Содержание
Содержание:
Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни.
В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком.
Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами.
Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.
Суть общественного конфликта
Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий.
Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию.
Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.
Поведение
Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым.
Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы.
Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.
Взгляды
Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.
Чацкий |
Фамусов |
|
Понимание слова «ум» |
Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний». |
В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни. |
Характер героев |
Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек. |
О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей. |
Отношение к людям |
Для Фамусова существуют чёткие критерии, по которым он судит людей. Среди них нет достоинства, чести. Чем человек богаче и выше по служебной лестнице, тем более он значим в глазах этого персонажа, и наоборот. Для него не существует таких ценностей, как любовь, семейное счастье. Для дочери он планирует брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он ей. |
|
Отношение к богатству, чинам |
Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства. |
Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных. |
Отношение к службе |
Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры. |
Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем. |
Отношение к крепостному праву |
Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков. |
Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей. |
Отношение к иностранному |
Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков». |
Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком. |
Отношение к образованию |
Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан. |
Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений». |
Занятия и времяпрепровождение |
Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму. |
Любит праздность, мотовство, пир. |
Идеалы |
Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что. |
Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб». |
Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне.
Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Вопросы | Чатский | Фамусов и его окружение |
Отношение к народу и крепостному праву | «…чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев»«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» | «И будь не я, коптел бы ты в Твери» (Фамусов) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (Лиза) «От суки я взяла с собой арапку-девку да собачку» (старуха Хлестова) |
Отношение к идеалам | «Не надо много образца, когда в глазах пример отца. Учились бы на старших глядя» | |
Отношение к просвещению | «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдётся… пожар!»«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле… нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к службе | «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»»Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа» | |
Отношение к иностранному | «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.» | «Дверь отперта для званных и незваных, особенно для иностранных.» |
Отношение к богатствам и чинам | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»»Кто другой так мирно всё уладит! Там моську вовремя погладит! Там впору карточку вотрет! В нем Загорецкий не умрет» | «Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад» (Фамусов) «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» (Скалозуб) |
Отношение к любви, браку, семейному счастью | «…Лицо святейшей богомолки! ..-И всё-таки я вас без памяти люблю» | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»»Кто беден, тот тебе не пара» |
Понимание слова «ум» | «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Поверили глупцы, другим передают, старухи вмиг тревогу бьют, и вот общественное мненье» | «Ах, злые языки страшнее пистолета» (Молчалин) «человек он светский, отъявленный мошенник, плут» (Платон Михайлыч) «Учёностью меня не обморочишь… Я князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам, он в три шеренги вас построит, а пикните, так мигом успокоит» (Скалозуб) . |
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».
Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
Выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>
- <label>В 17 веке;</label>
- <label>В 18 веке;</label>
- <label>В 19 веке;</label>
- <label>В 20 веке.</label>
(новая вкладка)
Литература+123 года назадОтветы на вопрос | 3Лучший ответ
Чацкий | Фамусов, фамусовское общество | |
Отношение к народу и крепостному праву | ||
Отношение к любви: | Чацкий- Искренность чуства | Фамусов- Любовь-притворство,брак по расчёту. |
Отношение к идеалам: | идеал Чацкого-свободная независемая личность,чуждая рабской приниженности. | идеал Фамусова-вельможа екатеринского века,»охотники поподличать» |
К службе: | “В чины выводит кто и пенсии дает!”. | “Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный”. |
Отношение к образованию: | «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к богатству, чинам: | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Иностранцам и иностранному: | ||
Отношение к идеалам | ||
Отношение к просвещению |
3 года назад3 года назад
Характеристики | Чацкий (Век нынешний) | Фамусов, фамусовское общество (Век минувший) |
Отношение к богатству, к чинам | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Отношение к службе | «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» | «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» |
Отношение к иностранному | «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» | «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» |
Отношение к образованию | «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к крепостному праву | «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» | Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. |
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению | «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» | «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» |
Отношение к кумовству, протекции | «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» | “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” |
Отношение к свободе суждений | «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» | Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений |
Отношение к любви | Искренность чувства | «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» |
Идеалы | Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. | Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» |
3 года назад+15Сторона равностороннего треугольника равна 28дм. Математика3 года назад+14Замените данные словосочетания синонемичнымиРусский язык3 года назад+14Помагите решить пожалуйста ! 1. Какое количество вещества соответствует 306 г оксида алюминия Al2О3? 2. Рассчитайте массу 4 моль азотной кислоты HNO3.Химия3 года назад+13№5 Make the sentences negative.Write all possible forms.(Поставьте предложения в отрицательную форму. Написать все возможные формы) 1.There is some milk in the bottle. 2.There are two chairs and one armchair in the setting room. 3.There are three apples and one pear in the box. 4.There is some g…Английский язык3 года назад+1353.как построить треугольник,если заданы середины его сторон?Геометрия3 года назад
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- Горе от ума
- Смысл жизни для Фамусова и для Чацкого
На уроках литературы мы изучили замечательное произведение Грибоедова «Горе от ума». Его смысл отражается уже в самом названии. На протяжении всей комедии мы наблюдаем за Фамусовым и Чацким, их поступками, мыслями и образом жизни.
Фамусов и Чацкий — два главных героя произведения, которые абсолютно противоположны друг другу по складу характера. У них совершенно разные взгляды на окружающих их людей, на предметы, на события. Это все выражается в спорах между ними, в которых они отстаивают каждый собственную точку зрения. Чацкий высмеивает тот уклад жизни, который сформировался в той среде, обитателем которой является Фамусов. А тот, в свою очередь, хвалит его и ненавидит все, что могло бы как-то разрушить этот совершенный для Фамусова уклад.
В спорах можно увидеть характер каждого. Характер Чацкого намного решительнее, чем у Фамусова. Чацкий уверен в себе, как человек обладающий умом, а Фамусов, как человек, обладающий хорошим состоянием. Это порождает в нем любовь к деньгам. Даже свою дочь Софью он выдает за того, у кого кошелёк по-толще. И Фамусов и Чацкий настолько противоположны, что к любым вещам у них никогда не бывает одинакового отношения. Даже к жизни они относятся по-разному.
Для Фамусова в жизни главное накопить капитал, разбогатеть, сделать свою жизнь беззаботной и счастливой. Чацкий же хочет наполнить свою жизнь смыслом, и, благодаря этому, его будут уважать и уважать не за деньги, которые играют и вовремя решающую роль, а за знания, за поступки. Но для каждого одно остается неизменным: каждый хочет прожить такую жизнь, которой можно было бы гордиться. Смысл жизни для Чацкого — доказать всем , что как бы хороша ни была жизнь, надо стремиться к ее совершенствованию, нельзя оставаться на достигнутом. А смысл жизни для Фамусова — это набить толстый кошелек, обзавестись детьми, переженить их и беззаботно умереть.
<glav>Другие сочинения:</glav>← Почему Чацкий обречен на одиночество↑ Горе от ума
Смысл жизни для Фамусова и для Чацкого
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Письмо маме
Дорогая мамочка, сегодня ровно три месяца, как ты поцеловала меня и уехала в твою важную командировку. Не думай, все у нас хорошо, мы с папой уже почти научились готовить завтрак и убирать за собой
- Сочинение Портрет и внешность Ильи Обломова
Одним из основных персонажей романа «Обломов» Гончарова является Илья Обломов. Данный персонаж показан в романе как мужчина тридцати двух летнего возраста, который имел не очень невысокий рост и серого цвета глаза
- Сочинение Примеры сострадания из жизни
Наверное почти каждый человек когда-нибудь испытывал сострадание или сочувствие к другому человеку или существу. Так как можно описать сострадание? Когда человек способен прочувствовать всю боль другого человека
- Образ и характеристика Акимыча из рассказа Кукла Носова
В рассказе «Кукла» повествование идёт о бывшем фронтовике. Акимыч – так зовут главного героя, был ранен в бою и тяжело контужен. Последствия контузии периодически сказывались на поведении героя
- Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает
Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.
Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/chatskiy-i-famusov.html
- http://sam-ltd.ru/2018/10/11/2528/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/chackij-famusov-v-komedii-sravnitelnaya-harakteristika.html
- https://gitun.com/q/11277
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/sochineniya-po-proizvedeniyu-gore-ot-uma/sochinenie-na-temu-smyisl-zhizni-dlya-famusova-i-dlya-chaczkogo