Содержание
- 1 Значение «Горе от ума» для русской литературы
- 2 Фигура Чацкого в комедии Грибоедова
- 3 Взаимосвязь Чацкого с другими персонажами
- 4 Значение очерка «Мильон терзаний»
- 5 Отзывы и комментарии
- 6 О чем статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
- 7 Тезисный план по статье «Мильон терзаний»
- 8 Краткое содержание статьи
- 9 Характеристика и оценка критиком героев
- 10 Анализ критической статьи Гончарова по комедии «Горе от ума»
- 11 Еще тесты
- 12 Читайте также
- 13 Анализ статьи Гончарова Мильон терзаний
- 14 Несколько интересных сочинений
«Мильон терзаний» — это критическая статья Ивана Александровича Гончарова на комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Цель этого очерка — попытка донести до читателей смысл произведения через анализ образа Александра Чацкого, а также разобрать отдельные составляющие его композиции: время, место действия и персонажей.
…
Оглавление:
Произведение не сразу было понято даже видными деятелями русской литературы, а потому его однозначно должен был проанализировать другой знаток слова. Вот почему очерк Гончарова стоит читать онлайн. «Мильон терзаний» в кратком изложении представлен ниже.
Значение «Горе от ума» для русской литературы
В качестве названия статьи Гончаров выбрал высказывание Александра Чацкого, одного из центральных действующих лиц комедии. Если взглянуть на эту цитату, сразу станет понятно, о чём идёт речь в этой работе.
Гончаров пишет, что Грибоедову удалось создать персонажей, чьи образы остались актуальными и через 40 лет после создания произведения (первые отрывки «Горе от ума» увидели свет в 1825 году, а статья «Мильон терзаний» — через 46 лет). В этом плане комедия сумела превзойти два других шедевра русской литературы: «Евгения Онегина» Александра Сергеевича Пушкина и «Недоросль»Дениса Ивановича Фонвизина.
Поскольку произведение было очень близко по духу аудитории, оно быстро разошлось на цитаты. После этого оно не только не опошлилось, а даже наоборот — стало ещё ближе к читателю.
Как отмечает Иван Гончаров, Александру Грибоедову удалось отобразить в своей комедии всю эпоху от Екатерины до Николая. При этом атмосфера Москвы, её традиции и нравы, характерные для времени действия «Горе от ума», были представлены автором в образах всего 20 персонажей.
Фигура Чацкого в комедии Грибоедова
В комедии обличаются склонность к чинопочитанию, распространению лживых слухов, объявляются пороками бездействие и пустота. Автор не смог бы это сделать, не будь в произведении образа Александра Андреевича Чацкого.
Он стал не просто главным героем произведения, а фигурой, через которую Грибоедов решил высветить современную ему Москву, а также образ нового человека. Последний появился в русской литературе до пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина, но сумел сохранить актуальность даже спустя годы (в отличие от двух других названных героев).
Автор наделяет Чацкого такими качествами:
- желание развиваться духовно и интеллектуально;
- честолюбие;
- остроумие;
- добросердечность.
Другие герои в мире произведения подвергают Чацкого критике, поскольку он выглядит на их фоне белой вороной. Он открыто выражает своё мнение касательно «старого мира» и нравов, принятых в аристократической Москве, тогда как в этой среде принято общаться в иной манере. Главное, что герой искренне верит в свои идеалы и готов следовать им, несмотря ни на что.
Не удивительно, что даже известные деятели литературы не могли понять мотивацию поступков Чацкого. К примеру, Александр Сергеевич Пушкин не мог объяснить, почему герой Грибоедова не перестаёт высказывать свою точку зрения по тому или иному вопросу, если к нему никто не прислушивается. Тем самым он словно сомневается в адекватности поведения героя. Критик Николай Александрович Добролюбов относится к Чацкому снисходительно, называя его «азартным малым».
Этот персонаж не потерял актуальности и по сей день, потому что такие люди всегда появляются в переходный период от одной эпохи к другой. Психотип такого человека не меняется кардинальным образом с течением времени.
Взаимосвязь Чацкого с другими персонажами
Отношения с Фамусовой
Романтическая линия комедии строится на том, что Чацкий, отложив все свои дела, приезжает в Москву, чтобы признаться в любви семнадцатилетней Софье Фамусовой. Она же решила не развивать отношения с ним.
Чтобы понять мотивы поведения Фамусовой, следует сделать поправку на то, в каких условиях она росла, и что повлияло на становление её личности. С одной стороны, Софья не сумела избежать влияния атмосферы тогдашней Москвы, а с другой, она увлекалась произведениями сентименталистов. Как результат, она выросла инфантильной и чересчур романтизированной.
Фамусова отвергла Чацкого (даже несмотря на то, что он был её первым возлюбленным), поскольку его образ не соответствовал её представлениям о жизни. Это подталкивало девушку к выбору другого человека — Алексея Молчалина (хотя определённую роль здесь сыграло и инстинктивное начало Софьи).
Молчалин как антипод Чацкого
Грибоедов наделил Алексея Степановича Молчалина такими характеристиками:
- сочетание глупости и трусости;
- умеренность и расчётливость;
- склонность к карьеризму (именно такие люди впоследствии становятся бюрократами);
- лицемерие.
Образ Молчалина вызывает отвращение у нравственного человека, но именно такие люди ценились в Москве времён Грибоедова. Власти предпочитают наделять привилегиями и всячески возвышать именно людей с рабским менталитетом, поскольку в дальнейшем ими очень легко управлять.
Значение очерка «Мильон терзаний»
Своей критической статьёй Иван Гончаров хотел обратить внимание на положительные черты образа Чацкого, сформировать положительное впечатление о нём.
Гончаров обратил внимание на то, что главный герой «Горе от ума» способен не только указывать на пороки общества, но и готов действовать во имя трансформации действительности. Следовательно, его можно считать человеком будущего. Чацкий твёрдо уверен в своих убеждениях и способен внушить остальным правоту в своих взглядах. Он показывает, что и один человек способен повлиять на общество, если очень захочет этого.
Отзывы и комментарии
Это интересно
- О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
- Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
- Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
- Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
- Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?
Статья «Мильон терзаний» это критический этюд, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в 1872 году. Является лучшей критической статьей по пьесе А. Грибоедова «Горе от ума».
Мысль о написании статьи возникла у автора ещё в студенческие годы и была результатом многолетних последовательных размышлений о великом произведении.
О чем статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
Если проводить краткий пересказ произведения, в статье говорится преимущественно о Чацком, который является главным персонажем. На него направлен анализ произведения.
Гончаров, описывая Чацкого, характеризует его такими качествами как правдивость и смелость. Никому ещё не удавалось так полно передать образ героя.
Так же Иван Александрович не оставляет без внимания других персонажей пьесы, рассказывает о «двух лагерях» комедии и об «интриге любви» между героями.
«Горе от ума, по мнению Гончарова, отличается живучестью и держится особняком в литературе. В статье автор сравнивает комедию с другими великими литературными произведениями.
Тезисный план по статье «Мильон терзаний»
По критической статье Гончарова пишут сочинения и изложения, раскрывая самые разнообразные вопросы, актуальные и в наше время.
Конспект урока по литературе в 9 классе на указанную тему:
-
Картина «Горе от ума» держится особняком в литературе.
-
«Горе от ума» — комедия, которая никогда не утратит свою жизненность, в отличие от других произведений.
-
Картина разделилась на два лагеря – «лагерь Чацкого» и «лагерь Молчалиных».
-
Без Чацкого в произведении не было бы борьбы нравов в комедии.
-
«Мильон терзаний» — это то, что Чацкий получил как результат своей борьбы.
-
Язык комедии – живая разговорная речь.
Краткое содержание статьи
И. А. Гончаров проводит глубокий анализ произведения «Горе от ума». Автор считает пьесу великой комедией, которую ждала эпоха.
Статья отражает общественно-политическую жизнь России того времени. Самое главное в произведении это общество, которое нуждается в людях, готовых к свершениям и самопожертвованию.
Единственной надеждой России были люди благородного дворянского сословия. Обществу необходимо было свежее видение мира.
Чацкий был единственным добропорядочным представителем данного сословия в пьесе. Его не устраивает лживое, безнравственное окружение, он не боится поменять старые устои. Главная мысль произведения — это противопоставление двух лагерей, старых и новых устоев.
Ленивое, самовлюбленное дворянство нарекает Чацкого сумасшедшим. Настаивает, чтобы он не разрушал старые и удобные порядки. Это является закономерным, потому что даже многие великие писатели относятся к Чацкому с некой иронией, отмечая, что он говорит сам с собой и не замечает реакцию окружающих.
Характеристика и оценка критиком героев
Каждый персонаж из пьесы переживает своё горе. Характерные черты каждого действующего лица и их описание помогут заполнить таблицу по критической статье.
Софья
Софья Павловна Фамусова — одна из героинь комедии, она не занимает ни одну сторону из двух лагерей. Тем самым можно сказать, что Софья не имеет своего мнения.
Ей неинтересна общественно-политическая жизнь страны, что вполне нормально для молодой девушки того времени. Но если пронести образ Софьи сквозь века, она является нейтральным персонажем. Она живёт в поисках идеала из французских книг, под который подходил Молчалин.
Гончаров жалеет Софью и говорит о том, что ей досталось тяжелее всего, ведь она действительно любила Чацкого и характеризует героиню, как нежную, мечтательную и неглупую.
Цитата из статьи Гончарова:
Чацкий
Иван Александрович характеризует Чацкого как персонажа, который сделал произведение «Горе от ума» бессмертным. Его образ можно связать с умными людьми того времени и настоящего,
Чацкий не боялся заводить «опасные разговоры» и быть неудобным для своего окружения. Его главной задачей было добиться истины.
Чацкий не находит в своем окружении поддержки и уезжает, увозя с собой миллион терзаний.
Гончаров о Чацком:
Молчалин
Противоположностью Чацкого является Алексей Степанович. Гончаров описывает его как человека с набором негативных качеств.
Главной задачей автора было показать, что Россия Молчалиных придёт в конечном итоге к страшному концу. Подлый, притворный, лживый и трусливый – основные черты героя.
Прямая цитата из статьи о Молчалине:
Фамусов
Павел Афанасьевич — представитель дворянского сословия с устаревшими взглядами. Чацкий вступает в конфликт с Фамусовым, и они всё время критикуют друг друга.
Гончаров говорит про Фамусова как об одном из цельных и понятных персонажей. Уверенный, самодовольный, с фундаментальным складом ума, для которого все неровности России являются обыденностью и привычной нормой.
Такие, как Фамусов, спокойно смотрят на взяточничество и безалаберно относятся к своей работе.
Цитата из критической статьи Гончарова И. А.:
Анализ критической статьи Гончарова по комедии «Горе от ума»
В статье «Мильон терзаний» Гончаров сравнивает между собой персонажей пьесы «Горе от ума» и Печорина с Онегиным. Говорит о том, что указанные образы отходят на второй план.
Если Чацкий это живой персонаж и настоящий борец за справедливость, то герои Пушкина и Лермонтова думают только лишь о собственном комфорте.
Сокращение статьи «Мильон терзаний» не позволяет в полной мере оценить этот гениальный критический этюд Гончарова. Для составления собственного мнения и анализа, рекомендуется прочитать статью в оригинале.
Статьи по теме:
Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума
Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума»
Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный»
Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«Горе от ума» — краткое содержание ? пьесы А. С. Грибоедова
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Биография И.А. Гончарова
В
Побывав в 1871 году на спектакле В«Горе от умаВ» Александринского театра, писатель в кругу друзей поделился своими мыслями. Им удалось убедить Ивана Александровича записать собственные размышления. Статья, подписанная инициалами В«И.Г.В», имела большой успех. Редактор В«Вестника ЕвропыВ» М.М. Стасюлевич спустя четыре года решил переиздать ее с тем произведением, рецензией на которое она являлась. Узнав об этом, требовательный к себе Гончаров всполошился: В«Но так отдельно, на виду, да еще рядом с пиэсой – не годится, не годится!В» Потребовались долгие уговоры. Статья появилась вновь только в 1881 году. Этот В«критический этюдВ» носил название «Мильон терзаний», без него немыслимо теперь прочтение великой пьесы.
Гончаров совершает глубокий вдумчивый разбор В«тонкой, умной, изящной и страстной комедииВ». Отталкиваясь от названия комедии Грибоедова, он предлагает свое программное заглавие «Мильон терзаний» вЂ“ тоже цитату, и дальнейший разбор подчиняет его раскрытию. Кто среди персонажей обречен на терзания? В чем они заключаются? Оправданны ли они? Идеалы Чацкого в высшей степени благородны, конкретны, В«определительныВ». Это идеалы гуманности, близкие писателю, да и всякой независимой личности: «…Это – свобода от всех <…> цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – В«вперить в науки ум, алчущий познанийВ», или беспрепятственно предаваться В«искусствам творческим…» <…>, и – ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободыВ». Чацкий привлекает писателя нравственной силой и энергией деятельности. Эту нравственную правоту ощущают остальные герои, и если борются, изворачиваются, клевещут – В«от страха за себя, за свое безмятежно-праздное существование…» Разбор пьесы Гончаров завершает отточенным в своей убедительности выводом: В«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежейВ». Хотя Фамусова Чацкий В«не образумил, не отрезвил и не исправилВ» – все же В«покой его возмутился со всех сторон – и поневоле заставит кое о чем подумать…». То же самое можно сказать о Молчалине (и не о нем одном): В«Маска сдернута <…> и ему, как пойманному вору, надо прятаться в уголВ». Чацкому и его В«боюВ» Гончаров придает значение конфликта своего времени. События, свершившиеся В«в один день, в одном домеВ» – В«отразились на всей Москве и РоссииВ».
В Чацком Гончаров видит вечный тип, подобный В«сервантесовскому Дон-КихотуВ» и В«шекспировскому ГамлетуВ». В«Много можно бы привести Чацких, – замечает Иван Александрович, – являвшихся на очередной смене эпохи поколения – в борьбах за идею, за дело, за правду <…>, за новый порядок, на всех ступенях, во всех слоях русской жизни и труда <…>. О многих из них хранится свежее предание, других мы видели и знали, а иные еще продолжают борьбуВ».
Останавливая внимание на Чацком-человеке, Гончаров дает тонкое психологическое истолкование его поступков, неизменно вытекающих из отвергнутой любви к Софье. Анализируя каждую, на первый взгляд странную и нелогичную его фразу, любое движение, писатель доказывает, что иначе не мог поступить в данных обстоятельствах влюбленный. Тонкий поэтический этюд – характеристика Софьи. Рассмотрение поступков и речей самого сложного персонажа комедии автор рецензии основывает на двух бесспорных наблюдениях. Что-то было в этой девушке, что неотразимо привлекло незаурядного человека – В«недаром любил ее и ЧацкийВ». Это определило завязку. А в финале В«ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой В«мильон терзанийВ». Как истинный реалист, Гончаров отмечает то влияние, какое на героиню оказала среда, В«воспитаниеВ» в В«снотворном застоеВ». И предлагает за этим разглядеть В«ее собственную, личную ее физиономиюВ». Итог размышлений вновь несокрушимо убедителен. Иван Александрович привлекает главным доказательством непосредственное впечатление зрителя: «… ней (Софье) есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света <…>. Она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство…В»
Гончаров не довольствуется рассмотрением одного текста комедии. Он живо представляет себе, как эта В«пиэсаВ» играется и будет играться на сцене. Писатель высказывает итоговый совет, своеобразное В«замечание для господ актеровВ»: В«Актер, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, с какими должен быть произнесен каждый стих: это значит додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии пушкинского и грибоедовского языкаВ».
Гончаров по болезни не смог приехать в 1880 году в Москву на открытие памятника горячо любимому им Пушкину. В ответном письме устроителям праздника он писал: В«Не случись этой невзгоды со мной, я счел бы святою своею обязанностью, без всяких напоминаний, у подножья памятника, в Москве, вместе с другими писателями поклониться памяти нашего общего великого образца и моего особенноВ». Писатель не смог В«поклонитьсяВ» учителю физически. Но Гончаров продлил его память в своих статьях: В«Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообщеВ» («Мильон терзаний»). В статье В«Лучше поздно, чем никогдаВ» звучит та же мысль: «…От Пушкина и Гоголя в русской литературе <…> никуда не уйдешь. Даже Лермонтов, фигура колоссальная, весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина <…>. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства <…>, как в Аристотеле крылись семена, зародыши и намеки почти на все последовавшие ветви знания и наукиВ».
В
в–єЧитайте также другие статьи о жизни писателя И.А. Гончарова и анализ его произведений:
в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Анализ статьи Гончарова Мильон терзаний
Иван Гончаров назвал свою статью, посвященную произведению Грибоедова «Горе от ума» «Мильон терзаний». Такое необычное название заимствовано им из рассматриваемой комедии. Множественные сомнения терзают главного героя Чацкого.
Не случаен, выбранный автором жанр статьи. Критический этюд подразумевает рассмотрение одного конкретного вопроса. Внимательный читатель может заметить, что статья Гончарова имеет сходство с художественным этюдом, который обычно делают живописцы в процессе работы над будущей картиной. В этом значении в этюде прорисовывается конкретный предмет, позволяя разглядеть все детали и впоследствии связать увиденное с целостной картиной, как итогом авторского замысла. Этюд «Мильон терзаний» — это попытка глубокого анализа «Горя от ума».
На какие вопросы проливает свет автор статьи? С момента своего написания, на протяжении нескольких десятков лет комедия Грибоедова вновь и вновь играется в различных театрах, фразы из нее давно «разобраны на цитаты», отображая нравы общества начала 19 века, его основные типажи. Гончаров убежден, что смысл и художественные достоинства произведения намного глубже, чем принято считать.
Напомним, что «Горе от ума» было написано между 1815-1820 годами. Это было время либеральных идей, сторонниками которых, как правило, выступали молодые дворяне. В этом контексте вполне естественным выглядит противопоставление века нынешнего и века минувшего, старого уклада жизни и новых идей.
Что собой представляет Чацкий? Гончаров видит в нем уникальный тип разумной личности, он «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Этот герой – яркий представитель нового времени, а новизна часто пугает, нарушает привычный образ жизни. Так происходит и в «Горе от ума». Его приезд в Москву становится громом среди ясного неба.
«Мильон терзаний» — это вполне конкретные напутствия для актеров, играющих данную пьесу. Гончаров призывает их к глубокому художественному пониманию произведения, уходу от банального изображения характеров, привычек и манер старомосковского общества.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Почему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну Ольге Ильинской↑ ГончаровАнализ романа Гончарова Обрыв →
Анализ статьи Гончарова Мильон терзаний
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Семьи в романе Толстого Анна Каренина
Лев Николаевич Толстой наблюдал непростое время в окружающем его обществе, люди были разобщены. И лишь семейные отношения могли противопоставить что-либо проблемам внешнего мира
- Главные герои произведения Маугли
В раннем детстве, еще годовалого, его уносит тигр, но в результате счастливого стечения обстоятельств он остается в живых. Маугли принимают в свою семью, а затем и в стаю, волки
- Анализ рассказа Шукшина Стенька Разин
Особенностью рассказов Шукшина является использование образов, так называемых чудиков. Есть даже рассказ с именно этим названием, а Стенька Разин продолжает тему. Здесь главным героем выступает молодой парень Васека
- Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Вместе с резким Базаровым молодое поколение представляет Аркадий Кирсанов. Это юный человек, который изо всех сил ищет признание в окружающем мире.
- Сочинение Клим Чугункин в повести Собачье сердце (Образ и характеристика)
Михаил Афанасьевич Булгаков получил заслуженную славу не только благодаря роману «Мастер и Маргарита», но и после публикации произведения под названием «Собачье сердце».
Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Какую задачу ставит себе гончаров в статье мильон терзаний …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по литературеКошик біленький денце золоте в полі при дорозі сонечко цвіте. Що це?Ответы (2)О чем мечтают герои рассказа «Старуха Изергиль»?Ответы (1)Есть ли пословицы похожие на пословицу Счастлив тот кто думает о благе другихОтветы (1)Домашнее сочинение о чём комедия Фонвизина НедоросльОтветы (1)Описать что такое штурманская школаОтветы (1)Используемые источники:
- https://obrazovanie.guru/literatura/statya-i-a-goncharova-milon-terzanij-kratkoe-soderzhanie.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/milon-terzaniy.html
- https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2726-goncharov___kritik__kriticheskii_etyud_milon_terzanii_na_pesu_griboedova_gore_ot_uma.html
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/goncharov/analiz-stati-goncharova-milon-terzanij
- https://urokam.net/literatura/5008426.html