысокой спинкой, положив на подлокотник левую руку, а на её запястье правую. Кресло находится на просторном балконе с широким каменным парапетом и колоннами, которые присутствовали по бокам, но по каким-то причинам картина впоследствии была обрезана и утратила их, видны лишь два основания, базы колонн. Пейзаж за спиной героини вызывает удивление – ведь он представляет собой как бы вид с балкона презентабельного здания. Здесь художник прибег к своей излюбленной манере – изображать природу неизведанной и таинственной – он не любил безмятежных пейзажей и идиллических картинок. Так что фоном (линия горизонта довольно высока) стали петляющая дорога, горы, мост, водные потоки – природа уже не первозданна (есть мост), но по-прежнему могуча и грандиозна, словно представлена какая-то стадия сотворения мира, загадочного и постоянно меняющегося. Крупный масштаб изображения женщины на таком выразительном и многозначительном фоне придаёт ей магическое величие. От детального рассмотрения самой героини это впечатление только усиливается.

Взор Мадонны

Взгляд героини – глаза в глаза со зрителем. Ничем не тревожимый и не омрачённый, чуть лукавый, уверенный взгляд счастливой женщины. И кроткий, и внимательный одновременно – посетители Лувра зачастую отмечают, что ловят на себе этот взгляд в любом уголке зала, где выставлена Мона Лиза. Да, по ощущениям именно сама героиня, словно живая, наблюдает за сегодняшними посетителями музея. Как делала это предыдущие пятьсот лет, оглядывая заходящих то в мастерскую да Винчи, то в залы дворцов – где она только не была за это время.

Улыбка

Почти отсутствующие брови (была мода выбривать их), чистый лоб, мягкие линии щёк, аккуратный носик. Но улыбка… Фраза «улыбка Моны Лизы» стала просто крылатым выражением, оборотом речи, точно передающим и выразительность, и эмоциональную окраску. Навряд ли найдётся женщина на планете, которая втайне или открыто хоть раз в жизни не пыталась так же сложить губки, чтобы добиться подобного эффекта и очаровать кого-нибудь желанного. Непостижимая улыбка – по-женски обворожительная и чарующая, вместе с тем есть в ней что-то божественное… Действительно, Бог создал женщину.

Причёска и наряд

Тёмные волосы, разделённые пробором, под прозрачной невесомой вуалью. Они свободными лёгкими волнами ниспадают на плечи. Причёска в целом выглядит очень скромно и бесхитростно.

Небольшой вырез платья открывает нежную шею и молодую грудь женщины. Присборенный лиф платья из мягкой тёмно-зелёной ткани оторочен золотисто-коричневой тесьмой и украшен вышивкой по контуру выреза. Кстати, возможно, Леонардо да Винчи в этих завитушках зашифровал собственную подпись – «vincolare» (с итальянского вязать, завязывать) звучит почти в унисон с фамилией мастера. Нежный жгут такой же ткани перекинут через плечо. Золотисто-коричневые рукава достаточно широки, чтобы чувствовать себя в платье свободно и комфортно, о чём говорит множество мягких складок, искусно выписанных художником.

Линии прядей волос, вуали и мягкой ткани гармонично перекликаются с извилистыми элементами пейзажа и соединяют героиню картины с природой.

Нежные руки

Мягкие линии кистей с длинными изящными пальцами определённо передают ощущение бархатной тёплой кожи. Это определённо руки чуткой любящей жены и ласковой матери. Их спокойное расслабленное положение придаёт портрету естественность и делает героиню более земной. Сомкнутость ухоженных рук и некоторое выделение их светом заставляет зрителя обращать внимание на них, но не только.

Безупречная композиция

Руки, вовлечённые мудрым художником в геометрически продуманную композицию, собирают образ воедино и побуждают, не отрывая взгляда, внимательно и подетально изучать картину в целом.

Являясь признанным идеальным творением Высокого Ренессанса, картина наглядно демонстрирует эффект от гармоничного и рационального расположения женской фигуры в четырёхугольнике с вытянутой вверх вершиной – от шедевра трудно отвернуться.

Техника живописи

В начале XVI века Леонардо да Винчи уже зрелый и опытный мастер. Проторенные дороги в художественном искусстве его не интересовали – нужна была радикально новая задача. И художник обрёл её в лице Моны Лизы, образ которой воспламенил в живописце жгучий профессиональный азарт – красавица должна была ожить на картине.

Может, художник и потратил на неё немало лет, и прикипел к ней, потому что действительно одухотворил свою модель, наделил характером, сознанием, сделал её подверженной смене настроений?

Основным средством биения жизни в картине стал приём сфумато – источник и главный герой в создании и влажного взора Моны Лизы, и её неуловимой улыбки, и приятного жеста рук. Чудесное сфумато – изобретение Леонардо. Это лёгкое марево, намёк на туманность, которая, как влажный воздух, касается абсолютно всего на картине и на минимальный процент смещает, размывает контуры, которые напрочь теряют чёткость и определённость. В отличие от места и значения самого шедевра в мировом искусстве.

Чем дольше смотришь, тем больше вопросов

Совершенно однозначно, творение Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — величайшее достижение художника и драгоценное достояние счастливого человечества, имеющего возможность созерцать её. Можно по-разному к ней относиться – именно к ней, к героине картины, имеют претензии недовольные критики внешности (что совсем смешно – в разные эпохи менялись идеалы), сумасброды, воры, маньяки и прочие неадекватные личности, от которых Лувр защищает картину, демонстрируя её только в пуленепробиваемом стеклянном коробе. Но все нападки лишь доказывают, что Мона Лиза, как живая, способна вызывать в людях реальные и сильные эмоции. Сбылись желания её гениального создателя.

Смотрите также Bar_Folies-Berg-re-165x110.jpgКартина-загадка «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Манеzavtrak_na_trave-165x110.jpg«Завтрак на траве» Эдуарда Мане — яркий, но тихий бунтabsent-165x110.jpgСекреты картины Пикассо «Любительница абсента»pero_u_arlekin-165x110.jpgПьеро и Арлекин: две противоположности на одном полотнеИспользуемые источники:

  • http://mylouvre.su/мона-лиза/
  • https://zen.yandex.com/media/dombusin_ru/pochemu-djokonda-tak-znamenita-5ea7467036cf6f401e18e62d
  • https://blog.postel-deluxe.ru/lifestyle/lyubil-li-leonardo-da-vinchi-monu-lizu-del-dzhokondu-16042019/
  • https://diletant.media/articles/33156311/
  • https://topkartin.ru/mirovoe-iskustvo/mona-liza

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Litera.site - литературный сайт